Здоровье

Научная дисциплина. Наука

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. У философии много общего с наукой. Как наука, философия стремиться теоретически обосновать свои положения, доказать их. Вместе с наукой философия принципиально отличается от религии, которая ориентирована на непознавательное постижение в актах «непосредственного переживания» сферы сверхприродного, потустороннего бытия (вера). Общность философии и науки также и в том, что и та и другая нацелены на познание всеобщего , которое, в отличие от единичного, содержит в себе не только сумму наличного (существующего здесь, сейчас), но и все богатство возможных проявлений.

2. Вместе с тем, несмотря на близость и частое взаимодействие, философия и наука разные, в чем-то даже альтернативные формы общественного сознания . Отождествление их иногда приводит к трагическим последствиям. Уже древние философы различали мудрость, софию, философию и знания, епистеме, науку. Выделение из древней философии элементов физических, химических и др. знаний сопровождалось освобождением их от мировоззренческо-оценочных моментов, характерных для философии, т.е. переставали быть философией и становились наукой.

3. Главная сфера философского знания - субъектно-объектные отношения . Наука всегда декларирует и последовательно проводит свою позицию на отделение научных знаний от всякой субъективности. Наука - это незаинтересованное, внесубъективное знание , даже если наука занимается природой человека.

4. Предметом философии выступает мир в целом (природа, общество, мышление) в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъектно-объектных отношений . Или иначе, предметом философии есть не мир сам по себе, не человек сам по себе, а отношения «человек-мир».

5. Это качественное отличие философии от науки улавливалось уже мыслителями древнего мира. Тем не менее вплоть до ХХ века, а иногда и ныне границы философского знания достаточно размытые. Дело в том, что философия всегда вместе с собственно философским, мировоззренческим знанием содержала множество натурфилософских, религиозных, мифологических, моральных, педагогических и других представлений и элементов. Отсюда возникла иллюзия «универсальности» предмета философии по отношению к другим отраслям знания, а также еще одна иллюзия - идея «научной философии».

6. Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку небывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось "своей земли".

7. Вместе с тем с дифференциацией научного знания философия впервые в истории осознала свое истинное место . Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. И впервые же философия получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни .

8. В современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения , при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой - не ставится и непроходимой преграды. Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

9. Проблема соотношения философии и частных (конкретных) наук. Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное "положительное "(позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. В конце XIX века позитивизм переживает кризис, вызванный бурным развитием естественных наук. В начале ХХ века преобразованный позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции - махизм, который носит явно выраженный субъективно-идеалистический характер. Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией, ее место в философии исторически менялись. Фактически натурфилософия явилась первой исторической формой философии. Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в расцвете натурфилософии, связанном с именами Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Кампанеллы, Дж.Кардано и др. В этот период широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений.

Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обощение. Науки исходят из повседневного опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философия стремится к рассмотрению мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, бесконечную реальность. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет правильно ставить и решать свои проблемы. Характерный признак философского способа освоения действительности – универсализм. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания, универсальных принципов духовно-нравственной жизни.

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанциализм (от лат. субстанция – сущность, лежащая в основе).

Сустанция – это предельное основание, позволяющее сводить многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанциализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.

Универсализм и субстанциализм – это не два разных, а единый характерный признак философии, потому что предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей.

Теоретический характер философии не означает, что она с самого начала оперирует сложным логическим аппаратом. Специфика философии проявляется в особом стиле мышления, характерной чертой которого является сомнение. Начать размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, - значит усомниться в правомерности и достаточности «житейского» подхода к явлениям. Отсюда вытекает и сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения.

Основной тезис данной главы сводится к тому, что политическая наука как самостоятельная научная дисциплина становится все более зрелой отрас­лью знания, требующей высокого профессионализма. Перед тем, как перейти к обсуждению очерченного выше круга проблем, представляется необходи­мым кратко остановиться на некоторых ключевых вопросах.

Какие критерии применяются при определении политической науки как научной дисципли­ны? Что такое политика? В каком смысле изучение политики может претендо­вать на статус науки?

А. Природа науки

Мы привыкли понимать под «дисциплинами» определенные отрасли науч­ного знания. Тем не менее стоит обратить внимание и на более широкое тол­кование этого термина. В «Кратком Оксфордском словаре английского языка» слово «дисциплина» имеет несколько значений, в том числе этот термин по­нимается как «составная часть обучения; духовное и моральное воспитание, отсутствие которого чревато бедствиями; воинская подготовка, муштра; поря­док, поддерживаемый среди школьников, солдат, заключенных и т.п.; систе­ма правил поведения; контроль, осуществляемый над прихожанами церкви; телесное наказание; (церковное) наложение епитимьи».

