Деньги

Рабочая программа дополнительного образования воскресной школы "изо". Программа по рисованию

Тема: «Крест Господень».

Урок 1–2.

Цели: Формирование представления о Кресте Господнем, как орудии спасения.

Теоретическая часть.

Знакомство с формой православного креста, крестами другой формы.

Изображение православного креста, как центра декоративной композиции к празднику Воздвижения Креста Господня.

Анализ декоративных элементов, которые можно использовать для завершения композиции.

Практическая часть.

1-й урок: Подготовительный рисунок композиции «Крест Господень»

2-й урок: Завершение работы в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, акварельные краски (по выбору).

Тема: «Праздничная открытка».

Цели: Развитие кругозора, формирование представлений об истоках славянской культуры (письменности, книгопечатания, шрифта).

Знакомство с плакатной графикой, шрифтовым плакатом.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 3–4. «Буквица» (инициал).

Теоретическая часть.

1) Из истории развития письменности:

История шрифта;

Создатели славянской азбуки св. братья Кирилл и Мефодий.

2) Из истории книгопечатания:

Первые рукописные книги на Руси;

Типография Федорова, первого книгопечатника на Руси.

Анализ формы, орнаментики и цветового решения инициала в рукописных книгах.

Практическая часть.

3-й урок: Выполнение рисунка «буквицы»(инициала) в карандаше.

4-й урок: Орнаментальное решение буквицы, работа в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, линейка, фломастер, акварельные или гуашевые краски (по выбору).

Урок 5. Монограмма.

Теоретическая часть.

Из истории развития письменности.

Виды шрифтов. Старославянская вязь.

Анализ вариантов композиции из нескольких букв.

Практическая работа.

Выполнение рисунка монограммы из первых букв своих имени и фамилии в цвете.

Материал: Бумага, карандаш, фломастер, акварель.

Урок 6. Шрифтовой плакат.

Теоретическая часть.

Из истории плакатной графики.

О композиции шрифтового плаката.

Практическая часть.

Выполнение надписи «С Рождеством Христовым!» церковно-славянским или рубленым шрифтом в цвете.

Материалы: Альбомный лист, карандаш, линейка, фломастеры, гуашь.

Тема: «Православный храм».

Цели: Формирование представлений об архитектуре, ее видах, храмовой архитектуре.

Закрепление знаний по перспективе.

Развитие творческих способностей, пространственных представлений, зрительной памяти.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 7–8. Знакомство с храмовой архитектурой.

Теоретическая часть.

Из истории храмовой архитектуры:

Анализ конструкции и пропорций различных храмовых сооружений.

Из истории нашего храма Рождества Христова.

Анализ конструкции и пропорций нашего храма.

Фронтальная и угловая перспектива куба.

Анализ вариантов композиции рисунка.

Практическая часть.

Выполнение рисунка храма Рождества Христова в карандаше (сбоку, в три четверти или спереди).

Материалы:

Бумага, карандаш, линейка.

Тема: «Красота Божьего мира».

Цели: Формирование эстетического чувства при восприятии живой природы и живописных работ пейзажного жанра.

Развитие репродуктивных навыков и творческих способностей, развитие глазомера, композиционного чувства.

Закрепление навыков в работе красками.

Урок 9. Зимний пейзаж.

Теоретическая часть.

Анализ произведений живописи с зимней тематикой.

Сравнение цветовой гаммы в картинах и природе.

Практическая часть.

Выполнение живописной работы «Зима в лесу» без прорисовки карандашом.

(Под диктовку педагога).

Материалы: Бумага, гуашевые краски, палитра, кисти.

Тема: «Твой небесный покровитель».

Цели: Формирование представлений о небесном покровителе.

Знания о портретном жанре, видах портрета, пропорциях фигуры ангела и деталей его одежды.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 10–11. День Ангела.

Теоретическая часть.

Анализ пропорций фигуры, лица, крыльев, прически, деталей костюма ангела.

Анализ художественных портретов: поплечных, погрудных, поясных и в полный рост.

Анализ вариантов композиции рисунка Ангела (по выбору).

