Интернет

Расцвет и закат любви. «Крик» Эдварда Мунка: Почему эти картины считаются проклятыми

Эдвард Мунк - краткая биография

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия - 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия - норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Самая известная работа Мунка - картина «Крик», точнее, это была серия схожих картин. Изначально картина называлась «Отчаяние». Образ ужаса с этой картины, который Мунк оттачивал до конца своей жизни, сейчас служит одним из символов концептуального искусства вообще.

Биография

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни - старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года - живописец Кристиан Крог. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно. Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» - своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметно. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», - сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

В честь Мунка назван кратер на Меркурии.

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло ) — норвежский художник с тревожным, северным, обреченным, пророческим мироощущением, которое и легло в основу его живописного стиля — экспрессионизма.

Особенности творчества художника Эдварда Мунка: большую часть жизни Мунк работал над большим циклом« о любви, жизни и смерти», который он назвал« Фриз жизни». В него входят все самые известные и знаковые работы художника. Трагические, нервные, обреченные, полные оправданных и необъяснимых предчувствий, его картины выстроены на жестком контрасте цвета, резкости форм, неотвратимой ритмичности композиции.

Известные картины Эдварда Мунка: «Крик », «Вампир », «Девушки на мосту », «Мадонна », «Четыре возраста в жизни ».

Норвежский художник Эдвард Мунк — человек севера: со сложным противоречивым характером, со слабым здоровьем и повышенной чувствительностью к переменам природы и погоды. Только здесь, на севере, мог зародиться и экспрессионизм — страстный, нервный, глубокий, оппонирующий легкому южному импрессионизму.

Несколько странностей Мунка

Мунк ненавидел писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти, не любил цветов у себя в комнате, не переносил процесса их увядания, в простых поступках друзей видел происки врагов… Больной, подозрительный, раздражительный, но при этом невероятный рассказчик с острым чувством юмора, завсегдатай собраний творческой элиты Осло, Берлина и Парижа.

Эдвард Мунк был очень привлекательным мужчиной, но на автопортретах всегда безжалостно прибавлял себе несколько лет и морщин, смотрел с полотен жестко и всегда без улыбки.

Барышни безвозвратно теряли голову от его импозантной викинговской внешности в сочетании с загадочной скромностью, но сам Мунк сбегал от женщин, которые и так совсем ненадолго появлялись в его жизни. Иногда буквально — сбегал. Например, молча вставал и просто пересаживался на другой поезд посреди медового путешествия.

Критики не щадили Мунка: издевательства над его художественными приемами и отдельными картинами были ядовитыми и изощренными. Но при этом его можно назвать настоящим счастливчиком — он продал первые картины в 18 лет и стал первым норвежским художником, чья персональная выставка прошла в Осло. Мунку было тогда всего 26!

Он был внутренне связан с морем, как истинный норвежец, считал, что море должно быть видно из любой точки города, но когда поселился наконец в собственной усадьбе Экелю, обнес открытую мастерскую 4-метровым забором.

Странности характера и поведения художника — это проявления внутренней свободы, искреннего и не связанного канонами творчества. «Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви», — мечтал Мунк. Так и есть, снимают шляпы.

Страх жизни

В центре Осло, в доме на улице на Пилестредет, где прошло детство Мунка, во всю кирпичную стену — одна из самых замечательных репродукций« Крика». Черной краской по необработанному кирпичу. Все очень верно и уместно: источник мунковского беспокойного, нервного мироощущения именно здесь, в детстве.

Когда-то дома было весело, отец рассказывал чудесные истории, мама была жива. Эдварду было 5 лет, когда она умерла и когда папа перестал выдумывать сказки и начал читать Библию. Через 9 лет умерла и 15-летняя сестра София. Болезнь и страх — два самых сильных и прочных ощущения детства, да и всей последующей жизни.

С 1879 года Эдвард дисциплинированно учится на инженера, но ему понадобится всего год, чтобы понять: он хочет быть художником. Одна из самых главных женщин в жизни будущего художника — тетя Карен. Это она дает ему первые уроки рисования и уговаривает недовольного отца, военного врача Кристиана Мунка, дать молодому человеку шанс исполнить мечту.

