Собственный опыт

Православные святыни, путешествие по святым местам.

Греция пленяет красотой природы: тут и ласковые теплые моря, и горы в голубой дымке, и серебристо-зеленые оливковые рощи до горизонта. Но главное богатство этой страны – православные святыни, которые привлекают сюда христиан со всего мира.

В гости к Святогорцу

Чаще всего паломники начинают свой путь с Салоник, где первые церкви основал еще апостол Павел в 50 году от Рождества Христова. В начале IV века здесь принял мученическую кончину воин Димитрий, ставший небесным покровителем города. Базилика святого стоит на месте его первоначального погребения, в самом центре старого города. Внутри храма находится колодец, где после смерти прятали тело мученика. Мощи святого Димитрия обильно мироточили до XV века, и мира было так много, что для него пришлось соорудить около раки небольшие каменные бассейны, которые сохранились до сих пор.

А в пригороде Салоник находится монастырь Иоанна Богослова. Там похоронен старец Паисий Святогорец и находятся мощи св. Арсения Каппадокийского – когда-то именно он окрестил столь почитаемого в России святогорского инока. Отца Арсения еще при жизни почитали как чудотворца и христиане, и даже мусульмане – по его молитвам исцелялись и телесные, и душевные недуги. Если больной не мог прийти сам, родственники приносили его одежду, отец Арсений читал над ней молитву, и страдалец исцелялся. А мусульмане просили хотя бы пепла из его кадила – как лекарства.

Святой Паисий Святогорец

Откуда плывут на Афон

В ста километрах от Салоник располагается Урануполи – тихий городок в окружении сосновых лесов. В центре его на набережной стоит древняя башня времен Андроника Палеолога, построенная в XIV веке для защиты от пиратов. У ее подножья находится причал, откуда отходят корабли на Афон. Как известно, в монашескую республику могут попасть только мужчины, получившие к тому же специальную визу – диамонитирион. А для всех остальных совершаются прогулки на кораблях вдоль юго-западного побережья Афона.

Монастырь св. Пантелеимона или Новый Руссик. В настоящее время в монастыре подвизаются 70 монахов из Украины, России и Белоруссии. Святыни монастыря – глава вмч. Пантелеимона, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы и многих других святых

Между небом и землей

Однако в Греции есть еще одна монашеская республика, и туда уже могут попасть все желающие: это Метеоры – «парящие между небом и землей» – так переводится это название.

Посреди Фессалийской равнины на плоских вершинах отвесных скал, высота которых достигает 400 метров, стоят монастыри – до сегодняшнего дня сохранилось шесть действующих обителей. Первые монахи появились здесь еще до XX века, однако жили разрозненно, собираясь лишь на Литургию в храме города Стаги, лежащего у подножья скал. А в XIV веке приехавший с Афона монах Афанасий начал строительство первого монастыря Великий Метеор. Вслед за ним построили более двадцати обителей.

Преподобный Афанасий Метеорский ввел афонский устав для всех монахов, подвизающихся в этих местах, и тем самым положил начало новой монашеской республике, расцвет которой пришелся на XVI век. В течение пятисот лет в монастыри можно было попасть только по подвесным лестницам или в сетках, которые поднимали наверх с помощью лебедки. Только в начале прошлого века в скалах прорубили каменные ступени, и теперь подняться к монастырским воротам не составляет особого труда.

После падения Византии Метеоры стали центром сохранения и развития византийской живописи – красивейшие фрески стали одной из главных достопримечательностей местных храмов. Каждая из обителей Метеор хранит в себе нечто особенное: например, в монастыре св. Стефана как величайшая святыня почитается честная глава первомученника, в монастыре Великий Метеор есть замечательный музей монастырского быта и уникальные иконы. А самые живописные виды открываются из монастыря Святой Троицы – согласно монастырской хронике, для того чтобы поднять все материалы для его строительства, потребовалось семьдесят лет.

Тайна Патмоса

Но Греция – это еще и 1400 островов, лежащих в нескольких морях, омывающих страну. Название острова Патмос дорого сердцу каждого православного – здесь, в пещере Откровения, апостол Иоанн Богослов написал книгу Апокалипсис, самую загадочную книгу Нового Завета.

Монастырь во имя святого апостола был построен тысячу лет назад, но почти не изменил своего вида. В нем можно поклониться честной главе ап. Фомы и мощам св. Феодора Стратилата. Обитель хранит много старинных и редких вещей: например, Евангелие от Марка VI века, двести подлинников византийских икон, более шестисот предметов древнего церковного облачения, коллекцию золотых богослужебных сосудов – часть этих сокровищ можно увидеть в музее.

Остров святителя Спиридона

Корфу, или Керкира – крупнейший из островов Ионического моря, – знаменит как место упокоения мощей свт. Спиридона Тримифунтского, императрицы Феодоры, запретившей иконоборчество, и апостолов от семидесяти Иасона и Сосипатра.

