Собственный опыт

Разум и чувства литературных героев. Сочинение на тему разум и чувства по литературе

Назвать таких книг можно много, но когда литература показывает последствия этой победы, они чаще всего разрушительны, а в некоторых случаях смехотворны. Тема разума в литературе была во многом вдохновлена Эпохой Просвещения, но не только не задержалась, а вызвала острую реакцию и общее разочарование в рационализме в частности и в разуме как таковом. Приведём примеры.

"Преступлении и наказание " - разум подсказывает, что убить старуху рационально, и побеждает, и мы видим, что из этого получилось.

"Франкенштейн " - разум подсказывает, что попробовать сшить идеального человека из кусков трупов рационально. Получилось тоже не очень. Спустя сто лет эту же тему поднимет Уэллс в "Острове доктора Моро ", и примерно с теми же последствиями.

"Уловка 22 " - практически весь абсурдистский бред всей книги творится исключительно исходя из победы формальной логики над всеми человеческими инстинктами.

У Льва нашего Николаевича Толстого в "Войне и мире " - разум подсказывает князю Андрею подождать год со свадьбой, хотя у него есть чёткое ощущение, что делать этого не надо. Ну и вот.

"Дом с мезонином " Чехова можно трактовать как противопоставление разума жестокой Лиды и чувства рассказчика и Мисюсь. Разум побеждает и разрушает отношения последних. Вообще, Чехов конечно много издевается над чувственными натурами, но он их в итоге всегда оправдывает, а разумных не оправдывает никогда.

Победа рационализма отчасти пародируется в "Фаусте " Гёте, когда Фауст слышит звук лопат, и думает что это строят плотину, которая принесёт большую пользу людям - хотя на самом деле это лемуры роют ему могилу.

Огромные объёмы были посвящены воспеванию разума в поэзии 18-го века, что массово откатилось назад к воспеванию чувств, и обратно уже особо не возвращалось.

И так далее. Редкие примеры положительной оценки разума по причине своей теперь уже очевидной наивности - почти все со временем перетекли в раздел детской литературы, хотя первоначально воспринимались на полном серьёзе.

Главным венцом литературы рационализма был в своё время "Робинзон Крузо ". Чтобы оценить степень абсурда происходящего в книге, её действительно стоит перечитать во взрослом состоянии: Робинзон там активно пытается превратить необитаемый остров в английский загородный клуб, всех животных рассылает по вольерам, всё творит по календарю и расписанию, и даже обучает островного попугая английскому языку. Не удивительно, что роман долгое время служил факелом колониального просветительства. К чему это всё привело - мы, опять-таки, можем увидеть. Только уже не в книге, а вполне в жизни.

Таким же наивным выглядит сейчас сюжет "Кораллового острова ", в котором кучка выброшенных на остров английских школьников организует там типичную английскую колонию. Реакцией на этот роман стал небезызвестный "Повелитель мух ", где они в итоге бродят голые по джунглям, а главного рационалиста Хрюшу забивают камнями.

Ну и конечно тут нельзя не вспомнить Айн Ранд, у которой разум оправдывает такие вещи, как изнасилование ("Атлант расправил плечи ") и подрыв готового к заселению жилого комплекса ("The Fountainhead "). Но, как пытается убедить нас Ранд, он при этом везде и кругом прав.

Такие вот апологеты.

Происходит это всё вот почему. Чувства хорошо ошибаются, а разум ошибается очень страшно. Чувства герметичны и непротиворечивы, они просто есть, и они неизбежны - а разум высокомерен и изворотлив, он пытается жить по схеме, а жить по схемам физически невозможно. Поэтому даже когда герои литературы 19-го века в порыве чувств творят какую-нибудь чудовищную херню, как бы ни были трагичны последствия этих действий, мы всё равно тем не менее внутренне ощущаем, что они правы. Ну что бы они, в самом деле, отряхнулись, всё хорошенько обдумали, и решили не бросаться под поезд? Нет, просто вот это так. Это оказывается так не для того чтобы мы поступали именно таким образом, и не для того чтобы слушали голос разума - у тех, кто пробует, всё оказывается ещё хуже - но чтобы воспитать в читателе и другой набор чувств, возможно более эмпатичных, способных разрешить ситуацию каким-то другим образом.

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие» ,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумен ты к теме "Разум и чувство"

Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "Разум и чувство" можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев "Отцы и дети", А.С. Грибоедова "Горе от ума", Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Должен ли разум брать верх над чувствами?"
К чему прислушиваться, к разуму или чувствам - таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.

Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.

Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.

Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Предлагаю 10 аргументов к сочинению по теме: «Разум и чувства» 1. «Слово о полку Игореве» 2. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 3. Л.Н.Толстой «Война и мир» 4. И.С.Тургенев «Ася» 5. А.Н.Островский «Бесприданница» 6. А.И.Куприн «Олеся» 7. А.П.Чехов «Дама с собачкой» 8. И.А.Бунин «Тёмные аллеи» 9. В.Распутин «Живи и помни» 10. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Произведения Аргументы «Слово о полку Игореве» Главный герой «Слова»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны. Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей. Чем от рук поганых полонёну! Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен. И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: «Копие хочу я преломить В половецком поле незнакомом Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения. Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.