Рождение любви

И тогда начинается настоящая жизнь, легкая, пьянящая, свободная. Уже в 1881 году Эдвард учится в королевской школе рисунка, продает первые картины, снимает студию вместе с друзьями прямо в центре Осло, а через несколько лет получает государственную стипендию и продолжает обучение во Франции. Стипендии будут сыпаться одна за другой, давая возможность молодому художнику жить попеременно в Ницце, Норвегии, Берлине, Париже и создавать самые первые скандальные и гениальные полотна: «Больная девочка », «На следующий день ».

Каждая из этих картин вызывает излияния яда и негодования со стороны критики: «…это не руки, а рыба в креветочном соусе» , «…доколе пьяным проституткам Мунка дозволено будет отсыпаться в Национальной галерее» и в том же духе.

Со скандалом открылась и быстро закрылась и первая персональная выставка Эдварда Мунка в Берлине в 1892 году. Но с каждым новым скандалом к художнику приходит признание и уважение коллег, друзей-литераторов, известных и богатых ценителей искусства.

Расцвет и закат любви

В 1891 году в Берлине Мунк начинает работу над самым главным, сложным и неоднозначным, произведением — «Фризом жизни», работа над которым продлится 30 лет. В эту симфонию жизни, смерти, страха, любви и наслаждения войдут все его самые знаменитые картины: «Крик », «Мадонна », «Пепел»( , ) и еще десятки. И впервые в задуманной художником последовательности они появятся в галерее Берлинского Сецессиона в 1903 году.

Мунк с удовольствием вливается в богемные собрания литераторов и художников, приводит в литературный кружок« У черного поросенка» рыжеволосую красавицу Дагни Юэль, которая надолго станет его музой и натурщицей для самых чувственных картин, а потом — женой мунковского друга Пшебышевского. Он увязает в своем самом мучительном, сладком и долгом романе с красоткой Туллой Ларсен, который закончился попыткой Туллы покончить с собой и простреленным пальцем Мунка.

С рождения болезненный и впечатлительный, страдающий от одиночества и мании преследования, художник не выдерживает испытания алкоголем и людьми и в 1908 году ложится в больницу с нервным срывом.

Смерть

С 1913 года начинаются поистине успешные годы художника Мунка, что, впрочем, не делает его счастливым и спокойным. С картинами он расстается трудно, удачные продает с болью, неудачные с отчаяньем. Цены на его работы растут с каждым годом, и он запросто мог бы стать миллионером. Мунка приглашают расписывать актовый зал университета в Осло, ратушу, театр, создавать декорации к ибсеновским пьесам, его зовут с выставками в Париж, Вену, Прагу, Мюнхен, Дрезден, Копенгаген, В Англию и даже в Америку.

Но умрет Эдвард Мунк в 1944 году в одиночестве, в своем особняке, в городе, оккупированном немцами. Теми немцами, которые, оказавшись у власти, брезгливо избавились от полотен Мунка, распродав их из немецких музеев в частные коллекции.

Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье.

Эдвард Мунк биография и творчество

Будущий художник Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 в городе Летен в семье военного врача. В 5 лет он лишился матери, а позже и сестры.

Мунк в 1879 году поступает в техническую Высшую школу в Осло. Но вскоре понял, что это не его и поступил в Государственную академию искусств и художественных ремесел. Его преподавателями были скульптор Миддльтун и живописец Кристиан Крог.

Эдвард Мунк в 1885 году совершает поездку в Париж и посещает последнюю выставку импрессионистов. В это время также он создал первую свою картину, которая стала широко известной — «Больная девочка». А его персональная выставка состоялась в 1889 году. Благодаря академической стипендии он смог уехать в Европу и проживать в Берлине и Париже.

Мунк, пребывая в Германии, вместе с берлинскими художниками организовывает выставку. Но картины Эдварда спровоцировали скандал, и она досрочно была закрыта.

В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти». Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. В 1902 году друзья Мунка и его девушка решили разыграть его и инициировали смерть возлюбленной. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Впоследствии в 1908 году художник попал в копенгагенскую психиатрическую клинику с душевным расстройством. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать.

С 1909 года резко меняется его стиль рисования, появляются резкие, яркие и контрастные цвета. В 20-тых годах ХХ столетия у Мунка обнаружился глазной недуг, из-за которого Эдвард практически перестал писать. Персональные выставки художника в крупных европейских городах стали организовываться в последние года его жизни. В 1933 году его приняли в кавалеры Большого креста ордена Святого Олафа.

