Здоровье

Поселения амишей. Кто такие амиши, живущие только в США

На заправке сфоткала амиша. (Фотографироваться амиши не любят, так как верят, что их изображения могут быть использованы "во зло").
Решила рассказать про эту общину.
Нашла повествования в разных местах и фотки в Corbis.
Самой доводилось их видеть, впечатление, что попала на съемку исторического фильма.
Однажды в лифте ехала с несколькими представителями. Запах, надо сказать, от них исходит...

Источники: Wikipedia; Cтрана амишей; Русская служба Би-би-си, Пенсильвания - Затерянный мир: как живет община амишей в США.

Сначала, увидев бороды мужчин, воспринимаешь амишей, как ортодоксальных евреев, но к евреям амиши не имеют никакого отношения.

Амиши - христианское течение меннонитского происхождения.
Основатель Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас во второй половине XVII века.

Их церковную доктрину можно характеризовать, как наиболее консервативный вариант меннонитства.
Церквей амиши не строили, а молились у своих соплеменников, возможно, у каждого по очереди.

Главная черта их вероучения - более строгое следование Священному Писанию.
В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн (Пенсильвания), провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата.

Главный город округа и центр "страны амишей" Кросс-Кис (современное название - Интеркорс (Intercourse - сношения)).

Амишей и меннонитов в США собирательно называют "pennsylvania dutch" ("пенсильванские голландцы").

Амиши называют остальных жителей США "англичанами".
Между собой они до сих пор говорят на немецком диалекте, который называют Pennsylvania German или Pennsylvania Dutch, а английский язык учат в школах.

Амиши сохранили быт и облик почти в неизменном виде с XVII века.

Большинство из них носит одежду и головные уборы определенных цветов и фасонов, ездит в старинных повозках, запряженных лошадьми, использует только стальные колёса, пашут землю конным плугом.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.

Браки амиши заключают только со своими единоверцами.

В результате перекрестных браков внутри небольших общин амиши подвержены генетической деградации.

Одежду шьют себе сами, только материал покупают в магазине.

Не ходят в общественные школы: у них свои есть, где образование восьмилетнее.

Платья однотонные - синего, фиолетового или тёмно-серого цвета, из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней белый.

Мужчины ходят в черных и темно-синих костюмах. Брюки поддерживают подтяжки; пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков и петель.

Рубашки чистых цветов; белая для церковной службы.
Гардероб дополняет черная войлочная шляпа.

Дети одеваются так же, как взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы.

Чем ближе приближаешься к месту их обитания, тем темнее становятся дороги и улицы.

Здесь нет уличных фонарей - амиши не пользуются электричеством.

В каждом окне их домов горит отдельная керосиновая лампа, или же они пользуются электричеством, вырабатываемым ветряными установками.

Эти же установки приводят в движение висящие под потолком вентиляторы с большими деревянными лопастями.

В кромешной темноте изредка раздается стук копыт.
Припозднившиеся отцы семейств спешат домой на традиционных амишских повозках, запряженных лошадьми.

Единственные признаки модернизации этих транспортных средств - фары и поворотники, которые необходимы для того, чтобы не попасть под колеса автомобилей неугомонных туристов, шастающих по ночам.

Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.

Амиши - потомственные фермеры.

Они выращивают все подряд, делают масло, сыры, творог и продают это на рынке соседней Филадельфии или клиентам, приезжающим со всего штата.

Продукция амишей стоит недешево, потому что считается экологически чистой.
(Пила я их молоко, оно жироное и коровой воняет) .

Амиши не признают никакой механизации и отказываются пересаживаться на тракторы.
Они все делают вручную: пашут, собирают урожай, доят коров, косят траву.

Кроме частных угодий здесь есть и общественные поля, находящиеся под присмотром Совета старейшин.

На выручку от продажи урожая с этих полей местные жители поддерживают дороги в надлежащем состоянии, платят зарплату школьным учителям и кузнецу.

Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков - называемое куилт (quilt) , а также деревянные вещи - сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки.

Детские игрушки - простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.

Если кто-то из вас видел фильм "Свидетель" (1985) с Харрисоном Фордом уже могут иметь большое представление о том, кто такие амиши и как они живут.

Вот еще несколько фотографий.

Религиозное движение Амишей возникло в шестнадцатом веке, а её основатель Якоб Амман. Приверженцы движения живут общинами, не признают блага цивилизации, не платят налоги, ограничивают взаимодействие с внешним миром. воспитываются по внутренним правила общины, но имеют право выбора после шестнадцати лет – остаться в общине или уйти.

На территории России представителей общины значительно меньше, чем в других странах. Это объясняется особенностями национальной политики. Например, Екатерина вторая пригласила в Россию немцев – колонистов, которые придерживались учения амишей. Немецкие деревни были в Поволжье, на Кубани, в Сибири. Немцы были ремесленниками и учили ремеслу русских, вели хозяйство, держали торговые лавки. Времена глобальных потрясений не пощадили немецкие общины и амиши в России пострадали. После октябрьской революции приверженцы религиозных общин подвергались гонениям и истреблялись. В тридцатые годы двадцатого столетия многие семьи амишей были высланы в Сибирь и погибли от голода в дороге. Репрессии были в годы Великой отечественной войны, а также послевоенные годы. Современным американским общинам нравится Россия. Например, община численностью одна тысяча триста семей планирует перебраться в Калининградскую область, чтобы заниматься фермерством. Несколько семей написали письмо губернатору Калининградской области и просят оказать содействие в вопрос выделения земель.


