Разное

Останки леонардо да винчи будут исследовать. В погоне за мифами

Игорь Попов

Секрет улыбки Моны Лизы
наконец-то разгадан! Оказывается,
рисуя Мону Лизу с натуры,
Леонардо да Винчи громко пукнул.

Сегодня мы с вами поговорим о великом ученом и великом мистике, тайнознатце и масоне Леонардо да Винчи и о его интимных друзьях - любимых юношах. Вот, например, кто такая Мона Лиза - Джоконда? Одна из версий, что это автопортрет самого Леонардо да Винчи. Еще одна версия - художник, будучи геем, нарисовал не себя, а своего любимчика - ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с Леонардо в течение двадцати шести лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину Капротти в наследство, когда скончался в 1519 году. Есть также компьютерные сопоставления - реконструкции портретов (объемно-плоскостное моделирование) Моны Лизы и Джиана Джакомо Капротти. Эти реконструкции показывают 87% соответствия изображений, а это со счетов скидывать нельзя. Также Леонардо написал с Джиана Джакомо Капротти двух Иоаннов Крестителей и одного ангела.

Как сэр Исаак Ньютон (смотри мою статью в «Квире» №3 (104) за этот год), так и Леонардо да Винчи были не столько великими учеными, сколько великими мистиками. Да Винчи был членом, а потом Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона». Годы жизни Леонардо совпадают по времени с началом самоорганизации вольных каменщиков - франкмасонов.

Но давайте всё по порядку. Гениальный механик, философ, математик, анатом, ботаник, музыкант, живописец, скульптор, архитектор, великий исследователь и великий мистик Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в маленьком городишке Винчи в провинции Тоскана, близ Флоренции (Италия). Отец Леонардо был обеспеченным нотариусом и масоном. Нет конкретных сведений о его матери; известно лишь, что она была крестьянкой по имени Катерина. Леонардо был незаконнорожденным, но на это тогда внимания не обращали, отец признал его, дал образование. Первым проявившимся феноменом Леонардо оказалась его манера письма. Он писал с помощью левой руки справа налево, опрокидывая буквы так, что написанное можно было разобрать, лишь используя зеркало. Однако в случае, если письмо предназначалось для кого-то другого, он писал как обычно.

Бытует гипотеза, что да Винчи контактировал с представителями внеземных цивилизаций, передавших ему ценные сведения, либо он сам являлся инопланетным представителем, который появился на Земле для того, чтобы помочь людям в области научных открытий.

Что касается нетрадиционной сексуальной ориентации Леонардо да Винчи, то к такому мнению склоняется большинство исследователей, спор лишь идет о том, кто был Леонардо - гей или бисексуал. (Мелькала там в его биографии какая-то донна, да и хер с ней, у кого по молодости этих донн не было?)

Чезаре Ломброзо в своих исследованиях (1863) доказал, что гениальность и помешательство идут рука об руку. Я в своих работах, в том числе опубликованных в «Квире» (2007, 2008), неоднократно показывал, что гениальность и нетрадиционная сексуальная ориентация так же стоят рядом. В этом я соглашаюсь с Зигмундом Фрейдом (1905, 1908).

Удивительное открытие сделал фотограф
Семенов из Великого Волока. Он разгадал
тайну улыбки Моны Лизы. Фотограф
считает, что Мона Лиза была просто дурой.

В 1476-1478 годах Леонардо да Винчи организовал свою собственную живописную мастерскую. Однако вскоре ему предъявили обвинение в содомском грехе. Леонардо вместе с тремя учениками был обвинен в совершении активного акта мужеложества над неким Джакопо (Джокобо) Салтарелли, семнадцатилетним натурщиком, братом ювелира. Нетрадиционные сексуальные отношения считались тогда великим злодеянием, наказанием за которое было сожжение на костре. Однако очевидцев преступления, а также самого обвинителя как-то вдруг не обнаружилось. Дело закрыли. Спастись от жестокой казни, возможно, помог еще и тот факт, что одним из задержанных оказался сын вельможи. Арестованных освободили после «легкой» порки. Представляется весьма вероятным тот факт, что Леонардо да Винчи спасли и от следствия, и от суда из-за принадлежности его к организации масонов.

Затем да Винчи переехал в Милан, где ему поручили создание Академии живописцев. Для нее он написал «учебники» о рисовании, освещении, тенях, движении, перспективе и чертах человеческого тела. Он работал при дворе Людовико Сфорца. В Милане родилась Ломбардская школа живописи из учеников Леонардо да Винчи. Сам да Винчи работал над созданием «Тайной вечери» на стене монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. В 1490 году он принял в свое жилище маленького Джиана Джакомо Капротти. Любые выходки мальчику прощались. Взаимоотношения с Джакомо Капротти оказались наиболее долговременными в судьбе великого Леонардо да Винчи, не желавшего заводить свою семью.

Когда в 1499 году французская армия вторглась в Италию, Леонардо вернулся во Флоренцию и стал военным инженером у Чезаре Борджиа. Его величественная фреска в честь победы Борджиа над французами так и не была завершена. Однако в тот флорентийский период Леонардо написал свою знаменитую «Мону Лизу».

Леонардо был скрытным человеком, который окружал себя ореолом секретности. В силу этого нам мало что известно о его частной жизни. Рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили ему ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Салаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также уже упомянутый нами прелестный мальчик, которого звали Джиан Джакомо Капротти. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества. По свидетельству современников, это были не только ученики, но и интимные друзья Леонардо.

Итальянские исследователи обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Святой Аннунциаты в самом центре Флоренции. Искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где да Винчи работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было пять - шесть человек. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, неподалеку находился госпиталь Святой Марии, где да Винчи мог заниматься анатомированием трупов.

Леонардо да Винчи потратил
почти двенадцать лет, рисуя
губы Моны Лизы. Просто его
часто отвлекали - то водокачку
им сделай, то кран подъёмный,
то летать, блин, хотим!

Творчество Леонардо да Винчи представлено как удивительными картинами и фресками, так и анатомическими чертежами, творениями архитектуры, планами механических машин, дневниками и манускриптами (около семи тысяч листов). Это был гениальный изобретатель и гениальный живописец.

Да Винчи разработал схемы металлургических домен; крутящийся высасывающий колпак для установки в дымоход; схемы печатных машин с автоматизированной загрузкой бумаги под пресс; схемы деревообрабатывающих установок; схемы ткацких станков; формулировку основ инерции, нареченную принципом Леонардо (позже перешедшую в закон инерции - первый закон Ньютона); автомат для изготовления железных винтов; машины для шлифования; чертеж подводной лодки; некое подобие танка - механизма, движимого группой воинов, сидящих внутри, и оборудованного двадцатью пушками; чертеж парового ружья; чертежи летательных аппаратов и парашюта; вращающуюся сцену; трехскоростную коробку передач; планы трубопроводов и ирригационных конструкций, прибор для замера яркости света; крутящиеся мельницы для изготовления тонких листов металла; план мобильных домов-конструкторов. Напомню: Леонардо жил во второй половине XV - начале XVI веков!

