Собственный опыт

Просвещенный абсолютизм понятие и черты. Просвещённый абсолютизм

Переход от феодального уклада к капитализму во многих странах проходил на фоне зарождения идеологии Просвещения. В России этот период пришелся на 60-е годы XVIII века - время правления Екатерины Великой.

Просвещенный абсолютизм - это монархическое правление, основанное на идеологии Просвещения. Основными ее идеями были следующие: человек является высшей ценностью, его интересы превыше государственных; люди равны в правах вне зависимости от сословий; общество нуждается в совершенствовании, и главную роль в этом должны сыграть наука и законодательство. В свете всего этого популярной стала идея "философа на троне".

Екатерины характеризовался проведением мероприятий в интересах самого государства и правящего класса (дворян). Они способствовали развитию капитализма в стане, но при этом не учитывали многих реалий жизни общества того времени.

Уже в первые дни своего правления Екатерина осуществила ряд поездок по стране (Ростов, Ярославль, прибалтийские губернии; проехала по Ладожскому каналу, затем по Волге до Симбирска). Тогда она поняла, что культура народа была слишком низкой и поспешила «заштопать резкие прорехи управления» (Ключевский).

Просвещенный абсолютизм Екатерины историки назвали «золотым веком». Императрица стремилась обеспечить развитие жизни российского общества эволюционным путем, под присмотром «народолюбивого» монарха. Однако она не хотела изменять общественное устройство: империя процветала за счет труда и рабочих, а трон опирался на дворянство, являвшееся основным оплотом абсолютизма.

Представление о том, что нужно делать для процветания государства, у императрицы сложились на основе идей, почерпнутых из трудов европейских просветителей.

Екатерина пыталась нейтрализовать в стране наиболее неприятные «наследия прошлых режимов». Она восстановила и усилила госорганы, которые были созданы еще при Петре Первом. Сенат был разделен на шесть департаментов. Были восстановлены Главный магистрат, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия. Процесс централизации продолжился бюрократизацией управления, ликвидацией гетманства на Украине.

Просвещенный абсолютизм императрицы базировался на ее личном понимании проблем, которые следовало решать. В 1767 году была созвана Комиссия с целью разработки нового свода законов. В 1775 году была начата реформа управления. Увеличилось количество губерний. Их возглавляли губернаторы, а группы из нескольких губерний - генерал-губернаторы. Промышленностью, расходами и доходами стала занималась Казенная палата, больницами и школами - Приказ общественного призрения. От администрации отделились суды.

Постепенно вся система управления страной стала единообразной, подчиненной губернаторам, затем их наместникам, центральным коллегиям и, наконец, императрице.

В 1779 году был подписан и опубликован Указ о свободном открытии предприятий промышленности. Купечество и ремесленники получили определенные льготы. При этом же в 1785 г. дворянам была дарована «Жалованная грамота», которая закрепила их феодальные привилегии.

Таким образом, просвещенный абсолютизм и программа императрицы оказывалась весьма противоречивыми. С одной стороны, они характеризовались провозглашением передовых истин просветительской философии, с другой же - сохранением самодержавия, господства дворянства и крепостного права.

В целом положительно сказался на развитии страны: выросла ее территория, увеличилась численность населения, возросли доходы казны. Однако положение народа оставалось по-прежнему бедственным. На это время приходится мощная которую возглавляет Е. И. Пугачев. Назревшие вопросы не были решены в полном объеме. Государство осталось самодержавным и крепостническим.

Тема №9 XVIII век в Российской истории

1.Характер политики «просвещенного абсолютизма» и ее социальна сущность.

2.Внутренняя и внешняя политика правительства Екатерины II после крестьянской войны.

1. "Просвещенный абсолютизм" - одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной, так и в духовной жизни общества. Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих "естественные права" человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители не были революционерами, они полагали, что "просвещенные монархи", проводя реформы, утверждая "разумные законы" и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал "общего блага", т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Основные факторы политики "просвещенного абсолютизма" в России . Факторы проведения политики модернизации. В России политика "просвещенного абсолютизма" была вызвана к жизни:

Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны,которая была невозможна без развития промышленности и торговли.

Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с "духом времени", социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство.

Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

Представлениями Екатерины 11 о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.

На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное - сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила крайне противоречивый характер: "просвещение" и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов. Решающую роль играла личность "великой императрицы", оказывавшая огромное влияние на проведение политики "просвещенного абсолютизма" в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи. Тем самым, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если "Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских".Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на "крещеную собственность" и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что "казанская помещица" победила в ней "философа в юбке". Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Задачи политики "просвещенного абсолютизма" в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:

· Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

· Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

· Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

· Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика "экономического либерализма").

· Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране.как обязательное условие модернизации и просвещения.

Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и "обновление" абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.

  1. правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;
  2. политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.

В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:

1) 1763 – сенатская реформа (сенат разделен на 6 департаментов)

2) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;

3) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769);

4) с 1782 г. начинает складываться система государственного образования

5) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия для кодификации законодательства

6) 1775 – губернская реформа

7) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству

Подтверждала монопольное право

Дворяне получили право в любое время уходить в отставку

Право заниматься мануфактурой

8) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам.

Освободила купечество от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.

9) при Екатерине II происходило максимальное закрепощение крестьян и расширение прав дворянства

В России было жестоко подавлено восстание Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

Главное противоречие «просвещенного абсолютизма» состояло в неразрешимом конфликте между целями и средствами их достижения – идеалом баланса интересов различных слоев общества, с одной стороны, и господством принуждения с другой.

Но у Руси была своя дорога. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.

Министерство образования и

молодежной политики

Ставропольского края

В середине XVIII в. государи, которые до того времени всячески оберегали неприкосновенность старых отношений, стали держаться противоположной политики. Государство нового времени, сокрушив политическую силу католицизма и феодализма, сохранило за духовенством и дворянством их социальные привилегии, равно как их господство над остальными классами общества, за духовенством – господство в культурном отношении, за дворянством – в гражданском. Всередине XVIII в. борьба монархических правительств с католицизмом и феодализмом возобновилась, но на этот раз именно уже в культурном и социальном отношениях. Такой поворот в политике был дальнейшим шагом в истории абсолютной монархии, стремившейся к безусловному господству. В протестантских странах еще реформация подчинила церковь государству, а в XVIII веке к тому же самому стали стремиться равным образом и католические государи. Далее, дворянские привилегии и помещичьи поборы с крестьян были крайне невыгодны для казны, которая лучше бы пополнялась, если бы и дворяне платили налоги и если бы крестьяне были зажиточнее, не подвергаясь слишком большим поборам в пользу помещиков. Духовенство защищало свои права ссылками на закон Божий; дворянство опиралось на свое историческое право; государству оставалось только оправдывать свои притязания принципами естественного права, т.е. ссылками на тогдашнюю философию, которая в общем была одинаково враждебна и католицизму, и феодализму. Эта философия учила о равенстве всех людей, о том, что государство должно осуществлять общее благо, что выше государства нет на земле никаких учреждений, что тем не менее оно не должно навязывать подданным те или другие верования, что обязанность его просвещать народ наукой и т. п. Новое представление о государстве противоречило также и остаткам прежней феодальной раздробленности, потому что с рационалистической точки зрения – в виду того, что государство призвано осуществлять общее благо, – все провинции одного и того же государства должны были быть устроены совершенно одинаково и управляться одними и теми же законами. Раньше короли вводили централизацию, заботясь лишь о том, чтобы местные власти в отдельных провинциях были всецело подчинены центральному правительству, но оставляя за каждою областью её прежнее устройство и привилегии. Теперь правительства пошли уже дальше этого и желали привести областную жизнь, так сказать, к одному знаменателю, исходя из того часто отвлеченного понимания государства, которое они находили в философии естественного права . Так происходило сближение между абсолютизмом и «просвещением». Со своей стороны, просветители, ища, кто бы мог осуществить их идеи, останавливались на монархической власти, как на единственной силе, способной это сделать. Такова была именно точка зрения Вольтера и физиократов . Вольтер прямо проповедовал союз между монархами и философами – главным образом против властолюбия и нетерпимости католического духовенства. Он говорил, что у королей и у философов одни и те же враги, и что поэтому нужен такой союз. Наконец, подобно тому, как раньше не только общество, но и государи подвергались влиянию гуманизма , реформации и католической реакции , так и теперь они стали иногда и лично испытывать на себе влияние просветительной литературы. Прусский король Фридрих II даже сам был философом-рационалистом в религии и в политике и написал несколько трактатов в этом духе. Екатерина II составила свой «Наказ » по сочинениям Монтескье и Беккариа . Оба они искали личного знакомства с французскими писателями и вели с ними дружескую переписку. Император Иосиф II во время своего путешествия во Францию тоже познакомился со многими писателями. Если сами государи оставались равнодушными к новому направлению, то в духе последнего часто действовали их министры. Вот все это и создало просвещенный абсолютизм.

