Здоровье

Нужно ли сострадание. Зачем нужны сострадание и сочувствие

С острадание - это слово знакомо многим не понаслышке, но что же такое в действительности сострадание, а также каким образом его понимают в различных культурах, нам предстоит выяснить в этой статье.

Что такое сострадание. Значение слова "сострадание"

Значение слова «сострадание» часто понимают несколько однонаправленно, а именно, считают сострадание синонимом слова «сочувствие», что, в общем-то, верно, но только в той степени, если под состраданием мы понимаем типичную, общепринятую концепцию симпатии к другому, к ближнему, и как следствие - со-переживание его проблемам и злоключениям.

В этом случае речь идёт исключительно о сострадании/сопереживании на уровне эмоций. «А как же иначе?» - спросит читатель, воспитанный в западно-европейской культурной традиции, к которой частично относится и русская культура. Также не стоит забывать и о том, что западно-европейская традиция - это в первую очередь опора на христианские ценности. Упуская это из виду, мы бы допустили большую ошибку, потому что, сколько бы человек не подчёркивал своё неверие в высшие силы и не подписывался атеистом, тем не менее, на его воспитание повлияла традиция, в основе которой, так или иначе, лежат христианские нравственные ценности: доброта, порядочность, терпимость, сочувствие, бескорыстие и т. д.

Можно и дальше пытаться отрицать факт влияния на становление человека этих факторов, но невозможно отрицать очевидной вещи, что мы живём в пространстве единого информационного поля, и в настоящий момент это куда более понятно, чем прежде (со всем тем обилием медиаплощадок, соцсетей, возможностью мгновенной передачи информации и т. д.). Таким образом, индивид всегда находится под влиянием другой среды, другого сознания. При этом интересно отметить, что какими бы различными ни были условия нашего становления и отличия по социальному статусу, большинство из нас находится под влиянием единого информационного пространства, и, как нам известно, отсчёт нашего летоисчисления ведётся от Рождества Христова, что очень о многом говорит.

Среди наших читателей, возможно, есть поклонники славянского летоисчисления. Они обратились к более древнему наследию Руси, и это правильно. Но такие повороты в сознании происходят отнюдь не в возрасте 10 лет, когда психика гибка и может поддаваться влияниям извне, таким образом, меняя ещё не успевшую оформиться систему ценностей. Поэтому даже такие люди, эти новообращённые в зрелом возрасте, мыслят в той парадигме, в которой их воспитали, - в христианской.

Для большинства из нас сострадание - это сочувствие или жалость, вызванные страданием другого человека. Это также и составная часть эмпатии. Человек с душой будет сострадать, сопереживать несчастиям другого. Это естественно и нормально. Но опять же, ещё раз подчеркнём, что, определяя сострадание таким образом, мы ни на минуту не вышли за уровень эмоциональной сферы. Однако человек - это не только эмоции, хотя в нашей культуре очень распространено противопоставление интеллекта и чувств. На самом деле одно не существует без другого, и в психологической науке этот вопрос сродни извечному спору о том, что же появилось раньше: курица или яйца. Так и в психологии: что же первичней - эмоция или интеллект. Объективного ответа на этот вопрос психология не даёт, т. к. изучающие эту науку делятся на своего рода «партии», каждая из которых защищает ту или иную сторону, приводит аргументы в защиту своей позиции. Но так окончательно и не развеяна тайна, потому что вероятно никакой тайны и вопроса в этом нет, а интеллект и эмоции относятся друг к другу, как две стороны одной медали, и пытаться их отделить до определённой степени некорректно. Однако наука любит заниматься препарированием, отсюда и подобные поиски «истины» там, выбор сделать невозможно и не нужно. Давайте обратимся к другим источникам, менее научным с одной стороны, но имеющим гораздо более обширный опыт в вопросах, связанных с изучением различных человеческих состояний и подробнейшим образом изучающих сознание живых существ, а именно, мы обратимся к такому философско-религиозному учению, как буддизм.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования

Что же нам говорит на эту тему буддизм?

