Собственный опыт

Поместье шереметьевых. Усадьба шереметьевых в высоком - денис максимов

Усадьба Шереметевых в Высоком December 17th, 2012

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области это усадьба Шереметевых в селе Высокое. На крутом берегу реки расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений, строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.Ф. Мюллера.До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века. До 1860-х в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений, принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева — правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. "Старый дом" — пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.


Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 г. постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.

Другое интересное по архитектуре строение — это здание птичника (1872 г.). К сожалению, находится в руинах.

Птичник расположился на берегу небольшого пруда. Кирпичная постройка в духе романской архитектуры.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку, где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Посетили мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры. Однако, избежать в кадре огромного количества веток деревьев, не удалось. Главный дом, строительство которого окончено в 1871 г., построен по заказу графини А.Г. Шереметевой. Дворец — крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один — в угловом деревянном ризалите, перед другим — сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков, позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем, что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое граф Александр Дмитриевич Шереметев. Вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом. В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских". Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные, посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе". Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.

Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны. А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы, заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 г. А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта

Усадьба Шереметьева в Останкине — это одна из усадеб Москвы, ныне музей.

Одной из достопримечательностей Москвы является усадьба Шереметьева, которая окружена прекрасным парком с дубовой рощей. Прославилась она в XIX веке тем, что крепостные актеры графа устраивали здесь театрализованные представления, на которые съезжалась вся московская элита.

История усадьбы Останкино

Еще в середине XVI века на месте усадьбы Останкино находилась небольшая деревушка на Останкинском суходоле. Причем Иван Грозный подарил ее норвежцу Орну, который командовал одним из отрядов опричников. Вот только место это было весьма зловещим. Ходили слухи, что здесь хоронили самоубийц. Поэтому норвежец не очень обрадовался такому подарку. Он старался держаться как можно дальше от Останкино.

Зато дьяк Щелкалов в 1584 году с радостью приобрел эти земли. Ведь зловещие слухи хорошо сбили цену на них. Он сразу же строит здесь небольшой деревянный храм. Возле церквушки был выкопан пруд, на берегах которого высадили саженцы дубов. Причем эти дубы были приобретены в Сибири. Эта кедровая роща существует и сейчас.

В Смутные времена Останкино было разорено поляками. А возрождаться имение начало в 1620 году, когда его владельцем стал князь Черкасский. Он возвел здесь кирпичную церковь. Отметим, что она сохранилась до наших дней в изначальном виде. Достаточно длительное время имение использовалось лишь в сельскохозяйственных целях.

Но в середине XVIII века Останкино досталось Петру Шереметьеву. Он разбивает здесь парк и возводит летний павильон, где регулярно устраивали балы и приемы. Причем в парке имелись даже защищенные от дождя аллеи.

В 1788 году Останкино становится собственностью Николая Шереметьева, который возводит здесь летний дворец. Хоть его и построили из дерева, но фасад дворца был покрыт слоем розовой штукатуркой. Поэтому создавалось впечатление, что это добротный каменный дворец. Но прославился он тем, что именно здесь устраивались самые интересные театрализованные выступления в Москве крепостные актеры графа.

В 2013 году усадьба Останкино была закрыта на реконструкцию. Планируется, что восстановительные работы закончатся в 2020 году. Но помимо дворца в историческом парке Останкино можно посетить сад XVIII века, кедровую рощу, парк скульптур, танцевальную веранду, скейт-парк и всевозможные спортивные площадки и аттракционы.

Архитектурный ансамбль усадьбы

В состав усадьбы Шереметьево входят следующие объекты:

  • Храм Святой Троицы
  • Дворец
  • Парадный двор

Наконец-то закончилась трудовая неделя, и наступили долгожданные выходные. Как обычно, встал вопрос: «Чем заняться? Куда пойти? и Что делать?». На субботу план был стандартный – дела по дому, а вот на воскресенье нужно было что-то придумать. Посовещавшись, мы решили поехать на ВДНХ в природно-исторический парк Останкино , в котором находится усадьба Шереметева . Т.к. мы планируем объехать по возможности все парки отдыха Москвы, я решил создать отдельную рубрику и описывать здесь наши поездки в музеи, заповедники, усадьбы, на пруды и просто красивые и интересные места Москвы.