Трудолюбие в многодетных семьях воспитывается с детства. Наверняка по этой причине дети амишей многое умеют и не боятся работы, доброжелательны и готовы прийти на помощь. У девочек и мальчиков труд разделяется. Девочки моют посуду, ткут, доят коров, пекут хлеб. Мальчики помогают в поле, мебель делают, ремонтируют обувь, помогают ухаживать за домашними животными. учатся в школе всего восемь лет, чтобы освоить базовые предметы на английском языке. Между собой говорят на немецком. Община не приветствует образования, поскольку считается, что достаточно хорошо знать ремесло. Детей подрастают, чтобы работать на семейной ферме, заниматься хозяйством. Тем не менее, дети хорошо считают, умеют читать, знают язык страны в которой живут и обязательно немецкий. Дети почитают родителей и следуют во всем их примеру.


Подростки амиши это

В общинах амишей подростками считаются дети от девяти до шестнадцати лет. От обычных подростков они отличаются особым трудолюбием, скромностью в одежде, отсутствием вредных привычек. Когда подростки достигают шестнадцати лет, родители и община предоставляют им уникальную возможность увидеть мир вне общины. Впереди у них взрослая жизнь. Подростки должны сделать внутренний выбор – уйти или остаться. Если подросток возвращается в общину, то этот выбор осознанный и на всю жизнь. Крещение проводится только после решения остаться в общине. Подростки амиши это будущие родители, ответственные за жизнь семьи и общины.