В буддизме тема сострадания рассмотрена очень всесторонне, и, вероятно, читателю будет интересно узнать, что сострадание на уровне чувств является всего лишь первым уровнем сострадания по шкале, принятой в современном буддизме.

Второй уровень сострадания, согласно буддизму, связан с явлениями. Для объяснения такой трактовки сострадания будет уместным представить читателю основополагающее понятие буддизма: «дуккха» (страдание). Все проблемы человеческой жизни, так или иначе, объясняются наличием в жизни страдания, при этом под страданием должно опять же пониматься не только физическое или психологическое, но и в целом несовершенство существующего, его обусловленность. Только преодоление через осознание этого конфликта способно избавить от дуккхи.

Учение о дуккхе лежит в основе философии Будды. Оно называется учением о . Таким образом, второй уровень сострадания напрямую связан с понятием дуккхи, которую также можно отнести к тому, как мы воспринимаем мир, а именно, через призму наших представлений: мы не можем видеть истинную суть вещей, а следовательно, тот мир, в котором мы живём, не может быть реальным. Он лишь проекция наших идей и установок, поэтому и называется иллюзией. Мы, по сути, строим этот мир сами, сами создаём иллюзию и в ней живём. Осознание всего этого приводит и к осознанию дуккхи.

Однако есть и третий уровень сострадания, выходящий за пределы не только индивидуально-человеческого, а также области явлений, и приводящий нас к так называемому безобъектному, ни на что не направленному состраданию. Звучит парадоксально, но это имеет место. О третьем, и самом важном, сострадании практически невозможно рассказать словами, потому что слова невольно будут отсылать нас в область интеллектуально-эмоционального, нам же следует выйти за пределы этой сферы, а именно, перейти в трансцендентную область, т. е. туда, где понятий добра и зла не существует, в область, где заканчивается дуальность и, следовательно, прекращается притяжение сансары, и мы вплотную приближаемся к нирване (ниббане) - психологической свободе и мокше.

А теперь давайте посмотрим, каким образом сострадание и его связь с мудростью рассматриваются в разных направлениях буддизма. Так же как и в христианстве, в буддизме нет единства взглядов, поэтому когда-то единое направление буддизма в настоящее время представлено множеством ветвей, три из которых наиболее известны и напрямую связаны с учением о сострадании и мудрости, а следовательно, больше всего уделили внимания объяснению этого состояния. Это буддизм Тхеравады или Хинаяны («Малая колесница»), буддизм Махаяны («Большая колесница») и буддизм Ваджраяны, более распространённый в области Тибета и иначе именуемый как «буддизм Алмазного пути». Три буддийских метода - будем называть их так, потому что в целом они отличны друг от друга именно методом, цель же у них одна - освобождение человека из сансары и достижение мокши (свободы).

Чувство сострадания в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне

Мы начнём с Тхеравады. Тхеравада или Хинаяна, как наиболее древнее направление буддизма как религии, рассматривает вопрос о сострадании наряду с мудростью. Однако для буддистов направления Хинаяны сострадание не является отдельным путём, оно до определённой степени входит в понятие мудрости. Опять же нужно сказать, что мудрость не должна пониматься как прикладное знание или вообще знание с точки зрения обычной жизни.

Речь идёт о мудрости как постижении истины, стоящей над реальностью человеческой жизни в её физическом проявлении. Мы приходим к вопросу о работе с сознанием и его переключению на другой уровень, где сознание перестаёт идентифицировать себя не только с физическим аспектом существования, включая интеллект и эмоции, но и полностью разотождествляется с самостью или тем, что привыкли называть эго, «Я».

Таким образом, сострадание не выступает самостоятельной линией или путём в направлении Тхеравады, а скорее, имманентно понятию мудрости, которая представлена как высшая цель на пути к нирване.

Махаяна с её менее ригористичным подходом, который в некоторой мере можно было бы охарактеризовать как более доступный для практики адептами, напротив, совершенно отчётливо заявляет, что сострадание наряду с мудростью являются главными путями в практике буддизма. Путь сострадания не относится к мудрости, его понимают как отдельный путь, и он равен мудрости.