Последнее словарное значение имеет отдаленное отношение к академичес­ким дисциплинам, но влияние большинства остальных прослеживается в дан­ном случае достаточно отчетливо. Академическая «дисциплина» меньше всего связана с понятием «наказание», по крайней мере, в прямом смысле этого слова (Foucault, 1977). Однако сообщество ученых, в совокупности составляю­щих ту или иную научную дисциплину, на деле осуществляет функции кон­троля как над работающими в данной области исследователями, так и над теми, кто собирается к ним примкнуть, причем во втором случае характер такого контроля существенно более жесткий. Поддерживаемый «порядок вещей» в данном случае, конечно же, отличается от того, который имеет место среди школьников или солдат, а подготовку будущих ученых нельзя сравни­вать с военной муштрой. И все же существуют четко выраженные, хотя со временем и меняющиеся, общепринятые представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» для той или иной отрасли научного знания, а также определенный набор необходимых приемов, без которых невозможно в совершенстве овладеть навыками работы в данной области.

Дебаты, ведущиеся вокруг традиционных определений, используемых для характеристики академических дисциплин, восходят к одним и тем же кон­цептуальным источникам. Многие, например, предпочитают видеть в полити­ческом анализе скорее «искусство» или «ремесло», чем науку как таковую (Wildavsky, 1979). Однако если исходить из предложенной аналогии, полити­кой как ремеслом в совершенстве можно овладеть лишь тем же самым спосо­бом, которым достигается мастерство в любом другом ремесле, т.е. за счет периода ученичества (в академическом ремесле - «учебы») под руководством признанного «мастера». Другие (в их числе М. Вебер) полагают, что изучение политики, впрочем, как и иных направлений академических исследований, является «призванием» (Weber, 1946). Очевидно, что это скорее призвание, чем ремесло, но вместе с тем, оно представляет собой не столько хобби, сколько работу; причем как в религиозном, так и в академическом смысле «призвание», о котором идет речь, являет собой служение высшей силе (будь то академическое сообщество или Господь Бог). Не случайно большинство из нас обычно говорит об академических дисциплинах как о «профессиях». Эту мысль прекрасно выразил Д. Вальдо (Waldo, 1975, р. 123), остроумно заметив: «науки знают, а ученые исповедуют» (Waldo, 1975, р. 123). Ученые, действи­тельно, исповедуют кодекс своей коллективной веры.

Подавляющее большинство научных дисциплин можно представить в об­лике неких суровых и требовательных надзирателей. Однако дисциплинарные традиции и определяемая ими практика, которые столь властно формируют нас и накладывают свои ограничения, одновременно предоставляют поисти­не неисчерпаемые творческие возможности. Рамки и преграды, создаваемые структурой дисциплинарных традиций как осознанно, так и непреднамеренно концентрируют внимание на исследовательских задачах и облегчают сотруд­ничество. Навязываемые дисциплинарной структурой правила игры дают воз­можность заурядным исполнителям успешно справляться со своими задачами благодаря прочному фундаменту, заложенному выдающимися учеными, в то время как ведущие в своих областях специалисты получают возможность дви­гать науку дальше, опираясь на усилия многочисленных менее одаренных профессионалов.

Таким образом, дисциплина - как в академическом, так и в более широ­ком смысле этого понятия - представляет собой классический пример меха­низма самоограничения. Подчинение исполнителя дисциплине дисциплины, или, по выражению М. Догана (гл. 3 наст. изд.), совокупному ученому, бесспорно, ведет к улучшению качества и повышению эффективности рабо­ты как в личном, так и в коллективном плане. Это относится и к «светилам», и к «неграм» науки, и к ее «младотуркам», и к «седобородым».

Отрасли академических знаний одновременно являются и «профессией», и дисциплиной. Прежде всего следует отметить, что «профессионалы» имеют достаточно высокий социальный статус; создание национальных и междуна­родных «профессиональных ассоциаций» далеко не в последнюю очередь пре­следует цель обеспечить и защитить этот статус, равно как и доходы специа­листов, являющихся их членами. Вместе с тем термин «профессионал» - и это гораздо важнее - указывает на определенное отношение человека к своей работе. Ученые объединены в самоорганизованное сообщество, ориентирован­ное на выполнение четко определенных задач или функций. Профессиональ­ное сообщество характеризуется другими задачами и функциями, и в значи­тельной степени ограничивает себя добровольно взятыми обязательствами по соблюдению вполне конкретных стандартов и норм поведения. Вступаю­щие в него профессионалы подчиняются этим стандартам и нормам, выбы­вающие - оцениваются в соответствии с принятыми в этом сообществе критериями. Эти профессиональные стандарты и нормы составляют основу не только для оценки членами сообщества деятельности друг друга; они становятся их внутренней «критической установкой» в отношении собствен­ных достижений.