187. Деятели просвещённого абсолютизма

Эпоха просвещенного абсолютизма совпадает с веком «короля-философа» Фридриха II (1740–1786), главного представителя этой системы. Концом её следует принять французскую революцию (1789) . В эти полвека (1740–1789) в разных государствах монархи и министры правили более или менее в духе просвещения. Кроме Фридриха II и Екатерины II, а также Иосифа II, действовали в это время: в Испании Аранда , министр Карла III (1759–1788); в Португалии Помбаль , министр Иосифа-Эммануила (1750–1777); в Неаполе Тануччи , министр Карла III (царствовавшего прежде здесь, потом в Испании) и его сына Фердинанда IV (1759–1825); в Тоскане Леопольд (1765–1790), брат Иосифа II, впоследствии император под именем Леопольда II (1790–1792); в Дании Струензе министр Христиана VII (1766–1806); в Швеции Густав III (1771–1792) и др. (В Польше в это время Станислав-Август , царствовавший от 1764 до 1795, тоже стремился к реформам). Когда началась французская революция, направившаяся против самого абсолютизма, отношение правительств к «просвещению» сразу изменилось. Впрочем, некоторые направления философии XVIII в. и раньше не пользовались симпатиями государей. Фридрих II даже писал против «Системы природы» Гольбаха. Менее всего мог нравиться им Руссо со своим республиканизмом, так как правительства этой эпохи твердо держались за свою власть во всем её объеме.

188. Просвещённый абсолютизм и католицизм

Особого внимания заслуживает отношение просвещенного абсолютизма к делам религии и церкви. Главным лозунгом этой политики была веротерпимость, которой требовала и философия XVIII века. В католических странах приходилось, кроме того, устанавливать новые отношения между церковью и государством. В Испании, в Португалии, в Неаполе и в других итальянских государствах, где сильнее всего действовала с середины XVI в. религиозная реакция, правительствам пришлось выдержать особенно сильную борьбу с католическою церковью , и, например, в Португалии, при Помбале в течение десяти лет (1760–1770) были прерваны дипломатические сношения между правительством и папской курией. Меры Аранды, Помбаля, Тануччи и др. деятелей были более или менее одинаковы: папские буллы могли быть обнародываемы лишь с согласия светской власти, а прежние буллы подвергались пересмотру; права церковных судов и инквизиции уничтожались или сокращались, и духовенство подчинялось судам светским; епископам запрещалось налагать церковные наказания на людей, исполнявших королевскую волю; цензура и народное образование отнимались у духовенства; запрещалось расширять церковное землевладение и сокращалось число монашествующих, иногда же и прямо упразднялись некоторые монастыри, а их земли отбирались в казну и т. п. Особою резкостью в борьбе отличался Помбаль, который прибегал в ней к тюремным заключениям и казням, сделав из инквизиции прямое орудие светской власти. Он же и наиболее заботился о развитии в Португалии светского образования. В конце периода на тот же путь выступила и австрийская политика при Иосифе II.

