Здоровье

Описание картин брюллова портрет сестер. Описание картины Брюллова «Портрет сестёр Шишмарёвых

Учитель Гриценко Светлана Михайловна

Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестёр Шишмарёвых" (по групповому портрету)

Цели урока:

научить учащихся составлять сравнительную характеристику по картине-портрету;
показать особенности построения текста (сочинения) сравнительного характера;
познакомить учащихся с последовательным типом связи в искусствоведческом тексте;
ввести в активный словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета, обогатить речь образно-выразительными средствами русского языка.

Задачи урока:

познакомить учащихся с творчеством художника К. Брюллова и его картиной «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых»;
научить соединять в своем сочинении различные типы речи (повествование, описание);
обогатить речь учащихся выразительными средствами языка; учить подбирать синонимы, избегать повторов слов, последовательно соединять предложения и части текста;
учить совершенствовать написанное.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сравнительной характеристики.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями.

На доске:

    Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)

    «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1839)

    Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга Афанасьевна.

    Портрет, портретист.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Организационный момент.

Запись числа. Объявление темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

Мы познакомимся с творчеством художника К. Брюллова и его картиной «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых», посмотрим, как строится сравнительная характеристика, и сами попробуем написать сравнительную характеристику героинь, изображенных на картине.

Повторение

Повторим:

Какие типы речи вы знаете?
Что такое повествование? Рассуждение? Описание?
Что можно описывать?
Чем различается научное описание и художественное?

Сегодня мы будем писать сочинение-описание по картине. Давайте вспомним, какие бывают жанры картин (пейзаж, натюрморт, интерьер, жанровая картина, портрет).

Актуализация знаний

Перед нами картина-портрет. А что такое портрет? (портрет – изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии).
Как называют художника, который работает в этом жанре? (художника, работающего в жанре портрета, называют портретистом).
Каких русских художников - портретистов вы знаете? (В.А.Тропинин, В.А.Серов, И.Е.Репин, Веницианов, К.П.Брюллов).
Подберите слова-синонимы к этим словам (портрет – работа, картина, полотно, холст, произведение, шедевр; портретист – художник, мастер, живописец, автор, он, К.Брюллов).
Мы будем писать сравнительную характеристику. Что такое характеристика героя? (характеристика – описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-нибудь или чего-нибудь).
А что такое сравнение и сравнительная характеристика героя? (Сравнение – одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами. В сравнительной характеристике автор выявляет сходные и различные особенности в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения).

Основные правила сравнения:

сравнивать можно только однородные, одноуровневые объекты;
сравнение проводится по их определенным признакам (основание сравнения, нельзя «сползать» с одного признака на другой);
признаки сравнения должны быть существенными, важными.

8.Типы сравнения:

последовательное сравнение (А и В: А: а,в,с….В: а,в,с,….Вывод: сходство и различие между А и В);
параллельное сравнение (общее между А и В; различие между А и В; Вывод: между А и В есть сходство и есть различие)

Итак, писать сравнительную характеристику мы будем по картине К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых». Но для того, чтобы понять картину, необходимо узнать о человеке, который ее написал.

Знакомство с художником и его картинами.

Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Его имя ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Судьба распорядилась так, что Карл Павлович Брюллов родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным - это им было предоставлено право формировать художественный язык, на котором изъясняется российское искусство уже два столетия. В их биографиях есть много поразительных совпадений. Оба несли в крови иноземные гены, но твердо считали себя истинно русскими людьми. Поэт и художник не познали морщин старости - они пророчески предвидели, что их жизненный путь будет весьма короток, и творили до последнего «прости».

Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец - все принадлежали к художническому цеху. Он также поступил в Академию художеств в 1809 году.

Брюллов выделялся яркостью своего дарования и ранней зрелостью мастерства. Лучшая работа Брюллова периода обучения – «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде» (1819). Получив Большую золотую медаль за программу «Явление трех ангелов у дуба Мамврийского» (1821), молодой художник закончил академический курс и в 1822 году вместе с братом Александром на средства Общества поощрения художников отправился в Италию. Он создал ряд произведений на мифологические темы («Эрминия у пастухов», 1824 и др.), однако большой интерес проявлял к жанровой живописи, написав несколько полотен, посвященных итальянской жизни: «Итальянское утро» (1824), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827).

