Все вопросы

Презентация на тему "дезидерий эразм роттердамский". Презентация к уроку великие гуманисты европы Умер он в Базеле

К 500-летию первого издания книги

В 2011 году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 500-летие первого издания книги Эразма Роттердамского "Похвала глупости".

Это хороший повод провести классный час, посвященный Всемирному дню книг и авторского права, отмечаемому 23 апреля или, например приурочить мероприятие к Дню смеха 1 апреля , называемого во многих странах еще и Днем дурака (April Fools" Day или All Fool"s Day).

Похвала глупости (либо Похвальное слово Глупости, лат. Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus) - сатира Эразма Роттердамского. Одно из центральных его произведений. Написана в 1509 году.

Самое известное из сатирических произведений Эразма Роттердамского, благодаря которым научно-литературная деятельность его получила широкое общественное значение и обусловила его выдающееся место не только в истории литературы, но и во всеобщей истории. Это небольшое сочинение по словам автора было написано от нечего делать - во время продолжительного, при тогдашних путях сообщения, переезда его из Италии в Англию в 1509 году.

Сатира написана в жанре иронического панегирика, что было обусловлено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения: обращение к античным авторам (поэтому панегирик) и дух критики общественного уклада жизни (поэтому иронический).

Евросоюз значимость "Похвалы глупости" отметил выпуском юбилейных монет в 2009 и в 2011 годах, приурочив к 500-летию написания книги (1509) и ее издания (1511).

500-летие первого издания книги отмечается в мире под эгидой ЮНЕСКО.

Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделку, - но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделке во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам. Большая часть последних, сослужив в своё время службу, давным-давно опочили в книгохранилищах, под толстым слоем вековой пыли, в то время как «Похвала Глупости» продолжает до сих пор читаться, сравнительно немногими в латинском подлиннике, но, можно сказать, всеми в переводах, имеющихся в настоящую пору на всех европейских языках (в том числе и на русском), и тысячи образованных людей продолжают зачитываться этой гениальной шуткой остроумнейшего из учёных и учёнейшего из остроумных людей.

Со времени появления печатного станка это был первый случай поистине колоссального успеха печатного произведения. Изданная в первый раз в 1511 году, сатира Эразма Роттердамского выдержал в несколько месяцев до семи изданий; всего при жизни автора она была переиздана в разных местах не менее 40 раз . Изданный в 1898 году дирекцией университетской библиотеки в Генте (Бельгия) предварительный и, следовательно, подлежащий дополнению список изданий сочинений Эразма Роттердамского насчитывает для «Похвалы Глупости» более двухсот изданий (включая переводы).

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения.

(В различных источниках можно встретить и другие варианты года его рождения - 1467 или 1465).

Образование получил в Парижском университете (1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.

Решающими для формирования творческой личности Эразма были нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к новому, углублённому, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Э.Роттердамский осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, которое называл "философией Христа". В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Эразмом как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые.

Из огромного наследия Эразма Роттердамкого наиболее известны "Похвала Глупости" (1509, русский перевод 1960) и "Разговоры запросто" (1519-35, русский перевод 1969). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убеждённости в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв "ничего сверх меры!" . В этой убеждённости - суть идейной позиции Эразма, обнаруживающейся и в других его произведениях.

Публицистична большая часть педагогических, нравственно-поучительных, богословских сочинений Эразма Роттердамского.: антилютеровский трактат "О свободе воли" (1524), "О достойном воспитании детей с первых лет жизни" (1529) и др.

Сохранившаяся обширная переписка Эразма блещет афоризмами.

  • Вежливость порождает и вызывает вежливость
  • Иметь много друзей - значит не иметь ни одного
  • Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны
  • Любовь - это единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку
  • Людьми не рождаются, а воспитываются
  • Привычку может победить только другая привычка
  • Победа достается тому, кого не принимают всерьез
  • В стране слепых одноглазый - уже король

С книгой "Похвала глупости" связаны имена еще двух известнейших людей своего времени - Томаса Мора и Ганса Гольбейна Младшего.

