Психология

Наталья осипова балерина ближайшие выступления. Наталья Осипова: личная жизнь

Наталья Осипова входит в пятерку лучших балерин мира, сумевших покорить знаменитые европейские сцены. Карьера девушки развивалась стремительно, в 24 года Наташа уже была примой Большого театра. В последнее время балерина работала в Европе и Америке, но в 2017 году решила поработать на родине, и не где-нибудь, а в провинциальной Перми. Туда позвала ее роль .

Детство и юность

Наташа родилась в семье москвичей в 1986 году. Когда девочке исполнилось 5 лет, родители отвели ее на спортивную гимнастику, однако отношения с этим направлением не сложились. Точку в спортивной биографии поставила тяжелая травма спины. Тренеры посоветовали попробовать силы в танцах, так Наташа оказалась в балете.

За плечами Осиповой Московская академия хореографии. Из стен учебного заведения девушка попала прямиком в труппу легендарного Большого театра, на сцену которого впервые вышла осенью 2004 года.

Балет

Столичная публика влюбилась в юную балерину. Ценители балета не переставали восхищаться блестящими прыжками-полетами, лиричностью образа и совершенной техникой исполнения. Наташе в первом же сезоне стали доверять сольные партии. В Большом актриса продержалась семь лет.


В 2007 году Наталья Осипова в рамках грандиозных гастролей впервые выступила на сцене знаменитого лондонского Ковент-Гардена. Зрители тепло приняли балерину, которая получила к тому же Британскую национальную премию в номинации «классический балет». А год спустя родной театр удостоил талантливую девушку титула ведущей танцовщицы.

Наташа примерила образы Китри в постановке «Дон-Кихот», Сильфиды в одноименном балете, Медоры в «Корсаре». Бурю восторгов вызвала партия Жизель. Впрочем, блестящее исполнение объяснимо, ведь этот образ у Осиповой самый любимый из всех, которые довелось воплотить. Журналистам девушка признавалась, что, каждый раз выходя на сцену, старалась передать эмоции и переживания волшебной сказки.


Весной 2010-го балерина достигла вершины карьеры в Большом театре, став его примой. Одновременно на танцовщицу сыпались предложения от руководителей иностранных храмов Мельпомены. Особо настойчивым оказался Американский балетный театра, по приглашению Наталья несколько раз блистала в нью-йоркской Метрополитен-опере, танцуя в «Жизель» и «Сильфиде».

В 2011 году российских фанатов балета удивила новость о том, что Осипова вместе с партнером покинули Большой. Звездная пара отправилась в Санкт-Петербург, где Наталью назначили примой Михайловского театра.


Позже актриса рассказала прессе, что в Москве ее «передержали в молодых», репертуар застыл на одном месте – девушке не хотелось оставаться вечной Китри. А в петербургском театре поле для раскрытия потенциала оказалось шире. Танцовщица перевоплощалась в Одетту в «Лебедином озере», Джульетту в «Ромео и Джульетте», принцессу в «Спящей красавице».

С каждым годом звезда Осиповой разгоралась все ярче. Вскоре девушку пригласили в Лондонский Королевский балет (Ковен-Гарден), в 2012 году она уже выступила на грандиозном концерте в честь 60-летия правления . Приглашенная солистка успела станцевать три «Лебединых озера», партнером по работе стал Карлос Акоста. В будущем театр подписал с артисткой постоянный контракт.


За короткий срок Наталья сумела стать мировой знаменитостью, выступая с лучшими труппами планеты на сценах Милана, Берлина, Парижа, Нью-Йорка. Стала примой American ballet theatre. Плюс ко всему, Наталья Осипова – обладательница россыпи наград. В ее копилке «Золотая маска», премия Леонида Мясина, приз «Benois de la dance», Гран-При Международной балетной премии «Dance Open».

Было время, когда Наталья изменила классическому балету. Девушка пробовала силы в современном танце.

Личная жизнь

Поклонники балета любовались красивым романом, который разгорелся между Натальей Осиповой и Иваном Васильевым чуть ли не с момента окончания хореографической академии. Фанаты были убеждены, что пара обязательно отправится под венец, однако их настигло разочарование. Прима Большого театра и Васильев расстались. Причиной послужила влюбленность молодого человека в танцовщицу Марию Виноградову, которая в дальнейшем стала его супругой.


В итальянском театре «Ла Скала» на репетиции постановки «Жизель» Наталья познакомилась с уже известным актером балета . До этого мужчина на светских мероприятиях успел засветиться с коллегой по цеху Юлией Столярчук, но однажды поклонники вдруг заметили на руке танцора татуировку-надпись «Наталья». Позднее пара призналась на лондонской пресс-конференции, что у них любовь.


Впервые звезды балета вместе появились на сцене в 2016 году, исполнив партии Бланш и Стэнли в спектакле «Трамвай «Желание». В мае 2017 года поползли слухи, что актеры балета расстались, якобы Наталья предпочла Сергею неизвестного дирижера, хотя в «Инстаграме» пара по-прежнему публиковала совместные фото.

Журналисты в каждом интервью не забывают интересоваться личной жизнью актрисы, но Осипова на сей счет не многословна. В одной из последних бесед с представителями прессы отметила:

«Мы очень хорошо общаемся, у нас по-прежнему хорошие и даже замечательные отношения».

Наталья Осипова сейчас

В 2017 году на официальном сайте Пермского оперного театра появилась радостная новость о том, что Наталья становится его примой. Это было решение Осиповой. Представителям СМИ девушка рассказала, что однажды вечером подумала – давно не танцевала «Ромео и Джульетту», спектакль, работа в котором приносит актрисе огромное удовольствие. Перебрав все мировые театры, нигде не обнаружила постановки, только в российской провинции. Звонок балерины такой величины удивил и несказанно обрадовал Алексея Мирошниченко, руководителя Пермского балета.


