Инф. технологии

Раскрыта тайна безумия ван гога. Биография винсента ван гога От чего умер винсент ван гог

Винсент Ван Гог – нидерландский художник, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Много и плодотворно работал: в течение десяти с небольшим лет создал такое количество произведений, какого не было ни у одного из известных живописцев. Писал портреты и автопортреты, пейзажи и натюрморты, кипарисы, пшеничные поля и подсолнухи.

Родился художник около южной границы Нидерландов в деревушке Грот-Зюндерт. Это событие в семье пастора Теодора ван Гога и его жены Анны Корнелии Карбентус произошло 30 марта 1853 г. Всего в семье Ван Гогов было шестеро детей. Младший брат Тео на протяжении всей жизни помогал Винсенту, принимал активное участие в его непростой судьбе.

В семье Винсент был трудным, непослушным ребенком с некоторыми странностями, поэтому его часто наказывали. Вне дома, наоборот, выглядел задумчивым, серьезным и тихим. С детьми он почти не играл. Односельчане считали его скромным, милым, дружелюбным и сострадательным ребенком. В 7 лет его отдают в деревенскую школу, спустя год забирают оттуда и учат дома, осенью 1864 г. мальчика отвозят в школу-интернат в Зевенберген.

Отъезд ранит душу мальчика и причиняет ему много страданий. В 1866 г. его переводят в другой интернат. Винсенту хорошо даются языки, здесь же он получает и первые навыки рисования. В 1868-м посреди учебного года он бросает школу и уезжает домой. Его образование на этом заканчивается. О своем детстве он вспоминает как о чем-то холодном и мрачном.


Традиционно поколения Ван Гогов реализовали себя в двух сферах деятельности: торговле картинами и церковной деятельности. Винсент попробует себя и в качестве проповедника, и в качестве торговца, отдавая работе всего себя. Добившись определенных успехов, он отказывается от того и другого, освящая свою жизнь и всего себя живописи.

Начало карьеры

В 1868 г. пятнадцатилетний юноша поступает в филиал художественной фирмы «Гупиль и Ко» в Гааге. За хорошую работу и любознательность его направляют в лондонский филиал. За два года, которые Винсент пробыл в Лондоне, он становится настоящим коммерсантом и знатоком гравюр английских мастеров, цитирует Диккенса и Элиота, в нем появляется лоск. Ван Гога ожидает перспектива блестящего комиссионера центрального отделения «Гупиля» в Париже, куда он должен был переехать.


Страницы из книги писем к брату Тео

В 1875 году произошли события, изменившие его жизнь. В письме к Тео свое состояние он называет «болезненным одиночеством». Исследователи биографии художника предполагают, что причина такого состояния в отвергнутой любви. Кто был объектом этой любви, точно не известно. Возможно, что данная версия ошибочна. Изменить ситуацию не помог и перевод в Париж. Он охладел к «Гупилю» и был уволен.

Теология и миссионерская деятельность

В поисках себя Винсент утверждается в своем религиозном предназначении. В 1877 г. переезжает к дяде Иоганнесу в Амстердам и готовится к поступлению на факультет теологии. В учебе он разочаровывается, бросает занятия и уезжает. Желание служить людям приводит его в миссионерскую школу. В 1879-м он получает должность проповедника в Ваме на юге Бельгии.


Преподает в шахтерском центре в Боринаже Закон Божий, помогает семьям шахтеров, посещает больных, обучает детей, читает проповеди, для заработка рисует карты Палестины. Сам живет в жалкой лачуге, питается водой и хлебом, спит на полу, истязая себя физически. Кроме того, он помогает рабочим отстаивать свои права.

Местные власти снимают его с должности, так как не приемлют бурной деятельности и крайностей. В этот период он много рисует шахтеров, их жен и детей.

Становление художника

Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи. Брат Тео оказывает ему поддержку, и он посещает Академию изящных искусств. Но уже через год бросает учебу и едет к родителям, продолжая заниматься самостоятельно.

