Здоровье

Поль сезанн гора сен виктор. Гипнотическое очарование горы сент-виктуар


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1888

Ведущим живописцем конца девятнадцатого века во Франции, одним из самых влиятельных художников в истории Западной живописи был Пол Сезанн. Сын преуспевающего банкира в южном французском городе Экс-эн-Прованс, Сезанн никогда не испытывал финансовые затруднения. Он некоторое время учился искусствам в Экс-эн-Провансе.


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1890

В Париж Сезанн впервые приехал в 1861, но не собирался жить там постоянно. Сначала Сезанна интересовало официальное искусство Парижских салонов интересовался официальным искусством Салонов, но вскоре достиг понимания Делакруа и Курбе, а после этого и Мане. Вместе с тем, его ранние работы были в стиле романтизма. Только в начале 1870-ых Сезанн принял Импрессионистскую палитру, точку зрения, и предмет под опекой Писсарро. Сезанн представил свои картины в импрессионистском стиле в 1874, 1877, 1882.


Mount Sainte-Victoire and the Viaduct of the Arc River Valley, 1882-85

Большую часть времени своей независимой карьеры Сезанн оставался в Экс-ан-Провансе. Его изоляция от других художников помогла ему сконцентрироваться на формировании нового стиля живописи.


Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06

Среди предметов, неоднократно написанных Сезанном, была гора Сент-Виктуар: скалистая масса, которая доминирует над равниной Экс-ан-Прованса. Картина Гора Сент-Виктуар была нарисована приблизительно в 1885-1887. Ничто не указывает ни времени дня, ни времени года. Не идет дождь, нет снега в этом пейзаже. Время побеждено постоянством. На этой картине не ясно, куда Сезанн помещает зрителя. Не ясно, откуда вырастает дерево. Некоторые объекты можно опознать как дома, деревья, поля, но порог визуализации высок, и ниже этого уровня нет ничего определённого.


Mount Sainte-Victoire Seen from Gardanne, 1885-86

Влияние длительности и массивности оказано новым использованием Импрессионистских пятен цвета. Пейзаж становится колоссальным горным хрусталем цвета – кубическое поперечное сечение мира. Его передний и задний планы определены ветвями и горой, изгибы которой они повторяют. Сопутствующие планы охватывают большое разнообразие оттенков синих, зеленых, желтых, розовых и фиолетовых цветов. Тонкое дифференцирование между этими оттенками производит впечатление трехмерности картины. Чтобы построить форму, Сезанн использовал пятна цвета, которые Импрессионисты отвергли за 10 лет до этого. Он получил от природы чувство цвета и интеллектуальную организацию, похожие на ту, какую Пуссен получил из чисел, и сделал из импрессионизма что-то вечное, напоминая нам о душных фонах Джотто.


Mount Sainte-Victoire and Gardanne, 1886-90



Mount Sainte-Victoire Seen from the Bibemus Quarry, 1897





Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-05



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-06





Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1905-06

Сезанн создал мир за пределами человеческого опыта. Красота его цветного строительства абстрактна, и неудивительно, что многие художники начала двадцатого века, особенно кубисты, называли его отцом современного искусства.

Спасибо за внимание к художнику!

Поль Сезанн
Гора Сент-Виктуар
1885–1895. Фонд Барнса, Мерион, штат Пенсильвания

В последние десятилетия своего творчества Сезанн особенно увлекся пейзажами Прованса, который он считал одним из классических ландшафтов наряду с Грецией и Италией. Выжженная солнцем земля, прозрачный воздух, резкие тени будоражили воображение художника, помогали ему видеть “основы мироздания”, земной каркас. Дни напролет он бродил по этим местам, иногда даже просился на ночлег к какому-нибудь фермеру.

“В Провансе таятся сокровища, но они еще не нашли достойного истолкователя…” - писал Сезанн своему другу и покровителю Виктору Шоке и изо всех сил старался извлечь эти сокровища и показать их своим зрителям. Некоторые места заставляли его возвращаться снова и снова - Гардан, окрестности Эстака, но больше всего его привлекала гора Сент-Виктуар. Сохранилось более шестидесяти (!) живописных ее видов, в разных ракурсах, при разном освещении. С середины 1880-х гг. эта гора стала едва ли не единственной и, безусловно, самой важной темой сезанновских пейзажей, оставаясь таковой до конца его жизни.