Как я уже сказал, в это воскресенье выбор пал на усадьбу графа Шереметева в Останкино . Находится она на станции метро ВДНХ. Там же расположены намного более известные, чем усадьба Шереметьева, достопримечательности Москвы – это и (ВВЦ), а также монумент «Покорителям космоса». По пути к усадьбе мы хотели пофотографироваться у монумента и телебашни. На ВВЦ в этот раз решили не ходить.

Доехав до ВДНХ (для приезжих – это оранжевая ветка, север Москвы), слева от выхода из метро увидели первую цель нашей поездки – монумент «Покорителям космоса». Стела монумента с космическим кораблём на конце – высотой 110 метров, угол наклона 77 градусов – сделана из полированного титана, применяемого в ракетостроении. Рядом с ней находится памятник К.Э. Циолковскому – основоположнику космонавтики, а чуть ниже С.П. Королёву – выдающемуся конструктору ракетной и ракетно-космической техники.

По центру аллеи на расстоянии нескольких метров друг от друга установлены небольшие памятные монументы с выгравированными фамилиями известных космонавтов, и людей, связанных с космонавтикой. Некоторые из этих монументов ещё не заполнены. Есть, так сказать, вакантные места.

Особой популярностью пользуется экспозиция солнечной системы, где показаны все планеты, их орбиты и солнце с солнечными (извините за тавтологию) часами в центре. Большинство людей не упускают случая сфотографироваться здесь, и возле экспозиции, как правило, всегда много народу.

Также следует отметить стоящие в конце аллеи глобусы. Один из них обычный (если не считать его размеры) – с изображениями материков нашей планеты, другой - с картой звёздного неба - знаками зодиака и прочими созвездиями.

Сфотографировавшись на фоне Циолковского, экспозиции солнечной системы и обоих глобусов, мы двинулись в сторону усадьбы Шереметева . От метро до неё можно добраться на электричке по монорельсовой надземной дороге, на автобусе или пешком. Мы выбрали последний вариант, и минут 15-20 шли пешком. Ориентиром служила . Её высота 540 метров, она хорошо видно издалека, поэтому с пути сбиться трудно. Мы когда еще только вышли из метро, решили, если получится сходить туда на экскурсию и само собой сфотографироваться на её фоне.

Какого же было наше разочарование, когда, подойдя к башне, мы увидели, что к ней прохода нет. Всё огорожено забором и поверху проходит колючая проволока (сразу вспомнилось здание военного суда напротив нашего дома). Раньше в башне была смотровая площадка и ресторан «Седьмое небо», но после пожара все экскурсии были прекращены, а ресторан закрыт. Где-то прочитал, что с мая 2009 года, в Останкинской башне проводили пилотные экскурсии, а недавно узнал, что башня открыта для посетителей в постоянном порядке. Только все места по выходным забиты на месяц вперёд. Подробнее про экскурсии по Останкинской башне на официальном сайте: http://www.tvtower.ru/52_SmotrovyaPl/

Вот, наконец, и усадьба графа Шереметева показалась. Находится она прямо напротив Останкинской башни по ту сторону пруда, его, кстати, так и называют «останкинский пруд ». Возле усадьбы стоит церковь. На мой взгляд, церковь намного красивее внешне, чем усадьба.

Прошли вдоль пруда, посидели немного на лавочке, благо их много стоит. Чистотой Останкинский пруд не отличается, весь зарос водорослями и тиной, да и мелкий он сам по себе. На пруду много уток, и что очень удивило – они не особо то боятся людей. Сидят себе спокойненько на берегу, мимо люди проходят, а они ноль внимания. На пруду есть возможность взять на прокат лодки. Но у меня особого желания здесь поплавать не возникло, поэтому я даже не стал уточнять цену. Думаю, стоить это будет как обычно, рублей 100 в час.

