Собственный опыт

Образ татьяны лариной с цитатами. Образ и характеристика татьяны лариной в романе евгений онегин пушкина сочинение

Пушкин – поэт, чьё творчество чрезвычайно доступно человеческому пониманию. Ясность образов и гармония его произведений имеют воспитательно-образовательное значение. Его лира пробуждает в людях добрые чувства. Чтобы он ни описывал, о чем бы ни говорил, в его строках чувствуется любовь к людям и жизни.

«Евгений Онегин» — это одно из знаковых произведений поэта. Необычна и сложна форма этого произведения. Это роман в стихах, ранее творений подобного рода в русской литературе не было.

«Евгений Онегин» — это источник представлений о русской жизни пушкинского периода. Одна из центральных фигур романа – Татьяна, дочь помещиков Лариных.

Показывая образ Татьяны, единственной цельной натуры в романе, Пушкин демонстрирует настоящее явление в русской жизни.

«…Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей…»

Татьяна живёт среди простых людей, которым незнакомы шум и суета большого света. Они наивны и по-своему милы.

Татьяну тянет к кому-то, кого она ещё не встречала, но кто бы был умнее, лучше, добрее окружающих. Она принимает за такого человека соседа, помещика Евгения Онегина. Со временем милая Татьяна влюбляется в него.

Он и вправду умнее её окружения, более знающ и рассудителен. Он способен на добрые дела (облегчил тяжкую участь своих крепостных крестьян):

«Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
Ярем от барщины старинный
Оброком лёгким заменил, —
И раб судьбу благословил…»

Но Онегин – далеко не идеал. Татьяна ещё не распознала это. Он — праздный барин, ленивый, избалованный жизнью, недоучившийся, не знающий, что делать, потому что на плодотворную жизнь у него нет душевных сил, а от пустой жизни его грызёт тоска.

Татьяна пишет к нему письмо, в котором объясняется в любви. Но Онегин не может справиться со своим эгоизмом, он не принимает её душевных порывов.

После отъезда Онегина из деревни, Татьяна имеет обыкновение быть в его доме, читать книги. Она многому научилась и многое поняла. Онегин – не такой, каким она его себе представляла. Он – себялюбивый, эгоистичный человек, совсем не тот герой, к которому рвалась её нежная душа.

По истечении времени Онегин в Петербурге снова встречает Татьяну. Она — жена старого генерала. И тут Онегин по-новому взглянул на неё. В богатстве и знатности она кажется совсем иной. В его душе вспыхнула любовь. На этот раз она сама отвергла его, зная его себялюбие, зная пустоту его души и не желая нарушить слово, которое дала мужу.

Умела эта душа, добрая Татьяна, глубоко любить. Расставшись с Онегиным и поняв, что он – не герой её романа, — она всё же продолжала любить его и страдала от этого. Татьяна стала женой генерала не по собственной воле, ее об этом «молила мать». С любовью своей она не рассталась: в душе она любила Онегина.

Душа Татьяны – душа лучших русских женщин, — какие бы разные ни были их судьбы, мысли, дела.

Гениальность Пушкина заключается в том, что он предложил обществу по-новому взглянуть на судьбу русской женщины. Он прописал характер, доселе незнакомый русской литературе. Твёрдость натуры, сила, простота, естественность, верность своему слову, порядочность – эти черты обусловили целостность и крепость характера героини. Твёрдые принципы Татьяны были непоколебимы на протяжении всего повествования. Она испытывала отвращение к лицемерию, неискренности, пустословию, всему тому, что называла «ветошью маскарада».

С детства Татьяна была близка к народу, к народной поэзии. Её задушевная подруга – няня, которой она поверяла свои тайны. На протяжении всего повествования внутренний мир Татьяны не изменяется. Никакие внешние обстоятельства не заставят её сойти с пути истинного, не «сломают её духовного склада». Восхищение и любовь поэта в романе отданы Татьяне в полной мере.

Заключение

Пушкин соединил в себе две эпохи: в нём были известные черты настоящего и некоторые отголоски прошлого, в среде которых прошло его собственное воспитание; с другой стороны, с ним начинался совершенно новый период, период литературы современной.

