Деньги

Миронов капитанская дочка характеристика. 

/ / / Семья Мироновых в повести Пушкина «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин, в своей повести « » раскрывает самые накипевшие проблемы того времени. Это место «маленьких» людей в обществе, а также их влияние на ход развития исторических событий. Это нравственные взаимоотношения в сложных и жестоких условиях. Это тема любви, которая является вечной.

Самым ярким проявлением нравственной проблемы является семья Мироновых. Состоит она из Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны и их дочери Маши. Глава семьи – Иван Кузьмич получает офицерское звание за проявленное мужество в сражениях против врагов отечества. Он является простым, «своим» человеком. Такой же была и его жена Василиса Егоровна. Оба героя в своих речах и высказываниях часто используют простецкие, народные выражения – «небось», «негоже». Живет семья Мироновых бедно, в скромном домике, без роскоши. Но, это не мешает всем членам семьи быть дружными и родными.

Семья Мироновых очень схожа с семьей , поэтому Петра так радушно приняли в близкие круги. В семье Мироновых все стоят друг за друга. Среди них действует принцип: «вместе жить, так вместе и умирать».

Несмотря на патриархальный утрой в семье, важное значение имеет слово Василисы Егоровны. Она частенько управляет и командует Иваном Кузьмичом, решает его служебные дела и вопросы, как свои кулинарные задачи. Но, она не выглядит сварливой и грубой женщиной. Так происходит потому, что в отношениях Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны торжествует любовь и взаимное согласие.

Иван Миронов на протяжении всей своей жизни отстаивает честь и долг офицера, он предан родине, верен присяге. Даже в самую трудную минуту, находясь под пытками врага, он проявляет мужество и смелость. Даже перед смертью, Иван Кузьмич высказал протест самозванцу . Его жена – Василиса Егоровна тоже была убита злодеями лже-царя. И таких простых, народных, героических людей было много в то время. И всех их постигала та же участь.

Взяла от родителей самые лучшие качества - скромность, простоту, народность. Она нравилась всем, с кем встречалась. Это была прелестная, милая девушка, которую Савельич кликал «божьим ангелом». Ее судьба также была наполнена трудностями. Маша теряет родителей и становится сиротой. Она находится в плену, терпит издевки , но все равно не сдается. Спасает Машу из плена Петр Гринев. И они обретают счастье, ведь любят друг друга.

Семья Мироновых – состояла из сердечных, добрых и хороших людей, которые любили и дорожили друг другом.

При рассмотрении образа капитана Миронова исследователи, стремясь подчеркнуть художественную удачу Пушкина, обычно ссылаются па мнение Гоголя. Высоко ценя “Капитанскую дочку”, он утверждал, что пушкинский роман “решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде”. При этом, по мнению Гоголя, главная заслуга Пушкина состоит в создании русских характеров. Что имел в виду Гоголь? “В первый раз выступили истинно русские характеры-простои комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее” .

В самом деле, “честный и добрый”, скромный, лишенный амбиции и честолюбия, “беспечный”, готовый подчиняться жене (“Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домком”), капитан Миронов был мужественным солдатом, получившим офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками.

Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Оп не способен па измену и предательство – примет смерть, по не изменит, но отступится от исполнения службы, В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер.

Таков Миронов, ценимый Гоголем. Многое в его оценке справедливо, верно угадано. И все же нельзя смотреть на Миронова глазами Гоголя, да еще Гоголя 1846 года, когда было высказано приведенное суждение (из статьи “В нем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность”). Именно в это время Гоголь считал нужным распространять и утверждать миф о примирении Пушкина с Николаем, о благоговейном отношении поэта к самодержавию.

В рамках этих убеждений Гоголя и следует воспринимать восхищение Мироновым, образцовым исполнителем своего долга перед государыней императрицей. Характерно, что в 1833 году Гоголь, прочтя “Историю Пугачева”, пришел в восторг от образа Пугачева. В 1846 году он Пугачева не вспомнил, а на первое место в романе выдвинул Миронова.

На капитана Миронова мы обязаны смотреть глазами Пушкина. Созданный им образ и богаче, и сложнее, и, главное, драматичнее, чем его понимал и толковал Гоголь.

