Психология

Не требуйте от подчинённых такого же отношения к работе, как у вас. Отношение к работе

Как быть, если вы до невозможности устали от своей работы, но реальной возможности ее поменять пока нет? Пользуясь несложными советами, можно изменить свое отношение к нелюбимой работе!

Если вы уже не один десяток раз убедились в массовых недостатках своей работы, стоит задуматься и о положительных моментах. Не верите, что в вашей работе таковые имеются? Тогда вспомните момент, когда вы подписывали трудовой договор именно на текущем месте.

Да, вы можете возразить, что это был единственный вариант, который был вам доступен. Или нынешняя должность предполагала достаточно весомое материальное вознаграждение. Причины могут быть самыми разными, но то, что они есть, безусловно важно. И наверняка, если бы вы пропустили это место, в тот момент вам пришлось бы непросто.

Не в буквальном смысле, скорее, в переносном: вам придется взять с текущего места работы максимум того, что вам доступно. Речь идет о ценных навыках, которые вы обретаете и оттачиваете каждый день.

Вас ставит в тупик постоянная необходимость общаться с большим количеством людей? Зато это - прекрасная возможность привести в порядок свои коммуникативные навыки. Вам приходится устанавливать контакты с другими организациями? Но ведь таким образом вы расширяете и свою персональную сеть профессиональных контактов, занимаетесь нетворкингом. Может быть, именно на текущем месте работы вы освоили для себя какие-то новые компьютерные программы и продолжаете совершенствоваться в этом направлении?

Осознанно применяйте каждый день новые навыки, и тем самым сможете значительно повысить свою ценность на рынке труда.

Если вы в отчаянии согласились на первое попавшееся выгодное предложение, то стоит более глубоко проанализировать собственную мотивацию. Наверняка вы таким образом пытались покончить с финансовой неопределенностью, особенно если над вами «завис» долг по кредитным картам или беспокоили иные денежные трудности. Иными словами, вы бежали от проблем с деньгами и сделали это более или менее успешно.

Вот теперь и настал момент сменить точку зрения - попытайтесь заменить мотивацию избегания на мотивацию достижения. Возможно, на вашей позиции выплачивается неплохая зарплата, которая позволит вам осуществить какие-то свои мечты, например, даст возможность путешествовать или развивать свое хобби. Подумайте о новых возможностях, которые открывает перед вами именно эта работа.

Вполне вероятно, что вы не любите текущее место работы из-за непредсказуемости коллег или трудного характера руководителя. Вы сомневаетесь, можно ли найти что-то хорошее в этой ситуации? Да, бесспорно, куда лучше работать в коллективе единомышленников вкупе с адекватным, понимающим руководителем.

Но и конфликт - еще не повод лихорадочно подыскивать новое место работы. По крайней мере, до той поры, пока вы детально не разберетесь в его причине и в своей роли в этой ситуации. Есть вероятность, что события могут повториться и на другом месте работы, так что не торопитесь увольняться. Если разобраться самостоятельно во взаимоотношениях с коллегами не выходит - обратитесь за советом к практикующим специалистам. И помните, что в любом случае даже негативный опыт общения в коллективе может оказаться для вас полезным. Хотя бы как ценный урок на будущее.

Допустим, вы люто невзлюбили свое нынешнее место работы, но уволиться не можете по какой-то причине, объективной для вас. Сетовать на несправедливость бесполезно, жалеть себя и плакаться в жилетку друзьям - тоже не выход.

В такой ситуации лучше задумайтесь над тем, как эта работа может помочь вам «вырасти» в глазах будущего работодателя. Может статься, что ваша компания имеет возможность направить вас на обучение, повышение квалификации или аттестовать ваши навыки. Не отказывайтесь и от участия в профессиональных конференциях, семинарах и круглых столах - это уникальная возможность повысить свою значимость в профессиональных кругах.

