Интернет

Понятие сознания в психологии. Проблема неосознаваемого

За последние два-три столетия человечество сделало гигантский шаг в постижении тайн окружающего мира, однако до сих пор мы можем лишь строить предположения о природе и законах происхождения того единственного отличия, которое делает нас разумными – человеческого сознания.

Учёные не выработали единого ответа на вопрос, что такое сознание. С точки зрения психологии сознание является одним из базовых элементов, объясняющих механизмы поведения человека и причины тех или иных его поступков. Различные школы психологической науки по-разному трактуют это понятие, выдвигая собственные теории сущности сознания.

Сознание как результат синтеза психологических процессов

На поведение человека оказывают влияние различные механизмы психики: эмоции, пережитый опыт, волевое усилие, внимание к изменениям окружающего мира и, конечно, сознание. В психологии принято считать, что творческим итогом синтеза различных явных и скрытых процессов, протекающих в нашей психике, является именно сознание. Оно базируется на взаимодействии физических факторов и психологических процессов:

— с одной стороны, сознание отражает при помощи наших органов чувств окружающую нас объективную реальность, что называется перцепцией;

— с другой стороны, происходит самоорганизация психических процессов, приводящая к их упорядочению и структурированию на более высоком уровне, т.е аперцепция.

Различные психологические школы по-разному определяют сознание, отводя главенствующую роль тем или иным его особенностям и функциям.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество. Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.


Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.

Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Сознание и мышление

Важнейшей функцией сознания является мыслительный процесс, т.е. обработка поступающей информации об окружающем мире и преобразование этой информации в систему символов для передачи другим людям. В эту систему входит не только вербальный аппарат, но и мимика, жестикуляция, изображения, знаки и т.д.

Таким образом, сознание является не только частью личности отдельного человека, но и неким коллективным знанием, причём во многом передаваемым от одного поколения к другому. Некоторые школы психологии рассматривают сознание лишь в контексте возможности вербального общения, т.е. считают, что оно присуще только тем, кто владеет речью.

Сознание и бессознательное состояние

Человек обладает сознанием далеко не всё время своего существования. Так, во время сна он выпадает из сознания и не может адекватно воспринимать и оценивать происходящие вокруг него события. Аналогичный эффект производят некоторые психоактивные вещества, которые лишают человека возможности использовать своё сознание для восприятия и осмысления окружающего мира.

Получается, что сознание управляет лишь активной частью нашей психики, а во время сна, травмы или заболевания, а также в результате неких специальных воздействий, нами управляет бессознательная часть психики, или подсознание.


В целом можно, обобщая, сказать, что сознание необходимо нам для адекватного восприятия, творческого осмысления мира и передачи результатов работы нашей психики другим людям.

1. Сознание человека

1. Природа человеческого сознания.

2. Сознательное и бессознательное.

1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира.

Характеристики сознания:

1) содержит комплекс знаний об окружающем мире – в структуру сознания включены познавательные процессы, благодаря которым происходит постоянное обогащение человека новыми знаниями.

Если же происходит нарушение в деятельности какого-либо познавательного процесса или тем более его полный распад, это неизбежно влечет расстройство сознания (например, потеря памяти);

2) способность человека к познанию других и себя самого – человек, обладающий сознанием, способен давать оценку своих и чужих поступков, он осознает себя как отличное от остального окружающего мира существо, при нарушениях сознания (например, гипноз, сон) эта способность утрачивается;

3) способность к целеполагающей деятельности – перед началом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуясь определенными мотивами, взвешивая свои возможности, анализирует ход выполнения и т. д., неспособность к подобным действиям по тем или иным причинам трактуется как нарушение сознания;

4) возможность давать эмоциональную оценку межличностным отношениям – это свойство лучше понять, анализируя патологию, так как при некоторых психических заболеваниях у человека меняется отношение к окружающим людям: например, он начинает ненавидеть своих близких, которых до этого очень любил и трепетно к ним относился;

5) способность к общению с помощью речевых или иных сигналов.

