Непознанное

Папа римский иоанн павел 2 биография. «Чем больше любишь, тем больше делаешь»

Жизнь Кароля Войтылы, которого мир знает под именем Иоанн Павел 2, была наполнена и трагическими, и радостными событиями. Он стал первым со славянскими корнями. С его именем связана огромная эпоха. На своем посту Папа Иоанн Павел 2 проявлял себя как неустанный борец с политическим и социальным угнетением людей. Многие его публичные выступления, поддерживающие права и свободы человека, превратили его в символ борьбы с авторитаризмом.

Детство

Кароль Юзеф Войтыла, будущий великий Иоанн Павел 2, родился в небольшом городке под Краковом в семье военного. Его отец, поручик польской армии, в совершенстве владел немецким и систематически обучал языку сына. Мать будущего понтифика - учительница, она, согласно некоторым источникам, была украинкой. Именно тем, что предки Иоанна Павла 2 были славянской крови, видимо, и объясняется то, что Папа Римский понимал и уважал все, что связано с русским языком и культурой. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он потерял мать, а в двенадцатилетнем возрасте умер и его старший брат. В детстве мальчик увлекался театром. Он мечтал вырасти и стать артистом, а в 14 лет даже написал пьесу под название «Король-Дух».

Юность

В Иоанн Павел II, биографии которого может позавидовать любой христианин, окончил классический колледж и принял таинство миромазания. Как свидетельствуют историки, Кароль учился достаточно успешно. Завершив свое среднее образование накануне Второй мировой, он продолжил обучение в Краковском Ягеллонском университете на факультете полонистики.

За четыре года он успел пройти филологию, литературу, церковнославянскую письменность и даже азы русского языка. Будучи студентом, Кароль Войтыла записался в театральный кружок. В годы оккупации профессуру этого одного из самых известных в Европе университетов отправили в концлагеря, а занятия официально прекратились. Но будущий понтифик продолжал учебу, посещая занятия подпольно. А чтобы его не угнали в Германию, и он мог содержать отца, которому оккупанты урезали пенсию, юноша пошел работать в каменоломню под Краковом, а затем перешел на химзавод.

Образование

В 1942 году Кароль записался на общеобразовательные курсы духовной семинарии, которые подпольно функционировали в Кракове. В 1944-м архиепископ Стефан Сапега из соображений безопасности перевел Войтылу и нескольких других «нелегальных» семинаристов в епархиальное управление, где они работали в архиепископском дворце вплоть до конца войны. Тринадцать языков, на которых бегло говорил Иоанн Павел II, жизнеописания святых, сто философских и богословских и философских работ, а также четырнадцать энциклик и пять книг, написанные им, сделали его одним из самых просвещенных понтификов.

Служение церкви

Первого ноября 1946-го года Войтылу рукоположили в священники.Буквально через пару дней он направился в Рим, чтобы продолжить свое богословское образование. В 1948-м он защитил докторскую работу на тему произведений реформата ордена кармелитов, испанского мистика шестнадцатого века св. Иоанна Креста. После этого Кароль возвратился на родину, гле был назначен помощником настоятеля в приходе села Негович на юге Польши.

В 1953-м в будущий понтифик защитил еще одну диссертацию на тему о возможностях обоснования христианской этики на основе этической системы Шелера. С октября того же года он начинает преподавать нравственное богословие, однако вскоре польское коммунистическое правительство закрыло факультет. Тогда Войтыле предложили возглавить кафедру этики в Католическом Университете в Любляне.

В 1958-м папа Пий XII назначил его вспомогательным епископом в архиепископстве Кракова. В сентябре того же года состоялось его рукоположение. Обряд совершил львовский архиепископ Базяк. А после смерти последнего в 1962-м Войтыла был избран капитульным викарием.

С 1962-го по 1964-й биография Иоанна Павла 2 тесно взаимосвязана со Вторым Ватиканским Собором. Он принимал участие во всех сессиях, созываемых тогдашним понтификом В 1967-м будущий Папа Римский был возведен в кардиналы-священники. После смерти Павла VI в 1978-м Кароль Войтыла голосовал в конклаве, в результате чего был избран папа Иоанн Павла I. Однако последний всего через тридцать три дня скончался. В октябре 1978-го состоялся новый конклав. Участники раскололись на два лагеря. Одни защищали архиепископа Генуи Джузеппе Сири, славящегося своими консервативными взглядами, а другие - Джованни Бенелли, который был известен как либерал. Не придя к общему согласию, в конечном итоге конклав выбрал компромиссного кандидата, которым стал Кароль Войтыла. При восшествии на папский престол он принял имя предшественника.

Черты характера

Папа Иоанн Павел 2, биография которого всегда была связана с церковью, стал папой в пятидесятивосьмилетнем возрасте. Как и свой предшественник, он стремился к упрощению должности понтифика, в частности, лишил ее некоторых королевских атрибутов. Например, он стал говорить о себе как о Папе, используя местоимение «я», отказался от коронации, вместо которой провел просто интронизацию. Он никогда не носил тиару и считал себя рабом Божьим.

Восемь раз Иоанн Павел 2 навещал свою родину. Он сыграл огромную роль в том, что смена власти в Польше в конце 1980-х прошла без единого выстрела. После его разговора с генералом Ярузельским последний мирно передал руководство страной Валенсе, уже успевшему получить папское благословение для проведения демократических реформ.