Также можно «побегать» по пруду в надувном шаре. Правда, побегать – это громко сказано. Точнее – повеселить народ тем, как ты будешь падать в этом шаре. Смысл забавы такой: ты залезаешь в шар, его надувают, застёгивают за тобой молнию и спускают на воду. Теоретически, ты должен бежать внутри шара вперёд, а он будет вращаться назад. Т.е. шар будет стоять на месте, а ты будешь пыхтеть как на беговой дорожке. Практически же, шар вращается намного быстрее, чем ты бежишь, и ты по инерции постоянно падаешь к немалому удовольствию зевак, которые собираются поглазеть на тебя.

Обычно это забава для детей, но нам удалось увидеть девушку, которая пыталась побегать в таком шаре. Она с трудом вставала, делала два шага и со смехом падала, а потом лежала в шаре пару минут отдыхала. Затем всё повторялось заново. Мне подруга тоже предложила «полежать» в этом шаре. На что я ответил: «Ага, щас!», и мы пошли дальше по пути, в конце которого нас ожидала усадьба графа Шереметева .

Вход на территорию парка оказался платным -15 руб./чел. Хотели взять билет на экскурсию по усадьбе, но выяснилось, что опоздали. Мы пришли к 15:00, и к этому времени все экскурсии уже подходили к концу, можно было только взять билет на обзорную экскурсию, и то, только в 16:00. Обзорная экскурсия означает, что сам просто ходишь по усадьбе, смотришь. Стоит она 100 руб., а с экскурсоводом – 150 (могу ошибаться). Плюс фотосъёмка как оказалось платная – 100 руб., а видео – 200 руб., причём не только в самой усадьбе, но и на территории природно исторического парка Останкино , точнее, той его части, что непосредственно прилегает к усадьбе.

Так как до 16:00 был ещё целый час, решили погулять по парку и перекусить на лавочке. С лавочками тут проблем нет, присесть есть где, слава Богу. В центре парка находится так называемая гора Парнас. Она находилась на реставрации, о чём свидетельствовала табличка с надписью, которая висела на верёвочке, натянутой по периметру горы. Дело всё в том, что мне захотелось сфотографироваться на фоне дерева, которое стояло на этой горе, всего в шаге от верёвки-ограждения. На саму вершину, где стояла какая-то беседка, у меня и в мыслях не было заходить. Я перешагнул через верёвку, встал под дерево, и тут сработала сигнализация. Нет, не завыла сирена, «маски шоу» не приехали, зато заорала бабка, которая проверяла наши билеты, она походу, по совместительству ещё и охранницей была. Типа, мы такие сякие, зашли на гору Парнас, у неё здесь везде видеокамеры, ей милиция позвонила, говорит у тебя там по горе лазает кто-то (эта фраза меня вообще убила), а за съёмку на территории парка нужно платить, а мы не платили, и теперь она может с нас взять штраф – 3000, нет 5000 руб., так что уходите или я милицию вызову. Вот так я узнал, что платить нужно за фотосъёмку не только в усадьбе Шереметева в Останкино , но и на территории парка. Короче, испортила настроение эта чокнутая бабка. Я понимаю, если б я на саму вершину этой горы забрался, а то буквально за верёвку заступил, а крику то. Глазастая, как ещё увидела то? Дальнозоркая, мать её. Спорить с ней не стал, ну её, настроение только всё испортила.

Ушли мы из этого парка. Так и не удалось в тот день попасть в усадьбу графа Шереметева. Прогулялись по той части парка, куда вход бесплатный. Там тоже есть пруд, намного чище, чем первый, что мы видели. Кстати, меня стали терзать смутные сомнения, а может, как раз его и называют останкинским прудом, а не тот - грязный? Подскажите, если кто знает.

Здесь также можно покататься на лодке, на берегу много аттракционов, есть дискотека для тех, кому за 50. Мне не понравилось в этом природно историческом парке Останкино то, что везде всё огорожено. Огорожена платная зона, где усадьба (ну это ещё понятно), огорожено всё вокруг пруда, дальше тоже одни заборы. Чувствуешь себя как в клетке.

Так мы шли и шли вдоль пруда, пока не вышли к ВВЦ. По ВВЦ гулять не стали, настроения не было, бабка эта старпёрка, всё испортила. Пошли сразу же в сторону метро. Ещё раз через монумент «Покорителям Космоса» и оттуда на метро домой.

