Непознанное

Мы рассказываем миру о русском искусстве. Это ваши парижские находки

Известная нью-йоркская галерея «АБА» представляет в «Новом Манеже» две выставки: «Русское искусство: находки и открытия» и «Михаил Барышников, из цикла «Танец». В 2014-м основатели галереи Майя и Анатолий Беккерман презентовали в ГМИИ им. А.С. Пушкина вещи из личного собрания, а в прошлом году московская публика могла познакомиться с редкими произведениями - от Боровиковского до Кабакова. Накануне нынешнего вернисажа «Культура» встретилась с Анатолием Беккерманом и поговорила о поиске шедевров, разоблачении фальшивок с помощью блокчейна и культурном обмене между Россией и США.

культура: Какие находки зрители увидят в этот раз?
Беккерман: Например, пейзаж Алексея Саврасова, написанный в 1852 году. Работа раннего периода - в российских музеях подобных вещей буквально единицы. К тому же у картины интересная история. Она принадлежала семье шведского предпринимателя, который в 1856 году приехал в Российскую империю и основал первую в Москве электрическую фабрику по обработке текстиля. Сделал ее одной из самых больших в Европе, получил от Александра II за заслуги звание барона. В 1917-м его потомки покинули Россию, забрав с собой коллекцию, в том числе произведение Саврасова.

Показываем две работы Давида Бурлюка, относящиеся к японскому периоду. Тоже большая редкость: художник провел в Стране восходящего солнца почти два года. Есть интересная вещь Константина Коровина - изображение Гурзуфа, датируемое 1912 годом. В 1940-м картина была подарена университету в Стокгольме, который через некоторое время решил ее продать. Привезли также пейзаж Абрама Архипова и портрет, написанный Николаем Фешиным, любимцем не только российской, но и американской публики. В Штатах он прожил значительный отрезок в жизни.

культура: Вы также показываете фотографии, выполненные Михаилом Барышниковым. В 2008 году на «Винзаводе» уже демонстрировали его снимки. Чем удивит нынешняя выставка?
Беккерман: Это будет премьера, насколько я знаю, мы повторим только один кадр. Михаил Николаевич не только легендарный артист и выдающийся танцовщик. Интересен его взгляд как фотографа. Метод съемки основан на длинной выдержке: размытые, перемещающиеся фигуры наилучшим образом передают чувство, энергию, ритм танца. Кроме того, познакомим публику с 24 снимками Ильзы Бинг из его коллекции. Работы уроженки Франкфурта есть во всех музеях мира, но в России их никогда не показывали. Она дружила с Михаилом Барышниковым и подарила ему эти произведения.

культура: Как удается найти шедевры? Есть мнение, что первоклассные вещи давно осели в музеях и частных коллекциях.
Беккерман: Действительно, стоящего мало, но все же еще возможны открытия. В конце XIX - начале XX века в Америке состоялись крупные выставки - в частности, Айвазовского, многие работы остались в Новом Свете. У нас целый штат людей занимается поисками. Феноменальные картины есть в Латинской Америке, где жили эмигранты из России. Тот же Борис Григорьев в течение нескольких лет регулярно бывал в Чили. Однако не думайте, что мы каждый день обнаруживаем по шедевру, иногда на поиски уходят годы. Даже когда знаешь, где находится картина, уйму времени тратишь на то, чтобы уговорить владельца «отпустить» ее в мир.

культура: Вы не только формируете собственную коллекцию и собрание галереи, но и выступаете как эксперт. Что делаете, если видите неизвестную вещь знаменитого мастера, к тому же отличающуюся по стилю, манере? На Вашей прошлой выставке ряд произведений Наталии Гончаровой вызвали у критиков вопросы именно из-за их нетипичности.
Беккерман: Я много лет занимаюсь творчеством этой художницы. Подхожу к подбору картин с большой ответственностью. Некоторые периоды недостаточно хорошо известны российским специалистам, особенно когда речь идет о работах, созданных вдали от Родины. Например, у Гончаровой есть беспредметные композиции из серии «Космос», написанные в 1950-е. Несколько образцов хранятся в Третьяковке, они там прекрасно изучены. И все же что-то может ускользнуть от внимания экспертов. Мы всегда проводим серьезные исследования, выясняем провенанс: выставлялось ли произведение, где, когда, существуют ли аналогичные вещи.