Даже самая нелюбимая работа - ценный источник опыта, если отнестись к этому жизненному эпизоду с должным вниманием. Нет, мы сейчас не о профессиональных навыках, а о вашем личностном росте и изменениях в этой области.

Особенно впечатляют результаты анализа длительного периода работы - от полугода и дольше. Может быть вы за это время стали проще абстрагироваться от информационного шума, который неизбежен в работе с большими массивами данных. Или наконец наловчились быстро переключаться с одной задачи на другую.

Конечно, нет нужды уверять себе в том, что вы начали получать удовольствие от внутренне чуждых вам обязанностей. Но признайтесь себе в том, что какая-то частичка вас стала сильней и устойчивей к ежедневным стрессам, которые предполагает практически каждое место работы.

Юлия Оника , бизнес-тренер



В большинстве компаний существуют проверенные временем и практикой механизмы мотивации персонала . Упрощенно, большая часть схем мотиваций построены по следующей логике: получая определенный материальный или нематериальный стимул, сотрудник выполняет поставленные цели и достигает нужных результатов, после чего снова получает вознаграждение. Вместе с тем, работая с линейными руководителями в ходе обучающих программ по менеджменту, нам нередко приходится слышать вопросы о дополнительных возможностях менеджера в контексте мотивации подчиненных .

Действительно, как менеджеру мотивировать сотрудников, если существующие в организации механизмы не всегда дают необходимый результат? Что, если в отделе есть потенциальная «звезда» и менеджер может и хочет позволить себе индивидуальную работу с таким сотрудником, чтобы развивать его потенциал и повышать эффективность? Как решить проблему мотивации персонала в небольшой компании, в которой нет возможности выстраивать большую и сложную систему мотивации? Мы предлагаем посмотреть на вопрос мотивации с возможно, несколько необычной точки зрения: взаимозависимости способов и инструментов мотивации с существующим у сотрудника отношением к работе.

Пять моделей отношения сотрудника к работе

Если смотреть на понятие «работа» с более высокой перспективы, очевидно, что в жизни каждого человека она может выполнять различные роли. Для кого-то работа является инструментом реализации своих амбиций, для кого-то возможностью общаться и вступать во взаимодействие с другими людьми, для кого-то все намного прозаичней: работа - это просто способ обменивать свое время на деньги. Мы полагаем, что с разным отношением к работе у сотрудников будут разные реакции на одни и те же мотивационные воздействия . Давайте представим себе начинающего руководителя, увлеченного своей работой, активного посещающего обучающие тренинги, самостоятельно покупающего профессиональную литературу для повышения своей квалификации, заинтересованного в больших целях и масштабных проектах. Вряд ли его энтузиазм будет поддерживаться на нужном уровне, если компания в отношении его ограничится лишь стандартным набором мотивационных программ в виде компенсационного пакета, страховки и т.д. Такому сотруднику понадобится нечто большее. Например, возможность регулярно принимать участие в работе с более опытными руководителями, самостоятельно вести мощные и дерзкие проекты, что-то еще, поощряющее высокую вовлеченность менеджера в свою работу и повышающее его «планку» результатов.

Диалог с руководителями функций и подразделений компаний наших партнеров и обсуждение их текущих ситуаций позволили нам выделить у большинства современных сотрудников. Данные пять моделей достаточно универсальны и встречаются практически в любой организации на разных уровнях менеджмента. В основе модели лежит обобщенный ответ на вопрос: чем является работа для такого человека?

