Работа

Рисуем голову человека. Как научиться правильно рисовать портреты людей карандашом начинающим художникам? Рисуем портрет человека карандашом поэтапно в разных ракурсах: анфас, профиль и поворот головы Рисунок головы человека карандашом поэтапно для начина

Сразу перейдем от слов к делу, то есть к пропорциям головы. Начнем с портрета, а именно с головы и всех принадлежащих ей деталей, как то: рот, нос, подбородок, брови, глаза и уши .

Введение

Итак. Основные критерии пропорций во всяких ученых книжках принимают во внимание среднепропорциональные габариты предметов, форм и объектов вообще.

Если вы знаете классические каноны и закономерности пропорциональных соотношений, то это вам поможет вырабатывать наблюдательность (важная штука для рисовальщика ), способность правильно подмечать особенности живых форм и объектов, а также отличать их от правильно пропорциональных и наоборот.

Голову принято считать мерой пропорциональных соотношений в – это потому что ее габаритами принято и соизмерять все остальные величины тела, вроде роста, длины стоп, рук, а также размеры кистей рук, локтей и так далее .

Как нам уже известно, форма головы состоит из двух равноценных и одинаково важных частей: черепной коробки и лицевой передней части . Соотношение их будет примерно 1:2 , если начинать с лицевой части. Ее (то есть нашу головушку) можно рассматривать с трех разных точек зрения:с фронтальной, профильной и горизонтальной . Мы рассмотрим с точки зрения «в фас».

Правильные пропорции головы в рисунке

  1. Ее высота относительно к ширине будет где-то в области 1:1,7 .
  2. Поскольку голову мы начинаем рисовать без волос (в смысле, на рисунке волосы еще не изображены – стричься не обязательно ), то серединой головы можно считать линию глаз: она как бы разделяет ее на две равные половинки.
  3. Расстояние между скуловыми буграми прямо пропорциональна расстоянию от подбородка и до переносицы (типа 1:1).
  4. Высота головы относительно ее диагонали будет 1: 1,8.
  5. Ширина головы относительно ширины головы с профильной стороны будет приблизительно 1:1,7 или 1:1,8.
  6. Лицевая часть по высоте делится на три равномерные доли:

А) От кончика подбородка до начала носа

Б) От начала носа до надбровных бугров

В) От надбровных дуг до середины лобных костей (или на два пальца выше лобных бугров).

  1. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз (иными словами, рисовать глаза нужно на таком расстоянии, чтобы еще один точно такой же мог поместиться между ними ), и они же равны ширине основания крыльев носа и ширине кончика подбородка. Во как!
  2. Линия рта ложится на расстоянии двух третей от основания носа и до основания кончика подбородка.
  3. Длина ротовой щели равна расстоянию между кончиком подбородка и линией рта. Этому расстоянию также равна и длина носа (это расстояние между переносицей и кончиком носа ).
  4. Переносица располагается где-то на уровне верхнего века.
  5. Скуловые точки нужно искать на уровне середины носа.
  6. Что касается ушей, то у них примерно те же размеры, что и у носа, причем расположены они параллельно друг другу (присобачить не сложно ).
  7. Теперь о шее. Ее высота определяется расстоянием между яремной выемкой и основанием подбородка (это если смотреть спереди), а сзади – расстоянием между нижней частью затылка и седьмым позвонком. Высота шеи приблизительно соответствует половине высоты головы.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ

Чтобы нарисовать голову под каким-то углом, сначала вы должны понять ее базовую структуру. Взгляните на все очевидные детали и нарисуйте основные формы. Можно упростить детали лица так, чтобы потом можно было их легко развить и доработать. Но мы игнорируем эти мелочи и подготавливаем самую простую основу головы. Я использую метод Эндрю Лумиса (Andrew Loomis), описанный в его книге “Drawing the Head & Hands.

Голова образуется из двух фигур: сферы – черепной коробки, и многоугольного блока, имитирующего челюсть и скулы.

ЧЕРЕП В ФОРМЕ СФЕРЫ

Голова с обеих сторон плоская, поэтому можно смело отрезать боковые части сферы. В профиль это будет идеальный круг, но под любым другим углом форма будет овальная, потому что меняется перспектива. Разделите этот овал на четыре равные части. Вертикальная линия является началом линии челюсти. Горизонтальная линия проходит по линии бровей. Верхняя и нижняя границы овала помогут вам найти линию роста волос и нижнюю часть носа.

