Работа

Неопределенная форма глагола носится. Что такое неопределенная форма глагола

Морфология русского языка многоаспектна и интересна. Она изучает особенности частей речи, их постоянные и изменяемые признаки. В статье подробно рассматриваются глаголы-инфинитивы.

Инфинитив

Не каждому известно, что такое инфинитив. в начальной форме. Он представляет глагол в словарях. К примеру, в толковом словаре нет глагола встречаешься , так как это личная форма, словарная статья посвящена этому же глаголу, но в начальной форме - встречаться . Поставить глагол в данную форму можно, задав вопрос что делать? либо что сделать?: встречаешься - что делать? встречаться, рисую - что делать? рисовать, перезвонит - что сделать? перезвонить . Отличается инфинитив от других глагольных форм не только вопросом. Суффиксы инфинитивов (глагола в начальной форме) особенные: -ть, -ти, -чь. Следовательно, анализируемое слово является инфинитивом, если в глаголе есть такие морфемы.

Глагол и его неопределенная форма

Особенно увлеченных изучением русского языка учеников и студентов волнует вопрос, почему инфинитив называют неопределенной формой глагола. Во-первых, само слово "инфинитив" восходит к латинскому слову, которое переводится как "неопределенный". Во-вторых, по инфинитиву не определяется форма глагола, точнее, его личная форма, форма времени, наклонения, рода, числа и так далее. По инфинитиву определяются постоянные признаки глагола, такие как вид, спряжение, возвратность и переходность. О них речь пойдет ниже.

Неизменяемые признаки глагола

При выполнении требуется обозначить его признаки. Постоянные признаки указываются по неопределенной форме глагола.

Вид - частеречная категория, отображающая отношение действия к своему внутреннему пределу: совершилось/происходит. Глаголы-инфинитивы, отвечающие на вопрос что сделать? имеют совершенный вид: сказать, приготовить, уехать . Глаголы в начальной форме, отвечающие на вопрос что делать? имеют несовершенный вид: говорить, готовить, ехать . Выделяют видовые пары, то есть слова с тождественным значением, но разного вида: решить - решать, сказать - говорить, зашить - зашивать, испечь - печь.

Традиционно определяется по начальной форме. К 2 спряжению относятся те, что заканчиваются на -ить (исключение брить, стелить, зиждиться ), и глаголы держать, гнать, видеть, смотреть, слышать, дышать, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть ; к первому - все остальные глаголы. Спряжение не всех глаголов можно определить по инфинитиву. Выделяется класс которые при изменении совмещают окончания 1 и 2 спряжений. Это слова дать, есть, бежать, хотеть .

Переходность - следующий постоянный признак. Глаголы-инфинитивы, которые способны управлять существительным в винительном падеже, называются переходными, а те, что не могут, - непереходными. Например, пришить (что?) пуговицу, записать (что?) фильм, нарисовать (кого?) ребенка - переходные; удивляться, звонить, стрелять не употребляются с винительным падежом, то есть непереходные.

Возвратными называются те глаголы, которые имеют постфикс -ся: строиться, умываться, оговориться. Невозвратными - те, у которых данный аффикс отсутствует.

Вопрос о морфеме -ть

Показатели начальной формы глагола - морфемы -ть, -ти, -чь - вызывают дискуссии языковедов. Многие определяют их как окончания, ссылаясь на их возможность меняться: сказать - сказал, указать - указал . Однако инфинитив считается неизменяемой формой, поэтому окончаний у него быть не должно. Все более распространенной является версия о том, что морфемы, обозначающие инфинитив, - это словоизменительные суффиксы.

Неличная форма глагола

Инфинитивы относятся к неличным формам глагола. Это связано с тем, что это неизменяемая форма, у которой лицо, род, число не определяются. Инфинитивы не имеют при себе имен существительных в именительном падеже, в отличие от личных форм. Они только называют действие без его отношения к лицу. Не связан инфинитив и с категорией времени, которая определяется у личных форм. Наклонение у них также не определимо. То есть инфинитив ирреален, он вне времени, он только называет действие. Некоторыми обучающимися задается вопрос о том, в чем зависимость инфинитива от глагола. Инфинитив - это, по-другому, глагол в начальной форме.