Практическая часть.

9-й урок: Выполнение рисунка Ангела в карандаше.

10-й урок: Цветовое решение рисунка.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, цветные карандаши, акварель или гуашь по выбору.

Тема: «Праздник Рождества христова».

Цели: Формирование навыков в композиционном решении поздравительной открытки.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 11–12. Праздничная Рождественская открытка.

Теоретическая часть.

Использование знаний и умений в разработке композиции открытки с изображением зимнего фона, храма, ангелов трубящих, праздничной надписи.

Анализ вариантов размещения элементов композиции на листе бумаги.

Анализ цветового решения композиции.

Практическая часть.

Выполнение рисунка открытки в карандаше и цвете.

Использование украшающих элементов (блесток).

Материалы : Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору, блеск, мишура.

Тема: «Человек – вершина творения Господня».

Цели: Формирование представлений о человеке как вершине Божиего творения.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом.

Урок 13. Фигура человека.

Теоретическая часть.

Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении.

Практическая часть.

Наброски и зарисовки фигуры человека в движении.

Материалы: Бумага, простой карандаш.

Тема: «Защитники земли Русской».

Цели: Формирование представлений о человеке как вершине творения Господня, о героизме как проявлении духовной силы человека, формирование патриотических чувств.

Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении.

Знания из истории Отечества, символики, детелях одежды и снаряжения русского воина.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 14. Праздник «День Защитника Отечества».

Теоретическая часть.

Факты из истории нашей Родины о святых героях: Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском, героях ополчения Минине и Пожарском и др., героях Великой Отечественной войны.

Анализ одежды и вооружения русского воина, обмундирование современных солдат разного рода войск, некоторые виды орудий, транспортных средств (конь, танк, бронетранспортер).

Анализ произведений изобразительного искусства, изображающих богатырей, и на темы гражданской и Великой Отечественной войны.

Анализ вариантов композиции «Защитник Отечества» или «Мой папа (брат) в армии».

Практическая часть:

Выполнить рисунок в цвете фигуры русского богатыря или современного воина с элементами вооружения.

Материалы:

Тема: «Домашний очаг. Семья».

Цели: Формирование понятий о семье, как малой церкви.

Знание особенностей русского деревянного зодчества, интерьера русской избы, дворца.

Знание законов фронтальной перспективы, умение рисовать интерьер во фронтальной перспективе.

Развитие пространственных представлений.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 15. Интерьер – внутренняя часть здания.

Теоретическая часть.

Интерьер русской избы, дворца. Современные интерьеры. Особенности заполнения и оформления интерьера.

Фронтальная перспектива интерьера.

Цвет в интерьере.

Практическая часть.

Рисунок интерьера собственной комнаты (сюжета) во фронтальной перспективе.

Материалы: Бумага, простой карандаш, линейка

Тема: «Праздник Пасхи».

Цели: Формирование благоговейного «пасхального» чувства при вспоминании Воскресения Христова.

Формирование эстетического чувства в выборе композиции поздравительной открытки, ее элементов, цветового решения.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 16–18. Пасхальная открытка.

Теоретическая часть.

О праздновании Пасхи в церкви и дома.

Анализ Пасхальной атрибутики (храм, яички, кулич, пасха, вербочки).

Анализ вариантов композиции открытки с включением интерьера комнаты, атрибутов праздника, ангелов и праздничной надписи.

Практическая часть.

Урок 16: Выполнение рисунка яичка с декоративным орнаментом и буквами Х.В. в цвете.

Урок 17: Выполнение в карандаше композиции рисунка праздничной открытки с включением фронтального интерьера с окном.

Урок 18: Выполнение открытки в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору.

(Программу составила учитель изобразительного искусства

Миненко Ирина Анатольевна)

Группы Д-2 и Н-1.

Педагог : Соболева Мария Львовна

Программа предмета по выбору:
Художественно-изобразительный кружок

Художественное образование — один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника — создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Занятия художественным творчеством в Воскресной школе тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем. Так же предлагаются темы близкие детям 5−8 лет (например: зимний пейзаж, домашние питомцы).