ЧЕЛЮСТЬ И СКУЛЫ В ФОРМЕ БЛОКА

Прикрепляем форму челюсти. Верхняя часть будет начинаться с линии бровей, а задняя часть будет отходить от центра овала. На рисунке вы видите трехмерное изображение основы головы с передней и боковой плоскостями (нижняя часть видна под некоторыми углами).

НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ПОД УГЛОМ

ШАГ 1 – УСТАНАВЛИВАЕМ УГОЛ НАКЛОНА

Угол наклона устанавливается на самом первом этапе с шаром. Чертим три оси:

Ось X – наклоны головы вверх и вниз определяются по углу наклона горизонтальной и вертикальной линии овала. При сильном наклоне или поднятии голова будет находиться в ракурсном сокращении из-за перспективы.

Ось Y – поворот головы (влево или вправо) передается путем изменения ширины овала. Когда голова повернута больше лицом к вам, вы видите больше передней части и меньше боковой, таким образом, овал, который находится сбоку лица, будет сужаться. Так же, когда голова от вас отворачивается, вы видите в основном боковую часть, и овал становится намного шире.

Ось Z – наклоны головы в сторону определяются по углу наклона центральной линии, углу овала и его положению на сфере.

ШАГ 2 – НАХОДИМ ТРЕТИ

После выбора угла наклона шара, разделите лицо на трети. Расстояние от линии роста волос до линии бровей должна равняться расстоянию между линией бровей и нижней частью носа. Добавляем такой же отрезок, и получаем линию подбородка. Обратите внимание, что линия роста волос и нижняя граница носа проходят параллельно верхней и нижней точке овала, если обвести ее вокруг головы. Представьте голову в виде коробки. Трети должны проходить как по боковой, так и по передней плоскости.

ШАГ 3 – ДОБАВЛЯЕМ ЧЕЛЮСТЬ

Распространенной ошибкой в этом месте является слишком длинная челюсть по отношению к шару. Убедитесь, что вы правильно отметили все трети. Обратите внимание, как форма челюсти меняется в зависимости от угла наклона.

ШАГ 4 – ДОБАВЛЯЕМ ДЕТАЛИ ЛИЦА

Когда основа заложена правильно, дорисовать детали лица на нужных местах становится намного легче. Про каждую деталь лица (глаза, нос, губы, уши) я расскажу в следующих уроках, не пропустите!

Практикуйтесь в рисовании голов под совершенно разными углами. Возьмите свой альбом и зарисуйте его маленькими головами. Не используйте для этого фото-образцы, тогда вы с легкостью сможете обнаружить свои слабые места.

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать голову — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать голову нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать голову с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы - от мышц и до волос - чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле), которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться рисовать портреты) - самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге

И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться. В данном случае, это мольберт, уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка - это от вашей натуры зависти…). Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся). Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички - и их можно пристроить. Но, не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика… На крайний случай (ну очень на крайний - если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке). Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Рисование головы карандашом

В первую очередь делаем конструктивные наброски углем - и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины - для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш глазомер.

Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)

Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте над рисованием объемных кубиков, цилиндриков и т.п. ? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова - неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы. Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички - лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. А из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек - карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете - я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу - они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости - они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру обьема головы - это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, нос (или же носовая призма - ведь нос по форме напоминает призму), лоб, подбородок, шары в глазницах. Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень. Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы - так это то, что голова - такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе). То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном).

Форма головы

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точечек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  • Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  • Второе, на что мы сразу же обращаем внимание - скуловая точка слева и справа.
  • Теперь черед лобных бугров.
  • Подбородок (вернее, точка подбородка)
  • Угол нижней челюсти
  • Теперь одна из наиболее важных - это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  • Наконец, височные точки

Теменные бугры - наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками - их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии. Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки. На следующем рисунке, уже более «очеловеченном», а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

Первая линия красного цвета - она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симетрии.

Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.

Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши

По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.

Цилиндр шеи, на котором установлена голова

И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного - это болванки. Значит так, рисуем прямоугольные болванки сразу в трех положениях: вид спереди, сбоку и поворот в три четверти.