Амиши в Америке, кто они и как живут

Мой рассказ пойдет о стране амишей. Нас предупредили и просили не фотографировать лица, поэтому несколько снимков я нашла в интернете, а остальное все же сняла сама. Кто такие – амиши?
Амиши - христианское течение меннонитского происхождения. Основатель - Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас (Германию) во второй половине XVII века.
Семья амишей Их церковную доктрину можно характеризовать, как наиболее консервативный вариант меннонитства. Главная черта их вероучения - более строгое следование Священному Писанию. В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн (Пенсильвания), провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата.
Все 12500 эмишей округа Ланкастер - потомки пары десятков семейств, которые эмигрировали из Европы в начале XVIII века. Поэтому, глядя на почтовые ящики перед тамошними домами, видишь повсюду одни и те же фамилии - Эш, Лэпп, Шольцфус, Фишер...
Амиши. Для всей прогрессивной общественности их «открыла» парочка хиппи, ударившаяся в романтические путешествия. Еще бы – вдруг в разгар ХХl века, в сердце самой прогрессивной страны, наткнуться на племя, принципиально отказывающееся от электричества и высшей школы, от собственного транспорта (лошади не считаются), фотоаппаратов, кино и прочих стремительно хлынувших благ научно-технического прогресса. Подобно староверам, они несколько веков назад признали европейскую церковь поборницей греха и предпочли замкнуться в суровом достижении рая коммуной, честной пред Богом жизнью. Церквей амиши не строят, а молятся у своих соплеменников, у каждого по очереди, ставят скамейки в передней комнате.
Сначала, увидев бороды мужчин, воспринимаешь амишей, как ортодоксальных евреев, но к евреям амиши не имеют отношения. Фотографироваться – нельзя, фото на стенах не висят, но висят так называемые «семейные списки» (даже не знаю как это назвать).
Вот два из одной семьи. Один список родителей, другой - современной семьи - имя, месяц и год рождения. Обратите внимание на имена – еврейские? Или библейские?
Как для примера посетили один дом амишей. Обстановка в доме была очень простая - никаких украшений я не заметила, но на всем лежала печать заботы и любви.
Дом освещался газовыми рожками (в других домах используется и керосин). На кухне я увидела холодильник - газовый. Вообще, кухня оказалась самой большой комнатой в доме.
И, как я поняла, это не просто место, где готовят и едят, а своеобразный центр всей семейной жизни: Ребекка сказала, что обычно именно в ней читают, шьют, а когда дети были маленькими - там они играли и делали уроки. Есть в доме и свой водопровод, работающий от ветряка. Их женщины не знают косметики, украшений, даже пуговиц (а как же, тоже вариант украшательства!), фасон платья стабилен последние двести лет.
Собственно, фасон. Платья должны быть однотонными, без пуговиц (если нужно что-то прикрепить – только булавочкой), одного фасона и два-три - не более, чтобы все были равными и не выделялись и не чувствовали, что одна богаче другой. Платья однотонные - синего, фиолетового или тёмно-серого цвета, из тонкой материи, похожей на шерсть, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней - белый.
Даже свадебное платье шьется однотонным, без украшения, того же фасона, чтобы завтра можно было его одеть на работу. Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.
Мужчины не бреют бород (усы запрещены по закону, они безусые) и не умеют держать в руках оружие. В армии не служат или только в частях, где не держат в руках оружие. Они никогда в своей американской истории не воевали.
Большинство из них носит одежду и головные уборы определенных цветов и фасонов, ездит в старинных повозках, запряженных лошадьми, используют только стальные колёса (без амортизаторов, чтобы почувствовать землю), пашут землю конным плугом.
Амишевские мужские шляпы
Справа высокая шляпа – для праздника, а слева шляпы пониже, которые имеют право носить юноши (на выданье), которые могут уже жениться
Брюки поддерживают подтяжки, пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков, петель и завязочек, как носили моряки.
Зато амиши тяжко вкалывают – простите, в поте лица своего добывают хлеб свой (а также мясо-молочные продукты и всяческие овощи и фрукты) на лоне природы, рожают детей штук по десять (аборты и презервативы запрещены), по воскресеньям ходят друг к другу в гости на протестантские служения – пение хоралов, чтение Библии или на общую веселую трапезу.
Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.
В веротерпимой Америке для них разработали специальный вид паспорта – без фотографии: а уезжать за пределы Америки им не нужно да и не на чем – самолет для них запрещен, максимум, что они себе позволяют – это самокат и то ехать можно не быстрее одной лошади!
Школы - это особая тема. Школа состоит из одного класса (комнаты), где учатся дети от 7 до 15 лет, все вместе. И преподает им учительница лет 15, которая только что сама её закончила.
В собственных школах они изучают только те предметы и только в том объеме, который им пригодится на фермах: ботанику, зоологию, арифметику, основы геометрии. Из книг, не считая детских, в советском пропагандистском стиле, они оставили себе только Библию. Из картин – настенные календари и газету, которую сами печатают про погоду, урожай, надои, посев или жатву.
Ткацкий станок Амишем нельзя стать по велению сердца. Им можно только родиться. И, конечно, остаться, потому что гуманные анабаптисты всем членам коммуны один раз в жизни, в юности, предоставляют выбор: либо окончательно принять крещение, либо уйти в большой мир. До этого им разрешается попробовать пожить в миру, посмотреть, каково там. Самое фантастическое, что от 75 до 95 процентов, поглядев Америку, возвращаются обратно под трудовой, но сытый амишский кров. Только в зрелом возрасте они принимают обдуманный шаг – крещение.
"Соковыжималка", приводимая в движение водяным насосом. С одной стороны, куда им идти с их образованием, жизненными представлениями и коммунным опытом? С другой, дома никогда не бросят, не выгонят, всем миром поднимут, поставят на ноги, не дадут сгинуть и т.д. Натурально, протестантский такой рай. У них нет разводов (что понятно), оттого юношам позволяется достаточно свободно общаться с девушками на выданье. Свободно – это значит разговаривать, шутить, прогуляться вместе в воскресный день, а совсем не то, что вы подумали. Этого самого до свадьбы там быть не может, а если несчастье случилось, то брак неизбежен и точка. При всей своей закрытости, они отлично общаются с соседями не-амишами, подчас, при недостатке земли и постоянном приросте населения (а их, между прочим, двести тысяч!), они нанимаются в работники – к радости работодателя, для которого честнее, трудолюбивее и скромнее амиша - работника не сыскать. – Они сытно и калорийно (как давние потомки швейцарцев) едят, мало пьют (некогда), не воруют, не сквернословят и любят жизнь, людей, хозяйство - простой, здоровой любовью. Они честно платят налоги, поэтому в тюрьмах не сидят.
На кладбищах стоят одинаковые надгробные плиты с датой рождения и смерти. Никаких более улучшенных памятников нет, все смертные одинаковы!
Гроб Гроб стоит в доме умершего три дня, наполовину закрытый, чтобы кто захочет проститься, успел приехать, а скорость передвижения не превышает скорости одной лошади! Упс, фотографировать нельзя...
Какие лица! На них нет следа печали, злости, недовольства Пока нам живописали красоты местного общежития, мы, разумеется, дружно жалели бедных амишских женщин с их тремя платьями, десятком детей и каждодневным трудом до изнеможения. Ну и мужчин, в общем, тоже…
А книги!.. Библия – прекраснейший текст, но никогда в жизни не прочесть ни одной светской строчки?! Не услышать светской музыки?! Импрессионистов не увидеть? И даже не знать, что все это можно хотеть видеть и слышать…
Чепчики для замужних женщин в виде сердечка В общем, проникшись ужасом и состраданием к этим святым созданиям, мы отправились на рынок – с ними знакомиться. И я была до корней души потрясена их сияющей, слепящей, фантастической красотой этих самых молодых женщин в чепчиках в форме сердечка и наглухо закрытых старушечьих платьях.
Как они улыбаются, обслуживая туриста. Какие у них глаза, когда они нас, современных, стильных, ярких, не похожих на них ни капли, рассматривают – без тени зависти или негодования, а просто – с интересом и приязнью. Несколько минут общения буквально перевернули мои представления о женской прелести. Та аура любви к ближнему, которую они излучают, действительно красит их лучше царских одежд.
Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков - называемое куилт (quilt), а также деревянные вещи - сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки.
Незатейливая детская игрушка Детские игрушки - простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.
Даже куры у них странные, экологически чистые Ни секунды, разумеется, не хотела бы жить в этом раю, но то, что он возможен, реален, счастлив и вдохновен, – не вызывает у меня никаких сомнений. Даже при всей его искусственности, неискушенности и благоприятных исторических обстоятельствах.