В своих многочисленных картинах Сезанн старался выявить мощь геологических пластов, открывающихся перед ним, их незыблемость и постоянство, которые являлись для него символом величия нашего мира. Любимая треугольная композиция художника еще больше подчеркивает эту устойчивость. В образах Святой Виктории полностью исчезает беспокойное настроение, наполнявшее более ранние работы Сезанна, напротив, эти пейзажи полны простоты и сдержанной силы.

Гора Сент-Виктуар (Виадук). 1882–1885. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Здесь как нельзя лучше проявляются поиски художника в области передачи пространства, например его представления о перспективе. “Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, - писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты. При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто художник, да и зритель вместе с ним, находятся внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Искусствоведы часто отмечают, что пейзажи Сезанна напоминают его же натюрморты, как бы странно это ни звучало, в том смысле, что художнику не важно, с какими объектами иметь дело - с созданными природой либо с творениями рук человеческих. С одинаковой тщательностью он расставляет по поверхности холста блюда с яблоками и кувшины или горы, дома и деревья. Все они подчиняются единому замыслу выявления их тектоники, попыткам отыскать логику в природе и научить зрителей видеть по-новому.

Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана.
1886–1890. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Художника не интересуют мимолетные состояния природы, он не пытается остановить “прекрасное мгновение”, зато выявляет самую сущность ландшафта, постоянство форм и красок мира.

В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой - демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.

Продолжаю обзор 80 работ Поля Сезанна с сюжетом «Гора Сент-Виктуар».

Предыдущий пост по этой теме .

Конструктивизм Сезанна

…Третий период живописи Сезанна — конструктивистский (1878-1887). В эти годы художник сосредоточивается на конструировании целостного и единого пространства, на поисках новых способов изображения трехмерности мира природы на двумерном холсте, не прибегая к прямолинейной перспективе или, что еще хуже, мнимой перспективе, которой пользовались импрессионисты.

Сезанн делал равнозначным каждый кусочек холста, используя последовательность цветов и форм, которые проходят сквозь все полотно, стягивая его в единое пространство. Он использует мелкие и строго параллельные мазки, которые делают картину словно бы сотканную из единого куска.

Конструктивистский период совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции. Художник лепил форму цветом , подбирая для каждого фрагмента особый тон , и после длительного обдумывания накладывал его отдельным четырёхугольным мазком, которому учился у К.Писарро.

Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций….

Сезанн обладал особым цветовым и пространственным видением , на основе которого создал к 1880 году новую живописную систему , стремясь передать в своих картинах не мимолётные впечатления , но конструктивную основу мира . Уже ранние работы нарушают законы прямой перспективы : все линии в пространстве искривлены , предметы предстают преувеличенно весомыми и объёмными , а пространство – сферическим . В классически ясных и спокойных пейзажах перспективные линии не сходятся в одной точке , а закругляются «как по краю блюдца »; дальние предметы приподнимаются и увеличиваются.

Гора Сент-Виктуар: работы Сезанна №№ 10-23

Работа №10

«…Так же как в личной жизни сюжет «отец-сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен. От его раннего творчества осталось очень немного композиций и набросков на мифологические темы. Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Сезанн обретет себя только тогда, когда поймет, что смысл его работы в поиске нового видения природы как таковой. Где же он берет эту природу? Разумеется, в родном Провансе. Маршрут «Париж - Экс» становится для него также постоянным.

Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue de Montbriand-1885-87

Он возвращается сюда из лета в лето, бродит по карьерам Бибемю (Bibemus), обходит гору Сент-Виктуар, посещает маленькие городки и деревни вокруг, насыщается образами местной природы, концентрированными, наполненными энергетикой. Его пейзажи Прованса залиты солнцем. «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы… - писал Сезанн. - Я вдыхаю девственную чистоту Вселенной. Меня мучит острое ощущение оттенков. Я и мое полотно - мы одно целое. Я прихожу на мотив и теряюсь в нем. Солнце мягко пронизывает меня, словно далекий друг, который подогревает мою разнеженность, оплодотворяет ее. Мы даем всходы…».


