Интернет

Период врачевания в древней индии. Принципы аюрведической медицины

Индия - один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

В развитии древней Индии различают периоды

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела.

Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи –свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий. В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем.

Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Возникновение болезни объяснялось неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека стихий. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».


Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья

и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.

Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и внутри страны на центральных дорогах.

Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

5.3. МЕДИЦИНСКИЕ ТРАКТАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Индийские тексты повествуют об успехах легендарных врачей древности. Одним из самых знаменитых был Дживака. Согласно преданию, он учился в Таксиле, городе на северо-западе Индии, известном своей медицинской школой. На экзамене он получил задание: обследовать местность вокруг города и определить, какие из трав не имеют лечебных свойств. После долгих опытов Дживака пришел к выводу, что таких трав не существует. Буддийская литература содержит множество рассказов об удивительном искусстве врачевания, которым прославился Дживака. Он делал сложные хирургические операции, изучал влияние климата на здоровье человека и лечил самого Будду.

Разнообразные лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев - человек, знающий силу молитв - пророк, знающий же свойства ртути - бог», - учит старинная индийская поговорка. Уже в ведических текстах был приведен рецепт ртутной мази, которая готовилась из металлической ртути, серы и животного жира. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. О роли ртути и ее соединений в алхимических превращениях говорит средневековое название индийской алхимии - «расаяна» («путь ртути»). Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах, где подробно описывалась «расашала» - помещение для химических опытов. Просторную лабораторию, снабженную раковинами, разнообразной стеклянной посудой, сушильнями, приспособлениями для промывания составов, надувными мехами для горна и многим другим, украшали многочисленные изображения богов и религиозные символы. Ртуть, предназначенную для получения лекарств и алхимических соединений, освобождали от примесей, «лечили» с помощью лекарственных трав - алоэ, лимона и красной горчицы.

Чарака и Сушрута - великие врачи Древней Индии

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» - о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» - о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке - великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.

Исторические параллели: Активное воздействие на организм с целью обострения болезни для выявления ее симптомов применялось в тех случаях, когда врач затруднялся в постановке точного диагноза. Этот метод перешел позже в тибетскую медицину, предписывающую специальные средства для тех случаев, когда нужно «выманить» болезнь, «поднять» ее. В этом можно увидеть начало «метода провокации», который использует современная медицина.

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе - чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Исторические параллели:

Индийское слово «самхита» означает не только «трактат», «сочинение», но и «комментарий». Древние медицинские книги часто представляли собой комментарии к еще более ранним произведениям. Так, папирусы Эберса и Смита содержат комментарии фрагментов не дошедшей до нас египетской «Книги сердца». В названии китайского медицинского трактата «Ответы на трудные вопросы», обычно приписываемого Бянь Цяо, отражен характер книги: это комментарий трудных для понимания фрагментов медицинских сочинений древних авторов. Позже, в средне-

Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач - Сушрута. Его имя традиция связывает с медицинской школой в Бенаресе. Вероятно, после ее окончания Сушрута был учителем в этой школе, выпускавшей врачей и хирургов. Всю жизнь он жил и практиковал в этом городе. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также - о лечении глазных болезней.

Сушрута писал, что многие болезни являются следствием порчи трех основных

субстанций - воздуха, желчи и слизи. Порча воздуха в организме может быть

вызвана чрезмерным трудом или обильной пищей, она приводит к 80 различным

болезням; порча желчи происходит от гнева, печали или испуга и влечет за собой 40

болезней; к порче слизи и к 20 болезням могут привести бездействие, апатия и

продолжительный сон.

Кроме того, причинами болезни считались нарушения естественного равновесия между тремя элементами тела. В трактате Сушруты выделены три причины возможного нарушения этого равновесия:

Патологические изменения внутри самого организма, обусловленные либо

естественными отклонениями от нормы, либо неблагоприятным для здоровья обра

зом жизни человека;

Внешние обстоятельства (влияние климата, травмы, отравления, укусы змей и

другие подобные причины);

Действие сверхъестественных сил - богов и демонов, а также «неизбежных

процессов», сопровождающих старение организма.