Естественно, конкретные стандарты и нормы поведения представителей различных специальностей в рамках одной дисциплины могут существенно варьироваться. Но каждой профессии присуще понятие «минимальной про­фессиональной компетентности», воплощенное в ритуале «квалификацион­ных экзаменов», которые после завершения обучения по аспирантским про­граммам должны сдать все молодые ученые Северной Америки, решившие посвятить себя изучению политической науки. Кроме того, представителей всех этих профессий объединяет идея особой «ролевой ответственности», ле­жащей на каждом из членов данного академического сообщества. Профессио­нальная этика ученых этой категории не затрагивает проблем жизни и смерти в том смысле, как, скажем, в деятельности врачей или юристов. Практически всем академическим профессиям присущи все более формализованные эти­ческие кодексы, нормы которых преимущественно имеют отношение к воп­росам, связанным с едиными стандартами поведения и обнародования ре­зультатов исследований; подразумевается, что все профессионалы должны их честно соблюдать (APSA, 1991).

Говоря о возросшем «профессионализме» политической науки в целом мы имеем в виду, во-первых, установившееся согласие о «едином подходе», не­обходимом для определения уровня «минимальной профессиональной компе­тентности», которая требуется для профессиональной работы в данной облас­ти; во-вторых, все большее распространение оценки результатов (причем в большей степени своих, чем чужих) с позиций постоянно возрастающих требований к профессиональному мастерству.

Если в отношении минимальных стандартов существуют некие общие пред­ставления, то мнения о верхней планке профессионализма многочисленны и разнообразны. И все же, как и в медицине, в каждой из субдисциплин поли­тической науки существуют собственные внутренние стандарты мастерства, на основе которых соответственно оцениваются заслуги ее представителей. Как и в медицине, в политической науке существует определенная шкала приоритетов, позволяющая определить место и значение всех ее подразделов, которые вместе образуют единое целое.

Б. Что такое политика?

Высказанные выше замечания в общих чертах применимы практически ко всем академическим дисциплинам, которые существенно разнятся между со­бой главным образом по стоящим перед ними задачам и методологиям, при­меняемым для их решения. Хотя, как мы собираемся доказать, политическая наука обладает целым рядом полезных приемов, применяющихся исследова­телями, работающими в большинстве ее субдисциплин, X. Алкер (гл. 35 наст. изд.), бесспорно, прав, отмечая, что данная отрасль знания не обладает соб­ственной единой методологией, как некоторые другие научные дисциплины, и тем более не пытается определять стоящие перед ней задачи исходя из собственной методологии. Цели политической науки как самостоятельной дис­циплины, скорее, определяются предметом ее изучения, интересом к «поли­тике» во всем многообразии ее проявлений.

Представляется, что наиболее точно «политику» можно охарактеризовать как ограниченное применение социальной власти. В соответствии с этим опреде­лением изучение политики - как академическое, так и практическое - мож­но было бы обозначить как изучение природы и источников этих ограничений и техники применения социальной власти в рамках данных ограничений.

Определяя политику через категорию власти, мы следуем за нашими мно­гочисленными предшественниками. Ныне уже ни для кого не секрет, что концептуальное осмысление понятия «власть» таит в себе немало скрытых опасностей. Будучи достаточно хорошо осведомлены о сложности этой пробле­мы, мы не хотели бы погрязнуть в трясине бесплодных дискуссий, полагая, что неовеберианское определение власти, данное Р. Далем, сохраняет свою актуальность. В соответствии с ним некто Х обладает властью над неким Y постольку, поскольку, во-первых, Х тем или иным способом может заставить Г сделать нечто, что, во-вторых, соответствует интересам Х и что, в-третьих, сам У иначе не стал бы делать.

Наш подход к проблеме расходится с традиционным, так как в нем поли­тика определяется через понятие ограничений в применении власти. С нашей точки зрения, неограниченная власть является не более чем обычной грубой силой. Она не имеет никакого отношения к политической власти как тако­вой, за исключением разве что отдельных отклонений, сфера действия кото­рых достаточно узка. Грубая сила в ее чистой форме является предметом изу­чения физики (или таких ее общественных аналогов, как военное дело и боевые искусства), но никак не политической науки. Сущность политики, как нам представляется, состоит именно в ограничениях, налагаемых на по­литических деятелей, и в тех стратегических маневрах, которые предприни­маются для того, чтобы не выходить за очерченные ими пределы. Как нам представляется, именно анализ этих ограничений: откуда они возникают, как действуют, какие шаги могут предпринимать политические агенты, не выхо­дя за их рамки,- и лежит в основе изучения политики.

