Домашний очаг

Принципы относящиеся к романтизму. Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы

Становление культуры романтизма. Эстетика романтизма

Романтизм – художественное направление в духовной и художественной культуре, которое возникло в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. Романтизм получил воплощение в литературе: Байрон, Гюго, Гофман, По; музыке: Шопен, Вагнер; в живописи, в театральной деятельности, в садово-парковом искусстве. Под термином «романтизм» в XIX веке понималось современное искусство, которое пришло на смену классицизму. Социально-исторической причиной возникновения романтизма стали события Великой французской революции. История в этот период оказалась неподвластной разуму. Новый миропорядок, разочарование в идеалах революции составили основу возникновения романтизма. С другой стороны, революция вовлекла в процесс творчества весь народ и по-своему отразилась в душе каждого человека. Причастность человека к движению времени, сотворчество человека и истории было значимым для романтиков. Главная заслуга Великой французской революции, ставшая одной из предпосылок возникновения романтизма в том, что она выдвинула на первый план проблему безграничной свободы личности и ее творческих возможностей. Восприятие личности как творческой субстанции.

Романтический тип сознания открыт диалогу – он требует собеседника и соучастника одиноких прогулок, общения с природой, с собственной натурой. Он синтетичен, ибо это художественное сознание питается различными источниками оформления и обогащения, развития. Для романтиков необходима динамика, им важен процесс, а не его завершенность. Отсюда интерес к фрагментам, к жанровым экспериментам. Центральным в литературном процессе романтикам представляется автор. С романтизмом связано высвобождение слова из заранее заготовленных и определенных форм, наполнение его многими смыслами. Слово становится объектом – посредником при сближении правды жизни и правды литературы. XIX век – культурно-историческая эпоха, отразившая глубокие изменения в истории общества и представления о природе человека, стимулированные Великой французской революцией. Это век, исключительно нацеленный на развитие человеческой индивидуальности. Гуманистические устремления писателей XIX века опирались на великие завоевания просветителей, открытия романтиков, крупнейшие достижения естественных наук, без которых невозможно представить себе новое искусство. XIX век наполнен невероятной энергией и непредсказуемой игрой обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться человеку в условиях социальной нестабильности, в условиях активного перераспределения сфер духовной деятельности и возрастания общественной значимости искусства, особенно литературы.

Романтизм абстрагировался от мира реальности и создал свой собственный, в котором другие законы, другие чувства, слова, другие желания и понятия. Романтик стремится уйти от повседневности и возвращается в нее, открывая необычное, всегда имея при себе вечно манящий образ бесконечной устремленности в идеальное. Интерес к индивидуальному сознанию художника и развитию его возможностей сочетается с универсальной неспособностью многих романтических героев рассматривать себя как полноправных членов организованного социального общества. Часто они представлены как одинокие фигуры, отторгнутые от материалистического, эгоистичного и лицемерного мира. Иногда они поставлены вне закона или борются за собственное счастье самыми необычными, зачастую незаконными способами (разбойники, корсары, гяуры).

Свободное самостоятельное мышление романтиков реализуется в бесконечной цепи открытий самого себя. Самосознание и самопознание становятся одновременно и задачей, и целью искусства.

Романтизм как феномен культуры привязан к эпохе, хотя может оставлять в наследство будущим поколениям некоторые свои константы внешнего облика личностей, ее психологических характеристик: интересную бледность, склонность к одиноким пешим прогулкам, любовь к красивому ландшафту и отстраненность от обыденного, томление по несбыточным идеалам и безвозвратно утраченному прошлому, меланхолию и высокое нравственное чувство, восприимчивость к страданиям других.

Основные принципы поэтики романтизма.

1. Художник стремится не воссоздать жизнь, а пересоздать ее в соответствии со своими идеалами.

2. Романтическое двоемирие осмысляется в сознании художника как разлад между идеалом и действительностью, должным и сущим. Основа двоемирия – неприятие реальной действительности. Двоемирие романтиков очень близко диалогу с природой, универсумом, диалогу молчаливому, часто осуществляемому в воображении, но обязательно с физическим движением или имитацией его. Сближение мира человеческих чувств с миром природы помогало романтическому герою ощущать себя частью большого универсума, чувствовать себя свободным и значительным. Романтик всегда путешественник, он – гражданин мира, для которого вся планета – сосредоточие мысли, тайны, процесса творения.

3. Слово в романтизме представляет собой демаркационную линию между миром творческого воображения и миром реальным, оно предупреждает о возможном вторжении действительности и приостановлении полета фантазии. Слово, сотворенное творческой энергией и энтузиазмом автора, передает его тепло и энергию читателю, приглашая его к сопереживанию, совместным действиям.

4. Концепция личности: человек – малая вселенная. Герой всегда – исключительная личность, заглянувшая в бездну собственного сознания.

5. Основа современной личности – страсть. Отсюда проистекает исследование романтиками человеческих страстей, понимание человеческой индивидуальности, которые привели к открытию субъективного человека.

6. Художники отвергают всяческую нормативность в искусстве.

7. Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками. Романтики обращались к вопросам национальной типологии культур.

8. Романтики часто обращались к мифам: античность, средневековье, фольклор. Кроме того, они создают и свои собственные мифы. Символика, метафорика, эмблематика романтического художественного сознания на первый взгляд просты и естественны, но они полны тайного смысла, они многозначны, например, романтические образы розы, соловья, ветра и облака. Они могут обрести другой смысл, если помещены в иной контекст: именно чужой контекст помогает романтическому произведению жить по законам живого существа.

9. Романтическое видение рассчитано на смешение жанров, но иное, чем в предшествующие эпохи. Изменяется характер их проявления в культуре в целом. Таковы оды и баллады, эссе и роман. Смешение жанров, как поэтических, так и прозаических, важно в раскрепощении сознания и в освобождении его от условностей, от обязательных нормативных приемов и правил. Романтики создали новые литературные жанры: исторический роман, фантастическую повесть.

10. Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея синтеза искусств. С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств – прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.

Именно в период романтизма происходит глубокий прорыв в художественном сознании, обусловленный победой индивидуальности, стремлением к синтезу различных сфер духовной деятельности, наметившейся международной специализацией умственного интеллектуального труда.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Романтизм – это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в XVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

Художественная культура 19 века.

Век в истории художественной культуры занимает особое место.

I – это эпоха культурного взлёта, затронувшего все сферы общественного сознания: науку, философию и искусство.

II – это один из самых драматичных периодов в истории Европы, пережившей глубокие общественные потрясения, многочисленные революции и войны.

III – 19 век весьма полифоничен, сложен и противоречив. Широкий спектр философских идей – от идеализма до марксизма, а также всё многообразие художественных течений и стилей – от классицизма до модерна.

Век – время удивительного сосуществования прочных и незыблемых традиций и ничем не сдерживаемого экспериментаторства как в культурной, так и в общественной сферах.

Век – закладываются и формируются основы современной постиндустриальной цивилизации.

Романтизм.

История происхождения термина.

Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus - римский, возникший на основе римской культуры. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений: его соотносили с понятием жанра романа, где описывались возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев. Слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов.

Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от всего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце 18в. Оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

Понятие романтизма порой подменялось понятием романтики, что по сути неверно. Романтика является основой романтизма в искусстве, а потому это более ёмкое и широкое понятие по сравнению с романтизмом.

Романтический взгляд на жизнь зачастую определяет мировоззрение художника, составляет основу создания его произведений. В этом смысле романтизм можно рассматривать как некое универсальное качество, пронизывающее различные исторические эпохи (Античность, средние века, возрождение) и художественные стили (готика, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн).

Романтизм – это не только художественный стиль искусства, но и особый способ познания действительности и отражения мира.

Романтикам важна не столько сама идея, сколько сила и средства её выражения . Именно в это время появились первые теоретические и философские программы романтиков.

Путь к свободе через красоту»:философия и эстетика романтизма.

Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов: Канта, Шеллинга, Гегеля. Весь мир, природа и человек как вечное движение творческого духа, оживляющего мёртвую природу.


На смену старому классическому искусству должно прийти новое, смело нарушающее прежние законы и принципы. Запечатлевать свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного Я, индивидуальное видение картины мира.

При явном разнообразии творческих манер и идейных течений внутри романтизма он представлял собой единый стиль художественной культуры, отвечающей общим эстетическим требованиям и принципам.

Эстетические принципы романтизма

1.Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

Неудовлетворенность действительностью и кризис идеалов классицизма вызвали желания уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

Общие специфические особенности образного содержания художественной литературы остаются неизменными на протяжении тысячелетий ее исторического развития. Вместе с тем литература постоянно изменяется, обнаруживая на каждом из этапов специфические черты.

Поэтому, рассматривая те или иные произведения художественного творчества, необходимо учитывать, что для этого требуется своеобразная методологическая основа, которая создается с учетом теоретических положений, сформулированных литературоведами.

Не вызывает сомнения тот факт, что творчество каждого значительного писателя оригинально и неповторимо. Но в то же время их часто сближает друг с другом не только идейная направленность произведений, но и общие принципы изображения жизни. Это позволило ученым использовать для характеристики творчества групп писателей, живших в определенную эпоху термин "литературное направление". Под литературным направлением понимается объединение групп писателей, "сходных по типу художественного мышления, но далеко не всегда совпадающих по своим идеологическим воззрениям" [Гуляев 1977: 190]. "О направлении можно говорить там, где писатели осознают теоретические основы своей деятельности, прокламируют ее в своих манифестах, программных выступлениях, отстаивают в борьбе с приверженцами иных эстетических убеждений" [Гуляев 1977: 190 - 191].

Литературные произведения, возникшие на основе одного типа художественного мышления, объединяют писателей, которым свойственны близкие представления о творческом процессе.

Подходя с таких позиций к романтическому искусству, следует учитывать, что его необходимо изучать и оценивать, принимая во внимание его эстетическую природу и те цели, которые ставили перед собой конкретные писатели.

Романтизм как литературное направление возникает и развивается в ряде литератур в конце XVIII - первые десятилетия XIX века и является порождением тех "революционных" сдвигов, которые происходят в это время в общественной жизни.

Господство романтизма является ярким свидетельством стадиальной общности литератур, каждая из которых одновременно обнаруживает свои национально-самобытные черты. Романтическая литература каждого государства (европейские страны, США, Россия и др.) отличалась своеобразными чертами, порождаемыми различием общественных позиций и взглядов писателей. Различным был и их интерес к созданию программных документов, фиксирующих основные идейно-эстетические принципы нового литературного направления.

Родиной романтизма по праву считается Германия. В этой стране вначале возник элегический романтизм, представленный творчеством Новалиса (Ф.Гарденберга). Этот писатель выступил еще в 1890-е годы с лирическими "Гимнами ночи" и романом "Генрих фон Офтердинген".

В создании собственной литературной программы немецкие романтики оказались активнее английских и французских. Уже в конце XVIII столетия писатели "иенской школы", во главе которой стоял Ф.Шлегель, впервые предложили свое понимание романтизма.

Художественные произведения "иенцев" - Новалиса, Л.Тика, А.Шлегеля - идеализирующие рыцарское и церковное средневековье и трактующие искусство как "бесконечное", не оказали серьезного влияния на последующее развитие литературы. Но теоретически, в создании программы романтического творчества, члены этого кружка оказались достаточно сильны. В особенности это относится к братьям Шлегелям - Августу и Фридриху.

Теория романтизма, созданная Шлегелями, не претендовала на академическую стройность, но заключала в себе ряд важных для формирующегося литературного направления положений.

Согласно теории Шлегелей, романтизм, в отличие от классицизма как рассудочной попытки возродить творческие принципы античности, является естественным стремлением возвратиться к традициям европейского средневекового искусства и представляет собой поэзию возвышенно-одухотворенную, обращенную к человеческой душе. Писатель - это "гений", который творит не по "застывшим правилам", а органически, подобно "природе". Сущность "романтической поэзии" состоит в том, что она "способна витать на крыльях поэтической рефлексии между изображаемым и изображающим, свободная от всякого реального и идеального интереса" [Шлегель 1976: 19]. По словам Ф. Шлегеля, такая поэзия "бесконечна и свободна и основным своим законом признает произвол поэта, который не должен подчиняться никакому закону" [Шлегель 1976: 20].

Сущностью романтического является то, что оно представляет "сентиментальное содержание в фантастической форме" [Шлегель 1976: 19]. Из этого положения у Шлегелей вытекает отрицание родовой и жанровой разграниченности произведений, которую так ценили классицисты.

Основные положения теоретиков "иенской школы" заключают в себе утверждение принципа творческой субъективности художественной литературы, защиту права писателя всецело подчинять изображение жизни своим художественным концепциям.

Важной стороной теории Шлегелей являлось стремление выявить те первоосновы, на которых должна базироваться "романтическая поэзия". Сильной, хотя и мало разработанной стороной романтической программы теоретиков "иенской школы" стала идея национального своеобразия художественной литературы. "Нужно, - писал Ф.Шлегель, - вернуться к истокам родного языка и родной поэзии, освобождая былую истину и былой возвышенный дух… который дремлет в памятниках национальной древности… Тогда эта поэзия, которая была столь самобытной, как ни у одной из современных наций … снова станет у тех же немцев … подлинным искусством изобретательных поэтов, станет и пребудет таковой" [Шлегель 1976: 20]. По его же словам, "ядро, центр поэзии следует искать в мифологии и в древних мистериях". [Шлегель 1976: 20].

На сходных позициях стоял и А Шлегель, который отмечал, что именно "в ранние эпохи культуры в языке и из языка столь же необходимо и произвольно, как он, рождается поэтическое миросозерцание, то есть такое, в котором господствует фантазия. Это мифология" [Шлегель 1976: 27]. Поэтому он призывал возродить поэзию, "для которой миф снова становится материалом" [Шлегель 1976: 27].

На эти призывы по-своему откликнулись уже в начале XIX столетия участники другого кружка немецких романтиков, получившего название "гейдельбергской школы". Это были К. Брентано, Л. Арним, братья Я.и В. Гримм, занимавшиеся собиранием и публикацией народных песен и сказок.

Представители "гейдельбергского романтизма" (особенно братья Гримм) активно знакомили своих современников с народной культурой. Их трудами была создана мифологическая школа, признававшая первоосновой поэзии миф, а затем развившийся из него фольклор, который рассматривался как бессознательное и безличное творчество коллективной народной души.

Особое место в развитии немецкого романтизма заняло творчество Э.Т.А. Гофмана. В 1810 - 1820-е годы он написал ряд произведений ("Эликсир сатаны", "Золотой горшок", "Песочный человек" и др.), где дал гротескное изображение тупых и самодовольных мещан, которым противопоставил тонко чувствующих "энтузиастов" - поэтов, художников, музыкантов, устремленных в своем творчестве к "бесконечному". В сказках и новеллах Гофмана нередко появлялись созданные его воображением фантастические образы, становящиеся материальным воплощением тех темных и светлых начал, которые он видел в реальной действительности.

Творчество Гофмана приобрело мировую известность и оказало влияние на романтиков других стран, в том числе и России. Но в целом можно сказать, что немецкий романтизм выступил на мировую литературную арену, главным образом, в форме романтических теорий "иенской школы". Эти теории постепенно получили широкое распространение и оказали воздействие на творческое мышление представителей различных романтических течений других стран.

В Англии романтизм был представлен, в первую очередь, произведениями поэтов "озерной школы". Ранние английские романтики, У. Вордсворт, С. Колридж и Р. Саути, выступившие еще в 1790-е годы, искали свои идеалы в историческом прошлом, идеализировали старый патриархальный уклад английской деревни. По социальной проблематике представители "озерной школы" являлись продолжателями сентименталистов, а романтический пафос их произведений проистекал из религиозно-моралистических устремлений, иногда доходящих до мистицизма.

С иных позиций интересовался прошлым В. Скотт. Он выступил как один из активных собирателей фольклорных текстов, составивших три тома сборников баллад "Песни шотландской границы". Кроме того, Скотт вошел в мировую литературу как создатель жанра исторического романа, в котором запечатлел важнейшие моменты истории Англии и других европейских стран.

Совершенно иную идейную направленность носило творчество Д.Г. Байрона и П.Б. Шелли, начавших создавать свои произведения в 1800-е - начале 1810-х годов. Они выразили в своем творчестве мотивы романтического бунтарства и стремление к гражданской свободе, которую видели в будущем. Гражданский романтизм Байрона и Шелли явился самым прогрессивным течением в литературе Англии начала XIX столетия. Но в целом необходимо отметить, что представители различных течений английского романтизма, несмотря на творческую активность, не создали соответствующей литературной программы.

Во Франции история романтизма начинается в 1880-е годы. Р. А. Шатобриан своими повестями "Атала" и "Рене", а в 1820-е годы А. Ламартин своей лирикой создали религиозно-моралистическое течение французского романтизма. Основными мотивами их творчества явились чувство обреченности, отчаяния, отрицание смысла жизни земного существования, стремление уйти в потусторонний мир. Наряду с этим течением, связанным с ретроспективными идеалами, во Франции развивался романтизм активный, яркими представителями которого явились А. де Мюссе, Жорж Санд и др.

Крупнейшим представителем гражданского романтизма стал В. Гюго. Писатель строил сюжеты своих драм ("Эрнани", "Марион Делорм", "Король забавляется") и романов ("Собор Парижской богоматери", "Человек, который смеется") на резких контрастах между жестокими и надменными представителями королевской власти и дворянства и выходцами из демократических низов - носителями высоких нравственных принципов.

Гюго являлся не только крупнейшим представителем французского романтизма, но и его видным теоретиком. В конце 1820-х годов в предисловии к своей исторической драме "Кромвель" он сформулировал ряд важнейших положений творческой программы нового литературного направления. Гюго выступал против классицизма с его рассудочными "правилами" и провозглашал принцип свободы творчества. "Поэт, - отмечал Гюго, - должен советоваться только с природой, истиной, своим вдохновением…" [Гюго 1979: 275]. Писатель требовал от литературы воспроизведения характеров в их национально-историческом своеобразии и обрисовки "местного колорита". Он же настаивал на необходимости "соединять гротескное с возвышенным, сливать трагедию с комедией" [Гюго 1979: 275]. Отсюда вытекала мысль о необходимости смешения "высоких" и "низких" жанров и представление о полной свободе художника слова.

В США романтизм начнет развиваться несколько позднее, чем в европейских странах. В 1820-е годы его представляют такие писатели, как В. Ирвинг и Д. Ф. Купер. Позже приобретут известность произведения Э. По, Г. Мелвила, Н. Готорна.

Русская литература к началу XIX века догнала в своем идейно-художественном развитии литературу передовых стран Западной Европы. В возникновении классицизма и сентиментализма она значительно отставала от Франции и Англии. В эпоху романтизма русские писатели выступили почти одновременно с английскими и немецкими - в начале XIX столетия.

Русский романтизм формировался на протяжении достаточно длительного времени. Его истоки следует искать еще в литературе XVIII столетия, прежде всего - в сентиментализме с его культом эмоциональной рефлексии и интересом к народной жизни.

Естественно, что, создавая свои произведения, русские романтики ориентировались на опыт европейских писателей. Но, как справедливо отмечал один из наиболее известных представителей русского романтизма В.Ф. Одоевский, "наше мнимое подражание было только школою, вышедши из которой мы перегнали учителей" [Одоевский 1982: 63].

Первым русским романтиком по праву считается В.А.Жуковский. История русского романтизма, по сути, начинается с его "Людмилы", увидевшей свет в 1808-ом году. Несмотря на то, что "Людмила" представляет собой подражание "Леноре" немецкого поэта XVIII века Г.А. Бюргера, произведение было опубликовано в "Вестнике Европы" с подзаголовком "русская баллада". Ее появление свидетельствовало о возрастающем интересе к народной поэзии. В произведении явно проявляются все те черты, которые в последующем окажутся характерными для романтического сознания, сконцентрируют в себе его наиболее существенные признаки. Автор делает местом действия средневековую Русь, вводит в произведение образы оживших мертвецов. По словам В.Г. Белинского, "романтизм этой баллады" состоит не только в ее содержании, но и "в фантастическом колорите красок, которыми оживлена местами эта детски простодушная легенда" [Белинский 1982: 29].

В последующем Жуковский напишет еще одну балладу на тот же сюжет - "Светлана" (1913), которая еще в большей степени, чем "Людмила", обретет национальную окраску, тем самым отвечая одному из важнейших требований романтизма. Наряду с этим Жуковский создавал стихотворения и баллады на сюжеты, заимствованные из произведений романтиков других стран. Опираясь на образцы английского и немецкого религиозно-моралистического романтизма, поэт идеализировал патриархальную старину, говорил о стремлении к чему-то чудесному и таинственному, что манит душу человека в неведомую даль ("Теон и Эсхин", "Невыразимое", "Эолова арфа", "Замок Смальгольм, или Иванов вечер" и др.)

На протяжении двух первых десятилетий XIX столетия русские романтики создают преимущественно поэтические произведения. Среди наиболее известных из них могут быть названы многочисленные "Думы" и поэма "Войнаровский" К.Ф. Рылеева, поэмы "Кавказский пленник" и "Бахчисарайский фонтан" А.С. Пушкина, стихотворения К.Н. Батюшкова и Е.А. Баратынского.

Но господство поэтических произведений оказывается недолговечным. Уже в 1820-е годы на первый план постепенно выдвигается проза, в первую очередь представленная повестями.

На протяжении первой трети XIX столетия повесть занимает в русской литературе, где еще фактически не сложился жанр романа, особое положение. Она стремительно развивается, наполняясь новым содержанием. "Повесть считается теперь делом совместным со всеми направлениями деятельности, со всеми степенями ума, со всеми родами гения", - писал критик Н.И. Надеждин [Литературная критика. Эстетика. 1972: 320].

Романтическая повесть на некоторое время как бы заменяет собой роман и превращается в доминирующий эпический жанр. Более того, в 1830-е годы она теснит и поэзию, столь влиятельную в два первые десятилетия XIX столетия, становясь главным явлением русской словесности. "Повесть есть вывеска современной литературы", - справедливо отмечал в 1835-ом году критик С.П. Шевырев [цит. по Сахаров 1992: 5]. Именно в этот период создают свои романтические повести А. Погорельский, А.А. Бестужев (Марлинский), В.Ф. Одоевский, М.Ф. Погодин и др.

В создании своей литературной программы русские романтики были достаточно активны. В первой половине 1820-х годов она была разработана в статьях О.М. Сомова, П.А. Вяземского, В.К. Кюхельбекера.

Разрабатывая свою программу, теоретики русского романтизма принимали во внимание те идеи, которые уже проникли к этому времени в сознание многих писателей и отчасти закрепились в художественных текстах. Поиски новых эстетических идеалов велись еще представителями Дружеского литературного общества, организованного в 1801-ом году бывшими воспитанниками Московского университетского благородного пансиона. Одним из признанных лидеров этого общества стал друг В.А.Жуковского - А.И. Тургенев, который в своих выступлениях неоднократно говорил о необходимости создания национально-самобытного искусства. Особенно примечательна в этом отношении речь "О русской литературе", произнесенная 22 марта 1801-го года. В своем выступлении Тургенев говорит, что произведения наиболее известных русских писателей - М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина - практически ничего не говорят читателю о русских как самобытной нации. "Теперь только в одних сказках и песнях находим мы остатки русской литературы … и чувствуем еще характер нашего народа", - утверждает он [Тургенев 2000: 16]. И тут же, выдвигая положение, которое позже найдет отражение в романтической эстетике, требует от писателей обращения "к русской оригинальности" "и в обычаях, и в образе жизни, и в характере" [Тургенев 2000: 16].

Позже П.А.Вяземский, О.М.Сомов и В.К. Кюхельбекер, выступившие как виднейшие теоретики романтизма, подхватят и разовьют эту идею. Их работы увидели свет в те годы, когда национальный подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812-го года, способствовал быстрому созреванию новых художественных взглядов, которые получали отражение в печати. Чувство любви к родине и народной гордости, усиленной тяжелыми испытаниями войны, укрепляло стремление освободить отечественную литературу от подражания всему иностранному, заставляло писателей ратовать за создание национально-самобытного искусства.

Как сторонник подобных взглядов на искусство заявил о себе уже в статьях 1816 - 1817-го годов П.А. Вяземский. Он высказал мысль о поэте-гении, создателе новых, не известных классицистам литературных жанров, и дал высокую оценку русской народной поэзии, которая, по его мнению, ни в чем не уступает фольклору других народов. В письме к А.И. Тургеневу от 22 ноября 1818-го года, Вяземский, отмечая "русскую краску", которую он старался придать своей небольшой описательной поэме "Первый снег", предложил использовать для обозначения этой особенности художественного творчества слово "народность" [цит. по Соколов 1970: 180]. Тем самым получила свое терминологическое обозначение одна из важнейших идей романтической эстетики.

В 1821-ом году общее внимание привлекла статья О.М. Сомова, посвященная разбору баллады В.А. Жуковского "Рыбак", являющейся вольным переложением стихотворения И.В. Гете. В ходе полемики, связанной с публикацией статьи, критик подчеркивал, что стремится побудить "отличного стихотворца" и его учеников отказаться от "западных чужеземных туманов и мраков", ибо "истинный талант должен принадлежать своему отечеству" [цит. по Петунина 1984: 6]. Такая программная установка Сомова получила дальнейшее развитие в его статьях "О романтической поэзии" (1823). Критик писал о том, что его не удовлетворяет немецкая поэзия, в которой преобладает "наклонность к понятиям отвлеченным, унылая мечтательность и стремление к лучшему, блаженнейшему миру" [Сомов 2000: 30]. Главную цель романтической поэзии он видит в предоставлении поэту "полной свободы выбора и изложения", а "главную прелесть" - в "народности и местности" [Сомов 2000: 31]. Сомов подчеркивает, что "народу русскому… необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чужих"; самым верным путем к созданию оригинальной отечественной словесности он считает обращение к живым источникам народной поэзии, "нравов, понятий и образа мыслей" [Сомов 2000: 32]. Таким образом, Сомов провозглашает принцип народности, которую он рассматривает как верность национальной самобытности - нравам, обычаям и языку.

Подобную позицию занимал и В.К. Кюхельбекер, наиболее ярко выразивший свои воззрения в статье "О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие" (1824). Кюхельбекер с неодобрением отзывается о русских "Чайльд-Гарольдах", у которых "чувство уныния поглотило все прочие" [Кюхельбекер 1981: 16]. Нападая на элегический романтизм, критик выступает против настроений разочарованности и пессимизма, "мировой скорби", которые под влиянием Байрона и ранних немецких романтиков, получили распространение среди части русских поэтов. Обращение к подобной тематике Кюхельбекер воспринимает как попытку наложить на отечественную поэзию "оковы немецкого или английского владычества" [Кюхельбекер 1981: 17]. В противовес этому критик предлагает писателям обратиться к другим образцам: "Вера праотцов, нравы отечественные, летописи и сказания народные - лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности" [Кюхельбекер 1981: 17].

Свое отношение к проблеме высказал и А.С. Пушкин в статье, носящей название "О народности литературы". Пушкин отметил, что народность состоит не только в "выборе предметов из отечественной истории" или употреблении в речи русских выражений. Гораздо важнее принимать во внимание другое: "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих какому-нибудь народу" [Пушкин: 1998: 35].

Таким образом, в русской романтической эстетике заняла важное место идея народности литературы. В печати этот термин утвердился в 20-е годы XIX века. Проблема народности как идейно-эстетической категории осознавалась постепенно. В 1820 - 1830-е годы в содержание понятия "народность" вкладывалась мысль о национальной самостоятельности и своеобразии литературы, о ее демократических основах. Принципиальная связь этих двух понятий очевидна: романтики приходят к выводу, что национально-своеобразной может быть только та литература, которая отражает сознание широких народных масс. Обращение к народным нравам и обычаям, использование фольклорных элементов начинают рассматриваться как важнейшие условия создания произведений, соответствующих духу времени.

Рассматривая историю становления и развития зарубежного и русского романтизма в целом, следует сказать, что это направление охватывает весьма разнородные явления. В то же время романтические произведения, возникшие на основе одного типа художественного мышления, имеют ряд общих черт. Такая общность свидетельствует о близости писателей (зачастую далеких по своим идеологическим воззрениям) по художественным принципам изображения жизни и приемам создания образов.

Сходство романтических произведений обусловливается, в первую очередь, тем, что их авторы рассматривают творческий акт как процесс самовыражения. Поэтому романтики не стремятся воспроизводить объективную действительность в точном соответствии с качествами изображаемых явлений. Для них гораздо важнее другое: отразить мир своих субъективных чувств и переживаний. Романтические образы всегда несут на себе яркий отпечаток авторского восприятия жизни.

Романтики выступали против всяких "правил", ограничивающих свободу творчества, вымысла, вдохновения. Создание художественных произведений рассматривалось ими как процесс самовыражения их творца-писателя.

Основывая свое творчество на принципиальном неприятии отрицаемой ими действительности, писатели стремились противопоставить ей созданный их воображением мир, который принимал в произведениях разных авторов различные очертания. Одни из писателей устремляли свои взоры в потусторонний мир, другие искали свои идеалы в национальном прошлом, идеализировали эпоху средневековья или создавали свою собственную "реальность", сближенную с действительностью, но исполненную загадочности и таинственности.

Художественное мышление романтиков отличается тяготением к контрастам, к обрисовке исключительных героев, действующих в необычайных жизненных обстоятельствах и проявляющих необыкновенно сильные страсти. Внешний облик и характеры героев в произведениях романтиков являлись по преимуществу антитетичными: добрые и прекрасные противопоставлялись злым и "безобразным", идеальные "создания небес" - бессердечно-холодным "исчадьям ада".

Произведения изобилуют символами, фантастикой, гиперболами и другими условными формами художественной изобразительности.

Одним из ведущих в романтической эстетике стал принцип народности, в соответствии с которым писатели должны были широко обращаться к национально-самобытной народной тематике, к фольклорным образам и мотивам. В связи с этим они достаточно часто рисовали в своих произведениях образы существ народной демонологии, порожденные фантазией народных масс и нашедшие отражение в таких жанрах народного творчества как сказки, былички, легенды.

Таким образом, по закону стадиальной общности романтические произведения возникают в ведущих национальных европейских литературах почти в одно и то же время. Авторы этих произведений создали соответствующие программы и этим оформили литературное направление. Наибольшую активность и оригинальность проявили в этом отношении немецкие романтики, за которыми следовали французские и русские писатели и литературные критики.

Романтизм был чрезвычайно противоречив по своей идеологической природе: он объединял писателей, различных по общественным взглядам, но родственных по своим эстетическим устремлениям. Романтики (и прогрессивные и консервативные) рассматривали процесс создания литературных произведений как акт самовыражения творческих субъектов. Поэтому, создавая художественные образы, писатели принимали во внимание не столько объективные явления действительности, сколько свое восприятие этих явлений и эмоциональное отношение к ним. В той или иной мере не приемля современность, находясь в разладе с окружающей действительностью, представители романтического направления противопоставляли ей вымышленный мир, отличающийся от повседневности своей яркостью и многокрасочностью. Писатели населяли этот мир исключительными персонажами, чья жизнь была полна бурными событиями и кипением страстей.

Романтики активно отстаивали принцип народности, в соответствии с которым ратовали за создание национально-самобытного искусства, отражающего нравы широких народных масс, их верования и обычаи. Реализуя этот принцип, писатели нередко обращались к фольклорным текстам, в которых, по их мнению, запечатлелся дух народа. В результате в произведениях представителей романтического направления перед читателями нередко представала своеобразная художественная реальность. Она была наполнена фантастическими существами, образы которых восходили к народным представлениям или создавались самими писателями с опорой на опыт их предшественников или современников.

Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

Само слово «романтизм» вначале имело значение «мистический», «необычный», но позже приобрело несколько другой смысл: «иной», «новый», «прогрессивный».

История возникновения

Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

Истоки романтизма стали зарождаться в Германии, в которой к тому времени было популярно литературное движение «Буря и натиск». Его приверженцы высказывали достаточно радикальные идеи, что послужило становлению среди них романтического бунтарского настроя. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.

Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

Основные черты и принципы

Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».

Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

Философия

Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

В живописи

Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

В литературе

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, « », «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин (« »), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По (« », « »), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», « »).

Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

В России

Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия « », баллада « »). Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова « », где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла « »). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!