Исторические параллели:

В медицине многих стран Древнего мира, античности и средневековья различали болезни, происходящие от естественных и сверхъестественных причин. Сведения об этом содержат клинописные таблички и египетские папирусы, римские энциклопедии и христианские средневековые рукописи. Искусство врачевания включало в себя знание о том, какие методы следует применять в разных случаях. Интересен в этом отношении эпизод из жизни известного китайского философа «совершенномудрого» Мо Цзы (V-Wee. до н.э.). Когда он заболел, к нему пришел ученик и спросил: «Господин, вы говорите, что духи разумны и управляют бедствиями и благословениями. Они вознаграждают добро и наказывают зло. Вы - совершенномудрый, как же вы можете болеть? Значит ли это, что ваше учение не совсем правильно, или что духи все-таки не так уж разумны?». Мо Цзы ответил ему: «Даже если я болен, почему духи не должны быть разумны? Есть много путей, которыми человек может подхватить болезнь. Некоторые болезни подхватываются из-за жары или холода, другие - от усталости. Если из ста дверей закрыта лишь одна, разве грабители не смогут войти?».

Обратимся к другому историческому свидетельству. Христианский епископ Григорий Тур-ский (Vie.) повествует в своих записках о том, как однажды, почувствовав сильную головную боль, он пошел в церковь и помолился у гробницы святого - боль утихла. Однако он не остановился на этом и предполагая, что причиной боли был избыток крови, сделал себе кровопускание. Боль тотчас возобновилась. «Каждый человек может из этого происшествия вывести поучение, - заключает епископ, - что не следует прибегать к земным средствам тому, кто раз уже имел счастье испытать врачевание небесными средствами».

Вот наставление Сушруты для ухода за зубами: «Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями ветки дерева..., которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. В зависимости от времени года и темперамента человека выбирают дерево кислого, горького или вяжущего вкуса. Кроме щетки, ежедневно применяется также паста, содержащая мед, растительные масла и ряд ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится отдельно, причем следует избегать повреждения десны».

Исторические параллели: Подобные приспособления для чистки зубов были описаны в китайских гигиенических и медицинских трактатах. Они также применяются у многих современных народов.

Индийские врачи знали о том, что бешенство происходит от укуса бешеными животными, славились своими противоядиями от укусов змеи. Сушрута пишет о 80 видах ядовитых змей и трех видах противоядий: воде, рвотных и слабительных средствах, а также о необходимости немедленно перетянуть укушенную часть тела выше раны. Практиковалось также высасывание, причем между губами и раной прокладывали кусок рыбьего пузыря.

Исторические параллели: Подобным образом египетские врачи обезвреживали укус скорпиона. Из раны отсасывали кровь и накладывали выше раны тугую повязку, чтобы яд не распространялся.

В трактатах Чараки и Сушруты большое значение придается врачебной этике (от греч. «ethos» - обычай, характер). Согласно древним легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач. Его положение в обществе было относительно высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство... Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом».

Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».

В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости душевного покоя для сохранения здоровья.

Индия является одним из древнейших очагов цивилизации, возникшим в начале 3 тысячелетия до н.э. в долине реки Инд. Ее самобытная культура не уступает культуре Древнего Египта и государств Месопотамии.

Древнюю Индию часто называют страной мудрецов и в этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Буддийские предания сохранили славу о трех самых знаменитых целителях древности - Дживаке, Чараке и Сушруте.

Искусство врачевания под названием “Аюрведа” (что означает “учение о долгой жизни”) наибольшего совершенства достигло в тот период истории, когда центр древнеиндийской цивилизации переместился из долины реки Инд в долину реки Ганг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведческой литературы - “Чарвака-самхита” и “Сушрута-самхита”. Более ранняя первая книга посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о
600 индийских лекарственных средствах. Вторая - трактат о хирургии, в которой описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.

Искусство оперативного лечения в Индии было самым высоким в истории древнего мира - ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства. Сведения о строении тела человека в Индии были самыми полными в древнем мире, потому что это была единственная страна, где не было религиозных запретов на вскрытие трупов умерших. Познания врачей в области анатомии поэтому были весьма значительными и сыграли большую роль в становлении и развитии древнеиндийской хирургии.

Индийские хирурги, не имея представления об асептике и антисептике, сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами. Изготавливались хирургические инструменты опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить еще в глубокой древности. Инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были наточены так остро, что ими можно было разрезать волос.

Согласно дошедшим до нас медицинским текстам, врачи древней Индии производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице. Они умели восстанавливать уши, носы, губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 века, и европейские хирурги даже учились у индийских искусству ринопластики (т.е. восстановлению утраченного носа). Этот способ, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием “индийского метода”.

Столь же ювелирной была и операция по поводу удаления катаракты, т. е. помутневшего хрусталика глаза. Надо сказать, что хрусталик в Древней Индии считался одной из важнейших частей организма, поэтому этой операции придавалось особое значение. Кроме катаракты, в трактате Сушруты было описано еще 75 глазных болезней и методы их лечения.