Первым спектаклем Осиповой в качестве примы стал спектакль «Щелкунчик», вернее, его оригинальная версия. В нетривиальной постановке авторы постарались передать глубину и трагичность музыки . Примечательна работа также тем, что в отличие от оригинала имеет счастливый конец. 1 февраля 2018 года премьера «Щелкунчика» состоялась в московском Государственном Кремлевском Дворце. Наталья танцует в спектакле с актером Никитой Четвериковым.

Весной звезда балета выступала в Мариинском театре в роли царицы Мехменэ Бану в спектакле «Легенда о любви». С хореографом Владимиром Варнавой готовит к августовской премьере в Америке «Золушку», после постановка приедет в Россию.

Трейлер фильма «Танцовщик»

26 мая на «Первом канале» состоялся показ документального фильма о Сергее Полунине «Танцовщик». Исследование жизни танцора представил режиссер Стивен Кантор, объединив семейную хронику, архивные материалы и интервью с друзьями и близкими. Наталья Осипова тоже поучаствовала в создании ленты.

Партии

  • Испанская невеста, «Лебединое озеро»
  • Мари, «Щелкунчик»
  • Царица Мехменэ Бану, «Легенда о любви»
  • Анна Андерсон, «Анастасия»
  • Жизель, «Жизель»
  • Сильфида, «Сильфида»
  • Медора, «Корсар»
  • Эсмеральда, «Эсмеральда»
  • Принцесса Аврора, «Спящая красавица»
  • Джульетта, «Ромео и Джульетта»
  • Лауренсия, «Лауренсия»
  • Китри, «Дон Кихот»
  • Эгина, «Спартак»
  • Жар-птица, «Жар-птица»
  • Кармен, «Кармен-Сюита»

Очень уж много на "Сплетнике" всяких "Изумрудовных".) Захотелось сделать пост про настоящую балерину.

Открыла эту балерину три года назад, на концерте к открытию отремонтированного "Большого театра". Просто шикарно она там танцевала, с таким драйвом и такой невероятной техникой! Потом она учавствовала в проекте Первого канала "Балеро" с Романом Костомаровым, и заняла там второе место. Я думаю у неё большое будущее. И муж у неё кстати, Иван Васильев, тоже шикарный танцор.

Биография, фото и видео.

Ната́лья Петро́вна О́сипова- род. 18 мая 1986, Москва. С пятилетнего возраста занималась спортивной гимнастикой, но в 1993 году получила травму, и занятия спортом пришлось прекратить. Тренеры порекомендовали родителям отдать дочь в балет. Обучалась в Московской государственной академии хореографии (класс ректора Марины Леоновой). После окончания в 2004 году вошла в балетную труппу Большого театра, дебютировав 24 сентября 2004 года. C 18 октября 2008 года — ведущая солистка, с 1 мая 2010 года — прима-балерина Большого театра. Репетировала под руководством народной артистки СССР Марины Кондратьевой.

В 2007 году на гастролях Большого театра в Лондоне на сцене театра Ковент Гарден балерина была тепло встречена британской публикой и получила Британскую Национальную премию в области танца, присуждаемую Сообществом критиков (Critics" Circle National Dance Awards ) за 2007 год — как лучшая балерина в разделе «классический балет».

В 2009 году, по рекомендации Нины Ананиашвили, стала приглашённой балериной Американского балетного театра (Нью-Йорк), выступив на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера в заглавных партиях балетов «Жизель» и «Сильфида»; в 2010 году вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы в партиях Китри в балете «Дон Кихот», Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» Прокофьева (хореография К. МакМиллана), Авроры в «Спящей красавице» Чайковского (постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

В 2010 году состоялись дебюты в Гранд Опера (Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и Ла Скала (Китри в «Дон Кихоте»), выступление в Лондонской королевской опере (Медора в «Корсаре»).

В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом Баварской государственной оперы. Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.

С декабря 2012 года — приглашенная солистка Лондонского Королевского балета, станцевав в этом качестве три «Лебединых озера» с Карлосом Акостой. В том же октябре она — единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы — участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.

В настоящее время вместе является прима-балериной American ballet theatre .

В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт с лондонским Royal Ballet .

С мужем, Иваном Васильевым.

В 2003 г. стала обладателем Гран при Международного балетного конкурса «Приз Люксембурга».
В 2005 г. завоевала III премию Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве(в категории «Дуэты» в старшей группе).
В 2007 г. отмечена призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
В 2008 г. получила ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) — Национальную танц-премию Круга критиков (лучшая балерина в разделе «Классический балет») и Национальную театральную премию «Золотая маска» за выступление в балете «В комнате наверху» Ф. Гласса в постановке Твайлы Тарп (сезон 2006/07) и Премию Леонида Мясина, ежегодно вручаемую в Позитано (Италия), в категории «За значимость таланта».
В 2009 г. (вместе с Вячеславом Лопатиным) награждена Специальной премией жюри «Золотой маски» - за лучший дуэт в балете «Сильфида» (сезон 2007/08) и призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партий Сильфиды, Жизели, Медоры в «Корсаре» и Жанны в «Пламени Парижа».
В 2010 г. была удостоена Международной балетной премии Dance Open в номинации «Мисс Виртуозность».
В 2011 г. вновь получила ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) - Национальную танц-премию Круга критиков (лучшая балерина); была удостоена Гран при премии Dance Open и Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Лучшая танцовщица года».
В 2015 г. вновь была удостоена Национальной танц-премии Круга критиков, причем, получила награду сразу в двух номинациях («Лучшая балерина» и «Выдающееся исполнение»/ за исполнение партии Жизели в спектакле Королевского балета).