Почему Махаяна придаёт настолько большое значение состраданию? Потому что, согласно этой традиции, Будда не единственный, кто достиг просветления. До него было множество архатов, сумевших познать истину, мудрость, но у Будды есть то, чего не было у архатов: сострадание. Таким же образом и вставшие на путь просветления (бодхичитта) люди и его достигшие, но пожелавшие остаться и не уходить в нирвану, для того чтобы помочь оставшимся, неосознавшим индивидам избавиться от дуккхи (страдания) и также достичь освобождения, - такие люди, именуемые боддхисаттвами, прежде всего практикуют тот самый третий вид сострадания, надличностный, стоящий над дуальностью и позволяющий равным образом со-страдать как тем, кто сотворил добро, так и тем, кто натворил зло.

Для боддхисаттв это едино. Нет большой разницы между положительным и отрицательным. Различие существует с точки зрения обычного человека, потому что он привык руководствоваться двумя категориями, он привык жить в мире дуальности, что в первую очередь говорит о несовершенстве системы оценки самого человека, его видения (оно является в большей мере иллюзией), и ни в коей мере не может быть мерилом истинности состояния вещей и мироустройства.

В этом случае применимо такое выражение, впервые высказанное св. Августином: «Учат из любви к другим, а учатся из любви к истине». Не стоит удивляться, что подобная концепция вполне применима и к буддизму. Как раз она и применима в первую очередь к буддизму, потому что буддизм не разделяет. Он учит видеть вещи «такими, какие они есть», их единство и взаимосвязанность, взаимозависимость, т. к. нет во всём мире вещей, независимых одна от другой. Отсюда мы видим связь и с таким понятием, как шуньята (пустота), но не физическая пустота, а пустота в понимании освобождения от чего-то. Будда учил дхарме из сострадания в высшем смысле этого слова (разумеется, не из жалости к человечеству, что, конечно, могло бы быть, но тогда в роли учителя уже был бы не Будда).

В традиции Ваджраяны большое значение придаётся внутренне присущим факторам, так как считается, что мудрость и сострадание - врождённые качества человека, связывающие его с «природой Будды». Природа Будды чиста, так же как и природа человека, ведь человек по определению и есть Будда в будущем, потенциальный Будда. Направление Ваджраяны считает, что человеку изначально присущи безусловные положительные характеристики, такие как безграничное сострадание и мудрость, поэтому не нужно даже заниматься их культивированием, ведь они уже существуют в чистом виде. Смысл состоит в том, чтобы очистить их от наслоений, позволить им проявиться, осознать их. С осознанием и связано понятие о сострадании, потому что само сострадание есть изначально и внутренне присущий признак осознанности и пробуждения. Как только ум будет освобождён от концепций «Я», сострадание проявляет себя.

Итак, мы рассмотрели три школы буддизма, и каждая в чём-то по-особому подходит к трактовке сострадания. Одно остаётся неизменным, что сострадание понимается не с точки зрения сферы чувств. Во-вторых, сострадание 3-го уровня, там, где мы вышли за пределы дуальной трактовки сущего, всегда идёт вместе с мудростью и достижением нирваны (психологической свободы). Сострадание высшего, необусловленного уровня - это в некоторой мере характеристика просветления и перехода в нирвану.

Вместо заключения

В этой статье мы вкратце осветили тему сострадания так, как её понимают в буддизме. Для того чтобы читатели поняли тему во всей полноте, мы рекомендуем в дальнейшем ознакомиться с другими материалами по теме буддизма, так как это позволит изучить контекст, в котором находится рассмотренная нами тема сострадания.

В статье использована информация из книги , известного исследователя буддизма и Вед.

