Деньги

Описание сцены дуэли онегина и ленского. «Дуэль Онегина и Ленского» (Школьные сочинения)

Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

М. Лермонтов.

Теме дуэли между Ленским и Онегиным посвящена вся 6-я глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Этой главе будет посвящен данный анализ. Первые 2 строфы рассказывают о завершении праздника . Их мы упускаем.

Композиция

Переживания , ее ревность служат преддверием трагедии и предпосылкой к . С переживаний девушки начинается 3-я строфа. Татьяну томят, волную смутные предчувствия, но в чем их причина, она понять не в состоянии.

Знакомит читателя с , который станет секундантом , и который косвенно сыграл не последнюю роль в этой дуэли. опасался, что Зарецкий ославит его на всю округу, если тот протянет руку перемирия. 4 строфы Пушкин посвятил знакомству с этим литературным героем. Зарецкий приехал к Онегину и привез ему от Владимира картель – вызов на дуэль.

Когда Зарецкий ушел, Онеги н задумался над своим поведением (как бы это шаблонно ни звучало). Он осуждал самого себя, понял, что во всем был не прав.

Все-таки, он, Евгений, старше, опытнее, и должен был проявить немного мудрости. А теперь, когда в дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист,

О перемирии не может быть и речи. Онегин все- таки побаивался «мнений света». Последующие 4 строфы посвящены переживаниям Ленского, его встрече с . Затем вклинивается строфа, посвященная влюбленной Татьяне, которая, если бы только подозревала о дуэли, могла помирить соперников. Затем снова строфы о бессонной ночи Ленского и его стихотворение. Наступает утро, и события получают свое развитие. Дуэль состоялась за старой мельницей. Онегин привел вместо секунданта француза недворянского сословия. Это было серьезным нарушением дуэльного кодекса. Но Зарецкий, который вправе был остановить дуэль только по одному этому обстоятельству, только закусил губу.

Тут Пушкин снова повторяет мысль о том, что

дико светская вражда

Боится ложного стыда.

Приближается кульминация романа. Вот секунданты готовят пистолеты, Зарецкий отмеряет расстояние.

Убит поэт. Онегин в растерянности. Он не хотел смерти Ленского, и не ожидал такого исхода. Он еще не верит, взывает к Ленскому, надеется, что тот всего лишь ранен, что он потерял сознание. Онегин зовет друга. Но нет. Ленский убит. От одного этого слова, произнесенного Зарецким, Евгения бросает в дрожь. Он отходит, зовет людей. Зарецкий осторожно кладет в сани легкое тело юноши, и везет его домой.

В развязке сюжета Пушкин пишет о том, какая судьба ждала Ленского, если бы он остался жить. И что в том плохого? Все так живут и совсем не факт, что он носил бы оленье украшение. Если бы он не погиб, он успел бы оставить после себя продолжение, радовался бы жизни, наслаждался. А так

любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой!

В развязке Пушкин дает описание местечка, где молодой поэт был похоронен, так и не успев познать всех прелестей жизни.

Литературные герои

В эпизоде дуэли задействованы следующие литературные герои:

Онегин и Ленский – это главные герои сюжета. Владимир Ленский — сгорающей от ярости и ревности, и вызвавший противника на дуэль. Онегин – чувствует за собой вину сначала за то, что дразнил юношу , а в конце – за гибель Ленского.

Герои второго плана – секунданты Зарецкий и месье Гильо.

Отец семейства холостой, принимает самое деятельное участие в событиях. Здесь Ольгу и Татьяну можно отнести к эпизодическим героиням. Ольга появляется только когда Ленский приезжает к ней. А Татьяна со своими переживаниями и вовсе оказывается в тени.

Построение стиха

Глава написана «Онегинской строфой», которую поэт разработал специально для этого романа. В ней 14 строк: 3 четверостишия и 2 строки дополнительные:

  • первое четверостишие рифмуется перекрестной рифмой,
  • второе четверостишие — смежной, или парной рифмой,
  • в третьем четверостишии рифма кольцевая,
  • последние строки зарифмованы попарно.

Ударные рифмы практически везде сочетаются с безударными. Почти все произведение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный ритм оказался наиболее удобным для повествования.

Гибель Ленского можно назвать кульминацией романа «Евгений Онегин», а 6-ю главу — одной из самых волнующих и значимых во всем романе.

Роман «Евгений Онегин» – величайшее произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным. Свое творение поэт писал в течение восьми лет. За этот промежуток времени в его судьбе произошли изменения. Он пережил южную ссылку, был на два года изгнан в село Михайловское, разрывался между Москвой и Петербургом.