Биография

Родилась в Москве. В 2004 г. окончила Московскую государственную академию хореографии (класс ректора ) и была принята в балетную труппу Большого театра. Дебют состоялся 24 сентября 2004 г. Начала репетировать под руководством . Затем ее постоянным педагогом-репетитором была .
Оставила Большой театр в 2011 г. Выступает с многими ведущими балетными труппами мира, включая Американский театр балета (АБТ), Баварский балет, балетную труппу Ла Скала.
С 2011 г. - прима-балерина Михайловского театра в Санкт-Петербурге, с 2013-го - Королевского балета Ковент-Гарден.

Репертуар

В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

2004
Вставное па де де
Нэнси («Сильфида» Х.Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен)
Одиннадцатый вальс («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
Испанская кукла («Щелкунчик» П.Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Горчичное зерно («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольда и Д. Лигети в постановкеДж. Ноймайера) -

2005
Испанская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского)
Партия в балете «Пассакалья», солистка в балете «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна, хореография Р. Пети)
Машинистки («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) -
Первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Золушка («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Легкомыслие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина)
Солистка канкана («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина) - первая исполнительница в России
Четыре дриады, Китри («Дон Кихот»)
Солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Вторая вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей этого балета

2006
Солисты вальса (была в числе первых исполнителей)
Осень («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссер Ю. Борисов)
Рамзея, Аспиччия («Дочь фараона» Ц.Пуни в постановке П.Лакотта по М.Петипа)
Манька Фарт («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Гамзатти («Баядерка») - дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло

2007
Солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского. хореография Дж. Баланчина) -
Солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) - была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Солистка («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, хореография А. Ратманского)
Солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Третья Одалиска («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

2008
Сильфида («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) - первая исполнительница в Большом театре
Медора («Корсар»)
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
Пара в красном («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей балета в Большом театре
Вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева)
Никия («Баядерка»)
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)

2010
Главная партия в балете «Рубины» на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина) - участница премьеры в Большом театре
Па де де (Herman Schmerman Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)

2011
Корали («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - первая исполнительница

Участвовала в проекте Большого театра
«Мастерская новой хореографии» (2004 г.), выступив в балете «Болеро» на музыку М. Равеля (хореография А. Ратманского) В 2007 г. выступила в балете «Вываливающиеся старухи» на музыку Л. Десятникова (хореография А. Ратманского), показанном сначала на фестивале Территория, а затем в рамках «Мастерской новой хореографии» В 2011 г. - участница совместного проекта Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств («Remansos» на музыку Э. Гранадоса в постановке Н. Дуато; «Серенада» на музыку А. Чьерво в постановке М. Бигонцетти; Па де труа на музыку М. Глинки, хореография Дж. Баланчина; «Cinque» на музыку А. Вивальди в постановке М. Бигонцетти).

Гастроли

В ПЕРИОД РАБОТЫ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Декабрь 2005 г. - выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петипа, А. Горского в редакции С. Боброва) в Красноярском государственном театре оперы и балета.

2006 г. - участвовала в XX Международном фестивале балета в Гаване, исполнив с Иваном Васильевым (Большой балет) па де де из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева (хореография В. Вайнонена) и па де де из балета «Дон Кихот».

2007 г. - на VII Международном фестивале балета «Мариинский» исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» (партнер - солист Мариинского театра Леонид Сарафанов) и па де де из балета «Корсар» в завершающем этот фестиваль гала-концерте (партнер тот же);
- на международном фестивале «Танцевальный салат» (Театральный центр Вортема, Хьюстон, США) исполнила с ведущим солистом Большого балета Андреем Меркурьевым «Средний дуэт» в постановке А. Ратманского;
- на гала-концерте в честь Майи Плисецкой, состоявшемся на сцене мадридского Королевского театра, исполнила па де де из балета «Дон Кихот» (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Белоголовцев).

2008 г. - с Иваном Васильевым приняла участие в гала-концерте «Звезды сегодняшние и звезды завтрашние» (па де де из балета «Пламя Парижа»), завершившем IX Международный конкурс учащихся балетных школ Гран при американской молодежи (Youth America Grand Prix), в 1999 г. учрежденный бывшими артистами Большого балета Геннадием и Ларисой Савельевыми;
исполнила заглавную партию в балете «Жизель» в Казани с балетной труппой Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в рамках Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Граф Альберт - Андрей Меркурьев) и выступила в гала-концертах, завершавших этот фестиваль, исполнив па де де из балета «Пламя Парижа» (партнер - солист Большого балета Иван Васильев);
в рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Дон Кихот», исполнив партию Китри (Базиль - Иван Васильев);
приняла участие в гала-концерте «Приношение Майе Плисецкой», прошедшем в рамках фестиваля «Сады Кап-Ройг» (провинция Жирона, Испания), исполнив с Иваном Васильевым па де де из балета «Пламя Парижа» и па де де из балета «Корсар»;
приняла участие в гала-концерте артистов балета, состоявшемся на сцене Лионского амфитеатра (вариации и кода из балета «Дон Кихот», па де де из балета «Пламя Парижа», партнер Иван Васильев).
выступила в заглавной партии балета «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) в Цюрихе с балетной труппы Цюрихской оперы;
выступила в заглавной партии в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Жизель» (Граф Альберт Иван Васильев);

2009 г. - исполнила партию Никии в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарёва, В. Чабукиани, с отдельными танцами К. Сергеева, Н. Зубковского; постановка И. Зеленского) в Новосибирске с балетной труппой Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (Солор - Иван Васильев);
выступила в заглавной партии балета «Жизель» (редакция Н. Долгушина) с труппой Михайловского театра в Санкт-Петербурге (партнер Иван Васильев).
в качестве приглашенной солистки Американского театра балета (АБТ) приняла участие в спектаклях этой труппы на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы. Выступила в заглавной партии балета «Жизель» (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа; Граф Альберт - Дэвид Холберг) и заглавной партии балета «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. Бруна; Джеймс - Херман Корнехо);
исполнила партию Балерины в балете «Петрушка» И. Стравинского (хореография М. Фокина) в спектакле Парижской национальной оперы.