Своим романом «Евгений Онегин» Пушкин научил всех, кто писал после него, так же просто и задушевно изображать силу и страдания русской женщины. Пушкин поднял значение русской женщины в нашем сознании. Он создал почву для тех высоких идеалов женщины, которые мы видим в последующих произведениях других авторов.

Образ Татьяны Лариной вобрал в себя все мечты автора о женском идеале. Татьяна осталась на веки любимой героиней великого поэта и прозаика. Впервые читатель встречает героиню в родительском поместье, за которым сердобольно следит мама сестёр Лариных. Отец Татьяны — «добрый малый», немного «отстающий» от современного бега времени. Жизнь в семье спокойная, однообразная, патриархальная.

С самых юных лет Татьяна резко отличалась от прочих деревенских ребятишек. Она не любила простых детских забав, напоминая «пугливую лань», которой хорошо в уединении. Девушка была воспитана на преданиях старенькой няни и любила коротать время за чтением книг. Атмосфера «старины» в родном поместье привила Татьяне веру в старинные обычаи, девичьи гадания, толкования снов. Повзрослев, Татьяна превратилась в мечтательную и задумчивую барышню. Не обладая «кричащей» красотой, она притягивает к себе людей богатым внутренним миром, естественностью и простодушностью.

Настало время для любви. Татьяна, словно жила в ожидании, когда на её горизонте возник Онегин — загадочный и неизвестный. И девушка полюбила. Пылко, тревожно и всею душой. Истерзанная волнительными муками, Татьяна решается на отчаянный шаг и пишет возлюбленному письмо с признанием. Настоящую исповедь и саму себя с ней вручает она в руки Евгения Онегина. Татьяна надеется на взаимность, но её избранник отвергает её. Ему оказались чужды столь искренние чувства и порывы.

Татьяна же, не переставая, любила Онегина. Даже когда он стал причиной гибели Ленского, жениха её сестры. И когда он уехал в длительное путешествие. Она посещала его пустующую усадьбу, пытаясь лучше понять человека, которого полюбила. Спустя два года читатель вновь встречается с Татьяной. Она замужем за знатным князем. От той неопытной и откровенной девушки не осталось и следа. «Новая» Татьяна повзрослела духовно, стала неприступна, но при этом не растеряла своей естественной простоты. Вращение в высшем свете и знатность нового положения совершенно не испортили её. Встреча с Онегиным, безусловно, всколыхнула в Татьяне бурю чувств. Но она не показала этого. Получив от него письмо с признанием, героиня льёт слёзы печали, но не удостаивает бывшего возлюбленного ответом. Оказавшись наедине с Онегиным, Татьяна не скрывает, что всё ещё любит его, но при этом намерена сохранить верность законному супругу. Обиды Татьяна на Евгения не держит, но никакого повода его надеждам не оставляет.

Цитаты

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна…

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей…

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо…

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь…

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель 19 века. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений. Одно из них – роман «Евгений Онегин». А.С. Пушкин работал над романом много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. Несмотря на то, что роман назван «Евгений Онегин», система персонажей организованна в нём таким образом, что не меньшее, если не большее значение приобретает образ Татьяны Лариной. Но Татьяна не просто главная героиня романа, она ещё и любимая героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом». А.С. Пушкин безумно влюблён в героиню, и неоднократно ей в этом признаётся:

…я так люблю Татьяну милую мою!

Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, качеств, которыми были наделены героини классических русских романов: поэтического имени, необычной красоты:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Ещё с детства в Татьяне было много всего такого, что отличало её от других. В семье она росла одинокой девочкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Также Татьяна не любила играть с детьми, не интересовалась новостями города и моды. Большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

В Татьяне пленяет совсем другое: задумчивость, мечтательность, поэтичность, искренность. Она с детства читала много романов. В них она видела другую жизнь, более интересную, более богатую событиями. Она верила, что такая жизнь, и такие люди не выдуманы, а существуют на самом деле:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли всё,

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Уже именем своей героини Пушкин подчеркивает близость Татьяны к народу, к русской природе. Необычность Татьяны, её духовное богатство Пушкин объясняет влиянием на её внутренний мир народной среды, прекрасной и гармоничной русской природы:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.


Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту природы. Угадывается ещё один образ, везде и всюду сопровождающий Татьяну и связывающий её с природой – луна:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод…

…при отуманенной луне…

Душа Татьяны чиста, высока, как и луна. «Дикость» и «печальность» Татьяны не отталкивают нас, а наоборот, заставляют задуматься, что она, как и одинокая луна в небе, необычайна в своей душевной красоте. Портрет Татьяны неотделим от природы, от общей картины. В романе природа раскрывается через Татьяну, а Татьяна – через природу. Например, весна – зарождение любви Татьяны, а любовь – весна:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю павшее зерно

Весны огнём оживлено.

Татьяна делится с природой своими переживаниями, горестью, мученьями; только ей она может излить свою душу. Только в уединении с природой она находит утешение, да и где ей его ещё искать, ведь в семье она росла «девочкой чужой»; она сама в письме Онегину пишет: «…никто меня не понимает…». Татьяна та, которой так естественно влюбляться весной; расцветать на счастье, как первые цветы расцветают весной, когда природа пробуждается ото сна.

Перед тем, как уехать в Москву, Татьяна прежде всего прощается с родным краем:


Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости весёлая природа…

Этим обращением А.С. Пушкин ясно показал, насколько тяжёло расставание с родным краем для Татьяны.

А.С. Пушкин наделил Татьяну также «пламенным сердцем», тонкой душой. Татьяна в свои тринадцать лет – твёрдая и непоколебимая:

Татьяна любит не шутя

И предается, безусловно

Любви, как милое дитя.

В.Г. Белинский отмечал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви. ничто другое не говорила её душе; ум её спал»

Татьяна мечтала о человеке, который бы внёс в её жизнь содержание. Именно таковым показался ей Евгений Онегин. Она придумала Онегина, подгоняя его под образец героев французских романов. Героиня делает первый шаг: пишет Онегину письмо, ждёт ответа, но его нет.

Онегин не ответил ей, а напротив прочитал наставление: «Учитесь властвовать собою! Не всякий вас, как я поймёт! К беде неопытность ведёт!» Хотя девице признаваться первой в любви всегда считалось неприличным, но автору по душе прямота Татьяны:

За что ж виновная Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте.


Попав в московское общество, где «воспитаньем немудрено блеснуть», Татьяна выделяется своими душевными качествами. Светская жизнь не коснулась души её, нет, это всё та же прежняя «милая Татьяна». Она устала от пышной жизни, она страдает:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой.

Здесь, в Москве, Пушкин опять сравнивает Татьяну с луной, которая затмевает своим светом всё вокруг:

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не смогла,

Хоть ослепительна была.

Татьяна, которая по-прежнему любит Евгения, с твёрдостью отвечает ему:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Это подтверждает ещё раз, что Татьяна благородная, стойкая, верная.

Высоко оценил образ Татьяны и критик В.Г. Белинский: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину». Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой «тип русской женщины».

Меню статьи:

Женщины, чье поведение и внешность отличаются от общепринятых канонов идеала, всегда привлекали внимание и деятелей литературы, и читателей. Описание такого типа людей позволяет приоткрыть завесу неизведанных жизненных исканий и стремлений. Образ Татьяны Лариной идеально подходит для этой роли

Семья и воспоминания детства

Татьяна Ларина по своему происхождению принадлежит к дворянам, но всю свою жизнь была лишена обширного светского общества – она всегда жила в деревне и никогда не стремилась к активной городской жизни.

Отец Татьяны Дмитрий Ларин был бригадиром. На момент действий, описанных в романе, его уже нет в живых. Известно, что он умер немолодым. «Он был простой и добрый барин».

Мать девушки зовут Полина (Прасковья). Ее в девичестве выдали по принуждению. Некоторое время она была в унынии и мучилась, испытывая чувство привязанности к другому человеку, но со временем она обрела счастье в семейной жизни с Дмитрием Лариным.

У Татьяны еще есть родная сестра Ольга. Она совсем не похожа по характеру на свою сестру: веселость и кокетство – естественное состояние для Ольги.

