Инф. технологии

О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения. Образ и характеристика данко в рассказе старуха изергиль горького сочинение

Раннее творчество М. Горького отмечено влиянием романтизма. Одним из наиболее ярких романтических произведений этого художника является рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1894 году.

Все герои ранних рассказов Горького красивы и самоотверженны, их жизнь имеет высокий идейный смысл. Один из таких героев – Данко.

Он изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, этот герой повел людей своего племени через болото и лес, чтобы они узнали лучшую жизнь.
Данко даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Этот мужественный и свободолюбивый герой Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремится пробудить в людях истинно человеческие качества, которые, под влиянием страха, побеждены в них звериными началами. Недаром автор замечает, что люди племени смотрели на Данко «как звери»: «они насторожились, как волки».

В конце рассказа Данко погибает с радостным сознанием исполненного долга. Но, к сожалению, подвиг этого героя, его утверждение нового отношения к жизни и человеку, так по-настоящему и не был понят соплеменниками. Очень скоро они забыли о своем спасителе. «Осторожный человек» из племени наступил ногой на гордое сердце Данко, и оно, рассыпавшись на искры, угасло.

Такой финал, на мой взгляд, не примиряет Данко и его племя. Наоборот, здесь подчеркнуто благородство героя, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них награду себе», и неблагодарное поведение людей, не оценивших высокого подвига самопожертвования.

Мне кажется, что в таком повороте событий выражен протест Горького против жалких людей, лишенных подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть, на мой взгляд, исключительность героя. Этот «осторожный человек» воспринимается как один из многих людей – «негероев», которые неспособны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вообще, ввод легенды о Данко в рассказ «Старуха Изергиль» необычен. Эта легенда словно опоясана пейзажем, в который входят образы моря, тучи, луны, степной дали. Причем каждый из этих образов эмоционально насыщен, создает атмосферу таинственности и необычности: «море шумело», «туча черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет», «от облаков падали на землю густые стаи теней», «на месте луны осталось только мутное опаловое пятно», «и в степной дали, теперь уже черной и странной,…».

В легенде мы наблюдаем как бы противоборство «маленьких голубых огоньков» с ночной чернотой степи. В легенде о Данко обращает на себя внимание то, что ее заключительные строки буквально насыщены светом. Таким образом, автор рисует полный сочных красок пейзаж.

Здесь показателен сам выбор цветовой гаммы: солнечный, золотой, красный. Хорошо известно, что с блеском, сиянием, золотистым и пурпурным цветами связана святость. Особенно важен в легенде выбор красного цвета. Издавна противостояние красного и черного символизирует оппозицию жизни и смерти. Горький не случайно замечает, что «река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из… груди Данко». Этим сравнением писатель как бы подчеркивает, что, благодаря подвигу Данко, люди будут жить полнокровной, «горячей» жизнью, как будет жить и сама земля.

Таким образом, в рассказе «Старуха Изергиль» Данко олицетворяет человечность, святость, свет.

Имя героя легенды – Данко - связано со словами «дань», «дать», «дающий». Очень важны такие слова этого человека в легенде: «Что сделаю я для людей!?», то есть «Что я дам людям?» В этом смысле образ Данко, как мне кажется, перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие мучения ради блага людей.

Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе. Но мысль о том, что счастливым становится лишь человек, отдавший жизнь за других, была тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне двадцатого, революционного столетия.


И невероятная любовь к свободе — это легенда о Данко. Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» чаще всего содержит пересказ о свободолюбивом Данко, хотя в этом произведении есть и другие интересные персонажи.

Романтика и любовь к свободе

Все произведения Максима Горького, которые были написаны в ранний период его творчества, содержат в себе много размышлений о смысле жизни. Автор предстает перед нами возвышенным романтиком, который влюблен в сильных людей. Красивая и поучительная история — такой является легенда о которой приводится ниже.

Структура рассказа

Горький написал этот удивительный рассказ-притчу в 1895 году. Он состоит их трех самостоятельных частей. В произведении присутствуют два основных героя — сам автор, от лица которого и ведется рассказ, и старуха Изергиль, которая поведала ему истории на берегу моря. Легенда о Данко, краткое содержание которой нужно знать каждому образованному человеку, структурно состоит их трех частей. Это рассказ о Ларри, сыне орла, который не имеет внутреннего стержня, холоден и полон гордости. Это легенда о Данко, который готов пожертвовать своей жизнью ради свободы. И третья часть — это рассказ о нелегкой жизни самой старухи Изергиль.