Покушение

Тринадцатого мая 1981 года жизнь Иоанна Павла II чуть не оборвалась. Именно в этот день на площади св. Петра в Ватикане на него было совершено покушение. Исполнителем стал член турецких ультраправых экстремистов Мехмет Агджа. Террорист тяжело ранил понтифика в живот. Его арестовали сразу, на месте преступления. Спустя два года папа приехал к Агдже в тюрьму, где тот отбывал пожизненный срок. Жертва и преступник долго о чем-то говорили, однако рассказать о теме их беседы Иоанн Павел 2 не захотел, хотя и сказал, что простил его.

Пророчества

Впоследствии он пришел к убеждению, что от него пулю отвела рука Божией Матери. И причиной тому стали знаменитые Фатимские предсказания Девы Марии, которые узнал Иоанн. Павла 2 пророчество Богоматери, в частности, последнее, настолько заинтересовало, что он посвятил его изучению многие годы. На самом деле предсказаний было три: первое из них относилось к двум мировым войнам, второе в аллегорической форме касалось революции в России.

Что касается третьего пророчества Девы Марии, то на протяжении долгого времени оно являлось предметом гипотез и невероятных домыслов, что неудивительно: Ватикан долгое время держал его в глубочайшем секрете. Высшим католическим духовенством было даже сказано, что оно останется навсегда тайной. И только папа Римский Иоанн Павел 2 решился открыть народу загадку последнего Ему всегда была присуща смелость поступков. Тринадцатого мая, в день своего восьмидесятитрехлетия, он заявил, что не видит смысла в необходимости сохранения тайны предсказаний Девы Марии. Ватиканский Госсекретарь в общих чертах рассказал, что записала монахиня Лусия, которой в детстве и явилась Богородица. В сообщении говорилось, что Дева Мария предсказала тот мученический путь, по которому пройдут папы Римские в двадцатом веке, даже покушение на Иоанна Павла II, совершенное турецким террористом Али Агджой.

Годы понтификата

В 1982 году он встречается с Ясиром Арафатом. Спустя год Иоанн Павел II посетил в Риме лютеранскую церковь. Он стал первым папой, решившимся на такой шаг. В декабре 1989-го понтифик впервые в истории Ватикана принимает советского лидера. Им был Михаил Горбачев.

Напряженная работа, многочисленные поездки по миру подрывают здоровье главы Ватикана. В июле 1992-го понтифик объявил о предстоящей ему госпитализации. У Иоанна Павла Второго была диагностирована опухоль в кишечнике, которую нужно было удалить. Операция прошла благополучно, и вскоре понтифик вернулся к своей обычной жизни.

Спустя год он добился того, что между Ватиканом и Израилем были установлены дипломатические отношения. В апреле 1994-го понтифик, поскользнувшись, упал. Выяснилось, что у него сломана шейка бедра. Независимые эксперты утверждают, что именно тогда у Иоанна Павла 2 началась болезнь Паркинсона.

Но даже этот серьезный недуг не останавливает понтифика в его миротворческой деятельности. В 1995-м он просит прощение за то зло, которое католики в прошлом причинили верующим других конфессий. Спустя полтора года к понтифику приезжает кубинский вождь Кастро. В 1997-м папа приезжает в Сараево, где в своей речи говорит о трагедии гражданской войны в этой стране как о вызове для Европы. Во время этого визита на пути его кортежа не раз были минные заграждения.

В том же году понтифик приезжает в Болонью на рок-концерт, где предстает в качестве слушателя. Спустя несколько месяцев Иоанн Павел 2, биография которого насыщена миротворческой деятельностью, предпринимает пастырский визит на территорию коммунистической Кубы. В Гаване на встрече с Кастро он осуждает экономические санкции против этой страны и передает вождю список трехсот политзаключенных. Кульминацией этого исторического визита становится месса, которую понтифик проводит на площади Революции в кубинской столице, где собирается больше миллиона человек. После отъезда папы власти освободили больше половины узников.

В двухтысячном году понтифик приезжает в Израиль, где в Иерусалиме у Стены плача долго молится. В 2002-м в Дамаске Иоанн Павел II посещает мечеть. Он становится первым папой, который решился на такой шаг.

Миротворческая деятельность

Осуждая любые войны и активно критикуя их, в 1982-м году, во время кризиса, связанного с понтифик посещает Великобританию и Аргентину, призывая эти страны к заключению мира. В 1991 году папа выступает с осуждением конфликта в Персидском заливе. Когда в 2003-м в Ираке началась война, Иоанн Павел 2 отправил кардинала из Ватикана с миротворческой миссией в Багдад. Кроме того, он благословил еще одного легата на беседу с тогдашним Президентом США Бушем. Во время встречи его посланник передал главе американского государства резкое и достаточно отрицательное отношение понтифика к вторжению в Ирак.

Апостольские визиты

Иоанн Павел 2 посетил около ста тридцати стран во время своих зарубежных поездок. Больше всего он приезжал в Польшу - восемь раз. В США и Франции понтифик был с шестью визитами. В Испании и Мексике он был по пять раз. Все его поездки имели одну цель: они были направлены на содействие укрепления по всему миру позиций католицизма, а также на установление связей с другими религиями, и в первую очередь с исламом и иудаизмом. Везде понтифик выступал против насилия, выступая в защиту прав людей и отрицая диктаторские режимы.