189. Уничтожение ордена иезуитов

В одном случае политика, направленная против католицизма, получила даже характер международного соглашения. Орден иезуитов . поставивший своею целью подчинить государей папе, а всю образованность духовенству, был главным органом католической реакции, а потому относился одинаково враждебно как к «просвещению», так и к просвещенному абсолютизму. В середине XVIII в. учреждения ордена были уничтожены и его имущества конфискованы в Португалии (при Помбале в 1759 г.), во Франции (при Шуазеле в 1764 г.), в Испании (при Аранде), в Неаполе (при Тануччи) и в Парме (все три последние случая в 1768 г.) Главною причиною такой меры было нежелание иезуитов подчиняться законам государства. Во Франции они прямо ссылались на свои собственные уставы, и когда французское правительство потребовало у генерала ордена (Риччи) изменить кое в чем эти уставы, он ответил знаменитою фразою: «sint ut sunt aut non sint» (пусть будут, как есть, или пусть лучше их вовсе не будет). Помбаль даже вошел в соглашение с бурбонскими дворами Франции, Испании, Неаполя и Пармы, и эти правительства потребовали (1768) у папы (Климента XIII) полного упразднения ордена. Папа был защитником иезуитов и ответил отказом. Тогда после его смерти названные государства настояли на избрании такого папы, который согласился бы уничтожить орден. Этим папою был Климент XIV, который в 1773 г. своим бреве «Dominus ас Redemptor» объявил орден уничтоженным. Когда Климент XIV вскоре после этого скончался, в смерти его стали винить иезуитов. Учреждения ордена остались существовать лишь во вновь приобретенных Фридрихом II и Екатериною II провинциях (Силезии и Белоруссии), где при помощи иезуитов прусский король и русская императрица думали примирить новых своих подданных, принадлежавших к католической церкви, с подчинением иноверным государям. (Впрочем, тайно орден продолжал существовать и в других странах, пока в 1814 г. не был восстановлен для борьбы с влиянием французской революции).

190. Другие реформы

Борьба просвещенного абсолютизма с феодализмом выразилась в мерах к ограничению или отмене крепостного права, где оно существовало. Кроме того, государи и министры этой эпохи стремились к улучшению администрации и судопроизводства, к приведению в порядок законов и финансов, к поднятию народного хозяйства и народного образования, к смягчению нравов и к усиленно общественной благотворительности (новые собрания законов, школы, госпитали, воспитательные дома и т. п.). В своей экономической политике просвещенный абсолютизм держался начал меркантилизма, но в конце периода уже сказывалось и влияние физиократов. Один из немецких князей (Фридрих-Карл Баденский) даже прославился своею приверженностью к физиократическому учению.

политика Екатерины Великой, основанная на стремлении управлять государством, опираясь на союз с философами (переписывалась с Вольтером, Монтескье).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Просвещенный абсолютизм

политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II и др.

XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме просвещенного абсолютизма, стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.

Неполное определение ↓

Характерная в развитии целого ряда стран Европы и пришедшая в Россию ко второй половине восемнадцатого века политика - просвещенный абсолютизм - принесла в отживающее феодальное общество преобразования, которые снизошли на государства сверху, то есть от правителей обновлённых государств. Устаревшие институты вроде сословных привилегий, цензурных запретов, подчинения государству церкви постепенно меняли свой облик.

Философствующие государи

Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века - Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.

Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью - всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.

Путь к трону

Она приехала в чужую страну в шестнадцатилетнем возрасте и отнеслась к новым обрядам и обычаям с исключительным уважением: быстро и качественно выучила язык, крестилась в православие как Екатерина, много читала, занимаясь самообразованием, внимательно относилась к государственным делам. И внешне она как никто другой короны российской была достойна. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 в свете всего вышеизложенного не могла не получить поддержки среди всех слоёв общества. Царственной поступью белокожая и черноглазая Екатерина вошла не только в доверие, но и снискала огромную любовь русского народа.