«Такое мог написать только сумасшедший» - эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».

С этим утверждением сложно поспорить, особенно учитывая тот факт, что живописец и в самом деле около года провел в лечебнице для душевнобольных. Но хотелось бы немного дополнить слова экспрессивного критика: такое, действительно, мог нарисовать только сумасшедший, вот только псих этот явно был гением.

Еще никому и никогда не удавалось выразить в незамысловатом образе столько эмоций, вложить в него столько смысла. Перед нами настоящая икона, вот только говорит она не о рае, не о спасении, а об отчаянии, безграничном одиночестве и полной безнадежности. Но для того чтобы понять, как Эдвард Мунк пришел к своей картине, нам нужно немного углубиться в историю его жизни.

Пожалуй, очень символично, что художник, оказавший огромное влияние на живопись ХХ века, родился в стране, которая была настолько далека от искусства, всегда считалась провинцией Европы, где само слово «живопись» вызывало больше вопросов, чем ассоциаций.

Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне - столице государства Осло) на другой. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается.

Болезнь и смерть - вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать, и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.

«Болезнь, безумие и смерть - три ангела, преследовавшие меня с самого детства» , - писал живописец позднее в своем личном дневнике.

Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы.

Единственным человеком, который пытался успокоить несчастного запуганного мальчика и дарил ему столь нужную материнскую заботу, была его сестра Софи. Но, похоже, Мунку на роду было написано терять все, что дорого. Когда художнику было пятнадцать, ровно через десять лет после смерти матери, сестра умерла. Тогда, наверное, и началась его борьба, которую он вел со смертью с помощью искусства. Потеря любимой сестры была положена им в основу первого шедевра, картины «Больная девочка».

Стоит ли говорить, что провинциальные «ценители искусства» из Норвегии в пух и прах раскритиковали это полотно. Его называли незаконченным этюдом, упрекали автора в небрежности… За всеми этими словами критики упустили главное: перед ними была одна из самых чувственных картин своего времени.

Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Именно это мы и видим на данном полотне.



Выделяется только лицо девочки, а точнее - ее глаза. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство - это всегда взгляд за спину смерти.

И хотя норвежский художник стремился смотреть дальше смерти, она упорно стояла перед его глазами, стремилась обратить внимание на себя. Смерть старшей сестры послужила толчком для рождения его таланта, но расцвел он на фоне еще одной семейной трагедии. Именно тогда Мунк, до этого момента увлекавшийся импрессионизмом, пришел к абсолютно новому стилю и стал создавать картины, принесшие ему бессмертную славу.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. С того момента он был абсолютно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.

Уже получивший признание во Франции и внешне красивый живописец пользовался огромным успехом у женщин. Вот только сам он избегал любых долгих романов, думая, что такие отношения лишь приближают смерть. Доходило до того, что во время свидания он, не объясняя причин, мог встать и уйти, а потом больше никогда не встречаться с покинутой им женщиной.

Достаточно вспомнить картину «Созревание», известную еще под названием «Переходный возраст».



В восприятии Мунка сексуальность - это могучая, но темная и опасная для человека сила. Неслучайно тень, которую фигура девушки отбрасывает на стену, выглядит так неестественно. Она, скорее, напоминает призрак, злой дух. Любовь - это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке. Так о любви не говорил еще никто! Цикл картин «Фриз жизни» посвящен именно этому чувству. Кстати, именно в нем был представлен «Крик». Эта картина - завершающая стадия любви.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу» , - так в своем дневнике Мунк описывал чувство, которое вдохновило его на создание картины.

Но это произведение не было создано в едином порыве вдохновения, как думают многие. Художник работал над ним очень долго, постоянно меняя замысел, добавляя те или иные детали. Причем работал всю оставшуюся жизнь: существует около ста вариантов «Крика».

Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона. Ее образ появляется на одном из вариантов картины «Мадонна».

Вся выставка «Фриз жизни» состояла из четырех частей: «Рождение любви» (его завершает «Мадонна»); «Расцвет и закат любви»; «Страх жизни» (эту серию картин завершает «Крик»); «Смерть».

Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это известная смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Вот только мало кто знает о том, что осталось за пределами картины. Внизу под смотровой площадкой справа находился сумасшедший дом, куда была помещена сестра художника Лаура, а слева - скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.