А для всей остальной Америки амиши – это такой популярный романтический бренд, «чужие среди нас» – за ними наблюдают, их продукция, благо натуральная и вкуснейшая, расходится на ура. Сыры и мёд пробовала – действительно, объедение.
Выращивают табак, хотя сами не курят. В ответ амиши, не боясь глобализации, спокойно и не оборачиваясь по сторонам, строят свой земной Новый Иерусалим. И самая большая их проблема на данный момент – высокий процент родственных браков. Но при общем числе в двести тысяч… надеюсь, что проблема решаема. Пусть себе живут нам на загляденье.
Звезда на доме говорит о гостеприимстве хозяев. В такой дом можно постучаться и переночевать
Потом мы посетили ярмарку на которой купили немного продуктов (недешевых), но экологически чистых. Мне было интересно и я с любопытством слушала о жизни "странных", на мой взгляд, людей.

Начались в субботу с поездки в «страну Амишей». Хотя, если честно, применить слово «страна» для этого не вполне корректно, потому что там живут не только амиши, но и американцы. Многие блоггеры так называют места проживания амишей, потому что слово country переводится как страна, но это только одно значения этого слова, но есть также понятие деревня, территория, местность, область. Поэтому я применил бы определение местность или территория проживания этих удивительных людей.

Дома их стоят вперемешку с другими жителями штата. Но верно и то, что графство или округ Ланкастер, действительно является местом компактного проживания большого количества амишей. Кроме Пенсильвании, большие общины их проживают в Огайо и в Индиане

Наш путь лежал в небольшой район Ланкастера под названием Bird in Hand (в переводе – птица в руке). О чем говорит это название, нам, людям, далеким от такого образа жизни? Да просто они предпочитают иметь синичку в руке, чем любоваться шикарным журавлем где-то высоко-высоко в небе.

Об амишах в интернете много материалов. Пишут о них даже те, кто никогда не видел этих таинственных и очень простых людей, кто не был в местах их проживания. А это породило много неточностей в вопросах их вероучения и ежедневных бытовых моментах. Этому еще способствует то, что разные общины амишей на самом деле имеют различия. То, что одни общины применяют в своей жизни, другим категорически запрещено. Но основные постулаты веры являются общими для всех.

В своей статье я опишу то, что видел и слышал от нашего гида, совмещая с информацией туристического бюро, организовавшего для нас эту удивительную по своей доброте экскурсию на ферму. Все фотографии сняты мною лично, за исключением миниатюры, которая взята с экскурсионного сайта.

Для того чтобы узнать немного больше о жизни амишей, мы воспользовались услугами экскурсионного бюро Aaron & Jessica’s Buuggy Rides . Если вы владеете английским языком, вы можете сами познакомиться с этим бюро по ссылке, которую видите.

Кто такие амиши

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой общины), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских общин: из которых самые большие - это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren). Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons - основателя секты) в 40-х годах 16 века, как протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством). Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера - дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не учитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Кстати, этот факт дает повод некоторым блоггерам думать, что и сейчас амиши крестят младенцев, а потом перекрещиваются в зрелом возрасте. Напомню, этот факт исторический и сейчас крещение совершают только взрослым амишам.

Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории, и на практике. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов - ненасилием.

Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.

После длительных и масштабных гонений, которым амиши подвергались на родине за обычай крещения во взрослом возрасте и противостояния союзу церкви и государства, они в начале 18 века, по приглашению видного квакера Уильяма Пенна, переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее графство Ланкастер - можно условно назвать «страной амишей». Их здесь проживает более 20 тысяч человек. Так же много амишей живет в штате Огайо. В общей сложности сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, которые проживают на территории США и Канады.

Но началось зарождения народа амишей с переселения в 1720-х годах в Пенсильванию около 300 человек. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Этот рост особенно удивителен на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах.

Вероучение и религиозная деятельность амишей

Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Основные положения вероучения амишей заключены в «Декларации главных положений нашей общей христианской веры». Членство в Церкви амишей начинается с крещения по вере, которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере - это также необходимое условие для вступления в брак. После приобщения к церкви, каждый член общины может вступать в брак только с единоверцами. У амишей нет церквей. Собрания и богослужения проводятся каждое второе воскресенье на дому у членов конгрегации (местной общины) по очереди.

Местная религиозная организация амишей обычно состоит из 20-40 семей, живущих неподалёку друг от друга, часто по соседству. Конгрегация возглавляется епископом, или «полным служителем» (нем. völliger Diener), вместе с несколькими священниками и диаконами.

По правилам, в каждой конгрегации должны быть, как минимум, один «полный служитель», который является также главой общины, 2 служителя и диакон. Они избираются пожизненно голосованием всех членов общины и не пользуются никакими привилегиями. Но лидеры разных общин иногда собираются для решения различных вопросов и заключения договоров между общинами.

Традиции

Образ жизни амишей установлен «Орднунгом» (англ. Ordnung- установленный порядок, устав), который незначительно различается в разных общинах. И в разных церковных округах одной общины правила тоже могут слегка отличаться. Порядки, приемлемые в одной общине, могут быть недопустимы в другой. Трудно что-то говорить об образе жизни и культуре амишей вообще, потому что всего несколько общих положений будут истинны для всех амишей.

«Орднунг» - это скорее практическое руководство к жизни в общине, нежели религиозная доктрина, определяющая понятие греха.

Избыток современных удобств и развлечений может подорвать основы обращенного к богу образа жизни", — считают амиши, и поэтому продолжают жить по законам предков.

Вот теперь познакомимся с законами их предков, и попробуем понять чем амиши отличаются от нас. Ответ очевиден — многим, если не всем. Ведь они живут примерно в 19 веке, и отвергают все достоинства цивилизации, хотя не во всем цивилизация имеет достоинства.