Снова влюбляется. На этот раз в свою кузину. Его чувства не находят ответа, но он продолжает ухаживания, чем вызывает раздражение родных, которые попросили его уехать. Из-за нового потрясения он отказывается от личной жизни, уезжает в Гаагу, чтобы заняться живописью. Здесь он берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков.


Еще раз пытается создать семью с беременной уличной женщиной, с которой он знакомится на улице. Женщина с детьми переезжает к нему и становится для художника моделью. Из-за этого ссорится с родственниками и друзьями. Сам Винсент чувствует себя счастливым, но недолго. Тяжелый характер сожительницы превратил его жизнь в кошмар, и они расстались.

Художник отправляется в провинцию Дренте на север Нидерландов, живет в хижине, которую он оборудовал под мастерскую, пишет пейзажи, крестьян, сцены из их труда и быта. Ранние работы Ван Гога, с оговорками, но можно назвать реалистичными. Отсутствие академического образования сказалось на его рисунке, в неточности изображении фигур людей.


Из Дрента он переезжает к родителям в Нюэнен, много рисует. В этот период были созданы сотни рисунков и полотен. Одновременно с творчеством занимается живописью с учениками, много читает и берет уроки музыки. Тематика работ голландского периода – простые люди и сцены, написанные в экспрессивной манере с преобладанием темной палитры, мрачных и глухих тонов. К шедеврам этого периода относится картина «Едоки картофеля» (1885 г.), изображающая сцену из жизни крестьян.

Парижский период

После долгих раздумий Винсент принимает решение жить и творить в Париже, куда переезжает в конце февраля 1886 г. Здесь он встречается с братом Тео, дослужившимся до директора художественной галереи. Художественная жизнь французской столицы этого периода бьет ключом.

Значительным событием становится выставка импрессионистов на улице Лафит. Впервые там выставляются Синьяк и Сера, возглавившие движение постимпрессионизма, ознаменовавшее завершающий этап импрессионизма. Импрессионизм – революция в искусстве, изменившая подход к живописи, вытеснившая академическую технику и сюжеты. Во главу угла ставится первое впечатление, чистые цвета, предпочтение отдается живописи на пленэре.

В Париже Ван Гога опекает брат Тео, поселяет его в своем доме, знакомит с художниками. В мастерской художника-традиционалиста Фернана Кормона он знакомится с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном. Огромное впечатление на него производит живопись импрессионистов и постимпрессионистов. В Париже он пристрастился к абсенту и даже пишет на эту тему натюрморт.


Картина "Натюрморт с абсентом"

Парижский период (1886-1888 гг) оказался наиболее плодотворным, коллекция его работ пополнилась 230 полотнами. Это было время поиска техники, изучения новаторских тенденций современной живописи. У него формируется новый взгляд на живопись. Реалистический подход сменяется новой манерой, тяготеющей к импрессионизму и постимпрессионизму, что отражается в его натюрмортах с цветами и пейзажах.

Брат знакомит его с самыми яркими представителями этого направления: Камилем Писсарро, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и другими. Со своими друзьями художниками часто выходит на пленэр. Его палитра постепенно светлеет, становится ярче, а со временем превращается в буйство красок, характерное для его творчества последних лет.


Фрагмент картины “Агостина Сегатори в кафе”

В Париже Ван Гог много общается, посещает те же места, куда ходят его братья. В «Тамбурин» он даже заводит небольшой роман с его хозяйкой Агостиной Сегатори, которая когда-то позировала Дега. С нее он пишет портрет за столиком в кафе и несколько работ в стиле “ню”. Еще одним местом встречи стала лавочка папаши Танги, где продавались краски и другие материалы для художников. Здесь, как и во многих других подобных заведениях, художники выставляли свои работы.