Цель предмета

Развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи.

Задачи

  1. Закрепление материала, изученного на вероучительных предметах.
  2. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
  3. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
  4. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т. д.
  5. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
  6. Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
  7. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д. ).
  8. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

Тематическое планирование

  1. Моя семья
  2. Осенние цветы. Рисуем астры.
  3. Осенний пейзаж. Аппликация из цветной бумаги
  4. Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок
  5. Животный мир. Работа с бумагой
  6. Натюрморт — фрукты
  7. Домашние любимцы. Лепим из пластилина
  8. Рождество: Ангелы явившиеся пастухам. Работа с бумагой.
  9. Домашние животные
  10. Волхвы. Аппликация
  11. Святки, катание на санях
  12. Гирлянда из снежинок
  13. Елочные украшения к Рождеству
  14. Рисуем пейзаж Рождественская ночь
  15. Снежинки (декоративное рисование).
  16. Крест Декоративное рисование
  17. Рисуем крупой. Зимний пейзаж
  18. Тема доброты — портрет доброго человека
  19. Сретение Господне Птенцы голубиные, аппликация с использованием шерсти.
  20. Дружба — портрет моего друга
  21. Наш храм. Рисуем красками
  22. Открытка подарок для папы
  23. Открытка подарок для мамы
  24. Первые весенние цветы
  25. Пасхальные узоры (роспись яиц)
  26. Пасхальная открытка.
  27. Пасхальный подарок (коллективная работа)
  28. Обобщающее занятие

Литература

  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 — 4 кл. /Скребцова М. А. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Дрезнина М. Г. «Каждый ребёнок — художник». М., 2002
  3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа «. М., 2006
  5. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. — 1991. — № 6. — с. 45.
В программу обучения входит:
-живопись (техника работы с красками);
-рисунок (техника работы с карандашом);
-прикладное творчество (поделки ручной работы).

Специальная программа обучения позволит легко развить навыки рисования и мелкой моторики, творческие способности и креативное мышление ребенка. Программа формирует интерес к творчеству.
Она развивает воображение, фантазию, эмоциональную отзывчивость.
Гармонизирует ребенка (перевозбужденного – может успокоить, заторможенного – «разбудить»).
Помогает тренировать внимание, память, мышление как таковое, а также, трудолюбие и самостоятельность.
Формирует навыки изобразительной деятельности.

На каждом уроке мы узнаем что-то новое, разгадываем загадки, беседуем. ТАЛАНТ ЕСТЬ В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ! ГЛАВНОЕ — ЕГО ПРАВИЛЬНО РАЗВИТЬ!

Очень часто после урока я слышу от родителей: “Не может быть! Дома мой ребенок ТАК не рисует! Да он же не умеет! Это Вы за него нарисовали)))” НЕТ! Я не рисовала. Просто когда ко мне на урок приходят маленькие ученики — я вижу в них взрослого человека, абсолютно талантливого, я искренне ВЕРЮ в их способности, а самое главное никогда не забываю, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ РИСОВАТЬ. Надо только немного помочь ему раскрыться.

Ругать или не ругать ребенка за неудачу? За то, что у него что-то не получилось? ХВАЛИТЬ!!! Мы ругаем, потому-что они не оправдывают НАШИ ожидания. Вполне вероятно, что ребенок приложил ВСЕ СВОИ усилия, а у него просто не получилось…. А мы сразу думаем, что не старался и начинаем ругать. В итоге отбиваем полностью желание продолжать делать что-либо дальше. И вырабатываем боязнь делать ошибки. К ошибкам ребенка надо подходить по другому!!! Не нужно выплескивать свое негодование, свою усталость после тяжелого рабочего дня, злясь на неоправданное ожидание!!! Что же нужно делать? Нужно сначала отметить все ЛУЧШЕЕ в данной работе, что сделал ребенок. Не может быть, что ВСЁ плохо. Обязательно есть что-то хорошее. И Вы, как опытный и взрослый человек должны это увидеть и показать, похвалить ребенка. И вообще, малыш видит, то что он изобразил, совсем не так как мы. Здесь не может быть никаких штампов. Наоборот, в маленьком художнике нужно развивать индивидуальность, а не так, если рисуем что-то,то у всех должно быть все одинаково. Каждый человек, даже самый маленький имеет право выражать свои мысли по-своему.