Леонардо да Винчи начертил проект «прародителя» нынешних вертолетов. «Я полагаю, если такой механизм довольно качественно выполнить и как следует раскрутить, благодаря поддержке воздуха аппарат сможет взмыть вверх», - писал сам автор летательного аппарата. Леонардо создал чертеж дельтаплана. В рукописях изобретателя есть эскизы некоторых птиц в процессе полета, такие рисунки просто невозможно выполнить без современных камер замедленной съемки. Может быть, это объясняется тем, что да Винчи использовал особенные психотехнические методики в целях улучшения восприятия реальности, развития памяти и воображения.

Леонардо да Винчи - родоначальник нынешней анатомии и ботаники. Именно Леонардо впервые изобразил структуру органов человека, исследовал формирование плода в теле матери и изготовил гипсовые слепки мозга. В средние века исследователи думали, что глаза излучают поток света, оказывающийся на объектах, которые мы видим. Да Винчи доказал реальный принцип работы человеческого органа зрения. За многие годы до рождения Исаака Ньютона Леонардо да Винчи открыл закон всемирного тяготения.

Среди произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания». Имеются предсказания о создании летательных аппаратов - вертолетов и самолетов; о телефонной, телеграфной и радиосвязи; об автомобилях и бронетехнике. Есть и предсказание о глобальном потеплении: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам, и снова упадет на жилища людей».

Да, Леонардо да Винчи не чужд был мистике и масонству. Начнем с того, что он был Великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона» («The Priory of Sion»). Впоследствии Великим магистром этой организации станет сэр Исаак Ньютон (смотри мою статью в «Квире» №3 (104) за этот год).

Юность и молодые годы Леонардо прошли под постоянным контролем масонов. Кстати, из предметов, которые были при себе у Леонардо да Винчи по прибытии в Милан, был массивный золотой медальон с жирно выгравированным масонским знаком и брелок на золотой цепочке. Брелок этот выполнен в виде миниатюрного и очень искусно сделанного циркуля - еще одного масонского знака. Документы подтверждают, что Леонардо да Винчи был «селекционно выведенным масонами изобретателем». Он должен был создавать для масонской организации оружие, многократно превосходящее уровень Средневековья.

Да Винчи все время спрашивал ее:
- Мона, Лиза?
Она ему говорила:
- Нельзя!
Он опять спрашивал:
- Мона, Лиза?
А она опять ему отвечала:
- Нельзя!
И загадочно так улыбалась…

Зигмунд Фрейд в 1910 году написал работу «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве». С тех пор да Винчи стал рассматриваться в качестве человека, оказавшего значительное влияние на современную психологию нетрадиционных сексуальных отношений. Во впечатлениях раннего детства Фрейд ищет истоки гомосексуализма, а также психологию и поведение гомосексуалов. Эта работа была написана, когда сам Фрейд анализировал чувства к своему бывшему любовнику Вильгельму Флиссу. (В следующий раз и о Фрейде кое-что занимательное вам поведаю. У Зигмунда-то нашего Фрейда рыльце тоже в пушку…) В этой работе Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности.

Найдена нижняя часть полотна
Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Теперь у специалистов не осталось
сомнения в том, что на картине
художник изобразил самого себя.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года во Франции, в замке Клу, скорее всего, от туберкулеза или сифилиса - настоящего бича тех времен. В первой четверти XVI столетия от венерической заразы в Европе скончалось около двадцати миллионов человек. Возможно также, причиной смертельного недуга могло быть отравление свинцом, который содержался в масляных красках (хотя это кажется мне маловероятным). Интимный друг Франческо Мелци был рядом с Леонардо до последних минут.

Великий мистик и учёный, любитель юношей нагих, в плащ длиннополый облачённый, да Винчи был из голубых. Где геи - там и гениальность, где гейниальность - там анал. Любовь всё это, а не сальность. Да! Винчи с юношами спал!

Игорь Попов, канд. мед. наук

Новости Италии. Продавать высокое искусство становится день ото дня всё труднее. Средний человек еще способен ненадолго, секунды на три-четыре, задержать взгляд на яркой картинке, хотя понять, что на ней, по правде говоря, у него недостает ни времени, ни желания.

Что бы там ни плели о предвечной неубывающей ценности шедевров, они, на самом деле, существуют только в глазах и умах: любой Рембрандт, доведись ему оказаться на оборотной стороне Луны, может творить без роздыху. Ценность этого будет меньше, чем если б голубь опростался.

А раз нужен зритель и слушатель, искусство редуцируется:

книги усыхают до гарриков, кино - до коубов и прочих вайнов; в общем, главное, чтобы на усвоение художества требовалась секунда, не больше.

А с классикой как прикажете быть? С многотомным Толстым или многочасовым Вагнером? Популяризаторы пускаются во все тяжкие: в Италии для этих целей есть даже специальная государственная конторка, начальник которой изобретает фишки, маркетинговые ходы, интригующие извивы сюжетов - сюжетов, в которых точка поставлена лет пятьсот тому. Вот, например, Мону Лизу популяризатор переоткрыл:

Джоконда - она, оказывается, гермафродит.

Сильвано Винчети, глава комитета по пропаганде исторического и культурного наследия:
Исследование было крайне трудоемким: мы совмещали методы исторические с инновационными и, в конце концов, разрешили эту загадку. Много было на этот счет толкований, а, оказывается, Леонардо просто рисовал двух моделей. Первая была Лиза Герардини, о чем известно всем. Она же - Джоконда, понятное дело. А вот вторым натурщиком был Джан-Джакомо Капротти. У нас есть неоспоримые этому доказательства, в частности, съемка картины в инфракрасном диапазоне, то есть послойное изучение полотна.

Винчети уверяет, что писать двоих Да Винчи был вынужден. Натуральная, из плоти и крови

Джоконда была мрачна и выдавить улыбку из себя не могла физически:

муж ее, как будто, шутов нанимал, чтобы во время портретирования смешили - всё тщетно. Но вдобавок, объясняет верховный итальянский популяризатор, сам Леонардо был… как бы это сказать… крайне сексуально демократичен, отчего

ему были милы ни мужчины, ни женщины, но андрогины.

Господин Винчети ответственно относится к своей работе: открытия, что переворачивают историю искусств, он совершает чаще, чем ему жалование выплачивают. Меньше года тому назад он, к примеру, объявил, что нашел бренные косточки Моны Лизы и готовится восстановить в точности ее облик. До этого верховный популяризатор разгадал тайну смерти Караваджо. Тот будто бы свинцовыми своими красками отравился. Сенсация должна быть короткой и громкой, как выстрел: твердо Винчети усвоил этот закон. Пока не поздно, его следует отправлять на повышение, в министры культуры, скажем, иначе он итальянцам всё окончательно переоткроет: останутся, бедняги, с разъясненными на нет кватроченто-чинквеченто. А зритель все равно будет путаться в именах Рафаэля-Уорхолла-Бэнкси.

Хотя Леонардо давно стал жертвой разъяснителей: его уже не спасешь. Он давний и безнадежный герой поп-науки, поп-искусства, поп-культа, да, вдобавок, еще и гей-икона.

