Работа

Музей моды (97). Выставка «Новые поступления в собрание ГМП»

Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка под названием «Новые поступления» , где музей знакомит своих посетителей с предметами, которые поступили в его фонды за последнее десятилетие. За это время более чем на 3500 предметов пополнили его собрание. Конечно, все предметы не могли быть выставлены в небольшом зале Настоятельного корпуса, но сотрудники разместили в экспозиции наиболее ценные и яркие произведения.
Представленные экспонаты можно разделить на две категории: собственно дары-приношения и произведения, приобретенные на средства самого Музея имени Андрея Рублева или через Министерство культуры РФ, за счет его бюджетных средств. Наиболее ярким даром последних лет явилась коллекция известного хирурга Г.А. Покровского (1925-2008), переданная в 2009 году его вдовой М.А. Покровской. Поступившая в Музей коллекция огромна, включает более трехсот экспонатов. Среди них - образцы иконописи XVI века московского круга грозненской эпохи, памятники новгородского происхождения, а также множество произведений ювелирного искусства.

Святитель Николай Чудотворец. Вторая четверть - середина XVII века. Москва. Оклад. Середина - третья четверть XVIII века. Мастер GHB. Венец. 1842 год. Москва. Мастер И. Лавров. Дерево, темпера; белый металл, чеканка, золочение, резьба, цветные текла. Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской, 2009 год. Реставрация домузейная.


Глеб Александрович Покровский родился в 1925 году и почти до конца своих дней оставался практикующим хирургом. С 1958 года начинает складываться его собрание икон и декоративно-прикладного искусства. Долгие годы дружбы связывали Глеба Александровича с известным художником и коллекционером церковных древностей Павлом Дмитриевичем Кориным. Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Г.А. Покровский приобретал, довольно значительное число произведений было подарено ему друзьями.

Пророк Давид, из пророческого чина. 1660-1670-е годы. Ярославль. Дерево, темпера.
Приобретение у частного лица, 2006 год. Реставрация домузейная.


Вылеченные им пациенты, узнавая об увлечении своего доктора, также в знак благодарности нередко дарили Глебу Александровичу хранившиеся в их семьях и казавшиеся ненужными иконы. Г.А. Покровский скончался 21 марта 2008 года. При жизни он не успел распорядиться своим собранием, которым очень дорожил. В начале 2009 года Марфа Андреевна Покровская, желая сохранить память о супруге и не дать рассеяться плодам его многолетнего труда, передала собрание в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Прекрасной жемчужиной музейной коллекции теперь является, созданая лучшими московскими мастерами, икона "Богоматерь Владимирская" в великолепном окладе с цветной эмалью.

Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века. Москва.
Дерево, темпера; белый металл, эмаль, стекла, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, монтировка, золочение, цветные стекла.


Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Фрагмент. Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века.


Выемчатая эмаль - это технология нанесения эмали, при которой она заполняет углубления (выемки), сделанные на поверхности изделия с помощью гравировки, чеканки или травления. После обжига затвердевшую поверхность эмали шлифуют в уровень с металлом.

Среди знаменитых приобретений можно отметить и икону из пророческого ряда иконостаса с поясным изображением пророка Захарии 1660-1670-х годов. Это великолепный памятник живописи Ярославля, с характерными для этого центра стилистическими особенностями, в которых блестяще соединяются традиционные и новаторские тенденции.

Пророк Захария, из пророческого чина. 1660-1670-е годы. Ярославль.
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2006 год. Реставрация домузейная.

Из поступлений 2014 года привлекает внимание икона "Несение Креста" конца XVII - начала XVIII века из страстного ряда иконостаса. В основе изображения лежит западноевропейская гравюра, восходящая к Библии Мериана.

Несение Креста, из страстного чина. Конец XVII - начало XVIII века. Москва (?).
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2014 год. Реставрация домузейная.

Обращение к западным иконографическим образцам, объёмное "живоподобное" письмо ликов, использование новых форм в письме одежд, архитектуры и пейзажа указывают на знакомство иконописца с работами мастеров Оружейной палаты.

Воздвижение Креста, из праздничного ряда.
Конец XVIII - начало XIX века. Поволжье. Дерево, темпера. Дар Т.В. Зенковой. 2006 год.
Реставратор Д.А. Шушаков, руководитель Л.Ю. Яснова. 2007 год (РАЖВиЗ И.Глазунова).