В русской грамматике выделяют и другие неличные формы - это причастие и деепричастие. Они, как и инфинитив, не изменяются по лицам. Деепричастие - такая неизменяемая форма глагола, что совмещает признаки наречия и глагола и отвечает на вопрос что сделав? что делая? : прочитав, издав, указывая, припевая . Причастие является такой формой глагола, что обозначает признак по действию, совмещает в себе признаки имени прилагательного и глагола, отвечает на вопросы имен прилагательных: какой? окруженный, действующий, смотрящий, забытый .

Роль инфинитива в предложении

Особенность неопределенной формы глагола заключается в том, что она может выполнять в предложении роль любого члена. Довольно часто является подлежащим глагол-инфинитив в русском языке. Примеры: Во всем искать истину было ее самоцелью. Ценить труд окружающих - это достойно. Разговаривать с ним бесполезно . Обозначая действие, инфинитив выполняет роль сказуемого: Не видать вам отдыха! Его не понять. Ее не узнать . Часто он входит в следуя за вспомогательным глаголом: Семья хотела остаться здесь на месяц. Лена начала работать сразу после назначения на должность. Он перестал шутить после полученного замечания .

Второстепенные члены предложения также могут быть выражены неопределенной формой глагола. Так, инфинитив выполняет роль дополнения в предложениях: Капитан приказал наступать. Они договорились встретиться. Она быстро привыкла работать. Определение может быть выражено инфинитивом: У нее было стремление изменить мир к лучшему. Он воспользовался возможностью удалиться. Надежда выехать к утру успокаивала их. Обстоятельство, представленное начальной формой глагола: Вера собиралась поехать к морю. Волонтеры остановились у озера покормить птиц. К ней приходят заниматься дети со всего города.

Инфинитивы в фольклоре и художественной литературе

Инфинитивы давно используются народом в устном народном творчестве, точнее в пословицах. Неопределенная форма глагола в них необходима для создания обобщения содержания: Меньше обещать, меньше согрешить. Вору потакать - самому воровать. Не трудно выполнить, да трудно придумать . В художественной литературе широко употребляются глаголы-инфинитивы. Примеры: "Пеньком дремучим - это я сумею прожить", "Я для того и позвал вас - выяснить", "Ты дай сперва приехать", "и никому до его забот не было дела, а так - лишь бы поговорить" (Шукшин В.М. "Печки-лавочки"); "Никому не хочется менять... равновесия", "привычка усмехаться т аким образом... слегка стянула в сторону нижнюю часть его... лица", "можно было попросить не посыпать его толчёным арахисом" (Искандер Ф.А. "Летним днем").

Глагол в начальной, или неопределенной, форме называется инфинитивом. Инфинитив всегда отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Никогда нельзя применительно к начальной форме задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», « ?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», « », « », «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или . Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», « », «петь», « » и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить . В существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.

"Неопределенная форма глагола".

Цель урока:

Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.

Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.

Учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.

Развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись.

Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку.

Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА ИНДИВИДУАЛДЬНЫЕ КАРТОЧКИ

II. Чистописание.

Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь - инфинитив.

Почему их написали?

Где они нам могут встретиться? (в словах)

Что знаете о новом слове? (Предположения детей.) ПРОБЛЕМА

III. Актуализация знаний о глаголе.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)

Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

На «десятку» знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт .

О какой части речи пойдёт речь на уроке?

Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Как изменяется глагол? (числам, временам)

IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)

Выпишите глаголы и определите время и число .

Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

(Проверка по схеме.) В ПАРАХ

Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?

Уч.: В чем было затруднение?

Д.: Эти глаголы не изменяются по временам и числам.

1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)

Уч.: Назовите тему урока.

Д.: Неопределенная форма глагола.

- Чем похожи глаголы?

Д.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”.

ПРАВИЛО с. 76

- Как по другому называется неопределенная форма глагола? (начальная)

Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?