Работа как…

Рассмотрим более подробно каждую модель и те особенности, которые отличают сотрудников, для которых данная модель свойственна:

  1. Работа как способ выживания . Для сотрудника работа является своего рода жизненной необходимостью. Можно предположить, что если бы у него была такая возможность, он бы не работал - на этой конкретной должности, в этой компании или вообще не занимался бы трудовой деятельностью. В офисе такой сотрудник не работает, а словно отбывает повинность. В своей повседневной работе такой сотрудник будет делать только то, что говорит руководитель. Скорее всего, он не очень любит свою работу или, если такой сотрудник работает достаточно долго, он хорошо научился притворяться и говорить «правильные» тексты о важности ориентации на результат и работе на благо компании. Такой сотрудник может быть хорошим исполнителем. Но он не захочет брать на себя повышенные обязательства, включаться в новый проект без понимания, как это отразится на его общей загруженности, регулярно проявлять инициативу. Нередко у такого сотрудника есть постоянная «мечта в кармане» - о предстоящих выходных, о скором отпуске, о времени, когда можно будет накопить денег и открыть какое-то свое дело, о пенсии
  2. . Сотрудник ориентирован на получение максимальной финансовой отдачи от своей профессиональной деятельности. Нередко можно встретить среди таких сотрудников людей, помимо работы увлеченным каким-либо дорогостоящим хобби или увлечением, требующим финансовых вложений. Работа для них - способ поддержания выбранного способа жизни с помощью денег. Чаще всего - они хорошие, уверенные в себе профессионалы, понимающие, сколько стоит их труд на рынке. Скорее всего, принимая предложение, человек с подобным отношением к работе тщательно взвешивал, где и в какой компании он сможет получать больше, работая в более комфортных условиях. Попробуем более пристально посмотреть на такого сотрудника. На первом месте для него всегда будут стоять вопросы компенсации, которые будут включать в себя зарплату, возможность получать бонусы, льготы, пенсионные планы, различные привилегии, в том числе поддерживать социальный престиж. На втором своеобразные качественные характеристики работы - условия работы, особенности руководителя и коллег, культуры компании и т.д. Все это будет влиять на образ жизни, который может позволить себе такой человек с соответствующим балансом между работой и личной жизнью, способностью тратить на себя и своих близких конкретную сумму денег или позволять себе определенный life style
  3. . Человек полностью идентифицируется со своей работой, своей должностью и с тем, что он делает в компании. Работа для него - это часто «дело жизни» или хобби, которое переросло в способ зарабатывания денег. Чаще всего, в компании такой человек работает с удовольствием, вовлечено, переживая за «общее». Он ответственно относится не только к своей сфере полномочий, но и отслеживает, что там происходит у коллег по смежным функциям. Ему очевидно, что проблемы или сложности в одном подразделении могут через некоторое время вызвать сложности в его собственной работе. Такой человек, как правило, не проводит различий между работой и отдыхом - во время выходных он нередко может позволить себе на час-другой съездить в офис или, открыв ноутбук, проработать какую-то документацию или почту. Большинство друзей таких людей работают в одной области, если не в одной компании. В своем крайнем проявлении данное отношение к работе проявляется в виде трудоголизма, когда сотрудник переусердствует на работе, засиживается допоздна, предпочитает работу отдыху
  4. . В понимании такого сотрудника успех в жизни приравнивается к социальному успеху, а социальный успех может дать хорошая карьера. В этой связи, вся его рабочая активность направлена на достижение более высокой карьерной ступеньки в организации. Как правило, такие сотрудники есть в каждой крупной компании - в небольших организациях или в бизнесах «семейного» типа им откровенно тесно. Такие люди могут последовательно повышать свой уровень профессионализма, оттачивать навыки планирования, работы в целях, решения более сложных задач и т.д., рассчитывая свои возможности, добирая недостающие для следующей карьерной ступеньки навыки. Нередко таким людям нравятся «карьерные войны», состязательность, возможность участвовать в различных интригах, особенно, если карьерные механизмы в компании недостаточно ясны и понятны. В своих крайних проявлениях такие люди воспринимают карьерный рост как прямую борьбу, а коллег по работе - как потенциальных соперников. Таким люди никогда не останавливаются. Победив в очередной карьерной битве, сотрудник через некоторое время ставит себе следующую карьерную цель
  5. . Подобную модель отношения к работе в своей практике мы встречали достаточно редко. Более того, как правило, она была присуща в большинстве случаев менеджерам, а не рядовым специалистам или ассистентам. Человека с таким отношением к работе отличает ощущение, что работа придает сил и энергии, а не отнимает их. Такой человек склонен продолжать действовать и любить свою работу, несмотря на все препятствия, он желает полностью реализоваться и вкладывать силы в работу. У таких людей устойчивость к выгоранию - они умеют балансировать между разумной вовлеченностью в свою профессиональную деятельность и трудоголизмом. Они в буквальном смысле вкладывают в свою работу душу