В нашей изостудии мы стараемся следовать именно этому.

А самое главное- никогда не занимайтесь с малышом творчеством, если у вас нет настроения. Дети эмоционально очень восприимчивы: ребенок не будет рисовать, если не чувствует вашей увлеченности. Одна девочка очень часто напевает во время рисования, выражая тем самым полет своей души. Да и некоторые родители тоже не могут усидеть, стремятся внести свои поправки в рисунки детей, особенно папы. На открытии воскресной школы состоялась наша первая выставка работ. С 7 по 14 октября рисунки детей находились на выставке в детском саду № 25 г. Липецка. В настоящее время планируются новые выставки. Посмотрите наши работы – двух одинаковых у нас нет!!!

Начиная преподавать рисование в воскресной школе, я столкнулась с двумя проблемами: отсутствием учителей с соответствующей специальностью и с наличием специфической тематики. Поэтому уроки рисования в воскресных школах часто сводятся в лучшем случае к попыткам реалистичного изображения храмов и житийных сцен, в худшем дети сидят, пыхтя над распечатками раскрасок на те же темы.

Думаю, не обязательно темы всех уроков по ИЗО в воскресной школе сводить к околоприходской тематике, но нить христианского образа жизни упускать тоже не стоит. Поэтому я посчитала полезным делиться нашими наработками.

Есть две крайности, в которые может впасть преподаватель в воскресной школе: излишняя сухость, наукообразность урока и чрезмерное панибратство, пускание процесса на волю волн. Давать конкретные знания необходимо, но и поразмышлять вместе, выслушать детей очень важно. Важно научиться и научить видеть красоту Божьего мира в простых повседневных вещах. И я очень рада, что мне ни разу не удалось «дать теорию» гладко и по пунктам. Значит, есть процесс осмысления. Очень хорошо, когда дети задают вопросы, а ведь бывает, что понятия, как бы всем известные и кажущиеся очевидными, не обсуждаются и обрастают в детской голове большим количеством мифов и фантазий. Помню, читала историю про мальчика, которому первые слова молитвы Господней слышались как «Очи наши». Дескать, Господь – это такие большие глаза, которые на нас с неба смотрят.

Поэтому остановимся сегодня на чисто церковном, возвышенном и загадочном явлении – на монашестве. Дети верующих пап и мам бывают в монастырях: родители едут приложиться к святыне, искупаться в святом источнике, испросить духовного совета у людей сугубо молящихся. И берут с собой детишек. Всё ли дети понимают правильно? Это откроется в ходе работы. Мы выполним коллективное изображение в технике аппликации.

Первым делом рассмотрим фотографию какого-нибудь монастыря (здесь Задонского Рождество-Богородицкого), чтобы понять внешнее устроение храма и колокольни.

Источник: smotra.ru

Обговорим основные особенности монашеской жизни: что монастыри бывают женскими и мужскими, что монахи не женятся, для того чтобы много времени проводить в молитве и часто бывать на богослужениях, для чего в монастыре обязательно есть храм. Одежда у монаха особенная, длинная, наглухо застёгнутая. Нижнее одеяние – подрясник, верхнее – мантия. Под одеждой на теле монахи имеют параман – плат с изображением Голгофского креста, носимый на четырёх шнурах таким образом, чтобы шнуры на груди также образовывали крест. Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом. Головной убор монаха называется клобук и имеет вид цилиндра и прикреплённого к нему чёрного покрывала, разделяющегося на три части, которые спускаются по плечам и спине до пояса. Для отсчитывания молитв монах имеет чётки – шнур, замкнутый в кольцо, с нанизанными на него бусинами.