Поль Сезанн — Sainte-Victoire vue à travers l’allée des marronniers au Jas de Bouffan — 1885 (Minnéapolis, USA)

Работа №14

…Чрезвычайно показательно построение первого плана в картинах Сезанна, который как бы проваливается куда-то вниз и живописно построен так, что перестает быть опорой глазу зрителя, да и следующим пейзажным планам. Пространственные «ступени» здесь расположены неравномерно. Первый план резко сокращается и уходит вниз. Последний, далеко отступив к горизонту, мощно замыкает его, не оставляя тех далеких просветов, которые так любил Пуссен. А средний план становится непропорционально глубоким, вместительным, развернутым. И все они теряют искусственную спрямленность. Передний план сбегает вниз, средний будто прогибается под своей тяжестью. Задний план громоздится горами, вспухает крутящимися объемами и как бы вдвигается, вдавливается в средний, будто силясь смять его или увлечь за собой ввысь. Возникают то выгибающиеся, дископодобные поверхности, то нечто вроде вогнутой чаши гигантской вместимости…


Поль Сезанн -Пейзаж с виадуком на фоне горе Сент-Виктуар-1882-85 (Metropolitan Museum, New York)

Так можно увидеть ландшафт только с очень большой высоты, например, с еще не существующего во времена Сезанна аэроплана, откуда уже уловима планетарная кривизна земной поверхности…

(по материалам книги В.Прокофьева «Постимпрессионизм»)

Работа № 15

Сезанн говорил своему другу Иоахиму Гаске (Гаше), указывая на свою любимую гору Сент-Виктуар: «Какой взлет, какая властная жажда солнца и какая печаль, особенно вечером, когда вся тяжеловесность как бы опадает. Эти гигантские глыбы образовались из огня. В них до сих пор бушует огонь…»


Поль Сезанн -La Montagne Sainte-Victoire — 1885-88 (Amsterdam, Stedelijk Museum)

Работа № 16

…В пейзажах всего Нового времени вплоть до импрессионистов царило равновесие планов, цветовых и пластических масс. Чем дальше располагался план, тем более легким он должен быть, что и соотвествует условностям нашего зрительного восприятия мира в свете и воздухе. Первый план мы видим плотным и весомым, землистым; второй -вбирает зелень листвы, светлеет, задершивается легкой воздушной дымкой; третий — окрашивается небесной голубизной, сливается с небом. Первый план -прочная опора для второго, второй — для третьего.

У Сезанна тоже присутствует трехцветная разбивка пространства от первого плана в глубину. Но в тоне все решается иначе, в результате чего привычные закономерности выворачиваются наизнанку.


Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана-1885-86 (Washington, National Gallery)

Первый план высветляется, впитывая золотистость солнечного света. И эта высветленность лишает его весомости, достаточной для того, чтобы служить зрительной прочной опорой для двух других.

Второй план, ослабевая по цвету, становится, однако, интенсивнее тону — в нем усиливается синева или вспыхивает оранжевость. А кроме того, он и пишется энергично сдвигающимися мазками, лепится и заполняется кристаллическими, граненными формами.

Голубизна третьего обретает лилово-фиолетовые оттенки, а формы становятся сплавленными, лавообразными. Задние планы давят на передний. Широкий средний план подвергается давлению и спереди и из глубины…

Работа № 17

…В этом полотне гора изображена в начале осени, просто много золотисто жёлтого вокруг, а это, скорее всего осень. Обратим внимание и на то, как он изображает гору: мягкими плавными линиями. Нет резких переходов, а всё как-то плавно и изящно. Грубыми смотрятся дома, они как-то твёрдо прямоугольные излишне подчёркнуты…


Поль Сезанн-La Montagne Saint-Victoire 1885-87 (Barnes Foundation)

Автор так же даёт нам понять, что действо происходит, скорее всего, перед закатом, потому и тени от деревьев и от домов, потому и совершенно иное освещение горы. Но при этом всё в мягких золотисто-зелёных тонах и потому ничего тревожного – одно позитивное чувство – покой. Причём такой покой, который умиротворяет, который вдохновляет на позитивное мышление. На полотне нет ещё той особой осенней тоски, а значит, Сезанн тогда думал о чём то хорошем. Ведь говорят же, художник пишет только то, о чём думает…

Работа №18

В 1895 году Камилл Писарро в одном из писем сыну Люсьену описывал свои впечатления от посещения выставки Сезанна: «Я думал о выставке Сезанна, где есть восхитительные вещи: натюрморты, безукоризненные по законченности; другие, очень проработанные, и всё же брошенные не конченными, ещё более прекрасные, чем первые; пейзажи, обнажённые, портреты, хоть не доведённые до конца, но действительно грандиозные и необыкновенно живописные, необыкновенно пластичные… Почему? Потому что в них есть ощущение!..