2 А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Героиня Татьяна Ларина испытывает сильные, глубокие чувства к Евгению Онегину. Она полюбила его сразу, как только увидела в своём имении.вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой Об Онегине: В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут мигом утешался; Изменят рад был отдохнуть. Однако Евгений понял, как прекрасна Татьяна, что она достойна любви и он полюбил её- намного позже. За годы произошло многое, а главное- Татьяна была уже замужнем. А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена.(Слова Татьяны Онегину) Встреча после долгой разлуки на балу показала, как сильны чувства Татьяны. Однако это высоконравственная женщина. Она уважает мужа, понимает, что должна быть ему верна. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.. В борьбе чувств и разума победи разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна. Л.Н.Толстой «Война и мир» Как прекрасен образ Наташи Ростовой в романе! Как героиня непосредственна, открыта, как она жаждет настоящей любви. («Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете остальное все вздор»- слова автора) Она искренне полюбила Андрея Болконского, ждёт, когда же пройдёт год, через который должна состояться их свадьба. Однако судьба приготовила серьёзное испытание для Наташи встречу с красавцем Анатолем Курагиным. Он просто

3 очаровал её, чувства нахлынули на героиню, и она забыла обо всём. Она готова бежать в неизвестность, лишь бы быть рядом с Анатолем. Как Наташа обвиняла Соню, которая рассказала домашним о предстоящем побеге! Чувства оказались сильнее Наташи. Разум просто замолчал. Да, героиня позже раскается, нам жаль её, мы понимаем её желание любить.(Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё) Однако как жестоко Наташа наказала сама себя: Андрей освободил её от всех обязательств.(И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её.) Читая данные страницы романа, о многом задумываешься. Легко говорить, что хорошо, а что плохо. Порой чувства так сильны, что человек просто не замечает, как катится в пропасть, поддавшись им. Но всё же очень важно учиться чувства подчинять разуму, да не подчинять, а просто согласовывать, жить так, чтобы они были в гармонии. Тогда многих ошибок в жизни можно будет избежать. И.С.Тургенев «Ася» 25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И.Тургенева «Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, 13-летняя девочка осталась на руках у старшего брата- Гагина., Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н. К сожалению, герой оказался не столь решительным, как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: «Я почувствовал какуюто сладость именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком

4 сильны были воспоминания об Асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам. «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. И то не день. А мгновение.» А.Н.Островский «Бесприданница» Героиня пьесы Лариса Огудалова. Она бесприданница, то есть при замужестве её мать не в состоянии подготовить приданое, которое было принято иметь невесте. Семья Ларисы среднего достатка, поэтому надеяться на хорошую партию ей не приходится. Вот и согласилась она выйти за Карандышева единственного, кто ей предложил выйти замуж. Никакой любви к своему будущему мужу она не испытывает. Но ведь молодой девушке как хочется любить! А в её сердце уже зародилось это чувство любовь к Паратову, который когда-то очаровал её, а потом просто уехал. Ларисе придётся испытать сильнейшую внутреннюю борьбу между чувством и разумом, долгом перед человеком, за которого она выходит замуж. Паратов словно околдовал её, она восхищена им, поддаётся чувству любви, желанию быть вместе с любимым.она наивна, верит словам, думает, что и Паратов её так же сильно любит. Но какое горькое разочарование ей пришлось испытать. Она в руках Паратова просто «вещь».разум всё же одерживает победу, прозрение приходит. Правда, позднее. «Вещь да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек Наконец слово для меня найдено, вы нашли его Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину. И жить уже не хочется, жить в мире лжи и обмана, жить, не будучи понастоящему любимой (как стыдно, что её выбирают- орёл или решка). Смерть для героини облегчение. Как трагично звучат её слова: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.» А.И.Куприн «Олеся» «Любовь не знает границ». Как часто мы слышим эти слова, да и повторяем их сами. Однако в жизни, к сожалению, эти границы не каждый способен преодолеть. Как красива любовь деревенской девушки Олеси, живущей на лоне природы, вдали от цивилизации, и интеллигента, городского жителя Ивана Тимофеевича! Сильное, искренне чувство героев подвергается

5 испытанию: герой должен решиться на женитьбу на деревенской девушке, да ещё колдунье, как её вокруг называют, связать жизнь с человеком, живущим по другим законам, словно в ином мире. И герой не смог сделать вовремя выбор. Разум слишком долго давлел над ним. Даже Олеся заметила неискренность в характере героя: ««Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь». И в итоге одиночество, ведь любимая вынуждена покинуть эти места, бежать вместе с Мануйлихой от суеверных крестьян. Любимый не стал для неё опорой и спасением. Вечная борьба разума и чувств в человеке. Как часто она приводит к трагедии. Сохранить любовь, не теряя при этом головы, понимая ответственность за любимого это дано не каждому. Иван Тимофеевич не смог выдержать испытание любовью. А.П.Чехов «Дама с собачкой» Курортный роман так можно назвать сюжет рассказа А.Чехова «Дама с собачкой». За внешней простотой сюжета лежит глубокое содержание. Автор показывает трагедию людей, искренне полюбивших друг друга. Однако семейные узы связывали и его Гурова Дмитрия Дмитриевича, и её Анну Сергеевну. Мнение общества, осуждение окружающих, боязнь предать огласке свои чувства всё это сделало жизнь любящих людей просто невыносимой. Жить, скрываясь, встречаться тайно это было просто нестерпимо.но у них было главное- любовь.оба героя несчастны и счастливы одновременно. Любовь окрылила их, уставших без любви. Они отдались ласке и нежности, забыв о своём семейном положении. Герой преобразился, стал иначе смотреть на мир, перестал быть обычным её прожигателем.(как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и думаем, когда забываем о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве). Не чувствует себя падшей женщиной и Анна Сергеевна она любит, а это главное. Сколько ещё будут продолжаться их тайные встречи. К чему приведёт их любовь об этом каждый читатель может лишь сам догадываться. Но главное, что понимаешь, когда читаешь это произведение, что любовь способна на всё, что она преображает, изменяет людей, наполняет их жизнь смыслом. Это чувство имеет огромную власть над человеком, и разум порой замолкает перед ней Любовью.