  • Сострадание даёт возможности – к проявлению лучших человеческих качеств.
  • Сострадание даёт любовь – к людям.
  • Сострадание даёт понимание – библейских заповедей.
  • Сострадание даёт освобождение – от озлобленности и равнодушия.
  • Сострадание указывает дорогу – к общему благу через благо каждого человека.
  • Сострадание даёт радость – от сознания собственных возможностей в помощи окружающим людям.

Проявления сострадания в повседневной жизни

  • Библия. Многое в ней говорится о сострадании; особенно выделено сострадание в Евангелии от Луки.
  • Волонтерство и благотворительность. Люди, по зову сердца помогающие слабым, немощным, старикам, детям-сиротам – проявляют сострадание к ним.
  • Межличностные отношения. Человек, которому свойственны умение сочувствовать неприятностям близких и готовность помочь в беде любому из окружающих людей – проявляет сострадание.
  • Военные действия. Умение видеть солдатах неприятеля не только врагов, но и людей – это проявление сострадания.

Как развить в себе сострадание

  • Религия. Каждая религия учит сопереживанию и состраданию; проникаясь верой, человек взращивает в себе сострадание.
  • Чтение духовной литературы. Чем более духовно богат человек, тем легче он проявляет сострадание к окружающим.
  • Благотворительность. Участвуя в благотворительных акциях, человек воспитывает в себе умение сострадать неблагополучию.
  • Интерес и внимательность к людям. Будучи внимательным, проявляя искренний интерес к окружающим людям, человек воспитывает в себе умение сострадать им.
  • Самосовершенствование. Воспитать в себе сострадание – это значит сознательно отказаться от равнодушия и всех проявлений эгоистичности.

Золотая середина

Черствость | полное отсутствие умения сострадать

Сострадание

Скорбь | излишняя сострадательность, влекущая за собой уныние

Крылатые выражения о сострадании

Что для огня дождь, то для гнева сострадание. - Артур Шопенгауэр - Сострадание – это не чувство; это скорее благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства. - Данте - Сострадание примешано ко всем добродетелям, какими только может обладать человек. - Бернардино Сиенский - Чаще всего сострадание - это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это - предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. - Ларошфуко - Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение. - Генри Уорд Бигер - Шри Чинмой / Мать Тереза Мать Тереза – образ сложный, многогранный. Но в понимании основы, духовного стержня ее личности все исследователи солидарны. Это – сострадание. ОШО / Сострадание. Наивысший расцвет любви «Сострадание» Ошо близко понятию «смирение» в христианстве. Для Мастера сострадание – это приятие людей такими, какими они есть, лишенное гордыни.

Принято считать, что человек - существо социальное, способное на сочувствие ближнему. Само понятие сострадания предусматривает переживание вместе с кем-то его боли - страдание сообща. О том, насколько уместно и нужно ли оно в человеческом обществе, мнения, как ни странно, расходятся.

Сострадание как помеха

Кто-то отваживается прямо заявить, что это совершенно ни к чему, и приводит очередной пример сострадания из жизни (благо, в ней можно найти иллюстрацию любому образу мыслей): шла себе женщина, увидела бездомного щенка, пожалела, накормила, а потом неблагодарная псина выросла и покусала ребенка своей спасительницы.

Далее следуют ницшеанские размышления о том, что слабый должен погибнуть, а сильный, соответственно, выжить. Если размышлять в таком ключе, вопрос о том, нужны ли в жизни сочувствие и сострадание, исключается в принципе. Справедливости ради следует заметить, что все эти рассуждения свойственны людям либо психически нездоровым (к которым принадлежал и сам основатель теории), либо эмоционально незрелым - в силу возраста или отсутствия воображения.

Качество развитого человека

Способность к в процессе сострадания необходима: мы зачастую сочувствуем людям, на месте которых ни разу не были (и слава Богу). Физические или душевные увечья и потери вызывают чувство сострадания - возможно, только благодаря тому, что человек оказывается способным собственный, аналогичный (даже самый ничтожный) опыт употребить на то, чтобы представить, как должен чувствовать себя тот, кому повезло еще меньше.

