Работа

Портретный очерк собаки. Портретный очерк пример

Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы - небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать "Записки охотника" Тургенева или "Остров Сахалин" Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина.

Особенности жанра

Очерк - это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:

  • Пишется в малой повествовательной форме.
  • Описывает только реальных людей и события.
  • Акцентирует внимание на общественных проблемах.
  • Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
  • Придерживается неоспоримых фактов.
  • Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.

Таким образом, очерк - это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.

Разновидности

В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:

  • Портретными.
  • Проблемными.
  • Путевыми.
  • Социологическими.
  • Публицистическими.
  • Художественными.

В чем их особенности?

Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.

В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.

Как правильно сочинить текст

Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?

Первое, что требуется сделать - это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.

Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.

Второй важный момент - определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее - размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное - полностью раскрыть тему.

Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать - больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.

Портретный очерк

Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.

«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», - Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.

На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.

До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Проблемный очерк

Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.

«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.

О счастье и смысле

Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.

Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья - это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье - бежать домой, понимая, что там ждут? Семья - это основа жизни счастливой пары.

Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное - по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.

Юлия относится к людям, общение с которыми вызывает у меня всегда бурю положительных эмоций. По своей натуре это очень добрый, оптимистичный и жизнерадостный человек. И в то же время она немного по-детски наивна и эмоциональна. Серо-зеленые глаза с блестящей искоркой, светло-русые, уложенные в простую прическу волосы, приятный голос, мягкий и доброжелательный нрав, позволяют находить ей общий язык с совершенно незнакомыми людьми. Она очень интересный собеседник и может запросто завести беседу с любым человеком, на самые различные темы.Она очень умная девушка, которая любит много читать абсолютно разнообразную литературу, познавая что-то новое для себя. На все вопросы у нее почти всегда найдется ответ, а если она его и не знает, то обязательно найдет. Людей притягивает её естественность, легкий характер, умение непринужденно по-дружески смотреть прямо в глаза, и высокая тактичность в манере общения. Юлия производит впечатление, как симпатичная, весьма обаятельная и приятная в общении девушка.

На первый взгляд, Юлия обычная девушка: высокий рост, как мне всегда кажется, когда я её вижу, приятные черты лица, светлые волосы и серо-зеленые, словно написанные акварелью глаза. Она почти не краситься, так как обладает естественной красотой, что и так делает её весьма привлекательной. Девушка очень худенькая, и когда она надевает свои любимые черные платья, то становиться похожей на куклу. Но больше платьям она предпочитает синие джинсы и серую майку. В ней есть что-то необычайно притягательное, что-то, что заставляет смотреть на нее. Юлия обладает очаровательной, интересной натурой. Способная вдохновить, приободрить, а если надо, то и утешить одним вдохновенным словом. Ей можно довериться, зная, что она всегда выслушает, поддержит, поможет в любой жизненной ситуации. Она прямолинейная. Предпочитает говорить правду, какой бы она не была, пусть, даже, горькой или жестокой, отвергая сладкую ложь и лесть.

Первый раз мы встретились одного жаркого лета, будучи еще детьми. Ей тогда было пять лет, а мне всего лишь на год больше. Она со своей подругой играла во дворе. На ней был миленький красненький костюмчик, а прической она была похожа на мальчика. В новом незнакомом месте мне хотелось с кем-то познакомиться, поиграть, дружить. Я помню тот дерзкий детский взгляд, которым она одарила меня, посмотрев на меня исподлобья. Я была чужаком, который пытается внедриться в их дружескую компанию. Сказав бы мне тогда, я никогда бы не поверила, что девчонка, которая не хотела со мной играть, станет моей самой лучшей подругой.

Мне повезло, что я встретила Юлию. Из всех друзей, что у меня были, она единственная не предала нашу дружбу, ради других ценностей. И я очень благодарна ей за это. Преданность - это её самое яркое качество.
За все 15 лет нашей дружбы у нас на собиралось очень много общих веселых и смешных историй, которые мы вспоминаем при встрече. Столько теплых воспоминаний, что греют душу, когда совсем тоскливо.

Юлия оказала большое влияние на мою жизнь, наполнила ее новыми красками и впечатлениями. Она не скупится на похвалы, делает их всегда к месту, а если того требует ситуация, то может поддержать, приободрить и вдохновить на новые начинания. Она верит в меня, даже тогда, когда в себя не верю я, что предает мне больше жизненных сил. Она поддерживает и одобряет все мои замыслы, идеи и новые начинания, даже, если ей мои идеи кажутся глупыми, и при этом никогда не сомневается в моих силах и способностях. И эта ее вера, делает меня увереннее, я перестаю сомневаться в правильности своих действий. Она обладает такими бесценными человеческими качествами, как доброта, надежность, уверенность в себе, ум и отзывчивость. Общение с этим человеком всегда воодушевляет, вдохновляет, поднимает дух и настроение. Юлия преподнесла мне много жизненных уроков и подарила массу незабываемых моментов. Я хотела бы выразить ей за это благодарность и сказать, что я очень рада тому, что у меня есть такая очаровательная подруга.
И я хочу, чтобы этот человек был в моей жизни до самой моей старости. Это было бы идеально.

Характеристика человека. Портретный очерк.


Портретный очерк -

публицистический жанр , героем которого является человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.


Основные элементы портретного очерка.

Из чего строится портретный очерк?