культура: Одно время рынок русского искусства был наводнен фальшивками. Изменилась ли ситуация?
Беккерман: Мне кажется, эти слухи сильно преувеличены. Картины американских, итальянских, немецких авторов подделывают не реже. Несколько лет назад в Нью-Йорке закрылась галерея Knoedler & Company, существовавшая 165 лет. Они торговали фальшивыми работами Марка Ротко. Или скандал с фальсификатором Вольфгангом Бельтракки, успешно копировавшим представителей авангарда вроде Макса Эрнста и Кеса ван Донгена. Он прокололся, когда поленился изготовить старую краску и купил готовые титановые белила, не встречавшиеся в начале XX века. Уровень знаний и методы исследований идут вперед, поэтому подделок встречается все меньше.

И все же иногда приходят коллекционеры, пополняющие собрания с помощью Ebay. Зачастую их траты составляют миллионы долларов. Они покупают онлайн Гончарову за 500 или 1000 долларов и радуются выгодной сделке, ведь у дилеров или на аукционах подобные вещи стоят огромных денег. Приходится их разочаровывать.

культура: Сейчас многие говорят о технологии блокчейн, которая поможет сделать арт-рынок более прозрачным...
Беккерман: Приветствую все позитивные изменения. Однако подобный метод не всемогущ. Не так давно мы приобрели картину Гончаровой. Она не была подписана. Хранилась в коллекции людей, державших магазин красок. Художница совершала у них покупки, дарила свои работы, иногда обменивала их на материалы. Порой произведения вообще нигде не фигурируют, никогда не выставляются. В подобных случаях требуется экспертиза.

культура: Увеличивается ли интерес к русскому искусству?
Беккерман: Пока оно недооценено, однако динамика есть, и, на мой взгляд, оно будет расти в цене. Придет время, когда по стоимости отечественные картины сравняются с образцами лучших западных школ. Выставки наших художников и сейчас привлекают внимание иностранных зрителей. Например, «Россия!» в музее Гуггенхайма в 2005-м побила рекорд посещаемости. Американская публика очень восприимчива к русскому искусству. К сожалению, в последние годы в Штаты ничего не привозят из русских музеев. Эту пустоту мы скромным образом пытаемся заполнить: устраиваем выставки в США, привозим проекты в Россию. Надеюсь, благодаря культурному обмену отношения между странами постепенно улучшатся.

культура: Что планируете предложить отечественным зрителям?
Беккерман: Хотим с Русским музеем сделать выставку Бурлюка и потом показать ее в Москве. Там же собираемся представить французские вещи Коровина. Спонсоров у меня нет: финансирую подобные проекты сам. Воспринимаю их как способ популяризации и продвижения русского искусства: считаю это обязанностью, своего рода миссией.

Проект "Искусство как профессия", представляющий почти 150 работ из коллекции Майи и Анатолия Беккермана, выделяется даже на фоне тех выставок из серии "Коллекции и коллекционеры", которые уже двадцать лет организует Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Не только потому, что выставка, организованная ABA Gallery (США) и ГМИИ им. А.С.Пушкина, в ситуации замершего обмена выставками между музеями США и России оказывается значимым не только культурным, но и дипломатическим жестом, подчеркивающим тесные художественные взаимосвязи двух стран. Традиционно показ частных собраний выводит на авансцену фигуру коллекционера, демонстрируя его предпочтения, вкус и, разумеется, возможности. Нынешняя выставка выводит на первый план личность галериста и арт-дилера.

Это смелая по сути выставка. Искусство в музеях - вроде как на небесах. Оно "свободно" от разговоров о деньгах, сделках, купле-продаже. Мол, низкие это материи. Но Гончарова не зря заметила: "Работы нельзя дарить, только продавать. Если за плохую вещь заплачен рубль, ею дорожат больше, чем дареной хорошей". Так вот, выставка "Искусство как профессия" отдает дань не только художникам, коллекционерам и галеристам. Она отдает дань профессии арт-дилера. Тем, кого искусствоведы называют "старателями от искусства". Тем, кто находит на аукционах и пыльных лавках, в развалах семейных собраний и на распродажах истинные "золотники". Тем, благодаря кому эти "золотники" оказываются в коллекциях и музейных собраниях.