Этим материалом я ни в коей мере не хочу замахнуться на «наше все в живописи Возрождения», тем более поколебать мнение о художнике, которого считаю основоположником во многом, гением своего времени и талантливейшим живописцем. Но, привыкши всегда узнавать о жизни тех, чьи картины вижу, я натолкнулся несколько раз на фразу в отношении великого да Винчи -
«Леонардо держал свою личную жизнь под особенным секретом, даже заметки в своем Дневнике он записывал специальным кодом» (Ох, уж этот код да Винчи!!!).
Напрашивается вопрос – что скрывал или чего боялся автор Дневника? Понятно, что никогда мы этого не узнаем, а что узнали, то к этому тоже нужно относиться, как к субъективным суждениям или даже предположениям. Тот же Джорджо Вазари, благодаря которому вышла «первая энциклопедия» - жизнеописание художников эпохи Возрождения, часто записывал не факты, а слухи, по принципу – «за что купил, за то и продал». Но, тем не менее, слухи на пустом месте не рождаются. Поэтому не относитесь к этому материалу, как к серьезному исследованию. Я просто собрал в интернете наиболее встречающиеся материалы о (предположительной!) личной жизни Леонардо да Винчи. И попытался их систематизировать. Что из этого получилось – судить вам!

Leonardo da Vinci Selbstportrait

Начну с того, что ныне «голубизна» и «педофилия» стали «притчами во языцах», этим даже бравируют, если не гордятся. Впрочем, понятно, что это явление родилось не вчера, ему тысячи лет.
Игорь Кон в своей книге «Любовь небесного цвета» пишет о том, что в эпоху Возрождения однополая любовь была не преступлением, а "красивым пороком", хотя формально содомия оставалось все-таки преступлением, за которое серьезно наказывали.

Гомоэротизм Возрождения

Многих гениев итальянского Возрождения подозревали или обвиняли в гомосексуализме и сексуальных связях с мальчиками. В большинстве случаев доказать или опровергнуть эти обвинения одинаково трудно: о личной жизни художников сохранилось слишком мало свидетельств, а истолкование творчества - дело довольно субъективное.
Вот только небольшая фактология по итальянцам.
Великого скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571) дважды, в 1527 и 1557 гг., привлекали к суду за связи с мальчиками, причем во второй раз он был вынужден признаться, и был приговорен к штрафу и четырем годам тюрьмы. Впрочем, он не только избежал тюремного заключения, но и продолжал пользоваться покровительством высоких лиц и выполнять заказы князей церкви.

Художник Джованни Бацци (1477 -1549) даже налоговые декларации подписывал своим прозвищем "Содома", под которым и вошел в историю живописи.

Флорентийский скульптор Сандро Донателло (1386-1466) предпочитал брать в ученики красивых мальчиков и по поводу его отношений с ними всегда ходили сплетни и анекдоты, на которые веселый и жизнерадостный художник не обращал внимания.

На Сандро Боттичелли (1444-1510) в 1502 году был написан анонимный донос, в котором его обвиняли в содомии с одним из его подмастерьев, но художник обвинения категорически отрицал и власти даже не начали по этому делу следствия.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564), отличавшийся страстным характером, в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности. Когда отец одного юноши, желая пристроить сына учеником к великому мастеру, предложил художнику использовать его в постели, тот с негодованием отверг это предложение. Некоторые исследователи считают, что Микеланджело вообще избегал физического секса, будь то с женщинами, или с мужчинами. Однако Микеланджело-художник определенно предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам явно присутствуют гомоэротические мотивы. При публикации сонетов в 1623 году внучатый племянник Микеланджело фальсифицировал их, заменив местоимения мужского рода на женские. Источником вдохновения для немолодого, а по тогдашним представлениям старого (в момент их первой встречи ему было 57 лет) художника была многолетняя страстная любовь к 23-летнему римскому дворянину Томмазо де Кавальери, которому Микеланджело дарил рисунки и посвящал любовные стихи. Впрочем, современные исследователи считают Микеланджело бисексуалом, поскольку известно о его любви к Виттории Колонна.

Репутацию содомита имел и Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 - 1610), который рисовал нежных женственных мальчиков, и с именем которого связано несколько громких скандалов. Его "Мальчика, играющего на лютне" и "Торговца фруктами" искусствоведы долгое время принимали за девочек.
Назвав большинство «титанов Возрождения», которые были замешаны в этом «красивом пороке», остается задать вопрос: А что же наш дружище Леонардо?

Факты или предположения

Из источников известно, что Леонардо да Винчи (1452-1519) окружал себя красивыми юношами на протяжении всей своей жизни. Впервые его имя было упомянуто в связи с содомией в 1476 году.
В этом году художнику было дважды предъявлено обвинение (причем по анонимному доносу) в содомии с 17-летним Якопо Андреа Сальтарелли (Jacopo d"Andrea Saltarelli). Замечу, что во Флоренции той эпохи процветали ложные доносы (так называемые «Рты истины»).
Сальтарелли был натурщиком, а «по совместительству проститутом», который был известен властям своими сексуальными авантюрами с мужчинами. Поскольку против Сальтарелли в 1476 во Флоренции было заведено уголовное дело, а да Винчи фигурировал в списке его клиентов, художник был арестован и два месяца провел в тюрьме, после чего был оправдан, поскольку не было свидетелей, и выпущен на свободу. В течение некоторого времени после этого, Леонардо и других подозреваемых держали под наблюдением «Офицеры Ночи» (Officers of the Night) - флорентийская организация, следившая за моралью в городе и боровшаяся против случаев содомии.
Существует версия, что Леонардо, как и прочие клиенты Сальтарелли ни в чем не обвинялся, а предстал перед судом в роли свидетеля.
Современный искусствовед Джеймс Саслоу (James Saslow) выдвигает еще одну версию, что обвинения с Леонардо "были сняты", поскольку в дело вмешался его уважаемый и богатый отец. Напомню, отец Леонардо - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо в 1452 году, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 1504 году в возрасте 77 лет. При этом, он имел 4 жен и десять детей, последний из которых родился, когда нотариусу стукнуло 75 лет.
Можно предположить, что средневековая коррупция работала отлаженно. Тем более, в версии Саслоу фигурирует фраза –«Леонардо не придется платить за преступление, поскольку мы за это уже заплатили (в буквальном смысле)». Какая версия, из приведенных выше, правдива – тайна!

Как бы то ни было, сохранившиеся архивные и юридические документы, воспоминания современников, факты его длительной жизни с молодыми людьми и отсутствие близких отношений с женщинами привели современных историков к выводу, что Леонардо интересовался в сексуальном плане исключительно мужчинами. О гомосексуальном либидо художника, которое сублимировалось в его творчестве, писал даже Фрейд в своем исследовании о художнике (1909-1913 гг.).

Leonardo da Vinci Autorretratto 1490-1500 гг. Галерея Уфиццы, Флоренция

Хотя, опять же в оппозицию предыдущей мысли, приведу другую цитату.
Художник испытывал вообще неприязнь к физическим отношениям. Леонардо приписывают слова: «Акт деторождения и все, что с ним связано - это так отвратительно. Человек умирал бы намного быстрее, если не было красивых лиц и чувственных отношений». Историки делают вывод: художник чувствовал отвращение не к телу (которое, как раз, воспевал в своих полотнах), а к сексу в частности.
Некоторые исследователи додумались до утверждения, что леворукость и зеркальное письмо художника являются явными признаками его гомосексуальных наклонностей.