В данном случае при широком понимании термина «политика» речь идет об использовании социальной власти (а не об «исполнении» ею функций, как это характерно для узкого понимания этого термина), о тех многочисленных воз­можностях маневрирования, которыми политические агенты располагают в пределах имеющихся ограничений. При этом мы имеем в виду не только их преднамеренные действия, но и те непредвиденные последствия, которые могут возникнуть в результате этих целенаправленных действий (Merton, 1936). Кроме того, предполагаются как скрытые, закулисные политические мани­пуляции, так и откровенные политические игры, происходящие на виду (Schattaschneider, I960; Goodin, 1980; Riker, 1986). В наше определение политики включены на равных основаниях пассивные и активные действия властей, ин-тернализованные нормы поведения, а также внешние угрозы (Bachrach, Baratz, 1963; Lukes, 1974). Кроме того, широкое понимание политики содержит в себе и печально известный «закон ожидаемых реакций», а также последствия несво­евременно или вообще не принятых решений и господствующие среди широких слоев населения предпочтения (Laclau, Mouffe, 1985).

Здесь уместно сделать еще одно замечание, имеющее непосредственное от­ношение к нашей концепции. Давая определение политики (и предмета политологии), мы намеренно отмежевываемся от чисто распределительной тради­ции, содержащейся в классической трактовке «политики» Г. Лассвелла: «кто, что, когда и как получает» (Lasswell, 1950). Вполне вероятно, что послед­ствия всех политических акций в той или иной степени связаны с распределе­нием благ; возможно, справедливо и то, что именно этим по преимуществу объясняется наш интерес к данному явлению. Но если рассматривать смысл, который имеет данный акт для самого актора, то многие политические дей­ствия, по крайней мере на начальной стадии, оказываются не связанными с процессом распределения. Более того, даже на завершающей стадии некоторых политических процессов большой общественной значимости они никак: ни объективно, ни субъективно - не могут быть сведены к банальным вопро­сам, связанным с дележом общественного пирога. Распределительная, регули­рующая, перераспределительная и отождествляющая - каждая из этих разно­видностей политики может обладать только ей присущими отличительными чертами (Low, 1964; Sandel, 1982). Аргументы сторонников концепции рас­пределительной политики, которая, как считают экономисты, вытекает из концепции всеобщего благоденствия, представляют собой лишь пустые раз­глагольствования по поводу того, насколько общество приблизилось к завет­ной цели, определенной В. Парето. Вместе с тем сам по себе вопрос о возмож­ности создания такого общества представляет собой достаточно спорную про­блему, решение которой во многом зависит от политических маневров совсем иного рода, которые зачастую - по крайней мере, вначале - никак не связаны с распределением. Важность вопроса о распределении при изучении политичес­ких проблем очевидна, однако наш подход к исследованиям в этой области не должен быть априорно привязан к анализу всей совокупности сложных поли­тических процессов исключительно с этих позиций.

В. Некоторые подходы к науке о политике

Много было написано о том, является ли политическая наука наукой в подлинном смысле этого слова. Ответ на поставленный вопрос в значитель­ной степени зависит от того, что именно вкладывается в понятие «наука». Нам представляется правильным достаточно краткое определение науки как «сис­тематического изучения, направленного на создание все более дифференци­рованного комплекса упорядоченных представлений об эмпирическом мире». Если исходить из этой намеренно лаконичной формулировки, вряд ли можно сомневаться в том, что изучение политики может претендовать на статус науки.

Однако многие вкладывают в это понятие иной смысл. Так, например, логический позитивист, давая определение «науки», мог бы составить целый список «всеобъемлющих законов», нарушение хотя бы одного из которых не позволило бы какой-то отрасли знания получить этот высокий статус. Оче­видно, что удовлетворить всем условиям, перечисленным в такого рода спис­ке, политическая наука, скорее всего, была бы не в состоянии. Дело в том, что, несмотря на имеющуюся систематизацию основополагающих истин по­литической науки, ее выводы по самой своей природе неизбежно будут ос­таваться в высшей степени вероятностными. Термины «всегда» и «никогда», с которыми привык иметь дело логический позитивист, разрабатывающий свои всеобщие законы, редко находят применение в мире политики, где господствуют ситуации, которые описываются только в терминах «более или менее вероятного».