Высокомерие и гордость

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького будет не совсем полным, если вначале не рассказать о первом герое рассказе — Ларри. Он очень свободолюбив и горд, но думает он только о своей выгоде и удобствах. Он желает пользоваться всеми благами, но при этом ничего не отдавать взамен никому. Он крайне эгоистичен, его обуревают необузданные желания, он не ведает сострадания и не знает, что такое

Дочь одного из старейшин отвергла его чувства, и он в порыве гнева убивает ее. Люди наказали его — изгнали из своего общества прочь, обрекли на вечное скитание и одиночество. Он начинает тосковать, единственное, чего он жаждет всей душой — это обрести смерть. Он даже готов убить себя сам — но судьба обрекла его на бессмертие. Люди покидают его одного в степи, вскоре от него остается лишь тень на земле.

Жизнь старухи

Умение сопереживать, найти в самых обыденных вещах элемент романтики и возвышенных чувств — таким предстает перед читателями ранний Горький М. Краткое содержание Данко, этой красивой легенды, автор предваряет рассказом о жизни самой старухи Изергиль.

Вторая часть этого замечательного рассказа носит несколько автобиографичный характер. Старуха Изергиль вела достаточно бурную жизнь, она много путешествовали и видела многих людей. Сама она обладала безумной гордостью и любила играть на использовать их для достижения своих целей. Когда она любила мужчину, то отдавалась этой страсти окончательно и бесповоротно, готова была ради этого человека на все. Она могла даже убить человека, чтобы освободить своего возлюбленного из плена. Но чувства ее быстро угасали, тогда она поворачивалась спиной к тому, кто еще недавно был ей так дорог.

И только под конец жизни старуха поняла, что счастье — оно не в страстях, не в сильных чувствах, а в тихой семенной жизни, когда рядом есть любимый муж и долгожданные дети. Увы, жизнь прошла, но ничего этого у старой женщины нет.

Жить ради кого-то

И все же главное, ключевое место в этом рассказе занимает легенда о Данко. А.М. Горький смог так пронзительно и искренне описать эту историю, что она навсегда вошла в мировую литературу как образец стиля.

Давным-давно злые враги решили изгнать людей с их родных земель и отправили их жить в Никто не смел роптать. И только молодой храбрец Данко, мужественный и непокоренный, решил вывести людей из леса. Своей энергией он вдохновил людей и повел их в трудный путь. Вначале люди шли энергично и уверенно. Но силы их иссякали, началась гроза, ив толпе все громче и громче возникал ропот — зачем мы пустились в этот тяжелый путь? В своих бедах они обвинили Данко, который уговорил их отправиться в дорогу. И чтобы не идти дальше, они приняли решение убить смельчака.

Как поступить в этой ситуации? Уговаривать? Убеждать? Упрашивать продолжать идти вперед? Нет. Данко, этот смелый красавец, вырвал из груди свое сердце, поднял его над головой. Он осветил людям путь. И это было так поразительно, что люди пошли за ним. Лес закончился, цель достигнута, вот она, свобода!

Но люди тут же забыли о Данко, как будто и не было его заслуги в том, что они обрели долгожданную свободу.

Мораль и вывод

Это всего лишь небольшой пересказ красивой романтической истории, краткое содержание. Горький, легенда о Данко которого стала очень популярной и превратилась в притчу, очень тонко и красиво описывает все стороны души человеческой. Темные ее закоулки, где есть место гордости, самолюбованию, страхам, и светлые стороны человеческого характера, когда ради высокой цели герой готов пожертвовать своей жизнью.

В этом удивительном рассказе есть самое главное — мудрость жизни, предназначение которое не всегда побеждает, и зло, которое рядится в приличные одежды. Жить не ради себя, а ради других — вот основной посыл этого литературного произведения. И пусть даже этого не оценят окружающие тебя люди сразу. Но это веление твоей души — принести себя в жертву ради того, чтобы обрести свободу.

Ведь по своей сути, три героя — и старуха Изергиль, и Ларри, и Данко — очень похожи друг на друга по своим душевным качествам. Все они гордые, целеустремленные, все живут большими страстями. Но многое зависит от того, куда направить свою энергию, как распорядиться своим даром, как применить свои задатки лидера.

Ларри решил посвятить свою жизнь только себе, не принимал отказа. В результате он был изгнал из общества и получил самое страшное наказание — полное одиночество.
Старуха Изергиль, обуреваемая страстями, готова была идти на жертвы, но слишком быстро она охладевала к своим возлюбленным. И в поисках своей второй половинки она так и не обрела ни любви, ни покоя.