6 И.А.Бунин «Тёмные аллеи» Как порой бывают сложны взаимоотношения между людьми. Особенно, если это касается такого сильнейшего чувства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств, охвативших человека, или прислушаться к голосу разума, который подсказывает, что избранница из другого круга, что она не пара, значит, и любви быть не может. Так и герой новеллы И.Бунина «Тёмные аллеи» Николай в юности испытал огромное чувство любви к Надежде, которая была совсем из другой среды, простой крестьянкой. Не смог связать свою жизнь герой с любимой: слишком довлели над ним законы общества, к которому он принадлежал. Да и сколько ещё в жизни будет, этих Надежд!(всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча) В итоге жизнь с нелюбимой женщиной. Серые будни. И лишь много лет спустя, снова увидев Надежду, Николай понял, что такая любовь была ему дана судьбой, а он прошёл мимо неё, мимо своего счастья. А Надежда смогла пронести через всю жизнь это огромное чувство любовь.(Молодость у всякого проходит, а любовь другое дело.) Так что порой от выбора между разумом и чувством зависит судьба, вся жизнь человека. В.Распутин «Живи и помни» Человек всегда должен помнить, что он в ответе за близких, любимых ему людей. Но забыл об этом герой повести В.Распутина «Живи и помни» Андрей. Он стал дезертиром в годы войны, по сути, сбежавшим с фронта, так как уж очень хотелось повидать дом, родных в отпуск, который он получил на несколько дней, но не успел доехать до дома. Храбрый солдат, он вдруг стал отвергнутым обществом. Чувство победило разум, желание быть дома оказалось настолько сильным, что он, солдат, нарушил воинскую присягу. А этим герой сделал несчастной жизнь близких: жена и родители стали уже семьёй врага народа. Сильные чувства испытывает к мужу и его жена Настёна. Понимая, что совершает преступление, она помогает Андрею, скрывавшемуся от властей, не выдаёт его. (На то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила,которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются.) В итоге гибнет и она, и её

7 неродившийся ребёнок: Настёна бросилась в реку, когда поняла, что за ней погоня и она выдаёт своего любимого.(Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо вот для чего люди сходятся»,- слова Настёны) Трагедия, настоящая драма развернулась, потому что Андрей Гуськов поддался силе чувств. Всегда нужно помнить о людях, живущих с нами, и не совершать необдуманных поступков, ведь иначе может произойти самое страшное гибель любимых людей. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Любовь. Это удивительное чувство. Оно делает человека счастливым, жизнь приобретает новые оттенки. Ради любви, настоящей, всеохватывающей, человек жертвует всем. Так и героиня романа М.Булгакова Маргарита ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках. (Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом она была счастлива? Ни одной минуты!) Но не было главного любви.. было одно одиночество (И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!- слова Мастера).(С жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.) И когда любовь пришла, Маргарита ушла к любимому.(она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!- скажет мастер) Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он её Мастер. Она помогает ему дописать роман. Она даже готова стать королевой на балу у Воланда- всё это ради любви. Так что и разум, и чувства

8 были в душе Маргариты в согласии. (За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!) Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор, избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.


Сочинение верность и предательство >>> Сочинение верность и предательство Сочинение верность и предательство Непременно дадут совет и поделятся своим личным опытом. Цитата Чем опасна измена? Но есть проблемы

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Эйлин Фишер: «Попросите, чтобы Я вошел в неспокойные ситуации» Следующее общее пророческое слово было дано Эйлин Фишер 30 июля 2013 года во время ее еженедельной Пророческой школы Святого Духа, собирающейся

Работа загружена с сайта Typical Writer.ru http://typicalwriter.ru/publish/2582 Mark Haer Мысли (Серия стихотворений) Последнее изменение: 08 октября 2016 (c) Все права на эту работу принадлежат автору

Деликатные соседи по комнате оставили отца с дочерью наедине. Таня напоила Николая Григорьевича чаем, настоящим цейлонским, купленным в хорошем магазине напротив представительства на Гран Пера. Щукин с

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября 1818 22 августа 1883), русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее

СЧАСТЬЕ как объединяющая Высшая ценность Что такое Высшие ценности? Не каждый задумывается о том, насколько важен этот вопрос для любого человека. Высшая ценность имеет много смыслов: для кого-то это материальный

Сочинение на тему можно ли быть счастливым в одиночестве И нет большего счастья, как быть живым, жить и радоваться миру на Земле. Не стоит Согласна с тем, что написал сам автор в своем сочинении. В раннем

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Введение Сначала отдавайте получите потом Мы с мужем познакомились 14 лет назад. Это случилось в тот день, когда мой папа купил компьютер и подключил его к интернету. Первым делом я зашла на сайт знакомств,

Ласкательные, теплые, приятные слова, которые нравятся парням. Проза и стихи. «Любимый, мое сердце бьется тобой! Каждое мгновение, в котором ты есть со мной рядом, я ценю, боготворю и люблю. Тебя я люблю

Гайдар. Время. Мы. Гайдар шагает впереди! Выполнила ученица 11 класса МОУ «Пошатовский детский дом-школа» Погодина Екатерина «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать;

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России» Направление это как палочкавыручалочка: если вы не знаете русской классической литературы пишите по этому направлению. То есть можно хоть

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

А что для ВАС День Победы? Надпись на камне: НЕ ДАДИМ ПОВТОРИТЬСЯ ФАШИСТСКОМУ ТЕРРОРУ ЖИТЕЛЯМ ДОМОВ АБЛИНГИ И ЖВАГИНЯЙ, ЗВЕРСКИ УБИТЫМ ГИТЛЕРОВСКИМИ ФАШИСТАМИ 23 ИЮНЯ 1941 ГОДА. 9 мая для меня не только

28 ВОПРОСОВ О ЛЮБВИ 151 ответ на вопросы о... 1 Может ли Бог проговорить девушке, что тот или иной человек будет ее мужем, тогда как девушке тот человек совсем не нравится, он не в ее вкусе? Бог никогда

Классный час. Все мы разные, но общего в нас больше. Автор: Алексеева Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания Этот классный час строится в форме диалога. В начале классного часа ребята садятся

12 класс, 2013 год Русский язык и литература (реальный профиль) СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА Тестовые задания Критерии оценивания Баллы Задание А 36 1. Озаглавьте композиционносмысловые части предложенного эпизода.

«Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение древнерусской литературы, свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи. «Слово» повествует

ПИСЬМО СОЛДАТУ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ. Благодаря ветеранам живем мы на этом свете. Они защищали нашу Родину, чтобы мы жили и помнили о том, что Родина- главный наш дом. Скажу спасибо вам большое с добротой в душе.

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации Кафедра русского языка Жизнь и творческий путь Л.Н. Толстого Составитель: доц. Нестерова Е.Н. Дизайн: Головинский В.В. «Толстой это целый мир.

Измена. Простить? Послан Solnyshko - 28.08.2011 17:11 Много читала разных журналов, где иногда говорят, что мол мужчина устроен иначе, для него любовь и секс совершенно разные вещи и т.д. Но как по мне

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Становясь одной плотью: Божий план семьи. Оставить отца и мать 4B / 8 Ведущие: Авель Волошин, Александр. Музыка/Объявление передачи Здравствуйте! Добро пожаловать на программу «Семейная жизнь». Спасибо,

Вечерний Выпуск 13. 13 февраля 1869 г. ПЕТЕРБУРГ. Исповедь убийцы. Эксклюзивное интервью с Родионом Раскольниковым!!! Читайте на стр. 2-6. Родион Раскольников: Я не жалею о том, что признался. ЛЕТОМ 1866

Человек номера: Андрей Болконский Je ne connais dans la vie que maux bien réels: c"est le remord et la maladie. Il n"est de bien que l"absence de ces maux. Содержание Князь Андрей во всемирной паутине

Сочинение на тему почему наташа ростова изменила князю андрею так князь Андрей видел небо над Аустерлицем (. Сочинение на тему Образ Наташи Ростовой в романе Война и мир Любимая героиня Толстого. Темы

Викторина по пьесе «Бесприданница» Викторина по пьесе «Бесприданница» - 1 / 7 1. Кто написал драму «Бесприданница»? Антон Чехов Иван Тургенев Александр Островский 2. Какая русская река связана с пьесой

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на

ОПЛАКИВАЯ ПОТЕРЮ КОГО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОГО Разработала Marge Heegaard Перевела Татьяна Панюшева Для заполнения детьми Имя Возраст Ты пережил очень трудное время. И то, что у тебя путаются мысли и чувства

Воспитываем ребёнка. КАК? Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями. Любите своего ребенка

Франциска вудворт призрачные миры >>> Франциска вудворт призрачные миры Франциска вудворт призрачные миры Жаль только, что сердце принадлежит другому и в планах на ближайшее будущее становиться супругой

Классный час на тему: поговорим о жизни. Часть 1. Семья. 2 слайд 1. Семья 2. Любовь. 11 3. Мудрость. 13 4. Самооценка. 17 5. Дружба. 20 6. Взгляд в будущее. 24 7. Ключи к успеху. 29 часть 2. Часть 3. Часть

Сочинение на тему судьба человека в бесчеловечном мире сочинению по направлению Темы данного направления ориентируют обучающихся на войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Степа, одноклассник Вовы Вова, волонтер, одноклассник Степы Знакомьтесь, это Вова мой одноклассник. Хочу вам рассказать про него, потому что Вова - волонтер молодежного клуба. Все наши одноклассники прислушиваются

Сочинение на тему нужно ли спасать вишневый сад сочинение, Выбирай! Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин богатый купец, многим Но для этого нужно вырубить все деревья! Тема Вишневого

Сочинение на тему цветы любимому поэту >>> Сочинение на тему цветы любимому поэту Сочинение на тему цветы любимому поэту Добро сильнее не само по себе, а силой каждого из нас. Вот для дочки Танечки В узелочке

НАПРАВЛЕНИЕ 3. ЦЕЛИ и СРЕДСТВА Комментарий специалистов ФИПИ Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека,важности осмысленного целеполагания, умении

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение

Родительское собрание в 5-а классе Умеете ли вы любить своего ребенка? Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю.

ГЛАВА А 9 О несовершенстве Дела идут лучше. Этому не будет конца. Дела идут все лучше и лучше, и в этом есть своя красота. Жизнь вечна и ничего не знает о смерти. Когда что-то совершенно, закончено оно

АЛЛЕН КАРР ЛЕГКИЙ СПОСОБ НАСЛАЖДАТЬСЯ АВИАПЕРЕЛЕТАМИ ОТ АВТОРА МИРОВОГО БЕСТСЕЛЛЕРА «ЛЕГКИЙ СПОСОБ БРОСИТЬ КУРИТЬ» Москва 2007 Содержание Адель Мирер. Предисловие..................... 9 1. Итак, кто хочет

MINISTERU EDUCAȚIEI Numele: Prenumele: IDNP: Data naşterii: Raion/Municipiu (CB): ocalitate (CB): AGENŢIA DE ASIGURARE A CAITĂŢII Centrul de bacalaureat: PRETESTARE ЭКЗАМЕН НА ДИПЛОМ БАКАЛАВРА РУССКИЙ

Содержание Как работать со спиритическими картами... 6 Этап 1. Очистите колоду.................... 8 Этап 2. Посвятите карты.................... 9 Этап 3. Общение с небесами............... 10 Этап 4. Перетасуйте

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

(Сочинение ученицы 3 А класса Гирявенко Анастасии) Я горжусь тобой, дедушка! Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой. И глаза молодых солдат, С фотографий увядших глядят. Сердцу каждого

Библия для детей Представляет Прекрасная царица Есфирь Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Janie Forest Адаптировано: Ruth Klassen Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children, Inc.