В целом за время своего нахождения во главе Ватикана папа проехал более миллиона километров. Его несбывшейся мечтой так и осталась поездка в нашу страну. В годы правления коммунизма его визит в СССР был невозможен. После же падения железного занавеса посещение хоть и стало политически возможно, но тогда против приезда понтифика выступила Русская православная церковь.

Кончина

Иоанн Павел 2 скончался на восемьдесят пятом году жизни. Тысячи людей провели ночь с субботы на воскресенье второго апреля 2005 года перед Ватиканом, пронося в памяти дела, слова и образ этого удивительного человека. На были зажжены свечи и царило молчание, несмотря на огромное количество скорбящих.

Похороны

Прощание с Иоанном Павлом II стало одной из самых массовых церемоний за новейшую историю человечества. На траурной литургии присутствовало триста тысяч человек, четыре миллиона паломников проводили папу в вечную жизнь. Более миллиарда верующих всех конфессий молились за упокой души усопшего, а число зрителей, следивших за церемонией по телевизору, сосчитать невозможно. В память о своем земляке в Польше была выпущена памятная монета «Иоанн Павел 2».

16 октября 1978 в католическом мире случилось беспрецедентное событие — впервые в истории новым папой был избран славянин, представитель коммунистической Польши, Кароль Войтыла. Как поговаривали в то время, кандидатура польского кардинала совершенно случайно была выдвинута на конклаве — кардиналы все никак не могли избрать папу, попросту не хватало нужных голосов. Могли ли они представить, что неприметный и скромный кандидат наберет большинство голосов и будет воздвигнут наместником Бога на земле? Поляк был загадкой для многих, ведь еще никогда на должности папы римского не было столь разностороннего человека: писателя, поэта, философа, драматурга, актера и спортсмена — жизнь Яна Павла II была необычной и увлекательной.

Несчастливое детство будущего понтифика

264-ый папа римский Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 в верующей польской семье из города Вадовице . Его отец был военным, а мать учительницей — от родителей Кароль унаследовал любовь к Богу и высокоморальное воспитание. Детство будущего понтифика нельзя назвать счастливым — он рано узнал что такое смерть близких ему людей. Когда Каролю исполнилось 8 лет умерла его мать, а через несколько лет его брат Эдмунд , который работая врачом, заразился от больных скарлатиной и скончался в 1932 году.

Несмотря на такие потрясения Кароль тянулся к знаниям и находил в них отраду. От чувства одиночества, которое заполнило молодого парня после смерти близких, он спасался занимаясь в театральной секции. Игра на сцене, аплодисменты публики и взаимодействие актеров поселили в душе молодого Войтылы мечту стать актером. Воодушевленный классическими произведениями драматургии Кароль пишет пьесу «Король-дух». Наряду с этим, он не забывает об учебе: прилежно учится и проявляет большие способности к изучению языков.

Путь к Богу

Накануне Второй мировой войны Кароль Войтыла, получив среднее образование, вместе с отцом переехал жить в Краков. Здесь жизнь бурлила совершено по-другому и творческому, смышленому парню было где применить свои таланты. Он поступает в Ягеллонский университет, где обучается на факультете полонистики и одновременно активно занимается в актерском кружке «Студия 38». Во время одного из выступлений Кароля заметил архиепископ Кракова Стефан Сапега. После представления он подошел к юноше и сказал слова, которые на всю жизнь отложатся в памяти Войтылы и окажут большое воздействие на его дальнейшую жизнь: «Такой талант должен служить Богу».

С приходом фашистских оккупантов жизнь будущего папы римского резко изменилась. Его отцу прекращают выплачивать пенсию и для того, чтобы обеспечить себя и отца Кароль устраиваться работать в каменоломню, а позже идет работать на химический завод, параллельно проходя обучение на богословском факультете подпольного университета. В это время он не только усердно трудится, но и, как настоящий патриот, призывает рабочих не поддаваться власти фашистов.

В 1940 году Войтылу касается большое потрясение, которое сильно изменило его жизнь — отец 20-летнего Кароля умирает от сердечного приступа. В этот момент будущий понтифик невероятно остро почувствовал свое одиночество. » К двадцати годам я потерял всех кого любил», — скажет он позже в одной из своих книг. Именно смерть отца стала главным толчком, который сподвиг его не только принять Бога, а и понять, что его смысл жизни — служба Всевышнему.

Карьера священнослужителя

В 1942 году Кароль Войтыла пришел к архиепископу Кракова и сказал, что хотел бы стать священником. Говорят, что Стефан Сапега, по какой-то причине, трижды отказывал в этом Каролю , считая его неготовым и лишь на третий одобрил желание молодого поляка служить церкви. Войтыла записался на курсы подпольной духовной семинарии, а закончив ее и, будучи рукоположенным в священники, в 1946 году был отправлен в Рим для обучения богословию . Умный, отверженный и рассудительный, он показал себя в лучшем свете, а благодаря кропотливой работе над сочинениями мистика Иоанна Креста польский священник был удостоен звания доктора богословия .

С 1948 года начинается стремительна карьера Кароля Войтылы. Он начинает службу богу с небольшого пасторского прихода в маленьком селе Негович , вскоре переведен в Краков, где занимается преподаванием в Ягеллонском университете, позже — вспомогательным епископом Краковского архиепископства, а в 1958 году становится епископом.