Приведенные выше характеристики используются в целом ряде наук при определении понятия «сознание» (психология, психиатрия и др.).

Обобщая эти характеристики, можно понимать сознание как способность человека ориентироваться во времени и пространстве, окружающей обстановке, адекватно оценивать собственную личность, уметь управлять своими желаниями и поступками, сохранять систему отношений с окружающими людьми, анализировать новую информацию, опираясь на имеющиеся знания.

Итак, сознание следует понимать как высшую форму отражения мозгом действительности при помощи абстрактно-логического мышления и речи.

2. Человек функционирует не только на уровне сознания.

Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Существует еще и бессознательный уровень.

Бессознательное – это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает).

Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи.

Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экспериментах по изучению поведения человека в постгипнотическом состоянии.

Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить определенные действия: например, подойти к рядом находившемуся человеку и развязать его галстук.

Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает.

Бессознательные явления:

1) бессознательные психические процессы – не всегда психические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под контролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним, непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие;

2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бессознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессиональное владение различными инструментами и т. п.);

3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфере, – желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень.

Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются.

В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке.

В психологии существуют различные направления, интерпретирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основателю З. Фрейду.

Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механизмов психологической защиты, которые также относятся к разряду неосознаваемых психических явлений.

Механизмы психологической защиты – это совокупность таких бессознательных приемов, благодаря которым человек обеспечивает свой внутренний комфорт, оберегая себя от негативных переживаний и психических травм.

В настоящее время эта теория продолжает активно развиваться и обогащаться.

Рассмотрим один из современных вариантов (Р. М. Грановская ) .

1. Отрицание – бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию.

Человек может внимательно слушать, однако не воспринимать информацию, если она несет угрозу для его статуса, престижа.

Вряд ли можно достигнуть желаемого результата, высказывая человеку «правду в глаза», так как скорее всего он просто проигнорирует эту информацию.

2. Вытеснение – человек с легкостью забывает неприятные для него факты биографии и при этом в противовес дает ложное, но приемлемое толкование этих фактов.

Этот механизм описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на примере Николая Ростова, который совершенно искренне «забыл» о своем не героическом поведении в первом бою, однако с эмоциональным подъемом описывал свои подвиги.

3. Рационализация – обесценивание того, что недостижимо.

Например, невозможность приобретения какой-либо вещи из-за ее высокой стоимости оправдывается плохим цветом, кривой строчкой и т. п.

Хорошо описан этот механизм в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не сумев дотянуться до винограда, начала убеждать себя в том, что он кислый («На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»).

4. Проекция – бессознательное приписывание собственных, чаще всего социально осуждаемых качеств другому человеку.

Например, оговорив человека, мы оправдываем это тем, что и он распускает о нас сплетни, хотя это не соответствует действительности.

5. Идентификация – «сращивание» себя с другим человеком.

У ребенка этот механизм часто проявляется в их неосознанном подражании кому-то из взрослых, чаще всего родителю того же пола, у взрослых – в поклонении кумиру.

Иногда с помощью идентификации человек преодолевает свой комплекс неполноценности, видя вместо себя своего идола, кумира.

6. Замещение – возникшее внутреннее напряжение снимается в результате переадресовки с недоступного объекта на доступный.

Невозможность напрямую выразить свое недовольство высокому начальству человек вымещает на собственных подчиненных, близких людях, детях и т. п.

Поэтому психологи советуют найти способ или объект вымещения, безопасный для окружающих: например, занятие спортом, домашняя уборка, контрастный душ или просто мытье кистей рук холодной водой и т. д.

7. Включение – сопереживание как способ облегчения собственного внутреннего напряжения. Например, сопереживая героям очередной «мыльной оперы», люди отвлекаются от собственных, порой более существенных и значимых проблем.

8. Изоляция – нарушаются, а иногда и совсем разрываются эмоциональные связи с окружающими людьми, таким образом защищая человека от травмирующих психику ситуаций.

Яркими примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, суициды, бродяжничество.

Человеку крайне важно понимать действие защитных механизмов.