Сочинение на тему встреча с литературным героем Главная Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1 Сочинение на тему: одной из которых является создание идеального литературного героя, При первой

Нужно ли всегда слушаться родителей? ДА, ПОТОМУ ОМ ЧТО ВЗРОСЛЫХ.. Да, но Взрослые заслуживают уважения детей? Все ли взрослые достойны уважения? Всегда ли послушание выражает уважение? Можно ли проявить

Письмо ветерану Сочинения-письма учащихся 4В класса МБОУ СОШ 24 Здравствуй дорогой ветеран Великой Отечественной войны! С глубоким уважением пишет Вам ученица 4 «В» класса, школы 24 города Озерска. Приближается

10 класс 1. Ф.И.Тютчев. Лирика. 2. А.А.Фет. Лирика. 3. Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Мороз, Красный нос». 4. А.Н.Островский. «Гроза». 5. Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». 6. Ф.М.Достоевский. «Преступление

Открытое письмо ветерану Акция учащихся начальных классов МОУ «СОШ 5 УИМ» Агаки Егор 2 «а» класс Дорогие ветераны! Поздравляем с юбилеев Победы! Прошли дни, годы, почти века, Но вас мы не забудем никогда!

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан) Теоретические основания Описание методики Методика А. Мехрабиана предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих

Пессимист жалуется на ветер, оптимист ожидает от него изменений, а реалист настраивает паруса. Одним фортуна улыбается, над другими хохочет))) Ничто так стремительно не движет к цели, как отсутствие средств.

Сочинение на тему мое отношение к асе (Любимая тема творчества Тургенева исследование истории любви вне И. С. Тургенева Ася Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) (по повести И. С. Тургенева

1 АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВ ФУНДАМЕНТ ВАШЕГО УСПЕХА ИЛИ Как использовать свои эмоции, чтоб достигать невероятных успехов в жизни. «Тот, кто управляет своими эмоциями, управляет своей жизнью» СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Два года назад к моему отцу пришли свататься очень серьезные люди из богатой семьи >>> Два года назад к моему отцу пришли свататься очень серьезные люди из богатой семьи Два года назад к моему отцу пришли

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте

ЭТА КНИГА ПОСТРОЕНА НА ПРОСТОМ УБЕЖДЕНИИ: СЕЙЧАС НАМ БОЛЕЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО, НУЖНО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ, К ВАЖНЫМ В ЖИЗНИ ВЕЩАМ И К САМИМ СЕБЕ 3 Она написана для людей, которые родились в

Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг. Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости. Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.

Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.

Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.

Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.

Существует масса примеров, когда люди страдали из-за своих чувств. Они ярко описаны в русской и мировой литературе. В качестве примера можно избрать произведение Льва Толстого «Анна Каренина». Если бы главная героиня не влюбилась безоглядно, а доверилась бы голосу разума, она бы осталась жива, а детям не пришлось бы переживать смерть матери.

И разум, и чувства должны присутствовать в сознании в приблизительно равной пропорции, тогда есть шанс на абсолютное счастье. Поэтому не следует отказываться в некоторых ситуациях от мудрых советов старших и более умных наставников и родственников. Существует народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих». Если извлечь правильный вывод из этого выражения, можно смирить порывы своих чувств в некоторых случаях, которые могут пагубно отразиться на судьбе.

Хотя иногда сделать усилие над собой очень сложно. Особенно, если симпатия к человеку переполняет. Некоторые подвиги и самопожертвования совершены от большой любви к вере, стране, собственному долгу. Если бы армии пользовались только холодным расчетом, они вряд ли бы поднимали свои знамена над покоренными высотами. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не любовь русского народа к своей земле, родным и близким.

Сочинение 2 вариант

Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.

Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.

Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.

Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

Краткое сочинение

Многие считают, что разум и чувства две вещи совсем не совместимые друг с другом. Но как по мне это две части одного целого. Не бывает чувств без разума и наоборот. Все что чувствуем, мы обдумываем, и порой когда мы размышляем, появляются чувства. Это две части создающие идиллию. Если хотя бы один из составляющих отсутствует, то все действия будут тщетны.

Например, когда люди влюбляются, они обязательно должны включать свой разум, так как именно он может оценить всю ситуации и подсказать человеку правильный ли он сделал выбор.

Разум помогает не ошибиться в серьезных ситуациях, а чувства порой способны интуитивно подсказать нужную дорогу, даже если она кажется нереальной. Овладеть двумя составляющими одного целого не так то и просто как звучит. На жизненном пути придется столкнуться с немалыми трудностями, пока сам научишься контролировать и находить нужную грань этих составляющих. Конечно же, жизнь не идеально и порой необходимо выключать что – то одно.

Нельзя постоянно держать баланс. Порой необходимо доверится своим чувствам и сделать рывок вперед, это будет возможностью почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет.

Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Дефо Робинзон Крузо

    Жанровая направленность произведения представляет собой публицистический стиль путешествий, изложенный в романном жанре в виде полноценного литературного сочинения с оттенком авантюрного творчества.

  • Анализ рассказа Куприна Тапёр сочинение 5 класс

    Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить…

  • Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

  • Сочинение Екатерина Ивановна в рассказе Ионыч Чехова

    Екатерина Ивановна - центральная героиня рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч», молодая девушка восемнадцати лет из небольшой дворянской семьи Туркиных, в гости к которым несколько раз заезжает главный герой

  • Сочинение рассуждение Патриотизм

    Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

«Разум и чувство»

Официальный комментарий:

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М. Пришвин

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс

Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф. Ларошфуко

Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир

Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей – художников душ человеческих.

Список литературы по направлению «Разум и чувство»

    А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    А.Н. Островский «Гроза»

    А.М. Горький «На дне»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Ги де Мопассан «Ожерелье»

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Н.М. Карамзин «Бедная Лиза

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

МАТЕРИАЛЫ к литературным аргументам.

