Инф. технологии

Психологическое воздействие. Способы психологического воздействия на людей

Психологическое влияние – процесс, в результате которого меняются поведение и тип мышления другого человека. Различают разные виды влияния (убеждение, заражение, внушение, подражание и т. д.) и противостояния влиянию (игнорирование, критика, отказ и т. д.).

Понятие влияния

Психологическое влияние – понятие, которое часто используется в психологии и социологии. Оно означает процесс, в результате которого происходит изменение поведения, установок, намерений, желаний и представлений постороннего человека.

Механизмы психологического влияния помогают в реализации потенциала внутригруппового или массового взаимодействия. Понятие подразумевает применение способов дезинтеграции или групповой дифференциации.

Особенности психологического влияния:

  • носит спонтанный, неосознанный характер;
  • не подлежит социальному контролю;
  • используется с определенными целями (позитивными или негативными);
  • является промежуточным состоянием человека.

Тема психологического влияния особенно интересна предпринимателям, рекламистам, маркетологам и бизнесменам. С помощью механизмов воздействия они могут реализовать свой товар. От умения пользоваться инструментами психологического влияния зависят результаты деятельности представителей этих профессий.

Понятие психологически конструктивного влияния подразумевает, что воздействие не должно негативно сказываться на личности. Обязательные требования - психологическая грамотность и корректность.

Воздействие на человека часто применяется людьми в повседневной жизни. Обычно с корыстными намерениями или с целью получения выгоды. Зная особенности своего собеседника, добиться желаемого результата несложно.

Основные виды

В психологии и социологии различают направленное и ненаправленное психологическое влияние. К направленному относятся такие методы психологического воздействия, как убеждение и внушение. К ненаправленному – заражение и подражание.

Нужно знать различия между критикой и внушением. Критика прямо указывает на то, как делать нельзя, а внушение – на то, как делать нужно. Критика и внушение также различаются предметом обсуждения.

Направлено на снятие определенных страхов. Необходимо для устранения препятствий на пути информации к сознанию человека.

Убеждение – вид влияния, целью которого является воздействие индивида на психику человека через обращение к его личному суждению, удовлетворение своих потребностей с помощью других людей.

Реализуется оно через коммуникацию с нужным объектом. Главное предназначение – изменить взгляды человека на определенные вещи. Первым предпринимает попытку поговорить инициатор беседы.

Основа убеждения – сознательное отношение индивида к определенной информации, ее самоанализу, критике, оцениванию. Убеждение построено на системе доводов. Они сформированы по законам логики и должны быть обоснованы тем, кто наводит убеждение.

Такой вид влияния лучше всего внедрять во время обсуждений, групповых дискуссий, споров. Основные требования к убеждению:

  • логичность;
  • последовательность;
  • аргументированность;
  • обоснованность на научно доказательных материалах.

Успешность этого вида влияния напрямую зависит от умений человека, который его проводит. Если убеждение было внедрено удачно, то индивид примет и в дальнейшем будет руководствоваться при выборе чего-либо новыми сведениями. В процессе трансформируется мировоззрение.

Убеждение наиболее часто используется в воспитании детей и научной полемике. Оно требует больших усилий и использования различных ораторских приемов.

Заражение

Самый старый способ влияния. Чаще всего применяется по отношению к большим группам людей – на стадионах, концертах. Особенно эффективен во время митингов, протестов, страйков. Быстрее всего развивается в мало сплоченном коллективе, где уровень организованности плохой или полностью отсутствует. Главный признак заражения – стихийность.

В процессе такого влияния коммуникатор передает человеку свой настрой, настроение, эмоции, побуждения. Реализуется это не через общение, а через эмоциональную среду. Процесс перехода настроения одного человека к другому неосознанный.

В психологии явление заражения объясняют как способ передачи эмоционального состояния одного индивида другому на психологическом уровне. Бывает, что оба человека желают провести заражение одновременно. Успешным окажется тот, чей эмоциональный заряд более сильный.

Степень заражения толпы зависит от:

  • уровня развития;
  • силы энергетического заряда коммуникатора;
  • психологического состояния;
  • возраста;
  • убеждений;
  • степени внушаемости;
  • самосознания;
  • эмоционального настроя и т. д.

Заражение напоминает цепную реакцию. Изначально может заразиться один человек, который передает эмоциональный заряд другому и т. д.

Этот вид влияния легче всего реализовать в толпе, т. к. в такой ситуации человек становится более уязвимым. Сужается критичность к оценке и восприятию информации.

Иногда заражение используют спикеры на своих тренингах. Их цель – мотивировать слушателей, буквально заразить их своей жизненной энергией.

Внушение

Внушение считают самым опасным видом влияния. Это основной инструмент воздействия при разных видах гипнотерапии. С его помощью можно заставить человека выполнять определенные функции, сменить тип поведения, мышление или мнение о какого-либо объекте.

Внушение заключается в снижении критичности индивида к полученной информации. Потому как отсутствует желание проверить ее на достоверность.

Внушение очень эффективно, если налажены доверительные отношения собеседника и врача. Поэтому гипнолог, прежде чем внедрять внушения, пытается выстроить с пациентом контакт и лишь тогда приступает к введению в транс и навязыванию определенных моделей поведения или мыслей.

Важная особенность внушения – оно направлено не на способность мыслить, а на готовность принять предложение, новые мысли, противоречивые утверждения и реализовать их. Есть 2 формы этого типа влияния – аутосуггестия (самовнушение) и гетеросуггестия (влияние со стороны). Отличительная черта самовнушения – оно является сознательным саморегулированием.

На результаты использования внушения влияют такие показатели (по отношению к спикеру):

  • авторитетность;
  • статус;
  • волевые качества;
  • уверенность в себе;
  • категоричный тон;
  • выразительная интонация;
  • вера в свои силы;
  • умение переубеждать и т. д.

Внушение активно используется при подаче информации в СМИ. Другой по популярности источник внедрения этого инструмента влияния – реклама. Реализуется она с помощью ярких, коротких и запоминающихся слоганов. Это необходимо для достижения собственных выгод.

Подражание

Одна из самых популярных форм поведения в межличностных контактах. Развивается она из-за закомплексованности одного из собеседников. Желая стать лучше, он начинает копировать поведение, манеру общения, ходьбу, интонацию, произношение и прочие уникальные характеристики другого человека.

Подражание влияет на процесс социализации личности, ее воспитание и развитие. К этому типу влияния очень уязвимы маленькие дети и подростки, у которых еще нет точного видения себя или сформированного характера. Они подражают окружающим и тем, кого считают авторитетными. Это проявления сознательного подражания.

Несознательное подражание – результат активного влияния на психику. Рассчитывая на определенную реакцию, инициаторы стимулируют ее различными методами. Такое воздействие имеет двойной характер. В зависимости от человека, который использует подражание как инструмент влияния, результат может быть позитивным или негативным для другого индивида.

Самое известное проявление подражания – мода. Это форма стандартизированного массового поведения людей. Возникает из-за навязывания определенных вкусовых предпочтений.

Второстепенные виды психологического влияния

Один из часто используемых способов влияния – слухи. Это сообщения, которые поступают от определенного человека. Обычно являются ложными и используются, чтобы унизить другого индивида. Часто они не подтверждены какими-либо фактами. Люди воспринимают слухи из-за желания побыстрее получить нужную информацию.

Формирование благосклонности

Этой техникой часто пользуются торговцы и продавцы с целью продать свой товар. Они высказывают благоприятные суждения о человеке, особенно о его внешнем виде. Могут дополнительно использовать подражание, копируя поведение человека, его жестикуляцию, мимику, манеру общения.

Коммуникатор делает это, чтобы сформировать положительное впечатление о себе. В процессе формирования благосклонности используются такие приемы:

  • внимание;
  • комплименты;
  • обращение за советом;
  • подыгрывание выявленным комплексам и т. д.

Успешность этого типа влияния зависит от первого впечатления. Второй важный залог успеха - самопрезентация.

Чтобы формирование благосклонности дало должный эффект, нужно иметь отличные коммуникационные способности. Нужно уметь находить подход к человеку, видеть его слабости и давить на них морально.