Непосредственный руководитель может сделать что-то, что скорее положительно отразится на мотивации своего подчиненных и что-то, что с большой вероятностью отразится негативно. Если смотреть на это через призму различного отношения к работе, то какие действия или активности руководителя будут способствовать повышению, а какие - понижению мотивации сотрудников?

Работа как способ выживания

Снизит мотивацию:

  • Отсутствие периодических премий и бонусов
  • Регулярные авралы и много работы
  • Обращения с просьбой о сверхурочной работе
  • Большая переменная часть заработной платы

Повысит мотивацию:

  • Предсказуемость и стабильность должностных обязанностей
  • Четко определенные функциональные обязанности и границы ответственности
  • Различного рода надбавки к заработной плате типа «выполнил в срок проект – получил дополнительный день к отпуску»

Работа как способ заработка денег

Снизит мотивацию:

  • Более низкая заработная плата по сравнению с возможной на рынке
  • Отсутствие возможностей для роста дохода
  • Любое, даже обоснованное обстоятельствами, понижение оплаты или остановка ее роста

Повысит мотивацию:

  • Повышение качества условий работы сотрудника, например, частота, предсказуемость и условия командировок, количество работы по выходным и длительность отпуска
  • Возможность получения значительной переменной части в заработной плате

Работа как способ самоидентификации

Снизит мотивацию:

  • Сомнения в профессионализме сотрудника
  • Неконструктивная обратная связь или жесткая критика от руководителя о его работе
  • Отсутствие обучения в компании
  • Отсутствие проектов для проявления всех своих скрытых качеств

Повысит мотивацию:

  • Опека и обучение от профессионально более опытного специалиста и менеджера
  • Возможность повышения квалификации с помощью тренингов и дополнительного развития на рабочем месте
  • Более сложные и мощные проекты
  • Совместный отдых с коллегами

Работа как способ достижения социального успеха

Снизит мотивацию:

  • Долгое отсутствие изменений (такой сотрудник боится не успеть сделать карьеру)
  • Отношение «как ко всем» от руководителя
  • Перевод на должность или карьерный promotion, не позволяющий двигаться по карьерной лестнице дальше

Повысит мотивацию:

  • Показать ступеньки и возможности как «вертикальной», так и «горизонтальной» карьеры в компании
  • Формальное повышение статуса сотрудника (новая и «звучная» должность при сохранении всех атрибутов прежней должностной позиции)

Работа как средство самореализации

Снизит мотивацию:

  • Формальное отношение к работе со стороны руководителя (например, проявляющееся в фразе «зачем напрягаться, это всего-навсего очередной проект»)
  • Проекты, не позволяющие заниматься тем, что нравится больше всего

Повысит мотивацию:

  • Работа в команде единомышленников, разделяющих увлеченность сотрудника профессиональной деятельностью
  • Перевод сотрудника на более ответственную должность, позволяющую использовать его высокую вовлеченность в целях организации

Мы полагаем, что для линейного руководителя важно понимание, по меньшей мере, двух принципов мотивации сотрудников в контексте их отношения к работе:

  1. Убедиться в существующих возможностях . Руководителю целесообразно сопоставить существующие возможности системы мотивации в компании с условными потребностями своих подчиненных. Вполне возможно, что все потребности реализуются с помощью действий, которые предпринимает организация. Например, если в компании существует налаженная система бонусирования, HR регулярно мониторит рынок на предмет размера адекватной заработной платы и при этом большинство сотрудников в отделе относятся к работе как к средству заработной платы, вряд ли имеет смысл что-то делать дополнительно. Кроме этого, нужно понять, может ли компания дать сотруднику то, что ему может быть интересно?
  2. Просчитать «цену вопроса» . Мы не рекомендуем использовать дополнительную мотивацию к сотрудникам, которые не являются стратегическим ресурсом компании. Если менеджер понимает, что работающий в его отделе специалист не горит работой, не очень хорошо трудится, обладает ограниченным набором навыков в своей профессии и вообще является условным «балластом», инвестировать в него свое управленческое время нерационально: ведь проще найти нового специалиста

Наш опыт показывает, что соблюдая данные принципы и опираясь на различия в отношении к работе сотрудников, руководитель может существенно повысить вовлеченность и мотивацию персонала своего подразделения.

Спасибо большое тем, кто откликнулся на — высказал свое видение об этом явлении, дал обратную связь с пожеланиями и предложениями, задал вопросы. Несколько читателей обратили внимание на отношение к изменениям и его роль в сопротивлении изменениям. Давайте сегодня рассмотрим этот вопрос — сфотографируем отношение, понаблюдаем процесс его изменения и познакомимся с конкретными советами по управлению отношениями.

Об отношении…

В словарях под отношением чаще понимают взаимную связь между предметами или явлениями. Но в области управления изменениями речь о другом…

Если попытаться представить «отношение» к изменениям метафорично в виде какого-то физического проявления, то я бы говорил не о силе воздействия, а о поле, о магнитном поле. Когда мы рассуждали о сопротивлении изменениям, то возникал образ некой силы, которая противостоит организационным преобразованиям — подобно силе упругости, возникающий при нанесении удара. Отношение — явление другого порядка, оно притягивает или отталкивает. Когда мы к чему-то относимся хорошо, то помогаем, способствуем его существованию, стараемся притянуть в свою жизнь. Если относимся отрицательно — избегаем, отталкиваем, возможно даже уничтожаем. В последнем случае явно происходит приложении сил. Но это приложением сил скорее не отношение, а последствия нашего отношения. Кристофер Скот предлагает .

Факторы, влияющие на отношение к изменениям

Отношение влияет на то, как человек будет реагировать на изменения. , которые формируют отношения к переменам в настоящий момент: природа изменений; последствия изменений; история изменений; тип личности; индивидуальная история. Можно сказать, получилась этакая статичная фотография отношения в данный момент.

Крутейший специалист по управлению изменениями обращает внимание на отношение, как динамическое состояние. Оно непостоянно и на него можно влиять, нарушая зону комфорта. Дерил предложил шкалу измерения уровня дискомфорта, что позволяет избежать дисфункциональное влияние. Таким образом можно сформировать у сотрудника готовность к переменам, которую .

Киган и Лейхи так же обращают внимание на то, что человек — это не некая константа, а скорее сосуд борьбы и противоположностей:). Люди имеют разные мнения относительно одного явления и внутренние убеждения борются между собой. Помочь перевесить чашу весов в сторону положительного отношения к изменениям можно используя .

Причины негативного отношения

В области управления изменениями большое внимание уделяется негативному отношению сотрудников к переменам. В представлены самые разные взгляды, но в первую очередь обращаю внимание на разностороннюю модель С. Хеллер, выделяющую — рациональный, личный и эмоциональный. Автор также дает конкретные советы о том, как изменять отношения к каждом конкретном случае.

Процесс изменения отношения

Переход от негативного отношения к позитивному представляет собой процесс индивидуальных изменений, в котором разные авторы выделяют свой перечень этапов. Так Дж. Прохазка, апробировал на тысячах людей: отторжение и начало осознания; осознание; решимость; действие; поддержание действия; рецессия и начало нового цикла. Идея состоит в том, чтобы на каждом этапе дать человеку то, в чем он нуждается, а не навязывать силой.