Причина такого положения вещей заключается вовсе не в том, что объяс­нительные модели неполны, и не в том, что пока не выявлены действующие факторы. Хотя, конечно, и эти доводы следует признать справедливыми. Глу­бинная причина неприемлемости позитивистского подхода к изучению поли­тической науки кроется в невозможности однозначного толкования самого предмета исследования. Модель всеобщего закона может или не может (но это уже другая проблема) быть с успехом применена при изучении вопроса о движении бильярдных шаров под действием законов ньютоновской механи­ки: в этом случае совершенно точно можно предсказать последствия каждого действия, и причины их могут быть исчерпывающе объяснены силами, ока­зывающими внешнее воздействие на подобных «акторов». Однако человечес­кие существа хотя и являются, конечно же, объектом воздействия определен­ных причин, но в то же время выступают и в роли целеполагающих акторов, способных к познанию и к действию, основанному на нем. «Убеждение», «цель», «намерение», «смысл» - все эти факторы имеют решающее значение при объяснении человеческих поступков, которые существенно отличаются от «действий» бильярдных шаров. Объекты изучения политической науки, как и всех остальных отраслей социального знания, имеют совершенно иной онтологический статус, чем бильярдные шары. Поэтому модель всеобщего за­кона, разработанная логическим позитивизмом, при изучении человеческого общества абсолютно неприемлема, как, впрочем, отчасти она может оказать­ся таковой и в случае бильярдных шаров.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра религиоведения

УТВЕРЖДАЮ
Председатель СПС
____________ Г.П. Худякова
«___» __________ 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

Дисциплины Наука и религия
по специальности 031801 «Религиоведение»
форма обучения очное / заочное (6 лет) / заочно-сокр. (3г. 10 мес.)
курс 2 / 2 /1
семестр
лекции
практические занятия
экзамен
зачет
к/работа 3-4 /3-4/1-2
70 / 20/20
35 / 16/16
4 / 4 /2
3 / 3/1
4 / 3

Самостоятельная работа 95 час

Тюмень 2009

При разработке методических указаний по изучению дисциплины в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031801 «Религиоведение».
Выписка из ГОС
ОПД.Ф.07 Наука и религия
Наука и религия в системе культуры; особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире; становление и развитие науки и ее влияние на религию; религиозная и научная картины мира; конфликты науки и религии; от конфликтов к диалогу; теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания; особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук. 200

Методические указания по изучению дисциплины рассмотрены на заседании кафедры «Религиоведение»
Протокол № 1 «10» сентября 2009 г.
Заведующий кафедрой ______________ Г.П.Худякова

Методические указания по изучению дисциплины разработал:
Преподаватель кафедры
«Религиоведения» Д.Н. Майоров, ст. преп.
E-mail: [email protected]

____________________

Методические указания по изучению дисциплины должны содержать:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цель и задачи дисциплины…………….………………………………….3 стр.
2. Место дисциплины в учебном процессе…………………………………4 стр.
3. Содержание дисциплины………………………………………….………4 стр.
3.1. Тематика лекционных и практических занятий……….…...………….5 стр.
3.5. примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ…...…6 стр.
3.6. примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу...7 стр.
3.7. перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы……………………………………………………..8 стр.
3.8. рейтинговая оценка знаний студентов…………………………………9 стр.
4. содержание самостоятельной работы студентов……………..…………9 стр.
4.1. календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «наука и религия»……………………………………………...……………10 стр.
5. учебно-методическое обеспечение……………………….……………..11 стр.
5.1. Основная литература……………………………….…………………..11 стр.
5.2. дополнительная литература…………………………………………...11 стр.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель дисциплины
Изучить историю взаимоотношения между наукой и религией и показать перспективы их сотрудничества.
1.2 Задачи изучения дисциплины
На основе государственного стандарта по дисциплине «Наука и религия» дать ответы на следующие вопросы:
наука и религия в системе культуры;
особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире;
становление и развитие науки и ее влияние на религию;
религиозная и научная картины мира;
конфликты науки и религии;
от конфликтов к диалогу;
теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания;
особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук
Кроме этих задач необходимо:
рассмотреть историю взаимоотношений науки религии
предложить перспективные модели взаимодействия науки и религии на примере их взаимодействия на Западе и Востоке в XX и XXI веке.
показать, как в различных религиозных течениях решался вопрос в древности и в настоящее время.
1.3. Результаты обучения
иметь четкое представление об объекте, предмете и методах соответствующей дисциплины;
владеть основным понятийно-категориальным аппаратом и методологией;
понимать соотношение религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, различного характера взаимоотношения религии и науки в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций, понимать смысл религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В рамках изучения дисциплины необходимо знакомство с историей естествознания, изучаемом в курсе концепции современного естествознания, философией науки, изучаемой в истории философии, основными представления о религии, которые изучают в истории религии.