Просьба

Ситуация, когда коммуникатор обращается к кому-то с просьбой. Он может делать это спокойно или навязчиво. Результат влияния зависит от отношений между индивидами.

Часто это обращение с пожеланием удовлетворить потребности коммуникатора. Секретными оружиями являются ласковый голос, спокойный тон, улыбчивость и максимальная искренность и открытость.

Важно умение говорить «нет». Наличие такой способности поможет избегать конфликтных ситуаций и избавлять человека от аргументации своего выбора. Криков друг на друга также не будет.

Самопродвижение

Это открытый тип влияния. Предназначен для показа своих лучших качеств, профессиональных навыков, умений. Этот способ используют люди с чувством собственной значимости. В процессе воздействия происходит открытая демонстрация профессионализма и квалификации.

Частая цель самопродвижения – получение конкурентных преимуществ, необходимых для достижения собственных целей. Может происходить произвольным и непроизвольным путем.

Самопродвижение часто реализуется на:

  • конференциях;
  • заседаниях;
  • переговорах;
  • собеседованиях;
  • публичных выступлениях.

Эту технику влияния часто используют политики, баллотируясь на определенную должность. Их цель – получить признание со стороны граждан.

Принуждение

Этот вид влияния нужен для принуждения людей работать или исполнять определенные действия. В формах принуждения могут использоваться угрозы, шантаж, лишение свободы. Наиболее грубые формы – физическая расправа, насилие, ограничение свободы действий.

Кроме физических средств воздействия, могут применяться моральные. Это унижения, оскорбления, субъективная критика в грубой форме.

Жертва воспринимает принуждение как сильное психологическое давление и отбирание необходимых благ для нормальной жизни. Угроза может быть смертельно опасной или предупредительной. Подразумевается возможность применения социальных санкций или физических побоев.

Нападение

Одна из форм разрядки эмоционального напряжения. Осуществляется внезапная, нарочная атака на психику человека, чтобы сделать его раздражительным, нервным и агрессивным.

Этот вид влияния часто используется спортсменами, особенно когда вид спорта связан с физическим контактом между 2 и более людьми. Говоря о нападении, следует сказать, что противостояние чужому влиянию - это сопротивление воздействию внушения.

Основные инструменты влияния при нападении:

  • негативные высказывания;
  • грубые, оскорбительные суждения;
  • осмеивание жизни или определенных качеств;
  • напоминание о поражениях или постыдных случаях из биографии.

Человек, использующий нападение, может навязывать свое мнение коммуникатору или давать ему советы. Часто такой индивид получает удовольствие, потому что сделал больно другому.

Аргументация

Обычно используется с целью переубедить человека в неправильности его мыслей. Спикер с помощью наведения конкретных аргументов пытается переубедить человека сменить свое решение.

Главные требования к аргументации:

  • точность;
  • корректность;
  • подкрепление доведенными и признанными фактами;
  • лаконичность.

Этот вид влияния часто используется преподавателями в учебных заведениях. Пытаясь довести ученику или студенту его ошибку, они начинают наводить множество аргументов. Право ответить обычно дается тогда, когда человек уже всё обдумал и готов огласить контраргумент.

Другой вариант применения аргументации – сфера рекламы. Проводится совместно с убеждением. Изначально рекламисты описывают товар или услугу, а потребность в ее приобретении доказывается с помощью аргументов. Они являются детальным описанием преимуществ рекламируемого объекта.

Манипуляция

Одна из самых часто используемых методик влияния в повседневной жизни. Манипуляции – это скрытые побуждения к переживанию определенных состояний.

С помощью определенных фраз коммуникатор пытается повлиять на выбор, принятие решения другим человеком. Он это делает из корыстных побуждений для достижения собственных целей.

Виды психологического противостояния влиянию

Первая разновидность – игнорирование. Это умышленная невнимательность, рассеянность по отношению к собеседнику. Отличается отсутствием реакции на какие-то действия другого человека.

Воспринимается как признак неуважения со стороны собеседника. В определенных случаях является единственным правильным вариантом поведения в неловкой ситуации. Используется для прощения бестактности со стороны.

Другие виды психологического противостояния влиянию:

  1. Конструктивная критика. Используется в противоречивой ситуации для доказательства собственной правоты. С помощью критики обосновывают неправильность действий, мыслей или целей. Должна быть обязательно подкреплена фактами. В обратном случае это будет не конструктивная критика, а навязчивое субъективное мнение.
  2. Контраргументация. Это попытка убеждения кого-то с подкреплением определенных фактов. Используется для оспаривания чужого мнения, которое полностью противоречит мыслям собеседника. Обязательное условие – подкрепление научными или всемирно признанными фактами.
  3. Конфронтация. Это прямое противопоставление мыслей. Проводится в прямой (жесткой и вербальной) форме или в скрытой с внедрением невербальных приемов. Часто используется психологами при проведении когнитивно-поведенческой терапии.
  4. Отказ. Конкретное обозначение собеседником своего недовольства или несогласия. Обычно принимается с целью отказа исполнять просьбу другого человека. Может озвучиваться мягким и спокойным тоном. В другом случае – властным, грозным голосом. Помогает избежать факта увольнения или побоев.
  5. Психологическая самооборона. Конкретное обозначение своих границ без выслушивания других. Помогает предотвратить поведение, контролирующее все действия человека. В процессе внедряются вербальные и невербальные приемы в виде словесных формул и интонаций. Цель, с которой употребляется психологическая самооборона, является потребностью устранить себя от участия в конфликтах, сохранить спокойствие. Так человек получает дополнительное время на обдумывание услышанной критики, манипуляций.
  6. Творчество. Создание образа мыслей также может быть произвольным. Оно предполагает осуществление ранее неиспользованных решений, непредсказуемых поступков. Проявляется как желание быть уникальным, а не соответствовать другим. Применяется против подражания. Формируется под влиянием тяги к самовыражению.
  7. Уклонение. Это стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором. Причинами могут быть личная неприязнь или негативный настрой против такого собеседника. Избегаются любые встречи. Происходит сокращение регламента времени, условий проведения беседы. Подобное отношение партнера к другому в попытках уклониться от встреч нужно для личного спокойствия.

Еще один часто используемый метод противостояния - энергетическая мобилизация. Проявляется как сопротивление попыткам внушения, передачи, навязывания определенных действий, модели поведения, типа мышления и прочих факторов.

Это преобразование любых негативных эмоций в гнев, ярость и агрессию. Иногда это происходит из-за того, что человек не знает, как реагировать на определенную ситуацию в меру своей непроинформированности. Это помогает привести свое эмоциональное состояние в тонус.

Предпринимателями часто используется такая техника противостояния влиянию, как творчество. Это дает им конкурентные преимущества перед другими и позволяет создавать уникальные товары. Подражание – то, от чего молодому предпринимателю нужно избавляться в первую очередь.

Заключение

В психологии и социологии выделяют разные методы влияния на человека. Главными среди них являются убеждение, заражение, подражание и внушение. Противостоять им помогают такие техники, как творчество, контраргументация, конструктивная критика, конфронтация, отказ, уклонение и т. д.

Человек постоянно находится в социуме, из-за чего ему приходится ежедневно общаться и взаимодействовать с другими людьми. И это в жизни каждого из нас служит одним из главных факторов. Ведь успешность человека и его социальное положение во многом определяются умением договариваться с другими людьми, находить к ним подход и оказывать на них влияние. При этом нередко все мы сами подвергаемся влиянию окружающих, что чаще всего противоречит нашим интересам.

Методы психологического воздействия на человека рассматриваются в отдельном направлении психологии. Они состоят из различных способов оказания влияния, которыми мы пользуемся практически каждый день, занимаясь построением профессиональных, общественных и семейных отношений. Какие существуют методы психологического воздействия на человека, и какой цели можно добиться при их применении?