Для начала достаточно, поэтому приступаем к творческому процессу. Нам потребуется:

— большой лист тонированной бумаги для рисования пастелью или упаковочной,

— белая офисная бумага,

— упаковочный картон,

— из цветной бумаги берём чёрную и «золотую» (а можно и фольгу от шоколадки),

—клей-карандаш и ПВА,

— фломастеры,

—гелевая ручка серебристого цвета.

Теперь на большом листе нам надо определить линию горизонта и заполнить «земную» часть снегом, ведь сейчас зима! Часто в воскресной школе группа детей разновозрастная, поэтому используем принцип разделения труда. Снег пусть изобразят малыши: просим их порвать на полоски белую бумагу и намазать её клеем-карандашом. Наклеиваем полоски на основу горизонтально, оставляя для неба меньшую часть листа. В это время силами старших детей снимаем с упаковочного картона верхний слой бумаги и получаем отличный «строительный материал» для храма и колокольни, купола которых «золотим» с помощью цветной бумаги соответствующего цвета. Архитектурные элементы довольно тяжёлые, поэтому для их фиксации на листе используем клей ПВА.

Остаётся самое интересное: портреты людей на переднем плане. Для вдохновения мы показываем детям фотографию керамики из Новоголутвинского женского монастыря, изображающей монахинь.

Фигуры людей делают все, кто ещё не устал. Мы берём чёрную бумагу и вырезаем заготовки для фигур, а лица и руки рисуем на белой бумаге, вырезаем и приклеиваем к основе. Все кресты, а также чётки выполняются серебристой ручкой. Чтобы как-то заполнить промежутки между нашими основными объёмами, рисуем деревца на земле, а по небу пускаем облака из кусочков белой бумаги.

Так и не сойдясь в окончательном решении, рисовать монахов или монахинь, дети выдают мне и тех, и других. Ладно, матушки налево, батюшки направо! Наблюдаю ещё одну неувязку: одна девочка всё-таки изобразила своей монахине маленький свёрточек на груди, похожий на дитя в слинге. Что делать, объясняю, что при монастырях бывают детские приюты для сирот, и монахини в таких случаях принимают участие в воспитании детей. Нашлось объяснение и для присутствующих в женском монастыре двоих монахов. Они приехали на праздник в гости. У одного из них есть наперсный крест, значит этот монах ещё и священник – иеромонах. Такой же крест есть и у одной из матушек – это настоятельница монастыря. Она вышла самой весёлой, хоть и покрасневшей от мороза. Наверное, больше всех хлопотала на улице! Эх, тяжело быть начальницей!..

Вот собрались взрослые и обсуждают, на какой из монастырей похоже наше изображение.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

8 Comment threads

3 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Рисование.

Рассказывает Мария Масунова-Короткина,
художник, преподаватель рисования в нашей воскресной школе:

В нашей воскресной школе каждую неделю проводятся занятия рисованием для детей от 4-х лет и старше. Время занятий примерно около часа. Как раз столько, сколько нужно мамам и папам что бы принять участие в приходской трапезе и беседе.

Занятия рисованием решают сразу три задачи.

О первой задаче пишет митр. Антоний (Сурожский): У себя мы 38 лет тому назад создали приходскую школу, и она с тех пор растет. Два раза в месяц после Литургии бывает урок; потом детей водят играть в соседний парк, что бы они друг с другом ближе знакомились. Очень важно, что бы они составили семью, которая в будущем будет приходской общиной... Бывают занятия по предметам веры в группах, занятия по рукоделию, спорт, походы. И это создает между детьми отношения, позволяющие им, когда они подрастут и дойдут до возраста, в котором подростки бунтуют против родителей, делиться своими впечатлениями или искать совета и помощи не в школе или на улице, а идти к своим товарищам по лагерю, по воскресной школе, то есть по Церкви, в конечном итоге, - и получать, конечно, совершенно иного рода ответы.

Вторая задача - освободить родителей, что бы они тоже могли учувствовать в приходской жизни, а не только "пасли" своих детей.

И третья, наверное, самая важная задача - развить у детей образное мышление, умение видеть и наблюдать.