Английский гуманист и политический деятель, 1478-1535. С 1504 член оппозиции в парламенте, 1529 лорд-канцлер, после разрыва Генриха VIII с Римом 1532 сложил свое звание. В 1535 году за отказ признать церковное главенство короля обезглавлен. В своем знаменитом политическом романе “Утопия” (1516) пишет резкую сатиру на Англию времен Генриха VIII, намечает план реформы общественного строя и воспитания в духе гуманных идей Возрождения.

Святой Католической церкви.

Эразм Роттердамский "Похвалу глупости" посвятил своему другу Томасу Мору

(Holbein, Hans der Jungere)

Родился зимой 1497-1498, Аугсбург - скончался 1543, Лондон.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца - живописца Ганса Гольбейна Старшего. В 1515-1517 вместе с братом Амброзиусом - подмастерье у живописца Г.Гербстера в Базеле. В 1518-1519, по-видимому, совершил поездку в Северную Италию (Ломбардия, Милан). С 1519 вступает в гильдию живописцев и заводит собственную мастерскую в Базеле, где остается до 1526. В конце 1523 - начале 1524 поездка по ряду городов Франции (Лион, Авиньон, Амбуаз и др.). В 1526-1528 и с 1532 до конца жизни работал в Лондоне. С 1536 - придворный художник английского короля Генриха VIII.

Блистательный портретист и рисовальщик Гольбейн начал свой творческий путь серией выполненных в свободной, несколько гротескной манере рисунков пером на полях печатного экземпляра трактата Эразма Роттердамского Похвала Глупости (1515, Базель, Кабинет гравюр)

"Похвала глупости"

Глупость говорит:

«Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредет».

«Нет во мне никакого притворства, и я не стараюсь изобразить на лбу своем то, чего нет у меня в сердце. Всегда и всюду я неизменна, так что не могут скрыть меня даже те, кто изо всех сил старается присвоить себе личину и титул мудрости…»

«Согласно определению стоиков, быть мудрым – это не что иное, как следовать велению разума, а глупым – внушению чувств, и, дабы существование людей не было в конец унылым и печальным, Юпитер в гораздо большей мере одарил их чувством, нежели разумом… Сверх того, он заточил разум в тесном закутке черепа, а все остальное тело обрек волнению страстей…»

О дружбе и любви:

«Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, - что может быть ближе к глупости? Когда влюбленный целует родимое пятнышко своей подруги, когда Бальбин восхищается бородавкой своей Агны, когда отец говорит про косоглазого сына, будто у того плутоватые глазки, - что это такое, как не чистейшей воды глупость? Да, конечно, трижды, четырежды глупость! – но она одна

соединяет друзей и дружбу хранит неизменно.»

«.. сколько было бы повсеместно разводов или чего другого похуже, если б мужья и жены не скрашивали и не облегчали домашнюю жизнь при помощи лести, шуток, легкомыслия, заблуждения, притворства и прочих моих спутников».

Глупость цитирует Софокла: «Блаженна жизнь, пока живешь без дум».

Спутницы и наперсницы Глупости:

Опьянение – Метэ

Невоспитанность – Апедия

Лесть – Колакия

Забвение – Лета

Лень – Мисопония

Наслаждение – Гедонэ

Безумие – Анойя

Чревоугодие – Трифэ

Боги, замешавшиеся в девичий хоровод:

Разгул – Комос

Непробудный сон – Негретос Гипнос

«С помощью этих верных слуг я подчиняю своей власти весь род людской, отдаю повеления самим императорам» - говорит Глупость.

Андрей Кончаловский «Стоит вспомнить»

«Один сомневающийся иногда приносит больше пользы, чем сотня верующих догматиков»

Дезидерий Эразм Роттердамский

Слайд 2

Рождение Гергарда (Дезидерий Эразм)

Дезидерий Эразм Роттердамскийродился 28 октября 1469 года (по другим версиям 1467 года), в Гауде (20 км от Роттердама) в нынешних Нидерландах.