В этой картине все страдания Мунка, все его страхи получают максимальное воплощение. Перед нами не фигура мужчины или женщины, перед нами последствие любви - душа, выброшенная в мир. И, оказавшись в нем, столкнувшись с его силой и жестокостью, душа способна только кричать, даже не кричать, а вопить от ужаса. Ведь выходов в жизни немного, всего три: горящие небеса или обрыв, а на дне обрыва - скотобойня и психушка.

Казалось, что при таком видении мира жизнь Эдварда Мунка просто не могла быть долгой. Но все случилось иначе - он дожил до 80-ти лет. После лечения в психиатрической клинике «завязал» с алкоголем и уже намного меньше занимался искусством, живя в абсолютном уединении в собственном доме в пригороде Осло.

А вот «Крик» ждала очень печальная судьба. Действительно, сейчас это одна из самых дорогих и известных картин в мире. Но массовая культура всегда насилует истинные шедевры, вымывая из них то значение и ту силу, которые вкладывали в них мастера. Яркий пример - «Мона Лиза» .

С «Криком» произошло то же самое. Он стал предметом шуток и пародий, и это вполне объяснимо: человек всегда пытается смеяться над тем, чего больше всего боится. Только вот страх никуда не уйдет - он просто притаится и обязательно настигнет шутника в тот момент, когда весь его запас острот иссякнет.

Художник, творчество которого на Западе ставят в один ряд с Гогеном и Сезанном, не очень хорошо известен в России. Гений, считавшийся создателем новой эпохи и писавший мрачные картины о смерти, страдал нервными срывами, от которых лечился.

В юношестве он обмолвился, что придет день, когда перед его полотнами все снимут шляпы, словно в церкви, но до общественного признания ему было еще очень далеко. «Без моих картин я - ничто», - признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.

Чтобы понять самобытное творчество художника, необходимо узнать, как и чем он жил, создавая шедевры, «написанные кровью своего сердца».

Потери близких

В 1863 году в Норвегии родился будущий художник, чье творчество назовут совершенно новой живописью, взорвавшей устоявшиеся традиции в искусстве. которого наполнена трагическими событиями, оставившими свой след в его произведениях, прочно вошел в историю как творец, чьи работы вызывали бурное эмоциональное воздействие на зрителя.

Свое детство Эдвард вспоминал как безрадостное и наполненное потерями. Лишившись матери и любимой сестры, умерших от туберкулеза, мальчик трагически воспринял и свой жизненный путь. Известно его воспоминание о той поре: «К моей колыбели слетелись черные ангелы безумия, болезни, смерти и сопровождали всю жизнь».

Изображение внутреннего мира

После школы Мунк учится на инженера, но в какой-то момент понимает, что мечтает заниматься только живописью. Известна даже точная дата - 8 ноября 1888 года, именно тогда в личном дневнике страдающего страхом перед жизнью подростка появилась запись о том, что он решил стать художником.

«Часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», - сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Картины молодого живописца передавали его переживания: он не любил «красивые» изображения, акцентируя внимание на том, что не видно за внешней оболочкой человека.

Изображая людей, он делал слепки с их внутреннего мира: «Больше не найдется другого художника, выжавшего свою тему до последней капли, как я».

Мрачные мотивы в творчестве

Череда трагических уходов продолжалась - Мунк лишился отца, младшего брата, в клинике для душевнобольных скончалась сестра. Это отражается на творчестве живописца - мрачные мотивы одиночества и смерти набирают еще большую силу. Критики отмечали, что автор обладал удивительной способностью визуально отображать свои настроения и эмоции.

После потерь Мунк посчитал главным виновником всех трагедий Бога. Он отрекается от религии, ища для себя новую систему ценностей. Считая весь мир пустым, художник заявляет о бессмысленности человеческой жизни и уверяет, что только через искусство можно добиться бессмертия.

Учась в художественной школе, Эдвард Мунк, картины которого трудно отнести к одному направлению, самоотверженно отдается искусству. Он не хотел, чтобы его произведения просто украшали стены домов или музеев. «Мои картины - это то, что я сам пережил, мой дневник. Они придали смысл моей жизни» - делился самым сокровенным живописец.

Закрытие выставок

Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс, и его выставки закрывали. Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.