Анатолий Беккерман тридцать лет назад едва ли не первым рискнул специализироваться в США на русском искусстве. Не самый очевидный выбор в 1980-х. Даже в 1970-е годы, наследник Александры Экстер, живший крайне скромно, продавал театральные эскизы Александры Александровны чуть ли не по 30 долларов. Их (похоже, из сочувствия к тяжелому положению этого достойного человека) покупали его соседи. Что касается американских коллекционеров, то их работы Александры Экстер, Бориса Григорьева или Бориса Анисфельда не слишком интересовали. Показательно, что в начале 1970-х крупнейший торговец русским искусством в Нью-Йорке Леонард Хаттон отказался приобрести наследие Экстер. Покупателей из России по понятным причинам просто не было. Они начали появляться после перестройки.

Выбор в качестве своей "ниши" русского искусства для Анатолия и Майи Беккерман означал не только поиск и покупку работ, но и показ русского искусства не только в США, Европе, но и Латинской Америке… Впрочем, художников русской эмиграции пришлось открывать прежде всего для России. Если в Америке не знали Экстер, то в России многим ничего не говорили имена Владимира Баранова-Россине или Бориса Анисфельда… Меж тем, Анисфельд делал сценографию не только для спектаклей Театра В.Ф.Комиссаржевской и Михаила Фокина - в 1920-х он оформлял спектакли для Метрополитен-опера. Его работы, хранятся, например, в Публичной библиотеке при Линкольн-центре в Нью-Йорке. Словом, в Америке у него была более, чем успешная карьера. Но его первая выставка в новой, постперестроечной России состоялась именно благодаря Анатолию Беккерману, который помог реставрировать картины и показать их в 2001 году в Центре современного искусства на Неглинной. А сегодня "Автопортрет" Бориса Анисфельда 1940-х годов Майя и Анатолий Беккерман передали в дар ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Собственно, нынешняя выставка во многом продолжает это открытие для России художников русской эмиграции. "Каждый значительный период в истории живописи непременно должен иметь своих торговцев. Великие художники как раз и создают великих дилеров", - заметил однажды Даниэль-Анри Канвейлер, первооткрыватель кубистов. Если он прав, то Анатолия Беккермана "создали" лучшие мастера русской эмиграции. Они отнюдь не были неудачниками, их активность, творческая энергия и талант были востребованы. Достаточно вспомнить богатое наследие Бориса Григорьева, который только во время путешествий по Латинской Америке создал огромный цикл гуашей (около 300 листов), а также парижские работы для театра Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, сценографию Бориса Анисфельда, живопись Давида Бурлюка… Работы, в частности, этих художников сегодня можно увидеть на выставке на Волхонке. Среди самых поразительных произведений - полотно Бориса Григорьева "Человек с быком" (1920). Вообще-то его хочется назвать "Бык с человеком", потому что в этом компактном, мощном портрете главный, конечно, бык. Мощный, спокойный, прекрасный, как Зевс из античного мифа.

Рядом с его "лицом", которое занимает практически весь квадрат полотна, профиль "властелина природы" - человека - выглядит вторичным. Низколобый, с тяжелой челюстью, страдающим взглядом, обращенным ввысь, этот персонаж вызывает смесь жалости и ужаса. Этот шедевр Григорьева стал той картиной, с которой началась коллекция Майи и Анатолия Беккермана.

Сегодня эта коллекция расположилась в Белом зале, который стараниями Юрия Аввакумова превращен в "зеркальный". Вместо просторной колоннады Белого зала зритель попадает в пространство, разбитое на шесть "залов, соединяющих память о неоклассике (благодаря двум колоннам в каждом) и строгий минимализм. Это не "белый куб" - скорее, светлое камерное пространство, в котором картины оказываются "дома". Залы расположены по обе стороны коридора с зеркальными стенами, создающими пространство строгое и двоящееся одновременно. Коридор ведет прямиком к картине "Сбор яблок" (1910-е) Сергея Судейкина, которая завораживает образом "золотого века" - то ли пушкинских времен, то ли античных (крылатый Амур вечно путает карты). Для тех, кто подойдет поближе, откроется "тайная" ниша - с "Фарфоровыми фигурками" кисти того же Судейкина. В этом экспозиционном пространстве оставлено место и воображению, и неожиданным находкам, и игре.