В Италии Брюлловым написаны многие первоклассные портреты – «Автопортрет» (1833), «Портрет А. П. Брюллова» (1833), «Всадница» (1832) и др. Здесь впервые была высоко оценена писавшаяся свыше шести лет картина «Последний день Помпеи» (1833), показанная в Риме и Милане и послужившая причиной избрания художника почетным членом нескольких итальянских академий искусств. В Париже, где картина демонстрировалась с не меньшим успехом, Брюллову была присуждена Золотая медаль.

В декабре 1835 года после двенадцатилетнего отсутствия Брюллов вернулся на родину. В числе восьмидесяти портретов, написанных в эти годы, - портреты В.А.Перовского (1837, ГТГ), Н.В. и Пл.В.Кукольников (1836 и 1837), певицы А.Я.Петровой (1838), сестер Шишмаревых (1839), «Автопортрет».

Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение. Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение. Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов. Особенно интересны картины Брюллова портретного содержания. На каждом его полотне видна точная экспрессия, страсть, пылающая красота и нежность. Буквально видишь, как несколько десятков лет назад этот мастер плавно и нежно касался своей кистью поверхности холста, а через мгновение на нем появлялись величественные и эмоциональные образы. Возможно, именно эта легкость и одухотворенность так подкупает очередного зрителя. И уже сам становишься героем духовного поиска талантливого автора, а в каждой его работе видишь частичку настоящего, чувственного и благородного окружающего мира, таким, каким изобразил его на полотне несравненный Карл Брюллов.

Беседа по картине.

Сбор материала к сочинению. Составление сравнительной таблицы описания девушек.

Рассмотрите репродукцию картины К. Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых».

Кто изображен на этой репродукции?
К какому жанру искусства вы отнесете картину К.Брюллова?
Как вы думаете, можно ли это произведение назвать жанровой картиной? Почему?
Каков цветовой фон картины? (светлые и тёмные краски: золотистые, коричневые, оливковые, черные, голубые; это придаёт ощущение задушевности, спокойствия, теплоты.)
Отметьте на этой жанровой картине детали быта XIX века (наряды дам XIX века).
На какие детали обратим внимание при описании сравнительной характеристики героинь картины? (Одежда, лицо, руки, глаза, волосы.)
Что объединяет и что различает героинь этой картины? (Девушки молодые, интересные, красивые, привлекательные, кокетливые, из обеспеченной дворянской семьи.)

Какова роль пейзажа в этой картине? (Создаёт романтичную обстановку, ощущение теплоты и радости).
Какой стиль речи будете использовать в своём сочинении? (Описание с элементами повествования.)

Из рассказов о шедеврах живописи

Вот как описывает картину Карла Брюллова Эсфирь Николаевна Ацаркина - известный искусствовед 1960–1970 г, автор книг о художниках первой половины XIX в. Отрывок взят из её книги «Брюллов»: «Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность (заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.

Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф.Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ). Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава «Великого Карла» гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.

Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя). Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая - казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая - представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.

В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т.к. они лошадьми не увлекались.

Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы».