Кароль Войтыла был удостоен звания кардинала в 1967 году и сразу же включился в важную для католической церкви работу. Будучи одним из самых молодых участников Второго Ватиканского собора, польский кардинал принимает активное участие в разработке и принятии важных церковных документов. Венцом его деятельности было избрание в 1978 году папой римским. Это было неожиданное и непредсказуемое событие, последствием которого стало появление одной из наиболее могущественных персон ХХ века.

Папа римский без тиары и коронации

Приняв имя своего предшественника, Кароль Войтыла становится Яном Павлом II. На этом сходство нового папы с предыдущим заканчиваются, как и схожесть с другими понтификами. Новый глава Ватикана видит свое правление в активной реформаторской деятельности и эти перемены в первую очередь коснулись порядков и традиций святого престола. Так, Ян Павел II отказался от традиционной коронации на пост — была проведена обычная инаугурация, понтифик отказался носить тиару, а говоря о своей персоне, никогда не употреблял «я», а не царственное «мы». Всеми своими действиями польский папа хотел подчеркнуть девиз всей своей жизни, который заключался в фразе «Я раб рабов Божьих».

Политика Ян Павла II была направлена на поднятие престижа католической церкви, прекращение разрозненности и вражды представителей различных религий и истребление коммунизма, как антигуманного явления, ущемляющего права человека. Понтифик продолжал вести активный образ жизни: он занимался лыжным и водным спортом, путешествовал по миру, встречался с могущественными политиками и общественными деятелями.

В первый же год своего папства Ян Павел II посетил Польшу. Земляки приняли понтифика с большим воодушевлением и гордостью за свою землю, на которой родился такой выдающийся человек. Этот приезд сплотил расслоенное общество, напомнил об аутентичности и величии польского народа, дал силы бороться за демократическую страну, в которой будут учитываться интересы каждого. Папа поддерживал деятельность организации «Солидарность», которая подняла народ на бунт против коммунизма. Многие историки и политические деятели говорят о том, что заслуга в провале режима Яна Павла II огромная — именно его приезд поспособствовал тому, что поляки действовали сплоченно и организовано.

Сплочение человечества и борьба за мир

Деятельность папы польского происхождения была поистине беспрецедентной: он первый из понтификов вошел в синагогу, провел мессу в мусульманской стране и в знак примирения между религиями сказал, что мусульмане «старшие братья христиан». Кроме этого, Ян Павел II провел встречу и установил взаимопонимание с африканскими племенами, приверженцами культа вуду , Далай Ламой, английской королевой Елизаветой II, лидерами СССР, в частности, с Михаилом Горбачевым , представителями лютеранской церкви.

Впервые в истории человечества понтифик извинился за злодеяния католической церкви, действия инквизиции, бесчинства рыцарей Крестовых походов и Тевтонского ордена. Кароль Войтыла, будучи папой римским, реабилитировал своего земляка Николая Коперника и Галилео Галилея, частично признал учение Дарвина и поцеловал Коран. Но вместе с тем он был ярым противником абортов и гомосексуализма, однополых браков и женщин-священнослужителей.

С 58 до 85 лет длилось правление Яна Павла II, изменившего мир, показавшего, что все нации и религии могут мирно существовать на одной планете и взаимодействовать, получая общее благо. Папа не раз навещал страны, в которых шли войны и пытался всячески помочь решению конфликта: и словом и делом. Он всегда придерживался единой линии поведения и не шел на поводу у политиков — Кароль Войтыла никогда не искал личной выгоды и не совершал корыстных поступков, он лишь служил Богу и человечеству, чем заслужил огромную популярность верующих всего мира. Подобное положение дел было костью в горле многих политиков, что привело к покушению на понтифика в 1981 году.

Покушение на главу Ватикана

13 мая в 5 часов вечера автомобиль папы римского двигался через восторженную толпу верующих, простых зевак и туристов к собору Св. Петра. Все ждали речи великого понтифика, но по традиции автомобиль должен был сделать три почетных круга, во время которых Войтыла приветствовал толпу. В долю секунды раздался громкий выстрел и тело папы упало на руки личного секретаря, сидящего рядом в авто. На животе Яна Павла II кровоточила рана и его было немедленно отправлено в клинику «Джамелли «, а человека, выстрелившего в папу из толпы паломников, задержали в мгновение ока.

Мехмет Али Агджа , а именно так звали стрелка, оказался представителем турецкой ультраправой группировки, которая была известна в Европе под названием «Серые волки». Будучи беглецом турецкой тюрьмы и спасаясь от правосудия, Мехмет случайно оказался в Италии, где и осуществил преступление, целью которого было убить папу. Кто был заказчиком так достоверно и неизвестно: была создана специальная комиссия, которая расследовала детали покушения. Выдвигались различные версии кто же желал смерти понтифика от итальянских политиков и кардиналов до советских спецслужб, действующих по указаниям руководства СССР.

К счастью, цель Мехмета Али Агджи не была достигнута и после длительной операции и всех возможных и невозможных усилий итальянских медиков, понтифик выжил. Пуля не повредила жизненно важных органов, став лишь причиной сильного кровотечения, которое было вовремя остановлено. Позже папа римский скажет, что сама Матерь Божья отвела от него пулю и спасла жизнь, а постоянная молитва, которую Войтыла читал пока был в сознании, помогли быстро восстановиться.

