Семья и Дети

Оригинал давида микеланджело где. Статуя Давида во Флоренции – шедевр мирового скульптурного искусства

Вершиной творчества Микеланджело Буонарроти (Michael Angelus Bonarotius) как скульптора стала статуя Давида (David). Все свои cкульптуры Микеланджело создавал вразрез канонам и благодаря этому новаторству они прославились в веках. Он не отесывал глыбу, а высекал из камня фигуру, как бы освобождая заложенный в нем образ.

История Давида Микеланджело (David Michael Angelus)

Флорентийский соборный храм, богато украшенный красным итальянским мрамором , было решено дополнительно украсить примерно в середине XV века. Эту работу начал Донателло (Donatello), но успел создать лишь одну скульптуру. Гигантская же глыба мрамора, из которой должна была быть изготовлена статуя Давида, постепенно разрушалась. С наступлением XVI века работы решили возобновить. История изготовления статуи Давида получила продолжение. Авторитетной комиссией, в которую входил и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) было признано, что поврежденный мрамор может быть использован для изготовления статуи. Осуществление проекта было поручено молодому скульптору Микеланджело Буонарроти. Работы были начаты в сентябре 1501 года.

Уникальность Давида

Высота скульптуры составила 547 см. Но, несмотря на ее огромный размер, Микеланджело справился с поставленной задачей блестяще. При изготовлении скульптуры Давида применено иконографическое новшество. Ранее героя изображали в момент его победы над гигантом, когда голова побежденного была у ног юноши. Здесь же изображен процесс подготовки к бою. Взор Давида наполнен гневом и устремлен на врага, в руке он сжимает пращу, прекрасная голова повернута влево. Юноша максимально сконцентрирован и целеустремлен, уверен в победе, несмотря на явное физическое превосходство своего противника. Давид Микеланджело не хрупкий подросток (так его изображали ранее), а прекрасный атлет, вызывающий восхищение.

Почему Давид стал символом Флоренции

Интересна история, связанная с размещением готовой статуи. Изначально ее планировали установить вблизи собора. Но когда работа подошла к концу, общегражданское значение произведения превысило его религиозный смысл. Статуя так сильно поразила флорентийцев, что было решено поместить ее в лоджии Ланца (в то время в этом месте проводились заседания городского совета). Флоренция торжествовала, а открытие монумента в 1504 году стало настоящим народным праздником. Небольшая город-республика Флоренция была вынуждена постоянно отбивать нападение более сильных противников (на севере ей угрожала Франция, а на юге – Папская область). Жители трактовали смысл скульптуры как призыв к справедливому управлению и защите города. Поэтому юный Давид, победивший великана Голиафа (Goliath), стал символом республики Флоренция, отстаивающей свою свободу.

Где можно увидеть оригинал произведения

Более трех веков Давид украшал площадь Синьории (Piazza della Signoria). Но в 1873 году скульптура была заменена копией, а оригинал перемещен в академию художеств (Флоренция), где она находится по сегодняшний день. Статуя открыта для кругового обзора. Флоренция не имеет метрополитена, автобус здесь основной транспорт. Академия находится в центре города на пересечении основных автобусных маршрутов. Биография Микеланджело тесно связана с Флоренцией, поэтому закономерно, что его самое знаменитое произведение хранится именно в этом городе.

Реставрация Давида

При изготовлении статуи был использован не очень качественный мрамор, и она со временем начала разрушаться. В 2002 г. статую реставрировали, отчистив ее специальным раствором (вода и химические средства не использовались), рисовой бумагой и тонкими кисточками. В конце двухлетней кропотливой работы статую отполировали лоскутками замши и материи.

Несколько интересных фактов

Когда статуя была исследована специалистами по анатомии, то предстала интересная картина. Оказалось, что ради художественной выразительности, Микеланджело исказил пропорции некоторых частей тела Давида, а мышца между позвоночником и правой лопаткой совсем отсутствовала. Интересно, что когда Флоренция решила сделать подарок копии статуи городу Иерусалиму (к его 3000-летию), то получила отказ от властей. Аргументировалось это тем, что герой голый и не обрезанный. У большинства людей при виде статуи Давида возникает чувство восхищения и благоговения. Но не у всех она вызывает подобные эмоции. На Давида несколько раз покушались. В первый раз скульптура была повреждена в 1527 году во время восстания. Второе нападение было совершено неудачливым скульптором Пьером Каната, который ударом молотка отбил у статуи из мрамора палец на левой ноге. Неугасающий интерес к данному произведению искусства послужил созданию множества его копий. Наиболее известные из них находятся в пушкинском музее Москвы(Moscua) и музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне(London).