Важным человеком для становления Татьяны как личности сыграла ее няня Филипьевна. Эта женщина – крестьянка по происхождению и, пожалуй, в этом ее главная прелесть – она знает много народных прибауток и рассказов, которые так завлекают любознательную Татьяну. У девушки очень трепетное отношение к няне, она искренне любит ее.

Выбор имени и прототипы

Необычность своего образа Пушкин подчеркивает уже в самом начале повествования, дав девушке имя Татьяна. Дело в том, что для высшего общества того времени имя Татьяна не было характерным. Это имя в тот период носило ярко выраженный простонародный характер. В черновиках Пушкина имеется информация о том, что первоначально героиня имела имя Наталья, но, позже, Пушкин изменил свое намерение.

Александр Сергеевич упоминал, что этот образ не лишен прототипа, но не указывал, кто именно сослужил ему такую роль.

Естественно, что после таких заявлений и его современники и исследователи более поздних годов активно анализировали окружение Пушкина и пытались отыскать прототип Татьяны.

Мнения по этому вопросу разделились. Возможно, что для этого образа использовались несколько прототипов.

Одной из наиболее подходящих кандидатур является Анна Петровна Керн – ее сходство в характере с Татьяной Лариной не оставляет сомнений.

Образ Марии Волконской идеально подходит для описания стойкости характера Татьяны во второй части романа.

Следующим человеком, отличающимся сходством с Татьяной Лариной, является сестра самого Пушкина Ольга. По своему темпераменту и характеру она идеально подходит под описание Татьяны в первой части романа.

Определенное сходство у Татьяны есть и с Натальей Фонвизиной. Сама женщина находила огромное сходство с этим литературным персонажем и высказывала мнение о том, что прототип Татьяны – это она.

Необычное предположение о прототипе высказал лицейский друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Он находил, что образ Татьяны очень похож на самого Пушкина. Особенно такое сходство проявляется в 8 главе романа. Кюхельбекер утверждает: «заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет».

Вопрос о возрасте героини

В романе мы знакомимся в Татьяной Лариной в период ее взросления. Она девушка на выданье.
Мнения исследователей романа по вопросу о годе рождения девушки разошлись.

Юрий Лотман утверждает, что Татьяна родилась в 1803 году. В таком случае летом 1820 ей как раз исполнилось 17 лет.

Однако, такое мнение не единственное. Существует предположение, что Татьяна была значительно моложе. К таким размышлениям наталкивает рассказ няни о том, что ее в тринадцать лет выдали замуж, а также упоминания о том, что Татьяна, в отличие от большинства девушек находящихся в ее возрасте, в это время не играла в куклы.

В.С. Бабаевский выдвигает еще одну версию о возрасте Татьяны. Он считает, что девушка должна быть гораздо старше предполагаемого Лотманом возраста. Если бы девушка родилась в 1803, то беспокойство матери девушки по поводу отсутствия вариантов для замужества дочери не было бы столь выраженным. В таком случае поездка на так званую «ярмарку невест» еще не была бы необходимостью.

Внешность Татьяны Лариной

Пушкин не вдается в детальное описание внешности Татьяны Лариной. Автора больше занимает внутренний мир героини. О наружности Татьяны мы узнаем в противопоставлении с внешностью ее сестры Ольги. Сестра обладает классической внешностью – у нее красивые светлые волосы, румяный вид лица. В противовес этому Татьяна обладает темными волосами, ее лицо излишне бледное, лишенное красок.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой героев поэмы А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Взгляд ее полон уныния и печали. Татьяна была слишком худая. Пушкин отмечает, «никто б её назвать прекрасной не мог». Между тем, она все же была привлекательной девушкой, у нее особая красота.

Досуг и отношение к рукоделию

Общепринято было, что женская половина общества свободное время проводила за рукоделием. Девочки, кроме этого, еще играли в куклы или разные активные игры (самой распространенной была горелки).

Татьяна не любит заниматься ни одним из этих занятий. Она обожает слушать страшные рассказы няни и часами просиживать у окна.

Татьяна очень суеверная: «Её тревожили приметы». Девушка также верит в гадания и в то, что сны не снятся просто так, они несут в себе определенный смысл.