Благодаря наглядности и простоте менеджерам нравится четырехфазная модель изменения отношения сотрудников. Согласно ей, человек вначале отрицает изменения, потом сопротивляется, но осознавая неизбежность начинает проводить разведку «боем» и найдя себя в будущей организации становится приверженцем. При этом на некоторых этапах он проявляет свою эмоциональность, а на других скрывает ее и менеджерам приходится несладко. Подробнее .

Полюса отношения

Как было упомянуто выше, отношение к изменениям может быть со знаком плюс или минус. Кругер выделяет четыре типа отношения сотрудников: сторонники; потенциальные сторонники; противники; скрытые противники. И вывести всех на чистую воду.

Изменение отношения с отрицательного на положительное превращает человека в сторонника, агента перемен. Такой сотрудник не просто становится винтиком, встроенным в новое состояние организации, а занимает активную позицию по отстаиванию интересов, притягивает новое организационное состояние. Д.Майстер для отсеивания агентов перемен от противников предлагает не ходить вокруг да около, а .

Важно отметить, что сотрудники с положительным отношением так же могут оказывать сопротивление и изменять свое отношение во время перемен. , как протекают процессы у людей с разными полюсами — у противников график предстает более кривым.

Способы формирования позитивного отношения к изменениям

Рассмотренные выше факторы, модели, процессы — это одновременно и предложения авторов относительно того, как оказывать влияние на отношение сотрудников к происходящим в организациях переменам. Но выделю еще ряд интересных способов…

С помощью убеждения… В первую очередь в том, что вы, как менеджер, сами привержены планируемым изменениям. Преодолеть неверие сотрудников в намерения руководства поможет .

С помощью повышения готовности… С.Ковалев предлагает помочь сотрудникам Руководитель тоже человек и с его отношением к переменам бывают проблемы. Как руководителю работать с .

С помощью управления установками … Приверженность человека к сильным «родным» установкам способствует необъективному взгляду. не переубеждать, а интегрировать новое к имеющемуся. По мнению Дж.Марш важно понять, об изменениях.

С помощью вовлечения… Попробуйте вовлечь сотрудника в работу по изменениям. Если его отношение негативно — пусть выступит критиком (главное конструктивным). Интересный способ вовлечения предлагает Р.Кантер — .

Не забывайте про социальный аспект — люди влияют друг на друга. И поскольку конечная цель провести не индивидуальные, а организационные изменения, то воспользуйтесь — приложив усилия к изменению отношения 5 % работников организации, добьётесь того, чтобы изменения пустили корни.

Всегда ли можно изменить отношение

Изменение отношения — это управление отношением к переменам. А управление — это всегда затраты. Иногда овчинка не стоит выделки и легче избавиться от сотрудника.

Чтобы корректировать предпочтения сотрудников, и дальше действовать в соответствии с возможностями, выяснив с какими сотрудниками не по пути. В Ситибанк для последнего .

Выводы

Отношение к изменениям является тем фактором, который отталкивает или притягивает желаемое будущее. Его можно изменять, но не всегда это является целесообразным (иногда лучше воспользоваться «непопулярными» мерами).

Организация — социальная система и в целях повышения эффективности управления изменениями усилия по управлению отношениями лучше направить на небольшое количество ключевых сотрудников.

Отношение является динамичным состоянием и даже положительно настроенные сотрудники и инициаторы перемен в определенные моменты испытывают сомнение относительно будущего.

Лидеры перемен, особенно вначале пути, оказываются в меньшинстве. И это постоянно проверяет их отношение к изменениям на прочность. В этом случае важно руководителю не оставаться наедине со своими идеями и переживаниями — существуют разные ассоциации, клубы по интересам, коучи и консультанты.

Успехов в Ваших начинаниях!!!

Планах, я бы посмотрела на вас пустыми глазами, а потом сменила бы тему. И это не значит, что я вообще не думала о работе.