( Введение )

Что такое любовь? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Для меня любовь-это желание всегда находиться рядом, несмотря на ссоры, проблемы, обиды и недопонимание, стремление найти компромисс, умение прощать и поддержать в трудной ситуации. Великое счастье, если любовь взаимна. Но в жизни бывают ситуации, когда возникает безответное чувство. Неразделённая любовь приносит большие страдания человеку. Но самое страшное, когда безответное чувство становится неподвластным разуму и приводит к непоправимой трагедии. (69 слов)

(Аргумент)

Любовь - вечная тема мировой художественной литературы. Многие авторы описывают это великое чувство в своих произведениях. И хочется вспомнить замечательный рассказ Куприна «Гранатовый браслет». На первых страницах произведения нам раскрывается жизнь семьи Шеиных. Любви в супружеской паре уже нет, и Вера Николаевна разочаровывается в своём браке. Она чувствует уныние в душе. Мы можем только догадываться что ей, как и любой женщине, хочется внимания, ласки, заботы. К сожалению, главная героиня не понимает, что всё это совсем рядом. Мелкий чиновник, Георгий Желтков, уже восемь лет любит Веру Николаевну необыкновенно сильной и искренней любовью. Он полюбил её в первого взгляда и был счастлив, потому что Бог наградил его этим чувством. Но главная героиня не обратила внимания на человека, незнатного происхождения. Вера Николаевна выходят замуж, и просит Желткова больше ей не писать. Мы можем только догадываться, какие трудности это принесло нашему герою и поразиться его силе духа. Георгий не имел возможности быть рядом с Верой, быть любимым ею, но он счастлив, потому что она просто есть, потому что Вера живёт на этом свете. Желтков дарит Вере Николаевне на день рождения гранатовый браслет. Он не рассчитывает, что госпожа Шеина будет носить подарок. Но Георгия греет мысль, что его любимая просто прикоснётся к этому украшению. На Веру же этот браслет навевает чувство тревоги, переливы камней напоминают ей капли крови. Таким образом, автор даёт нам понять, что в главной героине начинает зарождаться ответное чувство к Желткову. Она беспокоится за него, чувствует приближение беды. Вера поднимает тему любви в разговоре с другом её родителей, которого считает дедушкой, и она начинает понимать, что любовь Желткова, это та самая настоящая и редкая искренняя любовь. Но вмешивается брат Веры, Николай Николаевич, возмущённый подарком Георгия, и решает поговорить с Желтковым. Главный герой произведения понимает, что ему никуда не деться от своей любви. Ему не поможет ни отъезд, ни тюрьма. Но он чувствует, что мешает своей любимой, Георгий боготворит Веру, он готов сделать всё для её благополучия, но он не может побороть свои чувства, и Желтков принимает решение о самоубийстве. Вот так сильная безответная любовь привела к трагедии. А Вера, к сожалению, слишком поздно поняла, что мимо неё прошла очень редкая и искренняя любовь. Никто и ничто не сможет исправить ситуацию, если человека не стало. (362 слова)

(Вывод)

Любовь – это великое чувство, но очень страшно, когда оно приводит к трагедии. Какие бы сильные не были чувства, нельзя терять разум. Жизнь – это лучшее, что даруется человеку. Так же можно сказать и про любовь. И какие бы испытания не возникали на нашем пути, мы должны держать чувства и разум в гармони. (51 слово)

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» «Разум и чувство»

(Аргумент 132)

Герой повести Куприна «Гранатовый браслет», Георгий Желтков, не смог справиться со своими чувствами. Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил её на всю жизнь. Георгий не ждал взаимности от замужней княгини. Он всё понимал, но ничего не мог с собой поделать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причинённое когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с её братом разыскал Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешение написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью.

А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» Любовь или сумасшествие? «Разум и чувство»

(Введение 72) Любовь – одно из самых теплых чувств, которое можно испытать человек. Она способна наполнить сердце радостью, вдохновить и придать жизненных сил влюблённому, Но, к сожалению, это чувство не всегда делает человека счастливым. Отсутствие взаимности разбивает людям сердце, обрекает на страдания, и тогда человек может потерять рассудок, превратив предмет обожания в некое божество, которому готов поклоняться вечно. Мы часто слышим, что влюблённых называют сумасшедшими. Но где эта тонкая грань между осознанным чувством и зависимостью?

(Аргумент 160) Над этим вопросом заставляет задуматься читателей и произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой долгие годы преследовал возлюбленную, а после покончил жизнь самоубийством. Что же толкнуло его на эти поступки: любовь или сумасшествие? Я считаю, что это было все же осознанное чувство. Желтков влюбился в Веру. Увидев её всего один раз. Будучи мелким чиновником, он осознавал социальное неравенство с возлюбленной, и поэтому даже не пытался добиться её расположения. Ему было достаточно любоваться княгиней со стороны, не вторгаясь в её жизнь. Своими чувствами Желтков делился с Верой в письмах. Герой писал возлюбленной и после её замужества, хоть и признавал неприличность своего поведения. Супруг княгини отнёсся к Григорию Степановичу с пониманием. Шеин сказал жене, что Желтков любил её, а вовсе не был сумасшедшим. Конечно, герой проявил слабость, решившись на самоубийство, но пришёл к этому осознанно, сделав вывод, что оборвать его любовь сможет только смерть. Он знал, что без Веры ему не быть счастливым и, в то же время, не хотел ей мешать.