Беседа по искусствоведческому тексту

Что нового вы узнали о картине из этого текста?
Какова целевая установка автора текста?
Определите основную мысль этого текста.
Какова структура этого текста? (текст состоит из 3 частей: вступление (1 абзац), основная часть (2 абзац), заключение (3 абзац); абзацы текста связаны лексическими средствами (1 и 2-м пр-ия: Брюллов - он, рамки полотна – его содержания, 3 и 4 пр-ия: фигуры девушек – сестры Шишмаревы, 4-6 пр-ия: сестры Шишмаревы - старшая Шишмарева - младшая сестра, т.е. местоименное замещение и лексический повтор). Как видим, в тексте преобладает последовательный тип связи, т.е. рема предыдущего предложения становится темой последующего предложения. Расстановка предложений в такой последовательности обеспечивает связность при построении текста сравнительного характера, отражает логику развития мысли. Языковыми средствами (скрепами), передающими связность входящих в текст предложений, являются лексические повторы, местоименные замещения, синонимы, антонимы.
Охарактеризуйте языковые средства этого текста: какие лексические, морфологические, синтаксические средства здесь преобладают (конкретные имена существительные с прямым лексическим значением: портрет, рамки, полотно, содержание; имеются имена существительные с абстрактным значением: миловидность, изящество; краткие прилагательные: грациозна, стройна, полные причастия: заказанного, одетые, привлекающая, застывшей, представленных; в тексте всего 9 глаголов: нарушил, свел, спускаются, придерживает,.. 2 деепричастия: избегая, оправдывая. Лексика тематически связана с обозначением портретной характеристики сестер, их состоянием. В тексте всего 7 предложений, из них 2 – сложноподчиненные, 5 – простых: 2 предложения с обособленными определениями, 7-е предложение с 2 обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Такое четкое построение двусоставных предложений создает ясность, четкость, простоту текста.
На основе проведенного языкового анализа определите тип и стиль текста (описание с элементами повествования).

Словарно-стилистическая работа

Объясните, как вы понимаете следующие словосочетания:

Условные рамки (понятные тем, кто согласился, условился между собой относительно чего-либо);

Сюжетная мотивировка (совокупность доводов для обоснования основного содержания);

Грациозна и стройна (красиво и правильно сложена);

Привлекающая миловидностью (обращающая на себя внимание приятностью, милая на вид);

Изящество движения (соразмерность в движениях, отвечающая требованиям художественного вкуса);

Кажется застывшей (оставшейся без движения).

Самая «говорящая» детальна лице человека – это его глаза. Запишите слова, которые характеризуют 1) по их цвету, форме; 2) характеризуют взгляд сестер (по цвету: голубые, карие, черные и т.п.; по форме: раскосые, большие, узкие и т.п.; взгляд: внимательный, напряженный, отзывчивый, сосредоточенный, бодрый и т.п.).
Дополните таблицу сравнительной характеристики сестер Шишмаревых словами и выражениями из текста, которые автор употребляет для описания внешности сестер, передачи их состояния. Укажите общие и отличительные признаки характеристики героинь картины.

Систематизация материала

Работа учащихся с таблицей.

На доске и в тетрадях.

Составление плана сочинения

1.Представление портрета (автор, история создания).

2.Описание портрета (сравнительная характеристика):

а) Какие герои сравниваются и почему?

в) Что общего между ними?

с) Что их отличает друг от друга?

4.Ваше отношение к данным персонажам.

Домашнее задание

Написать сочинение-описание сравнительного характера по картине К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых», при этом обратить внимание на общие черты, объединяющие девушек, и на то, что их отличает друг от друга.

Рефлексия

Что узнали на уроке? Чему учились?
С каким типом связи предложений в тексте познакомились?
Оцените свою готовность к написанию сочинения.

Домашнее задание – написать сочинение.

Карла Брюллова можно назвать прекрасным мастером в области портретного жанра, ведь он необычайно тонко передавал особенности внешнего вида главных героев своих картин. Художник всегда старался выбрать неординарных людей, которые могли в дальнейшем оказаться на его холстах. Он выискивал изюминки внешности, он желал вызвать у зрителя настоящие эмоции от созданного художественного шедевра.

Замечательной считаю работу Карла Брюллова под названием «Портрет сестер Шишмаревых». Перед нами две девушки, которые медленно и вальяжно спускаются по лестнице. Сестры Ольга и Александра вышли на прогулку. Они совершенно не спешат, наслаждаясь каждым свои шагом.

Возле них активно и весело бежит собачонка. Думаю, она невероятно обрадовалась предстоящей прогулке.