Неустроенная личная жизнь

Привыкший к одиночеству молодой человек бежал от отношений с женщинами, отводя им роковую роль в судьбе всех мужчин. Представительницы прекрасного пола влюблялись в увлеченного искусством странного юношу с горящими глазами, но Мунк считал, что сильные чувства ослабят его тягу творить.

Известен страстный роман художника с дочерью знатного торговца, окончившийся трагично для обоих: навязчивая девушка, ставшая обузой для молодого человека, пыталась отравиться, узнав от Эдварда о расставании, а после того, как ее буквально вернули с того света, она прострелила руку живописцу.

и лечение болезни

Перенесший несколько операций и потерявший палец, Мунк переживал за свое творческое будущее. У нелюдимого художника после этого случая начинается настоящая Его нервы сдавали все чаще, и художник срывался на случайных людях. Он мог даже поколотить тех, кто, по его мнению, о нем нелестно отзывался. Частые приступы, сопровождавшиеся агрессивными действиями, приводят Мунка в психиатрическую лечебницу, где его лечили электрошоком.

Художник понимал, что в одиночку ему не справиться с алкоголизмом и депрессией, и отправляется за помощью к специалистам. Надо сказать, что болезнь не оставляла его и после длительного лечения. Но Эдвард принял ее, считая, что его творчество неразрывно связано с психическими срывами.

Неожиданная популярность

После интенсивной терапии Мунка отпускают. «Оттуда не так легко выйти. На все вопросы нельзя отвечать, как захочешь. Нужно догадаться, что от тебя ждут врачи, иначе останешься там навсегда», - делился воспоминаниями Эдвард Мунк. Произведения гениального художника за то время, которое он пробыл в клинике, становятся популярными.

Мастера, ставшего в одночасье знаменитым, забрасывают предложениями галереи мира и частные коллекционеры. Но «мрачный норвежец», как его иногда называли современники, не спешил расставаться со своими детищами. Он не мог творить, не видя своих полотен.

Портреты как передача человеческой души

Художник Эдвард Мунк черпал все идеи внутри самого себя, пытаясь помочь своим творчеством другим людям разобраться в сложностях жизни и объяснить ее назначение. После 1900 года он создает коллекции портретов, становящиеся основным жанром в его творчестве. Это были запоминающиеся произведения, в которых исследовались тонкие струны человеческой души. Художник не писал на заказ портреты тех, кого плохо знал, а передача только внешнего сходства его не удовлетворяла.

Творчество в последние годы жизни

А вот поздний период творчества мастера многие критики признают самым неудачным. Эдвард Мунк, произведения которого были наполнены глубокими философскими идеями, но признаны слабыми в художественном плане, упорно работал в своей мастерской. Его стиль поменялся в худшую сторону, а картины, написанные грубыми мазками, разочаровывали своих поклонников. Известно, что автор страдал глазным заболеванием, из-за которого впоследствии он полностью прекратил работать.

Умер Мунк в начале 1944 года, вблизи Осло, во время немецкой оккупации. Он не оставил после своей смерти учеников, ведь его самобытное творчество было слишком личным и субъективным.

«Больная девочка»: прощание с любимой сестрой

«Все, что я сделал в творчестве, обязано рождением этой картине», - как-то признался Мунк. «Больная девочка» - самое раннее его произведение, сделавшее художника знаменитым. Глубокие раны после смерти близких в детстве оставили неизгладимый след в душе впечатлительного мальчика. Он изобразил умирающую от туберкулеза сестру, а мотивы болезни и смерти часто проходили через его творчество.

На протяжении сорока лет Мунка не отпускала неожиданная смерть любимой сестры, и он создал пять вариантов этой картины, подвергшейся жесточайшей критике со стороны публики. Изображающее девочку на смертном одре произведение, признанное значительным и переломным моментом в творчестве художника, вызвало скандальную реакцию общественности за столь жесткую манеру письма и выражение самых запретных чувств - страдания, боли и отчаяния человека.

Травля критиков и непонимание публики

Постоянно выслушивал обвинения в депрессивности и бесформенности представленного на суд зрителей произведения нелюдимый Эдвард Мунк. Картины с названиями, подчеркивающими глубокий трагизм и постоянную боль автора, не принимались публикой, не готовой полюбить полотна, далекие от реалистического искусства. Критики делали оскорбляющие художника выпады и называли его творения откровенными провалами.