Формируется группа Малых бульваров, в которую входит Ван Гог и его товарищи, не достигшие таких высот, как мастера Больших бульваров – более знаменитые и признанные. Дух соперничества и напряжение, царившие в парижском обществе того времени, для импульсивного и бескомпромиссного художника становятся невыносимыми. Он вступает в споры, ссорится и принимает решение уехать из столицы.

Отрубленное ухо

В феврале 1888 г. он отправляется в Прованс и привязывается к нему всей душой. Тео спонсирует брата, посылая ему 250 франков в месяц. В благодарность Винсент отсылает брату свои картины. Снимает четыре комнаты в гостинице, питается в кафе, владельцы которого становятся его друзьями и позируют для картин.

С приходом весны художника пленяют пронизанные южным солнцем, цветущие деревья. Он в восторге от ярких красок и прозрачности воздуха. Идеи импрессионизма постепенно уходят, но остается верность светлой палитре и живописи на пленэре. В работах преобладает желтый цвет, приобретающий особое сияние, идущее из глубины.


Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрубленным ухом

Чтобы работать ночью на пленэре, закрепляет на шляпе и этюднике свечи, освещая таким способом свое рабочее место. Именно так были написаны его картины «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе». Важным событием становится приезд Поля Гогена, которого Винсент неоднократно приглашал в Арль. Восторженное и плодотворное совместное проживание заканчивается ссорой и разрывом. Уверенный в себе, педантичный Гоген был полной противоположностью несобранному и беспокойному Ван Гогу.

Эпилогом этой истории становится бурное выяснение отношений перед Рождеством 1888 года, когда Винсент отрубил себе ухо. Гоген, испугавшись, что напасть собираются на него, скрылся в гостинице. Винсент завернул окровавленную мочку уха в бумагу и отправил ее их общей знакомой – проститутке Рашель. В луже крови его обнаружил друг Рулен. Рана быстро заживает, но душевное здоровье вновь возвращает его на больничную койку.

Смерть

Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).


Картина “Звездная ночь”

В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.


Картина «Красные виноградники в Арле»

Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.

Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.


Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.

Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.


Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.

Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:

«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился... Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты... О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».


Тео Ван Гог, брат художника

А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:

«Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.

Личная жизнь

Одной из причин психического заболевания Ван Гога могла быть его несостоявшаяся личная жизнь, он так и не нашел себе спутницу жизни. Первый приступ отчаяния случился после отказа дочери его домохозяйки Урсулы Лойер, в которую он долгое время был тайно влюблен. Предложение прозвучало неожиданно, шокировало девушку, и она грубо отказала.

История повторилась с овдовевшей кузиной Ки Стрикер Вое, но на этот раз Винсент решает не сдаваться. Женщина не принимает ухаживаний. В третий свой визит к родственникам возлюбленной он сует руку в пламя свечи, обещая держать ее так до тех пор, пока она не даст своего согласия стать его женой. Этим поступком он окончательно убедил отца девушки, что тот имеет дело с психически нездоровым человеком. Больше церемониться с ним не стали и просто выпроводили из дома.


Сексуальная неудовлетворенность отражалась на его нервном состоянии. Винсенту начинаются нравиться проститутки, особенно не очень молодые и не очень красивые, которых он мог воспитывать. Вскоре он останавливает выбор на беременной проститутке, которая поселяется у него с 5-летней дочкой. После рождения сына Винсент привязывается к детям и подумывает жениться.

Женщина позировала художнику и прожила у него около года. Из-за нее ему пришлось лечиться от гонореи. Отношения испортились окончательно, когда художник увидел, насколько она цинична, жестока, неряшлива и разнуздана. После расставания дама предалась своим прежним занятиям, а Ван Гог покинул Гаагу.


Марго Бегеманн в молодости и зрелости

В последние годы Винсента преследовала 41-летняя женщина по имени Марго Бегеманн. Она была соседкой художника в Нуэнене и очень хотела замуж. Ван Гог, скорее из жалости, соглашается на ней жениться. Родители на этот брак согласия не дали. Марго чуть было не покончила с жизнью, но Ван Гог ее спас. В последующий период у него много беспорядочных связей, он посещает публичные дома и время от времени лечится от венерических заболеваний.