(Аргумент 184) Н а страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума поднимается очень часто. Так, например, в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчётливая Элен Курагина и её брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно из-за избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с Наташей, ведь для неё, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелёгким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелёгкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своём поступке, когда проанализировала его.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 93) Главная героиня романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», юная Наташа Ростова, нуждалась в любви. Будучи в разлуке со своим женихом, Андреем Болконским, наивная девушка в поисках этого чувства доверилась коварному Анатолю Курагину, который и не думал связывать с Наташей свою жизнь. Попытка побега с человеком дурной славы – рисковый поступок, на который Наташа Ростова решилась, опираясь прежде всего на чувства. Печальный итог этой авантюры известен всем: помолвка Наташи и Андрея расторгнута, бывшие возлюбленный страдают, репутация семьи Ростовых пошатнулась. Если бы Наташа задумывалась о возможных последствиях, она бы не оказалась в таком положении.

Л. Н Толстой роман «Война и мир» «Разум и чувство»

(Аргумент 407) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории разум и чувство вынесены на первый план. Они выражаются в двух главных героях: в Андрее Болконском и Наташе Ростовой. Девушка живет чувствами, мужчина – разумом. Андреем руководит патриотизм, он чувствует ответственность за судьбу Отечества, за судьбу русской армии и считает необходимым быть там, где особенно трудно, где решаются судьбы того, что ему дорого. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, Андрей не ищет лёгкой карьеры и наград. В жизни Наташи всё основано на чувствах. У девушки очень лёгкий характер, Наташа радуется жизнь. Она освещает и греет своих близких и родных, как солнышко. При знакомстве с Андреем мы видим в нем беспокойного человека, неудовлетворенного своей настоящей жизнью. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину, на мой взгляд, усугубили, если так можно выразиться, духовный кризис Болконского. Наташа стала причиной духовного возрождения Болконского. Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе рождает в душе Андрея мечты о семейном счастье. Наташа для него стала второй, новой жизнью. В ней было то, чего не было в князе, и она гармонично его дополняла. Рядом с Наташей Андрей почувствовал себя ожившим и помолодевшим. Все ее живые эмоции давали силу ему, и вдохновляли на новые дела и события. После признания Наташе пыл Андрея затихает. Теперь он чувствует ответственность за Наташу. Андрей делает предложение Наташе, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Наташа и Андрей - очень разные люди. Она молода, неопытна, доверчива и непосредственна. У него за спиной уже целая жизнь, смерть жены, сын, испытания тяжелым военным временем, встреча со смертью. Поэтому Андрей не может до конца понять того, что чувствует Наташа, что ожидание для неё очень болезненно, она не может сдерживать свои чувства, своё желание любить и быть любимой. Это привело к тому, что Наташа изменяет Андрею, и они расстаются. Болконский уходит на войну и получает смертельное ранение. Испытывая тяжелейшие страдания, осознавая, что умирает, он перед порогом смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. В этот трагический момент происходит еще одна встреча князя Андрея с Наташей. Война и страдания сделали Наташу взрослой, теперь она понимает, как жестоко поступила с Болконским, предала такого замечательного человека из-за своей детской увлеченности. Наташа на коленях просит у князя прощения. И он прощает ее, он опять ее любит. Любит уже неземной любовью, и эта любовь скрашивает его последние дни в этом мире. Только в этот момент Андрей и Наташа смогли понять друг друга, приобрели то, что так им не хватало. Но было уже поздно.

(Аргумент 174) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном прооизведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым человеком всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способен ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству», поэтому Катерина постоянно находилась под давлением. Героиня стремится к свободе, ей было сложно в условиях рабского поклонения ложным идолам. Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавла, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но её чувства окзались сильнее, и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку.

А. Н. Островский пьеса «Гроза» «Разум и чувство»

(Аргумент 246) Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к произведению А. Н. Островского «Гроза». Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха. В девятнадцатом веке девушек отдавали замуж не по любви, каждый хотел отдать свою дочь в более богатую семью. В такой ситуации оказалась Катерина. Она попадает в мир Кабанихи, где властвует устаревшая патриархальная мораль. Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность. Характер Катерины – место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Разумом главная героиня понимает, что она – «мужняя жена», но душа Катерины требует любви. Главная героиня влюбляется в другого мужчину, хотя и пытается этому сопротивляться. Героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное, но только при условии, что об этом не узнают посторонние. Катерина берет ключ от калитки в поместье Кабановых, который ей даёт Варвара, она принимает свой грех, она берется за протест, но обрекает себя на гибель с самого начала. Для Катерины заповеди церкви и патриархального мира имеют сильнейшее значение. Она хочет быть чистой и безупречной. После своего грехопадения Катерина не смогла скрывать перед мужем и людьми свою вину. Она осознает совершенный ею грех и в тоже время хочет познать счастье настоящей любви. Она не видит себе прощения и конца мук совести, считает свою душу погубленной. Чувство победили разум Катерины, она изменила мужу, но главная героиня не смогла жить с этим, поэтому решается на ещё более страшный с религиозной точки зрения грех - самоубийство.

(Аргумент232) Сюжетом пьесы стала жизнь обитателей ночлежки, людей у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения, ни простого хлеба. Они не видят смысла своего существования. Но даже в, казалось бы, невыносимых условиях поднимаются такие темы, как, вопрос об истине и лжи . Размышляя на данную тему , автор сопоставляет центральных героев пьесы. Сатин и странник Лука – герои – антиподы. Когда в ночлежке появляется старец Лука, он пытается воодушевить каждого из жителей. Со всей искренностью чувств он старается вдохновить несчастных, не дать им зачахнуть. По мнению Луки, им нельзя было помочь, сказав правду о том, что в их жизни ничего не изменится. Поэтому он лгал им, думая, что это принесёт для них спасение. Изменит их отношение к происходящему, вселит в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, вселить в них надежду. Герой от всего сердца хотел помочь несчастным, сделать их жизнь хоть чуточку светлее. Он не задумывался о том, что сладкая ложь бывает хуже горькой правды. Сатин был резок. Он полагался только на свои мысли и трезво смотрел на ситуацию. «Сказки Луки вызывали у него злость, ведь он реалист и не привык к «выдуманному счастью». Данный герой призывал людей не к слепой надежде, а к борьбе за свои права. Горький поставил вопрос перед своими читателями – кто из них больше прав? Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставит его открытым. Каждый должен решать за себя сам.