Жаль, конечно, что не получилось попасть в усадьбу Шереметева в Останкино, зато, как я недавно узнал, 5-6 сентября в Москве все музеи работают бесплатно. Обязательно придём сюда ещё раз. Так что, как говорится: продолжение следует. Через неделю я всё-таки напишу про усадьбу Шереметева, а также про Мемориальный Музей Космонавтики, который находится под монументом «Покорителям Космоса».

Сегодня побывал в усадьбе Шереметьевых (или Шереметевых, как указано в ряде источников) в Высоком Новодугинского района. Экскурсию в это замечательное место мне организовал мой вяземский читатель, за что ему большое спасибо;) Не скажу, что я большой ценитель архитектуры, но на мой дилетантский взгляд усадьба в Высоком по своему масштабу не уступает . По-видимому, это одно из крупнейших дворянских гнезд, расположенных на Смоленщине. Особенно хочется отметить, что автором этого памятника зодчества являлся Николай Леонтьевич Бенуа. Тот самый мастер, который создал Петергоф. Т.е. разрушенная и разграбленная усадьба в смоленской глубинке и прославленные дворцы Петергофа - дело рук одного всемирно известного мастера. Печально, что не сберегли. Такой бы мог получиться центр притяжения туристов…

Итак, чтобы попасть в Высокое нужно доехать до Вязьмы, затем повернуть на Сычевку и ехать до Торбеево. Там будет поворот налево и указатель на Высокое. Следующие 10 км пройдут в борьбе за сохранность колес и подвески автомобиля. Местами дорога грунтовая, местами - древний асфальт, который не приводили в порядок уже много лет. Мимо Высокого не проедете, вы упретесь в этот населенный пункт. В целом, возникло ощущение, что это вполне себе живое местечко. А жизнь в нем поддерживает Высоковский сельскохозяйственный техникум. Здесь имеются учебный корпус и общежитие.

На въезде в Высокое вас встретит постройка XIX века и раскуроченный реактивный самолет. (все фотки кликабельны!)

Когда-то здесь находился птичник.

Похоже, здание бывшей школы.

Дом для детей Шереметьевых, как утверждают источники.

Единственный объект архитектурного ансамбля, который пытаются привести в порядок - Тихвинская церковь.

В храме проводятся богослужения, зарегистрирован православный приход. Храм строился в 1867-1871 годах.

Тихвинская церковь создана по подобию Троицкой церкви в подмосковном имении Шереметьевых в Останкине.

Рядом с церковью расположен дворец Шереметьвых.

Кстати, усадьба в Высоком имела все шансы возродиться. Об этом подробно рассказывалось пару лет назад: в 2014 году миллиардер Алексей Семин выразил готовность возродить четыре усадьбы на Смоленщине. В их число вошла и усадьба Шереметьевых в Высоком. Для этого государство должно было сдать усадьбы предпринимателю в аренду на 49 лет за символические деньги. Но, увы, эта история, похоже, так и окончилась ничем. В марте 2015 года в Казани произошел крупный пожар в ТЦ «Адмирал» , который принадлежал Семину. Погибли люди, Семин уехал во Францию, скрывшись от следственных органов. Вместе с Семиным уехала и надежда на возрождение усадеб.

Бурьян, бытовой мусор и настенная живопись - вот и все, что встречает здесь путника.

Внутри здания также все плачевно. Протекающие своды оголили кафельную плитку.

Назначение сей ямы мы так и не уловили. Явно не для хранения старых телевизоров.

А вот и Вазуза. Место красивое, тихое, романтичное.

К сожалению, на территории усадьбы попадалось множество построек, назначение которых нам не известно. Даже в Сети при беглом анализе никакой информации на сей счет нет. Вот, к примеру, здание на берегу Вазузы. Что здесь было?

На мельницу или электростанцию не похоже.

Исток Вазузы находится примерно в 15 км от этого места, в деревне Марьино Вяземского района.

Ну а мы возвращаемся в усадьбу. Проходим заросший пруд, на берегу которого 150 лет назад, по-видимому, Шереметьевы коротали время.

Это здание бывшего конного завода. Сейчас здесь расположен ДК и общежитие сельскохозяйственного техникума.