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное - строение. То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же вот рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить законы перспективы: та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата рисования головы

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное. Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании - это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось - прям чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные - это зависит от всяких поворотов и ракурсов). Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота - она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и , а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап - поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть. Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом - и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь). Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок, думаю, он понятней, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап - поиск скуловых точек, но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти - он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (ну места особо выступающие на бровях - расшифровываю). И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу). Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Ну и напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор - наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то. что мы уже прошли здесь, и повращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтоб у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас, ну и трех-четвертной.

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача - просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую, вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?». Конечно же не буквально - визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками).

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека - именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность. Но проверить правильность пропорций можно соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого - их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть - переносим наши знания на рисунок натуры:

Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.

Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.

Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр - то есть она объемная, равно как и плечи.

Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

  • a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.
  • b) Линия трех-четвертного поворота - помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же вы это еще не забыли!), то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.
  • c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.
  • d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.
  • e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы
  • f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом - вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.
  • g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!).
  • h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти
  • i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать)
  • j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека - эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос: «Как рисовать голову» - был хотя-бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!

Для того чтобы нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно.
Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Схема (заготовка) (о которой мы поговорим во втором уроке) помогает построению изображения формы головы.

Урок №1

Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое главное – это натура.

С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени - свою бабушку или деда. Хорошо если вы учитесь вместе со своим другом – можно рисовать и позировать поочередно.
Если же возможности рисовать с натуры нет, то используйте фотографию, непременно очень хорошего качества. Однако знайте, фотография – плохой товарищ и лучше использовать её в крайнем случае.

Начнем. Перед нами натура. Или фотография.
Делаем конструктивные наброски. Не беспокоимся о чистоте…

1. Скомпонуйте голову человека, а также шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Не забывайте о трехмерном изображении формы. Попробуйте почувствовать конструкцию формы лицевой части. Обратите внимание на выступающие части скелета. На данном этапе вам необходимо понять, видите ли вы конструкцию этого объема.
Всё ещё читаете?... Рисуйте! Сейчас важно понять сам процесс. Внимательно изучайте форму, примечайте и улавливайте все свои ощущения.


Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Точки, плоскости и изломы, улавливаемые нами, на самом деле не случайны. Это и есть структура головы человека, её конструктивные моменты. Это то, что образует характерный объем головы и индивидуальные особенности человека.

Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке - высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
В ходе выполнения данного упражнения вы, надеюсь, поняли, что голова это такой же объем, который имеет грани и плоскости, основные точки, высоту, ширину, глубину и светотень.

Урок №2

Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:


  1. Глазницы и глазничные впадины
  2. Скуловые точки
  3. Лобные бугры
  4. Точка подбородка
  5. Угол (точка) нижней челюсти
  6. Самая высокая точка на черепе
  7. Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
  8. Теменные бугры на затылочной части


Оси, разделяющие голову на определенные части:

  1. Линия, разделяющая голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
  2. Линия, разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
  3. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
  4. Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
  5. Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.

Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
На рисунке показаны сразу три положения: в три четверти, в профиль и анфас.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.
Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Не забывайте о правилах перспективы. В положении в три четверти та ча сть головы, что располагается ближе к нам, будет иметь истинные размеры, а та, что дальше будет искажаться в размерах в меньшую сторону.


Поработаем с матрицей-заготовкой и закрепим полученные знания.
Порядок работы:
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2. Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части. В результате мы получим самую высокую точку черепа и точку подбородка.
4. Окончательно определимся с поворотом головы. В этом нам поможет линия трехчетвертного поворота . Предварительно наметим скуловую точку, её точное местоположение мы откорректируем позже. И проводим через неё линию.
5. Линия надбровной дуги . Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.

6. Линия нижней части пирамиды носа. Как мы отметили выше - линия надбровной дуги и линия нижней части носа делят голову на три равные части (в идеальном случае). Воспользуемся этой закономерностью, учитывая индивидуальные особенности

натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.

9. Намечаем нос. Место для него уже задано. Переносица будет располагаться на уровне верхнего века (о расположении глаз – ниже)
10. Намечаем ухо. Высота уха равна расстоянию между линиями надбровной дуги и нижней части носа.