Прямая речь

Анатолий Беккерман, АВА Галерея (США):

Судьбы картин настолько невероятны, что можно идти по барахолке и встретить шедевр. Такие находки случаются. Редко, но бывает. Одну из работ Натальи Гончаровой мы купили в Бразилии. Однажды мы приехали в Чили, и Майя увидела в одном из антикварных магазинов скульптуру Марка Антакольского. Это очень странное ощущение - в чужой далекой стране, где ты меньше всего ожидаешь встретить работы русских художников, вдруг видишь родные, близкие сердцу вещи. Мы купили эту скульптуру, и потом до отъезда в основном занимались тем, что сколачивали в отеле ящик, в котором ее можно довезти. Представляю, как терялся в догадках персонал отеля, когда из нашего номера доносился стук молотка, а мы носили доски, гвозди…

В нашей семье Майя, наверное, больше коллекционер, я - больше арт-дилер. Бывали случаи: я привозил вещи домой, чтобы наутро отвезти их покупателю. Утром вставал, а Майя уже так влюбилась в картину, что не могла ее отдать. Но, конечно, это стало возможным, когда наше положение стало более прочным.

Мы рады возможности показать русское искусство, созданное в эмиграции, работы, которые в России не видели. Планируется показ этой выставки и в Русском музее, и в нескольких музеях Америки. И мы с огромной радостью передали автопортрет Бориса Анисфельда 1940-х годов в дар ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Инсектицидные лекарственные средства торговой марки Дана выпускаются в удобных пластиковых пипетках или флаконах-капельницах, позволяющих строго дозировать капельное (spot-on) нанесение препарата на кожный покров животного в недоступном для слизывания месте на спине между лопатками или же на холке питомца. Инсектоакарицидный препарат содержит в своем составе фипронил, который обладает хорошо выраженной активностью в отношении находящихся на различных стадиях развития клещей, блох, вшей и власоедов.

Использование любого из средств, представленного в линейке препаратов Дана, исключает возможность обрабатывать им ослабленных или больных животных без предварительной консультации ветврача. Капли наносятся непосредственно на сухую здоровую кожу питомца на холке. После применения следует дать возможность препарату равномерно распределиться по обрабатываемому участку тела. Капли от блох Дана, отзывы потребителей указывают на это, переносятся животными без каких-либо последствий. Однако ветеринары советуют пронаблюдать за поведением питомца в течение суток и в случае проявления симптомов отравления немедленно обратиться к специалисту в клинику.


Мы подобрали на улице бездомного котенка. Блох на нем было видимо-невидимо. Решили не рисковать и обратиться за помощью к ветеринарному врачу. Осмотрев питомца, специалист приблизительно установил возраст малыша и порекомендовал взять капли Дана для котят. Обработку найденыш перенес спокойно и буквально через несколько дней кровососы погибли. Хорошее средство.

Евгения, Коломна

Правила применения капель от блох Дана

Несмотря на то, что капли от блох Дана для кошек или собак на холку являются малотоксичным препаратом, необходимо не давать обработанным коту или собаке слизывать лекарство. Наносить их следует весьма аккуратно, чтобы избежать возможных последствий, которые могут возникнуть, если любимой кошке удастся слизать капли .

Производитель не рекомендует наносить состав на животных, которые не достигли возраста 10 недель, а также капать средство беременным, кормящим и ослабленным питомцам. Объем и количество пипеток с каплями, находящимися в упаковках, соответствуют возрастным и весовым характеристикам домашних подопечных.


После прогулки по лесу обнаружил на собаке клеща. Пытался удалить его самостоятельно, но попытка не увенчалась успехом. Пришлось ехать в ветеринарную клинику. Врач посоветовал купить капли от блох Дана, при помощи которых можно быстро справиться с проблемой.

Константин, Серпухов

Средство Дана от блох для кошек и собак, как сказано в отзыве, может успешно применяться для извлечения клещей с тела животных. Для этого несколько капель лекарственного состава наносится непосредственно на насекомое, которое примерно через полчаса отвалится самостоятельно. При лечении ушной чесотки рекомендуется закапывать капли непосредственно в слуховой проход, предварительно почистив уши животного от продуктов жизнедеятельности клещей. Следует обратить внимание на то, что лекарство вводится в оба уха, во избежание переноса инфекции с больного органа в здоровый.

При лечении различных кожных инфекций, вызванных клещами, также можно использовать капли. Состав наносится на поврежденные участки тела при помощи ватных тампонов, пропитанных инсектицидным веществом.

Дана Ультра Нео – лучшая защита


Ольга, Москва

Капли Дана Spot On


Капли Дана для собак

Инсектоакарицидное средство в форме раствора предназначается для наружного применения. Капли Дана на холку для собак – жидкость желтого цвета, оказывающая губительное влияние на все семейства клещей, блох и власоедов. Лекарство капельно наносится на холку животного при помощи специальной пипетки во избежание передозировки средства. Эффект от использования препарата проявляется через сутки после его нанесения. Активное вещество накапливается в сальных железах, кожном покрове и луковицах волос. Питомец длительное время находится под защитой капель, так как они обладают пролонгированным действием.