Понятие влияния

Данный термин чаще всего используется в социологии и психологии. Психологическое воздействие на человека - это не что иное, как влияние на его мысли и чувства. Оно представляет собой процесс, изменяющий поведение, установку, намерения, желания и представления кого-либо из окружающих. Такое психологическое воздействие на человека идет в обход его сознания, разума и логики. Осуществляется оно с использованием внушения, обращения к переживаниям и чувствам, к привычкам и бессознательному, к затаенным страхам и живым впечатлениям.

Цели влияния

Среди особенностей психологического воздействия на человека можно выделить его неосознанный и спонтанный характер, а также отсутствие социального контроля. Использование его производится с определенными целями, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Тема психологического воздействия на других людей особенно интересна бизнесменам, маркетологам, рекламистам и предпринимателям. Используя существующие механизмы подобного влияния, они могут выгодно реализовывать свой товар. Правильное применение инструментов психологического влияния позволяет представителям этих профессий получать неплохую прибыль.

Существуют и другие цели психологического воздействия на человека. В их число входит:

  • удовлетворение личных потребностей за счет окружающих или через них;
  • подтверждение факта собственного существования и его значимости;
  • преодоление пространственно-временных границ собственного «Я».

Но в любом случае цель психологического воздействия на человека состоит в желании заставить его осознанно или на уровне подсознания подчиняться определенным требованиям, законам, установкам или нормам. Например, используя подобные приемы, директор, оказывая влияние на своих подчиненных, стремится сплотить коллектив или дать людям пищу для размышлений, чтобы они действовали на благо компании. Родители психологически воздействуют на своих детей с целью формирования полноценной личности, из которой получится воспитанный и законопослушный гражданин своей страны и хороший человек.

Реклама создается для того, чтобы заставить покупателя приобрести тот или иной товар. И в этом заключается ее основная цель психологического воздействия на человека. Также она может быть создана для того, чтобы люди проголосовали за определенного кандидата, посмотрели фильм, бюджет которого потребовал траты больших средств, которые нужно срочно вернуть, и т. д.

Не всегда цели психологического внушения имеют позитивный характер. Примером тому служат террористы-смертники. Перед выполнением задания их подвергают внушению, гипнозу и обработке, убеждая убивать других людей, умирая самому. Все это противоречит природе человека.

Виды влияния

Как правило, свою социально-психологическую активность люди направляют на отдельных индивидуумов или на целые группы.

При этом ученые и исследователи выделяют следующие виды психологического воздействия на человека:

  1. Информационно-психологическое. Порой его называют идеологическим и пропагандистским. Оно представляет собой воздействие информацией или словом. Основная цель подобного влияния заключена в формировании определенных социальных (идеологических) идей, убеждений и взглядов. Его использование вызывает у людей как положительные, так и отрицательные эмоции, активные массовые реакции, формируя одновременно с этим устойчивые представления-образы.
  2. Психогенное. Такое воздействие производится на мозг человека, в результате чего в нервно-психической деятельности индивида начинают наблюдаться отклонения от нормы. Причиной этого могут быть, например, шоковые воздействия каких-либо событий или окружающих условий. Так, картины многочисленных жертв или массовых разрушений столь негативно влияют на сознание человека, что он теряет ориентацию, утрачивает возможность действовать рационально, впадает в ступор, панику и т.д. Психогенное воздействие может быть оказано и цветом. Так, проведение экспериментов позволило установить, что желтый, оранжевый, красный и пурпурный учащают пульс, повышают артериальное давление и углубляют дыхание, а фиолетовый, синий, голубой и зеленый производят обратный эффект.
  3. Психоаналитическое. Для этого вида воздействия характерно влияние на подсознание человека различными терапевтическими средствами. Наиболее ярким примером тому может служить состояние глубокого сна или гипноза. Существуют также методы, при которых психологическое воздействие на сознание человека исключают возможность сопротивления не только отдельно взятого индивида, но и группы людей, находящихся в бодрствующем состоянии.
  4. Нейролингвистическое. Данный вид психологического воздействия на человека позволяет изменить его мотивацию. Происходит это при введении в сознание индивида особых лингвистических программ. Особенности психологических воздействий на людей в этом случае заключены в оказании влияния на нейрофизиологическую активность мозга. Одновременно с этим происходит изменение волевых и эмоциональных состояний. Основные средства психологического воздействия на человека при этом - специально подобранные словесные (вербальные) и невербальные программы, при усвоении содержания которых можно изменить в нужном направлении представления, убеждения и взгляды индивида или групп людей.
  5. Психотронное. Такое воздействие на других людей осуществляется при передаче информации через неосознаваемое (внечувствительное) восприятие. Например, существуют разработки, результатом которых являются генераторы низкочастотной и высокочастотной кодировки мозга, а также биолокационные установки, стимулирующие определенные психологические реакции. Последние осуществляются с помощью биологических и химических средств.
  6. Психотропное. Средством данного воздействия являются медицинские препараты, а также биологические и химические вещества. Так, оказывать влияние на психику могут некоторые сильно пахнущие элементы. Их применение позволяет изменять поведение человека и провоцировать его на выполнение тех или иных действий.

В социологии и психологии различают также направленное влияние и ненаправленное. К первому из них относят такие методы воздействия на человека, как внушение и убеждение. Ненаправленное влияние возможно при подражании и заражении.

Убеждение

Данный метод психологического воздействия является одним из самых безобидных, но при этом наиболее действенных. Этот способ основан на предоставлении фактов, которые становятся очевидными в случае выстраивания логической цепочки во время размышлений.

Но следует иметь в виду, что, используя различные психологические приемы воздействия на человека, необходимо учитывать уровень его интеллектуального развития. Доказывать что-либо индивиду, который стоит на ступеньку ниже в умственном развитии, по меньшей мере нелепо. Приведенные доводы будут для него непонятны, и поэтому он их просто не примет. Не стоит также убеждать в чем-то кого-то, кто умнее вас, ведь выглядеть это будет просто смешно.

Только после того как сознание человека освоит новую порцию информации, его мозг начнет искать объяснений. В этот момент все будет зависеть от искусства убеждения говорящего. Хорошо если ему удастся заставить собеседника довериться ему. В этом случае понадобится лишь чередовать в разговоре новые данных.

Самое главное требование любых способов психологического воздействия на человека состоит том, что говорящий не должен обманывать своего оппонента. Если только в его голосе прозвучит фальшь, то уровень доверия тут же начнет падать. В любом случае тот человек, который пытается убедить своего собеседника, должен создавать впечатление авторитетной личности.

Стратегии убеждения

Как оказать социально-психологическое воздействие на людей? Для этого можно использовать одну из нескольких стратегий:

  1. Агрессивную. Ее выстраивают на противоречии имеющихся фактов. Подобное позволит доказать собеседнику, что говорящий является личностью неординарной. У человека тут же возникает желание выслушать доводы до конца, чтобы распутать созданную во время разговора логическую цепочку. Подобную стратегию применяют, как правило, профессионалы убеждения и слова.
  2. Пассивную. Подобная стратегия может сработать лишь в том случае, когда человек хорошо знает своего собеседника. Для того чтобы убедить его в чем-либо, он начинает осторожно приводить примеры из своей жизни, сравнивая их со случаями, хорошо известными широкой публике. Этим он и подводит оппонента к той мысли, которую он стремится до него донести. Подобное информационно-психологическое воздействие на человека возможно лишь при отсутствии расхождений и нестыковок в суждениях. Подобные оплошности не позволят получить желаемого результата.

Внушение

Это также один из способов психологического воздействия на человека. При его применении влияние на оппонента оказывается благодаря созданному эмоциональному фону. Это и заставляет человека действовать так, как говорит ему собеседник.

Внушение - это убеждение, использующее вербальные инструменты, такие как визуальный контакт, слова и т. д. Данные средства и заставляют человека поступать так, как ему это говорят.

Внушение может стать действенным инструментом только в том случае, когда человек будет соответствовать своим словам. Если он начнет пытаться «учить жить», рассказывать о законах достижения успеха и правилах поведения в обществе, но при этом его манеры и внешний вид не будут вызывать уважения, то вряд ли у оппонента появится желание подражать ему. Слова измученного индивидуума в грязной одежде, от которого разит перегаром, будут выглядеть нелепо, смешно и жалко. Именно поэтому тому, кто желает помочь своему собеседнику советом, стоит вначале разобраться в сложившейся ситуации, проникнуться возникшей проблемой и поставить себя на место своего оппонента. Только это позволит начать высказывать правильные мысли и поддержать того, кто нуждается в этом.