Это икона из праздничного ряда, который, по имеющимся сведениям, происходит из деревни Мохнецы Тверской области. Для нас кажется довольно непривычной её овальная форма, но для своего времени она была довольно типичной. На данной иконе утрачено изображение лика святителя, поднимающего вверх Крест. В ходе научной реставрации оно не было реконструировано. Именно этим научная реставрация и отличается от церковного поновления - она не предполагает дорисовывания утраченных фрагментов. На выставке вы сможете увидеть и другие иконы из этого праздничного ряда.


Апостол Петр, из деисусного чина. Конец XVIII века. Русский Север.
Мастерская И,И, Богданова-Карбатовского (?). Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2013 год. Реставрация домузейная.


Одной из особенностей произведений мастерской Богданова-Карбатовского, уроженца города Онеги, Архангельской области, является появление на иконах изображений пейзажей, напоминающих родные северные места. И проповедь апостола Петра происходит уже на фоне не пальм и пустынь, а наших северных просторов. Что не противоречит общемировой проповеди слов Спасителя.

Фрагмент. Апостол Петр, из деисусного чина. Конец XVIII века. Русский Север. Мастерская И,И, Богданова-Карбатовского (?).
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2013 год. Реставрация домузейная.


Это лишь малая часть икон представленных на экспозиции, но чтобы увидеть все вам придется посетить музей. И тогда вы сможете увидеть иконы различных иконописных центров, греческие подписные иконы, иконы известных московских и петербургских фирм в удивительных окладах. Но кроме икон в фондах музея появились и другие предметы изумляющие своей красотой.

Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в. Сольвычегодск (?). Мастерские Строгановых (?). Кость (бивень мамонта), резьба. Оправа - серебро(?), золочение, гравировка, резьба. Оправа - начало XVII в. Ковчег - первая половина XVII век. Приобретение у частного лица. 2014 год.


Такие складни получили распространение в XVI веке. И выполнялись мастерами из Москвы и Новгорода. Данный складень предположительно является работой московских мастеров, которые могли работать по приглашению Строгановых в их мастерских в Сольвычегодске. Особой редкостью является сохранность серебряной оправы созданной приблизительно в одно время с пластинами. К сожалению, в других подобных складнях резные пластины дошли до нашего времени в основном без оправы. Складень приобретён у потомков митрополита Волоколамского Питирима.


Фрагмент. Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в.


Еще один предмет, поражающий своей филигранной резьбой по дереву, это двухстворчатая панагия. Резьба по твердым породам дерева самшиту, кипарису практиковалась издревле в монастырях Палестины, Египта, Греции. Считается что это занятие учит терпению и сосредоточенности, так необходимым в монастырской жизни.В частности, здесь можно увидеть получившую распространение во второй половине XVIII - первой половине XIX века скульптуру «Иисус в темнице». Появление скульптурного изображения страдающего Христа связывается с Ново-Иерусалимским монастырем. Так как монастырь создавался как копия Иерусалимского храма Гроба Господня, то вероятность появления этого изображения в монастыре довольно высока. До сих пор сохранились колодки в виде доски с прорезями для ног Спасителя, которые предполагали, видимо, объемный образ.

Христос в темнице. Конец XVIII века. Дерево, левкас, смешанная техника. Закупка у частного лица. 2013 год.
В процессе реставрации. Реставратор А.А. Борисов (ЦМиАР).


К концу XVIII века Христа перестали изображать обнаженным. В храмах для статуй делались покрова. В церквях создавались специальные темники, где размещалась скульптура. И в пламени свечи через окошко можно было увидеть страдающего Христа и прикоснуться своим сознанием к тем событиям. Ведь и сострадание иногда стучится в наши сердца.

Фрагмент. Христос в темнице. Конец XVIII века. Дерево, левкас, смешанная техника.
Закупка у частного лица. 2013 год. В процессе реставрации. Реставратор А.А. Борисов (ЦМиАР).

Вот такими шедеврами мы хотим привлечь ваше внимание к этой интереснейшей выставки, с помощью которой музей отчитывается о своих новых поступлениях. Успейте посетить эту экспозицию, а в следующей части мы расскажем о не менее интересных ценных книгах и археологических находках, представленных в Настоятельском корпусе.

Mayak-parnasa.livejournal.com/344117.html

Открывшаяся 2 февраля 2017 г. в 16.00 выставка станет одним из первых событий, организованных в рамках празднования 85-летия Музея истории религии, – единственного в России и один из немногих музеев в мире, постоянная экспозиция и временные выставки которого рассказывают об универсальном феномене человеческой культуры – религии.