Интересно, что в то самое время, когда на выставке Сезанна я восхищался этим удивительным и ошеломляющим характером его работ, которые меня привлекают уже много лет, появился Ренуар. Моё восхищение ничто перед восхищением Ренуара. Даже Дега, и тот подпал под чары дикой и в то же время утончённой натуры Сезанна, также как Моне и все мы. Неужели мы ошибаемся? Не думаю…

Ренуар верно говорит, что в картинах Сезанна есть что-то аналогичное фрескам Помпей, таким архаичным и таким великолепным».


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire avec viaduc (Акварель) -1885-87

Работа №19

«Вот каков был состав палитры у Сезанна в тот год, когда я с ним виделся в Эксе» — пишет в своей статье Эмиль Бернар:

  • Желтые
    Блестящая желтая
    Неаполитанская желтая
    Хром желтый
    Охра желтая
    Сиена натуральная
  • Красные
    Киноварь
    Охра красная
    Сиена жженая
    Краплак
    Кармин
    Жженый лак

Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар со стороны Гарданн-1885-86
  • Зеленые
    Поль Веронез
    Изумрудная зеленая
    Зеленая земля
  • Синие
    Кобальт
    Ультрамарин
    Прусская синяя
    Персиковая черная

Работа №20

Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри.


Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire vue du Pont de Bayeux à Meyreuil -1886–88 (Washington, USA)

Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость

Работа №21

«Я пытаюсь передать перспективу исключительно с помощью цвета, говорил Сезанн немецкому коллекционеру, который посетил его в Эксе. Главное в картине — это найти верную дистанцию. По этому признаку определяют талант художника».


Поль Сезанн — Maison devant La Sainte -Victoire pres de Gardanne -1885-86 (Indianapolis, Herron Museum of Art, USA)

Используя в качестве примера один из своих пейзажей, он обводил пальцем границы различных планов и точно показывал, где ему удалось передать глубину; там же, где решение еще не было найдено, там цвет по-прежнему оставался только цветом, не становясь выражением пространства.

Работа №22


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire-1885-87

Я смог найти только черно-белый вариант этой работы. Буду признателен, если кто-то сможет прислать цветную версию.

Работа №23

Акварельный этюд знаменитой «Горы Сент-Виктуар с большой сосной». Окончательный вариант картины маслом на холсте смотрите в следующем посте.


Поль Сезанн La Vallée de l’Arc (Акварель)-1886-87

(Продолжение следует)

Я боюсь высоты. Тем не менее высота меня дико притягивает. Идея забраться на гору Сент-Виктуар у меня возникла благодаря Новаку Джоковичу. Если кто не знает, этот блестящий теннисист переживал тяжёлые времена в своей карьере последние годы, однако этим летом неожиданно выиграл и Уимблдон, и Открытое первенство США. В интервью он не раз связывал внезапные изменения в своих результатах именно с подъёмом на эту гору - он там был со своей женой где-то в июне этого года.

Гора эта известна в первую очередь благодаря Полю Сезанну, который жил и работал в близлежащем Экс-ан-Провансе и сделал эту гору участницей как минимум 80 своих картин. Вот подробно всё это описано. Гора, а вернее целая горная гряда, и правда очень живописная - она похожа на длинное животное с острым длинным гребнем, которое распласталось на земле в направлении с запада на восток. Она конечно просматривается на местности со всех сторон и является главным символом места.

Дело было сегодня утром. Я приехал туда автобусом из Экс-ан-Прованса. Автобус номер 110 идёт с южной стороны горы, а номер 140 - с северной. Это даёт возможность как бы пересечь гору с юга на север или наоборот, поднявшись по пути наверх к самым знаменитым её местам - католической приории и Кресту Прованса. Мой первый вид этим утром - из окна моего отеля:


Когда я приехал и вышел из автобуса, светило солнце. Правда до зубов вооружённые альпинистским снаряжением попутчики в том же автобусе очень критично отнеслись к моим ботинкам, сказав, что в таких на гору не забраться. Но я всё равно двинулся в путь. Было очень тепло, но скоро начал накрапывать дождь. Верхушка горы то оказывалась в гуще тумана - словно колпак на неё надевали - то снова показывалась. Иногда среди облаков вдруг проглядывало солнце, и тогда день внезапно превращался из тоскливого в праздничный.