В чем кроется успех внушения?

Данный метод психологического воздействия имеет некоторые нюансы. Так, внушать свои мысли человек обязательно должен уверенным голосом, без всякой тени сомнения. Порой от того, каков тон произнесенной фразы, напрямую зависит успех идеи или ее провал.

Еще одним фактором, определяющим результат воздействия на человека, является его внушаемость. А этот показатель сугубо индивидуален. Например, высокий уровень внушаемости наблюдается у детей до 12-14 лет, а также у нерешительных и неуверенных в себе людей.

Особенно эффективным окажется подобный метод в том случае, когда смысл высказанных слов будет соединен с внешней информацией, которая понятна и знакома собеседнику.

При желании доказать человеку, что согласившись с имеющимися доводами, он останется довольным, следует привести пример какого-либо отрицательного результата, который непременно ожидает его при отказе от внушаемых мыслей.

Подражание

Нередко мы пользуемся теми или иными методами воздействия на человека и даже сами не подозреваем об этом, ведь происходит подобное на уровне подсознания. Так, человек, достигший каких-либо высот в интеллектуальном плане или карьере, непременно становится предметом восхищения и уважения. При этом с того, кто успел воплотить в жизнь свои стремления, менее опытные люди начинают брать пример. Стоит иметь в виду, что объект подражания на высоте должен находиться всегда. Для того чтобы воспользоваться данным методом психологического воздействия на людей, он должен быть восхитительным, запоминающимся, ярким и привлекательным в любых ситуациях. Другими словами, ему необходимо удовлетворять желание окружающих людей следовать своему идеалу.

Основу подражания нередко составляет эмоциональный всплеск или неосознанная зависть. Так, все дети стремятся брать пример со своих родителей, а подрастая - со сверстников или кумиров. Порой тягу к подражанию человек проносит через всю свою жизнь. Иногда именно это психологическое воздействие толкает людей на положительные или отрицательные поступки. Например, подросток берет в руки сигарету, ведь так делают многие из его одноклассников. Или молодой человек начинает заниматься тем или иным видом спорта в стремлении быть похожим на своего кумира.

Подобные методы оказания психологического воздействия людьми используются непроизвольно. Вряд ли знаменитости ставят перед собой цель склонить своих поклонников нарастить массу или похудеть. Но, тем не менее, подобное влияние ими оказывается, причем порой оно бывает довольно сильным.

Заражение

Подобный способ психологического воздействия на людей является самым древним и наиболее изученным. В его основе лежит передача эмоционального состояния от одного человека к другому.

Наверняка многие в своей жизни сталкивались с такой ситуацией, когда прекрасное настроение портилось из-за внезапно появившегося человека, который со слезами на глазах начинал рассказывать свою жалостливую историю. Замечательное душевное состояние куда-то улетучивалось. Настроение падало и становилось похожим на то, которое было у собеседника. Особо впечатлительным натурам в такой ситуации даже не нужно было слышать печальных слов. Настроение начинало падать на эмоциональном уровне при восприятии сигналов от тех, кто находится рядом.

Еще одним ярким примером, который характерен для метода заражения, является паника. Особенно яркое влияние подобное психологическое воздействие оказывает в толпе. При наличии большого скопления людей, находящихся в равных критических условиях, при возникновении паники у одного из них этому чувству начинают поддаваться практически все из присутствующих.

Однако заражение может наступить не только какими-либо отрицательными эмоциями. Очень хорошо от человека к человеку передаются веселье, смех и позитивное настроение.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение .

Самый древний механизм воздействия – это заражение , он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, – мыслителя) и “апелляция ко всем” (“большинство людей считает, что…”) снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение:

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.

Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.

Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

Приёмы манипуляции в процессе убеждения:

– подмена тезиса в ходе доказательства;

– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;

– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения - антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Подражание

Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условия подражания:

  1. наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к объекту подражания;
  2. меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
  3. ясность, выразительность, привлекательность образца;
  4. доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
  5. сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Психологическое воздействие информации на человека предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются:

  1. вербальная информация, слово - но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности);
  2. невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия);
  3. вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности, могут изменить человека, его состояние и поведение);
  4. регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Целью воздействия является:

  1. ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
  2. изменить структурные отношения в системе установок , т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками , взглядами человека;
  3. изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов, сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Выделяют четыре функции установок:

  1. Функция приспособления - связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде, и поэтому человек приобретает положительные установки к полезным, положительным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям, и отрицательные установки - к источникам неприятных отрицательных стимулов.
  2. Эгозащитная функция установки связана с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, вследствие чего человек приобретает отрицательную установку к тем лицам, действиям, которые могут послужить источником опасности для целостности личности. Если какое-то значимое лицо отрицательно оценивает нас, то это может привести к понижению самооценки, поэтому мы склонны выработать отрицательную установку к этому человеку. При этом источником отрицательной установки могут являться не сами по себе качества человека, а его отношение к нам.
  3. Ценностно-выразительная функция связана с потребностями в личностной устойчивости и заключается в том, что положительные установки, как правило, вырабатываются по отношению к представителям нашего личностного типа (если мы оцениваем свой личностный тип достаточно положительно). Если человек считает себя сильным, независимым человеком, то будет положительно относиться к таким же людям и достаточно «прохладно» или даже отрицательно к противоположным.
  4. Функция организации мировоззрения: установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире. Все эти знания образуют систему, т. е. система установок - это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях. Но человек может встречаться с такими фактами и информацией, которые противоречат устоявшимся установкам. Функция таких установок заключается в том, чтобы не доверять или отторгать такие «опасные факты», к подобной «опасной» информации вырабатывается отрицательное эмоциональное отношение, недоверие, скепсис. По этой причине новые научные теории, новшества первоначально встречают отпор, непонимание, недоверие.

Поскольку установки соединены между собой, образуют систему, то они не могут изменяться быстро. В этой системе есть установки, которые находятся в центре с большим количеством связей - это центральные фокальные установки. Есть установки, которые находятся на периферии и имеют мало взаимосвязей, поэтому поддаются более легкому и быстрому изменению. В качестве фокальных установок выступают установки к знаниям, которые связаны с мировоззрением личности, с ее моральным кредо. Главная центральная установка - это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок.

Эмоциональное воздействие

Исследования показали, что более надежным и быстрым методом изменения установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме . Логический способ воздействия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех, поскольку человек склонен избегать тех сведений, которые могут доказать ему, что его поведение ошибочно.

Так, в опыте с курильщиками им было предложено прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем больше человек курит, тем менее достоверно он оценивает статью, тем меньше возможность логическим воздействием изменить его установку к курению. Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных экспериментов была выявлена зависимость между вероятностью изменения установки и количеством информации об установке: небольшое количество информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации вероятность изменения повышается, правда до определенного предела, после которого вероятность изменения резко падает, т. е. очень большой объем информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. Вероятность изменения установки зависит и от ее сбалансированности. Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются психологической совместимостью, поэтому с большим трудом поддаются воздействию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к разрыву.

Человек, как правило, стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс - несоответствие между установками или несоответствие между установками и реальным поведением человека.

Если мнения человека близки к мнению источника, то после его речи они еще более приблизились к позиции источника, т.е. происходит ассимиляция, объединение мнений.

Чем ближе установки аудитории к мнению источника, тем более это мнение оценивается аудиторией как объективное и беспристрастное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует система селекции (отбора) информации на ряде уровней:

  1. на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует, соответствует взглядам человека);
  2. отбор на уровне восприятия (так, даже восприятие, понимание юмористических картинок зависит от установок человека);
  3. отбор на уровне памяти (запоминается то, что совпадает, приемлемо интересам и взглядам человека).

Какие методы воздействия применяются?