Святитель Спиридон, величайший после Святителя Николая чудотворец в истории Церкви, родился и жил в III веке на Кипре. Он участвовал в Первом Вселенском Соборе, созванном в Никее императором Константином Великим, и во время дебатов с еретиками-арианами сотворил чудо, объясняя сущность Троицы: из куска черепицы вырвалось пламя, потом истекла вода, а в руке святого осталась сухая глина. После этого почти все еретики вернулись к исповеданию Православия. Тихий и скромный святитель Спиридон сотворил множество чудес – исцелял болящих, воскрешал умерших, однажды во время Литургии ему пел хор Ангелов.

Пять раз в году на Корфу совершается крестный ход с мощами святого: их несут в стеклянной раке вертикально, словно действующего иерарха на епископском троне. Сохранилось свидетельство Николая Васильевича Гоголя о чуде, произошедшем на одном из таких крестных ходов. Один из английских путешественников, наблюдая процессию, предположил, что тело святого забальзамировано, после чего мощи поднялись из раки и развернулись к сомневающемуся спиной.

К Иоанну Русскому

Остров Эвбея находится рядом с Афинами – через узкий пролив, который образовался в результате землетрясения. В 1924 году, после обмена населением между Турцией и Грецией, сюда перенесли мощи св. Иоанна Русского.

В 1711 году, после победы турецких войск над армией Петра I, молодой солдат Иоанн был захвачен неприятелем в плен, продан на невольничьем рынке и прожил остаток жизни в рабстве. Хозяин принуждал его принять ислам, но Иоанн отказался, обещая верную службу, если не будет посягательств на исповедание православной веры. Хозяин согласился, и долгие годы, до самой смерти, Иоанн добросовестно ухаживал за лошадьми. Рядом с домом хозяина находился христианский храм, в котором Иоанн часто проводил ночи в молитве и каждую неделю причащался. В неволе Иоанн провел двадцать лет праведной жизни и честного служения. Через три года после кончины смиренного раба над его могилой появилось сияние, после чего открыли могилу и обрели нетленные мощи святого, причем даже земля вокруг гроба издавала благоухание – христиане и мусульмане брали себе эту землю как частицу святыни. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.

Лучше один раз увидеть

Перечислять многочисленные святыни греческой земли можно долго – эта земля богата истинными сокровищами, однако, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Путешествовать по Греции можно самостоятельно, вооружившись путеводителями: многочисленные отели всегда рады постояльцам, даже если вы решили заселиться в два часа ночи, а машина напрокат дарит свободу передвижения и экономит время. Но если нет опыта и уверенности в самостоятельных путешествиях, отличным вариантом будет паломничество с организованной группой, благо выбор поездок в Грецию велик. Можно выбрать поездку, совмещенную с пляжным отдыхом, а можно и только паломническую – например, Паломнический центр Московского Патриархата предлагает один из самых насыщенных маршрутов посещения главных святынь Греции. Но какой бы вариант вы не выбрали, можно сказать с уверенностью – это будет незабываемое путешествие.

Паломнический центр Московского Патриархата предлагает один из самых насыщенных маршрутов посещения главных святынь Греции.

СВЯТЫЕ МЕСТА ГРЕЦИИ

Посетить все христианские святыни Греции за одну поездку невозможно. Их много и разбросаны они по всей стране, в том числе и по многочисленным островам.
Греция была и остаётся хранительницей православия. 98% верующих придерживаются православного вероисповедания.

Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Верующий человек или человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства.

Первый город, который встречает паломников, это северная столица Греции Фессалоники (по-русски – Салоники). Небесным покровителем города является святой великомученик Димитрий Солунский. В 4 веке Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Галерием. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. За это его и убили по приказу императора.

Что заставляло святых мучеников идти на смерть? Вера? Нет, глубоко личное убеждение, основанное на личном опыте!

В Фессалониках останавливался апостол Павел. Он даже написал два послания фессалоникийцам. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всём. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом на зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…»

Среди святынь, которые посещают паломники в Салониках, есть Кафедральный собор, где хранятся святые мощи великого угодника Божия подвижника исихазма святителя Григория Паламы. А также монастырь святой преподобной Феодоры "послушливой" Солунской, где находятся её святые мощи и мощи святого преподобного Давида Столпника Солунского, который жил в шестом веке.

Посетили мы и почитаемую христианскую святыню источник Святой Параскевы. Святая Параскева-Пятница - христианская великомученица III века. Через ущелье перекинут мост, по которому можно пройти к скальной церкви Св. Параскевы. Сам источник с лечебной водой находится в глубине узкого прохода в горе.
Любопытно, что источники святой Параскевы в России открываются и сейчас. В Центральном районе Красноярска торжественно открыли сквер с источником святой Параскевы-Пятницы. Источник назван во имя Св. Параскевы-Пятницы и под Малышевой горой в Старой Ладоге.