Татьяну увлекают романы – «они ей заменяли всё». Ей нравится чувствовать себя героиней таких повествований.

Однако же любимой книгой Татьяны Лариной был не любовный роман, а сонник «Мартын Задека стал потом / Любимец Тани». Пожалуй, это связано с огромным интересом Татьяны к мистике и всему сверхъестественному. Именно в этой книге она могла найти ответ на интересующий ее вопрос: «отрады / Во всех печалях ей дарит / И безотлучно с нею спит».

Характеристика личности

Татьяна не похожа на большинство девушек своей эпохи. Это касается и внешних данных, и увлечений, и характера. Татьяна не была веселой и активной девушкой, которая легко придавалась кокетству. «Дика, печальна, молчалива» – это классическое поведение Татьяны, особенно в обществе.

Татьяна любит предаваться мечтаниям – она может часами фантазировать. Девушка с трудом понимает свой родной язык, но не спешит его изучить, кроме того, она редко занимается самообразованием. Татьяна отдает предпочтения романам, которые способны растревожить ее душу, но при этом ее нельзя назвать глупой, скорее наоборот. Образ Татьяны полон «совершенств». Этот факт резко противопоставляется остальным персонажам романа, не обладающим такими составляющими.

В виду своего возраста и неопытности девушка слишком доверчива и наивна. Она доверяется порыву эмоций и чувств.

Татьяна Ларина способна на нежные чувства не только по отношению к Онегину. Со своей сестрой Ольгой, несмотря на разящую разницу девушек в темпераменте и восприятии мира, ее связывают самые преданные чувства. Кроме того, чувство любви и нежности возникает у нее по отношению к своей няне.

Татьяна и Онегин

Новые люди, приезжающие в деревню, всегда вызывают интерес у постоянных жителей местности. Всем хочется познакомиться с приезжим, узнать о нем – жизнь в деревне не отличается разнообразностью событий, а новые люди привозят с собой новые темы для разговоров и обсуждения.

Приезд Онегина не остался незамеченным. Владимир Ленский, которому посчастливилось стать соседом Евгения, знакомит Онегина с Лариными. Евгений сильно отличается от всех обитателей деревенской жизни. Его манера говорить, вести себя в обществе, образованность и умение вести беседу приятно поражают Татьяну, и не только ее.

Однако,«рано чувства в нем остыли», Онегин «к жизни вовсе охладел», ему уже наскучили красивые девушки и их внимание, но Ларина об этом не догадывается.


Онегин в одно мгновение становится героем романа Татьяны. Она идеализирует молодого человека, он кажется ей сошедшим со станиц ее книг о любви:

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Татьяна долго мучается в томлениях и решается на отчаянный шаг – она решается признаться Онегину и рассказать ему о своих чувствах. Татьяна пишет письмо.

Письмо несет в себе двоякий смысл. С одной стороны девушка высказывает негодование и огорчение, связанное с приездом Онегина и своей влюбленностью. Она потеряла покой, в котором жила раньше и это приводит девушку в недоумение:

Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас.
Не знала б горького мученья.

С другой стороны, девушка, проанализировав свою позицию, подытоживает: приезд Онегина для нее спасение, это судьба. По своему характеру и темпераменту Татьяна не смогла бы стать женой кого-либо из местных женихов. Она слишком чужда и непонятна для них – другое дело Онегин, он способен ее понять и принять:

То в высшем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой.

Однако, надежды Татьяны не оправдались – Онегин не любит ее, а всего лишь играл чувствами девушки. Следующей трагедией в жизни девушки оказывается известие о дуэли Онегина и Ленского, и смерти Владимира. Евгений уезжает.

Татьяна впадает в хандру – она часто приходит в поместье Онегина, читает его книги. Со временем, девушка начинает понимать, что реальный Онегин кардинально отличается от того Евгения, которого она хотела видеть. Она всего лишь идеализировала молодого человека.

На этом ее несбывшийся роман с Онегиным заканчивается.

Сон Татьяны

Неприятным событиям в жизни девушки, связанным с отсутствием взаимных чувств у предмета ее влюбленности, а затем и смертью, за две недели до свадьбы жениха сестры Владимира Ленского, предшествовал странный сон.