Изучение жизни русского парода помогло Пушкину понять сложность и динамичность такой категории, как национальный характер, волновавший и русских писателей XVIII века, и декабристов. Национальный характер каждого народа самобытен и неповторим, как самобытны и неповторимы историческая судьба каждой нации и пути ее развития. Он изменчив, никогда не окостеневает, не превращается в некую метафизическую п устойчивую совокупность заданных “по природе” качеств и психологических свойств, он постоянно развивается, в зависимости от меняющихся общественных, социальных и исторических обстоятельств жизни папин. Условия жизни и поднимают к высоким нравственным нормам, и они же, в других обстоятельствах, оказываются силой, искажающей человеческую натуру вообще и “русскую душу” в частности. Церковь с ее проповедью смирения, политическое бесправие и деспотизм власти навязывали личности чувство униженности, холопства и страха.

Уже во время восстания Пугачева обострился интерес литературы к жизни парода, его судьбе и его истории. Вопрос о национальном характере приобретал политическое значение. Понимание его сложности и многогранности приводило к желанию выявить и обозначить главное в этом характере. При этом понимание “главного” – “хорошего” и “плохого” – в национальном характере подсказывалось и классовыми интересами, и потребностями цолитического момента. Так появилось представление о двух доминантах как двух полюсах национального характера – мятежности и смирения, послушания. Естественно, при таком подходе в многогранном содержании национального характера акцентировалось внимание лишь па некоторых, правда, ведущих его свойствах.

Общественному обнаружению этого всеобщего интереса к русскому национальному характеру и определению его доминант способствовало выступление Фонвизина. В 1783 году писатель послал в правительственный журнал “Собеседник любителей российского слова” “Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание”. Среди “вопросов” был и такой: “В чем состоит наш национальный характер?” На пего ответила сама императрица Екатерина II: “В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании…”

Писатели, и в первую очередь Радищев, давали противоположный ответ: в мятежности, в вольнолюбии. Пушкин отлично знал мысли и Фонвизина, и Радищева, а “Несколько вопросов…” он даже перепечатал в “Современнике” (во втором номере за 1836 год). Образцовое послушание составляет существо русского характера Ивана Кузмича Миронова. Комендант Белогорской крепости лишь по службе принадлежит к правительственному лагерю – он выходец из народа и связан с ним и воззрениями, и традициями, и образом мышления. “Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”.

Образцовое послушание Миронова для Пушкина по добродетель, но тот психологический склад, который ему навязывается. В послушании фокусировались предрассудки исторически складывающегося национального характера. Добрый по природе он буднично прост в своей жестокости, когда отдает приказ пытать башкирца. Он храбр, деятелен, но все его действия не освещены сознанием. Восстание Пугачева сделало его участником исторических событий – он ни разу не задумался о том, что происходит; им движет образцовое послушание своему начальству, своей государыне. Послушание открывает нам плененную мысль. Отражая приступ мятежников, Миронов проявляет героизм, но защита крепости не воодушевляет его, по поднимает к новой жизни.

Всмотримся в эту сцену. Миронов готовит гарнизон к вылазке против отрядов Пугачева. “Ну, ребята,- сказал комендант; – теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!

Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. “Что ж вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузмич. – Умирать, так умирать: дело служивое!” Призыв Миронова не выражает его убеждений. Это увещевание исполнить службу. Оттого ни героическая вылазка лишь трех офицеров, пи приказ коменданта не находят отклика у солдат гарнизона. Нет ни в этом призыве, ни в личном примере Ивана Кузмича той увлекающей и возбуждающей силы, которая преображает человека, открывая в нем скрытые нравственные резервы богатой личности.

Иначе изобразил Пушкин последние минуты жизни коменданта. Поведение Миронова под виселицей не может не вызвать восхищения – он тверд в своих ответах и решении принять смерть, по не изменить присяге и долгу. Верность и спокойное мужество перед лицом смерти совершенно с новой стороны раскрывают нам характер старого солдата Миронова.

После смерти в первый и последний раз русский человек, капитан Миронов, предстал перед читателем, овеянный поэзией прощания народа со своим сыном, И в этом прощании отдавалась дань всему лучшему в погибшем – о плохом не вспоминалось, народ отпускал грехи усопшему. Ему, народу, самому предстояло решать свое будущее, преодолевать драму своей исторической судьбы.