Британские искусствоведы более 10 лет исследовали неизвестные широкой общественности документы и письма, связанные с художником Винсентом Ван Гогом, и пришли к выводу, что мастер, вопреки официальной версии, не был самоубийцей. Исследователи считают, что великого нидерландского художника застрелили, сообщает британская телерадиокомпания BBC .

Незадолго до смерти Винсент Ван Гог поселился в одной из гостиниц французского города Овер-сюр-Уаз. Мастер ходил работать в расположенное поблизости поле, которое изображено на его последней картине "Пшеничное поле с воронами" (1890). Считается, что во время одной из таких прогулок великий пост-импрессионист выстрелил себе в грудь, но пуля не задела сердце, поэтому художник смог, зажав рану, добраться до кровати у себя в номере и попросить вызвать врача. Однако спасти великого художника не удалось.

Долгое время эта версия гибели Ван Гога считалась официальной, хотя многие исследователи творчества и жизни художника отмечали, что в этой истории много белых пятен. Такой точки зрения придерживаются и британские искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит, книга которых "Ван Гог. Жизнь" ("Van Gogh: The Life") увидела свет в понедельник.

Найфех и Смит более 10 лет изучали малоизвестные письма художника, а также различные документы, связанные с ним. В том числе, полицейские протоколы 1890 года и показания знакомых и соседей Ван Гога. Британские искусствоведы обработали более 28 000 документов, большинство из которых никогда не переводились на английский и другие языки. Найфеху и Смиту помогали четыре профессиональных нидерландских филолога.

В ходе работы над книгой британские исследователи сделали вывод, что Ван Гог, который, как считалось до сегодняшнего дня, застрелился, на самом деле был убит. Британцы отмечают, что, согласно полицейским протоколам, пуля вошла в живот художника под острым, а не под прямым углом, что вряд ли могло произойти, если бы Ван Гог действительно покончил с собой.

Как отмечают очевидцы, Ван Гог любил общаться и выпивать с двумя 16-летними подростками из Овер-сюр-Уаза, которых видели в компании художника и в последний день его жизни. Соседи Ван Гога говорили, что один из молодых людей был одет в костюм ковбоя и имел при себе неисправный пистолет. Найфех и Смит считают, что именно из него случайно, во время игры, и был застрелен Ван Гог.

Подобную версию гибели мастера высказывал известный искусствовед Джон Ренвальд еще в 1930-х годах. Британские исследователи считают, что художник выставил произошедшее самоубийством, чтобы уберечь молодых людей от наказания. По словам Грегори Смита, Ван Гог не стремился к смерти, однако, столкнувшись с ней лицом к лицу, не стал противиться. Смит пишет, что мастер очень переживал из-за того, что являлся обузой для своего брата Тео, который полностью содержал художника, работы которого не продавались. Ван Гог решил, что его гибель избавит брата от тягот, считают британцы.

Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит пишут также, что Ван Гог был в настолько плохих отношениях со своим отцом-пастором, что когда тот умер, многие родственники художника начали обвинять Винсента в убийстве главы семьи Ван Гогов. Винсент Ван Гог умер 29 июля 1890 года в возрасте 37 лет.

Правообладатель иллюстрации Van Gogh

Летним днем в 1890 году Винсент Ван Гог застрелился на поле в окрестностях Парижа. Обозреватель исследует картину, над которой он работал тем утром, чтобы понять, что она говорит о состоянии психики художника.

27 июля 1890 года Винсент Ван Гог вышел на пшеничное поле, раскинувшееся позади замка во французской деревушке Овер-сюр-Уаз в нескольких километрах от Парижа, и выстрелил себе в грудь.

К тому моменту художник уже полтора года страдал от психического заболевания - с тех самых пор, как декабрьским вечером в 1888 году, в период своей жизни в городе Арле во французском Провансе, несчастный отрезал себе бритвой левое ухо.