  1. Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: его вовлекают в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать или соотносить, ассоциировать себя с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению. Если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.
  2. Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).
  3. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается.

Условия, которые этому способствуют:

  • фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности;
  • неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий);
  • неопределенность поступающей информации (ее противоречивость; неясно, какой из них можно доверять);
  • неопределенность моральных и социальных норм - все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься, пытаясь переосмыслить ситуацию, осуществляя поиск новых целей, либо уходя в регрессивные формы реагирования (безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

Виктор Франкл (всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии) писал: «Самый тяжелый вид неопределенности - неопределенность окончания неопределенности».

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках в свое время опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос “Все советское – опасное, плохое”).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), поскольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” – если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, “как было плохо до того, как…”, увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются “розовые иллюзии” на будущее.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием “канализации настроения”, когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие информации будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц.

По материалам П.Столяренко

Существуют самые разные методы и способы психологического воздействия на человека , которые повсеместно используются на протяжении всей нашей жизни. То, насколько эффективным будет воздействие, и каковы будут его результаты, напрямую зависит от того, каким образом производилось оказание влияния на личность. Если обобщить все известные способы влияния на людей, то можно сгруппировать их в три больших класса: класс убеждения, класс внушения и класс заражения. Давайте более подробно остановимся на каждом из них.

Заражение.

Этот способ воздействия является одним из первых, охарактеризованных людьми, методом. В его основе лежит сознательная передача эмоционально-психологического состояния от одного человека к другому. При использовании данного метода, тот, кто является источником заражения, действует сознательно, его оппонент же воспринимает потоки энергии на бессознательном, эмоциональном уровне. Как пример такого воздействия, можно рассмотреть случаи, когда один человек начинает паниковать, а постепенно и всех окружающих охватывает ощущение страха. Это зачастую встречается при полете в самолете или в том случае, если группа людей оказалась в неисправном лифте, который остановился между этажами. Заразительными бывают и положительные эмоции, такие как смех, активность, хорошее настроение.

Внушение.

Если говорить о внушении, как о методике воздействия на психику человека, то, конечно же, его стоит отнести к влиянию на основе эмоционального фона, бессознательного следованию человека тем факторам, которые внушает ему оппонент. Но если заражение происходит на невербальном уровне, то внушению производится с использованием таких вербальных инструментов, как слова, общение разговор. Весомым фактом для успешного внушения служит также и авторитарность того, кто практикует данную методику. Человек, использующий внушение должен , сильным, успешным, иными словами он сам должен олицетворять того, кому хочется довериться и поверить. Если человек, который внушает что-либо своему оппоненту, будет испуганным, закомплексованным и неуверенным, единственное, к чему приведет его попытка внушения – вызовет улыбку или жалость. Для того, чтобы человек захотел следовать вашим советам и проникся тем, что вы пытаетесь до него донести, необходимо представлять из себя того, к кому интуитивно собеседник будет тянуться и кому он захочет подражать. Психологическое воздействие внушением зачастую основано на той интонации, с которой вы произносите ключевые фразы. Иногда, именно то, каким тоном сказана фраза, как подана информация, на девяносто процентов гарантирует успех эффекта или провал вашего замысла.

Также, большое значение на успешность воздействия путем внушения имеет такой фактор, как внушаемость человека. Этот показатель индивидуален для каждой личности. Он характеризует то, на сколько человек склонен поддаваться внушению и как воспринимает информацию, которая подается со стороны. Существует несколько видов сигнальной системы, но те люди, которые наделены первым из них, намного легче поддаются внушению. Дети имеют очень высокий уровень внушаемости, а также те люди, которые не имеют четких и сильных личностных установок, склонны к сомнениям и нерешительности.

Главные критерии, на которых основывается внушение, это понижение уровня критичности восприятия субъектом информации извне, а так же использование эмоциональных рычагов управления психологическим восприятием фактов. Психологическое воздействие на субъект путем внушения будет иметь гораздо больший успех, если вы постараетесь совместить новую для него информацию, с ранее знакомой и приемлемой. Попробуйте провести параллель между тем, что вы рассказываете человеку впервые и фактами, которые давно ему известны и приняты его сознанием. Это могут быть упоминания о людях, которые хорошо знакомы человеку, о явлениях или процессах, с которыми он когда-либо сталкивался. Также можно связать информацию, передаваемую путем внушения, с фактами, которые являются для него истиной. Главное необходимо помнить, что отношение человека к получаемой от вас информации, напрямую будет зависеть от того, какие ассоциации она будет у него вызывать. Если вы хотите, чтобы человек принял те факты, которые вы передаете внушением, как положительную информацию, необходимо провести ассоциацию с теми фактами, которые вызывают у него позитивные эмоции. Точно также можно действовать и в обратном случае – хотите, чтобы человек отторгал информацию, сравните её с чем-либо неприятным, негативным для него, и подсознание автоматически настроится на отрицательное восприятие.

Существует ряд фраз, которые направлены на снижение критичности восприятия и повышение податливости оппонента: используйте цитаты великих, известных людей, можно также ссылаться на общественное мнение и мнение большинства.

Убеждение.

Этот метод психологического воздействия основан, прежде всего, на логическом восприятии действительности. Для того чтобы достигнуть желаемого при использовании методики убеждения, необходимо оценить уровень интеллектуального развития вашего оппонента. Человек, у которого коэффициент умственного развития не слишком высок, может не поддаться воздействию убеждений. Процесс воздействия на личность путем убеждения происходит последовательно, так как любой человек, получая информацию, нуждается в её анализе и оценке. Изначально, объект, который подвергается убеждению, должен воспринять те факты, которые вы пытаетесь донести до него, это делается в несколько этапов.

1. После того, как определенная порция информации достигает сознания оппонента, она подвергается анализу, сравнению с теми данными, которыми владел человек ранее. Далее формируется отношение к тому, кто представляет новые факты. В зависимости от того, как человек будет себя позиционировать, в каком ключе представлять новые данные и с какой стороны подойдет к методике воздействия, может меняться и реакция оппонента. Если человек проникнется к вам доверием, то и все факты, которые вы будете приводить ему, в качестве аргументов убеждения, будут действенны и достигнут своей цели. Если же человек почувствует какой-либо обман или подвох в вашем поведении, то уровень его доверия к вам резко снизится, что приведет к недостаточной силе влияния ваших убеждений на личность.

2. После того, как информация достигает сознания человека, он приступает к оценке объекта, от которого она была получена. Для того чтобы оказать психологическое воздействие на человека путем убеждения, необходимо создать о себе впечатление, как о человеке, имеющем определенный авторитет и силу. Также следует контролировать свои высказывания и следить за тем, чтобы все ваши доводы были логичны и обоснованы, иначе вы рискуете потерять доверие субъекта.

3. Если человек признал поданную ему информацию, а также воспринял вас, как авторитетную личность, которая способна дать дельный совет или указание, то наступает третья фаза восприятия информации. Для того, чтобы убеждение оказало должный эффект, человек должен почувствовать, что его психологические установки и взгляды собеседника не сильно отличаются. Если разница в восприятии жизни между собеседниками слишком велика, то вряд ли вам удастся убедить оппонента принять вашу точку зрения. Для того, чтобы получить максимальный эффект от убеждения на третьей фазе, постарайтесь сделать ударение на тех сторонах личности, которые у вас схожи с оппонентом. Чем большая общность будет проявляться между взглядами людей, тем более восприимчивы они будут к информации, которая поступает друг от друга.

Иногда, люди, которые профессионально владеют даром убеждения, используют другую, более агрессивную стратегию поведения. В таком случае, убеждение начинается с того, что приводятся факты противоположенного восприятия того или иного утверждения. Так, оппонент практически сразу понимает, что ваш взгляд значительно отличается от его собственного. После этого, вам необходимо грамотно и осторожно доказать человеку то, что на самом деле ваше восприятие является единственно правильным. Для такого процесса необходимо использовать все доступные средства психологического воздействия: приводите неоспоримые доводы, основывайтесь на примерах из жизни, приводите примеры из собственного опыта – так вы сможете повлиять на психологию восприятия своего оппонента. Однако следует учитывать и тот факт, что если собеседник заметит какие-либо нестыковки, или почувствует, что вы сами сомневаетесь в том, что говорите, то все попытки убеждения могут закончиться неудачей.