Автопортрет Леонардо да Винчи (поздняя гравюра неизвестного автора)

Впрочем, любовь Леонардо к мальчикам была темой обсуждения еще в шестнадцатом веке.
В «Книге снов» (Il Libro dei Sogni), автором которой считается критик и теоретик искусства Джан-Паоло Ломаццо, есть диалог (в современной трактовке – интервью) «О мужской любви» (L"Amore masculino), одним из главных действующих лиц которого является Леонардо да Винчи, заявляющий:
«Знайте, что мужчины любят исключительно продукт силы, соединившись в дружбе с раннего возраста, они вырастают более мужественными людьми и верными друзьями».
«Желтизной», правда, попахивает продолжение этого диалога (судя по названию книги, по-моему, это либо приснилось автору, либо он выдвинул материал, как собственный манифест принадлежности к геям).
Вообщем, в диалоге собеседник спрашивает Леонардо о его отношениях со своим помощником Салаино:
«А Вы играли с ним в игры, которые так любят флорентийцы? (как в анекдоте, "намекая на зайцев")»
На что художник отвечает:
«И сколько раз! Имейте ввиду, что он был красивым молодым юношей, особенно в свои пятнадцать лет».
Впрочем, подобранный им в Милане красивый юноша Салаи, действительно, был его учеником, слугой, подмастерьем и многолетним спутником жизни художника. Но об этой яркой фигуре стоит рассказать отдельно.

Ангелочек или Дьяволёнок?

Салаи или Салаино (в переводе – дьяволёнок)
Salai, Il Salaino
Настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено
Gian Giacomo Caprotti da Oreno

Неизвестный художник Portrait of Gian Giacomo Caprotti, said Salai. 1502-03 гг. Collection of the Alois Foundation, Liechtenstein.

Итальянский художник, слуга и ученик Леонардо да Винчи.
Салаи был сыном сапожника из Монца Джованни и его жены Катарины, которые жили в городке Орено неподалеку от Милана. У парня было еще два (видимо, старших) брата, о которых стало известно, поскольку они периодически появлялись в доме Леонардо, выпрашивая у Салаи деньги.
Впервые Салаи появился в доме художника 22 июля 1490 года десятилетним мальчиком.
Откуда это известно с точностью до дня? От «всезнающего» Вазари, который, кстати, считается первым биографом да Винчи!
Именно он так подробно описывает юношу в своей книге:
«В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо».
Впрочем, и сам Леонардо в дневнике (о котором речь пойдет ниже) написал:
"Джакомо поселился со мной в день Магдалины, в 1490 году, в возрасте десяти лет".

Отношения у них, как пишут современники, были не из легких. Год спустя, Леонардо сделал список проступков мальчика, назвав его при этом «вором, лжецом, упрямцем и обжорой». Неплохая характеристика для слуги!
«Дьяволёнок», по крайней мере, пять раз воровал деньги и ценности, потратил кучу денег на одежду и обувь, приобретя за год двадцать четыре пары (!!!). Напомню, парню было всего 11 лет!
Единственное оправдание вижу в том, что Салаи обворовывал хозяина, чтобы снабдить деньгами и одеждой «мздоимцев»-братьев.

Далее подробности о проделках Салаи рассказывают дневники Леонардо, цитаты из которых встречаются по всему интернету. Но, позвольте, они же были закодированы самым Маэстро!!!
Впрочем, после бестселлера Дэна Брауна ничего невозможного нет.
Итак, как говорил один из лицедейских клоунов – «Пилите, но подозревайте!».
Цитирую текст, сомневаясь, что это цитаты из дневников самого да Винчи.

…На второй день я заказал ему четыре рубашки, пару штанов и плащ. Когда я положил рядом с собой деньги, чтобы заплатить за все эти вещи, он украл их у меня из кошелька. И я так и не заставил его признаться, хотя совершенно в этом уверен.

…7 сентября украл пряжку стоимостью 22 сольди у Марко, живущего у меня. Пряжка эта была серебряной, и украл он её из моего кабинета. После того как Марко долго искал ее, она была найдена в сундуке названного Джакомо.

…Когда я был в доме Галеаццо Сансеверино и подготавливал его выезд на турнир, несколько оруженосцев разделись, чтобы примерить костюмы дикарей, приготовленные для праздника. Джакомо подкрался к кошельку одного из них, лежавшему на кровати вместе с другими вещами, и взял все деньги, которые там нашел, - 2 лиры 4 сольди. Когда я получил в подарок турецкую шкуру, чтобы сделать из нее пару сапог, Джакомо через месяц украл ее у меня и продал за 20 сольди. И на эти деньги, как он мне сам признался, купил анисовых конфет.
Марко д’Оджоне тогда едва не убил похитителя и впоследствии сожалел, что этого не сделал, поскольку, в конце концов, Салаино вынудил его покинуть мастерскую раньше, чем Марко намеревался.

Само собой напрашивается вопрос: почему Леонардо такого прохвоста держал при себе? Не проще было его вышвырнуть вон и взять другого слугу и ученика? Учитель разглядел в ученике талант? Но почему тогда Салаино не стал известным художником? Он привязался к мальчику и любил его отцовской любовью (при живых родителях), прощая ему все проступки? Или все же любовь была не отеческая, а она, как правило, слепа?
Как видите, одни вопросы.

Leonardo da Vinci Drawing of Salai.

А Салаино, тем не менее, оставался его слугой и помощником в течение почти тридцати лет.
И на картинах Леонардо не раз появлялся красивый, кудрявый подросток.

Салаино в творчестве да Винчи

Общеизвестно, что юноша послужил моделью для картины Леонардо «Иоанн Креститель» и, скорей всего, для Иоанна Крестителя в образе Бахуса, написанным пятью годами ранее, поскольку и композиции. и лица очень похожи.

Leonardo da Vinci St John in the Wilderness (Bacchus) 1510 г.

Leonardo da Vinci St John the Baptist 1513-16 гг.

Кроме того, имя Салаино было найдено написанным, а потом зачеркнутым на обороте эротического рисунка 1513 года «Воплощенный Ангел» (The Incarnate Angel). Как иронично! Рисунок находится в коллекции королевы Виктории в Великобритании.

Leonardo da Vinci The Incarnate Angel (Erotic drawing). 1515 г.

Искусствоведы Мартин Кемп и Джеймс Саслоу в 1986 году, а вслед за ними и известный всем Дэн Браун в своей книге «Код да Винчи», выдвинули версию, что на картине «Тайная вечеря» по правую руку от Христа сидит не Иоанн Богослов, а Мария Магдалина. Действительно, фигура и лицо выглядят очень женственно.

Leonardo da Vinci The Last Supper (detail) 1498 г.

Многолетние споры и исследования доказали лишь то, что портрет Иоанна-Магдалины очень похож на портрет Салаино в Иоанне Крестителе, а значит, на картине мужчина, а не женщина. Кроме того, открылся факт, что Леонардо писал Салаино еще в 1498 году для «Тайной вечери».

Leonardo da Vinci The Last Supper 1498 г.

Летом 1499 года в Италию вторглись французы, и в начале сентября Лодовико Моро, покровитель Леонардо, уехал из Милана в Тироль. Леонардо ждал до декабря, что Моро вернётся, после чего решил вместе с Лукой Пачоли уехать в Венецию.

Charles Lemoine Leonardo Painting the Mona Lisa (Engraved). 1845 г. Paris, Bibliothèque Nationale.

Из учеников Леонардо взял только самого любимого, Салаино, которого во что бы то ни стало хотел сделать настоящим художником. (Опять же возник вопрос – так почему же не сделал?)

Смена пажеского караула.