Транспорт

Такого количества гужевого транспорта как в Ланкастере вы не увидите больше нигде. Первое, что поражает посторонних при въезде в места проживания амишей — повозки, запряженные лошадьми.


Амиши принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир, добра от которого они не ждут. И хотя сегодня среди американцев иметь свою лошадь намного престижнее, чем какой-нибудь дорогой автомобиль, для амишей лошадь всегда была и по-прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Самые распространенные экипажи - это характерные прямоугольные кабинки. Сами амиши называют эти кабинки «багги». Молодой амиш получает в подарок багги в день своего совершенолетия. Стоимость багги составляет 5000—8000 долларов. Каждая повозка оснащена светоотражающими треугольниками и поворотниками. Управлять ею может любой, даже ребенок, и никаких прав на это не требуется.

Еще одним средством преодоления расстояний являются индивидуальные самокаты. На таком самокате в основном ездят дети, проезжая большие расстояния между деревнями. А знаете почему нет педалей? Правильно, чтобы не слишком быстро ехать. Чтобы не спешить в след современным скоростям – этому все соответствует в жизни амишей.


Хотя большинство амишей не управляют автомобилями, они могут нанимать водителей и фургоны. Например, чтобы поехать в гости к другой семье амишей, раз в месяц съездить в бакалейный магазин или ездить на работу за пределы фермы. Все это регулируется местными решениями конгрегаций.

На практике, транспортная доступность амишей увеличивается, а их изоляция уменьшается. На лошади можно проехать за один раз максимум 40 км, после чего ей нужен продолжительный отдых. Это ограничивает радиус ежедневных поездок амишей 20-ю километрами от дома. Кроме того, на больших расстояниях конный экипаж может выдерживать среднюю скорость не более 16 км/ч, а это очень мало для экстренной транспортировки (в случаи аварии, болезни и так далее). В некоторых регионах между поселениями амишей установлено регулярное автобусное сообщение. Поездки по железной дороге тоже допускаются.

Одежда и внешний вид

Общее во всей одежде амишей - скромность и простота. Одежда не должна привлекать внимание разрезами, раскраской или любыми другими штучками. Застёжки, крючки или булавки используются чаще, чем пуговицы, молнии или липучки. Застёжки-кнопки используются на повседневной одежде, а плоские пуговицы - на рабочих рубашках и брюках. Ограничение на использование кнопок - это дань традиции, а также чтобы избежать хвастовства своей одеждой перед другими

Женщины всегда ходят с покрытой головой, волосы собраны в аккуратный пучок или заплетены, на голове чепчик, шляпа, платок. Длинные и пышные волосы считаются у амишей признаком женской красоты, но эту красоту лицезреть положено только мужу. Женщины носят длинные (ниже колен, часто до щиколотки) одноцветные платья простого покроя. Передники (у незамужних - обычно белые, у замужних - чёрные или пурпурные) часто носят дома, и всегда надевают на богослужение. Начиная с подросткового возраста, девочки обычно носят платок - большую косынку (треугольный кусок ткани), края которой прикалывают булавками к переднику. Либо чепчик, накидку или другой подобный головной убор. В холодные месяцы женщины могут надевать длинный шерстяной плащ. Украшения и макияж недопустимы.



Мужчины тоже одеты согласно правилам – в шляпах, рубашках, пиджаках и широких штанах темного цвета на подтяжках. Одежда шьется женщинами самостоятельно и поэтому платья у женщин и рубашки у мужчин часто бывают одного цвета. Дети носят рубашки и платья того же цвета, что и родители.

Рубашка у мальчика из того же материала, что и платье у мамы

Отличительная черта мужской половины амишей – это шляпы. Их носят и дети, и взрослые.

«Том Сойер»

Шляпы двух типов, соломенные желтые для работы и черные фетровые для торжеств. Еще одно отличие – бороды. Бороды разрешено и положено носить женатым мужчинам.

Обручальные кольца запрещаются и борода — это своего рода социальный признак мужчины. А вот усы нельзя носить, потому что они у амишей ассоциируются с европейскими армейскими офицерами и с милитаризмом вообще. По этой же причине запрещено носить ремни с пряжками, все брюки только на подтяжках.

Современные технологии

Амиши выступают против любой связи с внешним миром. Поэтому существует запрет на использование сетевых линий электропередач, проводных телефонов и газовых трубопроводов. Некоторые утверждают, что амиши вообще не используют электричество. На самом деле это не так. На фотографиях видно, что ни к одному дому, ни к одной ферме действительно не подходят провода электропередач.

Но в тоже время разрешено использовать генераторы на бензине. В домах используются холодильники, работающие на балонном газу, на фермах используются электрические доильные аппараты, да и поворотники на конных телегах работают на батареях. Даже некоторые швейные машины имеют эдектропривод, работающий на автомобильном аккумуляторе. Но нужно отметить, что каждая община имеет свои правила, и многие послабления принимаются советом после обращения члена общины.

По этой же причине не используются телефоны в доме. Хотя можно использовать таксофон, то есть телефон с односторонней связью. Иногда таксофон имеется у кого-то на участке, но предназначен он для нескольких семей.

Язык

Внутри семей используется пенсильванский немецкий язык, но в школе изучается английский язык.