После этого у него эпизодически случались приступы, которые подрывали его силы и после которых он по несколько дней, а то и недель находился в состоянии помутненного сознания или утрачивал связь с реальностью.

Впрочем, в промежутках между срывами его ум был спокоен и ясен, и художник мог писать картины.

Более того, пребывание в Овере, куда он приехал в мае 1890 года после выхода из психиатрической лечебницы, стало самым плодотворным этапом его творческой жизни: за 70 дней он создал 75 картин и более ста рисунков и эскизов.

Умирая, Ван Гог выговорил: "Вот так я и хотел уйти!"

Однако несмотря на это, он чувствовал себя все более одиноким и не находил себе места, убедив себя в том, что жизнь его была напрасна.

В конце концов он раздобыл небольшой револьвер, принадлежащий хозяину дома, который он снимал в Овере.

Это-то оружие он и взял с собой в поле в тот роковой воскресный день в конце июля.

Однако в руки ему попал всего лишь карманный револьвер, не очень мощный, так что когда художник спустил курок, пуля, вместо того, чтобы пронзить сердце, отрикошетила от ребра.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Музее Ван Гога в Амстердаме выставлено оружие, из которого, как считается, застрелился художник

Ван Гог потерял сознание и упал на землю. Когда наступил вечер, он пришел в себя и стал искать револьвер, чтобы довести дело до конца, но не нашел и поплелся обратно в гостиницу, где ему вызвали доктора.

О случившемся сообщили брату Ван Гога, Тео, который прибыл на следующий же день. В течение некоторого времени Тео думал, что Винсент выживет - но поделать уже ничего было нельзя. Той же ночью, в возрасте 37 лет, художник умер.

"Я не отходил от его изголовья, пока все не было кончено, - писал Тео своей жене Йоханне. - Умирая, он выговорил: "Вот так я и хотел уйти!", после чего прожил еще несколько минут, а потом все закончилось, и он обрел покой, которого не мог найти на земле".

Историки искусства разделились на два лагеря. Специалисты из амстердамского музея опровергают недавнее заявление о том, что художника убил 16-летний школьник.

Кто убил Винсента Ван Гога?

До того как два года назад Стивен Найфе и Грегори Уайт-Смит опубликовали исчерпывающую биографию художника, непреложно считалось, что во время своего пребывания во Франции он совершил самоубийство. Но американские авторы выдвинули сенсационную теорию: Ван Гога застрелил 16-летний школьник Рене Секретан , хотя неясно, сделал ли он это намеренно. Художник прожил еще два дня и, как утверждают авторы, «с удовлетворением принял смерть». Он защитил Секретана, утверждая, что это было самоубийство.

В июльском выпуске Burlington Magazine в полемику включился амстердамский Музей Ван Гога. В подробной биографической статье два ведущих исследователя музея, Луи ван Тилборг и Тейо Медендроп , настаивают на версии самоубийства. Нет сомнения только в том, что он умер спустя два дня после того, как получил огнестрельное ранение 27 июля 1890 года где-то в Овер-сюр-Уаз. Они предприняли расследование, в основном опираясь на малоизвестное интервью, которое Секретан дал незадолго до своей смерти в 1957 году. Секретан вспоминал, что у него был пистолет, из которого он стрелял по белкам. Он и его старший брат Гастон знали Ван Гога. Рене Секретан утверждает, что художник украл у него оружие, но ничего не говорит о выстреле. Найфе и Уайт-Смит сочли интервью предсмертным признанием и сослались на покойного историка искусств Джона Ревалда , который упоминал о слухах, ходивших в Овере о том, что ребята случайно застрелили художника. Авторы полагают, что Ван Гог решил защитить Рене и Гастона от обвинений.