Почему именно рисованием, а не другими предметами, чаще всего занимаются с детьми в воскресных школах? Дело в том, что это самый просто и доступный способ развить у детей образное мышление. Ведь одна из задач рисования (независимо от того, кто ты, взрослый художник или ребенок) - изобразить на плоскости трехмерное (объемное) пространство. Это трудно для ребенка, поэтому он, рисуя, обычно не знает, что получится на выходе.
Но рисующие дети по своему развитию отличаются от своих сверстников. Они лучше умеют анализировать и сосредотачиваться. Они учатся наблюдать и видеть предметы и людей не сами по себе, а соотношение этих предметов в пространстве.
Естественно, что рисующим детям приходится обращать внимание на красоту окружающего Божьего мира. Ведь как человек не старался на протяжении многих веков (особенно ХХ века) уничтожить эту красоту, все равно она есть. Я не знаю других, таких приятных и легких способов объяснить маленькому человеку, что в жизни очень важно уметь видеть и наблюдать. Это не значит, что не нужно уметь слушать и общаться, петь или читать… Но все эти умения вместе, наверное, и дают человеку правильную картину мира, в котором есть не только наши мелкие и крупные неприятности, но есть и вещи, которые над нами, которые выше нас. И осознание этого может быть одним из путей, приводящих человека к Богу.
От всех остальных предметов рисование отличается тем, что оно всегда работает на результат. Это очень важно для маленьких детей, потому что они пока еще не понимают, как это можно трудиться и не видеть плодов своего труда. А тут все сразу: поработал 3-4 занятия - и есть успехи. И не просто тебе сказали, что ты молодец, а этот успех можно увидеть и показать другим.
Наверно поэтому практическая психология любит использовать рисование в качестве лекарства от многих неприятностей.
Поэтому все воскресные школы и занимаются с детьми рисованием. Это детям в радость, это им не надоедает, они не устают, ну а о пользе таких занятий я уже сказала.

Есть ли зависимость между тем, что и как ребенок рисует и особенностям и его личности и настроения? Родители разных детей задавали мне примерно такой вопросы. Например, один психолог напугал маму тем, что если рисунок в черных и коричневых тонах (мрачный), значит что-то не в порядке или с ребенком, или в семье. Дорогие мамы и папы, не верьте! Вначале проверьте, как лежат краски у вашего малыша. Понаблюдайте: может он просто не может дотянуться до ярких красок или ему лень это делать? Может быть, не хватает света, а когда рисуешь в темноте, все становится чернее и мрачнее? Можно назвать и много других самых разных бытовых, но никак не психологических причин. Поэтому, пожалуйста, не анализируйте рисунки ваших детей с точки зрения психологии. Это заведомо неверная оценка. Сами психологи говорят, что их критерии не применимы к художникам. А ведь все наши дети художники. Поэтому психоанализ тут просто не применим.
Поясню это еще одним примером. Если сравнить цветовую гамму Рембрандта и Пикассо, то получится, что Пикассо - светлый, радостный и добрейшей души человек, а Рембрандт - мрачный и угрюмый человеконенавистник. Но ведь на самом деле все наоборот. В живописи черным и коричневым цветом можно выражать добро и радость, а красным и желтым испортить настроение.

Пускай дети рисуют, как рисуют.

Это их восприятие мира, их личное отношение с ним. И очень важно помнить, что мы со своим взрослым восприятием можем помешать ребенку, если начнем говорить ему, что он рисует неправильно и непохоже. Рисовать "похоже", он просто не умеет (этому долго надо учится), а как правильно, порой мы и сами не знаем. Поэтому, пока у детей есть желание рисовать, надо предоставить им эту возможность. Сейчас они это делают с радостью, а пройдет какое-то время, они станут взрослее и все больше и больше начнут обращать внимание на реакцию окружающих людей и подстраиваться под то, "что другие скажут". И тогда ребенок перестает рисовать, он говорит, что не умеет, боится, ему становится неинтересно. Это происходит со всем детьми, и ничего тут не поделаешь. Начинается подростковый возраст с другими интересами и проблемами. Начинается взросление. И тут уже нет места детскому рисованию с вечными "принцессами, машинами-танками" и сказочными персонажами. Это значит - детство закончилось.