(мин. Чистописания)

КЛАСТЕР

. Игра «Кто самый Внимательный».

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

(ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь)

Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь.)

ФИЗМИНУТКА

2. Игра «Будь внимателен!»

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Зарубить на носу. (Запомнить.)

Клевать носом. (Дремать.)

Пропустить мимо ушей. (Прослушать.)

Вставлять палки в колёса. (Мешать.)

Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)

Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)

Держать язык за зубами. (Молчать.)

Игра «Найди синоним».

Ученики получают карточки с глаголами в неопределённой форме. Они должны к каждому глаголу подобрать синоним, стоящий тоже в неопределённой форме, и записать рядом с данным словом. Тот, кто напишет правильно и раньше всех, побеждает.

рыдать торопиться

хохотать бранить

бродить орать

караулить растолковать

рыть колотить

кушать мчаться

трудиться трусить

Синонимы: плакать, смеяться, ходить, охранять, копать, есть, работать, спешить, ругать, кричать, объяснить, бить, бежать, бояться.

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Хохотать бранить

Что определяем первым делом?

Что такое окончание?

Измените форму слова? (окончания нет, значит тЬ – суффикс)

Так как ТЬ, ТИ, ЧЬ не образуют новое слово, а являются начальной формой – В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ

Учебник с. 77 № 4

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

VIII. Итог урока.

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Какие окончания имеют данные глаголы?

Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число).

Как понимаете слово «инфинитив»?

IX. Рефлексия.

Какое открытие вы для себя сделали?

Интересно ли вам было на уроке?

С каким настроением вы работали?

Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

X. Домашнее задание.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Прихожу домой с занятий,

На диване полежу,

Помечтаю о приятном,

Как я время провожу:

Хорошо бы покататься

На лихом велосипеде!

Хорошо бы покупаться-

В ванне попускать торпеды!

Хорошо бы побросать

Дротик в цели на стене!

Хорошо б повоевать

На компьютерной войне!

Хорошо бы всё уметь-

Космодром собрать из Лего,

Телевизор посмотреть

Про героев и стратегов…

Погулять, держа в кармане

Два огромных пистолета,

И, укрывшись за кустами,

Перебить врагов в котлеты…

Хорошо бы покричать

Мне про Карика иВалю!..

Хорошо бы помечтать,

Чтоб урок не задавали…Хватит без толку лежать!

Завтра снова в школу…

Всё! Подъём! Пора вставать!

И учить глаголы!

Владение любым языком немыслимо без знания основных единиц речи. Не менее важны и грамматические правила, которые позволяют все части речи гармонично связывать между собой с помощью падежей, предлогов, спряжения. Русский язык - предикативный, в нем чаще используются категории действия или глагольные конструкции. При знакомстве с этой частью речи учащиеся узнают, как она образуется и что такое неопределенная форма глагола.

В учебнике за 4 класс, когда дети знакомятся с этим понятием, приведено правило.

Неопределенная форма глагола - это начальная и неизменяемая форма, от которой образуются все отглагольные части речи (причастия, отглагольные прилагательные) и формы глагола, образующиеся при спряжении.

На какие вопросы отвечает неопределенная форма: что делать? (что сделать?).

Называется неопределенная форма в лингвистике термином «инфинитив» (от лат. Infinitus). По инфинитиву невозможно сказать, кто и когда совершает какое-либо действие (например, «ходить»: не понятно, кто и когда это делал, нет указания ни на , ни на число, ни на время). Его морфологическими признаками являются суффиксы –ть (-ти) (например, идти , сказать ) или окончание корня на –чь (например, лечь, сечь ).

Особенности

Неопределённая форма глагола не изменяется. В этом заключается особенность инфинитива, поэтому его нельзя проспрягать или как-то иным образом изменить.

Начальная форма у глагола может иметь только постоянные признаки:

  1. Спряжение (1-е, 2-е, разноспрягаемые).
  2. Возвратность (возвратный, невозвратный).
  3. Переходность (переходный или непереходный).
  4. Вид (несовершенный или совершенный).