С момента создания Музей сохраняет статус ведущего российского центра изучения религии во всём многообразии исторических форм - с времен древности до наших дней. Ежегодно Музей организует более 50 временных выставок в России и за рубежом, новые постоянные экспозиции и Фонды открытого хранения, выпускает каталоги выставок и коллекций. На протяжении более восьмидесяти лет музейные сотрудники бережно хранят и реставрируют музейные предметы – образцы мирового духовного и материального наследия.

В 1932 г. коллекция Музея насчитывал всего 847 предметов. Сегодня она составляет около 200 тысяч единиц и поражает своим разнообразием - это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов, древнейшие из которых датированы VI тыс. до н.э.

Свой юбилейный год Музей открывает выставкой, посвященной одному из важнейших направлений музейной работы - пополнению и комплектованию фондов. На ней представлены более 100 экспонатов – новые поступления, обогатившие музейное собрание в последние пять лет (2012 – 2016 гг.), и отражающие основные направления работы музейных хранителей.

Экспонирующиеся предметы – малая толика от общего количества новых поступлений. За последние пять лет в фонды пополнились 2 095 предметами. Из них – 611 было передано Музею в дар, 1 484 – приобретено.

Выставка отражает все многообразие источников пополнения коллекций – закупка; дары частных лиц, в том числе, современных живописцев, графиков, скульпторов и их наследников, а также дары коллекционеров и собирателей – партеров Музея по выставочным проектам; дары религиозных организаций, с которыми музей поддерживает партнерские отношения; передача из Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-западному федеральному округу задержанных на таможне предметов, имеющих культурно-историческую и художественную значимость; предметы, привезенные сотрудниками Музея из научных командировок и т.д.

На выставке представлены наиболее интересные из поступивших в музей экспонаты и комплексы.

Выставка – знак бесконечной признательности Музея всем его партнерам и дарителям, всем петербуржцам, которые внесли и вносят свой вклад в пополнение коллекции Музея истории религии как неотъемлемой части Музейного фонда Российской Федерации. А также выражение глубокого уважения к труду музейных хранителей фондов и всех тех научных сотрудников, без помощи которых работа по собиранию и сохранению коллекций не может быть осуществлена.

Прежде чем оказаться в фондах, предметы музейного значения проходят долгий и сложный путь, основные вехи которого фиксируются в специальной документации. Сначала они принимаются на временное хранение, одновременно с этим записывается легенда предмета, которая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о самом владельце. Затем предметы рассматриваются на фондово-закупочной комиссии музея, иногда музейщики обращаются за помощью к профессиональным экспертам. И только потом, после одобрения, предметы вносятся в Комплексную автоматизированную музейную информационную систему и принимаются в основной фонд. С этого времени они становятся частью единого Музейного фонда Российской Федерации.

С января 2017 года в фонды Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова поступило 1.167 предметов, общее количество музейных предметов сейчас составляет 146 с половиной тысяч. Большое количество предметов приносят наши постоянные дарители, некоторые предметы, в основном художественного и документального фондов, остаются в музее после проведения выставок. Значительно пополняется документальный фонд, фонд «Истории техники», археологическая и этнографическая коллекции. Иногда принимаются действительно уникальные предметы. Так, например, Геннадий Степанович Шадрин передал в дар музею нательный старообрядческий крест XVIII века, изготовленный по образцу XVII века. Также в фондах появились иконы «Господа Вседержителя» предположительно XVII-XIX вв., «Николая Чудотворца». Помощник военного комиссара РХ Олег Пагельс передал музею немецкие агитационные листовки на русском языке периода Великой Отечественной войны, Виктор Щербина – медный чайник «Товарищества Кольчугина» конца XIX века. В фонде «История техники» появились несколько старинных швейных машинок: Татьяна Васильевна Шункова передала швейную машинку «Gloria» 1895 года выпуска, Наталья Михайловна Усынина – «Naumann Klass 8» - 1900 года, Павел Алексеевич Харченко - «Госшвеймашину» первой половины ХХ века.

Также постоянно пополняются персональные коллекции известных личностей республики в «Документальном фонде». Роман Баинов, внук хакасского поэта Моисея Баинова, передал в музей личные вещи, фотографии и документы знаменитого деда, его печатную машинку. Председатель Совета ветеранов линейного отдела МВД РХ Олег Абрамович Зайцев собрал, подготовил к сдаче и передал около 600 предметов, касающихся жизни и деятельности политического и общественного деятеля Хакасии Алексея Федоровича Трошкина: личные документы, около 400 фотографий, грамоты, поздравительные письма и т.д. Л. Г. Угдыжекова скомплектовала и передала личные документы и фотографии известного преподавателя Алексея Дмитриевича Кичука. Татьяна Семеновна Доброва, дочь первого хакасского журналиста Семена Доброва, принесла фотографии Семена Константиновича. Кроме этого, Татьяна Семеновна, являясь нашим давним дарителем, передала в дар музею фотоаппараты «Смена» и «Зенит» 1970-х гг., «ФЭД» 1955 года выпуска, журналы «Новый мир» 1960-х гг., самиздатовское издание «Мастера и Маргариты» 1973 г., а также несколько экземпляров красивой посуды 1960-70-х гг., в том числе конфетницу, чайные пары и бокалы.