Опыт, сын ошибок трудных

Это приводит нас к распространенному мнению, которое утверждает, что, чтобы почувствовать чужую боль, нужно хотя бы раз испытать свою. С одной стороны, это верно - каждый из нас может подтвердить, что чужие чувства становятся намного понятнее, когда сам переживешь подобные. Дочки начинают гораздо лучше понимать своих мам, родив собственного ребенка. Перенеся унижение в школе, легче представить себя на месте изгоя.

С другой стороны, пресловутый личный опыт вовсе не обязательно является залогом успеха: каждый пример сострадания из жизни уравновешивается своей противоположностью. Показательна в этом отношении армейская дедовщина: вчера унижали меня, сегодня унижаю я. Такая месть, направленная на весь мир вокруг, - оборотная сторона сочувствия. То, каким образом каждый из нас употребляет свой жизненный опыт, зависит от личности человека, его воспитания, среды, в которой он живет, и многих других факторов.

Чувство и дело

Если строго придерживаться фактической стороны, сострадание - это всего лишь чувство. Само по себе оно бесплодно и призвано всего лишь мотивировать к действию - прийти на выручку. И наоборот, чтобы получить помощь, сначала следует возбудить сострадание. сосредоточены, в принципе, на этом. Вот человек, приехавший из другого города, получил зарплату и согласился выпить в теплой компании малознакомых людей (поступок сам по себе далекий от оптимального, но, как правило, любой неприятности предшествует глупость). Новообретенные товарищи опоили его невесть чем, деньги забрали и вышвырнули беднягу на обочине.

Мимо идет парень, останавливается, узнает, в чем дело, и дает деньги на проезд до дома. Кто-то скажет, что это настоящий но вполне может статься, что он так показателен только потому, что в этом случае чувство породило действие.

Давняя проблема

В ходе размышлений о природе сопереживания принято углубляться в оттенки понятий и говорить о том, что сострадание возвышает, жалость унижает, приводятся разнообразные трактовки, тонкие нюансы. Известный австрийский писатель С. Цвейг ввел еще одно понятие, имеющее отношение к предмету, - «нетерпение сердца». Он написал одноименную повесть, центральной темой которой и стало сострадание. Сочинение, примеры из жизни в котором яркие, интересные и очень иллюстративные, вправе считаться глубокой и весьма неоднозначной философской разработкой понятия сочувствия и ответственности за него.

Итак, молодой человек знакомится с девушкой-калекой, которая сильно влюбляется в него. В порыве сострадания (его ли?) герой решает на ней жениться. Далее подробно описываются его внутренние терзания, приводящие в результате к трагедии: брошенная героиня заканчивает жизнь самоубийством.

Эта ситуация литературная, но аналогичный пример сострадания из жизни, пусть не столь драматичный, найти не так сложно, как кажется: в соседнем подъезде живет никому не нужный ребенок, почти беспризорник. Мать горько пьет, отчим над ним издевается. В одну «прекрасную» ночь мальчишка оказывается на улице, и его подбирают сердобольные соседи. Он ночует там день, другой, а потом никому не хочется ни брать на себя ответственность, ни возиться с чужим ребенком, и в результате он снова оказывается в кругу своей так называемой семьи.

Какое-то время мальчик приходит к людям, которые ему помогли: приносит цветы, пытается общаться, но не находит понимания: те заняты своими проблемами, им не до него. Он озлобляется и отправляется бродяжничать.

Нетерпение сердца

Логично предположить, что в деле сострадания, как и в любом другом, надо либо завершать начатое, либо не начинать вообще.

В книге тема получает своеобразное развитие: терзаемый муками раскаяния молодой человек приходит к доктору погибшей невесты, и тут выясняется, что тот в аналогичной ситуации поступил прямо противоположно: женился на своей слепой пациентке, посвятив ей всю свою жизнь.