2010 г. - выступила в партии Клары в балете «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Р. Нуреева) в спектакле Парижской национальной оперы (партнер Матиас Эйманн).
исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» (версия Р. Нуреева) в миланском театре Ла Скала (партнер Леонид Сарафанов);
участвовала в X Международном фестивале балета «Мариинский» - исполнила заглавную партию в балете «Жизель» (Граф Альберт - Леонид Сарафанов);
вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы: исполнила партии - Китри в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петпа, А. Горского, постановка К. МакКензи и С. Джонс; партнер Хосе Мануэль Карреньо), Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (хореография К. МакМиллана; партнер Дэвид Холберг), Принцессы Авроры («Спящая красавица» П. Чайковского; хореография М. Петипа, К МакКензи, Г. Киркланд, М. Чернова, постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

2011 г. - исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) в Мюнхене с балетной труппой Баварской государственной оперы (Петруччо - Лукаш Славицкий);
участвовала в сезоне АБТ на сцене Метрополитен-оперы - исполнила партию Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» (хореография А. Ратманского, Классический танцовщик - Даниил Симкин), партию Сванильды в балете «Коппелия» (редакция Ф. Франклина, Франц - Даниил Симкин); исполнила заглавную партию в балете «Ромео и Джульетта» (хореография Ф. Аштона, возобновление П. Шауфуса) в Лондоне (театр Колизей) с Английским национальным балетом (Ромео - Иван Васильев).

Распечатать

В 2003 г. стала обладателем Гран при Международного балетного конкурса «Приз Люксембурга».
В 2005 г. завоевала III премию Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве(в категории «Дуэты» в старшей группе).
В 2007 г. отмечена призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
В 2008 г. получила ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) — Национальную танц-премию Круга критиков (лучшая балерина в разделе «Классический балет») и Национальную театральную премию «Золотая маска» за выступление в балете «В комнате наверху» Ф. Гласса в постановке Твайлы Тарп (сезон 2006/07) и Премию Леонида Мясина, ежегодно вручаемую в Позитано (Италия), в категории «За значимость таланта».
В 2009 г. (вместе с Вячеславом Лопатиным) награждена Специальной премией жюри «Золотой маски» - за лучший дуэт в балете «Сильфида» (сезон 2007/08) и призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партий Сильфиды, Жизели, Медоры в «Корсаре» и Жанны в «Пламени Парижа».
В 2010 г. была удостоена Международной балетной премии Dance Open в номинации «Мисс Виртуозность».
В 2011 г. вновь получила ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) - Национальную танц-премию Круга критиков (лучшая балерина); была удостоена Гран при премии Dance Open и Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Лучшая танцовщица года».
В 2015 г. вновь была удостоена Национальной танц-премии Круга критиков, причем, получила награду сразу в двух номинациях («Лучшая балерина» и «Выдающееся исполнение»/ за исполнение партии Жизели в спектакле Королевского балета).

Биография

Родилась в Москве. В 2004 г. окончила Московскую государственную академию хореографии (класс ректора ) и была принята в балетную труппу Большого театра. Дебют состоялся 24 сентября 2004 г. Начала репетировать под руководством . Затем ее постоянным педагогом-репетитором была .
Оставила Большой театр в 2011 г. Выступает с многими ведущими балетными труппами мира, включая Американский театр балета (АБТ), Баварский балет, балетную труппу Ла Скала.
С 2011 г. - прима-балерина Михайловского театра в Санкт-Петербурге, с 2013-го - Королевского балета Ковент-Гарден.

Репертуар

В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

2004
Вставное па де де
Нэнси («Сильфида» Х.Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен)
Одиннадцатый вальс («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
Испанская кукла («Щелкунчик» П.Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Горчичное зерно («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольда и Д. Лигети в постановкеДж. Ноймайера) -

2005
Испанская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского)
Партия в балете «Пассакалья», солистка в балете «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна, хореография Р. Пети)
Машинистки («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) -
Первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Золушка («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Легкомыслие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина)
Солистка канкана («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина) - первая исполнительница в России
Четыре дриады, Китри («Дон Кихот»)
Солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Вторая вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей этого балета

2006
Солисты вальса (была в числе первых исполнителей)
Осень («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссер Ю. Борисов)
Рамзея, Аспиччия («Дочь фараона» Ц.Пуни в постановке П.Лакотта по М.Петипа)
Манька Фарт («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Гамзатти («Баядерка») - дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло

2007
Солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского. хореография Дж. Баланчина) -
Солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) - была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Солистка («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, хореография А. Ратманского)
Солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Третья Одалиска («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

2008
Сильфида («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) - первая исполнительница в Большом театре
Медора («Корсар»)
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
Пара в красном («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей балета в Большом театре
Вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева)
Никия («Баядерка»)
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)

2010
Главная партия в балете «Рубины» на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина) - участница премьеры в Большом театре
Па де де (Herman Schmerman Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)

2011
Корали («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - первая исполнительница

Участвовала в проекте Большого театра
«Мастерская новой хореографии» (2004 г.), выступив в балете «Болеро» на музыку М. Равеля (хореография А. Ратманского) В 2007 г. выступила в балете «Вываливающиеся старухи» на музыку Л. Десятникова (хореография А. Ратманского), показанном сначала на фестивале Территория, а затем в рамках «Мастерской новой хореографии» В 2011 г. - участница совместного проекта Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств («Remansos» на музыку Э. Гранадоса в постановке Н. Дуато; «Серенада» на музыку А. Чьерво в постановке М. Бигонцетти; Па де труа на музыку М. Глинки, хореография Дж. Баланчина; «Cinque» на музыку А. Вивальди в постановке М. Бигонцетти).