Древние индийцы рассматривали человека в тесной связи с окружающим миром, который, по их мнению, состоял из “пяти стихий” – земли, воздуха, огня, воды, эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие “трех субстанций” – воздуха, огня, воды, носителями которых в организме считались “три жидкости” (слизь, желчь и воздух). В соответствии с этим здоровье понималось как результат равномерного смешения жидкостей и уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений; соответственно и тактика лечения была направлена прежде всего на восстановление нарушенного равновесия. С этой целью широко использовались диета, опорожняющие средства (рвотные, слабительные, потогонные) и хирургические методы лечения.

Диагностика древнеиндийских врачей основывалась на опросе больного, исследовании температуры тела, цвета кожи и языка, характера выделений, тембра голоса, шумов в легких. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи и которое не было известно даже древним грекам.

Особой областью врачевания у индийцев считалось родовспоможение. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, методы извлечения плода при его неправильном положении, операция кесарева сечения (которая применялась только после смерти роженицы для спасения младенца).

Большое значение в Древней Индии придавалось гигиене, как общественной (благоустройство жилищ и населенных мест, создание водопровода, канализации и других санитарно-технических сооружений), так и личной (красоте и опрятности тела, чистоте жилища). Гигиенические навыки были закреплены в “Предписаниях Ману”:

“…Никогда не следует есть пищу больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой… ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, протереть глаза и почтить богов”.

Традиции древнеиндийской медицины закреплены в правилах врачебной этики. Право заниматься врачебной практикой в Индии давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики, которая требовала, чтобы врачеватель, “который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой или зонтиком, в особенности же избегал болтовни...”.

Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно существовавшим в те времена “Предписаниям Ману”, за неправильное лечение животных врач выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний, а царских чиновников - высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачу присуждалось все их имущество.

Итак, что же нового появилось в медицине рабовладельческого общества по сравнению с медициной первобытно-общинного строя?

* На основе народной медицины возникает храмовая медицина

* Народная медицина перерастает в профессиональную, врачи-профессионалы занимают видное место в обществе и получают признание со стороны государства

* Появляются первые семейные медицинские школы, в которых глава семьи, имеющий врачебный опыт, передает его своим детям. Каждая школа имеет свои секретные лекарства и врачебные приемы. Материал накапливается, удерживать его в голове становится все труднее, и поэтому он записывается на папирусы и глиняные таблички, которые можно считать первой в истории человечества медицинской литературой.

* Происходит накопление данных о строении человеческого тела

* Появляются совершенно новые представления о причинах болезней

* Происходит зарождение теоретических основ медицины

* Изменяются представления о природе человека

* Совершенствуется лечение внутренних болезней

* Развивается гигиеническая деятельность

Таким образом, народы, населявшие территорию Древнего Востока, обладали значительными знаниями и практическими навыками в области терапии, хирургии, акушерства, гигиены, лечебного применения лекарственных растений. Древние врачи получили новые сведения о строении человеческого тела, изменили представления о природе человека, развили своеобразные формы медицинской помощи и тем самым оказали большое влияние на дальнейшее развитие медицины.

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские представления в ведийских текстах

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Наиболее известные авторы - врачи Сушрута и Чарака. Сохранились и многие другие руководства, посвященные тому или иному разделу медицины. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача.

Врачеватели Древней Индии

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.

Медицинские операции в Древней Индии

Широко практиковались в Древней Индии , а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, пункция плевральной полости, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела). И это только самые распространенные хирургические вмешательства. В действительности известно их было гораздо больше.

Гигиена и медикаментозная терапия

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Только Сушрута подробно описывает 760 из них. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

Индия удивляет как своими экзотическими многовековыми архитектурными «изюминками», так и не менее экзотическими древнейшими трудами, в которых заложены уникальнейшие познания об окружающем мире и природе самого человека. Буддийские традиции обладают уходящими в далёкое прошлое корнями, но хранят в себе поистине впечатляющие знания, которые не так уж уступают современным достижениям. К числу таких древнейших индийских познаний относится и традиционная медицинская система аюрведа, основы которой сформировались в глубокой древности, но до сегодняшних дней пользуются немалым авторитетом в сфере медицины.

Наука о долгой жизни от буддийского божества

Основная цель аюрведы заключается в том, чтобы помочь каждому человеку прожить долгую и не омрачённую болезнями жизнь. В переводе с санскрита наименование этой древнейшей системы упорядоченных медицинских сведений и рекомендаций звучит как «знание о жизни» («знание о продолжительной жизни») или же «учение о принципах здоровой жизни», что наиболее тонко определяет её основное предназначение.