Подведя черту, можно выделить определение убеждения. Убеждение – это те методы и способы психологического воздействия, которые основываются на приемах логики, а также включают в себя различные элементы психологического давления, социального влияния на личность. Гораздо более эффективно применение данной методике на группах людей, а не при индивидуальном контакте.

Как мы уже сказали, любое убеждение должно иметь под собой крепкую логическую основу. Убеждение позволяет нам доказать правильность своего взгляда на тот или иной вопрос, путем оценки уже существующего мнения и обоснования его путем развития тематики, в которой находится суждение. Каждое правильно сформулированное доказательство, имеет свою структуру. Зачастую, оно включает в себя три основных части, начальная из которой является тезисом, после этого приводятся доводы, а далее демонстрация результатов. Рассмотрим каждый элемент последовательно:

Тезис. В понятии тезис заключается непосредственно та мысль, которая нуждается в доказательстве. Эта часть всегда должна быть обоснована, фактически подтверждена и иметь ясное, четкое определение, которое не должно быть двусмысленным.

Довод. Это вспомогательная часть доказательства, которая должна быть использована для того, чтобы подтвердить правильность высказанного тезиса. С помощью довода можно обосновать как верность тезиса, так и ложность представленной информации.

Демонстрация. Вся весомость данной фазы заключается в том, что именно здесь используются логические рассуждения. Возможно обоснование на основе законов, правил, установленных норм, примеров из жизни или опыта – все это регулирует то, как информация буде воспринята вашим собеседником.

В принципе, все доказательства подразделяются на определенные группы согласно своим особенностям. Это может быть разделение на прямые и косвенные доказательства, или дедуктивные и индуктивные.

В процессе убеждения собеседника вы можете использовать различные способы психологического воздействия, которые помогут вам достигнуть цели при общении с человеком. Приведем примеры нескольких из них:

В процессе того, как будет проводиться доказательство ранее установленного тезиса, его можно слегка подкорректировать, заменить;

Зачастую, можно прибегнуть к тому, чтобы приводить ложные доводы. Если не совсем ложные, то существуют доказательства, которые являются весомыми только в одном или нескольких случаях, а вы можете привести их, как заведомо верные при любом варианте развития событий.

Помните о том, что если вы докажете то, что какой-либо из доводов не является верным, это не значит, что ошибочный весь тезис. Не стоит рассматривать неверные факты, которые используются в других доводах, как доказательство своей правоты.

Метод подражания.

Этот метод довольно известен тем, что способен расположить человека, успокоить его и заставить чувствовать себя расслаблено и комфортно в создавшейся обстановке, если он используется, как психологический прием. Метод подражания включает в себя использование жестов, поступков, качеств и черт характера того человека, на которого хотелось бы быть похожим. Каковы же основные условия правильного подражания, рассмотрим поочередно:

Для того, чтобы у человека возникло желание подражать другому, он должен испытывать чувство сильного восхищения, уважения или положительного отношения к объекту подражания;
Тот человек, который подражает другому, возможно является менее опытным или образованным в той или иной отрасли;
Объект подражания является привлекательным, ярким, запоминающимся;
Тот человек, которому вы подражаете, является доступным для вас в какой-либо сфере вашей жизни;
Подражание означает тот факт, что человек полностью удовлетворен всеми сторонами того объекта, которому он хочет подражать и готов воспринимать его, как идеал для соответствия. Иными словами, человек готов на то, чтобы поменять своё собственное я на те особенности характера, которые содержит объект для подражания.

Любое воздействие на психику человека изначально приводит к изменению его отношения к окружающей реальности, смене поведенческих установок и деятельности. Для того чтобы повлиять на личность, используется ряд различных факторов, которые давно известны в психологии:

Использование вербальных факторов влияния. К вербальному источнику относится воздействие на человека путем словесного влияния: ведения диалога, беседы, формирование словестной стороны убеждения человека в правильности вашей идеи. При использовании вербальных факторов влияние необходимо учитывать и индивидуальные личностные особенности человека. Те, кто воспримет определенную фразу, как руководство к действию, могут значительно отличаться от других людей, для которых именно такая подача информации недопустима, и влечет за собой депрессию и сомнения в собственных способностях. Психологическое воздействие также базируется и на личностных особенностях: самооценка индивида, интеллект, типаж личности и черты характера.

Невербальное влияние на оппонента. К таким методам воздействия можно отнести интонацию, жестикуляцию, мимику, а также те позы, которые принимает человек во время разговора. Именно на основе этих факторов можно сделать выводы о том, насколько человек расположен к диалогу, как он воспринимает собеседника и какие элементы, употребляемые в разговоре, максимально действенны для него.

Для того, чтобы воздействовать на человеческое мышление , можно привлечь индивида к какой либо активной деятельности, что позволит ему почувствовать свой статус и желание ему соответствовать. Заставляя человека почувствовать себя в новом амплуа, вы позволяете ему изменить линию поведения, его моральное и душевное состояние. Это происходит за счет резкой смены приоритетов и заново выстроенных целей.

Контроль над уровнем удовлетворения личности. Для того чтобы заинтересовать человека, необходимо дать ему почувствовать, что соответствуя вашим советам, он достигает своей цели, идет к тому, что удовлетворяет его потребности. В противном случае, ваше влияние на него будет минимальным и не принесет желаемых результатов.

Прежде, чем задаться целью повлиять, или оказать социально-психологическое давление на человека , необходимо определиться для себя – зачем это надо вам и какого результата вы хотите добиться в итоге. Существует несколько вариантов конечной цели, которой хотелось бы достигнуть манипулятору:

Донести до сознания человека ту информацию, которую необходимо, сделать её установочной, основной в сознании собеседника.
Изменить установленные приоритеты человека. Это возможно сделать путем изменения расстановки последовательности восприятия информации. Донести новые сведения до оппонента, путем разрушения старых взглядов и создания новых связочных цепей между объектами.
Изменение самой сути восприятия окружающего мира, а именно переоценка ценностей собеседника, формирование нового мировоззрения.

Установки социально-психологического восприятия.

Что же представляет собой социально-психологическая установка личности и в чем она заключается. Социально-психологическая установка человека – это восприятие окружающего мира человеком, основанное на том, насколько его психология готова к пониманию окружения, а также опыта, который был получен за определенный временной промежуток. Именно эти установки формируют отношение человека к окружающему миру, к людям, которые присутствуют в его жизни. Существует четыре основных вида социально-психологических установок:

Для того, чтобы стимулировать человека к получению максимально комфортного ощущения в той или иной ситуации, зачастую используется функция приспособления. Этот метод установки позволяет влиять на восприятие человеком различных факторов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. С помощью установки приспособления вы можете развить как положительное, так и отрицательное отношения индивида к обстоятельствам, которые его окружают.

Существует защитная функция человека, которая формируется на основе отношения к субъекту того или иного человека со стороны. Если личность ощущает негативное к себе отношение, то на уровне подсознания, происходит изоляция от данного субъекта, подсознательное отторжение его влияние. Такая установка называется эгозащитой. Обосновать необходимость данной функции можно тем, что человек подсознательно защищается от тех угроз, которые может нанести ему окружающий мир для сохранения своей целостности. Именно по этой причине, когда какой либо человек, который имеет в данный момент большое значение в жизни оппонента, не признает его, возникает желание абстрагироваться от него, и формируется негативное отношение.

Установка, которая основана на ценностном восприятии окружающего мира, а также на отношении к тем личностям, которые окружают человека, зачастую положительна только в том случае, когда типажи людей схожи. То возможно только в том случае, если сам человек оценивает себя, как положительный объект. Таким образом, отношения строятся на взаимопонимании людей. Допустим, если индивид является сильным человеком, который не зависит от мнения окружающих, то к таким же людям он будет тянуться. В то же время, другой тип людей не будет вызывать у него интереса или желания общаться. Здесь в основе лежит именно фактор единого мировоззрения субъектов.