Родители дали имя Гергард (то есть желанный) - имя, из которого, путём обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним DesideriusErasmus, заставивший забыть его настоящее имя.

Слайд 3

Образование

Первоначальное образование он получил сначала в местной элементарной школе; оттуда перешёл в Девентер, где поступил в одну из небольших школ, в программы которых входило изучение древних классиков.

Слайд 4

Смерть родителей

Ему было 13 лет, когда умерли его родители.

Новое явление некоторых черт его характера - робость, граничившая подчас с трусостью, некоторая доля скрытности.

Он понимал - с таким наследством ему будет недоступна общественная карьера. Поэтому вскоре, после некоторых колебаний, принимает решение удалиться в монастырь.

Слайд 5

Монастырь

Попав в монастырь он написал много писем. Из них следует, что он внутренне не чувствовал влечения к монастырской жизни. Более того, реалии монашеского быта вызывали в нём глубокое отвращение.

Основную часть свободного времени выделял на чтение любимых им классических авторов и на усовершенствование своих познаний в латинском и греческом языках.

Слайд 6

Признание

Епископ Камбре взял его к себе в секретари для ведения переписки на латыни.

Эразм смог оставить монастырь, дать простор своим давнишним влечениям к гуманистической науке и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма. Затем он перебрался в Париж.

В Париже Эразм издал своё первое крупное сочинение - Adagia, сборник изречений и анекдотов, извлечённых из сочинений различных античных писателей. Эта книга сделала имя Эразма известным в некоторых кругах всей Европы.

Слайд 7

Путешествие по странам

Бюст Эразма

После нескольких лет пребывания во Франции, совершил путешествие в Англию, где его встретили с радушным гостеприимством и почётом., затем Эразм получил возможность побывать в Италии, куда его давно влекло.

После двух лет путешествия по Италии, последовательно побывал в Турине, в Болонье, во Флоренции, в Венеции, в Падуе, в Риме, в третий раз отправился в Англию, куда его настоятельно приглашали его тамошние друзья, и где незадолго перед тем вступил на престол большой его почитатель, Генрих VIII.

Слайд 8

Преподавание в Кембридже

Во время путешествия была, по словам самого Эразма, написана им знаменитая сатира «Похвала глупости». Оксфордский и Кембриджский университеты предложили ему профессуру.

В 1511 году Эразм был удостоен чести стать Профессором богословия леди Маргарет Кембриджского университета.

Спустя два года, ссылаясь на неприветливый и нездоровый климат Англии, в 1513 году Эразм отправился в Германию.

Но скоро его потянуло в Англию, куда он снова отправился в 1515 году.

Слайд 9

При дворе Карла V

На этот раз Эразм нашёл себе могущественного мецената в лице императора Священной Римской империи Карла Испанского (будущего императора Карла V).

Император пожаловал ему чин «королевского советника».

Новое назначение, однако, не заставило Эразма отказаться от своей непоседливости - он побывал в Брюсселе, в Ливане, в Антверпене, во Фрайбурге, в Базеле.

Слайд 10

Смерть Эразма

Лишь в последние годы своей жизни он окончательно утвердил свою осёдлость в Базеле, где и окончил дни свои; он умер в ночь с 11 на 12 июля 1536 года.

Слайд 11

Идеи Эразма

Эразма вместе с Иоганном Рейхлином современники называли «двумя очами Германии».

Особенно выдающееся значение имеет «Похвала глупости» (Moriæ-Encomium, siveStultitiæLaus)

Основные идеи.Людьмине рождаются, но делаются путём воспитания; Человека человеком делает разум; Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность; Выступал против всякого насилия и войн; Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя; Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание; Важно физическое развитие.



Начнем с определения понятия

Гуманизм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности.

Гуманисты ставили в центр внимания человека , который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был, в первую очередь, образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир

Гуманизм – это…

Гуманизм – это…

Гуманизм – это…

Гуманизм – это…


Возрождение

Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой

V век до н.э.



Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял

который основал в XV веке гуманистическую школу

Витторино де Фельтре

«Дом радости»


Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе.