Описание статуи Давида можно встретить на многочисленных интернет-сайтах, этой теме посвящено множество книг. Но лучше посмотрите на это чудо сами. Флоренция вас ждет!

У каждого города, претендующего на звание культурной столицы в какой-либо номинации, есть свой всемирно узнаваемый символ. У Парижа – Эйфелева башня, у Нью-Йорка – статуя Свободы, у Санкт-Петербурга – Медный всадник. У «столицы» Итальянского Возрождения таким символом стала статуя Давида Микеланджело. Впрочем, Статуя прекрасно известна и сама по себе, без привязки к городу, эпохе, стране и даже скульптору. Как и почему она вдруг обрела такую популярность, а также о том, как увидеть Давида, будучи во Флоренции, BlogoItaliano и расскажет в этой статье.

Брошенный «Гигант»

В первой половине XV в. едва ли не все культурные и финансовые силы Флоренции были брошены на завершение строительства и создание интерьеров . Генеральным «спонсором» и заказчиком внутреннего убранства грандиозного храма была гильдия торговцев шерстью (Arte della Lana).

Учитывая, что именно «продвинутые» флорентийские методы отделки шерсти стали базой для неимоверного богатства города, нетрудно догадаться, что над собором работали лучшие мастера того времени, которых только можно было найти за деньги.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

По окончании основных работ по строительству и созданию интерьеров храма в гильдии решили, что несравненная красота собора станет еще неотразимей, если украсить его 12-ю огромными скульптурами ветхозаветных пророков.

Однако этот скульптурный ансамбль так и остался в планах. Как осталась под открытым небом во дворе собора и огромная глыба каррарского мрамора, прозванная горожанами «Гигантом» и изначально предназначенная для статуи Давида.

С 1464 по 1501 гг. неоднократно предпринимались попытки создания статуи, и каждый раз безуспешно. В мышлении скульпторов еще не произошел ренессансный поворот, и подражание античным образцам еще не стало «трендом» эпохи.

Объединить реализм изображения фигуры Давида с античными традициями (и учтя при этом эскизы и работу предшественников, из-за чего мраморная глыба стала почти «неликвидом») удалось только Микеланджело.

Флорентийская каторга мастера

16 августа 1501 года Микеланджело подписал контракт стоимостью 200 флоринов со старшинами собора: статуя Давида во Флоренции должна была появиться через 2 года.

Чтобы скрыть процесс создания статуи от взглядов любопытствующих – и особенно от Леонардо, который довольно ревниво относился к успехам 26-летнего скульптора, пусть уже и создавшего изумительную Пьету – Микеланджело обнес место работы высоким забором.

Глыба имела массу повреждений, и разметка статуи должна была быть максимально точной: что-либо переделать было бы невозможно. Именно поэтому работа началась с создания левой руки Давида, согнутой в локте – сделать по-другому не позволила бы большая выбоина в глыбе.

Стоя на высоких шатких лесах, Микеланджело пришлось изрядно потрудиться над теми частями глыбы, к которым нельзя было прикасаться резцом, чтобы не нарушить пропорции будущего Давида. Эти части можно было обработать только полировкой.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось

Он трудился над Давидом в одиночку, без подмастерьев, и днем и ночью, и под палящими лучами летнего солнца, и в пронизывающий до костей зимний холод (работа шла под открытым небом).

Инструменты Микеланджело выковывал себе сам, но резцы быстро затуплялись от интенсивной работы – и он снова раздувал кузнечный горн. Это был каторжный труд, но и своеобразный экзамен для молодого мастера. Что там – Микеланджело было важно, чтобы его признала Флоренция!