Существует вариант психологической установки человека, когда он действует на основе своих собственных знаний, полученных на протяжении жизненного пути. Это регулируется функцией, которая организует мировоззрение субъекта. На основе тех или иных фактов, были сформулированы определенные установочные шаблоны, которые и являются регулятивными в жизни человека. Зачастую, это эмоциональные восприятия людей, те ситуации, в которых они познали различные стороны окружающего мира. Эти установки являются настолько устоявшимися, что человек не всегда готов изменить их. Именно по этой причине все те факты, которые противоречат таким установкам, воспринимаются, как посягательство на собственное мнение и вызывают негативное отношение. Именно по этой причине инновационные открытия часто встречают отрицательную оценку, и только спустя некоторое время, приживаются в мире.

Все перечисленные установки имеют отношение друг к другу и являются взаимозависимыми. Именно поэтому, психологическое воздействие нельзя оказать на человека мгновенно – это длительный процесс, который требует определенных навыков и терпения. Те психологические установки, которые оказывают максимальное влияние на индивида, называются центральными, фокальными установками. Те, которые находятся далеко от центральных, называют вторичными или второстепенными установками. Они подлежат воздействию значительно быстрее и проще, чем фокальные. К центральным установочным группам можно отнести те качества человека, которые отвечают за формирование его личностного восприятия жизни, собственного Я, со всеми исходящими моральными и физическими установками.

Эмоциональное влияние, как социально-психологическое воздействие на оппонента.

На основе различных исследований, были сформированы выводы, которые гласят, что для того, чтобы изменить психологические установки, действенным является метод смены первоначального отношения к вопросу. Есть определенная группа людей, которая не поддается эмоциональному влиянию и закрывается от возможности изменения точки зрения в силу того, что остерегаются быть признанными не правыми, а логика их суждений – неверной.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда для ознакомления людям, которые курят, была предложена статья о вреде табакокурения. На удивление, адекватность оценки данного материала напрямую зависела от того срока, который человек курит. Чем дольше человек является курильщиком, тем больше его блок для осознания информации о вреде курения. Таким образом, подсознание защищается от информации, которая дискредитирует его.

Для того, чтобы изменить определенные психологические установки, необходимо большое количество данных, которые противоречат привычному информационному потоку. Способы психологического воздействия довольно разнообразны и одним из них является масштабный информационный поток. Степень влияния информации напрямую зависит от того, какое её количество поступает к объекту: так, если это всего лишь несколько фактов, которые были мимолетно восприняты человеком, то вряд ли они останутся у него в памяти. Если же поток информации довольно обширный, богатый примерами, то вполне вероятно, что человек действительно задумается о значимости полученных данных.

То, какова вероятность изменений зависит, прежде всего, от психологических характеристик индивида. Если привычки или устои соответствуют типажу личности, то изменить их будет намного сложнее, чем в том случае, когда это перенятые или приобретенные взгляды, которые не устраивают и саму личность. На уровне подсознания, любой человек стремится избегать дискомфорта, конфликтных ситуаций и когнитивного диссонанса, поэтому закрывается от тех фактов, которые способны разорвать нить его привычного восприятия. Ведь это повлечет за собой дисбаланс между тем, как человек себя позиционирует и тем, кем он есть на самом деле.

В некоторых случаях мнение индивида и взгляд на его поведение со стороны находят нечто общее и, в таком случае, психологическое воздействие намного более вероятно. Помните о том, что для того, чтобы оказать желаемое влияние на психологическое восприятие ситуации объектом вашего воздействия, необходимо показать свою близость к пониманию его проблем. Человеку намного легче будет воспринять того, кто понимает и поддерживает его, нежели человека, осуждающего и поучающего. Намного легче изменить мировоззрение человека, который не достиг какого-либо консервативного мнения, а все еще находится посередине. Существует определенная система, согласно которой, человеческое восприятие делит информацию. Давайте ознакомимся с ней:

Первый уровень – уровень внимания собеседника. Любой индивид направляет внимание на то, что является для него интересным, то, что соответствует восприятию человека;

После первого этапа информация переходит на стадию восприятия, где все зависит от психологического настроения индивида. В большей части случаев, то, как человек воспримет ту или иную ситуацию, зависит от его психологической установки;

Восприятие на памятном уровне. Человеку свойственно запоминать то, что ему интересно и близко по духу.

Основные методы психологического воздействия.

В первую очередь, стоит учесть те методы, которые влияют на формирование новых социальных необходимостей, возникающих перед индивидом. Для того чтобы создать новые стремления у человека, следует стимулировать его к иному восприятию реальной действительности. С этой целью можно использовать различные средства, наиболее действенными из которых является привлечение его к групповой деятельности. В основе такой деятельности лежит желание человека быть востребованным, нужным в той или иной области. Иногда помогает соотношение себя с другим человеком, который является авторитетом и порождает желание соответствовать. В другом случае, за основу берется желание не отставать от остальных членов группы и выйти на передовые уровни. Как мотивация, здесь может сработать девиз: «Я не отстану от всех» или «Я должен соответствовать установленным стандартам» . Основополагающим фактором в такой ситуации могут быть различные цели, которые преследует личность: поддержание имиджа, соответствие стандартам, желание достигнуть определенного уровня. Необходимо показать человеку, что он может получить желаемое, затрачивая минимум усилий для этого. Тот факт, что человек может испугаться слишком затруднительных обстоятельств, является весомым в формировании его отношения к деятельности.

Необходимо учитывать то, что в основе всех действий человека лежат его желания и ощущения, которые он стремится реализовать в жизни. Если вы стремитесь изменить его отношение или цели, то необходимо правильно выстроить иерархию потребностей. Возможно, индивид имел определенные цели, мотивы или побуждения к тому, чтобы поступить именно так. Вам необходимо разобраться в данной ситуации и оценить все те стороны, которые могут иметь положительное или отрицательное влияние в данной ситуации. Для того, чтобы это осуществить, зачастую используется мотивация путем первоначальных потребностей, таких как, стремление выжить, желание есть или ощущение безопасности. Такой психологический ход довольно распространен в политической сфере, когда кандидаты предлагают восстановление жилищных условий, бесплатные наборы еды или необходимых средств для содержания дома, на основе того, что условия для проживания были ухудшены.

Для того, чтобы восприятие окружающей реальности изменилось на уровне подсознания человека, потребуется изменить все те установки, которые были заложены на протяжении долгого времени. Для того, чтобы изменить структуру восприятия окружающего мира, в первую очередь, необходимо поменять отношение человека к этому миру.

Неопределенность влияет на то, насколько тревожно может воспринять человек новую информацию. Если вы хотите переориентировать индивид на свою точку зрения, то необходимо максимально четко и подробно объяснить ему суть ваших суждений;

Неопределенность также может быть равносильна признанию человека его не востребованности или потерь, поэтому надо осторожно подходить к тому, чтобы объяснить личности, в чем была его ошибка, и что он делал не так. Важно провести разговор, не дискредитируя собеседника и не вызывая у него чувство неполноценности;

Неправильно предоставленная информация может разрушить те факты, которые вы предоставили человеку. Помните о том, что далеко нелегко поверить и переосмыслить своё отношение к жизни на основе чьих-то слов. Поэтому необходимо предоставлять максимально четкие факты, уверенно говорить и владеть своими невербальными способностями;

У каждого человека существуют свои моральные ограничения и свои восприятия социальных устоев. Постарайтесь не нарушать эти границы, в противном случае вы столкнетесь с тем, что человек будет закрываться от вас и негативно относиться к вашим суждениям.

На самом деле, использование неопределённости, как способ воздействия н психологию человек, довольно таки действенный. В такой ситуации у человека разрушаются созданные им самими установки и психологические барьеры. Таким образом, защита ослабевает, и возможность влияния на индивида значительно повышается – человек уже готов воспринять тот факт, который преподносится ему, как альтернатива разрушенным суждениям и приоритетам. Используя дополнительные инструменты воздействия, такие, как мнение окружающих, бытующие суждения и исторические подтверждения, вы легко сможете переосмыслить мировоззрение индивида.

