Здоровье

Правило сочинительные и подчинительные союзы с примерами. Подчинительные союзы

§1. Общая характеристика союзов

Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

§2. Образование союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
  • Производные образованы по-разному:
    • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
    • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
    • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
      от других частей речи: хотя, чтобы

§3. Строение союзов

По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
  • Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

  1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
  4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные*: то есть, а именно
  6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

Внимание:

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.
чтобы - изъяснительный союз

Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
чтобы - целевой союз

Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
когда - временной союз

Я не знаю, когда он позвонит.
когда - изъяснительный союз

Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
когда - условный союз

Внимание:

Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего служат союзы?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
  2. Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?

  3. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?

  4. Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?

  5. Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  6. Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  7. Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  8. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  9. Существуют ли в русском языке многозначные союзы?

  10. Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?

  11. Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?

    • Производными
    • Непроизводными

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинительные и подчинительные союзы урок русского языка в 7 классе учитель русского языка и литературы

Цели: показать основные функции союза; расширить знания учеников о простых и составных союзах; показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов.

Лингвистическая разминка Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; незакрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль; не медленно, а быстро.

Союз - служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного Общее грамматическое значение союза – обозначение сочинительной и подчинительной связи между словами и предложениями. Синтаксические признаки союзов - союзы не входят в состав членов предложения СОЮЗ

РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ по строению ПРОСТЫЕ СОЮЗЫ СОСТАВНЫЕ СОЮЗЫ и, а, но, да, что, если, когда и др. потому что, так как, оттого что, в силу того что, вследствие того что, до тех пор пока, с тех пор как и др. Хоть изранены французы, да не убиты. Мы остановились перед небольшим, но глубоким оврагом. В октябре хорошо ночевать в стогах, как будто в теплых закрытых помещениях. Он поплыл один, потому что любил оставаться один на один с природой

Запишите предложения с указанием простых и составных союзов. Лошади были настороженны, но спокойны. Между небом и землей, то замирая, то снова ясно обозначаясь журчали и звенели непрерывно трели простенькой, но милой трели жаворонка. Он услышал, как будто кто-то стукнул в окно.

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ изъяснительные временные причинные условные целевые уступительные сравнительные следственные ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

Отличие сочинительных и подчинительных союзов: Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы, определите роль союзов в предложениях: Квадраты полей и к...парисы и мал...нькие домики среди них и в...ющ...еся д...роги и платаны всё это тян...тся до г...р...зонта. (В. Некрасов.) К...стерразг...рался (не)охотн... и вяло двигались тени (во)круг него. (Что)бы уд...лить ж...рные пятна со страницы книги надо пр... сыпав загр. ..зне(н, нн)ый уч... сток молотым мелом прогладит ь его через белую бумагу горяч.,.м утюгом.

Проверьте себя: Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны - всё это тянется до горизонта. Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него. Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, при­сыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

Подумай и ответь! Для чего нужны союзы? Почему союзы делят на сочинительные и подчинительные? Что вызвало трудности в изучении темы? О чём было интересно узнать?

Домашнее задание: 1. § 150 2. Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

Спасибо за внимание!

По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни; сопоставительные: не только...но и, как...так и; противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато; разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли; присоединительные: да и, также, тоже.
Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в простом предложении для связи членов предложения. Например: Он известен как хороший бригадир; Она мне как пecня.
Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотносительное слово в главной части предложения, другая - союз в придаточной.
Подчинительные союзы делятся на временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только, с тех пор как), причинные (так как, потому что, оттого что, вследствие того что), целевые (чтобы, для того чтобы), следствия (так что), условия (если, ежели, коли), уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что), сравнительные (как, как будто, будто, словно), изъяснительный (что).
Различие между сочинительными и подчинительными союзами как в отношении морфологическом, так и в отношении синтаксическом не является устойчивым. Так, союз хотя (хоть) может соединять однородные члены и части сложноподчиненного предложения: Он стрелял быстро, хотя не точно (Купр.); Хоть видит око, да зуб неймет (Кр.).
В функции союзов могут использоваться местоимения и местоименные наречия, которые в таком случае называются союзными, или относительными, словами. Выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, союзные слова, в отличие от союзов, являются членами придаточной части предложения. Ср.: Что посеешь, то и пожнешь (посл.) (что - относительное слово, дополнение); Я глуп, что осердился (П.) (что - союз).