В уста этого персонажа автор вкладывает следующую мысль: бывает, дескать, истинное сострадание, а бывает просто нетерпение сердца - чувство, возникающее в каждом из нас, когда мы видим чью-нибудь боль или неприятность. Это вызывает в душе окружающих дискомфорт, желание поскорее исправить - не для того, чтобы помочь страждущему, а для того, чтобы вновь обрести собственный душевный покой. И наши суетливые, непоследовательные действия способны привести к поистине драматическим последствиям.

Еще один пример сострадания из жизни, который по полному праву может считаться классическим «нетерпением сердца» по Цвейгу, - милостыня, поданная в грязной женщине со спящим ребенком на руках. Уже сказаны и напечатаны тысячи слов об одурманенных наркотиками несчастных детях, благодаря которым обогащаются бессовестные люди - место им на каторге, с чугунным ядром на ногах. Но нет: граждане с завидным упорством продолжают бросать мелочь в картонную коробку нищенки, инвестируя таким образом в детоубийство. Это ли не насмешка над такими категориями, как сочувствие, сострадание, поддержка?

Сначала - думать

Видимо, ко всему надо подходить, прислушиваясь к голосу не только сердца, но и разума. Даже христианская религия, призывая к оказанию милости, одновременно говорит: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь, кому подаёшь» (Учение глава 1, ст. 6). Трактуется этот совет по-разному, но и в том смысле, что не нужно оказывать поддержку «любостяжателю». Вряд ли деньги, врученные алкоголику на водку или наркоману на его адское зелье, являются проявлением сострадания - скорее уж, это желание поскорее отвязаться.

Очень важным является и еще один вопрос: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание, требующие от человека жертвы и тем самым рождающие своеобразную цепную реакцию?" Тот же доктор из уже упомянутой книги, женатый на нелюбимой женщине, неминуемо вызывает сочувствие, как и она сама. Вправе ли человек жертвовать собой ради сопереживания или такие действия уничтожают и принимающего, и дающего?

И сострадания из своей жизни может привести каждый, в ком есть хоть капля благодарности. Вряд ли на свете существует человек, которому никогда в жизни ни разу никто не помог. Равно как и злодей, не совершивший ни одного доброго дела... Все мы даем и получаем - а уж вопрос о соразмерности отданного и полученного каждый решает для себя сам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочувствие и сострадание - чувства, которые делают нас лучше. Действительно, если вдуматься в смысл этих слов, то сочувствие - это совместное переживание определенных чувств, а сострадание - совместное страдание из-за чего-то. Оба они значат, что человек вместе с кем-то переживает его горести и радости, страдания и беды. Именно об этом и состоялся сегодняшний разговор за круглым столом.

В ходе встречи ребята пытались понять, как много заложено в понятие добрый человек. Какими качествами он должен обладать. Воспитанники приняли участие в обсуждении статьи, в которой рассказывалось о том, что люди часто не замечают страданий других, и их безразличие приводит к трагедии.

Обсуждая жизненные ситуации, свидетелями которых они были сами, ребята честно признавались, что никогда особо не задумывались над тем, что испытывали, когда простое сочувствие могло помочь другим справиться с бедой или неприятностью. И сегодняшний разговор помог понять, насколько серьезное значение имеют сочувствие и сострадание в жизни каждого человека, что проявлять сочувствие - это значит выслушать человека и понять, о чем он говорит и что делает? «Чтобы сочувствовать, эмоции собеседника надо пропустить через себя, себя поставить на место этого человека», - к такому выводу пришли ребята в конце разговора. Сегодня ребята сделали еще один шаг к умению чувствовать боль другого человека и управлять своими эмоциями и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Милосердие и сострадание"

Любовь бывает разной.Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любо...

Сочувствие, Сострадание и Сопереживание – очень важные позитивные человеческие качества, я бы сказал, что это способности духовно зрелой . Души человека, который имеет опыт и сам через многое прошёл и многое испытал в жизни. Некоторые считают сострадание и сочувствие слабостью или не нужными эмоциями, нунями и т.п., но это не верное отношение. Тот, чьё сердце не способно на сострадание и сочувствие – заслуживает только этого самого сострадания и сочувствия, ибо в его сердце живёт жестокость и не живёт (Любовь).