Работа заняла 2 года, как и было указано в контракте. Но еще в течение 4-х месяцев Микеланджело полировал статую, придавая ей завершенный и совершенный вид.

По одной из легенд, закончив работу, он водрузил на голову Давида лавровый венок из начищенной меди. Это было не просто украшение – таким образом, Микеланджело подчеркнул духовную связь своей статуи с античными традициями скульптуры, согласно которым лавровый венок, позолота и даже разукрашивание статуй было в порядке вещей.

Совершенная красота на службе у республики

25 января 1504 года у Собора Санта-Мария-дель-Фьоре собрались лучшие из лучших мастеров Флоренции: художники Леонардо, Боттичелли, Перуджино, Филиппино Липпи, архитекторы Антонио и Джулиано Сангалло, скульпторы Андреа делла Роббиа и Андреа Сансовино.

Им предстояло принять важное решение: достойно ли справился Микеланджело со своей задачей – создать чуть ли не из бросовой глыбы мрамора более-менее приличную статую прославленного иудейского царя.

Давид Микеланджело - символ победы разума над силой

Давид сразил всех. Не было больше места ни ревности, ни соперничеству – статуя была превосходна. Обычно произведение искусства требует времени для его осмысления и признания. Но впечатление, которое произвела статуя Давида во Флоренции, едва разобрали окружавший ее забор, было подобно удару молнии.

Ничего более совершенного современникам Микеланджело видеть еще не приходилось. Полвека спустя Вазари писал, что, когда видишь эту статую, бессмысленно искать что-то более совершенное – как в прошлом, так и в современности.

Незамедлительно Синьория приняла решение о том, что Давид Микеланджело , как символ победы разума над силой, должен стать и символом обновленной Флорентийской республики, избавившейся от тирании Медичи (как показало время, ненадолго).

Установить Давида решили на площади Синьории, перед главным входом в , вместо «Юдифи» Донателло, бывшей символом флорентийской свободы до момента появления шедевра Микеланджело. Перевозка статуи от собора до площади производилась с величайшей осторожностью и заняла 4 дня – 14-18 мая 1504 года.

500 лет истории Давида

В 1527 году, во время восстания во Флоренции, в результате которого Медичи в очередной раз вернулись к власти, защитники республики, укрывшись в , оборонялись от нападавших всем, что попадется под руку.

Одна из тяжелых лавок, пущенная из окна, угодила в статую Давида. Результат был плачевен: левая рука гиганта была разбита вдребезги. Собрать осколки удалось только спустя 3 дня, и собрал их тогда еще совсем юный Вазари вместе с другом, будущим известным художником Чеккино Сальвиати.

Но восстановить статую Вазари удалось только через 16 лет, в 1543 году, по распоряжению Козимо I Медичи, пожелавшего задобрить свободолюбивых флорентийцев милосердным жестом по отношению к символу ненавистной республики.

У входа в Палаццо Веккьо установлена отличная копия Давида

Дожди, зной, пыль веками изнуряли статую. В XIX веке было проведено 2 крайне неудачных реставрации: в результате первой статуя Давида Микеланджело была покрыта воском, во время второй – воск смыли вместе со старинной патиной, защищавшей мрамор от разрушения.

В 1873 году власти города приняли решение о ее переносе в , несколько позже пристроив для нее и других шедевров Микеланджело специальное крыло – круглую Трибуну.

Вместо оригинала у входа в Палаццо Веккьо установили отличную копию. Во время Второй мировой войны из-за опасения, что во время бомбежек Флоренция утратит свой символ, над статуей надстроили дополнительный саркофаг. После войны он был разобран, и доступ к Давиду снова был открыт.

Как и где увидеть статую Давида

Статуя Давида Микеланджело по-прежнему находится в , в самом центре Трибуны. Доступ к статуе свободный, несмотря на то, что в 1991 г. некто Пьеро Канната нанес по ней два удара молотком, отбив средний палец левой ноги Давида. Но теперь предприняты беспрецедентные меры безопасности, и статуе, так же как и посетителям Галереи, ничто и никто не угрожает.

Галерея Академии открыта ежедневно – со вторника по воскресенье – с 8:15 до 18:50. По понедельникам, а также 1 января, 1 мая и 25 декабря Галерея закрыта.