Дуэль Онегина и Ларина – это трагичный и загадочный эпизод в романе Александра Сергеевича Пушкина. На данный момент Онегину исполнилось 24 года, он взрослый мужчина. Ленскому всего восемнадцать лет. Они друзья. Онегин к своему молодому другу относится немного покровительственно, он по-взрослому смотрит на его юный жар и бред. В характере друзей много сходных черт. Они оба достаточно яркие личности, оба эгоцентричны. К помещикам относятся одинаково, так как знают им цену. Но все-таки они разные. Дружба у них прекращается после инцидента на именинах у Татьяны Лариной. Евгений решил немного отомстить Ленскому, который пригласил его на именины. Онегин забывает, что его молодой друг искренне любит Ольгу Ларину, флиртует с ней. Ольга, как обычная женщина, рада вниманию и ухаживаниям Онегина, забывает о Ленском. Он, Владимир, взбешен, покидает бал с мыслями отомстить своему обидчику. Чуть позже с торжества уезжает Онегин, ему стало скучно.

На следующее утро Онегину приносят послание о том, что его вызывает на дуэль Владимир Ленский. Послание приносит Зарецкий. Незначительная ссора – лишь повод для дуэли. Причину надо искать намного глубже. В их конфликт вмешивается огромная сила, на которую ничем нельзя повлиять. Силой является общественное мнение. Носителем данной силы и явился Зарецкий. Автор ненавидит его, в каждом слове, написанном про него, слышим неприязнь великого поэта. Зарецкий раньше был повесой, атаманом картежной шайки, да просто бандит, а теперь он примерный семьянин, на котором держится мир фляновых и петушковых. Он, Зарецкий – законодатель, опора мира, вершитель приговоров и хранитель законов.

Онегин, все прекрасно понимает, но изменить ничего не может. Если бы он не боялся общественного мнения, то мог бы все исправить. Достаточно было бы просто извиниться перед своим молодым другом Ленским, объяснить ситуацию, да просто сказать: «Я был не прав!» Но уже поздно! В их отношения вмешался бывалый дуэлист, который только разовьет событие с новой силой. Да еще мнение высшего света, разве Онегину приятно будет слышать в след упреки и насмешки в трусости. В Онегине говорила совесть, но разве он мог ее услышать. Для того чтобы поступить так, как велит совесть надо обладать мужеством, следовательно, восстать против мнения буяновых и пустяковых.

Ленский, напротив, очень рад, что его вызов на дуэль принят. Он обижен на Ольгу, не хочет ее видеть, но не выдерживает и идет к Лариным. Возлюбленная его встречает, как ни в чем не бывало, ласково, только с одним упреком, почему он так неожиданно покинул бал. Владимир осознает, что он еще любим. Он не чего не говорит Ольге, с тоской смотрит на нее и уходит. Дома спать не ложится, пишет стихи. Онегин не о чем не переживает, спокойно спит всю ночь, да еще и на дуэль опаздывает. На дуэли Евгений Онегин вынужден убить своего молодого друга. Он презирает, ненавидит высшее общество, но все-таки считается с его мнением, боится, что над ним будут смеяться и упрекнут в трусости. Евгений губит ни в чем неповинную душу, из-за ошибочного чувства чести. Кем бы стал Ленский, будь он жив? Есть два варианта ответа, на этот вопрос. Первый, Ленский мог бы стать декабристом. Второй, может быть, стал бы просто обывателем. В. Г. Белинский считал, что Владимира, скорее всего, ждал бы второй вариант развития. Но Ленский убит.

Я думаю, что, скорее всего, для Ленского, это хорошее стечение обстоятельств, как бы это ужасно не звучало, так как для него это был единственный выход, ведь он не был готов к жизни в обществе начала XIX века. Любовь Ольги недолго длилась. Она поплакала, да и забыла Ленского. Вскоре влюбилась в улана, который ее обворожил, вышла за него замуж и уехала с ним. Вот Татьяна не перестала любить Онегина. Она стала понимать всю его истинную сущность, он пред ней предстал настоящий. Онегин после дуэли уехал путешествовать по России. Ленского похоронили рядом с селением.