Традиционно значительное пополнение художественного фонда происходит после проведения выставок. Так, после выставки «Художники Хакасии. От эскиза до воплощения» в фондах музея появились эскизы театральных костюмов и декораций, куклы, выполненные к различным спектаклям художниками Марией Максименко-Бушминой, Марией Чаптыковой, Зульфией Тодыковой и Эдгардом Арутюновым. Также художественный фонд пополняют выставки по итогам Всероссийских пленэров. После проведения выставки «Великий Шелковый путь» Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея – заповедника в дар музею переданы живописные и графические работы художников Ильнура Сиразиева, А. Иншакова, Рабиса Саляхова и Михаила Кузнецова - Казанского. Вдова художника Константина Мамышева подарила музею 18 живописных полотен. Виктор Сергеевич Коков передал в фонды работы известного мастера декоративно-прикладного искусства Николая Ачитаева: деревянные лук со стрелами и декоративное панно; художник Александр Попов - собственную деревянную скульптуру «Хакасский князь – воин Иренек».

Интересные предметы пополнили этнографическую коллекцию. Народный мастер «Чон узы» Валентина Ивановна Тодышева передала хакасскую шубу и ковер ручной работы, изготовленные ею. Три хакасские национальные женские шубы и халат передала Майра Тугужекова, жительница села Сапогово Усть-Абаканского района Хакасии. Национальная одежда досталась музею в достаточно хорошей сохранности. Шубы изготовлены из овчины в традиционном хакасском стиле примерно в кон. XIX – нач. ХХ вв.. Эльвира Тудоякова подарила традиционные хакасские сумочки, Валентина Матвеева –веретено и прялку, Анастасия Мантурова подарила комплект узбекской национальной женской одежды и татарскую тюбетейку; Ольга Дмитриевна Столярова – украинскую вышитую блузку, Любовь Илларионовна Кондратьева – ажурную шерстяную шаль 1940-х гг.

Значительное пополнение произошло в фонде «История техники». Наш постоянный даритель Владимир Назаренко передал видеомагнитофон «Панасоник», художник Эдгард Арутюнов – линзовые прожекторы и осветительное оборудование для освещения театрально-зрелищных помещений. Клара Романовна Кызласова, давний друг и даритель музея, «Отличник здравоохранения СССР», организатор и руководитель акушерской службы в Хакасии, подарила стетоскоп, которым она пользовалась в своей профессиональной деятельности. Татьяна Прокопьевна Турушева передала различные технические приспособления для проявки и печати фотографий.

Много предметов попадает в фонды музея после ликвидации или расформирования различных предприятий. Так, Николай Иннокентьевич Корепанов передал инструменты для изготовления обуви Манаковской фабрики. Регина Леонидовна Махрина – кондитерское оборудование: шприцы и насадки для них. М. П. Шоева скомплектовала и передала предметы Хакасского кинопроката.

В нумизматической коллекции появились чешские кроны, армянские драмы, казахские тенге, монеты из Франции и США, узбекские и белорусские банкноты.

Большие поступления в течение 2017 года были в палеонтологической и геологической коллекциях. Юрий Итекпаев передал фрагменты скелета мамонта, всего 38 предметов; краевед Петр Николаевич Солдатов – трубчатую кость шерстистого носорога; Игорь Рыбкин – кость мамонта; Александр Сергеевич Кобяков привез с Бейского каменноугольного месторождения фрагмент окаменевшего дерева. Постоянный даритель музея Дмитрий Бурлай передал образцы горных пород (родусит, пирит, ругоза и др.), Татьяна Валерьевна Погодина – образцы минералов (глендонит, магнетит, кварц с включением слюды и т.д.).