В 1506 году у Салаино появился «соперник». В этом году Леонардо взял себе в ученики 15-летнего сына аристократа из Ломбардии, графа Франческо Мельци.

Франческо Мельци
Francesco Melzi

Francesco Melzi Purported self-portrait (Предполагаемый автопортрет). Museum Bonnat, Bayonne.

Итальянский живописец ломбардской школы, ученик Леонардо и его главный творческий наследник.
В одном из писем домой юноша написал, что великий художник питает к нему «чувства глубоко страстной и самой пламенной любви» (sviscerato et ardentissimo amore). Может на основе этой восторженной юношеской фразы и построена версия о том, что Мельци был тоже любовником Леонардо.

Giovanni Antonio Boltraffio Portrait of Francesco Melzi (Drawing). 1510 г. Biblioteca Ambrosiana, Milano

В результате дальнейшие путешествия по Италии совершались втроем.
О характере отношений Салаи с Мельци ничего достоверно не известно.
В мае 1513 года умер папа Юлий II, и на его место был выбран сын Лоренцо Медичи, принявший имя Льва X. Началось настоящее паломничество художников в Рим. Туда же со своими учениками (Салаи, Мельци, Лоренцо и Фанфойа) отправился и Леонардо. Художник присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болоньи 19 декабря 1515 года. Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. В 1516 году Леонардо принял приглашение короля приехать во Францию и поселиться в замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз.

Перед отъездом во Францию Леонардо распрощался с Салаино. Опять же вопрос: почему??? Боялся, что ученик скомпрометирует его и будет красть серебряные ложки из королевского сервиза? И почему накануне отъезда Леонардо взял нового слугу - Баттисту де Вилланиса. В чем старый слуга Салаино провинился? Опять одни вопросы...

Вообщем, художник оставил Салаино «Мону Лизу» и дал приличную сумму денег, чтобы тот мог построить себе дом в принадлежащем Леонардо винограднике. Есть сведения, что через некоторое время после смерти Леонардо Салаи женился на женщине по имени Бьянка, а позже был убит в драке.

Хотя Салаи всегда был представлен "учеником" Леонардо, историки считают, что он никогда не производил художественно ценных работ. Салаи приписываются алтарный образ с Петром и Павлом в миланской галерее Брера и копии с работ учителя - «Вакх», «Леда», «Иоанн Креститель», «Св. Анна», «Мадонна» в Будапештском музее изобразительных искусств.

Salai John the Baptist, a copy of Leonardo

Франция

О Франческо Мельци же, в свою очередь, всегда пишут не только, как друге и спутнике жизни Леонардо, с которым он провёл и свои последние три года жизни во Франции, но и о как любимом ученике.

Giovanni Antonio Boltraffio Portrait of Francesco Melzi. 1510 г.

Francesco Melzi Ritrato di Leonardo da Vinci.

Во Францию вместе с Леонардо и Франческо Мельци поехал и новый слуга Баттиста де Вилланис.
В этой поездке Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Аррагонский. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать. У мастера онемела правая рука, затем ее парализовало, и художник с трудом передвигался без посторонней помощи.

Михаил Анчаров Леонардо 1947 г.

«Его миланский ученик – вспоминал кардинал (а им мог быть только Мельци), - писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя». Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые полотна, приписываемые ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитую «Коломбину» из Эрмитажа.

Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе и был похоронен в замке Амбуаз.

François-Guillaume Ménageot The Death of Leonardo da Vinci in the Arms of Francis I 1781 г.

Jean-Auguste-Dominique Ingres Death of Leonardo da Vinci. 1818 г.

Франческо Мельци оставался с учителем до самой смерти и стал его основным наследником. Кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и унаследовал огромный архив великого художника.
Не забыл Леонардо в завещании и о Салаино. Он вместе с Баттистой де Вилланисом, согласно завещанию, получили по половине миланского виноградника, подаренного да Винчи его покровителем Людовико Моро.

Как следует из записей слуги Баттисты де Вилланис от 10 августа 1519 года, до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции. В Италию Мельци вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте. Будучи состоятельным человеком, Мельци тоже писал не очень много. Он занимался обслуживанием и содержанием наследия Леонардо да Винчи, издал записи Леонардо о живописи в книге под названием «Трактат о живописи» («Trattato della Pittura»).

Мельци умер приблизительно в 1570 году почтенным господином в своём фамильном имении Ваприо д’Адда. Наследники Франческо быстро распродали наследие Леонардо, которое Мельци так берёг. Часть наследия великого Леонардо из-за этого была утеряна навсегда.

Монумент да Винчи.

Эпилог

Вот такая грустная история. Закончить ее хочу цитатой из книги Кона.
«С кем спали и кого любили художники Возрождения, в общем-то, не так уж важно. Существенно то, что они создали новые образы мужского тела, любви и чувственности. Выставленная напоказ мужская нагота стала волновать и тревожить воображение».

Sculptor Pietro Magni Leonardo da Vinci monument. Milan, Piazza della Scala.

Источники – Википедии и мои переводы отсюда: , , .


Ее автор — известный американский хирург и публицист Леонард Шлейн — попытался объяснить гениальность своего великого тезки с точки зрения нейробиологии. Сам автор называет свои исследования« посмертным сканированием мозга» Леонардо да Винчи. Был ли у Леонардо особенный мозг, который обусловил его удивительные и разнообразные таланты? Как устройство его нервной системы было связано с тем, что он был амбидекстром, вегетарианцем и — возможно — геем?

Леонардо и его полушария

С точки зрения нейробиолога, всякую личность формирует межполушарная асимметрия головного мозга. Левое и правое полушария выполняют разные функции, иногда сотрудничая, а иногда« конкурируя», подавляя другу друга. Тем, какое полушарие доминирует, обусловлено то, что некоторые из нас лучше управляются с цифрами, а некоторые — например, с нотами или рифмами. В «парламенте» Леонардо обе« палаты» обладали равными полномочиями и были хорошо связаны. По мнению автора книги, мозолистое тело, связывающее полушария его мозга, «буквально лопалось от переизбытка нервных волокон». В силу этого равноправного взаимодействия да Винчи мог, к примеру, одинаково хорошо писать слева направо и наоборот(ученые находили такие зеркальные рукописи). Но главное, это делало его разносторонне одаренным гением, которого считают своим и физики и лирики.

Леонардо и стрекозы

Одержимость Леонардо летательными аппаратами, его вклад в будущее воздухоплавания можно объяснить тем, что он обладал« быстрым зрением». В записях Леонардо есть описание стрекозы, в котором говорится, что она« летает на четырех крыльях, и когда передние поднимаются, задние опускаются». Нервы, соединяющие глаз и мозг были устроены у него особым образом — благодаря этому да Винчи мог описать и нарисовать полет насекомого или птицы так, будто видел его в «замедленном кадре».

Леонардо и «дистанционное зрение»

В 1970-е годы в рамках программы когнитивных исследований Стэнфордского университета был проведен эксперимент, выявивший у некоторых подопытных способность видеть« на расстоянии». Изолированные от внешнего мира люди подробно описывали случайным образом выбранные местности, в которых никогда не бывали — в том числе, засекреченные военные объекты. Леонард Шлейн считает, что подобным« дистанционным видением» мог обладать Леонардо да Винчи. В пользу этой теории говорит множество составленных художником географических карт — по меркам тех лет невероятно точных. Мало того, что Леонардо оставил множество подробных описаний территорий, на которых никогда не бывал(к примеру, в Сирии или в Армении). На его картах были детали, одни из которых можно было увидеть лишь с высоты птичьего полета, другие — и вовсе только из космоса.