Сцена дуэли Онегина с Ленским - центральный эпизод романа Пушкина. В стройной «зеркальной» композиции сюжета эта сцена является своеобразным «водоразделом». В первой его части мы видим Онегина в Петербурге, затем герой переезжает в деревню, где знакомится с Татьяной, которая влюбляется в него, пишет письмо, после чего происходит сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду. Затем следует сцена именин Татьяны и дуэли Онегина с Ленским, смерть которого круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повторяются как бы в зеркальном отражении. Теперь Татьяна совершает переезд, но из деревни в Москву, затем в Петербурге она вновь встречается с Онегиным, будучи уже замужней дамой, и тогда Онегин влюбляется в нее, пишет письмо, после чего следует сцена объяснения, в которой, в свою очередь, отповедь герою дает уже Татьяна. «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна», - так завершается эта последняя встреча героев, а с ней и весь роман.

Сцена дуэли подготовлена всей логикой развития сюжета и характеров героев. Они разные - «волна и камень», «лед и пламень», но в то же время в чем-то схожи. Оба они романтики, но разных типов. Онегин - эгоист и скептик, скучающий и разочарованный в жизни. Ленский наивен и пылок, он не знает настоящей жизни - и не хочет видеть реальность. Поддавшись на уговоры Ленского, Онегин попадает на именины Татьяны, где собрались его докучливые соседи, и решил отомстить за это молодому другу, пригласив на танец его невесту Ольгу. А тот, не разобравшись ни в чем, вызывает Онегина на дуэль. Реальной причины для дуэли нет, но романтик Ленский придумывает «коварного обольстителя», даже уверившись в неизменности чувств к нему самой Ольги. А романтик Онегин равнодушно принимает вызов, хотя слегка корит себя за то, что вынужден соответствовать требованиям «общественного мненья», несмотря на то, что презирает его. Гордость не позволяет ему нарушить законы чести и прослыть трусом. Ведь секундант Ленского Зарецкий быстро разнесет скандальную сплетню о заносчивом соседе. Бретеру Зарецкому так хочется благодаря этой пикантной истории внести в скучную деревенскую жизнь какое-то разнообразие, что он, «в дуэлях классик и педант», не обращает никакого внимание на явное нарушение дуэльных правил: опоздание Онегина, отсутствие у него настоящего секунданта (вместо него присутствует лакей). Зарецкий даже не предлагает бывшим друзьям примириться, как положено по дуэльному кодексу. Онегин стреляет первым и убивает юного поэта. Дуэль закончена, а цена этой нелепой во всех отношениях истории - человеческая жизнь. Размышляя о том, что могло бы ждать Ленского, останься он жив, автор описывает два пути: возможно, он стал бы великим человеком, а может быть, превратился в обыкновенного обывателя. Смерть Ленского позволила автору оставить обе эти возможности развития данного типа личности. Для Онегина дуэль, приведшая к убийству его молодого друга, - поворотный момент в жизни. Недаром автор в лирическом отступлении, после описания дуэли, рассуждает о том, какие чувства может испытать человек в подобной ситуации. Действительно, Онегин «сражен», он «с содроганьем» слышит слово: «Убит!». Теперь нет ему покоя, он бежит из мест, «где окровавленная тень / Ему являлась каждый день». Во время странствий Онегин многое передумал, он изменился и открыл в себе способность к любви, казалось, навсегда утраченную. Но цена, заплаченная за это, безмерно велика. В романе нет окончательного решения судьбы Онегина, обрести счастье в любви ему не дано. И, возможно, причина тому кроется не толь–ко в характере Онегина - «лишнего человека», - но и в самой этой страшной истории дуэли. Ведь искупить грех убийства можно только раскаяньем и страданием.

– самый трагичный эпизод романа «Евгений Онегин». Особый драматизм сложившейся ситуации придает тот факт, что молодые люди были лучшими друзьями. Желчный , неохотно подпускавший к себе людей, тем не менее охотно проводил с Ленским время. Что же послужило причиной дуэли и какие события ей предшествовали?

Первым тревожным звоночком в романе становится , в котором она видит смерть Ленского от руки Онегина. Проснувшись, она пытается отыскать в книге значение сна, но сонник не дает ей ответа. Однако для очевидно, что страшное и зловещее видение не сулит ничего хорошего.