Сестры Шишмаревы одеты в шикарные бархатные платья. Их наряды говорят о том, что эти девушки из богатой семьи. Волосы сестер опрятно собраны в прически и спрятаны под головными уборами. На лицах девушек правильные, спокойные эмоции. И все это связано с воспитанием, которое они получали с самого малого. Идеальная осанка, плавных ход выдают их аристократическое происхождение. В руках у главных героинь платочки. Они крепенько сжимают их в своих кулачках, дабы не уронить. Головы сестер слегка наклонены на бок. Глазки призакрыты. Такое ощущение, что они и вовсе не глядят под ноги, а просто плывут по спускающейся лестнице.

Однако, несмотря на такой нежный и плавный ход, мне кажется, что сестры имеют вольный, даже можно сказать боевой характер. Внизу, возле спуска девушек ожидает конь. Он в нетерпение, в ожидании того, когда же всадница произнесет команду, и он сможет умчаться вместе с ней. Время, проведенное в скачке, позволяет девушкам немного отдохнуть от всяческих манерных сцен, где следует изображать совершенно не то, что ощущает и чувствуешь.




6 Сравнивать…сравнить что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу… Только однородные предметы сравнимы. (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка») СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь; –нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем. 1.Установить черты сходства или различия, сопоставить. С. две величины. Не с. кого- что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)


7 ature=youtu.be




9 Беседа по картине Кто изображен на этой репродукции? К какому жанру искусства вы отнесете картину К.Брюллова?жанру искусства Каков цветовой фон картины? Отметьте на этой жанровой картине детали быта XIX века. На какие детали обратим внимание при описании сравнительной характеристики героинь картины? Что объединяет и что различает героинь этой картины? Какова роль пейзажа в этой картине? Какой тип речи будете использовать в своём сочинении?тип речи


10 Из рассказов о шедеврах живописи «В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении... Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур, представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы». (из книги Э. Н. Ацаркиной «Брюллов»)




12 Систематизация материала Что сравниваем Александра АфанасьевнаОльга Афанасьевна Руки, поза Голова повернута к зрителям, одной рукой облокотилась о перила, в другой держит небольшой белый платочек. Она грациозна и стройна. Ее руки с изяществом придерживают амазонку. Голову наклонила немного влево, в одной руке держит белый шелковый платочек. В другой-хлыст. Она застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Руки маленькие, аккуратные. Глаза, взгляд Приветливые. Лучистые, широко раскрытые. Взгляд нежный, добрый, устремлен на зрителей. Взгляд темных глаз опущен, сосредоточен Лицо Приятное, тонкие, нежные линии овала,маленький аккуратный нос, полные алые губы чуть приоткрыты в полуулыбке. Выразительное румяное лицо, нос прямой, рот небольшой, губы тонкие, сжатые. Волосы Темные, гладко причесаны. Вьющиеся, темные, уложены в локоны. Одежда Обе сестры одеты в амазонку – женское длинное платье для верховой езды, юбка которой широкими мягкими складками стелется по ступеням. На голове сестер - шляпы, украшенные развевающимися вуалями. Характер Романтичный, свободная в разговоре. Мечтательный, сдержанный Отношение художника К.Брюллов тщательно выписывает каждую деталь картины. Фигуры сестер размещены на разной высоте, так он оправдывает прием уступами лестницы. Этим художник также подчеркивает различие между сестрами Шишмаревыми.


13 План сочинения-описания 1.Представление портрета (автор, история создания). 2.Описание портрета (сравнительная характеристика): а) Какие герои сравниваются и почему? в)Что общего между ними? с)Что их отличает друг от друга? 3. Отношение автора к героям. 4. Ваше отношение к данным персонажам.