Николай Михайлович Амосов,

выдающийся хирург.

Понаблюдаем!

Текст №1

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…

(По К.Григорьеву.)

Николай Михайлович Амосов – врач, хирург. У него и внешность такая, профессиональная, что ли. Всегда подтянут, быстр в движениях. Очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное. Строгий, суровый взгляд.

«Хирург – это не только врач. Это мастер. Как ювелир или слесарь-инструментальщик», - пишет Н.Амосов. Недаром в народе и о хороших мастерах, и о хороших хирургах говорят: золотые руки.

За долгие годы работы Н.М.Амосов спас жизнь и вернул здоровье огромному количеству людей. Он сделал сотни, а может и тысячи операций на сердце. Он написал более 40 научных работ. Амосов внес выдающийся вклад в совершенствование лечения пороков сердца…


Информация.

Иногда мало рассказать о том, что ваш герой исповедует такие-то ценности, идеалы, и достиг в своей деятельности того-то.

Гораздо интереснее и часто важнее знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает , борясь за них?

Очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя , который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя , его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств.


Александр Трифонович Твардовский ,

Понаблюдаем!

Текст №2

Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересным. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а не он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя не любил, но если уж приходилось, то делал всегда это так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу. Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, косая сажень в плечах, умение отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, не отрекаться от сказанного и не изменять в бою. Это навсегда привлекло меня к нему.

Он очень не любил, и не всегда мог это скрыть, людей, слишком много уделяющих себе внимания. Какие-нибудь красные носки или излишне пестрый галстук могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость, в любых ее проявлениях, была ему противопоказана. Я видел, как на глазах терялся у него интерес к такому человеку…

(В.Некрасов.)


Информация.

Использование описаний черт характера лучше соединять с конкретными « минипримерами» из жизни , замечаниями по ходу повествования.

Не стоит выражать свое прямое отношения к герою («нравится/не нравится»), вместо этого объективно оцените героя характеристики. Не стоит принимать свое субъективное отношение к человеку за действительность. Раскройте нрав человека, используя различны стороны его характера , разные ситуации.


Делаем вывод из наблюдений

В портретном очерке должны быть следующие

составные части:

  • краткое описание внешности героя;
  • рассказ о его деле , профессии, творчестве;
  • отдельные важные факты биографии;
  • описание особенностей характера героя, его речи (примеры высказываний, цитаты);
  • яркий эпизод , раскрывающий в герое главное.

Возможна иная последовательность!

Советы опытных журналистов

«Портретный очерк – широко распространенный в современной журналистике жанр. .. Что же лежит в основе такого очерка? Судьба конкретного человека, рассказанная конкретным журналистом, «пропустившим» ее через себя . Это ни в коем разе не пересказ биографии . Наоборот, следует с особой тщательностью отобрать из биографии человека именно те факты, которые способствовали бы раскрытию вашей основной идеи . А эта идея должна быть обязательно! Ведь почему-то ты выбрал именно этого, а не другого человека! Что тебя в нем привлекает, восхищает? Какие у твоего героя есть яркие, только ему присущие черты? В каких ситуациях он проявил их «во всей красе»?

В очерке мы описываем внешность человека. Понятное дело, не все ее составляющие, а наиболее яркие, подчеркивающие те или иные черты характера. Старайся в таких описаниях избегать штампов . Довольно уже «лучащихся добротой глаз» и «добрых, открытых лиц». Ищи свои оттенки , давай им свои определения…»

Т.Солнцева. Из книги «Вторая древнейшая,

или Как стать акулой пера».


Последовательность работы. С чего начать?

  • Для начала вы выбираете человека , который станет главным героем вашего портретного очерка
  • Кто бы это ни был (ваш сосед, друг, учитель, родственник) необходимо четко понимать, что описывать придется его личность , тонкости характера и детали поведения
  • Для придания красочности и художественности своему портретному очерку, опишите внешние черты человека . Может быть внешность вашего героя тесно переплетается или наоборот совершенно противоположна его внутренней сути. Это необходимая составляющая вашего текста
  • Напишите, чем привлекает или отталкивает вас этот человек , что уникального в его характере, а что типичного .
  • Распишите (по возможности) его отношение к миру , к конкретным вещам.
  • Главное объясняйте, почему он поступает так, а не иначе? Может быть это связано с его воспитанием или окружением .
  • Заручитесь художественными средствами выразительности и вперед! У вас обязательно должно получиться!

Критерии оценки очерка

1. Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2. Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль произведения? (ИДЕЯ )

3. Полно ли представлен образ героя? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4. Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни? (ДЕЛО ЖИЗНИ)

5. Есть ли сенсационная уникальная информация о герое и его деятельности? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6. Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев ? (ЛОГИКА)


Домашнее задание.

Упр. 163 или упр. 165 .

(в форме портретного очерка)

Не менее 100 слов.