Также не стоит забывать том, что для получения положительной реакции необходимо использовать ассоциативное мышление. Делайте ударение на те моменты, которые вызывают положительные эмоции у собеседника, и тогда, он автоматически будет формировать позитивное отношение и к тем фактам, которые вы ему доносите. Также можно использовать фразы-стереотипы, которые на самом деле способны скрыть окраску того или иного высказывания. Например, для того, чтобы не внушать негативное отношение к какому-либо объекту, можно заменить его название обобщающим словом.

Методы и способы психологического воздействия позволяют выбрать именно тот инструмент, который подойдет в конкретной ситуации при общении с определенным индивидом.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют психологические приемы влияния на людей. Вы узнаете, каковы методы могут применяться при желании оказать воздействие на другого человека. Выясните, как себя вести при общении с собеседником.

Основы

Люди, которые живут вместе, постоянно оказывают друг на друга определенное влияние. При этом они преследуют свои личные мотивы.

Психологическое воздействие – механизмы, способные смоделировать мышление личности.

Воздействие имеет основные факторы:

  • изучение характера;
  • понимание способов реагирования на стресс;
  • поведенческие особенности.

Иногда индивид может ощутить, как кто-то на него оказывает свое воздействие. Это могут быть и рекламщики, менеджеры по продажам, власть, политики и даже близкие люди. Влияние может оказываться, как осознанно, так и происходить на бессознательном уровне. Методика воздействия основывается на способности программирования психики, отключив разум, используя определенные подходы.

  1. Психологическая атака. Ситуация, когда на психику активно воздействуют, при этом задействованы различные приемы, который быстро сменяются. Стремительность действий, которая включает: переменчивое положение тела, речь становится многословной, жестикуляция энергичной.
  2. Программирование. Направленная на одну личность, характерна однозначность слов, позиция пассивная, характерна неподвижность. Подобный способ способствует образованию конкретной последовательности появляющихся мыслей, мнение становится навязанным, поведение стереотипным для конкретной ситуации.
  3. Манипуляция. Характерно наличие двусмысленной речи, хорошо продуманной позиции тела. У человека возникают двойственные образы, которые ставят его в положение выбора. Они его вынуждают измениться в пользу манипулятора. Применяют политики и идеологи.
  4. Психологическое давление. Это воздействие большой интенсивности, берущее за основу представительный образ. Речь становится утвердительной, возражения недопустимыми, указания по типу приказов, положение тела стабильное, устойчивое. Данный метод способствует вынужденному выполнению определенных действий, человека принижают. Может применяться руководителями, органами власти, характерно для армии.

Предлагаю Вашему вниманию методы, которые Вы можете применять при общении с другими людьми, а также понимать, что Вами манипулируют.

  1. Заражение. Метод, основанный на передаче эмоционального настроения одного человека другому. Например, случай, когда один раздраженный индивид с плохим настроением портит его своим близким. Или в ситуации, когда три человека едут в лифте, который застревает, и только один начинает паниковать, следом за ним и у остальных начинаются панические атаки. Не стоит думать, что можно заразиться только отрицательными эмоциями. Такая же ситуация может наблюдаться, если в компании друзей, когда рассказывают веселую историю, один начинает смеяться, остальные также подхватывают его смех.
  2. Внушение. Тут задействован уже не эмоциональный уровень. В главной роли авторитетность, правильно подобранные фразы, визуальный контакт, особая интонация голоса. То есть какой-то человек, имея свои цели, убеждает другого действовать, таким образом, как ему это выгодно. Стоит отметить, что действия однозначно будут провальными, если у манипулятора будет неуверенный голос. Огромное воздействие таким приемом можно оказывать на детей до 12-летнего возраста, а также на неуверенных в себе личностей, и тех, кто склонен к неврозам.
  3. Убеждение. Данный метод основывается на логике, человек обращается к разуму другого индивида. Стоит учитывать, что прием будет провальным, если общение предстоит со слаборазвитой личностью. Нужно понимать, что глупо кому-то что-то доказывать, если он низкоинтеллектуален. Прибегая к данному приему, необходимо учитывать такие особенности: в речи не должно быть никакой фальши, иначе доверие будет утеряно; важно, чтоб высказывания полностью соответствовали образу говорящего; убеждение должно строиться по плану тезис, далее следует довод, после чего доказательство.
  4. Подражание. Больше всего он воздействует на детскую психику и оказывает влияние на формирование личности. Являет собой, как осознанное, так и неосознанное желание копировать другого человека, его поведение, поступки, внешность, образ мышления. Проблема в том, что далеко не всегда подражают хорошим людям. Объект, которому подражают должен отвечать идеалам подражателя в любых ситуациях, тогда его желание походить будет постоянным.

Полезные приемы

Если возникает желание контролировать разговор, нужно обращать внимание на следующее:

  • как можно чаще обращайтесь к человеку, с которым ведется диалог, называя его по имени;
  • при встрече с индивидом, проявляйте искреннюю радость, чтобы каждый раз, видя Вас он испытывал положительные эмоции;
  • вызывайте расположение своего собеседника, повторяя его движения, мимику, жесты и даже интонацию, но не нужно слишком открыто действовать;
  • уже с первой встречи необходимо обратить внимание на цвет глаз партнера по разговору, большое значение имеет визуальный контакт;
  • льстить можно, но делать это необходимо с большой аккуратностью — правильный комплимент располагает к себе, но излишнее использование лести приведет к обратному эффекту.

Вы можете обратить внимание на то, как собеседник к Вам относится, используя такие приемы.

  1. Когда индивид смеется, он обязательно переводит взгляд на симпатичную для него особу.
  2. О том, что индивид, с которым Вы общаетесь, положительно к Вам настроен, может указывать его обувь, смотрящие на Вас носки. Если же они направлены в другую сторону, то такой индивид желает, как можно быстрее прекратить беседу.
  3. Нужно стать хорошим слушателем высказываний и мыслей оппонента, позволять собеседнику выговариваться. В дальнейшем сможете использовать данную информацию так, как Вам необходимо.

Если хотите воздействовать на собеседника, прибегайте к следующим приемам.

  1. Если имеет место спор, не нужно повышать голос. Как только оппонент выскажется — ощутит себя опустошенным и провинившимся. Этим моментом можно воспользоваться и убедить его в том, что он был неправ.
  2. Если Вы знаете, что общаетесь с лгуном, то раскрыть его истинные намерения можно, используя в разговоре паузы. Молчание способствует тому, что индивид, который что-то скрывает, начнет вставлять в эти паузы свои настоящие мысли.
  3. Никогда не начинайте фразу с отрицания. Вместо того, чтобы сказать «Не хочешь пойти в кино?», нужно – «Пошли в кино!». Когда произносится первый вариант, собеседник сразу программируется на отказ.
  4. Не допускайте фраз, которые указывают на неуверенность в себе.
  5. Без повода не извиняйтесь.
  6. Не начинайте разговор со слов сомнения, например, «мне кажется…».
  7. Если хотите, чтобы собеседник дал положительный ответ, то можно прибегнуть к правилу «трех да». При общении нужно партнеру по диалогу задавать вопросы, на которые он не сможет ответить «нет». После того, как три раза подряд он будет вынужден дать утвердительный ответ, ему задается основной вопрос, который интересует манипулятора, и собеседник отвечает положительно.
  8. Сильные аргументы. Человек, который хочет кого-то в чем-то убедить, должен заранее подготовиться, подобрать все возможные аргументы. В первую очередь, выдвигаются самые сильные из них, затем средние, после чего добавляются снова сильные. Слабые и вовсе не нужно применять.

Теперь Вам известно, каково психологическое влияние на человека может оказываться. Вы знаете, какие способы, а также приемы при этом применяются. Помните, что каждый день личность может поддаваться какому-то давлению, подчиняться чужой воле. Будьте предельно осторожны, сумейте вовремя распознать, если кто-то манипулирует Вами.