Татьяна всегда придавала снам большое значение. Этот же сон для нее важен вдвойне, ибо он является результатом святочного гадания. Татьяна должна была увидеть во сне своего будущего мужа. Сон становится вещим.

Вначале девушка оказывается на снежной поляне, она подходит к ручью, но через него переход слишком хрупкий, Ларина боится упасть и оглядывается в поисках помощника. Из-под сугроба показывается медведь. Девушка пугается, но увидев, что медведь не собирается нападать, а наоборот, предлагает ей свою помощь, протягивает ему руку – препятствие преодолено. Однако медведь не спешит покинуть девушку, он следует за ней, чем пугает Татьяну еще больше.

Девушка старается убежать от преследователя – она отправляется в лес. Ветки деревьев цепляют ее за одежду, снимают с нее серьги, срывают платок, но Татьяна охваченная страхом, бежит вперед. Глубокий снег не дает ей убежать и девушка падает. В это время ее настигает медведь, он не нападет на нее, а берет на руки и несет дальше.

Впереди показывается шалаш. Медведь говорит, что здесь живет его кум и Татьяна может погреться. Оказавшись в сенях, Ларина слышит шум веселья, однако оно ей напоминает поминки. За столом сидят странные гости – чудовища. Девушку разбирают и страх, и любопытство она тихонечко приотворяет дверь – хозяином шалаша оказывается Онегин. Он замечает Татьяну и направляется к ней. Ларина хочет убежать, но не может – дверь открывается, и все гости видят ее:

… Ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!

Гостей успокаивает властный хозяин – гости улетучиваются, а Татьяну приглашают за стол. Тут же в шалаше появляются Ольга и Ленский, вызывая бурю негодования со стороны Онегина. Татьяна в ужасе от происходящего, но не смеет вмешаться. В порыве гнева Онегин берет нож и убивает Владимира. Сон заканчивается, на дворе уже утро.

Замужество Татьяны

Год спустя, мать Татьяны проходит к мнению, что необходимо отвезти дочку в Москву – у Татьяны есть все шансы остаться в девах:
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали теперь.

Тетка Алина радостно приняла гостей. Сама она не смогла в свое время выйти замуж и всю жизнь прожила одинокой.

Здесь, в Москве, Татьяну замечает важный, толстый генерал. Он был сражен красотой Лариной и «глаз меж тем с нее не сводит».

Возраст генерала, как и его точное имя Пушкин в романе не подает. Воздыхателя Лариной Александр Сергеевич именует генералом N. Известно, что он принимал участие в военных событиях, а значит, его продвижение по карьерной лестнице могло происходить в ускоренном темпе, другими словами, звание генерала он получил, не будучи в преклонном возрасте.

Татьяна же не испытывает ни тени влюбленности по отношению к этому человеку, но все же соглашается на брак.

Подробности их взаимоотношений с мужем не известны – Татьяна смирилась со своей ролью, но чувство любви к мужу у нее не возникло – его заменила привязанность и чувство долга.

Любовь к Онегину, несмотря на развенчание его идеалистического образа, все еще не оставила сердце Татьяны.

Встреча с Онегиным

Спустя два года Евгений Онегин возвращается из своего путешествия. Он не едет к себе в деревню, а посещает своего родственника в Петербурге. Как оказалось, за эти два года в жизни его родственника произошли перемены:

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» - Около двух лет. -
«На ком?» - На Лариной. - «Татьяне!».

Всегда умеющий сдержать себе Онегин поддается волнению и чувствам – его охватывает тревога: «Ужель она? Но точно… Нет…».

Татьяна Ларина с последней их встречи сильно изменилась – на нее уже не смотрят как на странную провинциалку:

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Девицы проходили тише.

Татьяна научилась вести себя подобно всем светским женщинам. Она умеет скрыть свои эмоции, тактична по отношению к другим людям, в ее поведении наблюдается некая доля прохлады – это все вызывает у Онегина удивление.

Татьяна, кажется совсем не была ошарашена, в отличии от Евгения, их встречей:
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.

Всегда такой смелый и бойкий Онегин впервые растерялся и не знал, как заговорить с ней. Татьяна же, напротив, расспрашивала его с самым что ни на есть равнодушным выражением лица о поездке и о дате его возвращения.