11. Корректируем скуловые точки. Они расположены на уровне середины носа на линии трехчетвертного поворота.
12. Линия рта располагается на расстоянии двух третей от кончика подбородка до основания носа. Длина рта (в идеальном случае) равна расстоянию между точкой подбородка и линией рта.
13. Точка нижней челюсти. Лежит на пересечении линии рта и линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части.
14. Определим место для глаз. Линия глаз расположена примерно посередине между самой высшей точкой черепа и точкой подбородка. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз. То есть между глазами можно было бы поместить еще один точно такой же глаз. Не забывайте о перспективных сокращениях форм и расстояний!
15. Лобные бугры – два выпуклых выступа в верхней части лобной кости. Определяются визуально. От лобных бугров до самой высокой точки на черепе можно провести по форме головы линии (чтобы почувствовать объем).
16. Если это предполагает ракурс головы, определяем самую выпуклую часть на затылке – теменной бугор.

Вначале постройте сетку на основе квадрата. Для этого по вертикали разделите квадрат на четыре равные части, а по горизонтали на пять равных частей (вы получите ЛИНИЮ ВОЛОС, ЛИНИЮ носа и линию подбородка). Пятую часть можете вычеркнутькарандашом или стереть ластиком, так как она уже вам не понадобится.

Через конец отрезка проведите вертикальную ось симметрии, которая, пересекая верхнюю грань квадрата, даст вам точку - высоту головы модели. Теперь найдите линию бровей, разделив отрезок между линией волос и линией глаз на пять равных частей. Тонкая пунктирная линия, проведенная через 1/5 часть, и будет этой линией.

Разделите верхнюю грань квадрата на пять равных частей так, чтобы третья часть была разделена пополам вертикальной осью симметрии. Далее, опустив перпендикуляры на линии носа, глаз и рта, как на рис. , найдете размеры глаз, ширину носа и рта.

Теперь прорисуйте детально все элементы лица, а также скулы и уши. Пунктирной линией обозначьте форму черепа и, придав нужный объем, рисуйте волосы.

СХЕМА ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РИСУНКА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФИЛЬ

Нарисуйте квадрат и разделите его по горизонтали на четыре одинаковые части. Вы получите соответственно линию волос, линию глаз, линию носа и линию подбородка.

Далее, по вертикали разделите квадрат на две одинаковые части. Первую вертикальную часть еще разделите на пять равных частей и через 1/5 проведите пунктир вверх до пересечения с линией глаз: вы получили место расположения глаза на рисунке.

Вторую часть разделите на 10 одинаковых отрезков, а 1/10 сотрите из-за ненадобности. Через первые три отрезка проведите пунктир вверх до линии глаз, чтобы определить место расположения уха.

Разделите расстояние между линией волос и линией глаз на пять равных отрезков и через 1/5 проведите пунктирную линию. Эта линия является линией бровей. Расстояние между линией носа и линией подбородка разделите на три равных отрезка и через 1/3 проведите пунктирную линию. Таким образом, вы получили линию рта рисунка головы человека.

Определите точку высоты головы X, точку затылка У и точки основания шеи Р и Р1. Заметьте, что задняя точка основания шеи Р1 всегда находится на линии рта рисунка головы человека. А точка затылка У всегда находится на линии глаз. Форма черепа плавно проходит через все эти точки. Этап Г. Прорисуйте схемы головы и лица и дайте дополнительный объем на прическу (максимум сверху и минимум - сзадиголовы человека ).

Простой метод выполнения рисунка головы человека карандашом

Рисунок головы состоит из двух пересекающихся линий. Первая - средняя лицевая линия - проходит вниз от переносицы к середине основания носа и затем к середине подбородка; вверх она идет от переносицы

посередине лба и темени к затылочной части. Вторая линия крестовины проходит через переносицу влево и вправо к краям головы через середину разреза глаз, как бы охватывая всю голову горизонтальным обручем. Пересекаясь, эти две линии образуют некий каркас, характеризующий положение головы в пространстве по отношению к точке зрения рисующего.

Если, например, голова расположена в фас без на­клона и уровень глаз совпадает с линией горизонта, то рисунок головы человека будет иметь вид прямых, пересекающихся под прямым углом (рис. а).