14 Написать сочинение-описание сравнительного характера по картине К.Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых», при этом обратить внимание на общие черты, объединяющие девушек, и на то, что их отличает друг от друга. Написать сочинение-описание сравнительного характера по картине К.Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых», при этом обратить внимание на общие черты, объединяющие девушек, и на то, что их отличает друг от друга. Домашнее задание




16 ресурсы Сова - Термины (жанры живописи) - spb.ru/artspb184.htmlhttp:// spb.ru/artspb184.html Словарь синонимов htmlhttp://enc-dic.com/synonym/Narisovat html По материалам книги Э.Ацаркиной "БРЮЛЛОВ",Издательство «Искусство»,1963г. Портреты К.Брюллова Портретисты %D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0 %BB_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D0%B8%D1%87 %D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0 %BB_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2 %D0%B8%D1%87


19 Жанры живописи Натюрморт Натюрморт – (фр.nature morte) художественное изображение различных предметов быта. Это может быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы. Интерьер Интерьер – (от фр. intérieur) жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения. Пейзаж Пейзаж - от фр. paysage - местность) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа Портрет Портрет -(от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. беседа по картине беседа по картине повторение


20 Описание – это тип речи. В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем. повторение



Тема. Сочинение сравнительного характера по картине – портрету К. Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1 – 2 уроки)

Цели:

  • научиться составлять сравнительную характеристику персонажей по картине;
  • познакомиться с особенностями построения текста сравнительного характера;
  • научиться соединять в своём сочинении различные типы речи (повествование, описание);
  • обогатить речь образно-выразительными средствами русского языка.

На доске:

  • Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)
  • «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1839)
  • Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга Афанасьевна.
  • Портрет, портретист.

План.

2. Описание портрета.

а) лицо, мимика
б) поза
в) одежда
г) внутреннее состояние

3. Колорит картины.

4. Наше отношение к портрету К. Брюллова.

Оборудование:

  • Портрет художника.
  • "Последний день Помпеи".
  • Образцы ученических сочинений.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Ребята, сегодняшний урок развития речи мы снова посвятим описанию иллюстрации. Но прежде чем мы с ней познакомимся, назовите мне, пожалуйста, жанры изобразительного искусства. (Портрет, натюрморт, пейзаж.)

– Мы остановимся на жанре портрета. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине XVIII столетия.

2. Запись числа, темы

3. Постановка цели урока

Беседа

– Попробуйте дать определение портрета как жанра изобразительного искусства.

На доске и в тетрадях.

Портрет – изображение человека на картине.

– Как называют художника, работающего в жанре портрета?

На доске и в тетрадях.

Портретист – художник, работающий в жанре портрета.

– Подберите синонимы к слову портрет . (Работа, картина, холст, полотно, произведение) – на доске и в тетрадях.
– Подберите синонимы к слову портретист . (Художник, автор, мастер, живописец) – на доске и в тетрадях.
– Назовите известных вам художников – портретистов. (Тропинин, Брюллов, Серов, Веницианов, Репин.)
– Сегодня нам предстоит подготовиться к сочинению сравнительного характера по картине – портрету.
– Что же такое характеристика человека и сравнительная характеристика? В характеристике мы представляем какого-либо человека (кто он такой, каковы основные черты его характера). В сравнительной характеристике автор сопоставляет героев художественного произведения или произведения искусства по внешнему облику, поступкам и характеру.
Мы будем готовиться к составлению сравнительной характеристике по картине Карла Павловича Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых», написанной в 1839 году.

4. Слово учителя. Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой – большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.

5. Работа с учебником

– Откройте учебник на странице 189.
– Прочитайте задание у упр. № 412.
– Что значит дать сравнительную характеристику? Что мы будем сравнивать?
– Рассмотрите цветную вклейку в учебнике (иллюстрацию, по которой мы будем писать сочинение).
– Нравится вам картина? Докажите.
– Что вы видите на ней? Используя типы речи, повествование и описание, опишите, кого и что вы видите на ней?

6. Слово учителя. Послушайте, как описывает картину Карла Брюллова Эсфирь Николаевна Ацаркина - известный искусствовед 1960–1970 гг, автор книг о художниках первой половины XIX в. Отрывок взят из её книги «Брюллов».

Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность (заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.
Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф. Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ).
Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава "Великого Карла" гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.
Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя).
Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.
В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т. к они лошадьми не увлекались.
...Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревых, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы. (Э. Ацаркина)

7. Беседа

– Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина? (С помощью красок, поэтому целесообразнее начать её описание именно с цветового решения.)
– Каков же цветовой фон картины? (На доске и в тетрадях:Сочетание светлых и тёмных красок (золотистых, коричневых, оливковых, черных, голубых) придаёт ощущение задушевности, спокойствия, радости и теплоты.)
– Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей, их быт XIX века. Отметьте детали этого века.
Наряды дам XIX века: длинные шелковые платья (с корсетом или свободного покроя с бантом под грудью), изящные шляпки, лайковые перчатки (особая блестящая кожа); туфельки, отделанные шёлком и парчой (вид блестящей ткани с золотой или серебряной нитью), шёлковые носовые платки, амазонка – женское длинное платье особого покроя для верховой езды.
– Что дальше мы будем описывать? (Героев – девушек.)
– На какие детали мы обратим внимание при их описании? (Одежда, лицо, руки, глаза, волосы.)
– Что объединяет, а что различает героинь этой картины? (На доске и в тетрадях: Обе молоды, интересны, красивы, привлекательны, кокетливы, богаты, из состоятельной дворянской семьи. )
– Как вы понимаете слово кокетливы ? Подберите синонимы к этому слову. (Cтарающаяся понравиться; имеющая нарядный, привлекательный вид; жеманная, капризная, непостоянная; различаются манерой одеваться, внешностью) – на доске и в тетрадях.
– Составим сравнительную таблицу описания девушек.

На доске и в тетрадях.

№ п/п

Что сравнивается?

Александра Афанасьевна

Ольга Афанасьевна.

1. Поза, руки. Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки. Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.
2. Лицо. Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.
3. Глаза. Широко раскрыты, приветливы, лучисты. Прищуренные, добрые.
4. Взгляд. Выразительный, обращён к зрителям, добрый. Сосредоточенный, ласковый.
5. Нос. Маленький, короткий, аккуратный. Немного острый, средний по величине, прямой.
6.. Рот, губы. Маленький, изящный; яркие алые губы. Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.
7. Волосы. Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.
8. Одежда. Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды. Одета в амазонку.
9. Характер. Романтичный. Открытая и свободная в разговоре. Мечтательный, сдержанный.
10. Отношение художника. Выписывает каждую деталь. Выписывает каждую деталь.

– Запишем небольшой текст (это начало вашего сочинения).

Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

Скажите, какова роль пейзажа в этой картине? (Создаёт романтичную обстановку, ощущение теплоты и радости).
Какой стиль речи будете использовать в своём сочинении? (Описание с элементами повествования.)

Запишите план предстоящего сочинения – описания картины.

8. Чтение ученических сочинений-образцов (см. ниже)

9. Подведение итогов урока

  • Беседа обобщающая по теме урока.
  • Домашнее задание – написать сочинение.

Сочинение Волочий Виктора

Карл Павлович Брюллов считается одним из лучших портретистов России 19 века. Кисти художника принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У крыльца стоят разгорячённые лошади, едва сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит собака, которая постоянно сопровождает из прогулки. С первого взгляда видно, что девушки – родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и очень привлекательны, нарядный вид говорит о том, что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и стройна. В одной руке держит платочек, а другой облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка. Об этом говорит выразительное румяное лицо с лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми глазами Александры отражает её сдержанный и скромный характер. Её широко раскрытые лучистые глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью. Художник, раскрывая красоту женского образа, передаёт не только внешнее очарование, но и внутренний мир девушек.