3.1. Содержание лекционных занятий

1 Научное и религиозное освоение действительности. 10/2/2 Вводная лекция
2 Научная картина мира 10/2/2 Лекция
3 Человечество 8/4/4 Лекция
4 Теизм 8/2/2 Лекция
6 Христианское богословие 8/4/4 Лекция
7 Мировые религиозные традиции 10/4/4 Лекция
8 В поисках знания и мудрости 8/2/2 Лекция
ИТОГО 70/20/20
3.2. Содержание практических занятий

№ п/п Наименование тем и их содержание Кол-во часов Методы преподавания
1 Научное и религиозное освоение действительности. 5/2/2 Обучающий контроль
2 Научная картина мира 5/2/2 Обучающий контроль
3 Человечество 5/2/2 Обучающий контроль
4 Теизм 5/2/2 Обучающий контроль
6 Христианское богословие 5/2/2 Обучающий контроль
7 Мировые религиозные традиции 5/2/2 Наглядный метод (проект)
8 В поисках знания и мудрости 5/2/2 Дискуссия
ИТОГО 35/16/16
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Научное и религиозное освоение действительности. Область взаимодействия.
Наука и религия как феномены культуры. Особенности научного и религиозного освоения действительности. Источники знания в религии и науке: опыт, разум и Откровение. Мистический опыт и научный эксперимент сравнительный анализ. Религиозная и научная структуры знания. Вера, разум, Откровение. Эксперимент, гипотеза, теория. Исторические этапы развития культуры и место в ней религиозных и научных форм освоения действительности. Некоторые исторические примеры. Галилей. Дарвин. Природа науки. Сложности. Некоторые ответы. Критический реализм. Природа богословия. Богословская дискуссия. Виды взаимодействия. Конфликт. Независимость. Диалог. Интеграция. Гармония. Ассимиляция. Модели, метафоры и символы. Модели. Метафора. Символ.
Тема 2. Научная картина мира.
Квантовая теория. Принцип наложения/совмещения (суперпозиции). Измерение. Другие составляющие квантовой теории. Метафизические следствия. Космология. Квантовая космология. Антропный принцип. Эволюция: случайность и необходимость. Хаос и теория сложности. Теория хаоса. Порядок из хаоса. Сложность. Время. Обратимость. Стрела времени. Одновременность. Блок-вселенная. Споры о сущности науки в начале XX века. Философские проблемы теории относительности и квантовой механики. Гравитационное, электромагнитное и ядерное поле. Гравитационная постоянная, постоянная скорости света и постоянная Планка - как конституенты реальности. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Случайность и необходимость в квантово-механической модели микромира. Континуальность и дискретность в квантово-механических процессах. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Проблемы квантовой теории света. Концепция дополнительности Н.Бора. Теологическое понимание научной революции XX века. Антиномия и парадокс в науке и теологии. Проблема иррационального в науке XX века.
Тема 3. Человечество.
Редукционизм и холизм. Компонентный редукционизм. Редукционизм процесса. Физикализм. Идеализм. Дуализм. Двухаспектный монизм. Философия процесса. Непознаваемость. Сознание. Философия сознания. Функционализм. Эмержентизм. Комплементарность. Личность и душа. Грехопадение.
Тема 4. Теизм.
Природа Бога. Естественное богословие. Исторический обзор. Возрождение естественного богословия. Познаваемость (интеллигибельность). Антропная вселенная. Богословие природы. Сотворение. Творение из ничего. Непрерывное творение. Гуманитарная реальность. Восприятие ценности. Знаки надежды. Заключение.
Тема 5. Божественная деятельность
Однократное действие. Первопричина. Философия процесса. Аналогии с человеческой деятельностью. Воплощение. Нисходящая причинность. Открытая вселенная. Временная соотнесенность Божественной реальности. Чудо. Теодицея.
Тема 6. Христианское богословие.
Откровение. Писание. Традиция. Подход с точки зрения разума. Иисус Христос. Воскресение. Смерть Иисуса. Воскресение Христа. Христология. Свидетельства Нового Завета. Отцы церкви. Современные идеи. Троица. Эсхатология. Человеческая судьба. Судьба вселенной.
Тема 7. Мировые религиозные традиции
Божественное. Варианты отношения. Эксклюзивизм. Плюрализм. Инклюзивизм. Продолжение диалога. Наука как место встречи.
Тема 8. Религиозные и научные представления о космическом и эволюционном. процессе
Две дисциплины. Этические проблемы. Границы. Роль эксперимента. Целостность природы. Основы этики.

3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ
1. Религия, магия, наука.
2. Миф и наука.
3. Мистика и наука.
4. Отношение религии и науки в эпоху античности.;
5. Отношение религии и науки в Средние века и эпоху возрождения.
6. Отношение религии и науки в эпоху Нового времени.
7. Основные элементы мифопоэтических космогонии.
8. Отношение религии и науки в концепции В. Гейзенберга.
9. Отношение религии и науки в концепции А. Эйнштейна.
10. Отношение религии и науки в концепции П. Тейяра де Шардена.
11. Отношение религии и науки во взглядах Макса Планка.
12. Источники знания в религии и науке.
13. Религия и наука о критериях истинности знания.
14. Принцип детерминизма и идея чуда.
15. Пространство в религии и науке.
16. Время в науке и мифе.
17. Время в науке и религии.
18. Научное понимание числа и религиозная символика чисел.
19. Попытки синтеза науки и религии в XX веке.,
20. Гипотеза Томпсона - Клаузевица с точки зрения линейной и нелинейной термодинамики.
21. Дискуссии между наукой и религией по вопросу возможных миров.
22. Религиозная критика концепций Дарвинизма и их научная оценка.