ИСТОЧНИКИ

www.durov.com/study/otvety-1519.doc

http://www.argo-shop.com.ua/article-7959.html

http://www.gordon.com.ua/books/heroes/amosov/

http://www.wikipaintings.org/ru/boris-kustodiev/self-portrait-1904-1

http://900igr.net/ fotografii / literatura / Urok-Tvardovskij-Tjorkin /

http://all-drawings.livejournal.com/247039.html


Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми пли другими достоинствами и недостатками. В портретном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описание обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказывает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.
В жизни нередко приходится обращаться к приемам портретной характеристики, портретного изображения личности. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых необходимо умение описывать внешность человека. Придумайте такую ситуацию и напишите мпип-сочпікліие в виде" очерка, в котором будет портрет человека.
Н
В н е пі и и й портрет это не только описание.лица, рук, цвета глаз, волос, прически, одежды, это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке. Вовсе не обязательно описывать все черты лица. Достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для данного человека.
«Внутренний» портрет -это характер человека, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляд].], чувства и переживания.
Между внешним портретом человека и его «внутренним» портретом, т. е. характером, всегда существует связь, но ее І:.І.(О уметь заметить и выразить. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привыч-ных жестах, в характерных словах и оборотах речи. Чтобы аметить, понять эту связь, человека надо увидеть в разных " итуаниях. не о/цін раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны. И автор очерка беспрерывно ищет такие языковые средства: слова, речевые обороты, эпитеты, сравнения, метафоры, которые позволили бы наиболее полно, немногословно и в то же время ярко передать реальные черты изображаемого человека и выразить свое отношение к нему.
Для полноты и большей достоверности портрета в очерке
миюльзуются биографические данные изображаемого лица, описывается обстановка, в которой действует герой, наиболее характерные и наиболее существенные (с точки зрения основной идеи, основного замысла) эпизоды из его жизни.
415*. і Ірочиrain с рассказ «Свидание» из «Записок охотника» П. Тургенева. Выберите художественные детали, создающие портрет" \кулимы, выражающие ее внутреннее состояние, и запишите их. І Іспользуя выписанные художественно-языковые средства, попытайтесь в устной форме обрисовать портрет девушки.
Что вы можете сказать о пришедшем на свидание Викторе, сует по тем художественным деталям, которые содержатся в тексте2?
Расскажите о приемах портретной характеристики в данном і ексте.
416. Прочитайте отрывок из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя.
Попытайтесь обрисовать портрет Андроникова: его внешний вид, голос, движения, характер, отношения с окружахощими его людьми - форме живого непосредственного рассказа. Какова стилистическая роль однородных членов предложения?
Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня іезорганизовать работу солидного учреждения.
Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, редакции, библиотеки или архива, как вокруг пего тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слышен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая через чужие плечи, можешь увидеть, как в тесном кружке, немного театрально опершие], обоими руками на массивную тросы», стоит невысоки/"!. полны/}, с необыкновенно подвижным, живым.типом
человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджигая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает - невозможно отойти - знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермон-тове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой... И еще - о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.
Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нужны собеседники: лучше, если большой зал или бессчетная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам...»4
* * *
Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне - этого человека знают все, да и сам он кого хочешь объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. Поговорим о его любимом жанре.
К жанру Андроникова можно подойти с разных сторон. Можно подивиться живой разговорности, непосредственности интонации «устного рассказа»; можно обратить внимание на разнообразие историко-литературных интересов автора (Пушкин, Лермонтов, Гоголь - и Горький, Алексей Толстой, Илья Чавчавадзе), можно, наконец, отметить широту восприятия автором различных видов искусства, особенно в их скрещениях, сочетаниях - поэзии и живописи, театра и музыки, телевидения и кино. Андроников рассказывает о музыковеде Соллертті пеком, живописце Пименове, актере Остужеве, композиторе Хачатуряне, фотографе Дмитриеве. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот.
Устный рассказ древнее письменного. Рапсоды, акыны, сказители, былипники старше писателей. В век расцвета письменной литературы искусство устного рассказа хирело, задыхалось. Украшением дружеского кружка, светского или литературного салона, случалось, становились особо одаренные импровизаторы, острословы и рассказчики. Но круг слу-шателей их был узок, искусство летуче, и память о той радо-
" пі, какую они приносили с собой на вечер, на час собравшимся вместе людям, истаяла «аки дым от яйца огня».
Можно сказать еще, что ему дьявольски повезло. В тот момент, когда он понял себя, отстоял свой жанр и уже собирал на свои устные рассказы в творческих клубах и концертных залах довольно обширную аудиторию, будто специально для него человечество изобрело такую штуку, как телевидение.
Большой удачей было, конечно, и то, что Андроникова открыло радио. И все же Андроников был создан для телевидения, а этот аппарат был изобретен для него, как каравелла «Санта-Мария» для Колумба.
417. Очерковый портрет может приобретать и сатирический, обобщенный характер. Таков, например, портрет миллионера в очерке М. Горького «Один из королей республики». Прочитайте отрывок из этого очерка. Выявите основные признаки текста. Определи- 1с тип и стиль речи. Каковы основные признаки названного вами (тиля речи?
Вспомните, что такое гротеск. В чем вы видите гротескное изображение портрета миллионера? Выпишите особенно меткие обороты речи, создающие пародийный образ.
...Стальные, керосиновые и другие короли Соединенных Штатов всегда смущали мое воображение. Людей, у которых так много денег, я не мог себе представить обыкновенными людьми.
Мне казалось, что у каждого из них но крайней мере три желудка и полтораста штук зубов во рту. Я был уверен, что миллионер каждый день с шести часов утра и до двенадцати ночи все время, без отдыха ест. Он истребляет самую дорогую пищу: гусей, индеек, поросят, редиску с маслом, нуди н ги, кэки и прочие вкусные вещи. К вечеру он так устает работать челюстями, что приказывает жевать пишу неграм, а сам уж только проглатывает ее. (...)
Мне казалось, он должен носить белье из парчи, каблуки его сапог подбиты золотыми гвоздями, а на голове, вместо шляпы, что-нибудь из бриллиантов. Его сюртук сшит из самого дорогого бархата, имеет не менее пятидесяти футов длины и украшен золотыми пуговицами в количестве не меньше трехсот штук. По праздникам он надевает сразу восемь сюртуков и шесть пар брюк. Конечно это и не удоб-но, и стесняет... Но, будучи таким богатым, нельзя же одеваться как все...
Карман миллионера я понимал как яму, куда свободно можно спрятать церковь, здание Сената и все, что нужно...
Однако, представляя емкость живота такого джентльмена подобной трюму хорошего морского парохода, я не мог вообразить длину ноги и брюк этого существа. Но я думал, что одеяло, под которым он спит, должно быть не меньше квадратной мили. (...)
Странно, что при всем этом я не мог представить - какой вид имеет голова чудовища. Более того, голова казалась мне совершенно лишней при этой массе мускулов и кости, одушевленной влечением выжимать из всего 30.того. (...)
Можете вообразить мое изумление, КО і із я. встретив миллионера, увидал, что это самый обыкновенный человек.
Передо мной сидел в глубоком кресле длинный, сухой старик, спокойно сложив на животе нормального размера коричневые сморщенные руки обычной человеческой величины. Дряблая кожа его лица была тщательно выбрита, устало опущенная нижняя губа открывала хорошо сделанные челюсти, они были усажены золотыми зубами. Верхняя губа - бритая, бескровная и гонкая - плотно прилипла к его жевательной машинке, и когда старик говорил, она почти не двигалась. Его бесцветные глаза не имели бровей, матовый черен был лишен волос. Казалось, что этому лицу немного не хватало кожи и все оно красноватое, неподвижное и гладкое - напоминало о лице новорожденного ребенка. Трудно было определить - начинает это существо свою жизнь или уже подошло к ее концу...
Одет он был тоже как простой смертный. Перстень, часы и зубы - это все золото, какое было на нем. Взятое вместе, оно весило, вероятно, менее полуфунта. В общем этот человек напоминал собой старого с.лугу из аристократического дома Европы...
Обстановка комнаты, ТІ которой ои принял меня, не поражала роскошью, не восхищала красотой. Мебель была солидная, кот все, ч то можно сказать о ней.
«Вероятно, в этот дом иногда заходят слоны...» - вот какую мысль вызывала мебель.
1. Найдите в тексте авторские знаки препинания, дайте им