Кроме того, очень важно не путать сострадание с жалостью. Сострадание это светлое чувство, усиливающее того, к кому оно направлено. А жалость – чувство тёмное и разрушающее, и оно всегда делает ещё более слабым и ничтожным того, на кого жалеют. Сострадание – признак Великодушия, а жалость – показатель малодушия! Подробнее о Жалости – читайте .

Что такое Сострадание и Сочувствие?

Сострадание и Сочувствие – это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).

Говорят, что если ты способен на сострадание, значит у тебя есть сердце, а в сердце твоём есть любовь. И это правда. Человек может испытывать сострадание только на основе опыта своей души, то есть его душа помнит (даже если сам человек этого не помнит), когда она сама была в подобной ситуации (в прошлой жизни или в этой) и что она тогда переживала (хорошее или плохое).

О Сострадании, Сочувствии и Сопереживании:

На сострадание и сочувствие способна только духовно богатая , с богатым жизненным опытом, которая прошла свои испытания достойно, не обозлилась, не очерствела, не стала накапливать обиды и злобу на свою судьбу и на Бога, а сохранила в сердце любовь, человечность, веру, светлые чувства. Такой человек способен утешить и ободрить другого, попавшего в сложную ситуацию и помочь ему, а не потопить его в страданиях своей жалостью.

Сострадание – это светлое чувство, когда из духовного сердца человека выходит поток светлой энергии (позитивного опыта, чувств) и входит в сердце другого человека, осветляя, исцеляя и помогая ему пережить его горе. Сострадание – это не значит страдать вместе с человеком, это не значит натягивать на себя проблемы и негатив другого, не значить убиваться вместе с ним разрывая его и своё сердце на части, нет! Это значить исцелять, в том числе правдой, умея говорить её с состраданием и любовью, даже если она очень горькая.

Сострадание и сочувствие предполагает последующие принятие проблемы (даже самой болезненной), всей правды о себе (признание своего греха, своей неправоты) и активное решение этой проблемы – “Любая неприятность – должна быть устранена!” .

Истинное сочувствие, как правило не заканчивается одним сопереживанием, а предполагает какие-то активные действия для помощи тому, кому эта помощь очень нужна. Жалость, сама по себе – бесплодна, а не предполагает ни каких активных и полезных действий.

О Жалости:

Жалость – это тёмное чувство, суть которого: “Давай пострадаем и по разрушаем себя и друг друга вместе…”, “Зачем ты будешь один страдать, давай вместе – я пожалею тебя, ты пожалеешь меня, страданём по полной, по разъедаем свою душу, по обвинениям судьбу, пожалуемся друг другу какой мир не справедливый, какая жизнь тяжёлая… так глядишь и делать ничего не придётся…” . Жалость – не предполагает активных действий по устранению проблемы.

Жалость разрушает веру человека, светлые чувства в сердце, убивает Любовь, хотя очень многие ошибочно полагают, что жалость – это одно из качеств любви. Это не так! Жалость – это в чистом виде потакание (оправдание) тому злу в человеке (его негативу, порокам и слабостям), которое эту самую любовь убивает! А пока человек своё зло жалеет и оправдывает, оно всегда будет в нём жить и разрушать душу, пока не разрастётся до беспредельных размеров и не погубит человека. Тут одно из двух – либо вы его, либо оно вас, третьего не дано!

Каждому нормальному и достойному человеку необходимо научиться чётко различать Сочувствие и Жалость. Научиться чувствовать и понимать переживания других так, чтобы не подпитывать в них всё темное, не достойное, порочное и слабое, а наоборот, побуждать их к освобождению от всего гадкого и разрушающего их душу. Чтобы вместо отвратительного чувства жалости к себе, беспомощности и собственной ничтожности, человек начинал чувствовать силу, позитивный заряд и решимость справиться со всеми проблемами, достойно и с честью пройти любые испытания судьбы! И чтобы он чувствовал, что его понимают, его любят, в него верят и всегда помогут.