Если голова расположена в фас, но немного запрокинута назад, то средняя лицевая линия останется вертикальной прямой, а поперечная линия рисунка головы человека превратится в эллипс, ближняя часть которого окажется выше, а задняя, затылочная, ниже уровня глаз (рис. б).

Если голова расположена в трехчетвертном повороте без наклона, а глаза по прежнему находятся на уровне горизонта, то средняя лицевая линия будет иметь вид овала, а поперечина крестовины - вид прямой горизонтальной линии (рис. в).

Определив положение крестовины головы в пространстве по натуре, легко изобразить это положение на рисунке в виде каркаса рисунка головы человека, по которому и будет строиться рисунок головы в нужном ракурсе.

Применение крестовины при построении рисунка головы человека в начальной стадии овладения рисунком дает наибольший эффект, так как многие ошибки в рисунке возникают в результате неправильного определения положения головы в пространство. Только тогда, когда вы твердо усвоите основы построения рисунка, то можете учитывать крестовину головы, не изображая ее. Обычно это наступает не так скоро.

Пропорции головы и тела человека

Здесь приведу снимки страничек из замечательной книги Джека Хамма "Как рисовать голову и фигуру человека", которые наглядно показывают пропорции головы и тела человека.

Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. М.: Сов. художник: 1965.

Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.

Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц. М.: Высшая школа. 1978.

Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа. 1992.

Начиная с первобытной эпохи, могучим средством в развитии науки, техники, искусств вместе с языком, его речью, словами, буквами был рисунок с его точками, линиями, штрихами, пятнами, мазками, тушевкой, изображениями.

Рисунок – основа всех изобразительных искусств, одновременно и самостоятельная ветвь в виде окончательных произведений карандашом, пером, кистью и так далее.

Большой вклад в русскую школу рисования внесли А.П. Лосенко, А.И. Иванов, К.П. Брюллов, П.П. Чистяков. Чистяков полагал: «Рисовать значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу... Для начала надо рисовать как видишь и более подробно вырабатывать. Это и есть начало учения живописи. Не забудьте рисовать линию через две точки, все с расчетом... и проверять с общей формой». (Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М, 1953. – с. 359–442).

«В рисунке головы человека сначала помечают положение головы и шеи относительно вертикали. И сразу же размер лица и шеи, расположение глаз, относительно горизонтали. Рисовать не линией, а формой, то есть чертить линию, а не видеть массу, заключенную между двумя, тремя и так далее линиями. Когда общая масса верна относительно горизонтали и вертикали, тогда можно приступать к разбивке и прорисовке более мелких частей. Тушевка и светотень – окончание дела. Её начинают с рисунка теней или пятен. Брать самую сильную и по отношению к ней приводить к гармонии другие тени, полутени, полусвета и света».

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и разнообразна (рис. 1). Вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструктивной структуре, которая определяет общий характер пластики ее форм независимо от индивидуальных черт отдельного человека.

Жестким основанием головы служит череп (рис. 2). Он состоит из значительного по объёму мозгового раздела и относительно небольшого лицевого. Жесткую коробку свода черепа составляют затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад к ушным отверстиям скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть несет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может прижиматься к верхней.

Мышцы лица делятся на жевательные и не совсем правильно называемые «мимические» (рис. 3). Жевательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти. «Мимические» же мышцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, носу, рту, а также выражают внутреннее эмоциональное состояние человека – мимику лица.

Кости лицевой части служат основой его пространственной структуры, внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мышц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица необычайно сложна и подвижна.

Для того чтобы полнее представить характер объемной формы головы (рис. 4), ее следует не только повнимательнее рассмотреть со всех сторон (спереди, сзади, сверху и снизу), но и сделать так называемые «характерные разрезы» в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальной). Пластинка головы познается также с помощью целого ряда анатомических пунктов-узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определяют: лобные бугры, надбровные дуги, височные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, теменные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости.

Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и надбровный бугры, кончик и основание носа, подбородок, угол нижней челюсти, вершина скуловой кости и верхний край глазницы.

При виде сзади – симметрично расположенные относительно средней линии теменные и затылочный бугры, сосцевидные отростки, ушные раковины и выступающие валики затылочной кости.