Леонардо да Винчи

Долина Вальдикьяна в Италии с высоты птичьего полета


Расстояние от Солнца до Земли

Вертолет

Леонардо и путешествия во времени

Еще одна гипотеза Шлейна, напрашивающаяся на то, чтобы по ее мотивам снял научно-фантастический блокбастер Кристофер Нолан(режиссер фильмов« Начало» и «Интерстеллар»), состоит в том, что да Винчи мог путешествовать сквозь пространственно временной континуум.

Его левое« рациональное» полушарие порой уходило на каникулы, вследствие чего мозг достигал квантового состояния. «Видение» Леонардо преодолевало не только космические расстояния, но и любые временные промежутки. Отсюда и множество научных и философских прозрений, опередивших свое время. И громадное количество работ, оставшихся незаконченными: возможно, мозг Леонардо просто не воспринимал время как линейное явление, имеющее начало и конец.

Есть мнение, что в образе Давида художник и скульптор Андреа дель Верроккьо изобразил юного ученика своей мастерской — Леонардо да Винчи.

Леонардо и секс

По свидетельствам современников, Леонардо был приятным собеседником, он обладал мягкими манерами и изрядным чувством юмора, прекрасно пел, играл на музыкальных инструментах. Среди его великолепных карт, невероятных чертежей, революционных философских или научных трудов можно обнаружить рекомендации по изготовлению и использованию парфюмов(«Возьми хорошую розовую воду и налей себе на руки, затем возьми цветок лаванды, растирай его между ладонями и будет хорошо» ). Он носил короткие туники ярких оттенков, в то время как его современники-мужчины одевались в темные длинные плащи. Он брал на обучение мальчиков — красивых, но лишенных каких-либо талантов. Однажды он и еще пятеро молодых людей были обвинены в содомии — в итоге Леонардо не признали виновным, но и не оправдали. В то же время не сохранилось свидетельств о том, что его когда-либо связывали отношения с женщинами, а сам да Винчи писал: «Акт соития и все, что стоит с ним в связи, так отвратительны, что люди скоро бы вымерли, если бы это не был освященный стариной обычай».

Среди биографов бытует две версии относительно сексуальной ориентации Леонардо — он либо был геем, либо испытывал отвращение ко всяким плотским утехам. Так или иначе, его сексуальные предпочтения были далеки от тех, что все еще считаются стандартными.

В сочетании с леворукостью и ярко выраженным творческим началом это позволяет Леонарду Шлейну сделать вывод о том, что предполагаемая гомосексуальность да Винчи была обусловлена генетически и сопровождалась особым устройством мозга. Передняя комиссура и мозолистое тело его мозга очевидно были значительно больше, чем у стандартного праворукого гетеросексуального мужчины, — вот почему розовая накидка Леонардо едва доходила ему до колен.

Леда и Лебедь (копия утраченной работы Леонардо, приписываемая Франческо Мельци)


Леонардо и мясо

Помимо прочего, Леонардо был еще и вегетарианцем: отказ от мяса эпатировал средневековое общество похлеще розовой туники. Очевидно, это не было продиктовано диетическими соображениями: да Винчи нередко покупал на базарах птиц, чтобы тотчас выпустить их на волю, и не терпел жестокости в отношении к животным. Подобно буддистам или приверженцам теории хаоса, Леонардо ощущал, что все взаимосвязано. По мнению Леонарда Шлейна, причиной этого было все то же равноправие в его мозгу: левое полушарие, в котором традиционно обитает эго самца-хищника, не подавляло« интуитивного» правого. В качестве зримого подтверждения такого мировосприятия Леонардо, автор книги приводит роспись потолка в Зале делле Ассе в замке Сфорца. Сначала он кажется покрытым буйной растительностью, так что стебли соревнуются друг с другом за пространство. Но если присмотреться, становится понятно, что это не отдельные стебли, а один длинный, переплетающийся сам с собой.

Общий вид и деталь потолочной росписи в Замке Сфорца(Милан).

Леонардо-мутант

Американский писатель Хосе Аргуэльес писал: «Думается, что Леонардо, по причине своей уникальности, был блистательным мутантом, андрогинной психотехнической моделью с объединенными правым и левым полушариями. Он ушел далеко вперед прежде, чем сам смог полностью это осмыслить» . Леонард Шлейн в своих исследованиях идет дальше, предполагая, что Леонардо с его удивительной межполушарной симметрией — пробный шар в бесконечном эволюционном полете человечества. Гениальный творец. Сверхгармоничная личность. Носитель нового типа мировосприятия, не ведающего границ между искусством и наукой, мужским и женским началом и — возможно — Добром и Злом.

Люди старшего поколения помнят столпотворение, царившее летом 1974 года на Волхонке и в соседних переулках, когда в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина была выставлена прославленная «Джоконда». Это было великое событие, затмившее всё остальное.

Вскоре наш зритель увидел многосерийный телевизионный фильм Кастеллани о жизни и творчестве итальянского гения. Созданный французским актером Леруа образ Леонардо да Винчи поражал благородством, простотой и жизненной достоверностью. Сохранилось воспоминание о том, как в старых отрывных календарях красная дата 2 мая всегда была украшена портретом седовласого старца, и Леонардо да Винчи поутру входил в дом каждой советской семьи.

Весной 1984 года в том же ГМИИ им. А. С. Пушкина была выставлена на обозрение леонардовская рукопись, названная «О природе, давлении и движении воды» из частного собрания Хаммера. Кодекс насчитывал восемнадцать сфальцованных листов с записями на итальянском справа налево: таким способом художник шифровал свои тексты, чтобы они не стали достоянием непосвященных. Наибольший интерес вызывали листы с описанием атмосферных явлений, позволяющие понять, каким образом Леонардо добивался уникальных светоцветовых эффектов, которые придали «Джоконде» ее неповторимое очарование и завораживающую притягательность.

Ни об одном человеке не написано столько, сколько о Леонардо. Его личность давно стала легендой. Почин был положен Вазари. По возрасту он не мог лично знать художника, но с любовью описал многие его творения, не обойдя молчанием увлечение мастера научными опытами, которые многими тогда рассматривались как занятие черной магией.

Это даже заставило пытливого биографа признать, что Леонардо скорее был философом, нежели христианином. Впрочем, из второго издания своих «Жизнеописаний», увидевших свет в самый разгар Контрреформации и полыхающих в Европе костров инквизиции, осторожный автор изъял свое крамольное суждение.

Весомый вклад в изучение творчества Леонардо внесли российские ученые и исследователи. В 1892 году издатель Ф. Ф. Павленков выпустил в знаменитой биографической серии «Жизнь замечательных людей» первый очерк М. М. Филиппова о великом итальянце. Год спустя другой книголюб Ф. В. Сабашников осуществил факсимильное издание приобретенной им рукописи Леонардо да Винчи «Кодекс о полете птиц», что явилось подлинной мировой сенсацией. В 1935 году в возобновленной павленковской серии «ЖЗЛ» вышла работа А. К. Дживилегова о Леонардо, а позднее - выдержавшая три издания книга А. А. Гастева. В отечественном искусствоведении накоплен большой опыт изучения и освещения творчества выдающегося мастера, чьи основные теоретические труды имеются и в русском переводе.