Образование

Амиши не стремятся дать своим детям большее образование, чем обязательные восемь классов средней школы, полагая, что и этих базовых знаний вполне достаточно, чтобы подготовиться к жизни амиша. Обычно школа у амишей представляет одну комнату, в которой сидят ученики всех возрастов. Учителями работаю молодые незамужние девушки, которые сами недавно закончили эту школу. Изучаются предметы, пригодные для дальнейшей работы в общине.

Семья

Иметь детей, растить их, и жить в ладу с соседями и родственниками - вот важнейшие функции амишской семьи. Амиши верят, что Бог благословляет большие семьи. Семья обеспечивает своему члену определенный статус как в семье, так и в общине. Прежде всего, человек позиционируется как член семьи, а не как индивидуальность. Каждый имеет работу, положение, ответственность соответственно своего статуса.


Повседневная работа по дому обычно традиционно разделена между мужчинами и женщинами. Традиционная семья амишей даёт своим детям большую часть образования и обучения. Хотя формальное образование заканчивается восьмым классом, мальчик или девочка далее учатся тому, что им предстоит делать, став взрослыми. Мальчики работают с отцом в поле, на конюшне или в мастерской.

Девочки — в доме или в саду, неподалёку от матери. Практическим навыкам работы обучают в семье, как это было многие века в традиционном обществе. В общем и целом, молодые амиши следуют примеру своих родителей, занятых, как правило, тяжёлым физическим трудом, и стремятся стать производительной частью семьи.

Глава мужу - Христос, а глава жене - муж. К сожалению, большой кризис нашего времени - это мужчины, которые берут на себя ту ответственность, которую Бог возложил на их плечи. Не принимать этой ответственности - значит работать спустя рукава и нарушить волю Бога.

Медицина

Амиши не имеют своих врачей. Обычно они используют народные средства — лечение травами. Но при острой необходимости все же обращаются в больницы. Роды обычно принимают повивальные бабки, у которых всегда есть работа, так как обычные семьи имеют 7-10 детей. Амиши не имеют медицинских страховок, поэтому в случае вынужденного обращения в больницу, или при операции, они самостоятельно оплачивают все услуги врачей. Если расходы большие, помогает вся община.

Образ жизни и культура амишей

Семьи и общины амишей, как правило, консервативны и стараются сохранить более традиционный образ жизни, более архаичные отношения в семье, чем окружающее их большое общество. Браки амиши допускают только с другими амишами, реже с меннонитами.

В трудных ситуациях, будь то трудности материальные или психологические, большинство из них полагается только на помощь своей семьи, близких родственников и других членов своей общины. Многие не приемлют пенсионного, медицинского, социального и иного страхования, как частного, так и публичного.

В США давно существующие общины-поселения амишей даже освобождаются от обязанности платить взносы на обязательное для других граждан социальное страхование, так как они фактически не пользуются его преимуществами и осознанно отказываются получать социальную поддержку от государства (но обеспечивают приемлемый уровень жизни зависимых людей своими силами).

Как и другие анабаптисты, амиши придерживаются пацифистских убеждений и отказываются от прохождения любого рода военной службы, а также от другого применения насилия для защиты. Даже обращения амишей в суд для защиты своих прав встречаются нечасто. В прошлом отказ от военной службы приводил к преследованиям амишей государственными властями, и послужил одной из причин их массовой эмиграции из Европы в Америку. В настоящее время и в США, и в Канаде, где проживает большинство амишей, обязательная военная служба по призыву отменена, армии стали полностью профессиональными.

В отношениях между амишами и окружающим миром есть еще одна отличительная черта, не свойственная другим протестанским общинам. Это - испытательный срок, окольничество (rumspringа) для подростка в возрасте от 16 лет до принятия осознанного решения о крещении по вере в Церкви амишей.

Покинув общину и привычный уклад жизни, подросток в это время может увидеть все стороны жизни в окружающей действительности — как позитивные, так и негативные. Самостоятельно сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине – дело непростое. По сути, это первое в жизни серьезное испытание на прочность.

Через некоторое время подросток уже делает окончательный выбор – возвращается в общину, принимает крещение или уходит в «мир», и тогда теряется всякая связь с родными, всякая надежда на помощь. Здесь важно понимать: каким бы необычным или даже странным ни казался образ жизни и верования амишей, каждый из них сделал выбор сам, имея альтернативу. И уже одно это непростое решение делает человека взрослым и ставит его на одну чашу весов с остальными членами своего маленького общества. А вот насколько можно идти на компромиссы с окружающим миром - этот вопрос в разных группах амишей решён по-разному.

Одна из десяти библейских заповедей гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4)

Амиши эту заповедь понимают дословно, и поэтому большинство отказывается фотографироваться. Поэтому прежде чем запечатлеть кого-то из амишей, желательно спросить у экскурсовода разрешение. Камеру у вас не отнимут, но неудовольствие в глазах вы прочтете. Власти даже пошли навстречу и разрешили иметь паспорт без фотографии, хотя по большому счету это всего лишь формальность, так как на самолетах они не летают, а в пределах Америки паспорт им не нужен.

Фермы амишей в Ланкастере

В графстве Ланкастер есть около 4800 мелких хозяйств. Это больше, чем в любом другом округе Соединенных Штатов. Примерно 2000 из этих хозяйств — молочные фермы, а остальные 2800 — производители мяса птицы и продуктов из свинины. Так вот фермы амишей в Ланкастере составляют примерно 1500 единиц от общего числа.