При виде сверху следует отметить лоб, широкую теменную и скуловые кости с уходящими назад скуловыми дугами.

Снизу мы увидим подковообразную нижнюю челюсть, широко расположенные скуловые кости и выступающие вперед надбровные дуги, основание и кончик носа, нижний край глазницы.

Соединительное звено туловища и головы – шея, жесткую конструкцию которой составляют семь верхних позвонков позвоночного столба. Передними границами шеи и туловища являются ключица и яремная ямка.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Движение головы (рис. 5) относительно туловища (вращение и наклоны во все стороны) обеспечивают подвижной атлантозатылочный сустав, гибкое сочленение семи шейных позвонков, а также большое число мышц шеи – регуляторов этих движений.

На рис. 6 показаны различные положения головы по отношению к зрителю. Они помогают уяснить суть объёмно-пространственного построения всей головы и ее частей. Разглядывая эти рисунки головы в различных наклонах и поворотах, следует, прежде всего, обратить внимание на то, как зрительно меняются опорные линии ее построения: срединная, профильная, надбровных дуг, глаз, основания носа, рта и нижней челюсти.

Изображение головы человека находилось в центре постоянного внимания мастеров изобразительного искусства всех времен. В эпоху итальянского Возрождения пытливое изучение природы, накапливание и обобщение знаний по анатомии человека и геометрии вылились в определенные приемы изображения, привели к созданию стройной системы построения головы.

СТРУКТУРА ЛИЦА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ

На основании анализа произведений старых мастеров и указаний профессоров Петербургской академии художеств П.П. Чистякова и Г.Р. Залемана. Проф. М.И. Курилко разработал схему построения головы (рис. 7) исходя из характерных анатомических особенностей строения костей и мышц. Интересно сравнить его схему со схемами А. Дюрера и А. Голубкиной. Схемы приводятся, конечно, не для того, чтобы рисовать их вместо живой формы, ибо ясно, что никакая схема не в состоянии подменить собой живую, чрезвычайно сложную саму по себе форму, изменяющуюся в зависимости от индивидуальных особенностей. Схемы необходимы в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы любого человека.

В схеме из чрезвычайно сложной анатомической конструкции головы выбраны наиболее характерные опорные пункты построения костей, мышц. Их совокупность – структурный стержень объёмной формы головы человека, позволяющий четко и верно построить ее видимую пластическую форму. Зная анатомические пункты-маяки и характерные направляющие линии, рисующий острее видит главные структурные элементы формы и никогда на запутается во множестве деталей, верно и достаточно быстро изобразит её с помощью линий и светотени.

На основе схем мастеров С.В. Тихонов предложил свою схему человеческой головы, более детально связанную с анатомическим строением (рис. 8). В ней показана система надбровных дуг, лобных бугров, надпереносья, задней части головы.

Наибольший интерес представляет структура лица и его частей (глаз, носа, губ и ушей). Жёстким основанием глаз служат глазничные впадины, находящиеся под надбровными дугами лобной кости (рис. 9). Эта сложная пространственная конструкция образована четырьмя костями. Наружный край глазничной впадины, имея изгиб назад, образует пятую опорную точку глазничного отверстия в месте соединения лобной и отростка скуловой кости. Внешние края глазничных впадин расположены в черепе не фронтально, а развернуты несколько в стороны и наклонены вперед. Разворот верхнего края меньше нижнего, поэтому при виде сверху, снизу и сбоку линия глазничного отверстия напоминает по очертаниям восьмерку.

В глазничной впадине помещается глазное яблоко. Передняя часть глазницы и глазного яблока прикрыта лентой круговой мышцы глаза, включающей толщину двух частей век (верхнюю и нижнюю). Форма наружного края отверстия глазной впадины близка к прямоугольнику, а глазное яблоко имеет шаровидную форму. Поэтому углы глазничного отверстия полностью не заполняются, особенно внутренний верхний угол. Верхний край наклоненной глазничной впадины частично перекрывает глазное яблоко.