Особенно мне запомнилось посещение небольшой церквушки в Кастории. Всего в Кастории находится более 70 церквей периода византийской эпохи. Кроме Церкви Мавриотисы известны: Церковь Святых Бессребреников (XI век), Церковь Святого Афанасия Музаки (XIII век), Митрополичий собор Архангела (XIV век).
Нам посчастливилось попасть на богослужение, которое заказало одно присутствовавшее семейство. Мне понравилась простота и какая-то особая проникновенность службы, лишённая формализма, помпезности и ритуальной скованности. Чувствовалась настоящая, подлинная, от сердца идущая вера.

Убранство греческих православных храмов, по сравнению с нашими, более чем скромное. Церковная лавка (если она есть), находится рядом, но не в самом помещении храма. Свечи в храме лежат безо всяких ценников. Каждый может взять и поставить сколько хочет. Есть только чаша для добровольного пожертвования.

Особенно мне понравились маленькие часовенки, которые можно повстречать повсюду. Стоят они и по обочинам дорог в память о погибших в ДТП.

Одно из самых посещаемых святых мест в Греции это Афон (в переводе с греческого означает «Святая Гора»). Это третий полуостров Халкидики. Для православных всего мира Афон одно из главных святых мест, почитаемых как земной Удел Богородицы.

Афонские монахи создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Эту точку зрения отстаивал Григорий Палама.

Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, жившего в 14 веке. «Свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учёности, а на основе реального духовного опыта своего собственного, и многих других монахов-отшельников на горе Афон. Которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки, и открывали путь богопознания», – сказал в недавней проповеди Патриарх Кирилл.

Действительно ли в результате молитвы афонские монахи видели «божественный свет»?
Где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!

Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!

Человек существо программируемое. Веру можно воспринимать как программирование сознания. Во что человек верит, то он и творит.

Монастыри в Метеорах впечатлили меня своей сдержанностью и наполненностью. Кажется, православие и должно быть таким как в Греции – внутренне содержательным и внешне скромным.

Меня всегда мучил вопрос: нужно ли украшать место моления?
Ведь Господь человека слышит, а не видит, слышит все молитвы его неизречённые.
Храм – он в душе! А церковь – это сообщество единоверцев.
Так стоит ли украшать место, где человек общается с Богом, если главное – это состояние души в момент молитвы, когда чистота души соответствует частоте вибраций твоей молитвы, которая жаждет быть услышанной.
Ведь отшельники (пустынники) молятся и в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним!

«Человек это не от пяток до макушки, а от головы до Неба»!

Чем больше я путешествую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес.

Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства выдумка честолюбивых политиков.

Кажется абсурдом, когда верующие люди враждуют между собой, забывая об исповедуемой ими любви. С выкриками «С нами Бог» христиане на войне идут убивать друг друга.

На Афоне есть русский монастырь – Пантелеймоновский – самый красивый!
Монастыри всегда были оплотом церкви. Они служили не только «постоялыми дворами» для странников. Монастыри были центрами интеллектуальной мысли. Туда ссылали и на вечное заточение. Там хранились и богатства церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.

Деньги всегда были составной частью власти. Наш экскурсовод рассказала о недавнем скандале в Греции, разразившемся в связи с будто бы финансовыми махинациями афонских иерархов.
Деньги – «ахиллесова пята» любой церкви.

Недавно в Сестрорецке я посетил храм Петра и Павла. К стене был прикреплён терминал, напоминающий один из тех, через которые люди осуществляют коммунальные платежи. Я вставил купюру, автомат проглотил её и выдал мне «квитанцию» о том, что я внёс пожертвование в определенной сумме, при этом на экране появилась надпись «Доброхотно дающего любит Бог».

Актуальными для русской православной церкви остаются три главных вопроса:
1\ Будет ли удалена торговля из храма?
2\ Будет ли вестись служба на современном русском языке?
3\ Будет ли отменена плата за церковные услуги, например, за крещение?

В Троице-Сергиевой Лавре я видел, что самые обычные свечи лежат бесплатно, и каждый может осуществлять пожертвование добровольно, а не через покупку свечей.
Наша церковь не так бедна, чтобы видеть источник дохода в торговле свечами.
Человек может пожертвовать больше, чем стоит свеча.
Вспомним, чьё пожертвование дороже: того, кто отдал мало из последнего, или кто отдал много от избытка?

Я крещён в православной церкви в младенчестве, и не могу от этого отказаться как от факта своей биографии. Но я против навязывания каких-либо убеждений, тем более религиозных.
Вера – это глубоко личный путь человека, его личный опыт, только личный.
Вера – от Бога, религия – от человека!

Нельзя не радоваться, глядя, как церковь, часто вместе с государством, занимается восстановлением православных храмов (это при том, что по Конституции церковь у нас отделена от государства).
Но разве храм это прежде всего здание?
Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни?
Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны?
Ведь главное наше богатство – люди!

Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! В этом бы и проявилось сплочение народное вокруг церкви, ибо церковь есть сообщество единоверцев!

Успех церкви, на мой взгляд, следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.

Задача церкви помогать человеку в трудностях нашей жизни выбирать добро и творить любовь, черпая силы в вере в заповеди Иисуса Христа.

Для меня критерием оценки деятельности любого человека и церкви является лишь одно: помогает это творить любовь и добро или разжигает нетерпимость и злобу.

По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.

Если церковь будет заниматься своим непосредственным делом – наставлять людей пути к Богу! – этого более чем достаточно, поскольку никто другой этим не занимается.

А то ведь кто-то увидел связь между неудачей нашей олимпийской сборной в Ванкувере и благословением её перед поездкой Патриархом Кириллом.

Многие упрекают церковь, что она всё более становится похожей на государственно-общественный институт. Многих отталкивает излишняя позолота и внешняя пышность богослужений.

Каждую субботу я смотрю по телевизору «Слово пастыря». В то время как кто-то обсуждает очередные новые роскошные одеяния Патриарха, я лично внимательно вслушиваюсь в его проповедь.

Я согласен с Патриархом, когда он говорит: «Каким должно быть отношение церкви к внешнему миру, в том числе и к власти? Церковь призвана хранить Божью правду и её провозглашать. Не её дело делить светскую власть, участвовать в политической борьбе. Не её дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело церкви провозглашать Божью правду».

Святые места это прежде всего святые люди в этих местах!
Святого всегда отличало: 1\ аскетическая скромность и простота 2\ молчание 3\ любовь несмотря ни на что.

Почему Серафим Саровский был признан святым?
Потому что прожил свою жизнь в уединении и аскезе, никому не делал зла, и любил всех: и диких зверей, и напавших на него грабителей. Потому и обладал теплом благодати, которая не позволяла ему замерзнуть, и которой он щедро делился, в том числе и с посетившим его Н.А.Мотовиловым.

Некоторые в это не верят. Шри Ауробиндо тоже был атеистом. Когда у него заболел брат, и все средства медицины оказались бессильны, обратились к бродячему индийскому «святому». Тот набрал из лужи грязной воды и дал её выпить умирающему брату. После этого брат выздоровел. Ну а Шри Ауробиндо стал верующим.

Мне кажется, главная проблема нашей жизни это отсутствие веры.
Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.
Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом уподобление Христу.

Власть не заинтересована иметь в обществе людей – независимых духовных авторитетов.

Духовный авторитет это недремлющая совесть!
Духовный авторитет вслух говорит о том, о чём другие про себя лишь думают!
Духовный авторитет не тот, кто говорит, как жить, а тот, кто живёт, как говорит!
Духовный авторитет не тот, на чьи слова ориентируются, но на чьи дела!

Недавно я совершил паломничество по Святой Земле. Народ не может не замечать, на каких лимузинах ездят иерархи, какие носят часы и мобильные телефоны

Однако, несмотря на все недостатки, надо признать, что никакой другой силы, помогающей людям творить любовь и добро, кроме церкви, в современной России нет!

А не кажется ли тебе, что вера в Бога это самообман?
- Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Все зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви. Вера сильнее знания, потому что открыта для любой новой информации, тогда как знание не приемлет не только веры, но и тех сведений, которые не согласуются с уже имеющимися фактами. Когда человек знает, он всегда сомневается, и потому не приложит таких сил, какие открываются в нем, когда он верит. Например, если человек не будет верить, что выздоровеет, он никогда не поправится. Знание расслабляет, допуская сомнения, тогда как вера мобилизует. Знание приносит печаль, вера утешает душу. Неверующему нужны аргументы, основанные на здравом смысле, тогда как верующий познает сердцем. По большому счету, верит лишь тот, кто знает. Потому что верить - все равно что Знать! Однако нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за свое поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, - это и есть земное воздаяние за любовь. Для большинства же людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда. Вера - это убежденность, надежда - лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри. Многие знают, что в мире все взаимосвязано, но Тайна мира заключена в том, как, каким образом все связано между собой. Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймешь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что все взаимосвязано и случайностей не существует». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

Мой видеоролик «СВЯТЫНИ ГРЕЦИИ» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post122687619/play

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Мистерии древней Греции», «Древние Афины сегодня», «Сократ мне друг», «Легенда о 300 спартанцах», «Акрополь и Парфенон – чудо веры», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Продолжается, и сегодня наша тема — святые места Греции с нашей читательницей Светланой Васильевой. Светлана рассказывает о местах, куда большинство туристов не ездит или попросту не знает об их существовании.

Пожалуй, больше всего наши туристы знают про паломничество в Греции на Святой Афон. Но здесь есть очень много и других мест, которые считаются православными святынями. Яркий пример — Метеоры.