Что же касаемо убийцы, то Папа ни на секунду не обозлился и даже не держал обиды на Агджу . Более того, в 1983 году он навестил заключенного, которого приговорили к пожизненному заключению. Войтыла долго разговаривал с Мехметом наедине, а когда вышел то сказал лишь: «Мы разговаривали как братья, которые полностью доверяю и не держат обиды друг на друга». Суть разговора понтифика и преступника так и осталась тайной, которая осталась между ними. Известно только одно — после рокового разговора по настоянию папы мера пресечения для Агджи была изменена и он был передан турецким властям. Жизнь преступника круто изменилась — он стал глубоко верующим человеком.

Завершение великой эпохи правления

В 90-е здоровье Кароля Войтылы значительно ухудшается. У него обнаруживают опухоль кишечника, которую успешно удаляют, но вскоре глава Ватикана оступился в душе и сломал шейку бедра. В это же время начинают говорить о том, что понтифик страдает болезнью Паркинсона , но Ватикан всячески отрицал эту информацию. Несмотря на многочисленные недомогания Ян Павел II не покидает своих дел и ведет активную международную деятельность. Когда же ему исполнилось 75 лет, то он собрал совет кардиналов, для того чтобы выяснить не должен ли он в этом возрасте уходить в отставку. Проведя целое расследование и изучение жизни предшественников, Войтыла принял решение, что уходить папа римский должен, когда его заберет Господь Бог.

30 марта 2005 года Ян Павел II в последний раз вышел на балкон для того, чтобы поприветствовать верующих, но это ему не удалось. Папа римский скончался 2 апреля, а возле его резиденции собралось бесчисленное количество людей, которые молились об облегчении страданий понтифика. Прощание с главой Ватикана было одной из самых масштабных церемоний века: 300 тыс. человек присутствовало на литургии, более 4 млн. верующих проводили выдающегося папу в последний путь, весь мир наблюдал за церемонией с экранов телевизоров.

Возведение в лик святых

После смерти понтифика разгораются различные споры о его жизни, ведь становится известной многолетняя переписка Кароля Войтылы с полькой Анной-Терезой Тыменецкой . В общении папы римского и писателя-философа не было ничего крамольного, но вездесущие папарацци пытаются читать между строк, дабы уличить главу Ватикана в любви к женщине — никому не верилось, что 32-летняя переписка могла производиться в рамках дружбы. Раздуть скандал не удалось — добродетельный папа искренне дружил с полькой, они вместе писали книгу и обсуждали философские проблемы, а в молодости, будучи другом семьи Тыменецкой , Войтыла вместе супругами занимался лыжным спортом.

Несмотря на попытки уличить папу Яна Павла II, опорочить его благодетельность не удалось, и в 2014 году он был причислен к лику святых. Этому поспособствовали совершенные понтификом чудеса, которые были документально зафиксированы и произведены при свидетелях. Благодаря молитве Войтылы две женщины излечились от тяжелых болезней, которые не поддавались лечению.

Целая эпоха ушла с уходом в иной мир Яна Павла II: посвятив жизнь служению Богу он, прежде всего, служил человечеству, пытался на собственном примере показать, что все мы братья и сестры на этой планете и можем прощать ошибки друг друга, помогать и поддерживать, проявлять добро и милосердие. На протяжении всей жизни глава католиков не забывал о своей родине — он до последнего вдоха оставался поляком до мозга костей и проявлял свой патриотизм в делах.

Иоанн Павел II вернул Ватикану политическое могущество, активно сотрудничал с Рейганом, восстановил Украинскую Грекокатолическую церковь, болел за «Барселону» и модернизировал богослужение.

Славянский Папа

Иоанн Павел II стал первым папой неитальянского происхождения за последние 455 лет (до него иностранным папой стал Адриан VI, родом из Голландии). Он был младшим сыном в семье польского поручика. Судьба не подарила ему счастливое детство: когда ему было 8 лет, в 1928 году умерла мать, за ней практически сразу последовал старший брат, а в 1941 погиб отец. «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», - вспоминал об этом впоследствии сам Иоанн Павел II. «Тяжелое детство» сыграло впоследствии свою роль в будущем политическом курсе Папы.

После принятия сана в 1978 году вся деятельность Папы будет направлена на борьбу с «коммунистами», возвращение Польши под лоно католической церкви, и распространения влияния Святого Престола на Украину и Беларусь. Ватикан в лице Иоанна-Павла II поставил перед собой задачу добиться восстановления своего международного политического веса за счет укрепления позиций в странах Восточной Европы. В 1985 году в своей статье в журнале «Трайелог», Збигнев Бжезинский в связи с этим укажет: «Я считаю, что все, что делает папа Иоанн Павел II, имеет первостепенное историческое значение. Необходимо покончить с расколом Европы и вернуть великую и бессмертную Россию в лоно христианского сообщества и рыночной экономики».

Покушение «Серых волков»

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. Спустя всего несколько лет после восшествия на престол, 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте.

Тайна покушения на Папу до сих пор не раскрыта, поскольку виновник каждый раз дает новые, невероятные показания. Согласно первой официальной версии, за покушением стояли только «Серые волки», а причина – третье пророчество Фатимы, обнародованное лишь в 2000 году. Итальянский журнал IL Folgio приводит отрывки очередной «исповеди» Али: «Ваше Святейшество, я знаю третью тайну Фатимы... Мне о ней рассказали в Иране...». По мнению Агджи, иранцы интерпретировали третий секрет Фатимы, в том смысле, что смерть Папы приведет к падению Ватикана, после чего ислам восторжествует во всем мире.
Это была не единственная версия покушения, со слов Али. В 1984 году он дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трем гражданам Болгарии и трем гражданам Турции. Пошли слухи о причастности к покушению КГБ СССР, которым была не выгодна антикоммунистическая политика Папы. Сегодня эта версия особенно распространилась в Польше.