Радужная оболочка прикрыта верхним более подвижным веком и малоподвижным нижним (рис. 10). Глазная щель между веками, начинаясь у нижнего внутреннего угла глазного отверстия – слезника, кончается несколько ниже его верхнего наружного угла. При нормально раскрытом глазе верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка нижней части. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью вокруг зрачка, несколько приподнимается, благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка. Четыре прямые и две косые мышцы глазницы сообщают глазному яблоку большую подвижность. Каждый зрачок, следуя за предметом, может перемещаться вверх, вниз и в стороны (рис. 11).

Жестким основанием носа служат носовые кости наверху и край грушевидного отверстия верхней челюсти внизу, само тело носа состоит из хрящей и одной слаборазвитой носовой мышцы (рис. 12). В силу этого нос малоподвижен. Надпереносье образовано плоской трапециевидной с широким верхним основанием площадкой верхней кости, лежащей между надбровными дугами под углом к фронтальной поверхности лба. Спускаясь вниз и уходя несколько назад, она соединяется с двумя носовыми костями, которые вместе образуют переднюю прямоугольную площадку носа, расположенную под углом к надпереносью. Боковые поверхности верхней части носа, образованные отростками верхней челюсти, имеют форму прямоугольников, уходящих от носовых костей назад к щеке.

Форму среднего раздела носа определяет пирамидный хрящ, заключенный между двумя треугольными хрящами. Прикрепляясь к носовым костям и уходя вниз, он образует треугольную площадку фронтальной части носа, нижняя часть которого теряется между двумя крыловидными хрящами кончика носа (рис. 13). Перелом между носовыми костями, пирамидальными и крыловидными хрящами придает различный характер профилю носа (горбатый, прямой, курносый).

Фронтальную поверхность кончика носа определяет передняя часть крыловидных хрящей, боковые их части образуют раковины крыла носа и их нижние срезы, в которых расположены отверстия ноздрей. Построение сложной формы нижнего раздела носа должно опираться на анатомические маяки. Это места примыкания треугольных хрящей и несколько точек, определяющих перегородку носа. Так как основание носа располагается на подковообразной, в плане кости, верхней челюсти, то крылья носа, естественно, уходят назад от выступа кости носа, места крепления перегородки и круговой мышцы.

Сложную пластическую форму верхней и нижней губ образует своей толщей круговая мышца рта, лежащая на верхнем и нижнем костных сводах челюстей и зубов (рис. 14). Губы – наиболее динамичная часть лица. Объясняется это подвижностью нижней челюсти и относительно свободным прикреплением к костям круговой мышцы рта, большим числом управляющих ею мышц (рис. 15). Основная пространственная форма губ обусловлена подковообразной формой костей верхней и нижней челюстей, на которых располагается круговая мышца рта (рис. 16). Своеобразная конфигурация красной каймы губ – результат воздействия волокон радикальных мышц, вплетающихся в круговую мышцу.

Волокна щечных мышц, включаясь во внутренний слой круговой мышцы, подворачиваются внутрь и создают вертикальные складки у углов рта. Волокна квадратной мышцы верхней губы крепятся к наружному слою круговой мышцы, разворачивают ее толщу наружу и поднимают кверху красную кайму верхней губы.

Две квадратные мышцы нижней губы тоже крепятся к круговой мышце, разворачивают ее наружу и тянут красную кайму нижней губы вниз и несколько в сторону.

Уши расположены на боковой поверхности головы, имеют чрезвычайно сложную пространственную форму (рис. 17). Ушная раковина образована хрящами, покрытыми тонким слоем кожи. Наружный край раковины носит название завитка. Внутри него проходит раздваивающийся кверху противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются разделенные вырезкой выступы – козелок и противокозелок. Нижняя часть ушной раковины – мочка – без хряща. Ушная раковина, прикрепленная к височной кости тугими связками, неподвижна.

При общей округленной форме поверхность лба имеет более или менее выраженные пять граней (рис. 8). Фронтальную часть лба образуют два лобных и два подбровных бугра, к ней под углом примыкают боковые поверхности, ограниченные снизу надбровными дугами, с внешней стороны – височными линиями, за выступами последних располагаются направленные назад височные поверхности.

Подковообразная в плане нижняя челюсть определяет пластическую форму нижнего раздела головы. Между двумя квадратными мышцами нижней губы помещается подбородок. Форма его образована двумя подбородочными буграми и жировым наростом между ними.