Я была амбициозна, мечтала обрести финансовую независимость и боялась расстроить родителей. (Они хотели, чтобы я стала врачом, потому что это «очень стабильная профессия». Думаю, они до сих пор расстраиваются из-за того, что я не пошла в медицину.) А ещё я надеялась найти работу, на которой не смотришь на часы, ожидая окончания дня.

Впрочем, я нечасто размышляла об этом. Мне было даже как-то неловко всерьёз думать о карьере. Слишком не хотелось превратиться в эгоистичную подлизу, которая льстит начальству, чтобы её повысили.

Кроме того, в 22 года я устроилась на свою первую работу в стартап, где всё происходило слишком быстро. Не было времени сидеть и размышлять об умениях и опыте, которые могут тебе понадобиться. Кого волнуют разговоры о карьере, когда вы собираетесь изменить мир?

Но если вы не думаете о карьере, вы пускаете всё на самотёк. Может быть, это приведёт вас к тому, чего вы всегда хотели. А может быть, и нет. Так зачем полагаться на случай, если вы можете управлять процессом?

Вот истина, которую я предпочла бы узнать гораздо раньше:

Ваша карьера определяется навыками и тем, как вы их используете, а не внешними признаками прогресса.

Однако в обществе принято судить о карьере по зарплате, должности, премиям или участию в престижных мероприятиях.

Я часто слышу, как люди говорят: «Я хочу подняться по карьерной лестнице. Что мне сделать?» Это вполне нормальный вопрос, но я подозреваю, что за ним скрывается такая схема: продвижение по карьерной лестнице = поощрение. Я считаю, это неправильно.

По-моему, это как сказать, что вы хороший друг потому, что вас пригласили на свадьбу. Конечно, на свадьбу обычно зовут друзей. Но если вы хотите стать настоящим другом, вы не будете напрашиваться. Вы просто сделаете всё, чтобы быть им, и тогда вы наверняка получите конверт с приглашением, даже если никогда о нём не мечтали.

С карьерой то же самое. Если вы в первую очередь стараетесь прокачать свои и приносить больше пользы своей компании или обществу в целом, вы автоматически поднимаетесь по карьерной лестнице, а ваши доходы растут.

Что делать с неблагоприятными обстоятельствами

Конечно, может быть и по-другому. Например, у вас ужасный начальник, который считает, что для продвижения по карьерной лестнице вы должны преимущественно молчать, приносить ему кофе каждое утро и делать всю незначительную работу, которую он на вас скидывает. И вот вы проверяете его почтовый ящик и получаете повышение.

Но как эти навыки помогут вам в долгосрочной перспективе? Это улучшит ваши профессиональные качества? Сделает вас достойным претендентом на вакансию в другой компании? Конечно, нет. Может быть, вы подниметесь по карьерной лестнице, а потом начальство сменится, и вас просто вышвырнут вон.

И тут окажется, что у вас нет никаких навыков, кроме умения приносить кофе и разбирать чужую почту, и вам будет очень трудно найти работу с такой же высокой зарплатой.

Так что не спрашивайте себя: «Что сделать, чтобы меня повысили?» Задайте вопрос по-другому: «Какие навыки мне надо развить, чтобы приносить больше пользы компании или обществу?»

Даже если у вас никогда не повышают сотрудников, бизнес разваливается, а все внешние показатели успеха - должность и заработная плата - оставляют желать лучшего, ваши навыки никуда не денутся.

Не важно, куда вы отправитесь, ваши умения и опыт поедут вместе с вами. Вот почему вам не стоит переживать, если ваша карьера не идёт в гору быстрыми темпами. Может быть, уменьшение зарплаты и понижение в должности откроют вам дорогу к новым знаниям и возможностям?

Ваш начальник - тренер, а не судья

Довольно долго я считала своего начальника человеком, который оценивает мою вроде преподавателя в школе или вузе. Он определяет, хорошо ли я выполнила задание и какой оценки заслуживаю.