Наутро в доме Лариных собираются гости. Приезжают также и Ленский с Онегиным. Последнего сажают за столом напротив Татьяны, что приводит ее в ужасное смущение. Она краснеет, едва слышит обращенные к ней слова гостей, и только большим усилием воли сдерживает слезы. От Онегина смятение Татьяны не укрывается, но оно только раздражает и смущает его самого:

Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,

Надулся он…

Евгений зол на друга за то, что привез его к Лариным, и решает отомстить и рассердить его самого. Как только начались танцы, Евгений сразу же приглашает , всем своим поведением надеясь взбесить друга:

Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет…

Ленский не может поверить своим глазам: Ольга, его невеста, танцует с его лучшим другом! Едва дождавшись конца танца, он сам приглашает ее – но она уже обещала Онегину. В негодовании Ленский покидает бал и позже передает бывшему другу записку с вызовом. Онегин отвечает согласием, однако позже корит себя за поведение на балу и по здравом размышлении приходит к выводу, что вел себя недостойно и глупо. Но теперь уже поздно что-то менять.

Ольга же, будучи ветреной и увлеченной собой девушкой, даже не понимает, какую боль причиняет своему жениху, позволяя Онегину ухаживать за собой. Ей приятно его внимание, и ревности Ленского она не замечает. Когда поэт решает увидеться с Ольгой перед дуэлью, она встречает его как ни в чем не бывало, будто на балу ничего не произошло – и сама она искренне так считает. Ленский, думая ее смутить своим появлением, удивлен и растерян. Он готов простить возлюбленную, но не меняет решения стреляться с обидчиком:

Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…

Попытки Онегина сорвать дуэль ни к чему не приводят. Он нарочно опаздывает – из-за этого дуэль по правилам можно было перенести; берет в секунданты своего слугу – это тоже было нарушением. Но Ленский настроен решительно, и не придает значения этим нюансам.

Итак, смерть Ленского становится причиной его слепой ревности, жестокости его лучшего друга и ветрености его невесты. Возможно, дуэли и можно было бы избежать, но горячность и гордость обоих героев не позволили им отказаться от задуманного.

/ / / Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода романа Пушкина «Евгений Онегин»)

Дуэль между и стала ключевым моментом в судьбе главных героев произведения. Когда-то бывшие друзья, пройдя проверку многими жизненными испытаниями, которые приготовил для них Пушкин, провалили испытание убийством. Виной тому стала «русская хандра» Онегина.

Что же стало причиной такого исхода событий? Почему Ленский решился вызвать Онегина на дуэль? Все случилось в день рождения , когда Онегин принебрег светлым чувством Владимира к сестре Татьяны Ольге. Ради забавы он весь вечер мило беседовал с девушкой, танцуя и веселясь с ней. В один момент, когда Ленский хотел пригласить свою возлюбленную на танец, Ольга ответила, что следующий танец она танцует с Онегиным. Это и вызвала необоснованную ревность к Владимиру. Он считал себя обиженным и униженным. И чтобы защитить свою честь, решается вызвать Евгения на дуэль.

Скорее всего, к этому шагу его подтолкнул Зарецкий. Про Зарецкого Пушкин говорил, что он был мастером «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их».

Узнав о вызове на дуэль, Онегин понимает, что был не прав, что поступил глупо. Этот порыв Ленского, Евгений списывает на его молодость и не опытность. Но, не смотря на это, принимает вызов. Возникает вопрос, почему же Онегин, признав свою ошибку, соглашается на дуэль? Ответ кроется в характере Онегина. Он, являясь публичным человеком, очень был зависим от общественного мнения, Онегин боялся показаться трусом. Только поэтому он решается на участие в этой глупости.

По моему мнению, дуэль Онегина и Ленского, кроме как глупостью назвать нельзя. В то время было множество способов избежать кровопролития. Но здесь сыграл свою роль Зарецкий. Он был носителем общественного мнения, а общество требовало крови. Пушкин показывает нам, что Онегиным были грубо нарушены правила дуэли. Так, Евгений взял к себе в секунданты Гильо, который был простым слугой. По правилам дуэли секундант должен был иметь такое же социальное положение, что и дуэлянт. Но Зарецкий не обращает на это внимание. Кроме того, Зарецкий был обязан предложить дуэлянтам примирение, но вновь проигнорировал это правило.

Теперь становится понятным, кто допустил это кровопролитие. К сожалению, Онегин, будучи зависимым от устоев светского общества, самостоятельно не смог сделать выбор. Исход был предопределен. Пушкин показывает нам всю слабость и зависимость натуры Евгения. Все его попытки изменить свою жизнь, стать независимым были тщетны.

Онегин убивает Ленского.

Пушкин показал нам, как Онегин стал заложником общественного мнения. Он осуждает своего героя, показывая нам его лживость. В конечном итоге, жизнь наказала Евгения. Он запомнится читателю, как «лишний человек» с каменным сердцем и огрубевшей душой.