Заключения криминалистов

Найфе и Уайт-Смит обратили внимание на характер раны и пришли к выводу, что выстрел был произведен «с некоторого расстояния от тела, а не в упор». Так свидетельствовали врачи, лечившие Ван Гога: его друг доктор Поль Гаше и местный практикующий врач Жан Мазери . Рассмотрев факты, ван Тилборг и Медендроп убедились в том, что Ван Гог совершил самоубийство. В их статье говорится, что интервью Секретана «ни в малейшей степени» не подкрепляет версию об убийстве, совершенном намеренно или по неосторожности. Из интервью следует только то, что Ван Гог каким-то образом получил оружие братьев. Авторы подчеркивают, что, хотя Ревалд и пересказывал слухи о Секретанах, он не слишком-то в них верил. Ван Тилборг и Медендроп ссылаются на новые данные, опубликованные в прошлом году в книге Алена Роана Винсент Ван Гог: найдено ли орудие самоубийства? Доктор Гаше вспоминал, что рана была коричневой с фиолетовым ободком. Фиолетовый кровоподтек — это следствие удара пули, а коричневый след — это ожог от пороха: значит, оружие находилось близко к груди, под рубашкой, а следовательно, Ван Гог стрелял в себя сам. Кроме того, Роан обнаружил новые сведения об оружии. В 1950-е годы был найден ржавый револьвер, закопанный в поле прямо за Шато д’Овер, где, как говорят, Ван Гог выстрелил в себя. Анализ показал, что револьвер провел в земле от 60 до 80 лет. Оружие нашли рядом с дорогой, которую в 1904 году сын доктора Гаше изобразил на картине под названием Овер: место, где Винсент совершил самоубийство . Револьвер был обнаружен прямо за низкими фермерскими домами, изображенными в центре картины.

Статья в Burlington Magazine касается также последних недель жизни Ван Гога. Авторы спорят с общепринятой теорией, согласно которой художник был в депрессии из-за того, что потерял финансовую поддержку своего брата Тео. Ван Тилборг и Медендроп утверждают, что Ван Гог был больше озабочен тем, что Тео не позволял ему участвовать в принятии решений. У Тео были серьезные проблемы с работодателем, галереей «Буссо и Валадон», и он собирался начать собственное дело: предполагалось, что это будет галерея, но Тео даже не посоветовался с братом, отчего тот стал чувствовать себя еще более одиноко. Ван Тилборг и Медендроп заключают, что самоубийство было не импульсивным актом, а тщательно обдуманным решением. Хотя поведение Тео и сыграло свою роль, но ключевым фактором стала болезненная мысль художника, что одержимость искусством повергла его в бездну душевного смятения. Авторы ищут следы этого смятения в последних работах Ван Гога и указывают на то, что, когда он стрелял в себя, у него в кармане была прощальная записка брату. Традиционно последней работой Ван Гога считается картина Вороны над пшеничным полем , но она была закончена около 10 июля, более чем за две недели до смерти художника. Сам он так писал об этом полотне: «Огромное пространство под бурным небом, усеянное пшеницей. Я пытался выразить печаль, крайнее одиночество». Ван Тилборг уже предполагал, что последними работами Ван Гога были две незаконченные картины — Корни деревьев и Фермы возле Овера . В статье выдвигается гипотеза, что первая из них — это программное прощальное произведение, показывающее, как борются за выживание вязы.

Ван Гог утверждал, что он застрелился. Ту же версию поддерживали и его близкие. Найфе и Уайт-Смит утверждают, что художник лгал, а ван Тилборг и Медендроп полагают, что он говорил правду. По всей вероятности, нужно внимательнее изучить свидетельства современников о самоубийстве.

Доктор Гаше немедленно послал Тео записку с сообщением, что Винсент «ранил себя». Аделина Раву , чей отец держал гостиницу, где жил художник, позже вспоминала, что Ван Гог сказал полицейскому: «Я сам хотел себя убить».