Многие предметы, которые помнит старшее и среднее поколения, постепенно уходят из обихода. Современные дети вряд ли поймут, как пользоваться, например, бытовым сифоном для изготовления газированной воды, который передал Владимир Владимирович Назаренко. Да и новогодние игрушки значительно поменяли свой облик, пожалуй, только в музеях можно увидеть стеклянные елочные игрушки 1970-80-х гг., подаренные нам Натальей Тимофеевной Фитиной и Татьяной Семеновной Добровой. Р. Л. Махрина передала свечи и спички, которыми пользовались в 1970 гг., Николай Иннокентьевич Корепанов подарил предметы домашнего обихода советского периода: стеклянную 5-рожковую люстру, деревянные прищепки, утюг и часы, также в фондах появились ажурные металлические подстаканники 1960 гг.

Лекция посвящена великим советским актрисам и первым иконам советского стиля. Гости узнают, как в Советском Союзе формировались правила новой советской моды, где производство и пошив костюмов был ограничен законами ГОСТа и практичностью, и кем были иконы стиля молодой страны.

Полное описание:

"Законодатели моды" - цикл лекций о людях, которые определяли или показывали своим примером, что и, главное, как нужно носить. Лекция "Звёзды и законодательницы мод советского кино. Орлова, Серова, Ладынина" посвящена великим советским актрисам и первым иконам стиля молодой страны, жившей мечтами о коммунистическом будущем.

Гости лекции узнают, как в Советском Союзе, формировались правила новой советской моды, где производство и пошив костюмов был ограничен законами ГОСТа, первым и самым важным принципом моды стала практичность, а ношение бижутерии и праздничных платьев стали признаками враждебного классового сознания. Поговорим о зарождении новой партийной элиты – номенклатуры, которой, как и советскому народу, потребовались новые законодатели моды, которыми стали артисты кино.

На протяжении всего ХХ столетия фабрика грёз формировала идеал женской красоты вместе с модным образом. Эта лекция – о роли моды в кино ХХ века и о самых знаменитых образах, созданных великими дизайнерами для европейского и американского кинематографа.

Полное описание:

На протяжении всего ХХ столетия фабрика грёз формировала (и продолжает формировать и в наши дни) не только идеал женской красоты, но и модный образ. Грета Гарбо, Мерилин Монро, Одри Хёпберн, Брижит Бардо, Софи Лорен – женщины поколения этих звёзд мечтали выглядеть также, как они, и старались одеваться также, как эти роскошные красавицы. Кто-то из небожительниц создавал свой стиль и образ самостоятельно, другим помогали знаменитые кутюрье, такие как Коко Шанель, Эльза Скиапарелли, Жан Поль Готье и другие признанные мэтры мира моды.

Лекцию читает Полина Уханова – руководитель выставочного отдела в Музее Моды, автор образовательных и развивающих курсов, издатель книг по искусству, имеет многолетний опыт сотрудничества с российскими и иностранными музеями.

Экспозиция выставки "Новые поступления Музея Моды. 2015-2016 гг." построена по хронологическому принципу и демонстрирует основные модные тенденции и веяния с 1910-х до конца 1960-х годов.Каждый предмет на выставке – это история Москвы, история страны, история мира, фрагмент огромной мозаики, из которой складывается картина эпохи и поколения. Какие-то экспонаты покажутся вам хорошо знакомыми, возможно, похожее платье или костюм носила ваша бабушка, а точно такой же галстук повязывал на работу дедушка; другие удивят своей актуальностью – мода циклична, она возвращается виток за витком, возводя на пьедестал давно известные образы, силуэты и цвета.

Лекция-показ пройдёт 5 августа в 16.00, проводится от 5 человек. Стоимость 250 руб/чел + Входной билет (0-150 руб).

Обязательна предварительная запись на сайте Музея в разделе "Экскурсии"

Экскурсия по выставке "Венецианский карнавал"

Экскурсия по выставке Музейно-выставочного центра "Музей Моды" "Венецианский карнавал в Музее Моды", во время которой посетители узнают о традициях и истории проведения карнавалов в красивейшем городе Италии, об особенностях и нюансах создания и бытования уникальных костюмов, представленных на выставке и созданных художником и дизайнером Сергеем Ворониным в течение двадцати последних лет, а также познакомятся с традициями, историями и легендами маскарадов и самых популярных костюмов. Каждый посетитель Музея Моды сможет прочувствовать настроение знаменитого венецианского праздника, на который ежегодно в Венецию съезжаются десятки тысяч гостей.

Стоимость сборной экскурсии по выставке 300 рублей + входной билет (0-150 руб), проводится от 5 человек. Обязательна предварительная запись на сайте Музея.