Инфинитив лишен признаков лица, времени или числа, поэтому по нему невозможно сказать, кто и когда совершает действие.

Как найти инфинитив

Для осваивающих русский язык в качестве иностранного или для детей, которые недостаточно читают, вопрос поиска инфинитива может представлять некоторые сложности. Как найти неопределенную форму глагола.

Те, кто знает русский язык на уровне родного, как правило, не испытывают с этим особых трудностей. Как поставить глагол в неопределенную форму: мысленно задать вопросы инфинитива — «что делать?» или «что сделать?».

Также инфинитив можно определить еще одним способом:

  1. Узнать, к какому виду относится глагол в предложении.
  2. «Отсечь» личные окончания, которые появляются при спряжении, и (в случае необходимости) суффикс прошедшего времени –л-.
  3. Подставить к оставшейся части суффикс инфинитива –ть (-ти) или просто задать соответствующий вопрос.

Разберем на следующем примере: «Они старательно прописывали в тетради буквы». Начальная форма в данном случае будет «прописывать».

Как мы ее определили:

  1. Задаём вопрос: Они (что делали?) прописывали.
  2. Вопрос «что делали?» указывает на то, что глагол несовершенного вида (без приставки «с»), значит, для определения инфинитива тоже нужно спрашивать без приставки «с»: «что делать?».
  3. Убираем окончание –и и суффикс прошедшего времени –л-. Имеем: прописыва-.
  4. Подставляем к оставшейся части слова суффикс инфинитива -ть: (что делать?) – прописывать.

Заметьте, что в данном случае можно ошибиться и назвать в качестве ответа «прописать», это будет неправильно, поскольку «прописать» отвечает на вопрос «что сделать?», то есть стоит в совершенном виде.

Важно! При определении начальной формы ставить вопрос к глаголу нужно в самом предложении, чтобы определить его вид.

Подсказка, как не ошибиться при определении (не)совершенного вида: в инфинитиве сохраняются все приставки и суффиксы (за исключением суффикса прошедшего времени –л-) той формы глагола, с которой вы работаете в тексте.

Обратите внимание! В процессе поиска Н.Ф. можно пойти двумя путями: задать вопрос — «что делать?» или «что сделать?», либо следовать вышеуказанному способу.

Синтаксическая функция

Какова роль неопределенной формы глагола в предложении. Она может выполнять различные синтаксические функции. Сводная информация о возможных членах предложения, выраженных инфинитивом, приведена в таблице:

Инфинитив в качестве дополнения почти не встречается. Тем не менее, в предложении «Он распорядился подать кофе» можно трактовать «подать» как дополнение (распорядился о чем?).

Определение онлайн

Если вы затрудняетесь самостоятельно определить начальную форму или не уверены, что сделали это правильно, можно проверить себя с помощью онлайн-сервисов для .

Поскольку определение инфинитива является его обязательной частью, можно зайти на любую интернет-страницу, которая предлагает эту услугу, и ввести нужный глагол в том виде, в каком он употреблен в предложении.

Первое слово, которое будет указано, и будет Н.ф. глагола..

Отметим, что в целом умение определять части речи, изменять их по лицам, числам, временам, во многом зависит от врожденной грамотности и языкового чутья. Но даже если с этим не все в порядке, выучить, на какие вопросы отвечает неопределенная форма, не так уж сложно. В остальном следует придерживаться приведенных выше схем и советов.

Для закрепления (или формирования) знаний по указанной теме можно рекомендовать ряд заданий и упражнений:

  1. Различение частей речи со схожими концовками (поставить чугунок в печь (сущ.) - печь пироги (гл.), Петь, иди сюда! (имя собств.) - петь песни (гл.)).
  2. Преобразование глагола несовершенного вида в совершенный вид и обратно.
  3. Образование глагола от существительного (например, путешествие - путешествовать, еда - есть, поездка - поездить).

С практикой придут и необходимые умения.

Полезное видео: Неопределенная форма глагола

Тема урока: «Неопределённая форма глаголов».

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, ни род глагола.

Послушайте стихотворение, найдите глаголы.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс -

Мелькнёт в окошке луг и лес.