Гастроли

В ПЕРИОД РАБОТЫ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Декабрь 2005 г. - выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петипа, А. Горского в редакции С. Боброва) в Красноярском государственном театре оперы и балета.

2006 г. - участвовала в XX Международном фестивале балета в Гаване, исполнив с Иваном Васильевым (Большой балет) па де де из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева (хореография В. Вайнонена) и па де де из балета «Дон Кихот».

2007 г. - на VII Международном фестивале балета «Мариинский» исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» (партнер - солист Мариинского театра Леонид Сарафанов) и па де де из балета «Корсар» в завершающем этот фестиваль гала-концерте (партнер тот же);
- на международном фестивале «Танцевальный салат» (Театральный центр Вортема, Хьюстон, США) исполнила с ведущим солистом Большого балета Андреем Меркурьевым «Средний дуэт» в постановке А. Ратманского;
- на гала-концерте в честь Майи Плисецкой, состоявшемся на сцене мадридского Королевского театра, исполнила па де де из балета «Дон Кихот» (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Белоголовцев).

2008 г. - с Иваном Васильевым приняла участие в гала-концерте «Звезды сегодняшние и звезды завтрашние» (па де де из балета «Пламя Парижа»), завершившем IX Международный конкурс учащихся балетных школ Гран при американской молодежи (Youth America Grand Prix), в 1999 г. учрежденный бывшими артистами Большого балета Геннадием и Ларисой Савельевыми;
исполнила заглавную партию в балете «Жизель» в Казани с балетной труппой Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в рамках Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Граф Альберт - Андрей Меркурьев) и выступила в гала-концертах, завершавших этот фестиваль, исполнив па де де из балета «Пламя Парижа» (партнер - солист Большого балета Иван Васильев);
в рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Дон Кихот», исполнив партию Китри (Базиль - Иван Васильев);
приняла участие в гала-концерте «Приношение Майе Плисецкой», прошедшем в рамках фестиваля «Сады Кап-Ройг» (провинция Жирона, Испания), исполнив с Иваном Васильевым па де де из балета «Пламя Парижа» и па де де из балета «Корсар»;
приняла участие в гала-концерте артистов балета, состоявшемся на сцене Лионского амфитеатра (вариации и кода из балета «Дон Кихот», па де де из балета «Пламя Парижа», партнер Иван Васильев).
выступила в заглавной партии балета «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) в Цюрихе с балетной труппы Цюрихской оперы;
выступила в заглавной партии в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Жизель» (Граф Альберт Иван Васильев);

2009 г. - исполнила партию Никии в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарёва, В. Чабукиани, с отдельными танцами К. Сергеева, Н. Зубковского; постановка И. Зеленского) в Новосибирске с балетной труппой Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (Солор - Иван Васильев);
выступила в заглавной партии балета «Жизель» (редакция Н. Долгушина) с труппой Михайловского театра в Санкт-Петербурге (партнер Иван Васильев).
в качестве приглашенной солистки Американского театра балета (АБТ) приняла участие в спектаклях этой труппы на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы. Выступила в заглавной партии балета «Жизель» (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа; Граф Альберт - Дэвид Холберг) и заглавной партии балета «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. Бруна; Джеймс - Херман Корнехо);
исполнила партию Балерины в балете «Петрушка» И. Стравинского (хореография М. Фокина) в спектакле Парижской национальной оперы.

2010 г. - выступила в партии Клары в балете «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Р. Нуреева) в спектакле Парижской национальной оперы (партнер Матиас Эйманн).
исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» (версия Р. Нуреева) в миланском театре Ла Скала (партнер Леонид Сарафанов);
участвовала в X Международном фестивале балета «Мариинский» - исполнила заглавную партию в балете «Жизель» (Граф Альберт - Леонид Сарафанов);
вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы: исполнила партии - Китри в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петпа, А. Горского, постановка К. МакКензи и С. Джонс; партнер Хосе Мануэль Карреньо), Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (хореография К. МакМиллана; партнер Дэвид Холберг), Принцессы Авроры («Спящая красавица» П. Чайковского; хореография М. Петипа, К МакКензи, Г. Киркланд, М. Чернова, постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

2011 г. - исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) в Мюнхене с балетной труппой Баварской государственной оперы (Петруччо - Лукаш Славицкий);
участвовала в сезоне АБТ на сцене Метрополитен-оперы - исполнила партию Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» (хореография А. Ратманского, Классический танцовщик - Даниил Симкин), партию Сванильды в балете «Коппелия» (редакция Ф. Франклина, Франц - Даниил Симкин); исполнила заглавную партию в балете «Ромео и Джульетта» (хореография Ф. Аштона, возобновление П. Шауфуса) в Лондоне (театр Колизей) с Английским национальным балетом (Ромео - Иван Васильев).

Распечатать

Елена ФЕДОРЕНКО

В Государственном Кремлевском дворце 1 февраля завершается марафон рождественских сказок. Пермский театр оперы и балета имени Чайковского покажет премьеру «Щелкунчика», поставленного накануне новогодних праздников главным балетмейстером театра Алексеем Мирошниченко. В роли Мари - любимица москвичей, мировая звезда Наталья Осипова.

Когда-то она упорхнула из Большого театра, ненадолго задержалась в Михайловском, четыре года назад стала примой «Ковент-Гарден», а с начала нынешнего сезона является прима-балериной еще и Пермской Оперы. В Москве долгожданная гостья пробудет недолго - сразу после спектакля отправится в Петербург, где 16 февраля в Мариинском театре впервые станцует в спектакле Юрия Григоровича «Легенда о любви». «Культура» расспросила балерину о новых спектаклях, ближайших планах, партнерах и увлечениях.