10.09.2017 с 12.00 до 20.00

Игра-квест "Венецианский карнавал" проводится по экспозиции выставки Музейно-выставочного центра "Музей Моды", посвящённой венецианскому карнавалу. В процессе прохождения квеста посетители музея моды получат много новой и интересной информации об истории и традициях маскарадов и карнавалов в России и Европе, узнают об особенностях и нюансах карнавальных костюмов, выяснят, как и когда появился костюм "Доктор Чума" и почему на улицах итальянского города на воде появились маски с длинными носами-клювами. Кроме того, участники познакомятся с уникальными авторскими платьями и аксессуарами, созданными дизайнером Сергеем Ворониным специально для карнавалов в Венеции.

В квесте можно будет принять участие 9 и 10 сентября с 12:00 до 20:00. Участие в квесте бесплатное, материалы к квесту можно будет скачать на сайте музея www.fashion-museum.ru и на страничках музея в социальных сетях В Контакте, Facebook и Instagram с 7 сентября 2017.

Экскурсия по выставке "Венецианский карнавал"

10.09 с 16.00 до 17.00

Экскурсия по выставке Музейно-выставочного центра "Музей Моды" "Венецианский карнавал в Музее Моды", во время которой посетители узнают о традициях и истории проведения карнавалов в красивейшем городе Италии, об особенностях и нюансах создания и бытования уникальных костюмов, представленных на выставке и созданных художником и дизайнером Сергеем Ворониным в течение двадцати последних лет, а также познакомятся с традициями, историями и легендами маскарадов и самых популярных костюмов. Каждый посетитель Музея Моды сможет прочувствовать настроение знаменитого венецианского праздника, на который ежегодно в Венецию съезжаются десятки тысяч гостей.

Стоимость сборной экскурсии по выставке 300 рублей, проводится от 5 человек. В дни города, 9 и 10 сентября, гости Музея Моды смогут принять участие в сборной экскурсии в 16:00.

10.09.2017 14:00

Экскурсия-показ по экспозиции "Новые поступления Музея Моды. 2015-2016 гг." 9.09.2017 14:00; 10.09.2017 14:00 Экспозиция выставки "Новые поступления Музея Моды. 2015-2016 гг." построена по хронологическому принципу и демонстрирует основные модные тенденции и веяния с 1910-х до конца 1960-х годов. Особенно показательно, что подавляющее большинство предметов, представленных в данной экспозиции, были переданы Музею Моды в дар частными лицами. Общество понимает важность и ценность костюма как артефакта эпохи, времени и культуры народа. Каждый предмет на выставке – это история Москвы, история страны, история мира, фрагмент огромной мозаики, из которой складывается картина эпохи и поколения. Какие-то экспонаты покажутся вам хорошо знакомыми, возможно, похожее платье или костюм носила ваша бабушка, а точно такой же галстук повязывал на работу дедушка; другие удивят своей актуальностью – мода циклична, она возвращается виток за витком, возводя на пьедестал давно известные образы, силуэты и цвета.

Экскурсия-показ пройдёт 9 сентября в 14:00 и 18:00 и 10 сентября в 14:00, проводится от 5 человек. Стоимость 250 руб.

09.09.2017 с 18 до 20

10.09.2017 с 12 до 14

Творческий мастер-класс по коллажу в рамках выставки "Венецианский карнавал в Музее Моды". В рамках занятия каждый участник сможет создать оригинальный, эффектный коллаж в венецианском стиле по всем правилам жанра и в соответствии с особенностями создания модных коллажей. Вдохновением для участников станет выставка "Венецианский карнавал в Музее Моды", на которой представлены оригинальные, авторские костюмы в европейском, восточном и русском стиле, созданные художником и дизайнером Сергеем Ворониным в 1990-х – 2010-х годах. Мастер-класс подойдёт для детей и взрослых старше 12 лет любого уровня художественной подготовки.

Все материалы предоставляются на месте, стоимость мастер-класса 250 рублей, желательна предварительная запись по телефону: +7.499.270.4261 или по email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , так как количество участников ограничено. Место проведения: Гостиный двор, Ильинка ул., д. 4, 1 подъезд, 2 этаж.

Подробнее...

09.09.2017 с 18 до 20

Творческий мастер-класс по коллажу в рамках выставки "Венецианский карнавал в Музее Моды". В рамках занятия каждый участник сможет создать оригинальный, эффектный коллаж в венецианском стиле по всем правилам жанра и в соответствии с особенностями создания модных коллажей. Вдохновением для участников станет выставка "Венецианский карнавал в Музее Моды", на которой представлены оригинальные, авторские костюмы в европейском, восточном и русском стиле, созданные художником и дизайнером Сергеем Ворониным в 1990-х – 2010-х годах. Мастер-класс подойдёт для детей и взрослых старше 12 лет любого уровня художественной подготовки.