Местные историки, ссылаясь на дневники главы резидентуры КГБ в Варшаве генерала Виталия Павлова, называют виновником Юрия Андропова. Исследователь Джордж Вейгел в своей биографии Иоанна Павла II приводит диалог этих двух генералов: «Андропов задал Павлову прямой вопрос: «Как вы могли допустить, чтобы Папой был избран гражданин социалистической страны»? А тот ответил: «Товарищ председатель должен спрашивать об этом, скорее в Риме, чем в Варшаве»». Сам Виталий писал, что он знал и передал в центральное управление КГБ все оперативные материалы польского МВД и Службы безопасности на Папу Римского. Итальянский прокурор Фердинандо Импозимато, ведший дело о покушении, прокомментировал данные расследования следующим образом: «Покушение стало результатом деятельности советских спецслужб при участии функционеров из Болгарии, группировки «Серые волки, а также, к сожалению, при сотрудничестве с кем-то из Польши».
Тем не менее, виновник преступления не вычислен до сих пор. Али Агджи, тем временем, выдает все новые удивительные версии событий. После освобождения, он заявил, что покушение заказал глава правительства Ватикана кардинал Аугустино Казероли».

Геополитик

Иоанн Павел II остался в истории как человек, которой политизировал Ватикан. Ему предписывают союз с Вашингтоном, в особенности с Рональдом Рейганом против стран социалистического блока. По словам исследователя Э. Лебека: «в первые годы правления Рейгана можно было наблюдать появление убежденных католиков на самых высоких постах, чего прежде в истории Соединенных Штатов никогда не было». Другой исследователь, Ольга Четверикова утверждает – Папа использовал обострение «холодной войны» в своих собственных целях – восстановление политического влияния за счет Восточной Европы. Геополитические интересы Ватикана и Вашингтона совпадали. Обе силы представляли сплоченный противовес коммунизму: Ватикан - идейный, а Вашингтон - военно-политический.

7 июня 1982 года на встрече между Иоанном Павлом и Рейганом было заключено соглашение о проведении тайной совместной кампании в Польше в целях разрушения «Коммунистической империи», получившее название «Священный союз». Оно было обнародовано журналистом Карлом Бурнштайном в журнале «Таймс». Вскоре после этого, Рейган объявил «крестовый поход» против «империи зла». В отношении Польши славянский папа и американский президент тоже достигли согласия. В ход пошел независимый профсоюз «Солидарности», отличавшийся своей антикоммунистической деятельностью и пропагандой. Битва за Польшу велась 8 лет. В апреле 1989 года активист Лех Валенса и представители польского правительства подписали, наконец, Соглашение о политических и экономических реформах, а Польская католическая церковь получила статус, не имеющих аналога в других восточноевропейских странах: ей была возвращена конфискованная собственность, дано разрешение создавать собственные учебные заведения.

В июне того же года представители «Солидарности» одержали победу на парламентских выборах, а через год Лех Валенса стал президентам, взяв курс на уничтожение всех признаков социалистической системы даже на уровне символов. Выборе в Польше 1989 году, выигранные «Солидарностью» запустили цепную реакцию, которая привела к падению коммунистических режимов в других социалистических странах и в конечном счете к падению Берлинской стены.

Прозетилизм

Участие Ватикана в революции «Солидарности» призвано было «духовно» узаконить происходящую в восточноевропейских странах смену власти. При этом у Папы были свои мотивы. По мнению сербского историка Драгоша Калаича, Папу сподвигло на это состояние всеобщего упадка католичества на Западе. Он полагал, что: «последние очаги, хранящие пламень католической веры, достойно горят лишь в странах Восточной Европы, прежде всего в Польше и Хорватии». От союза с Вашингтоном Иоанн-Павел ожидал «обогащения новыми стадами с Востока». При нем начинается активное усиление католических обществ в Украине, которые, в конце концов, вышли «из подполья» и возродили свою легальную структуру – Украинскую Грекокатолическую церковь.

Синод 1980 года, когда украинские католики опубликовали декларацию, объявляющую страдание Церкви «при атеистическом коммунистическом режиме», по времени совпал с началом оппозиционных преступлений «Солидарности». Неоднозначность ситуации придавало и польское происхождения Папы. В тот раз Иоанн-Павел пошел на уступки московскому патриархату и не дал зеленый свет начавшимся выступлениям, но в условиях «Перестройки» все изменилось. Видя потенциал возрождения Грекокатолической церкви, понтифик резко изменил свою политику в отношении украинских униатов, предпочтя ренессанс униатства в Галиции конструктивному развитию православно-католических отношений.
В 1993 году якобы в уступку православным Ватикан выступает с предложением нового соглашения: «Униатизм как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем». В документе, который получил название Бламандская уния отразилась двойственная политика Папы, с одной стороны – это союз с православием и распространение «христианской Европы от Атлантики до Уральских гор», с другой, по мнению исследователей, узаконивание униатских общин как католическое сообщество, что придало им большие права на свою деятельность, сделав их новым плацдармом для продвижения Ватикана на Восток.