Это поможет лучше понять мотивы поведения окружающих людей и разобраться в самом себе, так как очень часто искусственно создаваемый комфорт не дает возможности осознать, а значит, и преодолеть собственные недостатки и ошибки.

Итак, бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны.

В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания.

К числу таких ситуаций относятся следующие:

1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях;

2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления;

3) при разрешении конфликтных ситуаций;

4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуациях, содержащих физическую или психологическую угрозу.

Таким образом, рассматривая сознание как высший уровень психической регуляции поведения, следует помнить, что многие поведенческие акты функционируют и на бессознательном уровне.

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ДУША? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА. Нас интересует: общается ли разум человека с душой человека, и есть ли вообще душа? Или, может быть, разум и есть душа? В таком случае, когда человек умирает, разум -

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Сознание человека 1. Природа человеческого сознания.2. Сознательное и бессознательное.1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира.Характеристики сознания:1) содержит

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

45. Сознание Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя программу выполнения

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Язык и сознание человека Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка.Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их

Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестен

Сознание Страх беспощаден. Он показывает, что представляет собой тот или иной человек: не то, чего он хочет, а каков он на самом деле. Фридрих Ницше Задачи психологической подготовкиПсихологическая подготовка в боевых искусствах важнее всякой другой, ибо главная ее цель

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора

Сознание По Юнгу, человеческая психика носит целостный характер и представляет собой единство взаимодополняющих сознательных и бессознательных процессов. В соответствии с этим в психическом выделяются сознательный и бессознательный аспекты. Эти аспекты, или

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Сознание В одной из своих лекций Юнг говорил: «Причина, по которой сознание существует и остается настоятельная необходимость в его расширении и углублении, довольно проста: без сознания дела идут не столь блестяще».Юнг определял сознание как собственно функцию, или

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

4. Сознание человека Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.Прежде всего отражение окружающего мира различно на

Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.

2 Проблема человека не в атомной бомбе, проблема человека – в его сердце Любовь – это личный опыт, для которого не существует рецептов. Это искусство, требующее дисциплины, терпения и сопереживания. Чтобы любить, надо осознавать это – и работать ежедневно.В нашем

Из книги автора

сознание человека может наблюдать за покинутым телом С библейских времен, если не ранее, люди спекулировали на утверждении о том, что так называемый выход из тела (ВИТ) явно доказывает возможность отделения сознания человека от его тела. Посмотрите на следующий пример

Что такое сознание – с древних времен мыслители и врачеватели пытались понять его как феномен, имеет ли оно отношение к душе или это и есть сама душа? Умирает ли сознание вместе с человеком? На многие вопросы и сегодня нет ответов, но о сознании можно сказать, что без него нет человека мыслящего.

Сознание – определение

Сознание – высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с . Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.

Что такое сознание в психологии?

Что такое человеческое сознание с точки зрения психологов? Сознание в психологии это рефлексия человеком самого себя, своей деятельности и той действительности где он находится – так считал Л. Выготский. Французские психологи Хальбвакс и Дюркгейм видели сознание как плоскость с проецирующимися на ней понятиями и концептами. У. Джеймс определял сознание как хозяина психических процессов, происходящих с субъектом.

Что такое сознание в философии?

Сознание в философии это способность познавать предметы, соотноситься с ними и миром в целом. Сознание есть форма, которая не может рассматриваться самостоятельно в отрыве от мира. Человек тотально охвачен сознанием и не может выйти за его пределы, получается что, если нет сознания, то для человека нет вообще ничего. Разные течения философии по-своему трактовали сознание:

  1. Дуализм (Платон, Декарт) – дух (сознание) и материя (тело) две независимые, но взаимодополняющие субстанции. Тело умирает, но сознание бессмертно, и после смерти возвращается свои мир идей и форм.
  2. Идеализм (Дж. Беркли) – сознание первично, а объекты материального мира не существуют вне восприятия сознания.
  3. Материализм (Ф. Энгельс, Д. Дэвидсон) – сознание свойство высокоорганизованной материи, отражающее мир и являющееся его творцом.
  4. Индуизм – сознание «безмолвный высший свидетель, наблюдающий за действиями материальной природы (Практити).
  5. Буддизм – все есть сознание.