Все препараты семейства Дана способны быстро и эффективно избавить домашнего питомца от опасных блох и других кровососов. Однако перед первым применением препарата рекомендуется обратиться к ветеринару для корректировки дозировки и возможности использования капельного средства.

Анатолий Беккерман, именитый американский коллекционер, арт-дилер, владелец «AБA» – самой известной галереи русского искусства в Нью-Йорке, – рассказал «Профилю» о выставке, которую он привез в Москву, о том, часто ли подделывают ставшее модным русское искусство, и как отражается на культурном обмене охлаждение отношений между Россией и США.

– Выставка «Русское искусство: от Боровиковского до Кабакова. Из собрания галереи «AБA» уже демонстрировалась в 2012 году в Нью-Йорке. В «Новом Манеже» посетители увидят ту же экспозицию или за это время в вашей концепции что-то поменялось? Может быть, появились новые интересные полотна, или, наоборот, какие-то картины в Москве не выставляются?

– Выставка, которую мы привозим в «Новый Манеж» и открываем 22 сентября в Москве, действительно имеет то же название, что и нью-йоркская экспозиция, так как хронологические рамки в обоих случаях заданы этими знаменитыми российскими художниками. Открывать выставку будет портрет Дмитрия Трощинского, министра юстиции начала XIX века, а заканчивать – рисунки Ильи Кабакова 1971–1972 годов. Около 90% экспонатов, представленных на выставке, никогда до этого в Россию не привозились. Это произведения Константина Коровина, Николая Рериха, Бориса Анисфельда, Абрама Архипова. Почти за каждой картиной есть интересная история. Например, «Портрет Марии Хрущевой» кисти русского художника Дмитрия Кардовского, который окончил академию в классе Репина и несколько лет совершенствовался в известной мюнхенской школе Антона Ашбе. Во многом портрет перекликается с работами товарищей Кардовского по школе Ашбе – Игоря Грабаря и Василия Кандинского. Последнему, кстати, эта работа длительное время ошибочно приписывалась под названием «Дама с кошкой». Долгие годы картина находилась в коллекции Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, а в сентябре зрители смогут увидеть это полотно на нашей выставке.– Организатором выставки выступаете в «Новом Манеже» вы сами или вас пригласили российские коллеги?

– Организатором выставки выступают департамент культуры города Москвы и МВО «Манеж», а также галерея «АБА», владельцем которой я являюсь. Первоначально идею проекта я обсудил с Михаилом Швыдким, специальным представителем президента РФ по культуре, так как выставка ставит перед собой образовательные и просветительские задачи. Несколько десятилетий мы занимаемся продвижением русской культуры за рубежом. Одновременно мы получили поддержку у Леонида Печатникова, заместителя мэра Москвы, который помог с реализацией проекта на одной из центральных выставочных площадок столицы. Также я хочу отметить Василия Пеганова, представителя совета директоров «БашИнвест группы», который включился в работу над выставкой, понимая важность культурных связей между Россией и Америкой.

– Какова основная идея этой выставки? Что объединяет все представленные картины? Какие из них вы считаете наиболее ценными или наиболее интересными?

– Мы хотели, чтобы в Москве увидели шедевры русского искусства, которые выставлялись на родине либо очень давно, либо никогда не приезжали в Россию. Это происходило по разным причинам. Одни произведения были вывезены во время революции, другие были созданы великими русскими художниками на Западе. Все полотна, которые мы показываем в «Новом Манеже», объединяет их уникальность и качество.Например, зрители увидят эскиз к известной работе Владимира Ма-ковского «Вечеринка», который показывали в 1902 году в Санкт-Петербурге на выставке «Маковский В. и Волков Е.». Картина «Вечеринка» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Александра Экстер представлена на выставке «Триптихом», который был известен по маленькой фотографии в книге знаменитого исследователя русского авангарда Джона Боулта «Александра Экстер» и долгое время считался утерянным.

Также мы представим «Пейзаж» («Мостик на порубку») 1871 года Ивана Шишкина, который выставлялся при жизни художника и был опубликован в каталоге Булгакова Ф. И. «Альбом русской живописи. Картины и рисунки профессора И. И. Шишкина» в 1892 году.