культура: Давно Вы не появлялись в Москве, а она Вас так любит.
Осипова: Не потому, что не хочу, желание-то большое, соскучилась. Но сейчас мое место жизни и работы - Лондон, подчиняюсь жесткому графику репетиций Королевского балета. К сожалению, практически ни разу расписание не совпало с возможностью подготовиться и станцевать полноценный спектакль в Москве. Наконец-то сложилось - и счастливо: я оказалась свободна в первой половине февраля. Так что приглашение выступить в родном городе восприняла с огромной радостью.

культура: Новый «Щелкунчик» Пермского театра Вы станцуете впервые. Уральские зрители немного обиделись, что Вы не участвовали в премьерных показах.
Осипова: Мне жаль, что не удалось этого сделать, но декабрьским планам помешала достаточно серьезная травма. После тяжелого спектакля «Сильвия» начались проблемы с ахиллом, пришлось четыре недели лечить ногу.

культура: Какие хореографические версии «Щелкунчика» уже танцевали?
Осипова: Балет Василия Вайнонена, нуреевскую редакцию в Парижской Опере, спектакль Питера Райта в Королевском балете. К сожалению, не удалось в Большом театре выступить в «Щелкунчике» Юрия Григоровича.

культура: Главный балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко в свои хореографические тексты всегда вставляет мини-цитаты из известных постановок - уважает классику и любит переклички времен. В его «Щелкунчике» тоже есть стилизация?
Осипова: Спектакль создан в классических традициях, должное отдано многим предшественникам. Алексей вложил в балет свои чувства и фантазию. Он большой выдумщик, и я всегда восхищаюсь тем, как здорово у него закручены сюжеты и с каким почтением он относится к деталям.

В начале пермского спектакля «рассказывается» история принцессы Пирлипат, отвергшей Щелкунчика, что производит на Мари сильное впечатление. Она не понимает, как его, такого хорошего, можно буквально оттолкнуть ногой. Потом, когда Принц предлагает Мари остаться в сказочном царстве и практически кладет свое сердце к ее ногам, героиню на краткий миг одолевают сомнения. Что и губит любовь: Щелкунчик опять становится уродливым и деревянным. Девочка готова бежать за ним и просить прощения, но - поздно. Он - исчез, мир - разрушен. Так объясняет хореограф трагическую музыку Чайковского в дуэте счастья. Мне его мысль близка. Когда репетирую, думаю о жизни, и, действительно, в настоящей и полноценной любви, особенно когда она зарождается, даже самая маленькая несправедливость ранит глубоко и воспринимается вселенским предательством. Если соотнести эту пронзительную сцену с привычной для «Щелкунчика» темой взросления, то можно уловить момент перехода от юных грез во взрослую жизнь.

культура: Значит, финал печальный?
Осипова: Нет-нет, прекрасный. Мари возвращается к реальности, выбегает на зимние улицы Санкт-Петербурга XIX века, где встречает Дроссельмейера, знакомится с его племянником, узнает в нем Щелкунчика, которого и видела во сне. На репетиции я кричала Леше: «Нет, не надо - они поженятся, потом - разведутся, и будет так, как чаще всего и случается...» А потом подумала: неужели сказка не может существовать в реальности?

культура: Ваш Принц - Никита Четвериков, запомнившийся зрителям по телевизионному конкурсу «Большой балет». Довольны дуэтом?
Осипова: Мы танцевали вместе «Жизель» и «Ромео и Джульетту». Никита - надежный партнер и прекрасный танцовщик - и по технике, и по чистоте исполнения, и по наполненности. Он меня чувствует, на репетициях задает верную тональность. Говорят, что на сцене я яркая и часто подстраиваю партнеров под себя. Мальчикам со мной тяжело не потому, что я делаю что-то невероятное, а потому, что у меня такой характер и такие эмоции. С Никитой мы танцуем на контрасте, и при этом он всегда понимает, что я хочу сказать, и сразу откликается.

культура: Не опасаетесь сцены Кремлевского дворца - огромной, как полигон?
Осипова: Не очень ее люблю, хотя танцевала там много раз, когда работала в Большом театре. У меня сложные впечатления от того, что не слышишь зрителей, не чувствуешь их реакцию. Как и от невероятного пространства, которое нужно заполнить своей энергией. Но событие долгожданное: я в Москве наконец-то танцую полный спектакль под чудесную музыку, одну из самых любимых. Вообще я как-то закалилась и уже ничего не боюсь в плане творчества. Мне все равно по большому счету, что про меня говорят, пишут, кто и как меня воспринимает. Я сама получаю огромное удовольствие, а значит, и зрители тоже.

культура: Зачем Вам, звезде мирового масштаба, нужно было становиться прима-балериной Пермского театра?
Осипова: У нас сложились теплые отношения с артистами, с хореографом Алексеем Мирошниченко, с дирижером Теодором Курентзисом. Я полюбила открытых искренних людей, работающих в Перми. Балетная труппа потрясающая, я не ожидала и даже была удивлена таким высоким профессиональным уровнем. Мне хорошо и приятно здесь танцевать, но удается пока нечасто. Я искренне люблю сюда приезжать, хотя путь далекий и неудобный, занимает много времени. Ничего не просчитывала, поступила так, как сердце подсказало. Не могу понятнее ответить.

культура: А как вообще Вы попали в Пермь? С Алексеем Мирошниченко давно знакомы?
Осипова: Когда-то, много лет назад, виделись в Большом театре на репетициях первого workshop (показы работ начинающих балетмейстеров. - «Культура» ). Леша ставил свое, я была занята в другом номере, мы просто пересекались. Познакомились в Перми, когда я в декабре 2016-го приехала танцевать «Ромео и Джульетту» по своей инициативе.