свое толкование (что автор хотел этим выразить, какие дру
гис знаки могли быть использованы).
Найдите в этом отрывке вводные слова, обороты, подумайте, чем объясняется их обилие, какова их стилистическая роль в предложении и какие они вносят смысловые оттенки в каждом конкретном случае.
В каких абзацах Горький представляет миллионера до встречи с ттим? Понаблюдайте, как автор, стараясь избежать тавтологии, подбирает сказуемые. Выпишите их из этих абзацев.
Какие вопросы мог задать Горький миллионеру? Каковы могли быть
гнеты?
>. Прочитайте продолжение очерка, сопоставьте представление о милії юнере с сто истинным портретом.
Как начать очерк? Этот вопрос каждый автор в кажяом конкретном случае решает по-разному. Во вступлении обычно автор говорит о чем-то очень важном для понимания личности героя очерка. Оно должно заинте-ресовать, заинтриговать читателя, чтобы вызвать желание прочитать этот очерк до конца.
Прочитайте очерк М. Горького «Лев Толстой». Как он построен? Какие прозаические жанры используются в нем? Какие эпизоды и художественные детали вам особенно хорошо запомни- шсь? Почему? Расскажите о Л. Толстом: каким он представляется сам после прочтения очерка Горького? А каким представляется вам Горький после прочтения этого очерка?
Запишите прилагательные, описывающие качества человеке;, распределяя их на три группы: 1) положительные; 2) отрица- іельньїе: 3) нейтральные.
Бе..дарпый, беззаботный, бескорыстный, благородный,
боЛТЛИВЫЙ, ВеЖЛ..ВЫЙ, весеЛЫЙ, ВЛаС"Г..ЛюбиВЫЙ, ВИ..Ч..ТЛИ- гельный, ВСПЫЛЬЧоВЫЙ, высок..мерный, гост..ир..импый, де- ТоКагный, доброжелательный, заноем..вый, любознат..льный,
Дюб..ИЫТПЫЙ, ПеВСЖоСТВСЧІНЬїІІ, ОТЗЫВЧ..ВЫЙ, ПріІВСТ."ІоВЬіЙ,
pa..говори..вый, сам..влюбленный, сам..любивьііі, слабовольный, тактич?ный, галапгДоВЫЙ, че.товеч?ный, ч..сто люб и вый, .)рудир..ванпьііі.
Запишите эпитеты, уместные при описании: а) взгляда; б) глаз; в) рук. Согласуйте их с существительными. Некоторые из них могут быть уместными в разных подборках эпитетов.
Белый, большой, выцветший, гневный, голубой, грубый, л"еСткий, заисКоВающий, зеленый, карий, круглый, ласковый, тукавый, м..золистый, мягкий, навыкате, насмешливый, нежный. (не)навид.дций, пасмурный, приветл..вый, ра..косый, светлый, серый, сильный, спокойный, суровый, сухой, темный, Т..Ж..ЛЫЙ, умный, усталый, ч..рный.
Подберите (из словарей и по памяти) и запишите эпите- 1Ы, уместные при описании: а) роста человека; б) фигуры; в) волос;
) одежды.
422. Подберите и запишите эпитеты, уместные при описании: а) .типа (щек. лба); б) походки; в) одежды - - хорошо знакомого вам человека.
423*. Выпишите из романа.Л. Толстого «Война и мир» эпитеты (в сочетании с главным словом), передающие выражение глаз и улыбку: а) Наташи Ростовой; б) Элси Безуховой, в) Марьи Болконской; г) Пьера Безухова: д) Андрея Болконского; е) Анатоля Кураги и а (один из вариантов задания). Укажите, в каких ситуациях, при общении с кем возникают те или иные эмоциональные проявления, передаваемые через выражение глаз и улыбку,
Сформулируйте мысль, которая объединяет эти пословицы. Как вы полагаете, можно ли их использовать при написании 11ортретио го очсрка?
1. Кто собою пс у правит, то г и другого на разум пс наставит. 2. Брюзжит, как осенняя муха. .3. В ком есть стыд, в том п совесть. 4. Все видят, как веселюсь, а никто не видит, как плачу. 5. Видом орел, а умом тетерев. 6. Весь бы прост, да привязан лисий хвост. 7. Глазами и кос, да душою прям. 8. Глазами плачет, а сердцем смеется. 9. Добрый Иван - и людям, и нам, а худой Иван - пи людям, ни нам. 10. И стар, да весел, и молод, да угрюм. 11. И личиком бела, и с очей мила. 12. Изба елова, да сердце здорово. 13. Как нет души, так что хочешь пиши. 14. Криклив, да на деле правдив. 15. Критиковать востер, как топор, а критику слушать - глух, как обух. 16. /1 омить ся в открытую дверь. 17. Кос очами, крив речами. 18. Не искал бы в селе, искал бы в себе. 19. Спесивый высоко мостится, да низко садится.
Попытайтесь написать очерк о своем товарище, друге. Уточните для себя какова основная мысль вашего очерка, отразите ее в названии. Составьте план очерка. Учтите, что в очерке вам придется пользоваться не только описанием, но и повествованием и рассуждением. Обра і нее внимание на такие моменты, как описание внешности, ее особенностей (походки, манеры говорить и т.д.); ваше первое впечатлен не при знакомстве с этим человеком; что вас" прежде всего привлекло в нем, что вас связывает. Вспомните интересные эпизоды из его жизни. О чем вы иногда с ним мечтаете? Делитесь ли вы иногда с ним сокровенными мыслями? Есть ли у него недостатки, если есть, мешают ли они вашей дружбе? Может ли он от них избавиться?
Труднее всего писать о себе, хотя, казалось бы, каждый знает себя лучше, чем другие. Это объяснимо: во-первых, не всегда можно объективно оцепить себя, свои поступки, во-вторых, не всегда хочется говорить о себе все.
(Ian піни те о себе, выбрав один из вариантов:
а) в форме дневника (о своих мечтах и жизненных планах);
б) о себе в третьем лице - таким, каким вас видят со стороны;аши друзья, или родные, иди же учителя;
в) в сказочной форме: события, действия вымышленные, фанта- ; і ическис, а черты характера, привычки, мысли и даже отдельные ¦ " юна главного героя - ваши.
427, Прокомментируйте применительно к себе содержание сле- t\ ющих текстов.
]. ИЗ ДНЕВНИКА