(No Ratings Yet)

Образ капитана Миронова в романе “Капитанская дочка”

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Семья капитана миронова в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” рассказывает...
  2. Вспомним, как живут старики Гриневы и пошлый, недалекий губернатор Оренбурга, как, например, изображается военный совет в Оренбурге. Заседание это нарисовано...
  3. Историческая обусловленность (а потому и оправданность) восстания угнетенных – таков первый вывод, сделанный автором “Истории Пугачева”. Оттого становилась ясной коренная...
  4. В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой...
  5. Литература реалистическая, по словам Щедрина, провидит законы будущего. Оттого, указывал он, Пушкина отличает стремление “проникнуть в тайности современности” . Как...
  6. Повесть А. С. Пушкина ” Капитанская дочка “, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и...
  7. Сочинения по литературе: Женские образы в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в...
  8. Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма...
  9. Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям...
  10. Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он “безмолвствует”, видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и...
  11. Тема крестьянских восстаний, затронутая в “Дубровском”, естественно обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Пол “адумывает писать “Историю Пугачева”. Он едет...
  12. Пугачев вошел в роман поэтически – из “тайного места”, из метели. Прозаический его разговор с ямщиком обретает вещий смысл. Неизвестный...
  13. В “Капитанской дочке” Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа освещается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии,...
  14. За многие десятилетия изучения “Капитанской дочки” па эти вопросы давались самые различные и часто противоречивые ответы. В конце XIX века,...

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» Пушкина «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей».

Рассказ о семье капитана Миронова в повести Пушкина «Капитанская дочка» начинается лишь в третьей главе, которой предпослан эпиграф: «Старинные люди, мой батюшка». Он взят из комедии Фонвизина «Недоросль», в которой дается сатирическая характеристика российского дворянства XVIII века. Может быть, и Пушкин, продолжая фонвизинские традиции, собирается нарисовать в своей повести сатирический портрет семьи коменданта Белогорской крепости капитана Миронова?

Безусловно, в обрисовке жизни крепости, характеристике членов семьи Мироновых зачастую встречаются комические элементы. Чего только стоит описание крепости: вместо грозного военного сооружения, которое молодой офицер Гринев, приехавший сюда служить, ожидает увидеть, - «деревушка, окруженная бревенчатым забором», где по улицам бродят свиньи, а единственной приметой военного быта была старенькая пушка, да и то забитая мусором. Под стать такой крепости и ее защитники: «двадцать стареньких инвалидов с длинными косами», которыми командует капитан Миронов, бодрый старик, высокого роста, облаченный в колпак и «китайчатый халат». И немудрено, что в такой крепости всем заправляет не столько комендант, сколько его жена - Василиса Егоровна, женщина простая и властная, с твердым, решительным характером. Вот как она браво отдает приказ поручику Ивану Игнатьичу, «кривому старику», насчет того, как поступить с подравшимися обитателями крепости: «Разбери Прохора с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи».

И все же даже интонация описания жизни Белогорской крепости и семьи Мироновых говорит нам о том, что здесь используется именно юмор, причем достаточно добродушный, мягкий - так посмеиваются над старинным приятелем, другом. Так почему же все-таки эпиграф Пушкин находит в одном из самых известных остросатирических произведений русской литературы XVIII века? Как вообще писатель относится к этому «веку минувшему», который с легкой руки грибоедовского Чацкого мы привыкли воспринимать исключительно критически?

Для Пушкина это не совсем так. Конечно, мы помним его сатирическую характеристику такого вельможи Екатерининской эпохи, как Троекурова из «Дубровского». Но XVIII век - это и время Петра 1, Ломоносова, Суворова и многих других замечательных русских людей, которыми Пушкин восхищался и гордился, с огромным интересом относясь к истории Отечества, к своей родословной, в которой он особо выделял своего прадеда - знаменитого «арапа Петра Великого». Пушкин с уважением относился к прошедшей эпохе и «старинным людям», жившим в ней. Более того, он находил в них такие черты, которые были утрачены его современниками: простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное - неукоснительная верность долгу, честь и достоинство. И вот этими замечательными качествами Пушкин наделяет всех в семье капитана Миронова, верного защитника государства, которому он присягнул, смелого и решительного человека, сложившего свою голову, но не изменившего долгу.