культура: Как это?
Осипова: Мой любимый балет - «Ромео и Джульетта» Кеннета Макмиллана, я его часто и с удовольствием исполняю, впервые - еще в Американском балетном театре почти восемь лет назад. Но выдался сезон, когда спектакль в Лондоне не шел, а я очень хотела станцевать. С огромным удивлением обнаружила его в пермской афише. Мечтала тогда выйти в дуэте с Дэвидом Холбергом, который восстановился, как ему казалось, после травмы. Но он поторопился. Я же приехала, познакомилась с Алексеем и с труппой, спектакль сложился и оставил потрясающие ощущения. Хорошо, что проявила тогда активность и договорилась о выступлении.

Не удивляйтесь, в Мариинский театр я тоже сама обратилась с просьбой станцевать Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Юрия Григоровича. Рада, что мне такую возможность предоставили. После Перми еду в Питер репетировать.

культура: Давно хотели станцевать этот балет Юрия Григоровича?
Осипова: Можно сказать, с детства. Я была так восхищена спектаклем и ролью, что в хореографическом училище к выпускному экзамену по актерскому мастерству подготовила монолог Мехменэ Бану. К сожалению, в Большом театре мне так и не удалось исполнить эту роль, много чего не удалось там сделать: ответственный репертуар не доверяли.

культура: Кто станет Вашим Ферхадом?
Осипова: Володя Шкляров. Первый раз мы встретились в Королевском балете на репетициях спектакля «Маргарита и Арман». Он мне по-человечески очень помог в тот период, когда я осталась без партнера. Мне близка его теплая энергетика - не такая, как у брутального мачо, а какая-то нежная, интеллигентная. Считаю, наш дуэт в «Маргарите и Армане» - один из самых удачных в моей карьере.

культура: В Большом мы Вас так и не увидим?
Осипова: Планирую приехать на гала в честь Мариуса Петипа и принять участие в концерте «Бенуа де ла данс».


культура: Знаю, что Вы отвечаете «нет» почти на все предложения, а оказывается, что иногда выступаете с собственными инициативами.
Осипова: Если честно, последнее время отказываюсь от многого. Соизмеряю интерес и время. Мне всегда нужны тщательные репетиции, погружение в работу - только тогда могу сделать роль хорошо. Уже достаточно неловко просто приезжать и танцевать то, что давно в моем репертуаре. Мне неважно, где я танцую, выбор определяется необычной ролью, спектаклем, о каком я мечтала, или партнером. Выступлений «на стороне» стало меньше, но каждое - особенное для меня. Конечно, мы, артисты, работаем для публики, она нам отдает много энергии, но все-таки большое удовольствие заниматься тем, что тебя вдохновляет. Вот, например, «Дон Кихот» я больше не танцую.

культура: Но ведь «Дон Кихот» принес Вам мировую славу, после него Вас с Иваном Васильевым назвали «вундеркиндами Большого театра». Наверняка захотите вернуться к Китри.
Осипова: Не сомневаюсь. Просто дождусь внутреннего импульса, когда, услышав это название, сердце забьется и душа откликнется.

культура: Есть в истории балета легендарные дуэты: Фонтейн - Нуреев, Максимова - Васильев. Многие думали, что состоится пара Осипова - Васильев или Осипова - Полунин. Не случилось. Почему?
Осипова: С Ваней Васильевым мы многое вместе сделали. Это был период замечательный, потом наши пути разошлись. Ему надо было одно, мне - другое. Все произошло естественно, и никаких сожалений по этому поводу не испытываю. А с Сергеем Полуниным мы продолжаем танцевать. Немного, но в этом сезоне уже провели в Мюнхене «Укрощение строптивой» и «Жизель». У Сергея - свой график, планы, интересы, приоритеты.

культура: После признаний Сергея о мучительном романе с балетом в фильме «Танцовщик» даже удивительно, что он исполняет классику.
Осипова: Он в потрясающей форме. Востребованный талантливый человек, который занимается многим, помимо танца: снимается в кино, осуществляет свои проекты. Я очень за него рада. Ограничивать и себя, и его тем, что мы должны танцевать вместе, глупо. Чем больше партнеров и разных спектаклей, тем лучше. Танцевать с Сергеем и сейчас для меня огромное счастье, он выдающийся артист.

культура: Привыкли к жизни в Лондоне?
Осипова: Да, прижилась в городе и в труппе. В коллективе я немножко сама по себе, этакий отдельный человек. Прихожу, занимаюсь своими репетициями и спектаклями, не очень-то знаю, что происходит среди артистов, кто с кем общается. Своими драматическими ролями очень увлечена, репертуар мне интересен, каждый сезон дает новые работы. Мне хорошо и комфортно, но я не исключаю возможности, что рвану еще куда-нибудь.

культура: Нынешний сезон для Вас напряженный?
Осипова: Да, как и предыдущие. Уже состоялась мировая премьера балета «Ветер». Хореограф Артур Пита поставил мне этот спектакль. Станцевала технически сложную «Сильвию» Фредерика Аштона. Это две большие работы в Королевском балете. После «Щелкунчика» в Москве и «Легенды о любви» в Петербурге - прекрасный каскад спектаклей в «Ковент-Гарден»: «Жизель» и «Манон» с моим любимым партнером Дэвидом Холбергом, «Лебединое озеро» с Мэтью Боллом - молодым артистом, подающим большие надежды, с Владимиром Шкляровым - «Маргарита и Арман». Вся палитра женских характеров! С Дэвидом, а его выздоровления я так ждала, в Американском балетном театре 18 мая - в наш общий день рождения - опять станцую «Жизель».


культура: Не бывает тоскливо оттого, что Вы фанатично посвящаете свою жизнь только работе?
Осипова: Понимаете ли, мне это приятно. Танец делает меня счастливой, дает радость и энергию. И помимо него, конечно, есть родители, друзья и куча увлечений.