Однако царь Пётр III жену почему-то не любил, на неё сыпались угрозы, среди которых наименее страшной было заточение в монастырь. Страной он управлять не любил и не хотел, дворянство и гвардия были раздражены этим чрезвычайно. А вот жена его своим неимоверным желанием стать русской очень пришлась по душе окружающим, у неё появились не просто фавориты, но люди, способные отдать за неё жизнь. Вот по совету братьев Орловых и свершилось злодеяние, положившее конец эпохе дворцовых переворотов, хотя и само было не более чем переворот. Измайловские гвардейцы встали горой за будущую императницу, а Пётр был убит заточённым в своём имении. И началась политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2.

Манифесты и временщики

Буквально сразу после случившегося переворота Екатерина опубликовала императорский манифест, где даже сам строй русского государства изобличался как зло, поскольку самодержавие практически всегда не отличалось человеколюбивыми и добрыми качествами, а все пагубные последствия всегда были причиной такого отсутствия. Манифестом царица пообещала внести в жизнь государства законность, в том числе и в саму государственную власть. Так хорошо начинался просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Но видимо, для создания по-настоящему правового государства время ещё не пришло. Тем не менее в самые первые годы её царствования графом Паниным был составлен замечательный проект, призванный сдерживать с помощью Императорского совета самодержавную власть. Однако воплотить его в жизнь так никогда и не удалось. Единственное, что в рамках этого проекта было сделано, - это раздел Сената на департаменты. Центральное управление осуществлялось по большей части временщиками и фаворитами, такими как князь Потёмкин и граф Орлов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II тем не менее пусть со скрипом, но проникал в жизнь разных слоёв русского общества.

Под влиянием Вольтера

Императрица активно переписывалась с Вольтером, много писала сама, поскольку ею навсегда и глубоко овладели идеи просвещения, господствующие в Европе. Она признавала в себе исключительно республиканскую душу, даже продолжая единоначально царить в тронном зале. Екатерина писала, что самое главное для страны - это законы. В двенадцати объёмных томах её сочинений были исследования не только относительно права, но и по философии, истории, даже сравнительному языковедению. Одновременно царица занималась плотно и прямой законодательной деятельностью: составляла указы, комиссии для сочинения нового уложения, где работали депутаты не только со стороны дворянства, но и обычные горожане, крестьяне и казачество.

Соборное уложение 1649 года сильно устарело, поэтому назрела острая необходимость составления нового свода законов. Под влиянием Монтескье императрица для новой Уложенной комиссии составила наказ о свободе и равенстве граждан, о веротерпимости, о смягчении крепостничества, о началах настоящей конституционной монархии. Депутаты были настолько впечатлены, что осыпали её титулами Премудрой, Великой и Матери Отечества, что не помешало им задачу свою не выполнить и новое уложение не составить. Потому что на деле Екатерина самодержавие всячески укрепляла, крепостничество расширяла: Малороссия тоже стала рабской, на господ запрещено было жаловаться. Это был пик развития крепостного права на Руси.

Привилегии дворянству и рождение буржуазии

Церковные земли подверглись секуляризации, Екатерина обратила их в государственную собственность. Зато дворянству были предоставлены новые сословные преимущества посредством жалованной грамоты, где свобода и вольность дворян подтверждались, служба их государству перестала иметь обязательный характер, они могли стать подсудными только со стороны собственного сословного суда, не подлежали телесным наказаниям. Сословные дела решались губернскими дворянскими собраниями и лично предводителем дворянства. Так просвещенный абсолютизм XVIII в. создал классовую организацию русского дворянства.