Все части речи принято подразделять на самостоятельные и служебные. Первые - самые главные.

Они представляют собой основу языкового разнообразия. Вторые же выполняют вспомогательную функцию. К таким относятся и союзы. В русском языке они служат для связки Существуют и особые правила по их использованию. Кроме того, такие части речи можно подразделить на виды. Что представляют собой союзы в русском языке? Ответ на этот вопрос вы найдете ниже.

Что такое союзы?

В русском языке данная часть речи призвана соединять равно как и части и при этом одновременно выражать смысловые отношения между ними.

В отличие от близких им предлогов, союзы не закрепляются за каким-либо падежом. Все они классифицируются по различным основаниям. Так, по своему строению союзы делятся на два вида: простые и составные. Первые состоят из одного слова (или, тоже), вторые же - из нескольких с тех пор как).

Основная классификация

Существует и еще одно основание, по которому делятся на виды союзы в русском языке. Таблица полностью раскрывает суть этой классификации.

Виды союзов в зависимости от выполняемых функций

Сочинительные

(служат для связи как однородных членов, так и частей сложносочиненных предложений)

Подчинительные

(связывают главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении)

Соединительные

И, да, тоже, ни-ни, также

Изъяснительные

Чтобы, как...

Причинные

Так как, потому что...

Противительные

Да, а, же, зато, однако

Чтобы, затем чтобы...

Временные

Когда, едва...

Условные

Если, когда...

Разделительные

Или, либо, то-то, то ли-то ли, не то-не то

Уступительные

Хотя, пусть...

Сравнительные

Как, будто...

Кроме того, все союзы можно подразделить на непроизводные (и, как) и производные, то есть образованные от иных частей речи (несмотря на).

Пунктуационные моменты

Существуют специальные правила, в соответствии с которыми определяется, нужно ли применить какой-либо знак препинания или нет. Как правило, речь идет чаще всего о запятой. Она ставится всегда перед союзом, но никак после.

Следует отметить, что, несмотря на похожесть некоторых частей речи, нельзя применять к ним одни и те же правила. Так, испещряющие русский язык союзы и предлоги хоть и имеют много общего, но все же характеризуются различно. Вернемся к правилам, установленным непосредственно для интересующей нас части речи. Так, запятая перед союзами нужна в том случае, если они являются противительными («Она не то чтобы разозлилась, а даже закричала»), парными («То ли снег пойдет, то ли дождь») или подчинительными («Я приду, если ты позовешь»). Кроме того, этот знак препинания нужен, если разделяет собой части сложного предложения («Пришла весна, и прилетели скворцы»). Если же союз соединяет однородные члены, тогда запятая не требуется («В небо устремились зеленые и синие шары»). Таковы общие правила использования этой части речи на письме. Если при написании перед союзом стоит запятая, то в речи на этот месте должна быть сделана пауза.

Подчинительные союзы по значению делятся на две группы: функционально-синтаксические и семантические.

Функционально-синтаксические союзы указывают на синтаксическую зависимость придаточной части от главной, не конкретизируя характер этой зависимости. Валгина Н. С. подчёркивает, что это с неопределённой семантикой, т. е. могут употребляться в различных видах придаточных предложений, к ним относят союзы что , чтобы , как .

  • Он не слыхал,
  • Как подымался жадный вал. (Придаточное изъяснительное.)
  • (А. С. Пушкин)
  • Зачем арапа своего
  • Младая любит Дездемона,
  • Как месяц любит ночи мглу? (Придаточное сравнительное.)
  • (А. С. Пушкин)
  • Его пустынный уголок
  • Отдал внаймы, как вышел срок. (Придаточное времени.)
  • (А. С. Пушкин)

Семантические союзы служат не только для формального прикрепления придаточного предложения к главному, но и для выражения тех или иных смысловых отношений.