За то, что на ну ги За то, что - вот беда! -
Я часто слово строгое Я в песенку убогую
Старался обойти. Влюблялся иногда.
Кляну себя за многое, Кляну себя за многое,
За то, что в некий день За то, что мне назло
Пенрнбранной дорогою Притворство мягконогое
Ко мне пробралась лень. Войти в мой дом смогло.
Кляну себя за многое, За то, что в трудный час Я мягкое пологое Предпочитал не раз.
(С. Ост р о в ой.)
Найдите междометное предложение (сочетание двух слов, являющихся мел, доме гнем и в то же время самостоятельным вставным предложением), подумайте, какова стилистическая роль этого маленькою предложения.
II. Бездельничание вонсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно заляг, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вооб- ще бездельник всегда очень занят.
(Д. Лихаче в.)
Проблемный очерк
13 центре проблемного очерка социально значимые во- просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает- в полемику со своими оппонентами.
В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться портретные зарисовки, по главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые заметки, зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражением определенного взгляда, одним из средств доказательства. Очерк такого типа носит полемический характер.
Проблемный очерк строится по типу рассуждения.
Вспомните, что такое рассуждение, какова композиция текстов этого типа речи. Найдите текст-рассуждение и запишите его. Укажите в тексте аргументы и контраргументы, вывод. Будет ли подобранный вами текст проблемным очерком? Аргументируйте свое мнение.
Прочитайте начало статьи Л. Ивановой (из серии статей о народных верованиях, обрядах и фольклоре, опубликованных в 1997-1998 гг. в журнале «Русская словесность»). Определите ее тему и основную мысль. Озаглавьте статью. Почему вы так озаглавили?
Дом, изба, двор, дворище, печище... казалось бы, говорящие об одном и том же, приведенные слова тем не менее отличаются смысловыми оттенками и емкостью стоящего за ними содержания: одни подразумевают только жилище, в котором можно укрыться от дождя, холода и прочих бед, дру-гие, помимо этого, указывают на семейный союз, в нем проживающий, что с наибольшеіі очевидностью декларируют песни, исполняемые ВО время СВЯТОЧНОГО обхода дворов, известного во многих областях России как колядование.
(...) Госнодпиов двор посеред!) Москве. Посередь Москве па живом мосту, Стоят три терема златоверховые; Во первом-то терему млад светел месяц, Во втором-то терему красно солпушко, В третьем-то терему часты звездочки. Млад светел месяц - то хозяин наш, Красно еолпушко - то хозяюшка, Часты звездочки - малы деточки. (...)
Сказанное объясняет, почему понятия семья, род стали одними из ключевых в русской традиционной культуре и семантически пересекались с другими (не менее значимыми) дом, родина.
2. Издревле в России с семьей связывались основные человеческие ценности, а человек, так и не сумевший обзавестись семейством, именовался бездомным и бездольным (ем. пословицы: «И в раю тошно жить одному», «Семейная кашка погуще кипит», «Одна головня и в поле гаснет, а две дымятся», «Без мужа, что без головы, без женім, что без ума» и др.). По этой причине в общественной жизни холостые лишались ряда привилегий, о чем красноречиво свидетельствуют следующие фрагменты из писем крестьян XIX в., проживавших в Ярославской и Орловской губерниях: «Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином. На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто пепельное, отчасти с презрением»; «Холостому быть хозяином общество запрещает».
В народной среде трепетное отношение к семье поддерживалось священнослужителями, почитавшими ее за «малую» церковь, что зафиксировано в ряде пословиц («Жена мужу пластырь, муж жене пастырь», «Муж в дому, что глава (крест) на церкви») и в обычае домашних молебствий перед принятием пищи или на сон грядущий, которыми обыкновенно руководил семейный старейшина. Таким образом, в определенном смысле семья уподабливалась церковному клиру, в котором права и обязанности были строго распределены в зависимости от возраста и сана (характерным, с этой точки зрения, следует признать именование средневековой семьи, основанной па уставных отношениях, изложенных в документе XVI в. «Домострое», патриархальной).
Упорядочению отношении между членами большой крестьянской семьи способствовала ее сложная иерархическая стратификация - своего рода «семейная лестница», в которой права и обязанности каждого определялись занимаемой им «ступенью».
Во главе семьи стоял старший мужчина - большак, на- болыиой, старшой. Именно он имел право решающего голоса во всех семейных делах (распределение работ по членам семьи, купля, продажа, уход на заработки и пр.) и представлял свой род па мирской сельской сходке (см. пословицы: «Всякий дом хозяином держится», «Дом красится хозяином», «Без хозяина дом - сирота»).
Главной помощницей мужу, его правой рукой но дому была жена - большуха, старшая, во всем подчиняющаяся ему. Такие жены рассматривались в народе как залог семенного благополучия, поскольку в этом случае исчезали поводы для семейных ссор, а «где мир да лад, там и Божья благодать» (ср.: «Умная жена, как нищему сума», «От плохой
Ю Власенкои 289
жены состареешься, от хорошей помолодеешь», «Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать», «С доброй женой торе - полгоря, а радость вдвойне», «Муж -голова, жена - душа»),
ері 1. Выпишите її сгруппируйте лексику, отражающую быт ста- h " А рой русской крестьянской семьи.
2. Выпишите небольшие цитаты, которые могли бы послужить тезисами данной статьи. Каждую цитату прокомментируйте.
Прочитайте выразительно текст песни, имея в виду, что это песня, славящая хозяина дома, куда пришли колядующие, и что исполнители ждут вознаграждения.
Расскажите о правописании приставок, используя примеры из данного текста.
Оценивая опыт наших предков в устройстве семьи и домашнего быта, напишите очерк о проблемах семьи на современном этапе, учитывая свои личные взгляды.
Определите основную тему пословиц и поговорок. Подберите к одним из них - синонимичные, к другим - антонимичные пословицы, поговорки, афористичные выражения.
Объясните все случаи постановки тире.
1. С добр..й женой горе полгоря а радость вдвойне. 2. Не надоб..н и клад коли у мужа с женой лад. 3. Птица радуется весне а мл..денец матер.. . 4. Любовь да с.вет так и горя нет. 5. (Пе)дорог подарок дорога любовь. 6. От хозяйского глаза ж..реет и кот. 7. Не та хозяйка которая говорит а которая щи варит. 8. Сер?це сердц.. чует. 9. Одно сердце страдает другое (не)знает. 10. И люб..шь да губ..шь. 11. Коротка что девичья память.