Итак, слово Светлане Васильевой:

Путешествие по святым местам Греции

Когда я готовилась к поездке на Халкидики, руководствуясь отзывами отдыхающих, совершенно определенно для себя решила, что возьму экскурсию в Метеоры. Восторгов было много в заметках туристов – дух захватывало! Очень этого захотела и я туда съездила. Удивительны те места и монастыри. Однако, рассказать мне хочется совсем о других святынях Греции, о них ничего в отзывах не встретила…

В отеле я познакомилась с двумя москвичками. Они приехали с целью посетить святые места, приложиться к мощам, чем привлекли мое внимание к паломнической экскурсии ”По святым местам Верии”. Показали мне фото. Я не думала в тот момент о храмах, я восхищалась природой. Об апостоле Павле и других святых я слушала вполуха.

Один день в неделю бывает та экскурсия от нашего отеля. Повторюсь, мне хотелось зелени, чистого воздуха, панорам рек, холмов и т.п. Настал тот день – понедельник. От нашего большого отеля я в тот день ехала одна.
Важное. Милые дамы, если вы собрались в святые места, имейте при себе платок-косынку. Широкополые шляпы и кепки мужские смотрятся тут нелепо.

Экскурсия наша ”По следам апостола Павла” начиналась из города Салоники, с одного из храмов апостола Павла. Здесь нас познакомили с православным гидом – матушкой Неонилой. Посетили храм.

Храм Св. Павла

Приложились к частицам мощей святого апостола Павла. Чуть ниже храма бьет святой источник, здесь плакал Павел. Источник – его слезы. У служителя храма можно было взять благословение на экскурсию. Недаром говорят, что во мне гордыня живет – я не стала брать благословения, так как он по-деловому стал указывать куда класть деньги в поддержку храма. Эта просьба мне не пришлась по душе. Я только на свечи тут потратилась…

Мы покидаем знойные Салоники и держим путь к монастырям Верии. Большое количество византийских храмов и монастырей притягивает сюда христиан со всего мира. Наша матушка рассказывает про жизненный путь и деяния апостола Павла, что греки – дети апостола Павла. Русские – дети апостола Андрея. Не знала!!! Говорит нам, что греческие женщины при входе в храмы не покрывают голову – не надевают платков. Я торжествую: ”Как здорово! Всегда не любила это делать! В душе давно гречанка я!” Тянусь к узлу платка, развязываю его, но меня останавливает голос гида: ”В монастырях знают, что мы из России и что православные россиянки носят платки”. Руки мои послушно завязывают узел – гордыню свою надо усмирять!

Верийский скит Иоанна Предтечи

Недалеко от города Верия, в ущелье, на берегу реки Альякмонас находится мужской скит Иоанна Предтечи (скит Верийский). Когда я вошла на его территорию, будто выдохнула все негативное, тяжелое. Мне стало так светло, что не описать словами. Чистота и покой поселились во мне.

Позже я узнала, что не только во мне. Не успели мы войти через ворота, перед нами такая картина – два павлина взлетают на крышу здания! Ну, я вам скажу – чего угодно ожидала, но не этого! Местный пес их спугнул. У нас так кур гоняют, не думала что такое же проделывают с райскими птицами.

Эта сцена меня безумно расположила к обители. Позже того пса встретила в храме. Он лежал на плитах пола недалеко при входе – на улице-то 33 градуса в тени! Он здесь прохлаждался. Куда же еще животине деться в такой зной!

Со смотровой площадки, балкона, открывался изумительный вид на озеро, образованное водами Альякмонаса. Звуки цикад повсюду. Хорошо.

В скиту мы прикладывались к мощам: честной голове Климентия Охрицкого, честному пальцу Дионисия Олимпийского, фаланге пальца Иоанна Крестителя. Перед прикладыванием, служитель скита рассказал нам об истории этого места. Я была околдована красивым голосом монаха, греческим словам. Именно в тот момент я сказала себе: ”Хочу знать греческий язык!”

Попросила матушку Неонилу передать мои ощущения служителю. На что тот ответил: ”А я хочу знать русский язык. Я могу сказать слово ”женщина””. Трогательно.

Здесь почитают нашу императрицу Екатерину II. Она дала обители все, что просили у нее. Потому ее уважают, поминают, как я поняла, ежедневно. Екатерина подарила золотую чашу скиту. На той чаше выгравированы имена дома Романовых, чтобы о тех молились.

Скажите! Какие ассоциации у вас рождаются при слове ”чаша”? Конечно, нечто объемное. Когда нас пригласили в комнату, где отдыхают монахи, где та чаша и содержится, мы увидели ее. Она вроде кубка. Ну да мал золотник, да дорог!

То ли место так намолено православными христианами, то ли воздух особый (мы поднялись на несколько сот метров над уровнем моря) – не знаю. Уезжать отсюда не хотелось совсем. Так здесь славно дышалось и чувствовалось!