Ужасное ранение

Винсент был очень близок с братом. Трудно поверить, что он солгал брату о своем ужасном ранении только для того, чтобы спасти от полиции двух подтрунивавших над ним подростков. В конце концов, для Тео было гораздо труднее перенести самоубийство, поскольку он чувствовал в нем долю своей вины. Душераздирающе звучат последние слова Винсента Ван Гога: «Именно так я хотел уйти». В своем письме к жене Тео рассказывает: «Прошло несколько минут, и все было кончено: он обрел покой, который не смог найти на земле».

В возрасте 37 лет, 27 июля 1890 года, удивительный и уникальный художник Винсент Ван Гог покончил жизнь самоубийством. В послеобеденный час он вышел на пшеничное поле позади небольшого французского поселка Овер-сюр-Уаз, расположенного в нескольких километрах от Парижа, и выстрелил из револьвера себе в грудь.

До этого на протяжении полутора лет он страдал от расстройств рассудка, с тех самых пор, как отрезал собственное ухо в 1888 году.

Последние дни художника

После того нашумевшего инцидента самовредительства Ван Гога мучали периодические, но изнурительные атаки помешательства, которые превращали его в озлобленного и неадекватного человека. Он мог пребывать в таком состоянии от нескольких дней до нескольких недель. В периоды между атаками художник был спокоен и мыслил ясно. В эти дни он любил рисовать и, казалось бы, пытался компенсировать отнятое у него время. За десять с немногим лет творчества Ван Гог создал несколько тысяч произведений, среди которых картины маслом, рисунки и наброски.

Его последний творческий период, проведенный в поселке Овер-сюр-Уаз, оказался самым продуктивным. После того как Ван Гог покинул психиатрическую лечебницу в Сан-Реми-де-Прованс, он поселился в живописном Овере. За чуть более чем два месяца, проведенные там, он написал 75 картин маслом и нарисовал более сотни рисунков.

Смерть Ван Гога

Несмотря на необычайную продуктивность, художника не переставали мучить чувства беспокойства и одиночества. Ван Гог все более убеждался в том, что его жизнь ничего не стоит и была потрачена зря. Возможно, причиной того было отсутствие признания его таланта современниками. Несмотря на новизну художественного самовыражения и уникальный стиль картин, Винсент Ван Гог редко получал хвалебные отзывы о своем творчестве.

В конечном счете отчаявшийся художник нашел небольшой карманный револьвер, принадлежавший хозяину пансиона, в котором жил Ван Гог. Он взял оружие в поле и выстрелил в собственное сердце. Однако из-за небольшого размера револьвера и маленького калибра пуля застряла в ребре и не дошла до цели.

Раненный Ван Гог потерял сознание и упал в поле, уронив револьвер. Вечером, после наступления темноты, он пришел в себя и попытался завершить начатое, но не смог найти оружие. Он с трудом вернулся в пансионат, где хозяева вызвали доктора и брата художника. Тео прибыл на следующий день и не покидал постели раненого. Некоторое время Теодор надеялся на то, что художник поправится, но Винсент Ван Гог намерен был уйти из жизни, и в ночь на 29 июля 1890 года он умер в возрасте 37 лет, сказав брату напоследок: «Именно так я и хотел уйти».

На пороге безумия

Сегодня в музее Ван Гога в Амстердаме открыта новая выставка под названием «На пороге безумия». В ней подробно, тщательно и как можно более объективно раскрывается жизнь художника в последние полтора года, в то самое время, омраченное приступами безумия.

Несмотря на то что она не дает точного ответа на вопрос, от чего именно страдал художник, выставка представляет зрителям до сих пор не выставленные экспонаты, связанные с жизнью Ван Гога, и ряд его последних произведений.

Возможные диагнозы

Что касается диагноза, на протяжении многих лет существовала масса различных теорий, обоснованных и не очень, относительно того, чем на самом деле страдал Винсент Ван Гог, в чем заключалось его безумие. Рассматривалась как эпилепсия, так и шизофрения. Кроме того, в числе возможных недугов перечислялись раздвоение личности, осложнения алкогольной зависимости и психопатия.