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – , регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека . Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание . Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека . Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание . Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Управление сознанием

Для того, чтобы управлять собой надо знать что такое сознание, какие психические процессы происходят в мозге, без этого сложно настроить себя на достижение целей, сформировать мотивацию. Какую роль играет сознание в жизни человека можно увидеть в каждой конкретной практической деятельности. Прежде чем что-то предварить в жизнь, человек простраивает это в своей голове, затем путем определенных операций, манипуляций создает это. Без направления и управления сознанием любая деятельность была бы неосуществима – в этом специфическая роль сознания.

Связь сознания и подсознания человека

Сознание и бессознательное в психологии – это пласты психики человека. Между ними есть взаимодействие, считается, что сознание – это лишь «верхушка айсберга», тогда как бессознательное – это темная, бездонная материя в которой сокрыто все, что человек чаще не осознает. С помощью психоаналитических и трансперсональных методик, специалисты могут помочь выявить вытесненные в бессознательное старые травмы, которые негативно влияют на сегодняшнюю жизнь.

Что такое общественное сознание?

Для каждой эпохи за всю историю человечества существовали свои коллективные представления, убеждения, идеи – то, что в совокупности и представляет собой общественное сознание, которое противопоставляется индивидуальному и несет в себе аспект духовности. Общественное сознание в философии, как феномен с древних времен вызывал огромный научный интерес и мыслители определяли его также и как коллективное сознание.


Уровни общественного сознания

Возникновение и развитие сознания индивидуального напрямую связано с теми процессами, что происходят в обществе на данное время. Сознание каждого человека «объединяясь» друг с другом формируют общественное сознание. То, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающей действительностью определяет уровни развития сознания общества и глубинность. Философы и социологи выделяют следующие уровни общественного сознания, их четыре:

  1. Обыденное – характерно для всех людей планеты Земля и формируется через ежедневные практические действия. Что такое обыденное сознание? Само по себе оно стихийно, не систематизировано, основой его является повседневный житейский опыт.
  2. Теоретическое – действительность отражается на глубинном сущностном уровне, логически обоснованы все явления и концепции общественной жизни, на этом уровне есть понимание закономерностей развития. Носители общественного сознания: ученые, теоретики разных научных направлений. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют и развиваются одно из другого.
  3. Общественная психология – все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Формируется в тесной связи с историческим развитием, может отличаться в разных группах или прослойках общества. Общественная психология отражает настроения людей на явления общественной жизни, национальный характер и менталитет.
  4. Идеология – уровень отражающий систему взглядов и установок общества, его духовность, потребности и интересы. Формируется политиками, идеологами, социологами целенаправленно.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сознание - представление субъекта о мире и о своем месте в нем, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимом для разумной организации совместной деятельности . Существует также мнение, что сознание - биологическая функция мозга человека , позволяющая индивиду получать некоторое представление об окружающем мире, включая самого себя. Механизм сознания сформировался в результате эволюции человека. Физиология этого механизма до конца не выяснена .

Сознание обрабатывает информацию со скоростью примерно 60 бит в секунд [ ] .

Предмет: Осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты

Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее, она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию, как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт).

Функциональная психология сознания

Функциональная психология (англ. functional psychology) - направление в психологии США конца XIX - нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям.

Джеймс использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряла эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагал в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».

Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне.

Джеймсу сознание представлялось приспособительным актом, созданным природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание, по У. Джеймсу, не плоскостная картинка, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

Поток обладает характеристикой ограниченности. Есть еще важное свойство потока - выбор объектов, на который он направляется, селективность. Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу это одно и тоже. То есть, внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток. Физиологическими условиями внимания являются:

1. Возбуждение коркового (идеационного) центра путем внешнего чувственного раздражения формирует так называемую преперцепцию (антиципацию объекта внимания), что и является вниманием. Преперцепция (создание образа) является половиной перцепции (восприятия) искомого объекта. То есть, проще говоря, мы видим лишь те объекты, которые перцептируем.

2. Орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата). В случае приспособительных движений появляется органическое чувство напряжения внимания, которое рассматривается нами обыкновенно как чувство собственной активности. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность вызывает приспособление органов чувств и, следовательно, чувство активности, и возрастание ясности этого объекта в сознании.

Механизмы внимания по Джеймсу зависят от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращения и т.д., то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.

Структурная психология сознания

Структурная психология (англ. structural psychology) термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии.

Методом структурной психологии служит аналитическая интроспекция - описание переживаний в категориях элементов сознания.

Основной задачей психологии (по В.Вундту) является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования.

Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей:

  • удовольствия – неудовольствия;
  • напряжения – разрядки;
  • возбуждения – успокоения.

Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентан о (1838-1917). Главным предметом в ней было не содержание и структура сознания, а активность сознания. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874г.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления.

См. также

Примечания

  1. Лекции по общей психологии В.В. Петухова
  2. «Сознание - это просто иллюзия?» , Би-Би-Си , 6.04.2017
  3. T. Nørretranders, The User Illusion: Cutting Consciousness Down to Size (New York: Viking, 1998); T. D. Wilson, Strangers to Ourselves: Discovering the Adaptive Unconscious (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2002); A. Dijksterhuis, «Think Different: The Merits of Unconscious Thought in Preference Development and Decision Making», Journal of Personality and Social Psychology 87, no. 5 (ноябрь 2004 года): 586–598.
  4. Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй; пер. с англ. Е. Петровой; [науч. ред. К. Бетц]. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. ISBN 978-5-00100-996-2
  5. Сознание // Психологический словарь.
  6. Психология сознания - Психологос (рус.) . www.psychologos.ru. Проверено 23 мая 2017.
Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

16. ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».

В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигналов, одновременно поступающая из внешней среды и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами – вербализовать.

Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.

Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.

Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.

Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», – так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.

Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (К. Маркс).

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

42. Понятие и структура психологии класса Классы – большие организованные группы людей, имеющие ряд исторически сложившихся различий.Психология социального класса – форма духовного освоения классом условий его бытия.В качестве детерминантов психологии социального

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

46. Понятие и структура медицинской психологии Медицинская психология – самостоятельный раздел медицинских знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей. Истинное распознавание и правильное понимание болезни доступно только при условии

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

1. Понятие психологии труда Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект,

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда Под психологией труда понимаются:1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;2) психологические механизмы

Из книги Психофизиология сознания и бессознательного автора Костандов Эдуард Арутюнович

автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Глава 1. Понятие о сознании и бессознательных психических явлениях Что такое cознание?Возвращение понятия сознания в современную науку о поведении человека делает необходимым для психофизиолога четко представлять себе, что же в каждом конкретном случае понимается под

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

79. ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛЕКТ» В ПСИХОЛОГИИ Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них интеллект – черта сугубо наследственная, человек рождается либо умным, либо глупым. В соответствии со второй точкой зрения интеллект связан со

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок

Из книги автора

Представления о сознании в советской психологии Советская психология устанавливала четкую зависимость между сознанием и деятельностью человека. Об этом много писали Леонтьев, Рубинштейн и другие авторы советского периода. Советскую психологию того времени можно было

Из книги автора

Представление о сознании в западной психологии Психологи, такие как З. Фрейд, К. Г. Юнг, С. Гроф и др., создали многоуровневую теорию сознания, которая, в отличие от советской марксистской психологии, была символическим отражением реальности мира. Фрейд, Юнг, а потом и Гроф

Из книги автора

1. Понятие социальной психологии и ее предмет Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик

Из книги автора

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Воспитание составляет важную функцию любого общества. В обществе воспитание нового человека как личности, обладающей своим мировоззрением, высокими нравственными качествами, убежденностью, общественной активностью, творческим

Из книги автора

1. Понятие о предмете психологии Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как