С какими пословицами вы согласны полностью, с какими - частично, с оговорками, с какими не согласны? Почему?
Сформулируйте две-три темы, актуальные для общества или для вас лично. Составьте п.тан или тезисы очерка по одной из тем.
432*. К. Д. Ушинскнй считал наиважнейшими для человека та-кие духовные ценности: а) «страстное стремление к истине»; б) прекрасное «в отношениях между людьми»; в) совесть; г) «стремление к совершенству»; д) «чувство справедливости».
Как вы понимаете каждую из этих духовных ценностей человеческой личности? Что бы вы поставили на первое место?
433. «Счастье - как я его понимаю?» Попытайтесь написать проблемный очерк на такую тему. Подберите эпиграф. Помните, что у вас должно быть рассуждение полемического характера.
Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями (цепная или параллельная связь), как они будут выражаться.
434. Вспомните особенности публицистического стиля речи и (Ч"о жанра - проблемного очерка. Постарайтесь написать очерк проблемного характера на одну нз тем:
а) Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
б) Что важнее: кем быть или каким быть?
в) Что дают человеку знания?
г) Мои раздумья о Вселенной, ее устройстве, ее прошлом и будущем. (Есть ли is ней место для разумных, целеустремленных сил, для деятельности космического масштаба?)
д) Чему я верю и во что верую?
Не забывайте о правилах построения текста, роли абзаца.
При написании очерка используйте прочитанные вами художественные произведения, статьи в газетах и журналах.
435*. Дайте толкование следующих слов и словосочетания (письменно). При затруднениях обращайтесь к толковому словарю.
Логика. Суждение. Умозаключение. Рассуждение. Тезис. .Доказательство. Аргумент. Анализ. Синтез. Логическое единство. Индукция. Дедукция. Обобщение.

Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические вопросы и обращения, призывные интонации, гражданский пафос и т. д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии - классической и современной.
436. Подберите два-три стихотворения, в которых, на ваш взгляд, удачно используются средства публицистического стиля речи, повышающие эмоциональное воздействие стихотворения на слушателя, читателя, пробуждающие высокие гражданские чувства. Подготовьте анализ художественно-стилевых особенностей этих стихотворений.

Инструкция

Очерк - один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного - личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый - это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй - его внутренняя жизнь.

Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и с теми, кто его хорошо знает - основные источники информации. Главное - , о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он , чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.

Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь - не подменить интересный изложением анкетных данных. Читателю интересна натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.

Видео по теме

Очерк - один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты, хотя этот жанр гораздо сложнее. Филологи выделяют в очерке три компонента: социологический, публицистический и образный.

Инструкция

Социологический. В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Предположим, это подростковая преступность. Автор исследует эту проблему, и очерк - итог этого исследования. Так, например, очерк может включать в себя цифры статистики: количество колоний для несовершеннолетний, численность малолетних преступников, количество совершенных подростками. Но забивать очерк сухими цифрами нельзя. Они лишь придают ему серьезность. Это опора для художественного повествования.

Публицистический. Подразумевается, что автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию, то есть он работает, как журналист. Именно здесь широкая проблема подростковой преступности должна быть конкретизирована. Например, автор может исследовать , по которым подростки становятся преступниками (неблагополучные семьи, отсутствие досуга). Может, узнать больше о механизмах помощи подросткам, попавшим в беду (телефоны доверия, их работа). Автор документального , как и журналист, может провести один день с работником комиссии по делам несовершеннолетних. Хороший очеркист - великий знаток жизни.

Художественный. Автор очерка создает яркое , выводит на первый план героев своего очерка - наиболее типичных героев таких ситуаций. Он должен обозначить их взаимодействие. Например, можно описать, как инспектор ПДН приходит в неблагополучную семью, и ребенок почти с ненавистью смотрит на официальное лицо. Какими бы родители ни были, он их любит. Да и мир уличного криминала для запущенного ближе, чем закона. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские с характерами наиболее ярких персонажей. То есть композиционно очерк должен связывать размытые цифры статистики с реальными житейскими драмами, сводки криминальной хроники со глазами ребенка, чьего пьющего отца суд лишает родительских прав. Начинать очерк можно как с художественной зарисовки: "Щуплый мальчонка в огромных кирзовых сапогах и заношенном пуховике стоит у магазина и жалобными глазами смотрит на проходящих ..." Можно с описания среды обитания: "В этом поселке спиваются уже к тридцати годам...". А можно начать с социологии и статистики: "Количество деревенских школ... ".

Специалисты выделяют до 50 жанров жанровых разновидностей очерка. Например, документальный (реальные люди в реальных событиях), беллетристический (ситуация типичная, но персонажи вымышленные). Портретный подразумевает типичного представителя среды. Через рыночного торговца читатель получает представление о мире, в котором он живет. Очерк может быть путевым. Это всем известные записки автостопщиков и туристов. Очерк может быть и негативным, и позитивным, где рисуются герои, преодолевающие житейские невзгоды и помогающие другим, или предприятия, которые нашли свой путь к процветанию. И автору важно понять и передать читателям рецепт . Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

Обратите внимание

Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. Так, например, беспризорник говорит слово "тётя" и не говорит "женщина". Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.

Полезный совет

Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский - один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.

Источники:

Если вы собираетесь написать хороший портретный очерк , а не просто составить фоторобот, то вам понадобится развитая наблюдательность и некоторый опыт чтения подобной литературы.

Инструкция

Начинать действовать можно сразу в обоих направлениях. Читая классиков, которые в изобили оставили своим потомкам портертные своих великих современников, приучите себя быть внимательным со всеми встречающимися вам людьми, будь то знакомые, -приятели, просто прохожие на улице или случайные соседи по общественому транспорту. Подмечайте наиболее выразительные черты лица и телосложения. Обращайте внимание на походку и , манеру говорить, вслушивайтесь в стиль речи.