Казалось бы, странное сочетание мы видим в этом человеке: черты героической личности и какая-то особая простота, «домашность». Но в 30-е годы Пушкин ищет свой идеал среди простых русских людей, а вовсе не в романтических героях. И таков в «Капитанской дочке» не только доблестный капитан Миронов. Достаточно вспомнить изображенную несколько ранее семью Гриневых. Недаром Петруша Гринев, так поначалу разочарованный Белогорской крепостью, вскоре стал чувствовать себя здесь, как дома. Радушная семья Мироновых приняла его запросто, «как бы век была знакома». Василиса Егоровна, старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и, как мы узнаем в дальнейшем, верную и преданную подругу жизни. И это не кажется странным: только такая дочь и могла быть в семье капитана Миронова.

Лишь один из обитателей Белогорской крепости ярко противопоставляется Мироновым и очень критично о них отзывается, называя Машу «совершенною дурочкою». Это Швабрин, высланный сюда за дуэль из Петербурга. Вот он, человек нового поколения, без стыда и совести, способный на любую подлость и предательство и без колебаний изменяющий присяге. Нет, конечно, не его имел Пушкин в виду, ставя эпиграфом ко всей повести слова пословицы: «Береги честь смолоду». Но зато их с полным правом можно отнести к каждому из семьи капитана Миронова и Гриневых.

Удивительно похожи эти двое много послуживших стране военных: Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку» и стал настоящим солдатом, продолжателем семейных традиций. Вот он его и отсылает служить вместо Петербурга в отдаленную крепость в зоне военных действий. И здесь Гринев находит настоящий пример того, что значит служить Отечеству не за честь, а за совесть.

Удивительно, как не похожи судьбы Андрея Петровича Гринева и Ивана Кузьмича Миронова! Один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. Другой погиб, сражаясь против Пугачева.

Перед глазами стоит эта сцена: нелепая маленькая крепость со старенькой пушкой, горстка старых инвалидов и комендант, отдающий свой последний приказ: «Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!» А перед ним огромная армия мятежников под предводительством беглого казака Пугачева. Капитан исполнил то, что повелевал ему долг: постоять «за матушку государыню», доказать свою верность присяге. И когда перед виселицей Пугачев грозно обращается к старому офицеру, тот, собрав последние силы, изнемогая от раны, но все же твердым голосом отвечает: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Казнь свершилась, но примеру доблестного капитана последовал его верный помощник Иван Игнатьич, готов повторить слова своего командира и Гринев - но ему судьба уготовила другую участь.

Но не только капитан Миронов до конца исполнил свой долг. Его супруга Василиса Егоровна, всю жизнь прошедшая рука об руку со своим мужем, и здесь у последней черты не оставила его. Как трогательно их прощание! «Прощай, мой Иван Кузьмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» - «Прощай, прощай, матушка!» Как много в этих простых словах! Любовь и преданность, забота друг о друге и верность спутнику всей жизни. И вот, видя на виселице своего Ивана Кузьмича, несчастная женщина бросает гневные слова виновникам смерти мужа: «Злодеи! … Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусская, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты живот свой, а сгинул от беглого каторжника!» Эти последние слова верной Василисы Егоровны звучат, как народный плач по погибшим бойцам. И ее ждет та же участь - пасть от руки злодеев.

Но и молодое поколение этой семьи - Марья Ивановна - оказывается достойной дочерью капитана Миронова. Недаром именно в ее честь и названо произведение - «Капитанская дочка». Может быть, Пушкину было очень важно показать, что традиции «старинных людей», таких, как Мироновы, живы и в новом поколении. Собственно, она никогда им и не противостояла. Вспомним, как после дуэли и ранения Гринева молодые люди признаются друг другу в любви и как Маша требует, чтобы Гринев получил благословение родителей на их брак. А когда отец Гринева отказывает, Маша тверда в своем решении: «Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божей». Вот слова русской девушки, сохраняющей нравственные идеалы и заветы отцов.