Путь - это так называемая “красная тропа” - отмечен особыми знаками, которые впрочем нужно зорко искать:

По мере того, как я забирался наверх, мне по очереди приходили в голову воспоминания о разных горных походах в моей жизни. Сразу конечно вспомнилась попытка забраться на на острове Ометепе в Никарагуа, которая закончилась отступлением, поскольку весь верх вулкана был накрыт шапкой тумана и дул ужасный ветер. Ещё конечно вспоминалось восхождение с Мартином на в Словакии, где у нас тоже была совершенно неподходящая обувь - это было честно говоря одно из самых сумасбродных приключений в моём кругосветном путешествии. Ещё вспоминал, как однажды плутал по горам в фантастической долине Торсмёрк в Исландии, где я потерял путь и должен был продираться сквозь лес и даже переходить реку вброд. Это было ещё до того, как я начал вести этот журнал. Надо будет как-нибудь написать об этом. Конечно незабываемо было по горам над Котором с sasha0404 - вот уж где захватывало дух. Ещё я в своё время хорошо полазал по горам вокруг Петры в Иордании - сейчас бы я на такие авантюры наверное и не решился. А вот из многодневного трека по Гималаям почему-то таких остро волнующих моментов я не помню, хотя впечатлений и приключений там было много.

Возвращаясь к Сент-Виктуар, подъём наверх по идее занимает около двух часов. Сначала ход вверх пологий, потом приходишь к развилке, предлагающей идти налево - это “лёгкий путь” и направо - это “тяжёлый”. Я конечно выбрал лёгкий. Но и он оказался местами неприятным. Там есть один участок, где довольно долго идёт вверх ровный каменный скат под углом примерно 45 градусов. Если на других участках хоть высота набирается и быстро, но обилие камней, валунов и мелкой гальки создаёт как бы лестницу, по которой подниматься или хотя бы карабкаться несложно, то здесь, поскольку зацепиться не за что, под дождём забираться вверх весьма неприятно. На таком склоне правда особенно не пофотографируешь.

Преодолев его, я вышел практически на западный гребень. Там так называемая красная тропа, по которой я шёл, прекращается, поскольку соединяется с синей - дальше уже следуешь за синими указателями. Впрочем, потом синяя тропа снова соединяется с красно-белой:

Именно там я издалека услышал, как спускающийся сверху человек громко кричал с интонациями мата. Когда он меня заметил, то стал извиняться, объясняя, что подвернул лодыжку. Честно - не могу представить, как с подвёрнутой лодыжкой он будет дальше спускаться по тому отвесному склону - это просто нереально. Я ему предложил вызвать помощь, но он отмахивался от меня.

А я шёл всё дальше и дальше и наконец пришёл к знаковой точке пути. Это практически самый верх гребня - здесь называется так называемая приория, то есть монастырь. Правда в монастыре я никого не нашёл. Приория и Крест Прованса пока ещё впереди:

Вид назад:

Зато около монастыря имеется обзорная площадка уже на две стороны. От вида на юг просто захватывает дух. Посмотрите, какие отвесные кручи! И наверху Крест Прованса.

Побродив по территории приории, я отправился на самый верх. Но к сожалению тут лёгкий дождь перешёл уже в плотный, при этом я попал в облако тумана. Вот так выглядит приория сверху через этот туман:

А наверху уже вообще ничего не было видно. Несолоно хлебавши, я отправился вниз. И чем дальше вниз я шёл, тем больше расходились облака и выглядывало солнце. Прямо несправедливо.

Я вышел на дорогу в районе посёлка Вовенарг, где в своё время жил Сезанн. Там даже есть маленький замок. Я потом прочитал, что замком владел Пикассо, который был фанатом Сезанна. И Пикассо там похоронен. Живописный Вовенарг:

Замок Пикассо:

И напоследок пара фоток вечернего Экса:

Сент-Виктуар – горный массив недалеко от живописного Экс-ан-Прованса, обрамленный фиолетово-сиреневыми плантациями лаванды и темно-изумрудными хвойными лесами. Впечатляет то, что гора Sainte-Victoire меняет цвет в зависимости от времени суток – от холодного серого до перламутрово-жемчужного.