Согласно древнеиндийским преданиям, аюрведа является частью великих знаний о Вселенной и возникла ещё до появления людей, а её создателем был бог-врачеватель Дханвантари. Именно он передал эту систему медицинских знаний земным мудрецам.

Первые упоминания об этой системе врачевания встречаются ещё в Ведах. Один из сборников этих древнейших индийских писаний посвящён исключительно медицинским аспектам. В нём не только описаны разнообразные лекарственные растения и применение первых антибиотиков (лишайников, обладающих подобными свойствами), но и приводится описание костей человека. В старинных аюрведических трактатах, которые созданы древнейшими индийскими медицинскими династиями, содержатся сведения о более 600 лекарственных средствах растительного и животного происхождения и областях их применения, об ядах и противоядиях, о проведении операций и инструментах для хирургических вмешательств.



Искусство врачевания с философским подтекстом

Аюрведа – это сочетание медицины и философии. В отличие от западной медицины эта практика базируется на 6 философских идеях, изложенных в Ведах, которые предполагают тесную взаимосвязь человека с Вселенной. Аюрведа рассматривает человека как единое целое, подразумевая единство тела и духа, мыслей и чувств и учитывая не только физическое, но и психологическое, эмоциональное состояние человека, принимая во внимание гармоничное их сочетание. Нарушение этого состояния провоцирует возникновение болезней, поэтому главная задача аюрведической медицины – вернуть эту гармоничную целостность. Согласно аюрведе, ключ к здоровой жизни — в гармонии человека с самим собой и с природой, а один из базовых принципов исцеления заключается в изменении образа жизни. Если организм человека находится в равновесии, то никакие, даже наиболее опасные микробы, не способны повредить его. Поэтому первым делом врач стремится вернуть организм к такому состоянию.

Древнеиндийская методика лечения предусматривает 2 пути борьбы с болезнью: шамана и шодхана. Первый путь предусматривает лишь смягчение признаков болезни, второе направление отвечает за устранение причины болезни, которая зачастую может заключаться вовсе не в инфекции. Если в первом случае болезнь может продолжать прогрессировать, то вторая методика полностью исключает прогресс болезни, предусматривая лишь полное выздоровление больного.

Принципы аюрведической медицины

Принципы лечения аюрведы сильно отличаются от иных медицинских систем. Эта методика предполагает индивидуальный подход к каждому человеку. Лечение базируется на изучении пракрити — особенностей строения отдельного человека и его психофизиологических параметров. Лечебные смеси и препараты также подбираются сугубо индивидуально.

Большинство аюрведических лекарств создано исключительно на травах, которые произрастают преимущественно в Гималаях. В Ригведе перечислено около 700 лекарственных растений. Также аюрведа предусматривает применение лекарств животного происхождения и лечение минералами (в т.ч. драгоценными и полудрагоценными камнями). Одно лекарство приготавливается так, что может помогать от нескольких недугов. Оно должно обладать сильным медицинским эффектом и при этом хорошо сохраняться длительное время. Аюрведические тексты хранят более 1000 рецептов лекарств, но каждый врач должен уметь сочетать их, основываясь на своём опыте и интуиции.

Для очищения организма от нарушающих его равновесие структур в аюрведе используется методика панчакарма, что означает «5 действий», поскольку её курс включает 5 направлений, основными из которых являются диеты, применение лекарственных трав и массаж с использованием специфических масел. Это самая настоящая терапия очистки организма. Религиозные практики (пение мантр, медитации и поклонение божествам) также имеют место в аюрведической практике. Эта медицинская система предлагает больше, чем просто ценные рекомендации по диагностике и лечению, и при многих хронических заболеваниях способна оказать большую помощь, чем традиционная западная медицина.

Аюрведа в современном мире

Аюрведа оказала существенное влияние на развитие традиционной тибетской медицины и медицины арабского мира, а также лежит в основе многих современных методик оздоровления. К середине 20 в. традиционное индийское учение, касающееся здоровья и медицинских аспектов, получило широкое распространение на Западе. Уже к концу 20 в. аюрведу начали изучать студенты медицинских ВУЗов в США и Израиле. Такое обучение включает обязательную стажировку в Индии.

Основные процедуры аюрведы вошли в мировую медицинскую практику, а многие её древнейшие практики полностью перешли в современную медицину. В современном мире аюрведа, как и прежде, широко распространена и популярна в Индии, где является признанной государством медицинской практикой, а также в Непале и на Шри-Ланке, и вызывает особый интерес туристов, стремящихся ознакомиться с древнейшими методиками лечения именно на родине этой альтернативной медицины.