Добрский монастырь — Ιερά Μονή Παναγίας Δοβρά Βεροίας

Далее путь лежал в монастырь Панагии Довра (Добра). Главный храм посвящен Успению Богородицы. Монастырь находится выше по склону горы Вермион в необыкновенно красивом, панорамном месте. Вот мы и на его территории. Меня снова охватывает восторг, глаза мои отдыхают, обострился слух! Я слышу прекрасное детское пение — изумительные, красивые голоса (при монастыре действует летний детский лагерь и центр обучения искусствам Византии).

Нас ведут в храм святого архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) – русского святого, столь почитаемого в Греции, а я не в состоянии туда идти, я хочу слушать эти голоса. Но иду. Нам рассказывают каким замечательным хирургом был Лука и благочестивым епископом. Сколько испытаний выпало ему.

Не без трепета прикладываюсь к частицам мощей Луки, которые были привезены из Украины в 2001 году. Множество людей исцелилось по молитвам к нему. Я подумала сразу о девушке, что путешествовала с нами, она передвигалась в кресле, которое вез ее папа. Прошу, чтобы исцеление и к ней пришло. Наша матушка вещает нам, что родители, которые воспитывают больных детей, по окончании жизни земной сразу попадают в рай. Утешительно.

Я узнаю о византийском пении, которое Россия почти утратила стараниями Петра I. Оказывается, солисту надо долго учиться этому пению – годами, и что особенно поражает – надо сделаться седовласым.

Вижу, что сопровождающий нас монах, дает благословение молодому человеку. Я тоже хочу. Здесь благостно. Мне же благословения тот не дает, на что я подумала: ”Откуда знает, что я далеко не по-христиански живу”. Матушку спросила все же, мол, почему мне не дано благословение. На что она: ”Он же монах. Он стесняется женщине давать его”. Верно! Надо рук касаться, а ему этого не следует делать. Успокоилась.

Затем тот же монах приглашает нас в комнату отдыха священнослужителей. В Греции спокойно туда народ ведут. Нас угощают водой с источника и рахат-лукумом. Я рахат-лукум не люблю. Слишком уж парфюмированное это кушанье – для меня оно пахнет духами, а не розами. Извините уж… Кусочек я все ж съедаю – он тает у меня во рту. Запиваю чистой водичкой. Спасибо!

Перед тем как попрощаться, монах все же дает нам благословение – в виде книжечки об обители. На первых страницах вижу фото архимандрита Пантелеймона. Ношу ее в сумочке теперь. Дорожу! До свидания монастырь Довра! Благодаря тебе и мы становимся добрее друг к другу.

Антоний служит образцом иноческих добродетелей, он когда-то удалился в пещеру на берегу реки, где провел в отшельнических подвигах около 50 лет. После смерти тело его долго оставалось без погребения, пока его случайно не нашли охотники. Жители Верии вместе с епископом перенесли мощи святого в город и построили храм в его честь. От мощей происходило множество исцелений. Преподобный считается покровителем г. Верия. На месте пещеры, в которой он подвизался, был построен монастырь, названный Скитом Иоанна Предтечи. С него-то и началось наше сегодняшнее паломничество.

Вима Апостола Павла

Удивителен следующий пункт нашего поклонения. Это – предполагаемое место проповеди Павла. Сохранились мраморные ступени вимы — ораторской трибуны. Теперь здесь монумент «Вима апостола Павла”.

Вокруг этого монумента современные здания, городская сегодняшняя жизнь, а на этом кусочке земли тысячелетняя история.

В Греции все рядом. И прошлое, и настоящее – все переплелось. Многие упрекают греков, что те плохо чтут святыни, что далеко не за каждый многовековой камень они переживают. Я вам так скажу: ”Если они будут вести себя так, как мы от них требуем, то им летать придется и жить в воздухе”.

Впереди последнее место нашего паломничества. То, что оно последнее, я уже и рада. Много поступило информации, частиц мощей многих святых мы коснулись, эмоции меня захлестнули – я несколько подустала. Гид продолжает вести экскурсию: ”В период малоазиатской катастрофы сотни тысяч греков Понта вынужденно покинули территорию Турции, спасаясь от гонения и истребления со стороны младотурок. Греко-турецкий обмен населением - самый крупный в истории принудительный обмен”. Умом понимаю, что трагедия для народа, но до сердца не дошло. Устала я. Сижу, смотрю на живописные холмы, на реку.

Еще я боюсь. Боюсь этой дороги.

Следуем в деревню Кастанья (Каштанья). Дорога вся обрывистая, всего-то в 20-ти километрах от Верии, но едем 45-50 минут! Мы поднимаемся на высоту 1320 м над уровнем моря – елки-палки! Если бы я знала заранее – не поехала бы… Мне страшно. Уши, господа, закладывает!

К полету в самолете я себя подготовила, а к этому подъему в автобусе – нет. Сама себе противна, что боюсь смерти. “Как мало во мне веры. Как мало во мне веры. ”- повторяю во все время подъема. Переход от жизни к смерти – это путь в царствие небесное, а мне сейчас до этого царствия дела нет совсем.