Под нижней челюстью располагаются три площадки: одна прямая – от подбородка к гортани и две треугольные боковые, расположенные по ее сторонам. Ограничены эти площадки сбоку телом нижней челюсти, в середине – двубрюшными, а сзади – шиловидно-подъязычными мышцами, обозначающими нижнюю границу сопряжения головы и шеи спереди.

Округлая поверхность щеки, образованная большим числом мягких тканей, делится на три раздела, выраженных своеобразными переломами скуловой и жевательной мышц. Фронтальная часть щеки ограничена нижним краем глазной впадины, боковой поверхностью носа и скуловой мышцей.

приложение

Рис. 1. Исходное положение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения

Рис. 2. Череп: 1 – надпереносье; 2 – глазница; 3 – надбровная дуга; 4 – верхняя челюсть; 5 – скуловая кость; 6 – носовая кость; 7 – носовое (грушевидное) отверстие; 8 – лобная кость; 9 – лобный бугор; 10 – скуловая дуга; 11 – височная кость; 12 – височная линия; 13 – собачья ямка; 14 – угол нижней челюсти; 15 – подбородочные бугры; 16 – теменная кость; 17 – теменные бугры; 18 – затылочная кость; 19 – затылочный бугор; 20 – сосцевидный отросток височной кости; 21 – шейные позвонки; 22 – седьмой шейный позвонок; 23 – ключица; 24 – яремная ямка; 25 – рукоятка грудины

Рис. 3. Мышцы головы и шеи: 1 – лобная; 2 – круговая глаза; 3 – круговая рта; 4 – поднимающая крыло носа и верхнюю губу; 5 – жевательная; 6 – височный пучок жевательный; 7 – опускающая углы рта; 8 – двубрюшная; 9 – гортань; 10 – грудино-ключино-сосцевидная; 11 – капюшонная; 12 – яремная ямка; 13 – ключица; 14 – малая и большая скуловые мышцы; 15 – ланитная мышца

Рис. 4. Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических пунктов: а – спереди; б – сбоку; в – сзади; г – снизу (шея показана в разрезе); д – разрез головы по глазам и скуловым костям; е – сверху; ж – основные пункты и линии для рисования головы

Рис. 5. Возможности движения головы по отношению туловища: а – наклон вперед и назад; б – за счет поперечных перемещений шейных позвонков; в – наклон вбок; г – повороты вправо, влево

Рис. 6. Принципиальные схематические изображения головы с разных точек зрения: а – при исходном положении; б – при наклоне вбок; в – назад; г – вперед

Рис. 7. Схемы головы (методическая разработка С.В. Тихонова)

Рис. 8. Схемы головы: а – по А. Голубкиной; б – по А. Дюреру; в – по М. Курилко

Рис. 9. Исходные изображения глаза с анатомическим анализом

Рис. 10. Характерные разрезы век глаза

Рис. 11. Движение глаз: а – при закрытых, прищуренных и широко открытых веках; б – движение зрачка и изменение рисунка век в зависимости от направления взгляда

Рис. 12. Строение носа: а – внешний вид; б – костная основа носа; в – хрящи; г – основные анатомические точки носа и его схема

Рис. 13. Мышцы и схема профилей носа, изменение его характера в зависимости от направления и размеров переносицы, носовых костей, пирамидального и крыловидных хрящей

Рис. 14. Губы: а – исходный вид; б – поперечный и продольный разрезы

Рис. 15. Мышцы рта: а– вид спереди; б – вид сбоку; 1 – поднимающая верхнюю губу; 2 – малая скуловая; 3 – большая скуловая; 4 – поднимающая концы губ; 5 – четырехугольная мышца, опускающая нижнюю губу; 6 – треугольная; 7 – круговая мышца рта; 8 – подбородочная; 9 – жевательная мышца; 10 – квадратная мышца верхней губы; 11 – щечная мышца

Рис. 16. Основные анатомические точки и схемы губы: а – опорные точки; б – возрастные изменения; в – движение губ

Рис. 17. Исходные виды ушной раковины: а – спереди; б – сбоку; в – снизу; г – сверху; 1 – козелок; 2 – противокозелок; 3 – межкозелковая вырезка; 4 – завиток; 5 – противозавиток; 6 – ножки противозавитка с треугольной ямкой между ними; 7 – мочка