Знакомьтесь — ослик
А это родильное отделение фермы Перед входом в молочное отделение

Соответственно этому, округ Ланкастер производит молока, яиц и мяса птицы больше, чем любой другой округ в США. А по производству свиней он занимает почетное четвертое место. Это производство требует и много кормов. В среднем за год округ импортирует около 600 тысяч тонн зерна, большинство из которого выращивается в Огайо и в Индиане. Сено закупается даже в Канаде.

Молочные продукты амишей славятся по всей Америке, и, несмотря на более высокие цены на их продукцию, пользуются огромным спросом.

Кроме молочного производства, амиши славятся своими столярными изделиями. Мебель, сделанная из натурального дерева, хоть и простовата, но славится своим качеством.

Отношения амишей с окружающим обществом

Со времени возникновения, амиши испытывали на себе значительное давление со стороны окружающего их современного мира. Например, законы США о детском труде создают угрозу для освящённого временем образа жизни общины и вызывают много вопросов по поводу обращения с детьми в семьях, а также по поводу взглядов амишей на психологическую и медицинскую поддержку. Современное общество не придаёт большого значения тем крепким эмоциональным и духовным связям между людьми, беспрецедентной взаимной поддержке и взаимопомощи, которые существуют в семьях и общинах амишей.

Амиши вызывают споры и разногласия в современном обществе насчёт их методов воспитания малолетних детей, которые очень отличаются от обычных. Эти люди сознательно отдалились от современного общества и построили собственное, где у них свои правила и порядки. Ведь они же не просто так отказываются от многих благ цивилизации – они видят в этом смысл жизни и путём таких ограничений получают понятные им одним блага.

Мои впечатления о жизни амишей

За один день, конечно, трудно получить полное представление об этой общине. А еще труднее представить себя в их обществе. Вывод напрашивается сам собой – община амишей по всем понятиям не является сектой. Это стиль жизни, который основан на привычке, передающейся из поколения в поколение, записанной в сознании на уровне генома. В чем-то они безусловно привлекают – своей простотой быта, добротой, верностью дедовским традициям и убеждениям. Заслуживают уважения их внутрисемейные отношения: почтение к родителям, к старшим, и вообще их понимание важности семьи. Нам бы так!

К сожалению, нам, детям цивилизации, пожалуй, непросто согласиться с ними. Мы живем в век скоростей и технологий. Вроде бы все, что окружает нас, направлено на то, чтобы сделать жизнь легче и комфортней. И все же не хватает времени даже на простое общение. Телефоны, компьютеры, которые с одной стороны помогают услышать и увидеть своих родных и близких через огромные расстояния, в то же время безнадежно разъединяют нас, мешая общению с другом на соседней улице, братом или сестрой в комнате за стеной.

Отказываясь от средств коммуникации, амиши отдают предпочтение личному общению. Они никуда не торопятся. Как это важно! Все что нужно для жизни, они успевают сделать за световой день. Остается масса времени для жен, для мужей и для многочисленных, обласканных родительским вниманием детишек. Вот оно – счастье! Остается только завидовать этим детям природы тихой светлой завистью.

Амиши пользуются благами цивилизации, но по принципу: «не навреди» и «можно ли без этого обойтись?». То есть машинка есть электрическая и механическая. И та, и та — шьет. У них будет механическая. Каждое новшество очень тщательно взвешивается главой общины и решается, можно ли данный факт допустить в жизненные правила или нет. Как часто мы совершаем бездумные покупки, только потому, что такая вещь есть у соседа. Как часто покупаются здесь, в Америке, дома, машины только чтобы не выглядеть беднее, чем соседи, чем друзья. И «гонка вооружения» набирает новые обороты. А простота, даже одинаковость в одежде у амишей, исключает малейший намек на выпячивание своей гордыни.

Можно конечно порассуждать, а что было бы с амишами, если бы вокруг не было цивилизации? Можно поговорить о молодом поколении амишей, которое хоть и имеет право выбора, но это выбор птички из клетки. Им проще жить по привычке – дома, в семье, в общине, чем бороться за выживание в чуждом для них мире.

А как вам такая вековая мудрость амишей — женщина может быть счастлива только тогда, когда ей надо кормить как минимум 7 человек. Многие ли наши женщины согласятся с этим высказыванием?

Вот такие мысли посетили меня после поездки в «страну амишей». И наверное при возможности, такую поездку стоит повторить, что бы снова хоть ненадолго остановится и подумать, а все ли правильно в нашей цивилизации?

И еще немного фотографий

Столярное производство очень распространено у амишей

Амиши – движение последователей менонитского идеолога из Швейцарии Якоба Аммана, появившееся в Европе в конце XVII столетия. Из-за гонений многие амиши вынуждены были иммигрировать в Америку. И по сей день они ревностно берегут свои традиции, разительно отличаясь от современных американцев.

Следуя букве писания

Амиши буквально воспринимают все, что сказано в Библии. Если написано «плодитесь и размножайтесь», значит, так тому и быть. Именно поэтому численность амишей в Америке удваивается каждые 20 лет. В то время как среди основного населения Соединенных Штатов средняя рождаемость не превышает двух детей на семью, амиши имеют по 6-7 отпрысков. Сегодня в Северной Америке проживает порядка 200 000 амишей.