Уникальное полотно Николая Ульянова «Крестный ход» первый и последний раз публично выставлялось в 1924 году в США в Grand Central Palace, для которой и было специально создано. Стоит обратить внимание и на несколько редчайших работ японского периода Давида Бурлюка, которые были приобретены у родственников художника.

– Вы часто называете себя не только собирателем искусства, но и арт-дилером. Можете сказать, с какими полотнами из вашей знаменитой коллекции вы не готовы расстаться ни за какие деньги? Или у вас нет таких ограничений?

– У нас существует четкая граница между коллекцией галереи «АБА» и личной, семейной коллекцией. Произведения из нашей коллекции не выставляются на продажу.

– В вашей коллекции довольно много работ, которые считались утерянными, – вы дали им вторую жизнь. Вам нравится роль «первооткрывателя» или это цепь случайностей? Или, может быть, закономерностей – вы просто оказались в нужное время в нужном месте?

– Да, это правда, в коллекции галереи «АБА» есть картины, которые считались утерянными. Я не знаю, можно ли это считать случайностью или закономерным явлением. Но я знаю одно: чтобы увидеть и понять, что перед вами находится потерянный, неизвестный шедевр, надо быть готовым к этому моменту. Я потратил больше 40 лет, чтобы накопить знания и научиться понимать искусство, а также приобрести навык видеть качество живописи. Это постоянный и непрекращающийся процесс, я ежедневно учусь и открываю для себя что-то новое.

– Вы долгие годы живете в США, занимаетесь русским искусством и сотрудничаете с самыми крупными музеями России. Однако в данный момент официальные отношения между нашими странами, что называется, оставляют желать лучшего. Вы почувствовали это «охлаждение» в своей деятельности частного галериста?

– Да, к сожалению, отношения между Россией и Америкой в настоящее время довольно сложные. Уже много лет не проходят государственные межмузейные выставочные проекты. Мне кажется, что именно в такой ситуации очень важно сохранять, поддерживать и даже развивать культурные связи. Поэтому мы много работаем над тем, чтобы в Америке видели и знали русское искусство. Например, несколько лет назад мы представляли в Нью-Йорке произведения из коллекции Михаила Барышникова, а затем картины замечательного художника-нонконформиста Олега Целкова.– Когда вы только начинали собирать свою коллекцию в 80-е годы, русское искусство не пользовалось спросом в США. Поэтому, с одной стороны, это было рискованным вложением денег, но с другой – давало возможность покупать ценные картины по невысоким ценам. За прошедшие годы спрос на русских художников вырос во всем мире. Трудно ли вам сейчас находить и приобретать новые экземпляры для коллекции? В эпоху интернета это можно делать через онлайн-аукционы – возможно, вы почувствовали «наступление» конкурентов и непрофессионалов?

– Безусловно, интернет изменил рынок искусства. Перед любителями и коллекционерами открылся огромный мир аукционов, галерей, выставок по всему миру. Но именно сейчас как никогда важна роль опытного галериста, советника, эксперта в своей области, который может дать ценный совет по приобретению того или иного произведения и уберечь начинающего коллекционера от ошибок и разочарований. Зачастую молодые коллекционеры «обжигаются», покупая искусство в интернете, не обладая достаточным опытом и знаниями.

– Ищете ли вы картины для пополнения своей коллекции в России или только в других странах?

– В России я бываю достаточно редко и занимаюсь поиском новых вещей преимущественно на Западе.

– Насколько актуальна сейчас проблема подделок – как русского искусства, так и произведений художников из других стран? Приходилось ли вам покупать полотна, которые позже были признаны подделками? Как отличается в этом плане ситуация в Америке и в России?

– Проблема подделок актуальна во всем мире, и русское искусство не является исключением. Недавно в Америке закрылась Knoedler Gallery, которая была в бизнесе больше 160 лет. Они торговали подделками таких художников, как Ротко, Поллок и Виллем де Кунинг. Не так давно в Германии были скандалы с продажей поддельных работ Макса Эрнста, Андре Дерена, Жоржа Брака и других немецких экспрессионистов. Это еще раз подтверждает необходимость в совете и помощи опытного эксперта.

– Вы часто привозите выставки в Россию. Это ностальгия? Благотворительность? Или бизнес?

– Несмотря на то, что мы живем в США больше 40 лет, мы родились в России, и русская культура нам очень дорога. Мы хотим, чтобы зрители по обе стороны земного шара поняли и оценили красоту русского искусства.