3.6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
1. Форма, гармония, мера - в религиозно-мифологических и натурфилософских воззрениях античности
2. Наука о числах и мистика чисел пифагорейцев. Божественное и человеческое в знании чисел
3. Нехристианские представления о Космосе и Земле (Бытие, Иезекииль, Исайя, Апокалипсис)
4. Источники знания в Средние века: опыт, разум и Откровение Космос Клавдия Птолемея и мир Средних веков
5. Место "естественных наук" в средневековой системе знания.
6. "Естественные и сверхъестественные модели вещества" в средневековье.
7. Учения о веществе, природе и космосе в традиции средневековья.
8. Естественная теология и "сверхъестественная наука" в высокой и поздней схоластике.
9. Проблемы движения, "пустоты" и бесконечного пространства как проблемы теологии и науки
10. Проблема центра Вселенной в религии и науке Нового времениБесконечная Вселенная Дж. Бруно
11. Теофания, иерофания и понятие "центра тяжести" Вселенной механики Ньютона.
12. От вопроса "почему?" "естественной теологии" к вопросу "как?" науки.
13. рационалистическое обоснование науки Р. Декартом
14. Деистические и пантеистические представления о Боге. Завершение формирования механистической картины мира в трудах Лагранжа и Лапласа
15. Обоснование "естественной теологии" на основе "второго начала термодинамики" гипотеза Томпсона-Клаузевица. Механистическая и термодинамическая модели Вселенной
16. Взаимоотношение религии и науки в конце XIX века " Споры о сущности науки в начале XX века Проблемы метода теологии и науки: объяснение и понимание
17. Аналогии между квантово-механическими моделями эксперимента и религиозным,опытом: Н. Бор и У. Джеймс.
18. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна.
19. Принцип дополнительности и диалектика С. Кьеркегора.
20. Теологическое понимание научной революции XX века.
21. Антиномия и парадокс в науке и теологии.
22. Проблема иррационального в науке XX века.
23. Неклассическая термодинамика и проблемы креационизма, финализма и телеологизма. Проблемы происхождения жизни и человека в теологии и эволюционных теориях XX века.
24. Попытки синтеза науки и религии: концепция эволюционного монизма П. Тейяра де Шардена. Синтез. Шри Ауробиндо.

3.7. Перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы
1. Укажите принципиальное различие ритуально-символического и логико-дискурсивного типов мышления.
2. В каких из перечисленных феноменах "чудо" играет большое значение: магия, религия, наука.
3. В какой гипотезе второе начало термодинамики соединяется с доказательством бытия Бога. Приведите основные математические понятия, употребляемые к характеристике Бога в христианстве.
4. В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична волновым научным представлениям.В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична корпускулярным научным представлениям. Кто автор принципа дополнительности религии и науки. Назовите основные концепции синтеза религии и науки XX века. Приведите примеры антиномии в теологии и науке. Приведите примеры парадокса в теологии и науке. Сравните атомарную и дхармическую модели вещества. Что такое дхармо-элементы.
5. Является ли эволюция в концепции Тейяра де Шардена ограниченной во времени.
6. Понятия полезной и бесполезной энергии и второе начало термодинамики.
7. Источники знания в науке и христианском богословии. \
8. Основная характеристика отношения науки и теологии у Фомы Аквинского.
9. В какой традиции решался вопрос о возможности Бога передвинуть Вселенную.
10. Сравните понятия: пустота, бесконечное пространство, вакуум.
11.

Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Активная работа на лекции 2
2 Работа на семинаре по одному заданному вопросу


8
10
3 Текущая проверочная работа 5
4 Активное участие в дискуссии 7
5 Письменная домашняя работа 0-10
6 Создание проекта 5-12
7 Конспект первоисточника 10
ИТОГО 35
8 Активная работа на лекции 2
9 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
10 Письменная домашняя работа 5
11 Активное участие в дискуссии 7
12 Контрольная работа, тест 0-25
13 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
14 Защита курсовой работы 15
ИТОГО 65
ВСЕГО 100

4. Содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.
Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.
4.1. Календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «Наука и религия»

Неделя Тема для самостоятельного изучения Количество часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература
(номера источников указаны в библиогра-фии рабочих про-грамм)