Революционер

Иоанн Павел II стал революционером Ватикана. «Иоанн Павел II был большим проповедником обновленческой церкви и разрушителем Католической Церкви», - заявлял в своем интервью епископ Ричард Уильямсон. Откуда такое мнение о человеке, которого объявляют святым. Все дело во II Ватиканском соборе 1962-1965 года, который создал «новый порядок» католичества, так называемый «католический модернизм», иными словами, обмирщение церкви. Одной из самых известных последствий Собора, по словам католиков, стала богослужебная реформа 1969 года. Отныне традиционная «намоленная» католическая месса полностью преображалась.

Латынь запрещалась, богослужение переводилось на местные языки. Священник теперь стоял лицом к слушателям, а не к алтарю, как было принято ранее, когда священник как-бы становился во главе своей паствы. Объявлялся минимализм в церковном облачении. В храмах убирались иконы. Одним словом, католичество стало напоминать протестантизм. Но особенно ударили по престижу католических служб «новые веяния», например, мессы под гитару в ритмах рок-н-рола. В итоге, большинство священнослужителей стали жаловаться на утрату сакрального молитвенного характера богослужения. Вместо привлечения новых людей, храмы по всей Европе стали пустеть.

Помимо изменения порядка богослужения, Иоанн Павел прославился и своими извинениями «за все грехи католической церкви», в том числе за жестокость инквизиции, суд над Галилеем и многое другое. При нем церковь приняла теорию Дарвина, и даже назначила покровителя интернета – Исидора Севильского.
При всех своих новациях, Иоанн Павел II слыл большим консерватором. Он решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения», выступал против абортов, и контрацепции, а главное против сексуальных меньшинств и гомосексуальных браков. Несмотря на это, во время его главенства Ватикан начали сотрясать постоянные скандалы, связанные с содомией.

Футбольный фанат

Мода на футбол проникла даже в Ватикан. Так, Иоанн Павел II прославился как Папа-фанат. До принятия сана, он сам нередко играл, после предпочитал не публично болеть за любимую «Барселону» и «Лацио», что не помешало ему благословить мадридский «Реал» на победу в Лиге чемпионов. Тем не менее, самих матчей он предпочитал избегать, и лишь раз засветился на стадионе во время игры между национальной командой Италии и сборной легионеров, выступавших за итальянские клубы.

Папа Opus Dei

«Папа Opus Dei» - еще одно из «имен» Иоанна Павла II в католической истории. Некоторые исследователи, в том числе и Ольга Четверикова считают, что именно этот орден помог Каролю прийти к власти, который, в свою очередь, вывел его из-под юрисдикции епархиального руководства и позволил ему играть доминирующую роль в Ватикане. Сегодня Opus Dei, подобно иезуитам, называют «церковью внутри церкви». Официально, Opus Dei («Дело Божие»), который в нашумевшем «Коде да Винчи» предстает широкой аудитории в лучших традициях религиозной секты, – это христианская организация, которая занимается миссионерской деятельностью.

Тем не менее, за ними прочно закрепилась репутация «новой ересью», из-за сетевого устройства организации, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину. Нередко их обвиняют в франкизме и слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Влиянием Opus Dei объясняют курс Иоанна Павла II на синтез духовной и мирской жизни, который провозгласил II Второй Ватиканский собор. В том числе, Opus Dei обвиняют в агрессивной политике Иоанна Павла II по отношению к Восточной Европе, ведь после орден стал активно распространяться в Польше, Украине и даже России.

Первое чудо Иоанна Павла II было признано . Специальная медицинская комиссия изучила случай французской монахини, которая молила папу о заступничестве после его смерти и исцелилась от болезни Паркинсона без явных медицинских причин.

Вторым чудом было официально признано необъяснимое исцеление в мае 2011 года смертельно больной женщины из Коста-Рики. Она получила серьезное повреждение головного мозга, однако после молитв Иоанну Павлу II смогла выздороветь.

В нескольких городах мира Иоанну Павлу II. Самая высокая в мире статуя понтифику высотой 14 метров появилась в польском городе Ченстохова в апреле 2013 года. До этого крупнейшим памятником ему считалась 12-метровая статуя в Чили.

Памятник папе Римскому Иоанну Павлу II работы российского скульптора Зураба Церетели был открыт у собора Парижской Богоматери в Париже (Франция).

В октябре 2011 года ему был установлен памятник во дворике Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» - обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными.

Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации.

Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века.

В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962-1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

Однако целое множество проблем не были решены и до сих пор продолжают оставаться дискуссионными. Многие клирики и прихожане настаивают на дальнейших реформах, однако даже среди модернизаторов нет консенсуса по вопросу о том, насколько глубокими они должны быть.

Считается, что в период понтификата Иоанна Павла II реформаторские тенденции в католицизме не получили поддержки в Ватикане. Но все же некоторые действия почившего папы, например такие, как демонстративное посещение синагоги и лютеранской церкви, а также покаяние за грехи католичества (12.03.2000), совершенные на протяжении многих столетий, в том числе и против евреев, нельзя не назвать новаторскими. В молитве, оставленной в Стене Плача в Иерусалиме, Иоанн Павел II испрашивал у Бога прощения за неправды против иудейского народа и выразил желание установить с ним братские отношения. Желание «примириться» с богоотверженным народом весьма неординарно для «главы» христианской церкви и со стороны верующих может быть рассмотрено по-разному, например на площади Святого Петра, где зачитывался текст «публичного покаяния», оно было встречено бурными овациями и рукоплесканиями. Но если отбросить шелуху повсеместных в последнее время обвинений в антисемитизме и глобализации, «примирение с иудеями» иначе как богоотступничеством католиков назвать нельзя.