Одно из новых поступлений Звенигородского музея.

Подсвечник на красивой подставке из перламутровой раковины.

Конец XIX начало XX века.

Свидетельства последнего имперского бала в Зимнем дворце в собрании Звенигородского музея!

В дар Звенигородскому музею передан уникальный альбом с воспроизведением фотопортретов участников последнего костюмированного бала, состоявшегося в Зимнем дворце 13 февраля 1903 года. На снимках запечатлены император Николай II, императрица Александра Федоровна, великие князья и великие княгини, члены свиты Двора императора. Специально к балу для каждого из них был изготовлен наряд по моде на эпоху царя Алексея Михайловича. Есть в альбоме и потрет графини Александры Андреевны Олсуфьевой, фрейлины великой княгини Елизаветы Феодоровны, супруги предпоследнего владельца звнигородской усадьбы Ершово.

XVII век — Русь Московская!
Сегодня фонды Звенигородского музея пополнились ценными экспонатами — монетами ручной чеканки периода царя Алексея Михайловича Романова!

Туфельки вернулись!
В музей вернулись из реставрации женские туфли XIX века. Реставратор – Насырова Н.Ш.

В 2016 году в музей поступила хорошая коллекция полотенец конца XIX – первой половины ХХ века. Два из них показались нам несколько необычными из-за своих надписей, вышитых на концах: на первом — «ПОД КРЭСТОМ МОЯ МУГИЛА ВЪ ЭТОИ МУГИЛЕ ЛЮБОВЬ НА КРЕСТЕ МОЯ ЛЮБОВЬ», «КОГДА УМРУ, ТОГДА НА КЛАДБИЩЕ ПРИДИ И У КРЕСТА МОЕЙ МОГИЛЫ НА ПАМЯТЬ РОЗУ ПОСАДИ»; на втором — «ПОД КРЕСТОМ МОЯ МОГИЛА На Кресте Моя Любов», «ТУТ ЗАСТИГЛА МОЯ СИЛА Закипiла В душi Кров». При изучении материалов по этой теме оказалось, что подобные надписи на вышивке были достаточно распространены в конце 19 — нач. 20 вв. в разных вариантах. Это народная интерпретация четверостишия из стихотворения А. Кольцова «Последняя борьба» (1838 г.): «У меня в душе есть сила. У меня есть в сердце кровь. Под крестом моя могила: На кресте моя любовь!».

«Кто сидел на моём стуле…?»

Так и хочется воскликнуть, глядя на поступившие в фонды Звенигородского музея два кресла начала ХХ века в стиле «неоампир».
Зеленый плюш, которым обтянуты кресла, изрядно потёрт – наверное, не один хозяин сменился у этих модных в то время предметов мебели. Желание приблизиться к стилистике усадебной культуры начала XIX в. и копирование старых образцов мебели во многом было вызвано столетним юбилеем Отечественной войны 1812 года. Как в мебели, так и в архитектуре происходит, пусть и творчески переработанное, повторение стиля «ампир», сущность которого выражена в самом названии – «ампир» в переводе с французского – «империя». Блеск и роскошь наполеоновской эпохи опять становятся актуальными, поэтому подобные кресла свидетельствовали о социальном и материальном благополучии хозяина.

Сколько в сундук добра не клади - все мало…

На дворе весна, а надеть-то нечего! Какая женщина не любит обновить гардероб к теплому времени года?! Только хранить многочисленные наряды в современных квартирах негде.
А вот в боярских хоромах не прочь обзавестись дополнительным сундучком для своего добра. Поэтому Звенигородский музей приобрел для своей боярыни богатый сундук конца XVII – начала XVIII века, отделанный кожей и просечными железными накладками. Подобные сундуки были в царском и боярском обиходе, в среде высшего столбового дворянства. Особый интерес и значимость данному сундуку придает то, что он принадлежит к типу сделанных по европейской моде дорогих сундуков, в то время только что появившихся в русском быту. Такая значимая и редкая вещь сразу заняла достойное место в экспозиции «Покои боярыни XVII века». Сундук приобретен на средства, выделенные Министерством культуры Московской области по программе «Культура Подмосковья».