Усадьба Кусково действительно прекрасна – в роскошной летней резиденции Шереметьевых хорошо сохранились дворец и павильоны, единственный в Москве регулярный французский парк с цветниками и множеством скульптур, есть большой пруд.

Основные постройки в усадьбе были возведены в 18 веке графом Петром Борисовичем Шереметьевым. Он частенько называл землю, которая ему досталась в наследство от отца, «куском» — отсюда и пошло название усадьбы. Кусково имеет еще одно название – Подмосковный Версаль.

Уже от входа открываются чудесные виды на ухоженные газоны, аккуратно подстриженные деревья и прекрасные архитектурные сооружения.

Действующая усадебная церковь Спаса Всемилостивого. Шпиль стоящей рядом колокольни очень напоминает архитектурные решения питерских Адмиралтейства и Петропавловской крепости.

Ангел на крыше церкви.

Дворец в музее-усадьбе Кусково, построенный в стиле раннего классицизма с элементами барокко — деревянный.

Ко входу ведут два пандуса для въезда карет, заканчивающиеся фигурами сфинксов.

Затейливый вензель – одно из украшений дворца.

К возведению дворца и павильонов привлекались как известные архитекторы того времени, так и крепостные мастера.

Пирамидка на берегу пруда. Не очень поняла ее предназначение. Может быть, солнечные часы?

Голландский домик был построен в честь Петра Первого. Внутреннее убранство было привезено из Голландии и полностью сохранилось.

В солнечный день фото в Кусково получаются просто прекрасными.

Недалеко от Голландского домика я увидела фотосессию возле павильона Эрмитаж:

Классическая музыка в прекрасном антураже:

Свадьба в Кусково — очень красиво и романтично.

Центральная часть французского регулярного парка.

Статуи большей частью изображают львов, римских героев и богов. Всего их больше 60.

Парк украшен не только скульптурами, но и цветами.

Каменная оранжерея, построенная крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым. В центральной части проводились балы, а в стеклянных крыльях зимних садов — гуляли среди тропических растений.

Еще один парковый павильон, Итальянский домик, похож на небольшой дворец.

Нарядный Грот отражается в водах Итальянского пруда. Его внутренняя отделка перламутровыми раковинами поражает воображение.

Этот прекрасный павильон был местом обеда императрицы Екатерины Второй во время ее визита в имение Шереметьева в 1774 году.

Летом гостеприимные Шереметьевы часто проводили балы, собиравшие весь цвет московского дворянства: на особо роскошных вечерах присутствовало до 30 тысяч гостей. Увеселений было множество: катание на лодках по большому усадебному пруду, театральные оперные и балетные постановки, парады, выступления оркестров, фейерверки. Театр графа Шереметьева считался лучшим в Москве.

В последнем десятилетии 18 века на кусковской сцене блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова, к которой был неравнодушен Н.П. Шереметьев. В 1800 году граф и актриса переехали в Останкино, а Кусково было позабыто. Только через десятилетия его сын возродил былую роскошь.

После революции шереметьевское владение избежало участи большинства дворянских усадеб – его объявили музеем-заповедником и впоследствии разместили тут музей фарфора. В наши дни здесь регулярно проводятся концерты классической музыки, выставки.

Как добраться до Кусково

На общественном транспорте: м. «Рязанский проспект», далее автобусом 133 или 208 до остановки «Музей Кусково».

На автомобиле: Москва, улица Юности, дом 2. В выходные приезжать лучше к открытию – потом будет сложно припарковаться.

Координаты: 55°44’11″N 37°48’34″E

Часы работы

  • Территория парка — с 10-00 до 18-00 (касса работает до 17-30)
  • Дворец, Голландский домик — с 10-00 до 16-00
  • Эрмитаж, Большая каменная оранжерея — с 10-00 до 18-00
  • Понедельник и вторник – выходные дни.
  • Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Музей-усадьба принимает участие в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца».

В обычные дни вход на территорию и в музеи платный:

  • Вход в парк — 50 рублей
  • Дворец — 250 рублей
  • Большая каменная оранжерея с выставками — 150 рублей
  • Голландский домик — 100 рублей
  • Итальянский домик — 100 рублей
  • Эрмитаж — 50 рублей
  • Единый билет на все павильоны — 700 рублей