Следует отметить, что за долгий 25-летний понтификат Иоанн Павел II всячески стремился поднять авторитет Ватикана как государства, а вместе с тем и Католической церкви как влиятельной структуры. По этой причине он налаживал контакты со многими государственными лидерами.

Например, 24 января 1979 года папа Иоанн Павел II принял Андрея Громыко по его просьбе. Визит советского министра иностранных дел в Ватикан был событием беспрецедентным. Дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время не было, антикоммунизм папы был хорошо известен, как известно было и очевидное недружелюбие, с которым советская власть относилась к католицизму.

В 1980 году в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединенным Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. Но о визите правящего британского монарха, а по совместительству и главы Англиканской церкви в Ватикан не могло быть и речи. Елизавета II стала первым британским монархом, посетившим Ватикан с государственным визитом. Она же стала первым монархом, пригласившим папу в Великобританию, правда, оговорившись, что поездка должна считаться не визитом в страну, а пастырским визитом к четырем миллионам британских католиков.

В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в церкви.

В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы.

11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции.

В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов.

В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» (№ 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления».

Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.

Так, например, либералы поднимают ряд вопросов, которые они хотели бы сделать, как минимум, дискуссионными. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Дискуссия о целибате получила новый импульс из-за усиливающихся в последнее время обвинений европейских католических священников, а особенно североамериканских иерархов в преступлениях, связанных с совращением малолетних.

Еще одна проблема - разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Во многих странах со значительным католическим населением прошли референдумы о легализации гражданских разводов, которые привели к тому, что многие католики прибегают к такому способу прекращения семейных отношений, игнорируя позицию духовенства. Кроме того, после гражданского развода они часто вступают во второй брак, который не признается церковью, что создает немалые сложности в общении с духовниками (это является одной из причин снижения активности прихожан).

Следующая проблема - контрацепция. Если отрицание абортов является практически консенсусным для римо-католицизма, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности.

Еще одна «тема нового века» - сексуальные меньшинства. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к ним, их представителей запрещено допускать к причастию. В то же время мировые тенденции носят прямо противоположный характер - некоторые политики, для которых раньше подобная информация означала конец карьеры, уже не скрывают своей сексуальной ориентации. В еще большей степени это относится к лидерам общественного мнения из культурно-медийной элиты.

.
Сторонники реформ обращают внимание на снижение авторитета церкви как среди паствы, так и в международных правящих кругах. Так, во время обсуждения проекта европейской конституции Ватикану не удалось пролоббировать включение в него положения о христианских корнях европейской цивилизации.

Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета.

Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» - консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» - бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах.

«Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).

Отношения римо-католичества и Русской Православной Церкви во второй половине XX века заслуживают особого внимания, объем данной работы не позволяет отметить все стадии их развития, но вкратце можно сказать следующее.

На II Ватиканском соборе в ознаменование намечающихся братских отношений между Ватиканом и Московской Патриархией был принят термин «Церковь-сестра». Но совсем недавно нынешний Римский папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою префектом ватиканской конгрегации по вероучению, подчеркнул, что термин Церковь-сестра некорректен, и вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о «Церкви», то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская Католическая церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие Католические церкви, заявил кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма». «Выражение “Церковь-сестра” неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о Католической церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке».

В церковно-политическом плане следует отметить, что за время понтификата Иоанна Павла II неоднократно осуществлялись попытки приезда папы на каноническую территорию РПЦ - Россию и Украину. До сих пор остается открытым вопрос о поддержке Ватиканом захватнических действий униатов в западных областях Украины.

Кроме того, наталкивает на размышления поведение албанских католиков во время агрессии НАТО на Балканах. Когда притесняемые мусульманами сербские православные не ощутили от своих «собратьев-христиан» никакой помощи, хотя православные храмы были постоянно окружены припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требовали документы от приходящих в храм. А 60 тысяч католиков чувствовали себя, как и прежде, вполне свободно и даже посещали мероприятия местных мусульман.

Каждая крупная историческая личность берет своих потомков в своеобразные заложники. И в этом смысле Иоанн Павел II был великой личностью, удобной для потомков. В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие Католической церкви, всегда можно будет сказать, что это продолжение курса «великого папы».

Пойдут ли католики на большую либерализацию - можно будет сказать, что они продолжили линию Иоанна Павла II на открытость миру. Консервативный курс на защиту традиционных христианских ценностей от несущих порой разложение ветров времени также найдет в почившем папе свое оправдание. Будет Ватикан стараться расширять свое влияние на восток, на Россию - именно Иоанна Павла II можно будет назвать зачинателем этой политики. Но и обратная позиция на поиск точек соприкосновения с Русской Православной Церковью, в некотором смысле, тоже может быть оправдана именем папы.

Пока же ясно лишь то, что Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность элементы, если так можно выразиться, представления или, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И в этом смысле нынешней церкви для свершения каких-либо радикальных изменений в курсе своего дальнейшего развития придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.