Первый зарегистрированный приступ безумия и насилия со стороны Ван Гога был зарегистрирован в декабре 1988 года, когда в результате конфликтов со своим другом Полем Гогеном Ван Гог набросился на него с бритвой. О причинах и течении именно этой ссоры ничего доподлинно не известно, но в результате в порыве раскаяния Ван Гог отрезал этой самой бритвой собственное ухо.

Существует немало теорий относительно причин самовредительства и даже сомнения в самом факте нанесения вреда себе. Многие считают, что Ван Гог таким образом укрыл от ответственности и суда Поля Гогена. Однако у этой теории нет практических доказательств.

Сан-Реми-де-Прованс

После приступа насилия художника отвезли в психиатрическую лечебницу, где все продолжалось вплоть до того, что Ван Гога поместили в палату для особо буйных пациентов. На тот момент диагнозом психиатров была эпилепсия.

После того как приступ завершился, Ван Гог просил отпустить его назад в Арль, чтобы он мог продолжать писать картины. Однако по рекомендации врачей художника перевели в дом для душевнобольных, расположенный неподалеку от Арля. В Сан-Реми-де-Прованс Ван Гог прожил почти год. Там он написал около 150 картин, среди которых большинство - пейзажи и натюрморты.

Напряжение и беспокойство, мучавшие художника в этот период, отражены в необычайном динамизме его полотен и использовании более темных тонов. Одно их самых знаменитых произведений Ван Гога - "Звездная ночь" - было создано именно в этот период.

Любопытные экспонаты

Выставка «На пороге безумия», несмотря на отсутствие точных диагнозов, дает необычайно визуальный и эмоциональный отчет о последнем этапе жизни художника. Кроме картин, над которыми в последние дни работал Ван Гог, здесь выставлены письма его брата Тео, заметки доктора, лечившего художника в Арле, и даже револьвер, из которого художник выстрелил себе в грудь.

Револьвер был найден в том самом поле через семьдесят лет после смерти Ван Гога. Его модель и коррозия подтверждают, что это то самое оружие, что нанесло художнику смертельную рану.

Заметка в письме доктора Феликса Рея, лечившего художника после нашумевшего инцидента с бритвой, содержит диаграмму, демонстрирующую, как именно было отрезано ухо Ван Гога. До сих пор часто упоминалось, что художник отрезал себе мочку уха. Из письма следует, что Ван Гог отрезал ушную раковину почти полностью, оставив только часть нижней мочки.

Финальный этап творчества

Выставка интересна не только тем, кто интересуется жизнью и смертью великого художника, но и поклонникам его творчества, поскольку полотна, рисунки и наброски, представленные в ней, предстают перед зрителем в ином свете.

На фоне доказательств практического безумия художника последние картины выглядят как своеобразная визуальная временная шкала, демонстрирующая, когда художника посещали периоды ясности и покоя, а когда его мучило беспокойство.

Последняя картина

Последняя картина, над которой работал Ван Гог еще утром того самого июльского дня, называется «Корни деревьев». Полотно так и осталось незавершенным.

На первый взгляд картина представляет собой абстрактную композицию, непохожую ни на что из того, что художник изображал до этого на своих холстах. Однако при внимательном изучении вырисовывается образ необычного пейзажа, в котором главная роль отведена тесно сплетенным корням деревьев.

Во многом «Корни деревьев» представляют собой инновационную композицию, даже для Ван Гога - в ней нет ни единой точки фокуса, и она не следует правилам. Картина словно предвещает наступление абстракционизма.

В то же время, рассматривая эту картину как часть выставки «На пороге безумия», сложно не оценивать ее ретроспективно. Есть ли в ней тайна и в чем она заключается? Невольно задаются вопросы: рисуя сплетенные корни деревьев, о чем думал художник, который через несколько часов попытается выстрелить в собственное сердце?