Сочинение Воробьёвой Дарьи

С репродукцией картины Карла Брюллова «Портрет сестёр «А. А. и О. А Шишмарёвых» я познакомилась на уроке русского языка.
История создания этого полотна заставляет с особым трепетом вглядываться в многочисленные детали, каждая из которых – неотъемлемая часть композиции.
Карл Павлович Брюллов очень выборочно к созданию своих работ. Даже портрет российского императора Николая Первого был им не завершён. Художник писал портреты только тех людей, которые заинтересовали его, чей внешний вид и душевные качества вызывали в нём какие – либо эмоции.
Передо мной жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил художнику изобразить фигуры девушек в движении, подчеркнув при этом каждую деталь, раскрывавшую перед зрителем их характер.
Рассмотрим внешний вид двух очаровательных дам.
Александра Афанасьевна (старшая сестра) облокотилась о перила одной рукой, другой поддерживала амазонку, в которую одета. Она грациозна и стройна. Её тонкие черты лица: выразительные, широко раскрытые глаза, добрый, обращённый к зрителям взгляд, маленький нос, яркие, алые губы, тёмные, плотно уложенные волосы – выдают романтический характер, свободу и открытость в разговоре.
Младшая сестра, Ольга Афанасьевна, наклонила голову чуть влево, застыла на месте. В её маленьких аккуратных руках – белый платок и хлыст. На румяном лице можно заметить лукавую таинственную улыбку. Немного прищуренные добрые глаза, острый прямой нос, губы, вытянутые ниточкой, тёмные, вьющиеся волосы – все эти черты лица показывают её подростковый мечтательный характер.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сёстры Шишмаревы. Разгорячённые лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок.
Колорит картины очень яркий, тем самым художник хотел показать, что повседневная жизнь девушек из состоятельной семьи очень насыщена, полна разнообразных событий.
Жанровая сцена, изображённая на этом холсте, в точности показывает нам быт тех времён, нравы людей, их занятия и развлечения.

создает новую картину «Портрет сестер Шишмаревых».

На портрете изображены две девушки, сестры Александра и Ольга, дочери знаменитого поклонника искусства А. Ф. Шишмарёва, он дружил с многими известными художниками своего времени. Брюллов был очень разборчив в выборе тем для своих картин, отказал даже императору Николаю 1 нарисовать его портрет, но своему другу не мог отказать нарисовать его дочерей.

Две прекрасные дамы, хорошо одетые, спускаются по лестнице, видимо собрались на прогулку, ведь на улице теплый солнечный день. Первой спускается старшая сестра Александра, за ней идет младшенькая Ольга.

На первый взгляд сестры кажутся похожими, но если приглядеться, то видно их различие. Обе молодые девушки брюнетки, милые, грациозные с тонкими талиями и красивыми тонкими руками. От обеих сестер веет весельем и радостью.

Видно, что старшая сестра более решительна, во взгляде ее чувствуется уверенность и сила, вторая же девушка Ольга более застенчивее и спокойнее, и менее решительнее.

Но художник показал ее самостоятельност ь, ее одежда отличается от одежды старшей сестры. У нее свои, отличные от старшей сестры, вкусы, привычки и взгляды. Обе девушки изображены в движении, стремительно спускаются по лестнице, предвкушаю приятную прогулку в хорошую погоду.

Рядом с девушками бежит игривая собака, любимица девушек.

Снизу во дворе их ждут лощади, одна серая, другая гнедая, которых придерживает молодой человек, который будет их сопровождать. Его почти не видно, только красное платье. . Лошади тоже жаждут движения, это видно по их изогнутой шее и перебирающих ног, они бьют копытом

Девушки из богатой семьи. Это видно из богатого дома и роскошного сада на заднем фоне картины. Да и одеты обе девушки просто роскошно. Они в дорогих, хорошо сшитых бархатных платьях темного цвета, рукава платьев украшены кружевами, на голове у одной кокетливая соломенная шляпа, у другой развевается на ветру голубая вуаль, в руках у обеих кружевные белоснежные платочки.

Походки девушек грациозные, осанка прямая, чему их обучали с детства няни и гувернантки.

Глаза девушек слегка прикрыты, это выдает их романтичность и мечтательность.

Художник Брюллов К П поражает своим выбором красок. Девушки изображены на фоне светло синего чистого неба, лестница изображена в светло коричневом фоне, а изогнутые перила в золотом, но особенно ярки краски, изображающие лошадей. От всего этого от картины для зрителей веет теплом, задором и радостью.