И только Данко, этот отважный смельчак, не побоялся отдать свою жизнь ради других. Свобода и независимость для него стояли на первом месте. И в жертву этих главенствующих понятий он готов был отдать самое дорогое — свою жизнь.

Именно поэтому стала очень популярной легенда о Данко. Краткое содержание рассказа «Старуха Изергиль» не передает всей красоты и изысканности стиля. А стоит отметить, что в этом произведении Максим Горький предстает перед нами как виртуозный мастер владения словом.

Красивая, трогательная, печальная и в то же время жизнеутверждающая история вознесла Максима Горького на литературный Олимп и стала настоящей

Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

«Старуха Изергиль» - настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».

Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям - самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание - побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.

Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня.... Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...»

Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые - всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

Сам красавец-юноша - подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок - это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение - словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.

Главные герои

Старуха Изергиль – пожилая женщина, собеседница автора. Рассказывает об истории своей жизни, легенды о Данко и Ларре. Считает, что «каждый сам себе судьба».

Ларра – сын женщины и орла. Презирал людей. Наказан людьми бессмертием и одиночеством.

Данко – юноша, любящий людей, «лучший из всех». Спас людей ценой собственной жизни, освещая им дорогу из леса вырванным из груди сердцем.

Другие персонажи

Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.

Глава 1

Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.

Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.

В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с орлом в горах, и юноша – их сын. Когда орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой.

Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды» . Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше» .

Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу.

Героя стали называть Ларра – «отверженный» . Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары» . Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь.

Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему» . Так был наказан человек за свою непомерную гордость.

До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Глава 2

Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.

Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема «от скуки» в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый» , которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку. «Достойный пан с изрубленным лицом» , любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой). Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль.

О разных минутах своей «жадной жизни » поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.

Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко» , и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.

Глава 3

В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.

Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы» . Люди сидели и думали, как им быть – но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко «спас всех один» . Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес – ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.

Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей – ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой – оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.

Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

Выводы

Как любое классическое произведение, рассказ Горького подводит читателя к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Пересказ «Старухи Изергиль» дает представление о сюжете, идее, персонажах произведения. Прочтение полного текста рассказа позволит читателю окунуться в яркий и выразительный мир горьковских героев.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания – попробуйте ответить на вопросы теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 4294.

Спасибо, Элвин, за своевременную подсказку.(Скопировала у Элвина)
Максим Горький, проза
Сердце Данко (Отрывок из рассказа "Старуха Изергиль")

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех
сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые,
сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора явились откуда-то
иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому
что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не
видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот
сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался
смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети
этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого
леса, и для того были две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые
враги, другая - вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг
друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.
Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще
плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И
всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно
собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней
было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно
грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и
могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они
не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они,
то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в
длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а
тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что
это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди всь сидели
и думали. Но ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей
так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился
среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами
умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова
стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...
Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже,
испуганный смертью, не боялся рабской жизни... Но тут явился Данко и спас
всех один".
Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она
говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум
леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные,
загнанные люди... "Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые -
всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего
не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и
пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец!
Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах
его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел..."
Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки
горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми
воздушными цветами, расцветая только на миг.
"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь
это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую
пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись
их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много
стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все
меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он,
молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и
ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И
стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько
их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между
больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь,
великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над
вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так
же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем
молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена
тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить
людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и
холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им
стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на
Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении
управлять ими, - вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы,
усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел
нас и утомил, и за это ты погибнешь!
- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против
них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что
сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь
более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их
крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых
он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него,
но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно
погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И
вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и
тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это,
подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они
насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали
плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже
понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума
родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и
высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света
его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же,
изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа
горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно
качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали
быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.
И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и
сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади,
плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного
света и чистого воздуха, промытого дождем Гроза была - там, сзади них, над
лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя
и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась
красной, как та кровь, что била горячей струьй из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он
радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали,
что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один
осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце
ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."
- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало
страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег
для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Старуха
дремала. Я смотрел на нее и думал: "Сколько еще сказок и воспоминаний
осталось в ее памяти?" И думал о великом горящем сердце Данко и о
человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.
Дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль,
засыпавшей все крепче. Я прикрыл ее старое тело и сам лег на землю около
нее. В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно...
Море шумело глухо и печально.

Вот- это мои первые уроки, первый раз я услышала о Сердце Данко от моего папы,
моего первого земного учителя в раннем детстве, до школы.