Мне кажется, она чем-то похожа на Татьяну: та же простота, та же естественность, но и не меньшая сила нравственной позиции. А в дальнейшем развитии сюжета в ней проявятся и стойкость, смелость, решительность, которых вначале нельзя даже было предположить в этой тихой, застенчивой девушке, краснеющей до слез и до смерти боящейся выстрелов. Она оказалась стойкой и мужественной, как ее отец и мать. Маша способна противостоять не только притязаниям Швабрина, но и смело смотреть в глаза виновнику гибели своих родителей Пугачеву. А потом она так же смела и решительна в своем намерении восстановить честь любимого человека, отстоять их счастье, пусть для этого надо даже ехать в Петербург к самой императрице.

Такова дочь капитана Миронова. Вот какую семью рисует Пушкин в «Капитанской дочке», вот какими он видит «старинных людей». Это те, на ком земля русская держится, кто во все века стоял за родину до конца. И мне кажется, что такие люди, такие семьи могут быть и сейчас. И пусть не выпадет им на долю испытать столь же страшные потрясения, но сама готовность исполнить свой долг перед отечеством, перед своей семьей, перед своим любимым человеком никогда не должна исчезнуть в русских людях.

События повести «Капитанская дочка» разворачиваются в период восстания Емельяна Пугачева. О героях повести с уверенностью можно говорить как о людях, совершивших подвиг, несмотря на то что штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения.

Семью коменданта Белогорской крепости капитана Миронова мы узнаем и изучаем через восприятие Петра Андреевича Гринева. Семья состоит из трех человек: это сам комендант, его жена Василиса Егоровна и их дочь Маша. Быт семьи Мироновых налажен. У них очень крепки моральные устои. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич-люди очень почтенные. Иван Миронов вышел в офицеры из солдатских детей. Он «был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». Капитан Миронов большую часть жизни провел на военной службе, но солдафоном не стал. В его обязанности входит обучение солдат премудростям строевой службы. Василиса Егоровна строгая, ко всем делам подходит обстоятельно. Она управляет своим мужем, что согласовывается с его беспечностью. Капитанша Миронова является истинной хозяйкой крепости. Очень хитрая, любопытная. Например, Василиса Миронова сумела разузнать у мужа военную тайну - известие о пугачевском бунте.

Миронова Марья Ивановна - капитанская дочь, «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». По изречению автора, Маша - «благоразумная и чувствительная» девушка.

И в миролюбивое семейство Мироновых прокрадывается новость о смертельной угрозе, которая угрожает всем жителям крепости. Здесь и раскрываются по-особенному характеры всех членов семьи коменданта. Василиса Егоровна проявляет бесконечную храбрость и отвагу, отказываясь покинуть мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич - спокойный и сердечный человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного на провал гарнизона, он дает приказ отстреливаться от бунтовщиков из пушки, старается поднять солдат в атаку и нанести удар по врагу, пусть и слабый. Истекающий кровью комендант Миронов отказывается принимать присягу, сказав Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты», - и с достоинством принимает смерть. Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, назвав перед смертью Пугачева беглым каторжником. Таким образом, честь и долг для благоверных Мироновых - наивысшие воззрения в жизни. А.С. Пушкин с любовью, теплотой и сочувствием обрисовывает своих персонажей - настоящих, патриархальных, старинного порядка людей.

Маша является достойной дочерью четы Мироновых. Снаружи робкая и слабая, Маша проявляет стойкость, силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Она целиком и полностью предана своему любимому человеку - Гриневу. Маша боится насилия над ней со стороны Швабрина, а сама смерть ее не пугает. В своем письме, обращенном к Петру Гриневу, девушка пишет: «Мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексей Иванович». И в дальнейшем Маша не сдается и показывает стойкость и силу характера. Даже когда Гринева арестовали по подозрению в неверности отчизне, Марья Ивановна добралась до самой государыни, тем самым доказывая свою безграничную любовь и преданность. И императрица Екатерина Величая милует Петра Гринева. Маша Гринева - олицетворение всего самого лучшего, что есть в характере русской женщины.

Важнейшей проблемой повести «Капитанская дочка» является отношение к долгу во всевозможных его проявлениях. Семье Мироновых свойствен дух святой порядочности. Он позволил Ивану Кузьмичу, Василисе Егоровне и Маше при всех трудностях оставаться честными и достойными людьми.