Попробуйте поиграть в интересную игру, которую практикуют на режиссерских факультетах творческих – попытайтесь угадать, кто находится перед вами, человек какой , в каких отношениях он находится со своим спутником или спутницей или кто кем кому доводится. Все, что вам покажется интересным, записывайте – тренируйте руку. Носите с собой блокнот для записей. Со временем у вас выработается способность отделять зерна от плевел и записывать только самое яркое и специфическое, свойственное только этому .

Портретный очерк или словесный портрет не обязательно должен состоять только из описания внешности вашего героя, его походки и . Характеристики его внешнего облика могут послужить вам отличным зеркалом, отражающим его внутренний мир. Как про глаза говорят, что они – зеркало души, так и руки могут многое рассказать .

Но не ограничивайте себя описанием только вашего визуального впечатления от портретируемого. Подключите и другие каналы восприятия: слух, осязание, даже обоняние. Как звучит голос того, о ком вы собираетесь написать? Как выражается характер через голос персонажа? Каково на ощупь его рукопожатие? Есть ли у него какой-то особенный ?

Вы можете пойти еще одним путем – описать какой-нибудь яркий случай из жизни вашего персонажа и тем самым проиллюстрировать, как через поступок проявляется характер, дать портрет в действии, показать вашего героя в жизни, а не просто в обрамлении слов.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, для него характерен синтез художественного описания и аналитического начала. В проблемном очерке автор поднимает и анализирует какую-либо политическую, экономическую, социальную, философскую или культурную проблему. Цель такого очерка - понять причину возникновения проблемы и проанализировать дальнейшие пути ее развития.

Инструкция

Чтобы написать проблемный очерк, нужно хорошо разбираться в той теме, которую вы выбрали. Очерк предполагает глубинный , ограничиваться здесь поверхностными описаниями нельзя. Поэтому прежде, чем начинать создавать проблемный очерк, изучите явление, почитайте необходимую литературу, посмотрите, что писали по этому поводу другие . Проблема должна касаться лично вас, быть для вас интересной и важной, только серьезное отношение к теме и неподдельное желание разобраться в сложной ситуации может сделать очерк по-настоящему и правдивым.

Авторское «я» в очерке выражается очень ярко. Помните о том, что писать нужно от первого лица, знакомить читателя именно со своим видением проблемы. Вы должны глубоко проникнуться проблемой, ярко обрисовать ее перед читателем и выразить свое отношение. Для того чтобы придать очерку драматизм, можно сталкивать противоположные мнения. Разыщите нескольких , каждый из которых относится к проблеме по-разному, конфликт в очерке важен точно так же, как и в большинстве прозаических .

Очерк не должен быть перегружен всевозможными цифрами, статистиками и графиками. Использование сухой и точной информации - это статьи. Очерк же живым художественным языком. Если вы все-таки хотите использовать статистические данные, сопровождайте их собственными комментариями и примерами, цифры должны восприниматься читателем легко. Старайтесь сделать так, чтобы ваш очерк напоминал или . Допускаются пространные размышления и параллели с другими художественными текстами или событиями. Главное - не забывать о достоверности. Вся информация, которую сообщает , должна быть правдивой и проверенной. Очерк допускает художественные обороты, но вымысла в нем быть не должно.

Видео по теме

Путевой очерк – это журналистский жанр, в котором может проявить себя как профессионал, так и начинающий журналист. Он относится к тем жанрам, которые стояли еще у истоков журналистики и имеет некоторые отличительные особенности.

Инструкция

Поставьте цель, которую будет преследовать ваш путевой очерк. Для чего вы его пишете? Может быть, чтобы рассказать людям о том, что вас взволновало? Или, быть может, вы хотите таким образом отразить политическую или культурную ситуацию в той или иной стране? Цели могут быть самыми разными, поэтому их нужно сформулировать заранее и постоянно держать в голове.

Отправьтесь в путешествие. Писать путевой очерк просто фантазируя нельзя. Это именно тот жанр, который предполагает ваше личное присутствие в описанном месте. Не столь важно, куда вы отправитесь - в кругосветное путешествие или в соседнюю деревню. Главное, что вы должны глазами видеть то, о чем пишете, переживать это на собственной шкуре.

Во время путешествия делайте какие-то важные пометки. Не обязательно сразу садиться и писать весь очерк целиком. Просто запоминайте события, интересные моменты, детали местного колорита, которые вы заметили, отмечайте, что вам понравилось и не понравилось. Помните, что вы не должны концентрировать свое внимание на какой-то определенной личности – это уже выходит за рамки понятия классического путевого очерка.

Делайте фотографии. Человеческая память не слишком долговечна, и чтобы написать действительно качественный и интересный очерк, лучше освежить воспоминания. И в этом вам помогут не только ваши пометки, но и фотоснимки. Вы можете также вести аудиодневник – записывайте на диктофон какие-то вещи, которые вас взволновали, привлекли ваше внимание.

Соберите все свои предварительные записи и снимки, внимательно их изучите. Теперь напишите полноценный качественный текст. Отложите его на некоторое время и вернитесь к нему снова. Возможно, вы захотите чем-то дополнить его, что-то в нем доработать.

Мотивация сотрудников на лучшее выполнение своих должностных обязанностей может быть денежная или нематериальная. Конечно, первое всегда предпочтительнее, но и о втором варианте забывать не стоит. Внимание к сотрудникам со стороны руководства ценится очень высоко.