Мой принцип общения с руководством в то время можно было определить одной фразой: «Не веди себя как идиотка». Я старалась казаться лучше и увереннее в себе, чем на самом деле.

Когда начальник спрашивал, нужна ли мне помощь, я говорила, что всё под контролем. Если ему приходилось вмешиваться в дела, за которые я отвечала, я считала это провалом. Надо мной как будто загоралась неоновая надпись: «Внимание! Сотрудник недостаточно компетентен, чтобы справиться с задачей самостоятельно».

Так продолжалось до тех пор, пока мне не довелось поработать на себя. Вот тогда моё мнение о руководителях изменилось. Задача начальника заключается в том, чтобы команда лучше работала и приносила больше пользы компании. Если взглянуть на управление с этой стороны, кажется логичным, что в вашу карьеру будут инвестировать.

Если вы работаете лучше, автоматически улучшаются результаты работы вашего начальника. Поэтому он на вашей стороне, он хочет, чтобы вы добились успеха, и тратит своё время и силы на то, чтобы помочь вам.

Представьте, что вы нанимаете тренера, но вместо того, чтобы рассказать о своих слабых местах, сообщаете ему, что вы в отличной форме и вам не нужна его помощь. Глупо, да? Я не воспринимала своего начальника как тренера и поэтому не получала полезных отзывов о своей работе, советов и другой помощи, благодаря которой могла бы многому научиться.

Конечно, руководитель всё же оценивает вашу работу, и если вы ленивый, неквалифицированный и неаккуратный, вы очень скоро об этом узнаете. Но если вы старательно выполняете все задания и хотите стать лучше, начальник поможет вам.

Не скрывайте от него свои чувства: что вдохновляет вас, что мотивирует, что мешает работать. Чем честнее вы будете со своим руководителем, тем лучше он сможет вам помочь. Помните: он заинтересован в вашем успехе чуть ли не больше, чем вы.

Создайте свой идеальный образ и поверьте в него

Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно поверить в то, что это случится. Фраза звучит банально, но это не только слова. Одно исследование подтвердило, что, если человек чётко видит себя в будущем с определёнными навыками, он автоматически начинает делать всё, чтобы их приобрести.

Много лет назад, когда я столкнулась с трудностями на работе, была напугана и не знала, что делать, я написала список того, что должна уметь будущая я. Этот перечень начинался со слов «однажды я буду».

И этот список всё ещё актуален. Постепенно я дополняю его новыми желаниями и вычёркиваю то, чего добилась. Навыки, которые тогда казались мне недостижимой мечтой, теперь ощущаются как что-то обычное, как будто я всегда это умела. И это напоминает мне о том, что я обязательно добьюсь всего, что записала.

Я заглядываю в этот перечень несколько раз в год. Это одновременно успокаивает и мотивирует меня.

Если вам интересно, что было в моём списке, вот несколько пунктов:

  • перестать нервничать за несколько дней до публичных выступлений;
  • чувствовать себя комфортно на встречах, в которых участвуют более пяти человек;
  • вести блог, не переживая о том, что подумают другие люди.

А вот этому ещё только предстоит научиться:

  • коротко и ясно объяснять, что я хочу сделать;
  • хорошо рассказывать истории;
  • организовывать масштабные мероприятия, где люди весело проводят время, а я не страдаю от стресса.

Только вы решаете, какой будет ваша карьера

Не важно, кто помогает вам, игнорирует вас или даже мешает, ваша карьера, как и ваша жизнь, полностью в ваших руках.

Если вам приходится заставлять себя идти на работу, спросите себя, почему так происходит. Если вы не можете вспомнить ни одного сложного момента за последние полгода, может быть, вы больше не развиваетесь. Если вы постоянно оглядываетесь на других людей и ждёте, что вас похвалят, возможно, вы не хотите брать на себя ответственность. Если работа не сочетается с вашими долгосрочными перспективами, может быть, пора её?

Если вы никогда не думали, чем бы вы хотели заниматься в будущем, подумайте об этом прямо сейчас.