Также свою жалованную грамоту получили и города, где появилась возможность зарождения как класса русской буржуазии. Население в городах разделилось на шесть разрядов. Именные граждане высшего разряда - владельцы земель и домов в городах, купцы по гильдиям (даже низшие, третьей гильдии купцы имели капитал не ниже тысячи рублей, менее состоятельные оставались в ранге торговцев, то есть мещан). Также были люди посадские, цеховые ремесленники и низшие - чернорабочие. Однако внутренняя политика просвещенного абсолютизма вполне смогла предоставить городам самоуправление. Городская дума избиралась всеми шестью слоями населения, исполнительным органом являлась дума шестигласная - от каждого разряда горожан свой представитель. Выборы имели основой имущественный ценз, соответственно, формирующийся класс буржуазии составлял большинство среди избранных.

Противоречия

Просвещенный абсолютизм в Европе и России имел одни и те же корни, хотя развитие его в разных государствах значительно отличалось друг от друга. Для политики Екатерины было характерно как укрепление самодержавия и крепостничества, так и отход от тоталитаризма и формирование не вполне зависимых от центральной власти слоёв населения. Здесь показали себя все противоречия просвещенного абсолютизма, присущие, впрочем, и остальным европейским странам.

Международная деятельность Екатерины Великой развивалась под теми же лозунгами свободы и равенства, однако восточный вопрос был решён Екатериной жёстко: две удачные войны с Турцией дали России выход в Чёрное море, присоединили Таганрог, Очаков и Азов, уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, что послужило правом прохода судов через Дарданеллы и Босфор, впервые была признана независимость Крыма, присоединённого вместе с Кубанью к Российской империи, а также под покровительством России оказалась Грузия. Время просвещенного абсолютизма значительно расширило территорию страны и её внешние связи.

Консерватизм

Все монархи Европы, преследовавшие цели просвещенного абсолютизма, понимали, что базовые устои старого порядка для своей незыблемости требуют неких перемен. Все правители того времени из Австрии, Пруссии и других стран были реформаторами консервативными. Преобразования были примерно одинаковы: поощрялась торговля, развивалось образование, ограничивалась сфера деятельности отдельных цеховых структур, предпринимались попытки оптимизировать госуправление и финансы. Последние, так же как модернизация аграрных отношений, были затронуты чрезвычайно осторожно, с почти незаметным результатом.

Элита изменила взгляд на жизнь. Черты просвещенного абсолютизма наложились на всё общество и государство. Иерархия ценностей трансформировалась, поскольку ими оперировало всё окружение просвещённых монархов. Если ранее господствовали церковные догматы, определяя нормы взаимоотношений в повседневной жизни, обосновывая принцип государственного устройства, то теперь появилось стремление обосновать и объяснить жизнедеятельность общества со всех сторон. Науки и искусства получали невиданное покровительство, и это считалось хорошим тоном. Таким образом, в период просвещенного абсолютизма начался постепенный переход к гражданскому обществу.

Европейская цивилизация

В странах Европы начали изменяться взгляды на сущность государства, интересы их с середины семнадцатого века подвергались жёсткой критике, и в процессе формирования новой концепции укреплялись системные начала международных отношений, сплачивались отдельные страны в один комплекс, вырабатывавший общие нормы и укреплявший правовые начала. Идеи просвещенного абсолютизма гибко использовали лозунги просветителей и социальную демагогию, но стояли на страже сохранения прежних порядков, то есть послужили одним из этапов эволюции монархии, который привёл Европу к созданию единой цивилизационной системы.

Философы

Просветительская идеология господствовала в философских предпосылках к абсолютизму, когда были сформулированы главные положения этой концепции в общественном развитии.

  • Англичанин Томас Гоббс предъявил миру собственную теорию, по его гипотезе, государство возникало как исполнитель общественного договора, который призван защищать людей в агрессии конкурентной борьбы.
  • Жан-Жак Руссо был уверен в том, что граждане государства, которое защищает их права, должны содействовать его благу, подчинять собственные интересы всеобщим законам, а также он обосновал теорию превосходства республиканского государства над монархическим, поскольку первое обеспечивает управление по демократическим постулатам.
  • Шарль Монтескье обрисовал черты просвещенного абсолютизма по принципу разделения властей. Он же сформулировал постулат о сохранении свободы, которая зиждется на основе закона, это было совершенно новое для того времени понятие. Просвещенный абсолютизм предполагал разделение судебной, исполнительной и законодательной власти, их полную независимость.
  • Дени Дидро всю жизнь боролся с засильем церкви, поскольку считал её требования к человеку не слишком разумными, а следовательно, недостаточно справедливыми.
  • Джон Локк обосновал важнейшие права человека: право на собственность (результат труда), право на свободу и право на жизнь.