С той поры Евгений теряет покой. Он осознает, что любит девушку. Он каждый день приходит к ним, но чувствует себя неловко перед девушкой. Все его мысли заняты только ею – с самого утра он вскакивает с постели и считает часы, оставшиеся до их встречи.

Но и встречи не приносят облегчения – Татьяна не замечает его чувств, она ведет себя сдержанно, гордо, одним словом, точно так же как и сам Онегин по отношению к ней два года тому. Съедаемый волнением, Онегин решается написать письмо.

В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел – пишет он о событиях двухлетней давности.
Евгений признается женщине в любви. «Я был наказан» – говорит он, объясняя так свое безрассудство в прошлом.

Подобно Татьяне, Онегин вверяет ей решение возникшей проблемы:
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Однако ответа не последовало. За первым письмом пишется еще одно и еще, но они остаются без ответа. Проходят дни – Евгений не может лишиться тревоги и смятения. Он опять приходит к Татьяне и застает ее рыдающей над его письмом. Она была очень похожа на ту девушку, с которой он познакомился два года тому. Взволнованный Онегин падает к ее ногам, но

Татьяна настроена категорично – ее любовь к Онегину еще не угасла, но Евгений сам погубил их счастье – он пренебрег ею тогда, когда она была никому не известна в обществе, не богата и не «обласкана двором». Евгений был груб с ней, он играл ее чувствами. Теперь она жена другого человека. Татьяна не любит своего мужа, но будет «век ему верна», потому что по-другому быть не может. Другой вариант развития событий противоречит жизненным принципам девушки.

Татьяна Ларина в оценке критиков

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стал предметом активных исследований и научно-критической деятельности для нескольких поколений. Образ главной героини Татьяны Лариной ставал причиной неоднократных споров и анализов.

  • Ю. Лотман в своих работах активно анализировал суть и принцип написания письма Татьяны к Онегину. Он пришел к заключению, что девушка, начитавшись романов, воссоздала «цепь реминисценций в первую очередь из текстов французской литературы».
  • В.Г. Белинский , говорит, что для современников Пушкина выход третьей главы романа стало фурором. Причиной этому послужило письмо Татьяны. По мнению критика, сам Пушкин до этого момента не осознавал силу, производимую письмом – он спокойно читал его, так же как и любой другой текст.
    Стиль письма немного детский, романтический – это умиляет, ведь Татьяне были еще до этого не известны чувства любви «язык страстей был так нов и не доступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на ее».
  • Д. Писарев не оказался столь воодушевленным образом Татьяны. Он считает, что чувства девушки поддельны – она сама себе их внушает и думает, что это истина. Во время анализа письма Татьяне критик отмечает, что Татьяна все же осознает отсутствие интереса к ее персоне у Онегина, ибо она выдвигает предположение, что визиты Онегина не будут регулярны, такое положение вещей не дает возможности девушке стать «добродетельною матерью». «А теперь я, по вашей милости, жестокий мужчина, пропадать должна» – пишет Писарев. В целом же, образ девушки в его понятии не самый позитивный и граничит с определением «деревенщины».
  • Ф. Достоевский считает, что Пушкин должен был назвать свой роман не именем Евгения, а именем Татьяны. Так как именно эта героиня является главным действующим персонажем в романе. Кроме того, писатель отмечает, что Татьяна обладает гораздо большим умом, чем Евгений. Она умеет правильно поступать в сложившихся ситуациях. Ее образ заметно отличается твердостью. «Тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве» – говорит о ней Достоевский.
  • В. Набоков отмечает, что Татьяна Ларина стала одним из любимых персонажей. В результате ее образ превратился «в „национальный тип“ русской женщины». Однако со временем этот персонаж был забыт – с началом Октябрьской революции Татьяна Ларина утратила свою значимость. Для Татьяны, по мнению писателя, был еще один неблагоприятный период. Во времена советского правления младшая сестра Ольга занимала куда более выгодную позицию по отношению к своей сестре.

Как объемный роман нравов и характеров, поэтому женские образы в нем — важнейшая составляющая. А образ Татьяны – относится не просто к сюжетообразующим, но и является «любимым» для самого автора.