Храм Панагии Сумела

Наконец автобус наш взял эту высоту – 1320 м. Первым делом нас ведут в таверну — заказываем обед. Еда готовится, мы идем в храм Панагии Сумела.

Матушка продолжает говорить о трагедии переселения понтийцев. И тут она сообщает, что наш водитель, что затащил наш автобус на эту высоту – понтиец! Вот тут-то во мне проснулось понимание к страданиям целого народа, в знак благодарности только одному человеку — профессионалу своего дела, взявшего ответственность за несколько десятков жизней.

Я обострила свое внимание к этой святыне. С уважением я подошла поклониться знаменитому образу Богородицы Сумельской. Между Грецией и Турцией oбмен производился по религиозному (а не этническому) признаку. Ощущаю кожей теперь, что по самому живому рубили.

Во все время паломничества, водитель и его помощник посещали с нами все храмы и поклонялись всем мощам святых. Оба подошли тут к пожилой женщине, что сидела у торговых палаток. Мне так понравилось ее лицо, что я во время видеосъемки краем ее запечатлела. Кто она? Родственница или уважаемая соотечественница…

Вот и время обеда настало. Хочу дать совет. Если едете на экскурсию, то не заказывайте дорогих и изысканных блюд. В местах, где бываете проездом ни к чему это делать. Я выбрала баклажан с овощами. Недорогое блюдо — 6 €.

Кушанье было вкусным, но когда я расплачивалась с официантом, то в результате неких его манипуляций, с 10 €, я держала в руках 80 центов. Сначала сдачи не было у него, потом ещё что-то, 1€ я ему сама дала – чаевые. Но почему я осталась с 80-ю центами…. До сих пор не понимаю. Смешно.

Я вкусно покушала. Отдохнула в таверне. Кругом зелень, чистый воздух – все радует глаз. Пора возвращаться. Спуск, считаю, сложнее подъема, но наш водитель его осуществил отлично. В автобусе матушка Неонила подарила нам всем по открытке – кому что досталось. Мне — с иконой Косьмы и Демиана. Такая малость, а память навсегда! И вот что совсем по моему телу разлило благодать, так это ее предложение спеть “многие лета” нашему водителю! Комок даже к горлу у меня подступил. Я очень была благодарна водителю, так велик был мой страх, но эта благодарность не знала выхода… Спасибо, матушка.

Она очень щедрый человек – затем мы спели ”многие лета” помощнику водителя, а в третий раз уже для себя любимых. Когда я вышла из автобуса, то досада на себя возникла. Почему я не отблагодарила денежкой водителя. В таверне 50% чаевых оставила, а такому человеку – ни цента… Позже себя успокаивала: “ Может быть, потому я о деньгах забыла, что труд этого человека благороднее тех денег… Выше!“ Досада все одно осталась.

Какой замечательный день я прожила. С какими прекрасными людьми путешествовала сегодня. Мне светло и радостно. Возможно потому, что ощущение невидимого присутствия святых отцов сохраняется там и по сей день, и благоухание мощей так глубоко трогает каждого паломника, которого Господь приводит туда.

Светлана Васильева.

Спасибо Светлане за такой искренний и эмоциональный рассказ! Несколько дополнений от меня: по этому перевалу через Кастанья когда-то можно было добраться до Кастории и других районов. Это было очень опасное место зимой, часто дорога была засыпана снегом. Я тоже впервые в Касторию ездила именно через этот перевал, просто головокружительное путешествие! А помню случай, когда в 1996 году в Греции на Рождество выпало много снега, и группа туристов, которые возвращались из Кастории через перевал, спускались с гор 12 часов! Греки не очень умеют ездить по снегу и гололеду, зимних шин у них нет. В случае снега или гололеда на колеса надевают специальные цепи.

Сейчас в Касторию и Гревена построено отличное шоссе, пробиты туннели в горах, и до Кастории мы доезжали за 2,5 часа. Несколько раз проезжали поворот на Панагию Сумела, но так ни разу и не заехали. После Светланиного рассказа точно запланирую побывать!

Православные Святые места Греции. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Греции.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Основа, которой живет и церковь, и само общество - это традиция. Многое в нашей жизни подчиняется традициям: человек крестится, венчается, проходит определенное взросление, получает воспитание и образование. И, несмотря на сложные периоды в жизни людей и общества в целом, традиции продолжают соблюдаться. Что вообще значит слово - традиция? Оно ведь очень простое. Традиция - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила и ценности. Именно это лежит в основе любого путешествия, которыми занимаются паломнические службы и туристические фирмы по религиозным турам.

Греция всегда была не только хранительницей античной культуры, но и оплотом православия. Около 98% населения страны - православные христиане.