Учитывая, что все североамериканские амиши предпочитают находить себе пары в рамках своей общины, они сталкиваются с проблемой инбридинга – близкородственного кровосмешения, что порождает массу генетических отклонений и высокий уровень смертности среди новорожденных. Понимая всю опасность эндогамии, амиши накладывают запрет на заключение брака между двоюродными братьями сестрами, однако союз между троюродными родственниками все же допускается.

Не выходя из дома

Традиционно общины амишей не строят культовых сооружений и проводят все службы дома, следуя в этом писанию, где церковь определяется не как постройка, а как собрание людей. Во время литургии, которая продолжается 3 часа, мужчины и женщины стоят отдельно, слушая проповедь и исполняя песнопения на пенсильванском диалекте немецкого языка.

Если в доме, где проводится служба, собирается много людей, то пастору приходится перемещаться из комнаты в комнату, чтобы обойти всех прихожан. К слову, пасторы амишей не проходят специального обучения, как принято в других церквях, а определяются жребием.

Запрет на цивилизацию

Амиши – чрезвычайно закрытое сообщество. Они не признают технического прогресса, фактически изолируя себя от благ цивилизации. «Орднунг» (кодекс жизни амишей) накладывает запрет на использование сетевого электричества, телефонов и компьютеров. В наиболее консервативных общинах запрещены холодильники и ванные комнаты.

Амишам не разрешено управлять автомобилем и тем более иметь его, но они могут пользоваться автобусом или поездом. Традиционный вид транспорта амишей – повозка запряженная лошадью, однако максимальная дистанция поездки не должна превышать 40 километров, так как животное нельзя перегружать.

Строго регламентирована и одежда амишей. Только простые одеяния из натуральных материалов – никаких кроссовок, джинсов, ремней, перчаток, галстуков, карманов и даже пуговиц (их заменяют застежки или булавки).

Только необходимое

Отвергают амиши и традиционное школьное образование, так как оно, по их мнению, перегружено совершенно ненужными дисциплинами. Их дети учатся в небольших общинных школах, где изучают только чтение, письмо и арифметику.

После окончания 8-го класса юноши и девушки получают профессиональную подготовку в первую очередь в области сельского хозяйства, а также разного рода ремесел. Амиши оставляют лишь то, что помогает им выжить. Все остальное – от лукавого.

Избирательное насилие

Амиши отвергают любое сотрудничество с внешним американским сообществом: отказываются служить в армии, выполнять любое распоряжение властей или полиции. По-своему истолковывая проповеди Христа, они не позволяют вовлечь себя в судебную систему, рассматривая ее как проявления насилия и агрессии.

Тем не менее, в некоторых случаях внутри общины насилие очень даже поощряется. Когда дети, демонстрируя непослушание, допускают кривляние, ругательства или вспышки гнева, они неизбежно подвергаются телесному наказанию.

Главное достоинство

Мужчины амишей следуют неукоснительному правилу. Как только они вступают в брак, на них накладывается обязательство отращивать бороду – только бороду, но никак не усы. Борода для них – священный атрибут, и насильственное ее отрезание, что может произойти во время ссоры между представителями разных семейств, приравнивается к святотатству. Такое преступление карается тюремным сроком.

Дело в том, что по американским законам отрезание бороды у амишей равносильно преступлению против религиозных свобод, и здесь представители общин готовы сотрудничать с властями. К примеру, в 2013 году суд присяжных в штате Огайо приговорил организатора нападения с отрезанием бород к 15 годам тюремного заключения, а его 15 подельников получили сроки от одного года до семи лет.

Между нами доска

Как правило, пара амишей, которая собирается связать себя узами законного брака, не имеет до свадьбы интимных отношений. Молодые могут лежать в одной кровати, но будут отгорожены друг от друга заправленными одеялами и приспособленной между ними доской. Иногда мать невесты может зашить свое чадо в холщевый мешок, в котором девушка будет находиться до утра. И так в течение месяца.

Делай, что хочешь

Еще один интересный обычай в среде амишей – «румспринга» (буквально «беглец»). В период от 14 до 16 лет каждый подросток получает право самостоятельно исследовать внешний мир, подвергая себя всем его соблазнам. Ведь сознательное крещение амиши принимают только в 16 лет и до этого не считаются полноправными членами религиозной общины.

Румспринга не будет осужден своими собратьями ни за ношение молодежной одежды, ни за езду на автомобиле, ни за сексуальную распущенность, ни даже за употребление наркотиков. Более того, подросток имеет возможность больше не возвращаться в общину, но, как правило, свыше 90% беглецов в итоге остаются среди амишей.

Не сотвори кумира

Любопытно, что детские куклы амишей лишены отличительных особенностей – лица, волос, пальцев и в целом раскраски. Это объясняется просто: амиши считают, что только бог имеет право создавать образы людей, даже если это игрушка. Безликие куклы формируют единообразие, что не позволяет одной игрушке выглядеть лучше другой, в противном случае возникает стремление к тщеславию.

Этим можно объяснить и запрет на позирование для фотографии. Амиши верят, что такое фотографирование равносильно нарушению заповеди «не сотвори себе кумира». Тем не менее, фото или видео, сделанное в непринужденной форме, амиши допускают. Поэтому в паспорте амиша мы или не увидим фотографии вообще, или там он будет запечатлен в естественной среде, скажем, на фоне природы.