Занятия проходили в окружении природы

Не применялись физические наказания

Могли учиться дети простых людей

Разностороннее развитие человека

Витторино де Фельтре


О приличии

детских

нравов

написал трактат

в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения.

Эразм Роттердамский


Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.

Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно.


1469 года

Дезидерий Эразм Роттердамский







Им было совершено множество путешествий по всей Европе, и везде его ждали признание и успех.

Умер он в Базеле


Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является « Похвала Глупости », написанная в 1509 году.

«Похвала Глупости»



Следующий гуманист, с которым мы познакомимся

1478 года

Томас Мор



Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание.

В 1525 году стал Лордом-канцлером


Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви.


Величайшим произведением Томаса Мора стала

Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.

«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»


Одинаковые

города

язык,

нравы и

законы


З часа работы до полудня

Обед

2 часа отдыха

З часа работы

Ужин




Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство , построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом

чего-то несбыточного, фантастического.


Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания

1494 год

Франсуа Рабле




На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.

В центре сюжета книги – добрые великаны.

Гаргантюа

Пантагрюэль

«Гаргантюа и Пантагрюэль»



Люди не рождаются, а формируются.

Эразм Роттердамский


Рождение Гергарда (Дезидерий Эразм) Дезидерий Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года (по другим версиям 1467 года), в Гауде (20 км от Роттердама) в нынешних Нидерландах.Нидерландах Родители дали имя Гергард (то есть желанный) имя, из которого, путём обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним Desiderius Erasmus, заставивший забыть его настоящее имя.




Смерть родителей Ему было 13 лет, когда умерли его родители. Новое явление некоторых черт его характера робость, граничившая подчас с трусостью, некоторая доля скрытности. Он понимал с таким наследством ему будет недоступна общественная карьера. Поэтому вскоре, после некоторых колебаний, принимает решение удалиться в монастырь.


Монастырь Попав в монастырь он написал много писем. Из них следует, что он внутренне не чувствовал влечения к монастырской жизни. Более того, реалии монашеского быта вызывали в нём глубокое отвращение. Основную часть свободного времени выделял на чтение любимых им классических авторов и на усовершенствование своих познаний в латинском и греческом языках.


Признание Епископ Камбре взял его к себе в секретари для ведения переписки на латыни. Епископ Камбре Эразм смог оставить монастырь, дать простор своим давнишним влечениям к гуманистической науке и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма. Затем он перебрался в Париж.гуманизма Париж В Париже Эразм издал своё первое крупное сочинение Adagia, сборник изречений и анекдотов, извлечённых из сочинений различных античных писателей. Эта книга сделала имя Эразма известным в некоторых кругах всей Европы.


Путешествие по странам Бюст Эразма После нескольких лет пребывания во Франции, совершил путешествие в Англию, где его встретили с радушным гостеприимством и почётом., затем Эразм получил возможность побывать в Италии, куда его давно влекло.Франции После двух лет путешествия по Италии, последовательно побывал в Турине, в Болонье, во Флоренции, в Венеции, в Падуе, в Риме, в третий раз отправился в Англию, куда его настоятельно приглашали его тамошние друзья, и где незадолго перед тем вступил на престол большой его почитатель, Генрих VIII.Италии ТуринеБолонье ФлоренцииВенеции ПадуеРиме Англию


Преподавание в Кембридже Во время путешествия была, по словам самого Эразма, написана им знаменитая сатира «Похвала глупости». Оксфордский и Кембриджский университеты предложили ему профессуру.Похвала глупости ОксфордскийКембриджский университеты В 1511 году Эразм был удостоен чести стать Профессором богословия леди Маргарет Кембриджского университета.1511 году Профессором богословия леди Маргарет Кембриджского университета Спустя два года, ссылаясь на неприветливый и нездоровый климат Англии, в 1513 году Эразм отправился в Германию.1513 году Германию Но скоро его потянуло в Англию, куда он снова отправился в 1515 году.1515 году


На этот раз Эразм нашёл себе могущественного мецената в лице императора Священной Римской империи Карла Испанского (будущего императора Карла V).Карла V При дворе Карла V Император пожаловал ему чин «королевского советника» Новое назначение, однако, не заставило Эразма отказаться от своей непоседливости он побывал в Брюсселе, в Ливане, в Антверпене, во Фрайбурге, в Базеле.Брюсселе ЛиванеАнтверпене ФрайбургеБазеле




Эразма вместе с Иоганном Рейхлином современники называли «двумя очами Германии». Иоганном Рейхлином Особенно выдающееся значение имеет «Похвала глупости» (Moriæ-Encomium, sive Stultitiæ Laus)Похвала глупости Основные идеи.Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания; Человека человеком делает разум; Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность; Выступал против всякого насилия и войн; Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя; Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание; Важно физическое развитие. Идеи Эразма



«Великие люди страны»Эразм
Роттердамский
Выполнил: Эдвард Пятов
Студент группы ФК – 1606
Проверила: Тюппа О.С

Детство Гергарда (Эразма Роттердамского)

Эразм Роттердамски родился
28 октября 1469года, в Гауде
в нынешних Нидерландах.
Его отец, принадлежавший в
одной из бюргерских
фамилий городка Гауда.
Родители дали имя Гергард (то
есть желанный) – имя, из
которого, путём обычной в ту
пору латинизации и
грецизации, был
впоследствии образован его
двойной литературный
псевдоним Дезитерий Эразм,
заставивший забыть его
настоящее имя.

Образование

Первоначальное образование
получил сначала в местной
начальной школе; оттуда
перешёл в Девентр, где
поступил в одну из небольших
школ, в программы
которых входило изучение
древних классиков.
В 13 лет потерял родителей. Он
понимал – с таким наследством
ему будет недоступна
общественная карьера.
Поэтому вскоре, после
некоторых колебаний,
принимает решение удалиться
в монастырь.

Монастырь

Попав в монастырь он написал много
писем. Из которых следует, что он
внутренне не чувствовал влечения к
монастырской жизни. Более того, у него
вызывало это отвращение.
Свое свободное время, он тратил на
чтение любимых им классических
авторов на латинском и греческом
языках.

Епископ Камбре взял его к
себе в секретари для
ведения переписки на
латыни. Эразм смог оставить
монастырь, дать простор
своим давнишним влечениям
к гуманистической науке и
побывать во всех главных
центрах тогдашнего
гуманизма. Затем он
перебрался в Париж.
В Париже Эразм издал свое первое большое
сочинение – Adagio, сборник изречений и анекдотов.
Эта книга сделала имя Эразма известным в некоторых
кругах всей Европы.

После нескольких лет пребывания во
Франции, он совершил множество
путешествий, более двух лет
путешествия.
Во время путешествия была написана им
знаменитая сатира «Похвала глупости».
Оксфордский и Кембриджский университеты
предложили ему профессуру.
В 1511 году Эразм был удостоен чести стать
Профессором богословия леди Маргарет
Кембриджского университета.
Спустя два года, ссылаясь на неприветливый
и нездоровый климат Англии, в 1513 году
Эразм отправился в Германию.
Но вскоре он все равно вернулся
в Англию.

Основные идеи, на которых построена педагогика Эразма:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
Человека человеком делает разум;
Человек обладает свободной волей, и только поэтому
возможна его моральная и юридическая
ответственность;
Выступал против всякого насилия и войн;
Ребёнка надо правильно воспитывать с самого
рождения. Лучше, если это делают родители. Если они
не могут это делать сами, то должны подобрать
хорошего учителя;
Ребёнку надо дать религиозное, умственное и
нравственное воспитание;
Важно физическое развитие.

В своем основном педагогическом
трактате « О первоначальном
воспитание детей», Эразм пишет
о необходимости сочетания
античной и христианской традиций
при выработке педагогических
идеалов. По его мнению, в основе
воспитания должен лежать
принцип активности, к воспитанию
следует приступать с первых лет
жизни ребенка.
Программа обучения не должна излишне обременять
учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание
учиться