В начале своего появления в романе Татьяна получает от Пушкина достаточно краткое, но меткое портретное описание. Поэт выводит её как бледную, задумчивую, мечтательную,

«боязливую как лесную лань».

В конце романа образ героини получает также краткую портретную характеристику, где она – предстает неторопливой, неговорливой, но и не холодной женщиной.

Образ Татьяны – характер, становление героини в романе

По словам самого Пушкина – это его эстетический и этический женский идеал, прекраснейший тип современницы автора. , в свою очередь, Онегина подчеркивает цельность и «беспримесность» ее характера.

Жизнь Лариной в деревне, воспитание Татьяны

Сестры Ларины – провинциальные девушки, живущие в помещичьей усадьбе родителей вдали от столичной суеты. Размеренный традиционный быт, близость к природе, к народной среде внесли свои «коррективы» в становление и формирование характеров Татьяны и Ольги. По описаниям Пушкина жизнь в такой провинции сохранила и черты прошлого века, и «преданий старины глубокой».

Занятием для молодых сестер, впрочем, как и для их матери, было чтение. Сентиментальные романы «заменяли им все». Через них и наша героиня постигала жизнь, чувства и мир.

Уделом всех таких барышень было романтическое девичество и замужество. Ничего более не было для них ни реальным, ни более желанным. Русская женщина так и жила, сменив тетрадь «чувствительных стишков» на хозяйский «чепец», выходила замуж, обзаводясь детьми.

Это ожидало и Татьяну, и Ольгу.

Однако Пушкин в противовес простодушной и легкомысленной младшей сестре подчеркивает скромность, моральность, чистоту, сердечность и искания тревожной мысли — у старшей.

Воспитание девушки «седой Филиппьевной», к тому же, привило ей глубокую душевную и эмоциональную связь со всем народным, самобытно русским, воспитав в девушке внутреннюю поэтичность, отзывчивость к природным, народным проявлениям.

Пушкин отмечает, что его Татьяна не блистала внешней красотой, как Ольга, не участвовала в детских играх, не увлекалась светскими сплетнями. Она, как будто была «чужой» в своей родной семье. Меж тем, все это как бы «несоответствие» тогдашним «стандартам» не помешало героине выделиться в глазах . «Столичный гость» при знакомстве тотчас отметил именно старшую Ларину, а не зарядную, но красивую Ольгу.

Любовь героини к Онегину

Когда Онегин «потревожил» этот провинциальный покой своим появлением в доме Лариных, пришла пора Татьяне влюбиться. И здесь девушка совершает то, что по тем временам было вовсе немыслимым для светского общества. Она объясняется молодому незнакомцу в любви.

Это поступок внутренне свободной личности, неординарной девушки, которая искренне и чисто доверилась , избежав пошлости и надменного кокетства.

Возникшее в её душе чувство она определила как главное, как смысл, ради которого можно принести в жертву жеманное «общественное мнение» и даже свою репутацию. Её дар Онегину был преисполнен такой чистоты, открытости и силы, что действительно не мог не вызвать в адресате благородного, хотя и холодного, убийственного для ее любви ответа. Но и отказ Онегина, и высокомерного отповедь героя, как дальше станет ясно, не выкорчевали из её души любовь. Она полюбила навсегда.

Долг и честь как качества Татьяны

Героиня выходит впоследствии замуж, беря на себя исполнение супружеского долга, и всецело посвящает себя мужу – как и было в русских традициях издавна.

Повторное появление Онегина, конечно, сильно встревожит героиню, оно обнаружит её страстную и прямую натуру. Татьяна признается, что любит.

Но! Ни моральное предательство мужниной чести, ни осквернение своей чистой любви, ни принятие лживости общественных нравов – это невозможно для Лариной. Интрижка в данном случае убила бы и любовь, и саму душу героини.

Став для Пушкина «милым идеалом», явив читателю уровень душевной отзывчивости, нравственной безупречности, внутренней цельности и красоту образ Татьяна стал и нашим верным другом и ориентиром для девушек и открыла большую галерею женских образов в отечественной литературе.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь