Разное

Проект пушкин. Проект пушкин страницы жизни Участие в семинаре предполагает

Междисциплинарный методический семинар повышения

квалификации для учителей русского языка и литературы

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Культурно-просветительское общество «Пушкинский проект при поддержке Гуманитарно-культурного центра «Пилигрим» проводит Междисциплинарный семинар повышения квалификации для учителей русского языка и литературы и занятия для школьников с 14 по 20 июля 2015 года в Пушкинских Горах (Псковская область).

Семинар рассчитан на учителей русского и литературы, желающих повысить свой профессиональный уровень. Также семинар будет интересен для школьников и их родителей. Семинар относится к формату «умных каникул» и позволяет дополнить отдых в Пушкинских горах с познавательными занятиями по русской литературе и культуре.

Участие в семинаре предполагает:

  • Проживание в Пушкинских горах на комфортабельной турбазе на территории живописного музея-заповедника "Михайловское".
  • Лекции и круглые столы по истории русской литературы, работе с художественным текстом, методике преподавания и др. ученых-филологов ведущих петербургских вузов (* темы занятий будут уточняться и публиковаться на сайте).
  • Для учителей - получение сертификата повышения квалификации, для школьников - свидетельства об участии в семинаре.
  • Участие в насыщенной экскурсионной программе.

Обращаем Ваше внимание, что в рамках семинара вы сможете принять участие в круглых столах и выступить с докладами по обобщению своего педагогического опыта. Выступление на круглом столе в рамках семинара общероссийского уровня позволит вам получить дополнительные баллы для учительского портфолио.

По результатам занятий педагоги получат возможность эффективного обмена опытом, изучения применения инновационных технологий в ежедневной педагогической деятельности.

По просьбам участников семинара прошлого года оргкомитет счел возможным внести добавления в экскурсионно-культурную программу семинара . В этом году участников ждет знакомство со Псковом, Изборской крепостью и Печерским монастырем.

В случае Вашего согласия принять участие в семинаре просим выслать заявку в оргкомитет по факсу или электронной почте, а также сделать предоплату в размере 5000 рублей не позднее 12 июня 2015 года. Предоплата осуществляется банковским или почтовым переводом в рублях.

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В СЕМИНАРЕ

В стоимость входит:

Проживание на Туристической базе в 2-х местном номере (7 дней /6 ночей);

2-х разовое питание (завтрак, обед);

Лекционные занятия и круглые столы;

Культурно-экскурсионная программа (Псков, Михайловское, Святогорский монастырь, Печеры, Изборск);

Транспортное обслуживание в Пушкинских Горах.

Дополнительно оплачивается трансфер (место в автобусе):

  • С.-Петербург - Пушкинские Горы - 1 100 руб. / Пушкинские Горы - С.-Петербург - 1 100 руб.
  • Псков - Пушкинские Горы - 400 руб. / Пушкинские Горы - Псков - 400 руб.

В Михайловском с ума сошедшая сирень
И старый вяз, Григорием посаженный,
И дом господский, заново покрашенный,
И елей, помнящих его, тоскующая лень.

И яблоневый сад, и милые аллеи,
Крутые мостики и белые скамьи...
Любите праздники. И чтите юбилеи.
Читайте Пушкина, родимые мои.

Н.БОРИСЕНКО

Вся эпоха... мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов... министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками...
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое.

А.Ахматова

Слово проект явно принадлежит к техническому миру. И при чем здесь Пушкин? Речь, разумеется, идет не о техническом термине и не о проектном методе в педагогике тридцатых годов, а о совершенно необычном до недавнего времени понятии – проекте как разновидности современных педагогических технологий.
Что же такое проект вообще и Пушкинский проект в частности?
Если придерживаться строгих дефиниций, то проект – это «педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путем самообразования) для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде». Проще говоря, упор здесь делается не на содержание деятельности, а на процесс применения знаний, важно не столько то, что нужно делать, сколько то, как нужно делать, причем это как намеренно планируется от начала и до конца.
Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект выполняется небольшой группой учеников, деятельность которых обязательно скоординирована.
В полной форме работа над проектом проходит шесть этапов:

    начало (определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы);

    планирование – анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, ролевое распределение и в команде (если проект групповой);

    принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта;

    выполнение (написание самой работы и оформление проекта);

    рефлексия (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов – успехов и неудач – и причин этого, самооценка);

    защита (подготовка доклада, коллективная или индивидуальная защита проекта, оценка в баллах).

Не правда ли, все это очень напоминает этапы написания реферата, а по сути – является алгоритмом любой нормальной интеллектуальной деятельности, с которой должен быть знаком каждый школьник не ниже 8–9-го класса? Однако, в отличие от обычного школьного реферата, выполняемая работа будет работой не репродуктивного характера, а исследовательского (о различиях в понимании реферата как экзаменационного жанра см. статью И.Р. Калмыковой в газете «Русский язык», № 31/99).

Отличительной особенностью проекта является акцент на планировании деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на самостоятельности действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений и – более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. От этапа к этапу значимость фигуры учителя как руководителя проекта снижается, а степень самостоятельности и активности учащихся, напротив, возрастает.

Проектное обучение очень популярно в зарубежной педагогике. Там никого не удивят такие, например, проекты, как «Дом (квартира, город), в котором я хочу жить», или «По древним городам Италии», или «Приглашаем зарубежных гостей в нашу школу». Выполняются проекты в виде макетов, стендов, рекламных буклетов, самодельных книжек и т.п. Так, проект «Путешествие в прошлое: прогулка с Рембрандтом по Лейдену», выполнявшийся учащимися лицея г. Лейдена (Голландия), представляет собой почти законченное произведение с превосходно написанным текстом, замечательными репродукциями картин великого художника и фотографиями города.

Увлекательно и заманчиво, а главное – есть стимул и ожидаемый результат. Хорошо бы хоть некоторые элементы этой исследовательской технологии перенести в нашу довольно-таки скучную школьную действительность... Шел 1999-й год, и мои ученики как раз перешли в девятый класс... Целый год мы ничем другим не могли заниматься, кроме Пушкина. Некоторые просто «заболели» им, а значит, всей Пушкинской эпохой, которую мы отныне вопреки всем правилам орфографии писали с прописной буквы. Так само собой случилось, что выбор пал... на Пушкина, а сам проект стал называться «Пушкинским».

Семерых девятиклассников, которые стали работать над проектом, объединили и общая тематика, и общий исследовательский метод, и общий подход к анализу текстов. Мы вместе путешествовали по «Онегинскому залу» Литературного музея Пушкина в Москве (нам просто необходимо было приобщиться к воздуху эпохи), вместе читали одни и те же книги (прежде всего книги по истории культуры и быта русского дворянства пушкинского времени, ибо для нас изучать Пушкина и изучать его эпоху было неотделимо), вместе составляли планы предстоящей работы и обсуждали уже сделанное.

Но что предложить каждому конкретному ученику? При выборе индивидуальных проектов я исходила из того, что тема, во-первых, должна быть интересной, во-вторых, актуальной и, в-третьих, «проектной», то есть «тянуть на проект». Что я понимаю под последним? Выбранная тема должна относиться, несомненно, к исследовательским, ибо проект – это исследовательский метод (разумеется, исследовательский в «школьном, ученическом» понимании, никакого научного открытия на самом деле ученик не делает – это азбука дидактики). Но, кроме того, индивидуальная проектная тема должна быть связанной с темами, выбранными другими учениками, все темы вместе должны составить единый проект.

Часть тем я взяла из сборника , в котором также рассказывалось о методе проектов, другие придумала сама. Вот окончательный список:

    «Мода пушкинского времени и ее отражение в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”».

    «Что наша жизнь? – Игра!» (Карты и карточные игры в произведениях А.С. Пушкина и его современников).

    «Театр пушкинской поры (на материале романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”)».

    «Стрелялись мы... (Дуэль в системе русской культуры первой трети XIX в.)».

    «Вальса вихорь шумный...» (Бал в русской литературе пушкинского времени.)

    «Дворянская усадьба в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя».

    «Мы все учились понемногу...» (Образование и воспитание дворян (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Были у меня в запасе и другие темы, предлагаю их для тех, кто захочет испробовать на практике этот метод: «Вино и застолье в системе ценностей русской культуры первой трети XIX в. (на материале поэзии Пушкина и поэтов пушкинской плеяды)», «К Talon помчался...» (Еда и ресторации в «Евгении Онегине» Пушкина), «Альбомы пушкинской эпохи», «Библиотеки пушкинских героев» и некоторые другие.

Литературный текст мы исследовали не сам по себе, а в более широком культурно-социологическом контексте, в который входит быт как образ жизни, обычаи определенной группы людей (отсылаю читателей к широко известным трудам московско-тартуской школы, и в первую очередь книгам Ю.М. Лотмана «Пушкин» и «Беседы о русской культуре»).

Дворянский быт был организован, упорядочен до мелочей. Все имело значение: и цвет перчаток, и форма прически, и даже поворот веера в руках кокетки. Об этом ученикам известно из литературных и мемуарных произведений, но до сих пор они не соотносили эти знания с лотмановской формулой «поэтика бытового поведения». И вдруг после изучения книг Ю.М. Лотмана все предстало в совершенно другом свете. Но это на уровне «мелочей», деталей.

Важнейшими же структурными элементами дворянского быта были карты и дуэль, бал и парад, театр и маскарад. Помимо чисто бытовых функций, они выполняли еще и социально-знаковую роль. Например, дуэль – это не просто поединок двоих, а процедура по восстановлению чести, бал – не только сами танцы, но и целое театрализованное представление со своим строгим ритуалом, так называемой «грамматикой бала». Участники Пушкинского проекта должны были в той или иной мере учитывать эти положения лотмановской школы и исходя из этого анализировать избранные произведения (к слову сказать, это были не только произведения Пушкина, но и Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, а также Баратынского, Бестужева-Марлинского и некоторых других авторов этой эпохи). Каждый из индивидуальных проектов был посвящен отдельному элементу дворянского быта, а все вместе они должны были составить целостную картину дворянской жизни первой трети XIX в.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на всех этапах проектной деятельности. Тем читателям, которые заинтересовались методом проектов, лучше обратиться к указанной ниже специальной литературе. Что же касается нашего проекта, то он был завершен за полгода и представлен к защите к концу 9-го класса.

На защиту выносилась только видимая часть айсберга – сам выполненный проект, который был приравнен в нашей гимназии к традиционным экзаменационным рефератам. Но на защите проектов принято оценивать не только результат (рукопись, рисунки, макеты, видеоряд и т.п.), но и интеллектуальную активность, уровень творческого мышления и самостоятельности учащихся, деловые и волевые качества личности. Обычной «пятерки» здесь как-то мало, поэтому в технологии проектной деятельности большое внимание уделяется критериям оценки проекта (в рейтинговой системе «пятерка» равна 100 или 200 баллам). Лучше всего превратить защиту в настоящий праздник, на котором могли бы присутствовать не только члены комиссии, но и родители, друзья проектантов, гости.

Сейчас мои ученики оканчивают 10-й класс. Некоторых настолько увлекла исследовательская работа, что они решили продолжить работу над своим проектом, но уже на другом материале. «Бальная тема» и «карточная тема» уже нашли своих продолжателей, остальные пока обсуждаются.

Литература

1. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 3–11.
2. Гузеев В.В. Исследовательские проекты в практике школы // Библиотека журнала «Директор школы». 1998. № 7. С. 110-127.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
4. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина / Сост.: В.Л. Кронгауз, Т.Ю. Пылаева. М., 1998. С. 127–129.

1 . Введение

2. Основная часть

  • сбор и анализ информации по теме проекта
  • создание презентации
  • участие в конкурсе

3. Заключение.

1.Введение

Пушкин - великий русский поэт. Это знают все. А вот о том, что он вдобавок хороший художник, знают немногие. Конечно, живопись для него была менее интересна. Но всё-таки за свою жизнь он создал весьма интересные рисунки.

Рукописи Пушкина, как и рукописи многих других поэтов (особенно поэтов XIX века), испещрены рисунками. Рисунки Пушкина - прежде всего рисунки поэта. Рисунки Пушкина, как и вообще рисунки поэтов, не только "по ту сторону" всякого живописного искусства, но и нередко и по ту сторону поэтической индивидуальности их автора. В них характерна прежде всего сжатость языка форм, сведение всего к главнейшему, к самому существенному. Но выбор этого существенного совершается по иному принципу, чем в рисунках живописцев. Это - существо поэтической идеи, а не зрительного образа и даже не пластически выразительного. Отсюда - примитивизм этих рисунков, некоторая нераздельная передача жизни; в конце концов они более всего похожи на рисунки каменного века. Пушкинские скачущие кобылицы начертаны с той же безошибочной магической верностью, как изображения каких-нибудь зубров, начертанных много тысяч лет тому назад в доисторических пещерах Франции и Испании. Их острого очарования не испытать нельзя; труднее его оправдать, на него ответить. Но во всяком случае, это не рисунки в обычном смысле слова. Это - рисованная поэзия.

Цель нашего проекта : познакомиться с рисунками А.С.Пушкина: портретами близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортретами, иллюстрациями к собственным произведениям, пейзажными зарисовками, наброскам птиц, лошадей, деревьев с последующей разработкой интерактивной презентации в программе Power Point.

Реализация проекта предполагает создание интерактивной презентации, позволяющей получить представление о культурном наследии липецкой земли.

В ходе работы над проектом мы поставили перед собой задачи :

  • Изучить литературу по теме проекта
  • Закрепить навыки работы в программе Power Point.

Методы работы:

  • Работа с литературой и интернет-ресурсами, сбор материалов по теме;
  • оформление материала в текстовом редакторе;
  • разработка интерактивной презентации.

Предполагаемые результаты:

Срок реализации проекта – 1-2 месяца.

Возраст – 11-14 лет.

2. Основная часть

2.1. Сбор фактов о творчестве Пушкина – художника.

Работая над проектом мы узнали, что рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек (иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: "...Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях".

"...некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках". (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: "Советская Россия", 1988)

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

Историк изобразительного искусства, профессиональный график А.А.Сидоров в 1950-х годах писал: “Рисунки Пушкина в художественном отношении заслуживают рассмотрения... в истории рисунка. Они – не иллюстрация и не дополнение к его литературному творчеству; это – другая творческая форма восприятия и выражения мира”. Глазом графика А.Сидоров первый из искусствоведов и пушкинистов увидел и оценил не только иконографическое содержание, но и эстетическую ценность графики Пушкина. Среди огромной массы этих портретов лиц, с которыми жизнь сталкивала Пушкина, многие узнаны, иные определены предположительно, но еще сотни остаются “неизвестными”. Все портретные рисунки – профильные, а портреты современников поэта первой половины XIX века выполнены в абсолютном большинстве в фас или в 3/4 и согласно эстетическим критериям романтической эпохи в той или иной степени идеализировали модель, которая и сама желала видеть себя в выгодном свете. В этом заключена трудность или даже зачастую невозможность определить имя изображенного. Кроме того, многие “модели” рисунков сами свои портреты не заказывали.

Рисунки Пушкина обнаруживают тонкое, интуитивно присущее ему чувство специфики художественного языка графики, а феномен заключается в том, что он был не профессиональным, а прирожденным художником. Неакадемический, артистически свободный характер рисунка Пушкина, имея вид наброска, только кажется таковым. Это стиль Пушкина-рисовальщика, его быстрый карандаш. В действительности эти наброски с самого начала мыслились им образно законченными портретами. В них выражены метко и лаконично самые характерные индивидуальные черты лица и его, авторское, отношение к изображенному человеку. Есть и еще одна особенность Пушкина-портретиста – феноменальная зрительная память: он рисовал всегда по памяти, подчас даже на расстоянии большого отрезка времени.

Пушкин рисует как график: линия и штрих различного нажима; черное пятно на белом поле бумаги; постановка зрачка и рисунок разреза глаз; линия смыкания губ, рельеф лица, абрис головы в целом.

Графика Пушкина в рукописях – своеобразный дневник его личной, душевной и творческой жизни, как отметил А.Эфрос; в этих образах – особая запись мыслей, чувств, интересов. Из “моря лиц”, разлившегося по черновым рукописям, т.е. рисованных для себя, образовалась целая галерея современников Пушкина, для нас интересная уже тем, что эти люди были чем-то каждый интересен лично ему.

Задача распознания сотен “неизвестных” необычайно увлекательна.

На полях списка стихотворения “Дар напрасный, дар случайный...” около авторской даты “26 маi 1828” поэт нарисовал два профильных портрета: женский, романтической красоты, и мужской, совершенно неповторимый по своей выразительной некрасивости: круглая, суженая книзу голова с тяжелой челюстью; лоб, закрытый волосами; под резким углом к плоскости лица – нос с открытыми ноздрями, вздернутым концом и широкими крыльями; рот с плотно сжатыми губами, из которых нижняя выдается вперед. Густая бровь треугольного очертания растет от самой переносицы, опускаясь до виска у щели глаза...

Большой автопортрет из Ушаковского альбома был написал в 1829 году. Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что не обладает внешней красотой, и даже иронизирует над этим в своих текстах. Неотразимое обаяние лицу придают ум, одухотворённость, непосредственность. Подлинные черты живого лица показаны с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха. Такого нет ни в одном из портретов Пушкина, которые написали знаменитые художники того времени. Два автопортрета сделаны в 1826 году. Они находятся на одном листе и сделаны Пушкиным после возвращения из ссылки. Вверху - юный Пушкин. Его облик беззаботен и светел. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами - пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.
Портрет Е.К. Воронцовой сделан в 1829 году. Графиня Воронцова - жена начальника Пушкина в Одессе. Это о ней он упомянул в стихотворении «К морю». Портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, которые сделал Пушкин. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимой. Хотя на самом деле черты её не были так красивы. Поэт просто передал одно из главных очарований Воронцовой - красивую посадку её головы и тонкую шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

Портрет Н.Н. Пушкиной был написан в 1833 году. Пушкин не раз рисовал Наталью Николаевну. Всего насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по нему мы представляем себе облик жены Пушкина. И опять-таки он выглядит лучше, чем портрет кисти Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

Титульный лист поэмы «Кавказский пленник» был превращён поэтом в художественную композицию. Он изобразил пейзаж Кавказа. Позже возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью.

Титульный лист «Сказки о золотом петушке» весьма примечателен. На нём показаны голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе - фигура золотого петушка, объединяющая лист.
Рисунок к трагедии «Каменный гость» занимает весь большой лист рукописи. Изображено тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы войти в город, откуда он изгнан. В перспективе - очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы.
Последний автопортрет Пушкин сделал в феврале 1836 года. Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта видна усталость и подавленность. Вместе с тем портрет очень выразителен. Пусть такой графический финал - случайность. Но этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года символизирует последний отрезок пушкинской жизни. Если брать каждый из пушкинских рисунков отдельно, то набросок выглядит приблизительным и даже иногда невзрачным. Но если видеть такие рисунки заодно со страницей, то на первый план выходит их творческая роль: рисунки воспринимаешь не как случайное сопровождение профессиональной работы, а как её важнейшая и необходимая часть.

2.2. Практическая часть – интерактивная презентация. Этапы:

Разработка фона презентации, титульного слайда, подбор шрифта, стилевое оформление;

Размещение фактов проекта на слайдах;

Вставка фотоизображений на слайды;

Настройка анимации.

3.Заключение

Изучая литературу по данному вопросу, мы узнали, что Пушкин оставил человечеству огромное графическое наследие. Более полутора тысяч рисунков, из которых большинство приходится на портретные изображения, сделано им на страницах черновых рукописей и лишь изредка на отдельных листах, в альбомах друзей и письмах. Он «думал стихами» как поэт и размышлял, вспоминал, анализировал, шутил и сердился рисунками как художник. Слово сменялось графическим образом, образ - словом. Рисунки либо повторяли текст, либо вторили ему, либо отталкивались от него. Черновую рукопись Пушкина можно рассматривать как гипертекст, в котором зарисовки играют роль ассоциативных гиперссылок. У Пушкина, в отличие от Гете, Байрона, Гюго, Бодлера и других рисующих поэтов, писателей, рисование было лишь стадией процесса стихописания.

Основные характеристические признаки пушкинской графики:

  • Зарисовки являются отражением двойственного по своей природе творческого процесса работы поэта - художника.
  • Рисунки поэта непрофессиональны, но «любитель и тут оказался гением» (Т.Г.Зенгер-Цявловская).
  • Им присущ неизменный стиль – «быстрый карандаш» (Е.В. Муза, 1974), истоки которого следует искать в рукописных журналах Лицея с карикатурами Алексея Илличевского.
  • Его графика не очень разнообразна жанрами, но на редкость разнообразна людьми. Она, прежде всего и главным образом портретна.
  • Каждая изображаемое Пушкиным - рисовальщиком лицо имеет «свою графическую формулу» (А.М.Эфрос, 1945) точно так же, как в химии каждая молекула имеет свою графическую формулу.
  • Его графика автопортретна - свыше 50 раз он изображал свое лицо.

Ребята оформили интересные доклады по теме, оформили их в текстовом редакторе Word и подготовили сообщения.

На основе полученных данных была составление интерактивная презентация, которая приняла участие в областном пушкинском конкурсе «Мой Пушкин».

Данная интерактивная презентация может быть применима в воспитательных и образовательных целях для детей и взрослых.



Детство Пушкина Детство Детство Детство и молодость Александра Сергеевича Пушкина Детство и молодость Александра Сергеевича ПушкинаДетство и молодость Александра Сергеевича ПушкинаДетство и молодость Александра Сергеевича Пушкина Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. В метрической книге церкви Богоявления в Елохове (сейчас на её месте находится Богоявленский собор в Елохове) на дату 8 июня 1799 г., в числе прочих, приходится такая запись: Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. В метрической книге церкви Богоявления в Елохове (сейчас на её месте находится Богоявленский собор в Елохове) на дату 8 июня 1799 г., в числе прочих, приходится такая запись:6 июня1799Москве Богоявленский собор в Елохове8 июня17996 июня1799Москве Богоявленский собор в Елохове8 июня1799 Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца ево Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Олга Васильевна Пушкина. Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца ево Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Олга Васильевна Пушкина. Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок Летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал (, урождённой Пушкиной, из другой ветви рода), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже («Монах», 1813; «Бова», 1814), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину» (1815), «Сон» (1816). Бабушка писала о своем внуке следующее: Летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал (, урождённой Пушкиной, из другой ветви рода), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже («Монах», 1813; «Бова», 1814), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину» (1815), «Сон» (1816). Бабушка писала о своем внуке следующее: Звенигорода«Монах» Звенигорода«Монах» Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины


Мой Пушкин ПУШКИН, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ () великий русский поэт и писатель. ПУШКИН, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ () великий русский поэт и писатель. Родился 20 мая (6 июня) 1799 в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны, урожденной Ганнибал. Родился 20 мая (6 июня) 1799 в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны, урожденной Ганнибал. Из восьми детей выжили трое. Отец любил дочь Ольгу, мать младшего сына Льва. Пушкин таким образом оказался нелюбимым ребенком родителей (что впоследствии отозвалось в его творчестве: вспомним Татьяну из, которая в, или признание в стихотворении:). Воспитанием Пушкина, кроме французских гувернеров, занимались бабушка М.А.Ганнибал, учившая его читать и писать по-русски, а также ознакомившая с семейной хроникой родов Пушкиных и Ганнибалов, и няня Арина Родионовна, передавшая своему питомцу любовь к народным сказкам. Основы русской и французской грамматики, арифметики, географии, истории и рисования постигал под руководством домашних учителей. Так что обязательные при приеме в Царскосельский Лицей вступительные экзамены по этим предметам сдал успешно. Из восьми детей выжили трое. Отец любил дочь Ольгу, мать младшего сына Льва. Пушкин таким образом оказался нелюбимым ребенком родителей (что впоследствии отозвалось в его творчестве: вспомним Татьяну из, которая в, или признание в стихотворении:). Воспитанием Пушкина, кроме французских гувернеров, занимались бабушка М.А.Ганнибал, учившая его читать и писать по-русски, а также ознакомившая с семейной хроникой родов Пушкиных и Ганнибалов, и няня Арина Родионовна, передавшая своему питомцу любовь к народным сказкам. Основы русской и французской грамматики, арифметики, географии, истории и рисования постигал под руководством домашних учителей. Так что обязательные при приеме в Царскосельский Лицей вступительные экзамены по этим предметам сдал успешно.


Отрывок из поэмы»Евгений Онегин» I. "Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полу-живого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же чорт возьмет тебя!"




Cтихи Пушкина Зимний вечер Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Зимняя дорога Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... Скучно, грустно... завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь, не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик. Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе Роза Где наша роза? Друзья мои! Увяла роза, Дитя зари!... Не говори: Вот жизни младость, Не повтори: Так вянет радость, В душе скажи: Прости! жалею..... И на лилею Нам укажи. Туча Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури. Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес Конь "Что ты ржешь, мой конь ретивый, Что ты шею опустил, Не потряхиваешь гривой, Не грызешь своих удил? Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю? Али сбруя не красна? Аль поводья не шелковы, Не серебряны подковы, Не злачены стремена?" Отвечает конь печальный: "Оттого я присмирел, Что я слышу топот дальный, Трубный звук и пенье стрел; Оттого я ржу, что в поле Уж не долго мне гулять, Проживать в красе и в холе, Светлой сбруей щеголять; Что уж скоро враг суровый Сбрую всю мою возьмет И серебряны подковы С легких ног моих сдерет; Оттого мой дух и ноет, Что наместо чапрака Кожей он твоей покроет Мне вспотевшие бока". Золото и булат "Всё мое", - сказало злато; "Всё мое", - сказал булат. "Всё куплю", - сказало злато; "Всё возьму", - сказал булат


Жена Пушкина Наталия родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. Мать, Наталия Ивановна Гончарова, считала, что младшенькую дочь неимоверно разбаловал свекор, Афанасий Николаевич, не дававший до шести лет увезти внучку из Полотняного завода (обширное родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где поселялась семья на зиму. Девочка воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с 13 прудами и лебедиными парами, плавающими в них.



Памятник Пушкину Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая- непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот- вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность - думы о чем-то своем. Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая- непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот- вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность - думы о чем-то своем.