Идеи просвещенного абсолютизма, присутствовавшие во всех теориях, были основаны на вере во всесилье разума: равенство перед законом всех граждан без исключения, вне зависимости от положения в обществе, право обращаться в органы управления любого уровня, лишение прав церкви на управление светской властью, гуманное уголовное право, неприкосновенность собственности, поддержка науки и техники со стороны государства, свобода печати, аграрные реформы, справедливое налогообложение. Философы уповали на мудрецов, сидящих на тронах. Это и было главной ошибкой просветителей.

Упадок абсолютизма

Уже во второй половине восемнадцатого века утвердившийся в Европе абсолютизм, давший монархам неограниченную власть, понемногу начал клониться к упадку. В Англии король перестал быть божией милостью, это была милость парламента. Во Франции окрепшая буржуазия уступками феодальной аристократии довольствоваться перестала, подводя к кровавой развязке. Остальные европейские страны пока возможности абсолютизма не исчерпали, дворяне господствовали даже при становлении капитализма.

Так происходило в Пруссии, Австрии, Дании, России, Испании, Швеции, Италии, Португалии. Активная деятельность самодержавия была характерна для всех этих стран, но направлена она была на закон, закрепляющий крепостничество, на усиление дворянских привилегий, на расширение государственных границ, на покровительство торговли и промышленности, на жестокость подавления народных восстаний. И как обычно, сохранялись противоречия между реакционной крепостнической политикой и официальной либеральной идеологией.

Абсолютные плюсы

Явный парадокс: идеи просвещения, в корне враждебные абсолютизму, постоянно использовались для его оправдания. И государи, и министры поголовно увлекались философскими трактатами просветителей, где были обрисованы картины нового общества, разумного, с монархом-преобразователем, который советуется с придворными философами. Вольтер, например, дружил близко с прусским Фридрихом, переписывался с русской Екатериной. То есть философы хотели преобразований без пролития крови, умными реформами сверху. Монархов такая точка зрения, естественно, удовлетворяла.

Благодаря просветителям были проведены самые неотложные реформы в государствах с абсолютной монархией. Сословные привилегии отчасти устранены (налоги стали взиматься и с дворян), в Австрии крепостное право отменено, во многих других странах прошли аграрные реформы, церковь расставалась со своими землями и подпадала под контроль со стороны государства. Монашеские ордена закрывались. В Португалии иезуиты изгнаны из страны, а их громадные богатства конфискованы. Монастыри сократили число. Началось светское образование. Обществу прививалась веротерпимость. Чудовищные пытки Средних веков постепенно искоренялись из судебной практики. Прекратилась "охота на ведьм".

Конец абсолютизма в Европе

Основательно подкосила эту политику революция во Франции. Правительства всех европейских стран были чрезвычайно напуганы, многие даже частично или полностью закрыли свои границы для революционной заразы. И всё равно к концу восемнадцатого века время просвещенного абсолютизма практически закончилось. Жить по-старому, держать ситуацию под контролем стало чрезвычайно сложно. Ни разросшийся до невероятных размеров государственный аппарат, ни льготы, которыми покупалась лояльность аристократии, ни увеличение армии - ничто не могло остановить хода истории.

Денег требовалось всё больше, и обеспечить их приток могла только развитая экономика с рыночными принципами, а мелочность старого порядка никак не могла обеспечить скачок к социально-экономическому благополучию. Отдельные реформы просвещенного абсолютизма не принесли желаемого результата. Однако было политизировано общественное сознание, что способствовало революционным настроениям.