Талантливый живописец был вынужден бороться за свободу в творчестве, ежедневно сталкиваясь с откровенным презрением и осмеянием выстраданного детища, передающего состояние человека, а не его внешний облик. Мунк специально создавал не прилизанные под стандартные каноны искусства рисунки, буквально ошеломившие современников правдой жизни.

Загадочное полотно «Крик»

Самое узнаваемое произведение гениального мастера - передающее реальный ужас человека, картина «Крик». Мунк, страдавший изобразил главного героя, ощущающего нечто враждебное. Причем невероятный страх охватил только его, а две фигуры сзади мирно беседуют, не слыша ужасного крика.

Исследователи творчества норвежского живописца склоняются к мнению, что это полотно написано под влиянием развившегося психического заболевания Мунка. Бесполое существо, открывшее рот и обхватившее голову руками, чтобы не слышать страшные вопли, возможно, было навеяно образом мумии, которую увидел на выставке норвежец.

Обнаженный нерв Мунка

Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик»? Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Изображенное существо лишено защитной оболочки, и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Главный герой - это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мунк защищается от природного вопля, и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов.

Недобрая слава

Изначально рисунок назывался «Крик природы». Именно его, дрожа от волнения, почувствовал автор в 1892 году в Ницце. Наверное, неудивительно, что со столь мрачной картиной связано мистическое проклятие всех, кто входит с ним в какой-либо контакт. Рабочие, переносившие картину, кончали с собой из-за сильных головных болей и попадали в страшные аварии. Потрогавший пальцем полотно любопытный посетитель сгорел заживо у себя в доме.

Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. Жуткая атмосфера, воссозданная на холсте, влияет на психику зрителя, и этот факт научно подтвержден.

Никто не знает, трагическая ли это случайность, забирающая души людей, или действительно мистическая картина обладает злым роком. Как бы то ни было, но посетители музея стараются обойти ее стороной.

«Утешение». Графика в черно-белом цвете

Необычное черно-белое изображение двух сидящих обнаженных людей на фоне обоев создал в 1894 году еще мало кому известный Мунк. «Утешение» - так он назвал свою графическую работу, реалистично передающую отчаяние и горе женщины, закрывшей руками свое заплаканное лицо. Ее нежно обнимает за плечо мужчина, но его успокаивающий жест не может смягчить неожиданный удар судьбы, разрушивший безмятежную жизнь его спутницы.

Графика Мунка - это отдельный мир, в котором автор отходил от детализированных образов к обобщению. «Утешение» стало одной из первых графических работ знаменитого норвежца.

Картина-провокация «Мадонна»

Всю жизнь страдающий Мунк, «Мадонна» которого мало похожа на привычный классический образ, воплотил на холсте свои тайные переживания. Он считал женщину загадкой для всех мужчин: «Святая и порочная, наркотик и страдание. Человек, который сводит с ума».

Трагически оборвавшаяся связь с дочерью торговца вином отложила след в душе мужчины, считавшего, что женская красота приносит боль и опасность. «Мадонна» живописца лишена какой-либо святости и непорочности. Находящаяся в экстазе женщина закрыла от усталости глаза и погрузилась в свои ощущения. Ее отливающие синим волосы распущены и как будто таят страшную опасность. Мрачный фон полотна тревожит и наводит на мысли о какой-то угрозе для всего человечества в целом.

Мунк, создавая произведение, в котором любовь тесно связана с окончанием жизни на земле, хотел передать все стадии, которые проходит женщина - от зачатия и рождения ребенка до самой смерти. А зрители посчитали достаточно вульгарной картину, на которой лишь нимб придает сходство с каноническим образом Мадонны.

«Расставание»: боль от разрыва отношений

В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека, изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий, и ее лицо навсегда стерто из его памяти.

Прямо перед мужчиной находится нечто, похожее на странное растение или существо с двумя головами. Красная субстанция, выглядящая поначалу цельной, неумолимо рвется в разные стороны. В работе использованы сюрреализм, символизм и модерн, передающие трагедию расставания.

Бессмертие в полотнах

Одинокий и трудно сходившийся с людьми Эдвард Мунк, произведения которого свидетельствуют о его несомненном таланте, при жизни вызывал много разговоров о своем творчестве, на котором отразилась противоречивая личность автора. Не желавший расставаться с выстраданными полотнами и мечтавший слиться с ними воедино, Мунк продолжает жить в своих картинах, сделавших его бессмертным.