Билеты можно приобрести на месте, но нередко, и особенно в сезон школьных экскурсий, очередь в кассу может отнять от 1-го до 3-х драгоценных часов.

Многие считают именно статую Давида самым красивым и впечатляющим произведением “эпохи Возрождения”. Сейчас оригинал статуи установлен во Флоренции в Академии Изящных Искусств. Последняя реставрация этого творения Микеланджело Буонарроти была проведена в 2003 году и сейчас на нее можно посмотреть, посетив здание академии.

В этой статье мы расскажем о самой статуе, о том, как добраться до Академии Изящных Искусств и почему именно библейский Давид стал одним из символов Флоренции.

1504-м году, когда работа была закончена, статуя оказалась настолько прекрасной, что возникли споры о том, где ее установить. Изначально ее планировали установить рядом с Флорентийским собором, но многие поняли, что ее разумнее поставить на центральной площади. Статуя имела не только религиозное, но и политическое значение.

Давид, сразивший воина-гиганта Голиафа всего одним выстрелом из пращи, был очень близок жителям Флоренции. Город-республика Флоренция была небольшой по размеру, но гордой страной, которая постоянно находилась под угрозой вторжения гораздо более сильных соперников. С севера угрожала Франция, а с юга Папская область. Теперь вы понимаете, почему образ Давида был так популярен в произведениях искусства флорентийских авторов.

Со статуей происходило много приключений, она прошла несколько реставраций, о чем мы расскажем в конце этой статьи.

Как добраться до Академии Изящных Искусств, где находится статуя Давида.

К сожалению, во Флоренции нет метрополитена, а основным транспортом в городе является автобус. Академия находится в самом центре города, прямо на пересечении основных маршрутов. Очень вероятно, что один из автобусов, идущих к академии, останавливается недалеко от вашего отеля.

Ищите автобусы с номерами 6, 14, 19, 23 и 31, на них нужно доехать до остановки “Ss. Annunziata - Istituto Degli Innocent”. Или на автобусах 1, 11, 17, 19, 52, 54, 82, С1 или G нужно доехать до остановки "Ricasoli - Gran Caffe" San Marco".

Билет в кассе стоит (на момент написания статьи) 6,5 евро, что для Италии можно считать очень “демократичной” ценой.

На что обратить внимание, когда будете осматривать статую Давида.

Первое сильное впечатление, которые вы получите и без нашего совета, произойдет от размера статуи. Конечно, впечатления от осмотра произведений искусства у всех разные, мы понимаем, что все это очень субъективно. Статуя имеет высоту 5,16 метра и еще подставка возвышает ее на 20 сантиметров. Выглядит библейский герой величественно.

Согласитесь, не все предметы большого размера производят сильное впечатление на людей, есть разница между чем-то просто большим, и тем, что кажется грандиозным. Статуя Давида работы Микеланджело Буонарроти как раз хороший пример второго случая, она не обладает исполинскими размерами, но выглядит впечатляюще.

Второе, на что следует обратить внимание, это взгляд Давида. Он напряжен, ведь он готовится к бою с могучим Голиафом.

По преданию Голиаф был не просто большим, а просто огромным воином. Его рост составлял 2,7 метра. Вероятнее всего это ошибка перевода древних мер длины или просто намеренное приукрашивание победы, которым в древнем мире не брезговали.

Напомним, что Давид вышел победителем из этой схватки, поразив Голиафа единственным выстрелом из своей пращи. На статуе он как раз изображен с этим оружием. Эта скульптура отличается от многих других, изображающих этот сюжет. Обычно, Давида изображают уже после победы, а Микеланджело показал героя перед схваткой.

И не забывайте, что в Академии Изящных искусств во Флоренции собрано еще много всего интересного, кроме знаменитого творения Микеланджело.

“Приключения” и реставрации статуи Давида.

Первое “приключение” случилось со статуей еще в момент ее перевозки к Палаццо Веккьо. Группа сторонников свергнутой династии Медичи попыталась нанести ущерб скульптуре, но ничего путного у них не вышло. Вторая опасность угрожала статуе уже в 1512 году когда в основание ударила молния, к счастью, повреждений самой статуи не было.