Испокон веков паломничество по святым местам являлось одной из самых почитаемых и важных традиций нашего народа. Еще в древности многие люди отправлялись в дальний путь, чтобы поклониться особо значимым православным святыням. Для чего? Чтобы получить благословение или просто повидаться с родными и близкими, живущими в монастыре. То есть паломнические путешествия были не просто абстрактной традицией, а важной частью жизни православных людей. Нынешний материал мы хотим посвятить паломническим поездкам в Грецию , и не без причины: многие духовные традиции и по сей день связывают нас с этой страной.

Греция всегда была не только хранительницей античной культуры, но и оплотом православия. Около 98% населения страны - православные христиане. В стране множество мест, святых для православных паломников. Кроме того, именно Греция - страна, где стали возводить первые православные храмы и откуда начала распространяться православная вера, в том числе и на нашу землю. Теперь, по прошествии многих столетий русские паломники, путешествуя по современной греческой земле, с удивлением открывают для себя то, как тесно остаются до сих пор переплетены пути наших народов. Остановимся более подробно на тех местах, которые в первую очередь стремятся посетить православные паломники в Греции.

Практически ни одно путешествие по стране не обходится без посещения Афин - олицетворения Греции. Там расположены древняя византийская церковь Св. Георгия на горе Ликавиттос, а также знаменитый холм Ареопаг: именно с этого места апостол Павел произнес свою первую проповедь.

Всего в 14 км от города Лутраки на высоте 700 метров над уровнем моря возвышается величественный действующий женский монастырь Блаженного Потапия, построенный в честь Святого Потапия, посвятившего свою жизнь служению Богу. В его монастырских кельях сейчас проживает около 40 монахинь.

Коринф - древний город, история которого начинается еще до рождества Христова. В этом городе апостол Павел проповедовал слово Божье с ораторского пьедестала, который сохранился до нашего времени. Здесь паломники обычно в первую очередь посещают Собор апостола Павла и исключительный по красоте монастырь Дафни.

На пути из Коринфа в Калавриту расположен мужской монастырь Мега Спилеон, один из самых древних монастырей Греции. Монастырь известен во многом благодаря своей чудотворной иконе Божьей Матери, созданной, по преданию, Апостолом Лукой из воска. Удивительно, что при огромном количестве пожаров и разрушений, которые перенес монастырь, эта икона сохранилась до наших дней. А уже совсем рядом с городком Калаврита расположена Свято-Успенская Лавра. Главная святыня этого монастыря - честная глава св. Алексия, подаренная монастырю во времена его расцвета императором Эммануилом Палеологом.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



В городке Эгио неподалеку от Патр хранится одна из самых почитаемых святынь в Греции - чудотворная икона Божией Матери Трипити. Рядом с пещерой, в которой хранится икона, выстроен храм. В самом же городе Патры, в Соборе святого апостола Андрея Первозванного хранится честная глава апостола Андрея и крест, на котором, по преданию, он был распят. С давних времен Апостол Андрей считается покровителем города, и День города традиционно празднуется 13 декабря, в день памяти святого. Кроме того, собор является кафедральным храмом митрополита Патрского, одного из самых авторитетных и уважаемых иерархов Греческой Церкви.

Говоря о христианских святынях Греции, нельзя не упомянуть Метеоры и Метеорские монастыри, которые, оправдывая свое название («метео» по гречески - воздух) как будто замерли между небом и землей. Эти уединенные места монахи избрали для молитв еще в 13-14 веках, а первый из монастырей основал выходец с Афона, верный ученик отцов-исихастов преподобный Афанасий.

В Салониках хранятся мощи святого великомученика Димитрия Солунского: «Канон Димитрию Солунскому» был первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Кирилла и Мефодия после создания ими славянской азбуки. Многие из самых первых монастырей в Киеве , Владимире и Москве закладывались в честь именно этого святого. Кроме того, в городе сохранились места, связанные с проповедью апостола Павла, когда он бывал в Салониках во время своих миссионерских путешествий.

На острове Корфу паломники посещают место победы русского флота над французами под началом адмирала Феодора Ушакова, канонизированного Русской православной церковью. Там же покоятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского.

На острове Эвиа путники поклоняются мощам нашего соотечественника, праведного Иоанна Русского - христианина, попавшего в турецкий плен и прославившегося на мусульманской чужбине своей святой земной жизнью и многими чудесами по смерти.

Остров Патмос , безусловно, известен каждому православному христианину. Именно там находится пещера Апокалипсиса, в которой святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову был Глас Божий, и именно там апостолом была написана Книга Откровения.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть Святой Афон - единственную в мире православную монашескую республику с тысячелетней историей и с исключительно мужским населением. Она занимает территорию третьего «пальца» полуострова Халкидики . Сегодня на Святом Афоне действуют 20 монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один сербский. Во времена же своей славы Святой Афон был домом сразу для 180 православных монастырей.

Благодарим за помощь в подготовке материала Паломническую службу «Радонеж».