Без пре-подава-
теля с препода-вателем с груп-пой

1 2 3 4 5 6 7 8
1-17 Лекции
Практические занятия. 56

46 85,5 3,8 5,7
3, 8 час. Индивидуальные консультации студентов в тече-ние семестра
5,7 час. Консультации в группе перед семестровым контролем, зачетом или экзаменом
1-3 Тема 1. Научное и религиозное освоение действительностиОбласть взаимодействия. 12 12 1,3 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.9-32
4-7 Тема 2. Научная картина мира. 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 4 -с.43-56
8-11 Тема 3. Человечество 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.60-73
12-13 Тема 4. Теизм 12 10 1,4 Вопросы
для семе-стрового контроля 2 -с.76-93
14 Тема 5. Божественная деятельность 12 12,2 1 Вопросы для семе-стрового контроля 3 -с.95-103
15 Тема 6. Христианское богословие 12 11,3 1 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.108-126
16 Тема 7. Мировые религиозные традиции 12 10 1,2 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.129-134
17 Тема 8. В поисках знания и мудрости 11 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 5 -с.136-152
Всего: 95 85,5 3,8 5,7

5. Учебно-методическое обеспечение
5.1. Основная литература
1. Ересько М.Н. Введение в диалоговое религиоведение [Текст] : учебное пособие / М. Н. Ересько. - Тюмень: Печатник, 2006. - 204 с.
2. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Текст] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова; ТюмГНГУ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 240 с.
3. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Электронный ресурс] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова; ТюмГНГУ. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM).
4. Лобазова О.Ф. Религиоведение [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа", а также гуманитарных и социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий / О. Ф. Лобазова; Российский гос. соц. ун-т. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К?, 2008. - 488 с.
5. Пивоваров Д.В. Философия религии [Текст] : учебное пособие / Д. В. Пивоваров; Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 640 с.

5.2. Дополнительная литература

1. Абрамович В. Под знаменем Николы Теслы [Текст] / Велимир Абрамович // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 28-29
2. Волкова Л. Не бубен, а компьютер! [Текст] / Лилия Волкова // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 59
3. Геворкян Э. Время худых коров [Текст] / Эдуард Геворкян // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 26-28
4. Гончаров В. П. О взаимоотношении науки и религии в прошлом и настоящем [Текст] / В. П. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 5. - С. 147-161.
5. Костылев П. Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии [Текст] / П. Н. Костылев // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2011. - № 5. - С. 74-82.
6. Лобачев В. Времена кризисов и надежд [Текст] / Валерий Лобачев // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 2-6
7. Лотман Ю. М. Испытание прогрессом [Текст] / Ю. М. Лотман // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 6-9
8. Москаленко М. Р. Естественнонаучная картина мира и религиозный экстремизм [Текст] / М. Р. Москаленко // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 4. - С. 71-75 .
9. Рашковский Е. Б. Судьбы религий и революций: от реформации до постмодерна [Текст] / Е. Б. Рашковский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - N 6. - С. 99-107.
10. Сизинцева Л. И. Плоды любомудрия [Текст] / Л. И. Сизинцева // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 29-31
11. Штуден Л. Л. "Барьер непроходимости" для новой науки [Текст] / Л. Л. Штуден // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 30-31

У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия

- (греч. πολιτικός от греч. πολίτης гражданин, далее от греч. πόλις город; др. греч. λόγος … Википедия

- (от др. греч. φιλολογία, «любовь к слову») совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Лингвистика не всегда включается в филологию: во первых, она не обязательно исследует тексты, во… … Википедия

Примеры разнообразных физических явлений Физика (от др. греч. φύσις … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Химия (значения). Химия (от араб. کيمياء‎‎, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца «черная… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. География (значения). География: (др. греч. γεωγραφία, землеописание, от γῆ Земля и γράφω пишу, описываю) единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акц … Википедия

- (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science компьютерная наука в США, англ. computing science вычислительная наука в Великобритании) наука о способах… … Википедия

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный + др. греч … Википедия

Одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления компаративистика (от англ. compare сравнивать). Сравнительная… … Википедия

Книги

  • Западноевропейская хоровая музыка. Возрождение. Барокко. Классицизм. Учебное пособие , Булавинцева Юлия Валерьевна. Изучение истории развития хоровой музыки и знакомство с профессиональным (хоровым) репертуаром являются обязательными в программе обучения художественных руководителей и дирижеров…

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Дисциплина: «История науки»

Реферат

Тема: Наука как социальный институт

Выполнил:

студентка группы СР(м)-41

Киселева Алина Геннадьевна

Проверил:

Хабаровск

2015 год

Введение………………………………………………………………………3

Становление науки……………………………………………………………4

Основные функции науки…………………………………………………… 6

Структура науки………………………………………………………………9

Фундаментальное и прикладное в науке …………………………………..11

Социальные и психологические особенности в науке……………………15

Заключение…………………………………………………………………...22

Список использованной литературы……………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.