В 1527 году во время восстания статуя сильно пострадала, так как сторонники республики укрылись в Палаццо Веккьо и бросали на противника камни и даже мебель. У скульптуры пострадала левая рука и праща. После того, как беспорядки утихли, статую восстановили.

В 1843 году было принято решение отреставрировать статую, так как 350 лет ее нахождения на открытом воздухе сильно испортило внешний вид. Методы реставраторов 19-го века были просто ужасны. Использовалась кислота и режущие инструменты, верхний слой мрамора был просто удален.

В 2003 году была проведена комплексная реставрация, и сейчас во Флоренции вы сможете посмотреть на Давида в самом лучшем виде.

Удачного вам посещения Флоренции и читаете наши материалы об Италии на сайт (ссылки можно найти ниже ).

Пятиметровая статуя юноши, древнеизраильского царя Давида, поражает зрителей даже сегодня, когда мир привык к гигантским сооружениям. Однако броский взгляд не в состоянии оценить подлинного мастерства художника. Скульптор, обтёсывающий глыбу мрамора такого размера и превращающий её в пропорции идеального человеческого тела, непременно должен обладать превосходной зрительной памятью: ведь в каждый момент времени у него перед глазами находится только небольшая часть всей фигуры.

Надо сказать, что художнику требовалось изобразить фигуру Давида как бы в движении, использовав классическую динамическую позу – контрапост. При этом для усиления художественного эффекта Микеланджело прибегнул к искажению реальных пропорций тела, даже устранил «лишние» мышцы. То, что Микеланджело создавал практически в одиночку, сегодня исследуют учёные, использующие технику и компьютерное моделирование. Понятно, что «Давид» Микеланджело вполне заслуженно занесён в число наиболее значительных творений человеческого гения.

Об этой фигуре ещё при жизни великого мастера ходило множество легенд и анекдотов. Многие из них приведены в его биографии, написанной Вазари. Например, рассказывали, что главе Флорентийской республики не понравился нос «Давида», мол, слишком длинный, и он попросил Микеланджело его укоротить; скульптор притворился, что укорачивает нос, хотя на самом деле ничего не сделал; но глава республики на сей раз сказал: «Вот теперь нормально!». Всё это, разумеется, легенда.

Другая такая же легенда повествует, что гигантская мраморная глыба, над которой работал предыдущий скульптор, после его смерти стала считаться испорченной и готовилась к выбросу; Микеланджело якобы выкупил её за бесценок, а затем удивил мир готовой скульптурой. Но этот рассказ хотя бы частично отвечает действительности: начатая задолго до Микеланджело статуя, прозванная Гигантом, на самом деле долгое время стояла без дела – взявшиеся за неё мастера умерли.

Главным из них был Дуччо – ученик Донателло; также сам Донателло должен был принимать участие в создании «Давида». Как бы то ни было, великие флорентийцы прошлого не смогли закончить своё творение, оставив кучу мрамора мокнуть под дождём на площади возле собора. Но затем власти города пожелали продолжить работу над статуей, для чего перед этим пригласили целую группу экспертов. Среди этих экспертов был и Леонардо. Все они признали глыбу годной для работы. Создание произведения поручили Микеланджело, который уже стал набирать известность в республике.

Сам Микеланджело говорил, что буквально воюет со своей статуей: «Давид», мол, вооружён пращой, а я, Микеланджело, луком. Всё дело в имени скульптора, которое в переводе означает «архангел Михаил». Но было в этой работе и соперничество с легендарным израильским царём: Давид с помощью пращи победил Голиафа, а архангел Михаил с луком воевал с самим сатаной. Возможно, Микеланджело ощущал, что они оба – он и его герой, каждый со своей стороны, сражаются против сил зла.

В современную эпоху, начиная с XIX века, «Давид», как и многие другие шедевры эпохи Возрождения, стал объектом китча и коммерческой культуры: создаются многочисленные «копии» и «вариации» шедевра Микеланджело, фото-, живописные и графические произведения, эксплуатирующие творение великого мастера.

Религиозная или гражданская скульптура?