культура: Друзья из мира балета?
Осипова: Своей подругой из числа коллег назвала бы только балерину Лорен Катбертсон. Остальные близкие друзья - люди небалетные, но наше искусство очень любят, оно нас когда-то и познакомило.

У меня, к сожалению, нет мужа и детей, но очень надеюсь, что будет своя семья, чего не хватает, конечно. Я всегда себе говорю: если нет, значит, еще не время, появится чуть позже, а сейчас нужно делать что-то другое. Все приходит естественно и в свой срок.

культура: На сцене Вы - полет и темперамент. А в жизни?
Осипова: Нет, в жизни я, пожалуй, не темпераментная и от природы - максималистка. Со мной сложно находиться рядом. Особенно мужчинам, потому что я на все тонко и эмоционально реагирую, а это тяжело вытерпеть. Чувствую, что меняюсь, лет пять назад была совсем другой. Сейчас, кажется, стала умнее и научилась ко всему относиться спокойнее. Раньше каждое мельчайшее происшествие становилось для меня драмой.

культура: Вы сказали про увлечения - какие они?
Осипова: Живопись, литература, музыка, хотя не могу сказать, что все свободное время провожу в музеях и на концертах. Полюбила общение, я бы не назвала это светской жизнью, но мне сейчас нравится находиться среди людей. Интересно с теми, кто старше, умнее. Еще недавно я была совсем закрытым человеком.

Но у меня нет цели что-то поменять в своей судьбе - заняться фотографией или модельным бизнесом. У меня любовь какая-то однозначная и одна на всю жизнь - это танец. Не балет, а именно танец. Чем больше на него смотрю, тем глубже понимаю, сколько этим потрясающим языком можно выразить, как много дать людям. Я далека от политики, и в наше непростое время, хотя оно всегда непростое, рада, что зрители могут прийти и получить наслаждение от мира, царящего на сцене. Постоянно ловлю себя на мысли: какое счастье, что я в танце и нет у меня планов, не связанных с театром. Просто идеи в моей голове стали более глобальными и масштабными.

культура: Какие из них реализуются в ближайшем будущем?
Осипова: Намечена моя насыщенная программа в Сэдлерс Уэллс. Хореография Энтони Тюдора, Джерома Роббинса, Алексея Ратманского, Охада Нахарина и Ивана Переса. Пять соло и дуэтов - разных стилей и хореографов. Помимо известных, ряд номеров будет поставлен специально на меня.

Готовлю моноспектакль Two Feet про Ольгу Спесивцеву, его сочинила австралийский хореограф Мерил Тенкард. Ждем подтверждения от «Олд Вик» - прекрасного, одного из лучших английских драматических театров. Это серьезная постановка, для меня новая, где много нужно будет разговаривать на английском языке, а не только танцевать. Два отделения, полтора часа. Я буду рассказывать о судьбе Спесивцевой и о своей жизни балерины.

культура: Спесивцева - трагическая фигура, ее жизнь закончилась в психиатрической клинике, а Вы ее образ рифмуете со своей судьбой, вполне успешной.
Осипова: Из моей жизни - только реальные факты и рассуждения. Как пришла в профессию, с чем сталкивалась, конкретные случаи, как смешные, так и драматические. Многие считают, что путь балерины тернист, состоит из диет и изнурительных занятий. С представлением, что это какая-то ужасная, лишенная многих радостей жизнь, я не согласна. Вот и рассказываю о том, что мы делаем, чего себе не позволяем, как протекают наши дни. На самом деле балет - большое счастье, не только спектакли, но и будни наши - прекрасны и удивительны. Просто детство и начало карьеры связаны с тем, что ты очень много физических и эмоциональных сил вкладываешь в неведомое будущее.

культура: Почему не рассказываете о спектакле «Мать»?
Осипова: Мы назвали его «Мама». Я не могу этот проект анонсировать, но раз Вы спрашиваете... В Англии очень большая проблема с местом показа - планы театров, в том числе и того, какой мы имеем в виду, расписаны вперед на длительное время. Надеюсь, что нам найдут свободные дни, а премьеру, возможно, покажем летом на фестивале в Эдинбурге.

В основе - сказка Андерсена «История одной матери», хореограф - Артур Пита, партнер - актер и прекрасный танцовщик контемпорари Джонатан Годар. Он исполняет много ролей - от Смерти и Старухи до Озера и Цветочка - всего того, что встало на материнском пути.

культура: Сказка Андерсена - мрачная, душераздирающая.
Осипова: Очень печальная история - жуткая, трагическая. Она произвела на меня неизгладимое впечатление.


культура: Вы сами ее нашли?
Осипова: Артур Пита. Но он настолько хорошо меня знает, что сразу понял - я не смогу пройти мимо. У нас быстро собралась прекрасная команда: Артур, музыкант, продюсер, художник по костюмам. Уже провели несколько репетиций. Меня сказка привлекла тем, что подобных ролей не встречалось. Играла разные чувства, но любовь матери, которая пойдет до самого конца и пожертвует всем, что имеет, не пришлось, вот и захотелось попробовать. Хореограф мне близок не только языком танца, но и тем, что владеет мастерством режиссуры. Все наши работы мне кажутся удачными. И сюрреалистический гротесковый балет Facada, что видела Москва, и недавний «Ветер» в «Ковент-Гарден», который неоднозначно приняли в Англии, а я считаю свою роль в этом спектакле одной из лучших.

культура: Несколько лет назад Вы признались нашей газете в том, что мечтаете станцевать Золушку. Не осуществилось?
Осипова: Запланирован прекрасный проект с хореографом Владимиром Варнавой и продюсером Сергеем Даниляном. Новая версия «Золушки» - самая большая моя мечта. Надеюсь, скоро будет премьера, а в следующем сезоне мы покажем ее в России.