Скользить неплохо по волнам

На корабле морском.

Но лучше мчаться в небесах

На лайнере стальном . (И. Холин)

Шагать, скакать (что делать?),

сесть (что сделать?),

скользить (что делать), мчаться (что делать?).

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Глагол мелькнёт (что сделает?) употреблён в форме будущего времени, единственного числа, 3-го лица. Лицо глаголов вы научитесь определять в 4 классе.

Узнай сказки Пушкина, из которых взяли отрывки, и найди в них глаголы, которые стоят в неопределённой форме. Как отличишь их?

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

«Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами…

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Глаголы в неопределённой форме:

что делать?

говорить

хохотать

пожимать

подмигивать

прищёлкивать

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

«Сказка о золотом петушке».

что делать?

беспокоить

охранять

что сделать?

отдохнуть

устроить

Хочешь - запомни.

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами , даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Что делать?

хохотать

пожим ать

говорить

Что сделать?

за хохотать

пожа ть

до говорить

хохотать - захохотать

Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).

пожимать (корень жим -) - пожать (корень жа-)

Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).

говорить - договорить

Слова отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С - или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.

3. Назови неопределённую форму нужного глагола.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (идти , выйти , найти , везти , ползти ) . О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие - суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы -часть корня:

стерегут -стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу -прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) - это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.

потекла - что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)

стригу - что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

сберегу сберечь (корень берег-беречь)

увлеку - что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед -ть - это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс -а: услышать, плавать, прыгать, слушать

Суффикс -е: увидеть, обидеть, зависеть

Суффикс -и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить

Суффикс -я: залаять, таять, веять, сеять

Найдём глагол в неопределённой форме.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Что делает?, поёт, вздыхает, живёт - глаголы в настоящем времени.

Что сделать?, прислушаться - глагол в неопределённой форме.

В глаголах часто встречается особый суффикс -ся или -сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название - постфикс («прикреплённый после»).

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни -ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суффиксы -ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вз дремну ть - приставка вз-, суффикс -ну-,

по дрема ть - приставка по-, суффикс -а,

по кашля ть - приставка по-, суффикс -я-,

от кашля ться - приставка от-, суффикс -я-,

по пляса ть - приставка по-, суффикс -а-,

при плясыва ть - приставка при-, суффикс -ыва-,

от плясыва ть - приставка от-, суффикс -ыва-.

Кто как питается.

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек на конце хоботка - похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать и перемалывать пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда добыче не ускользнуть от него.

Может (что делать?) всасывать,

могут (что делать?) прогрызать и пить,

помогают (что делать?) хватать и держать,

способен (что делать?) доставать,

способна (что делать?) срезать и перемалывать,

может (что делать?) вырабатывать,

должны (что делать?) попадаться,

что сделать? не ускользнуть.

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Поставим глаголы в неопределённую форму.

возьмём - что сделаем?, что сделать?, взять

прибавим - что сделаем?, что сделать?, прибавить

взобьём - что сделаем?, что сделать?, взбить

выльем - что сделаем?, что сделать?, вылить

добавим - что сделаем?, что сделать?, добавить

перемешаем - что сделаем?, что сделать?, перемешать

печём - что делаем?, что делать?, печь

Как приготовить оладушки.

Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавить муку и всё перемешать . Можно печь .

(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.

Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.

Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.

Поэтому правильно говорить так:

надеть (что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

одеть (кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти, иногда на -чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Cdo.omrc.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай стихотворение. Какая часть речи в нём «главная»? Укажи, в какой форме употреблены слова этой части речи? Подчеркни примету этой формы.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго, долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

  • Поставь вопросы к данным глаголам. Образуй от них неопределённую форму и подчеркни примету начальной формы.

Нёс, побежал, засвистел, вёз, стригу, отыскиваю, нарисую.

  • Выпиши из стихотворения глаголы в неопределённой форме в два столбика.

Что делать? Что сделать?

Не надо к маме приставать,…

Не надо умолять сестрицу…

Не надо звать,

Не надо ждать,