Гражданский посыл скульптуры «Давид» флорентийцы оценили практически сразу. Поэтому лишь немногие настаивали на том, чтобы статуя оставалась возле собора: большинство людей согласились, чтобы она была перенесена в здание, где заседал правительственный совет.

Фигура Давида уже давно стала ассоциироваться у флорентийцев с независимостью и мощью их республики. До Микеланджело скульптурное изображение этого юноши создавали другие великие флорентийские мастера.

  • Одно из них – скульптура Верроккьо «Давид», для которой, по преданию, позировал сам Леонардо. Это бронзовая статуя, на лице которой играет своеобразная полуулыбка, которую впоследствии так полюбит сам Леонардо.
  • Другая статуя принадлежит Донателло. Она уже мраморная. В ней Донателло, работавший как бы в двух стилях – «реалистическом» и «классическом», пришёл к определённому компромиссу, создав произведение достаточно возвышенное и вместе с тем оригинальное, не копирующее античные статуи.

Все предшественники Микеланджело изображали Давида торжествующим после сражения. Микеланджело же принёс новый иконографический облик юноши, изобразив его готовящимся к битве. Выражение лица его достаточно спокойное, но мышцы напряжены. Давид – образец обнажённого мужского тела, излучающего силу и мощь; только худощавость и непропорционально большие руки говорят зрителю, что перед нами всего лишь юноша.

В ХХ веке власти Иерусалима отказались принять копию статуи от флорентийцев, так как в произведении Микеланджело Давид не обрезан, да и вообще – изображён в виде молодого итальянца XVI века.

Если картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти с их преимущественно гражданским посылом и реалистичностью в основном благосклонно принимались высшим светом общества – богатыми горожанами, дворянами и церковными деятелями, то творчество его более позднего тёзки, Микеланджело Караваджо, публика отказывалась принимать, всячески отвергая: говорили, например, что религиозные полотна Караваджо выполнены не по церковным канонам.

Караваджо также стремился к безудержному реализму, однако его реализм не был возвышенным: художник будто обнажал самые неприглядные стороны действительности. Возвышенное у Караваджо довольно «низменно»; так, особое возмущение у публики вызвала картина, на которой евангелист Матфей изображён в облике крестьянина. Кажется, народ устал от игр в реалистичность, либо слишком быстро осознал, что реальность не совсем такова, как в произведениях ренессансных мастеров. Караваджо, творивший в эпоху барокко, отличался от своих современников не только неустанному стремлению к реализму, но и резким противопоставлением света и тени.

Видео: Скульптура. Давид Микеланджело

Искусство Италии 16-го века
Скульптура Микеланджело «Давид». Высота скульптуры 547 см, мрамор. В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Здесь он смело берется за исполнение колоссальной статуи Давида из огромного блока мрамора, над которым уже в свое время работал один неудачливый скульптор и, как всеми считалось, безнадежно его испортил. Несмотря на необычный масштаб скульптуры и трудности, возникшие из-за формы каменного блока, Микеланджело блестяще справился с задачей. Выработка условий заказа на эту статую и обсуждение вопросов ее установки осуществлялись при участии должностных лиц Флорентийской республики, представителей цехов и выдающихся художников, а открытие монумента в 1504 году превратилось в народное торжество. Данный факт свидетельствует о том, что уже современники отдавали себе отчет в большом общественном значении этого произведения, – недаром архитектор Джулиано да Сангалло прямо назвал статую Давида общественным памятником.

Достаточно вспомнить прославленные статуи юного Давида работы Донателло и Верроккьо, чтобы убедиться, как далеко ушла от скульптуры 15 века монументальная пластика Высокого Возрождения. В отличие от своих предшественников Микеланджело изобразил Давида перед совершением подвига. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. Гигантские размеры статуи, невиданное еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл – это олицетворение безграничной мощи свободного человека; юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды.

В скульптуре «Давид» у Микеланджело впервые появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilita. Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. Художественный язык скульптуры «Давид» отличается ясностью и простотой: выразительный силуэт, четкий контур, ясные членения, отсутствие противоречивых элементов в трактовке движения и в скульптурной моделировке – все служит максимально отчетливому выражению основы образа – концентрированной целеустремленной воли.