Ныне, в год культуры и искусства Италии в России, в малой серии «ЖЗЛ» вниманию читателя предлагается книга француженки Софи Шово о Леонардо да Винчи - хороший подарок всем тем, кому дороги традиционные культурные связи между двумя нашими странами. Автор совершенно права, говоря, что в каждом последующем столетии личность и творения великого итальянца подвергались пересмотру с позиций своего времени и, как она пишет, «радикальной переоценке». Впрочем, с последним утверждением трудно согласиться, поскольку и для новых поколений Леонардо да Винчи был и остается непревзойденным мастером - подлинным воплощением «фаустовского начала» всей европейской культуры.

Из общей картины восторженных оценок несколько выпадает суждение хорошо известного у нас искусствоведа Бернсона, который признает, вопреки прежним своим высказываниям, что Леонардо не вдохновляет его более и не приводит в восторг. Правда, при этом он замечает, что в своих рисунках Леонардо куда больше художник, чем в живописи. И это в какой-то мере справедливо. Любому, кто прикасается к леонардовским рисункам, бросается в глаза, сколько в них непосредственности, свободы движения и искреннего восхищения миром природы. В рисунке художнику не нужно было думать о грунтовке холста или стены, о составлении нужных смесей или взаимодействии на свету различных красок. Здесь он был полностью свободен от заказчика и условностей живописи, давая волю своей неуемной фантазии.

Пытливость ума и любознательность всегда сочетались в Леонардо с ощущением непостижимости некоторых загадок мироздания, о чем он сам говорил, вспоминая годы детства: «Однажды, блуждая среди скал, я набрел на вход в огромную пещеру. Подгоняемый любопытством, я заглянул внутрь, и мной овладели два противоположных чувства: оторопь перед разверзнувшейся бездной и неодолимое желание познать тайну, сокрытую в ней». Будучи неутомимым естествоиспытателем, Леонардо воспринимал человека и окружающий мир как единое целое. Он всю жизнь вел диалог с природой, восхищаясь ее мудрым устройством, целесообразностью и красотой всего живого на земле, и пытался передать в своих произведениях «гармонию разнородного», как говаривали древние. Будучи противником всякого насилия над природой, ученый сознавал, сколь губительны и плачевны могут оказаться для самого человека последствия подобного произвола. Об этом немало сказано в его записных книжках. Мысли великого творца наполняются особым смыслом в наши дни, когда перед человечеством со всей остротой встал вопрос о защите и сохранности окружающей природной среды.

Судьба Леонардо, которая поначалу складывалась удачно, оказалась трагичной. К исходу XV столетия над Италией нависли грозовые тучи, предвестницы грядущих бед и потрясений. Это нашло отражение в его фреске «Тайная вечеря», которая наряду с рафаэлевской «Сикстинской мадонной» признается высшим художественным проявлением человеческого гения. Леонардо стремился поставить науку и искусство на службу человеку ради его блага, но ему суждено было стать свидетелем крушения самых светлых чаяний, когда великие идеалы втаптывались в грязь, и это не замедлило сказаться в его рисунках. Вместо образов прекрасных юношей и девушек в них появилась вереница уродливых лиц, обезображенных гримасой, крылатых драконов, клыкастых чудовищ и разрушительного разгула злой стихии. У него есть даже серия апокалиптических рисунков, названная «Потоп», - по его предсказаниям, потоп должен однажды обрушиться на землю и вызвать ее гибель. При виде всей этой дьявольщины и дикого шабаша создается впечатление, что рукою мастера водил булгаковский Воланд.

Завоевав признание своим искусством, Леонардо с головой ушел в науку. Будучи прирожденным экспериментатором, он ничего не принимал на веру. Трудно перечислить естественные и точные науки, история развития которых не была бы связана с его именем, где бы он не высказал смелые догадки, подтвержденные впоследствии другими выдающимися умами. Математика и механика, физика и астрономия, химия и геология, география и ботаника, анатомия и физиология - всё это в равной степени интересовало его пронзительный ум. Он мечтал о создании грандиозной энциклопедической системы «Вещей природы», которая охватывала бы всё мироздание. Однако это желание объять необъятное оказалось непосильным даже для такого исполина, каким был Леонардо да Винчи, хотя он признавал, что «ни одна работа не могла меня утомить, ибо сама природа сотворила меня таковым».

Он скромно оценивал значение своих поисков: «Я уподобляюсь тому, кто по своей бедности явился на ярмарку последним, когда всё лучшее уже разобрано, а оставшееся всеми перепробовано и отвергнуто за ненадобностью. Но я соберу эти крохи, положу в котомку и пойду бродить по бедным деревушкам».

С годами его «котомка» пополнялась всё новыми сокровищами, а он настойчиво продолжал идти по неторному пути с непосильной ношей на плечах, мечтая сделать человека свободным и счастливым. Но достаточно взглянуть на единственный автопортрет сангиной, сделанный года за четыре до кончины художника, чтобы понять, чего это стоило ему. Леонардо было тогда шестьдесят два года, но выглядит он глубоким старцем с избороздившими лицо морщинами и властным взглядом глаз, словно бы из пещеры, хранящей неразгаданную тайну, а на его сомкнутых устах всё та же загадочная полуулыбка «Джоконды». По рисунку видно, насколько устал от жизни и растерял свои иллюзии этот полупарализованный старик. Он сделал много в своей жизни, но осуществил так мало - написанные им картины можно пересчитать по пальцам. Великий труженик оставался верен своей натуре до конца дней и вопреки невзгодам и болезни продолжил поиск истины, о чем хорошо сказано у поэта Игоря Шкляревского: «И над натурой нашей звероликой / Всепониманье возвышает нас».

Софи Шово воспроизводит наиболее яркие моменты жизни своего героя, умело и живо воссоздает объективную картину того жестокого времени. Книга читается с интересом, так как рассказ о гении не может не увлечь. Леонардо чувствовал жизнь шире и глубже, чем кто-либо, и через его чувствования нам передается его понимание многообразия мира. Любое общение с гением облагораживает тебя самого и поднимает ввысь. Поэтому при чтении не стоит обращать внимание на некоторые излишне резкие оценки автора - таков уж наш век, зараженный высокой дозой негатива и отрицания всего и вся под воздействием природных и политических катаклизмов, всколыхнувших мир. Так, не могут не вызвать несогласие строки, посвященные так называемому «делу Сальтарелли», которое не добавляет ничего нового к тому, что было ранее известно и о чем в свое время писал Фрейд, развивая мысль об «отцовском комплексе», проявившемся у подростка Леонардо. Но всё это не имеет никакого отношения к творчеству гениального художника и ученого, тем более в небольшой по объему работе, из-за чего за рамками повествования остались многие стороны многогранной деятельности творца.

Александр Махов

Софи Шово - Леонардо да Винчи

Софи Шово; пер. с

Фр. В. Д. Балакина; предисл. А. Б. Махова

М.: Молодая rвардия; Палимпсест, 2012. 283 с.: ил.

Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер. биоrp.; вып. 21

ISBN 9785235034709

Софи Шово - Леонардо да Винчи - Жизнь замечательных людей - Содержание

Он хотел объять необъятное

Часть первая 1452–1480

Часть вторая 1482–1499

Часть третья 1499–1506

Часть четвертая 1513–1519

Основные даты жизни Леонардо да Винчи

Краткая библиография на русском языке

Иллюстрации

Софи Шово - Леонардо да Винчи - Жизнь замечательных людей - Почему так много незавершенного?