М. Горький пьеса «На дне» «Разум и чувство»

(Введение 62) Что лучше – истина или сострадание? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Если бы вопрос звучал, что лучше – правда или ложь, мой ответ был бы однозначным. Но понятия истины и сострадания нельзя противопоставлять друг другу. Нужно искать тонкую грань между ними. Бывают ситуации, когда сказать горькую правду – это единственное верное решение. Но иногда людям требуется сладкая ложь, сострадание для поддержки, для поднятия духа.

(Аргумент 266) В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к пьесе М. Горького «На дне». Дейсвтие происходит в ночлежке у Костылёвых, в которой собрались люди совершенно разные. Вместе их собрала их нелёгкая судьба. И вот в жизни людей, потерявших всё, появляется старец Лука. Он рассказывает им, какая прекрасная жизнь их ждёт, как всё изменится, стоит только лишь этого захотеть. Обитатели этой ночлежки уже не надеются выбиться назад в люди.Они смирились с тем, что их жизнь обречена, им не выбраться из бедности. Но Лука по своей натуре добрый человек, жалеет их вселяет надежду. На каждого человека его утешающие речи сказались по – разному. Двумя самыми яркими примерами являются анна и Актёр. Анна тяжело болела, она умирала. Лука успокаивает ее, говорит, что в загробной жизни её ждёт только хорошее. Старец стал последней родостью в её жизни, она просила посидеть рядом и поговрить ней. Лука своим состраданием помог Анне, он облегчил её последние дни жазни, внёс в них радость, надежду. И Анна ушла на тот свет со спокойной душой. Но с Актёром сострадание сыграло злую шутку. Лука рассказал ему о больнице, в которой организм избавляют от воздействий алкоголя. Актёр очень переживал по поводу того, что его организ отравлен и был рад рассказам Луки, вселяющим в него надежду на лучшую жизнь. Но когда Актёр узнал, что такой больницы не существует, он сломался. Человек поверил в лучшее будущее, а потом узнал, что его надежды обречены. Актёр не справился с таким ударом судьбы и покончил жизнь самоубийством. Чкловек человеку друг. Мы должны помогать друг другу, проявлять сочувствие, сострадание, но не должны вредить этим. Сладкая ложь может принести больше неприятностей, чем горькая правда.

(Аргумент 86) Героем, противоположным Луке, является Сатин. Истории старца раздражали его, ведь он реалист. Он привык к жестокой реальности. Сатин очень резок, он считает. Что нужно не слепо надеяться, а бороться за своё счастье. На помгал ли как-то Сатин своим сожителям истиной? Нужно ли было обитателям ночлежки ещё одно напоминание, что их жизнь находится на дне? Я считаю, что нет. Горький поставил вопрос читателям – кто прав, Лука или Сатин? Думаю, что нельзя на этот вопрос дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым в своём произведении.

(Вывод 70) Каждый человек должен сам выбирать свой путь. Но мы должны помогать друг другу. Сказать правду или проявить сострадание – это выбор каждого. Нужно дейсвтвоать в заисимости от ситуации. Главное – не навредить своим вмешательством. Ведь от нас зависит не только наша жизнь, но и жизнь нашего окружения. Своими словами, поступками мы оказываем влияние на наших близких и знакомых, поэтому в каждой ситуации мы должны задумываться о том, что лучше – истина или сострадание?

(Аргумент205) Венцом творения известного русского писателя А. С. Грибоедова является пьеса «Горе от ума» Именно в данном произведении автор затрагивает такие важные темы. Как вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честность служения отечеству и долгу, самобытность, национальность русской культуры. Также писатель обличает пороки людей, которые и по сей день есть в каждом из нас. На примере центральных героев пьесы, Грибоедов заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воли сердца или холодный расчёт всё-таки лучше? Олицетворением меркантильности, подхалимства, лжи выступает Алексей Степанович Молчалин. Этот персонаж вовсе не безобиден. Своей угодливостью он успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Его «таланты» - «умеренность и аккуратность» - обеспечивают ему пропуск в «высшее общество». Молчалин – убеждённый консерватор, зависящий от мнения других и потакающий «всем людям без изъятья». Казалось бы, вот и верный выбор, холодный разум и жёсткий расчёт лучше смутных чувств сердца, но автор высмеивает Алексея Степановича, показывая читателю всю ничтожность его существования. Погрязнув в мире лицемерия и лжи, Молчалин утратил все светлые и искренние чувства, что и привело к полному краху его зловещих планов. Поэтому можно с уверенностью говорить, что великий русский писатель хотел донести до сердца читателей, что самое главное - это оставаться самим собой, поступать по совести и прислушиваться к своему сердцу.

А. С Грибоедов пьеса «Горе от ума» «Разум и чувство»

(Аргумент345) Обратимся к пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». В особняк московского помещика-дворянина Фамусова приезжает молодой, блистающий умом и остроумием Александр Андреевич Чацкий. Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву. В недалёком прошлом Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувства не охладели. Он счастлив видеть похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, он не любит Софью. Молчалин хочет подвинуться по карьерной лестнице, используя девушку. Ради этого он не гнушается ни лицемерием, ни подлостью. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он из другого круга. Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Герой рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный её выбором до глубины души. Во всем случившемся Софья винит себя. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Софья старалась жить разумом, извращенным в понятии фамусовского общества, но она так и не смогла отказаться от чувств, это привело к тому, что героиня запуталась, Софья упустила свою любовь, но пострадала от этого не только героиня, сердце Чацкого было разбито.

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

К старому казацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и козацкой славы.

Андрий осознавал, что предаёт отца, пошёл на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые козаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Козацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.