Семантические подчинительные союзы делятся на следующие группы:

1. Временны́е союзы: как , когда , едва , пока , лишь , только , как только , прежде чем , после того как , с тех пор как . Выражают временны́е отношения двух событий, ситуаций.

  • Приятно, когда есть на свете люди, которым хочется помочь.
  • (П. А. Павленко)
  • Когда торопишься, дорога всегда кажется длиннее.
  • (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
  • Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов...
  • (В. К. Арсеньев)

2. Изъяснительные союзы: что , чтобы , как , будто . Выражают отношения пояснения.

  • Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
  • (И. С. Тургенев)
  • Я хочу,
  • чтоб к штыку
  • приравняли перо.
  • (В. В. Маяковский)
  • Дети чувствуют, кто их любит.

Галкина-Федорук Е. М., Распопов И. П. и Ломов А. М. не относят изъяснительные союзы к группе семантических (к семантическим их причисляют Розенталь Д. Э. и Теленкова М. А.).

3. Целевые союзы: чтобы , только бы , лишь бы , дабы (устар.), для того чтобы , с тем чтобы , с той целью чтобы . Передают целевые отношения. Придаточное объясняет содержание главной части сложноподчинённого предложения.

  • Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
  • (Д. Д. Шостакович)
  • Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

4. Причинные союзы: так как (то ), потому что , ибо , поскольку , вследствие того что , благодаря тому что , ввиду того что , в связи с тем что , в силу того что , по причине того что , оттого что , из-за того что . Выражают причинные отношения. Основание или мотив обозначены в придаточной части, в главной - следствие.

  • А так как расстроенная мать была молчалива, то Чук с Геком молчали тоже.
  • (А. П. Гайдар)
  • Оттого что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло.
  • (К. Г. Паустовский)

5. Условные союзы: если , ежели , коли , раз , кабы , когда , как скоро . Передают условные отношения, обозначенные в придаточной части, в главной - показан результат.

  • Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали!
  • (А. А. Фадеев)
  • Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты.
  • (Л. Н. Толстой)

6. Уступительные союзы - хотя , пусть , пускай , а то , даром что , между тем как , несмотря на то что , а также местоименно-союзные сочетания сколько ни , как ни - выражают уступительные отношения. В придаточной части описывается ситуация или событие, вопреки которым осуществляется другое событие.

  • В это утро в степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.
  • (Л. Н. Толстой)
  • Нет, на всех тебя не хватит,
  • Хоть какой ты генерал.
  • (А. Т. Твардовский)
  • Хоть он глядел нельзя прилежней,
  • Но и следов Татьяны прежней
  • Не мог Онегин обрести.
  • (А. С. Пушкин)

7. Сравнительные союзы: как , чем , будто , как будто , словно , точно , нежели , как если бы , подобно тому как . Сравнительные отношения передаются через сложноподчинённое предложение, в котором описывается сходство двух событий, ситуаций - реальной и предполагаемой.

  • Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания, я ждал часа ночи.
  • (М. А. Булгаков)
  • Наступило прохладное лето,
  • Словно новая жизнь началась.
  • (А. А. Ахматова)

8. Следственные союзы: так что . В придаточной части передаются отношения, выражающие следствие, результат, выводы, в то время как в главной части выражена причина, основание.

  • Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли...
  • (С. Т. Аксаков)
  • Дождь прекратился, так что можем пойти погулять.

Многие лингвисты склонны считать, что следственные отношения передаются только единственным союзом так что (Лекант П. А.). Между тем, Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю., Виноградов В. В. к этой группе причисляют и союз до того что .

  • И до того мне стало вдруг стыдно, что буквально слёзы потекли по щекам моим...
  • (Ф. М. Достоевский)