Собрание Звенигородского музея пополнилось работами Народного художника СССР Николая Жукова


В рамках закупки, осуществленной Министерством культуры Московской области, в собрание графики Звенигородского музея поступили четыре работы Народного художника СССР Николая Жукова (1908 — 1973) : «Сонечка» (1957), «Сельские новости» (1954), «Дед Матвей» (1953), «Фотограф Томашевич» (1954). Вмести с этими рисунками собрание работ этого выдающегося художника в Звенигородском музее насчитывает уже 32 единицы и, надеемся, будет пополняться и дальше.


Коллекция Звенигородского музея недавно пополнилась предметами крестьянского быта, переданными в дар: несколько резных и расписных прялок, сундук и ручная маслобойка. Особую ценность для этнографической коллекции музея представляют собой прялки, очень разнообразные по типам и местам бытования. Например, одна из них относится к группе прялок, близких по общему типу к вологодским прялкам-лопаткам. Этот совершенно экзотический вид бытовал на севере Костромской губернии в Солигаличском уезде в приграничье с Грязовецким уездом на реке Совеге. Еще один очень интересный тип прялок, поступивших в музей – так называемая «прялка с фонарями»: данная прялка представляет собой оригинальный образец костромских прялок, бытовавший на территории Галичского уезда Костромской губернии. Ножки таких прялок многоярусные, сплошные и состоят из нескольких различных по форме многогранников, поставленных один на другой. В каждую грань многогранников под стекло подкладывали кусочки разноцветного ситца, обоев, осколков цветного стекла или зеркала. Поэтому крестьяне и называли их прялками «с фонарями». Материал для украшения «фонарей» приносила заказчица, собирая все, что находила подходящего: кусочки ткани от платьев, конфетные бумажки, осколки разбитого зеркала.

В собрание музея поступили редкие экспонаты XVII века

На выставке «Покои боярыни XVII века» и в исторической экспозиции «Древний Звенигород» можно увидеть редкие предметы, приобретенные музеем на собственные средства в салоне «Русская усадьба».


1. Латунная чернильница второй половины XVII века, декорированная с одной стороны изображением трубящего в рог всадника среди растительных завитков, с другой – изображением скоморохов. Чернильницы, бывшие непременной принадлежностью всякого рода «приказных» и «служилых» людей, представляли собой портативный письменный прибор из чернильницы с навинчивающейся пробкой соединенной цепью или кожаным шнурком с перницей в виде медной трубки для гусиного пера. В полном наборе или по отдельности эти предметы крепились шнурками к ремню у пояса, но до наших дней они сохранились только в разрозненном виде.


2. Медный кувшин принадлежит к изделиям отечественного производства и соответствует типу кувшинов конца XVII – первой половины XVIII века. Такой тип кувшинов традиционно производился в городах северо-восточного направления от Москвы (включая Ярославль, Кострому, Вологду), исторически отмеченных производством посуды из отечественной меди (от XVII века упоминаются кувшины на «холмогорское дело»).

Лубяная коробья по конструктивным особенностям, материалу и декоративному оформлению может быть датирована концом XVII — началом XVIII вв. и отнесена к оригинальным и редким образцам ранних русских сундучных изделий. Неординарное использование конструктивных элементов из дерева в сочетании с железной оковкой указывает на заказной характер коробьи и на высокую стоимость в период ее создания. Выполненная мастерами Великого Устюга, данная коробья воспроизводит типологию новгородских лубяных коробей XVI – первой половины XVII вв., которые практически не сохранились.

Звенигородский музей приобрел дамское платье

Недавно коллекция нашего музея пополнилась интересным экспонатом – дамским бархатным платьем, сшитым в середине 1890-х гг. Владелица платья, Анастасия Андреевна Евстигнеева (в девичестве Егорова), была дочерью московского купца Андрея Григорьевича Егорова, торговавшего зерном и мукой и имевшего в Москве дом на Зубовском бульваре. Вышла замуж за чиновника Евстигнеева Константина Николаевича и проживала с ним в г. Коломне; умерла в 1950 г. В музей платье было передано наследницей владелицы.

На жизни этого платья отразилось не одно модное веяние тех лет. Первоначальный силуэт платья виден на фотографии 1895 г., которая запечатлела его первую владелицу. Это было визитное платье осенне-зимнего сезона, соответствовавшее модным тенденциям 1890-х гг. – буфы в верхней части рукавов, меховая оторочка по подолу, украшение вышивкой черным и металлическим граненым бисером. Позже, возможно, в 1910-х гг., в связи с изменением моды, платье перешили – были убраны буфы, изменен нижний край рукавов, убрана меховая оторочка подола. В настоящее время реставраторам предстоит большая работа по изучению платья и приведения его в экспозиционный вид.