Совсем неудивительно, что гора Сент-Виктуар «вскружила» голову великому Полю Сезанну — постимпрессионист сделал ее своей главной «моделью», изобразив целых 87 раз, написав 44 картины маслом и 43 акварелью.

Сент-Виктуар – живописный горный массив Прованса и Франции

Гора Сент-Виктуар расположены в тихом и провинциальном Провансе, пронизанном солнцем и наполненном ароматом лаванды. Горный кряж растянулся на 18 км между двумя департаментами – аристократичным Буш-дю-Рон и колоритным Вар, где любят отдыхать селебрити. Наивысшая точка – пик де Муш, именно его и имеют в виду, указывая 1011 м высоту горного массива.

Северный склон горной гряды изрезан живописными ущельями с забавными названиями: Двери, Хлопушки и Гран-Самбук. На его северо-западной стороне расположен единственный во Франции мраморный карьер, у подножья – два кристально чистых озера: Золя и Бимон.

До 17 века горный массив носил имя Святого Вентура, как и древний храм, построенный в 13 веке практически на самой его вершине. Современное название Sainte-Victoire было дано горам тоже в честь святой обители – Нотр-Дам-де-Сент-Виктуар – аббатства, построенного в 1656 и на протяжении двух столетий служившего пристанищем для монахов.

На самой вершине горы Сент-Виктуар есть еще одно место, с которым связано несколько легенд. Это «Крест Прованса», установленный на вершине горы в 1875 прованским моряком, как благодарность за свое выздоровление – именно так гласит предание. Крест высотой 19 м прекрасно виден с земли, а восхождение к святыне занимает около четырех часов.

Гора Сент-Виктуар и Пикассо

Неподалеку от Сент-Виктуар находится древний замок Вовенарг (Chàteau of Vauvenargues), связанный с именем Пабло Пикассо, который купил его в середине прошлого века. Великий кубист, как и Поль Сезанн, попал под магическое очарование прованских гор, побуждающее творить. За те два года, которые Пикассо прожил в этой части Прованса, он написал самые известные портреты своей последней жены Жаклин, серию картин по мотивам полотна Мане «Завтрак на траве», создал несколько скульптур. Прах Пабло Пикассо захоронен во внутреннем дворе замка Вовенарг.

Sainte-Victoire и Поль Сезанн

Великие художники достаточно часто изображали на своих полотнах горные массивы. Но гора Сент-Виктуар, увековеченная на 87 работах Поля Сезанна, – «рекордсмен», вполне достойный Книги Рекордов Гиннеса. Четыре картины великого художника с изображением скал Сент-Виктуар хранятся в российских музеях: две в Государственном музее имени Пушкина, еще две в Эрмитаже.

Справедливости ради надо отметить, что гору Sainte-Victoire изображали Ренуар и Кандинский, но именно Сезанн был тем, кто показал миру ее естественное очарование – мерцание цвета в зависимости от освещения и меняющиеся пейзажи, подчиненные временам года. Во многих полотнах гора – центр экспозиции, в некоторых – лишь фон. На протяжении сорока лет Сезанн рисовал скалы с разных точек, и его изображения никогда не повторялись.

Примечательно, что впервые умиротворяющий пейзаж горы Сент-Виктуар Сезанн создал, будучи в сильной ярости. Причиной послужило известие о том, что в окрестностях Экс-ан-Прованса будут строить железную дорогу. По мнению художника, это полностью нарушило бы очарование пейзажа этой части Прованса. Увы, строительство завершилось, а его начало было ознаменовано картиной «Траншея и гора Сент-Виктуар».

Сезанн всегда рисовал горы Прованса во время пленеров, когда он по нескольку дней жил на фермах, а иногда проводил ночи на сеновалах. Такие «вылазки» длились неделями, и ежедневно Поль рисовал провинциальные пейзажи – мельницы, поля, крестьянские дома и… гору Сент-Виктуар. Массивные глыбы известняка словно притягивали великого живописца, он был просто влюблен в задумчивую и переменчивую красоту этих горных пиков.

Масло или акварель – на любом полотне Поля Сезанна Сент-Виктуар изображен очень точно. На рассвете и в сумерках, летом или зимой – холодно-серый, но очень притягательный Sainte-Victoire – главная идея и основной акцент каждой картины великого постимпрессиониста. Легендарный постимпрессионист прославил гору. Или она запечатлела его имя в истории?