Художник в той или иной мере чувствует себя отцом своих творений. Идентифицируя себя с собственным отцом, Леонардо поступал со своими творениями так же, как отец поступил с ним самим: произведя на свет очередную картину, он бросал ее незавершенной, больше не заботясь о ней. Не составляли исключения и те из них, при создании которых внутренним побудительным мотивом служили впечатления раннего детства. Леонардо оставил незавершенной и собственную жизнь, сделав это с исключительным талантом, и потомкам остается лишь сожалеть по этому поводу. Но не стоит ли согласиться с предположением некоторых историков, что именно непостоянство, свойственное Леонардо, и его склонность оставлять начатое незавершенным открывали перед ним всё новые и новые перспективы?

Тайна последних произведений

В настоящее время считается, что Леонардо принялся за написание своей первой «Леды», еще находясь в Риме, а также, что существовало несколько незаконченных вариантов «Святого Иоанна Крестителя», два варианта «Вакха» и пресловутый «Воплощенный ангел».

И всё же: продолжал ли он писать кистью и красками во Франции? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сейчас почти никем не подвергается сомнению тот факт, что еще в Италии Леонардо приступил к созданию своих шедевров («Джоконда», «Святой Иоанн Креститель», «Святая Анна»и, возможно, «Вакх»), а находясь в Клу, он лишь дорабатывал и поправлял их. Их он повсюду возил с собой. Но писал ли он другие картины? Этого нельзя утверждать. Он мог рисовать карандашом левой рукой, что же касается его последних картин, то он, как принято считать в настоящее время, поправлял их с помощью пальцев, о чем свидетельствуют сохранившиеся их отпечатки. Но могли он писать кистью и красками той же рукой, которой рисовал карандашом? На этот вопрос нет ответа. Закончил ли он работу над упомянутыми шедеврами, еще находясь в Вечном городе? Вероятнее всего - нет. Но как знать, ведь до конца своей жизни Леонардо любил представлять публике все свои работы как незавершенные, словно кокетничая этим.

Андре Грин пишет о поздних работах Леонардо да Винчи:

«В них вновь встречаются все противоречия, не только смешение мужского и женского, но и переплетение экстаза с грустью, доходящей до состояния скорби. Рот - чувственный, но вместе с тем и детский, слегка приоткрытый, безмолвный, но готовый заговорить. Роскошные вьющиеся волосы в равной мере могут принадлежать представителям обоих полов. Глядя на картину, испытываешь тягостное чувство неловкости».

Известно, что Леонардо привез с собой во Францию «Джоконду», которой не суждено было более вернуться в Италию. Он подарил ее королю Франции. К нему она и перешла после кончины мастера.

Это был лучший способ сохранить ее для потомства. Такова же оказалась участь и «Святого Иоанна Крестителя». Но которого из «Святых Иоаннов Крестителей»? И которой из«Джоконд», которой из «Лед»! Тех ли, что сейчас можно видеть в Лувре?

Некоторые исследователи полагают, что Леонардо привез с собой в Италию одну из «Лед», обнаженную либо одетую, больного «Вакха» и, вероятно, «Святую Анну». Возможно, именно эти картины и находятся сейчас в Лувре, хотя с уверенностью сказать этого нельзя, не зная определенно, какими путями они попали во Францию.

Как и многое из того, что касается Леонардо, эта тайна до сих пор, спустя пять веков после смерти мастера, не раскрыта, и весьма сомнительно, что ее когда-нибудь раскроют. Но как бы то ни было, тот или иной вариант этих картин всегда находился в мастерской Леонардо. Мастер буквально окружил себя этими образами и на протяжении многих лет постоянно подправлял их, чтобы они сохраняли сходство с Салаи. Нет сомнений насчет того, что он, парализованный или нет, не мог отказать себе в этом удовольствии, делая их то более темными, то более голубыми, то более прозрачными, дописывая их, точно покрывая поцелуями, до конца своих дней.

Что же касается смелых истолкований загадки его «Святого Иоанна Крестителя», единственного или существовавшего во множестве вариантов, равно как и других поздних работ Леонардо, то их было великое множество, ибо на протяжении столетий почти ежегодно появлялись различные версии.

В своих произведениях Леонардо осмеливался игнорировать несносное для него противостояние полов, создав образ андрогина в чистом виде, воплотившего в себе наиболее восхитительные человеческие черты. Андрогин заменил для него эфеба, став символом совершенства.

В известном смысле он пытался найти третий пол - высшее существо, превосходящее и мужчину, и женщину, объединяющее в себе лучшие черты их обоих и не имеющее их недостатков. В качестве воплощения этого совершенного андрогина Леонардо представил «Святого Иоанна Крестителя».

Интересные результаты дает сравнение «Святого Иоанна Крестителя», «Вакха» и того странного рисунка, представляющего собой комбинацию акварели и граффити, который получил название «Воплощенный ангел». На нем можно разглядеть изображенный в несколько завуалированном виде достаточно большой мужской член в состоянии эрекции. Этот рисунок, производящий странное впечатление, вызывающий смешанное ощущение трепета и тревоги, многое может сказать о природе сексуальности Леонардо да Винчи.

В сочетании с двумя другими упомянутыми картинами он со всей очевидностью обнаруживает гомосексуальность Леонардо. Все три человека, изображенные в этих произведениях, поднимают указательный палец к небу. У«Вакха» он располагается менее вертикально, чем у двух других, но это тот самый жест. Правда, смысл этого жеста совсем не тот непристойный, который зачастую придают ему. Он означает приветствие Марии, дабы она заступилась за нас, несчастных грешников, перед своим сыном. И все же, не заключает ли в себе этот жест некий эротический подтекст? Что же касается языческого «Вакха», гермафродита (женоподобное тело с грудной мышцей, напоминающей женскую грудь), то его обращенный к небу указательный палец воплощает в себе всю двусмысленность мира. Здесь особенно откровенно, по замыслу автора, сочетаются высокая духовность и самые низменные желания…

«Святой Иоанн Креститель», представляясь ангелом, ведет себя как вульгарное создание. Гомосексуалист представляется трансвеститом, и его ангельское приветствие сразу же превращается в нечто непристойное, наподобие жеста, которым проститутка заманивает клиента. В результате же улетучивается даже малейшая ассоциация с Девой Марией. Тем более что у этого воплощенного ангела впавшие глаза, нездоровый вид, порочный или больной или же то и другое сразу. Невольно возникает ассоциация с будущими жертвами СПИДа. Эти андрогины Леонардо, красивые молодые люди с женскими чертами в облике, не опускают глаз, смотрят какими-то победителями, триумфаторами, коим бессильно противится благо. Эта чарующая улыбка позволяет предполагать некую любовную тайну.

Те же ассоциации возникают, когда всматриваешься в «Леду», как в первой, так и во второй версии, - и в обнаженную, и в одетую. То же самое касается и «Святой Анны». Все образы, представленные в последних произведениях Леонардо, служат квинтэссенцией чувственности и вместе с тем духовности, как будто автор сумел схватить и живописно передать самое редкое в мужчине и самое ценное в женщине. Порок и святость в неразрывном переплетении…