Государство

Развитие темы маленького человека в творчестве Н. «Маленький человек» в произведениях Н.В

гоголь маленький чехов человек

Тему «маленького человека» в литературе Гоголь развивал в петербургских повестях. «Маленький человек» это человек не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Но не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей.

Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение «маленького человека» как объекта литературного исследования.

В повести «Шинель» Гоголь обращается к миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной. Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

У Гоголя «маленький человек» ограничен своим социальным положением, и ограничен им духовно. По сути, душевные стремления Акакия Акакиевича просты - это спокойная жизнь, никаких перемен. Его родные - это буквы-фавориты, его любимая - это шинель. Он не заботится о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства в человеке.

Гоголь говорит о том, что у Акакия Акакиевича нет самосознания. Башмачкину присуще только одно чувство в полном объеме - страх. Герой Гоголя и умирает не от унижения и оскорбления, а от страха, напуганный «распеканием» «значительного лица».

Всё в Акакие Акакиевиче было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.

Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном.

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и «…существование его сделалось как-то полнее…». Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.

Жертвой Петербурга, нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает произносить самые страшные слова. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая, чина и звания».

Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа. В финале «маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира.

Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - «Записки сумасшедшего». Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Н.В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» и других рассказах истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Критический реализм Гоголя раскрыл и помог развить эту тему писателям будущего как никто другой.

В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально-насыщенного искусства, которое замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он даёт замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за романтизмом, обнимающего своим действенным взглядом ветхое и новое. В реализме Гоголя содержится раскрытие сложности жизни, её движение, рождение нового. Реалистичный взгляд утверждается в творчестве Н.В. Гоголя во второй половине 30-х годов.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей литературы, утверждения в ней социально-гуманистического направления и натуральной школы. Творчество Н.В. Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу.

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать» Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь. Но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы - Невского проспекта.

После «Петербургских повестей» Гоголь не оставляет тему взаимоотношений «маленького человека» и чиновничьего мира столицы. Это - тема постоянно живет в каждом произведении, он никогда не пропустит случая, чтобы не сказать двух-трех едких слов в ее адрес.

Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».

А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.

Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».

Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.

Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.

Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.

Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель

В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.

Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», - является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.

День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.

Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.

Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.

Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель

«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.

В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель », а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.

Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).

Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.

Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.

Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».

Данный рассказ относится к первым произведениям Шолохова. Рассказ был написан в 1925 году и включает в себя все воспоминания детства автора. В содержание рассказа также входят события гражданской войны.

  • Сочинение Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского 10 класс

    Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма

  • Сочинение по картине Брюллова Всадница 8 класс описание

    Одним из самых известных потретов, написанных живописцем, считается полотно Всадница

  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына (описание)

    Рембрандт изобразил библейский сюжет на холсте, переживая в своей жизни духовное перерождение и поиски своего «Я»


  • Введение

    . «Маленький человек» в «Записках сумасшедшего»

    Акакий Акакиевич Башмачкин - самый яркий представитель гоголевского «маленького человечка»

    Мнение литературных критиков об образе «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя.

    Заключение

    Литература


    Введение


    Сущность понятия "маленький человек" относился к литературным героям, которые «жили» в эпоху реализма. Как правило они занимали самую низшую ступень в социальной иерархии. Такими представителями являлись: мещанин и мелкий чиновник. Образ "маленького человека" был актуален при демократической литературе. Его описывали писатели-гуманисты.

    Впервые тема «маленького человечка» была упомянута писателем Белинским, в своей статье 1840 г. «Горе от ума». Данную тему так же рассматривали в своих произведениях такие классики русской литературы как М.Ю.Лермонтов, А.С. Пушкин, А.И.Куприн, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, А.П. Чехов, М. Горький, и другие. Среди писателей -реалистов, которые описывали «маленького человека» в своих произведениях можно выделить Франца Кафку и его «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой». Немецкий писатель Герхарт Гауптман так же раскрыл эту тему в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Данная тема во все времена была актуальна, так как ее задача состоит в том, чтобы отразить повседневную жизнь обычного человека со всеми его горестями и переживаниями, а так же бедами и маленькими радостями.

    «Маленький человек» - это лицо народа. Характер образа «маленького человека» можно описать следующими характерными чертами: в большинстве случаев это бедный, несчастный человек, обиженный на свою жизнь, которого очень часто оскорбляют высшие чины. Итогом для данного образа является то что он окончательно разочаровавшись в жизни совершает безумные поступки, итогом которых является смерть. Это своеобразный тип человека, чувствующий свое бессилий перед жизнью. Порой он способен на протест. Каждый писатель видел его по-своему. Были и схожие черты. Но трагизм данной роли писатели отражали каждый по-своему.


    Причины выбора темы «маленького человека» Н.В. Гоголем в своих произведениях


    Впервые обозначение термина «маленький человек» был представлен в энциклопедии русской литературы. Его трактовка звучит так «обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное положение». Очень часто к данному персонажу приводился противоположный персонаж. Обычно это чиновник высшего ранга, который имел власть и деньги. А далее развитие сюжета следовало по следующему сценарию: Живет себе бедный «маленький человек», никого не трогает, ничем не интересуется и тут его осеняет прозрение, что возможно он жил не правильно. Он поднимает бунт, и тут его сразу останавливают или убивают.

    «Маленькие люди» различны у Достоевского, Гоголя, Пушкина. Отличие проявляется в их характере, стремлении, протесте. Но имеется одна объединяющая, схожая черта - все они борются с несправедливостью, с несовершенством сего мира.

    Читая книгу нередко всплывает вопрос Кто такой «маленький человек»? и почему он маленький? Меньшинство его сущности заключается в социальном статусе. Обычно это люди, которых мало заметно или вовсе не заметно. В духовном плане «маленьким человеком» считается обиженный, поставленный в определенные рамки человек, который вовсе не интересуется историческими и философскими проблемами. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. Он не живет - он существует.

    Русская литература с ее гуманным отношением к судьбе простого человека - не смогла пройти мимо. Рождается новый литературный герой, который появляется на страницах многих русских классиков.

    Данным персонажем пропитаны все произведения Н.В.Гоголя. Одними из наиболее ярчайших примеров служат произведения: Шинель и Записки сумасшедшего - он раскрывал читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

    Но эти произведения не построены всего лишь на фантазии писателя. Гоголь в реальной жизни испытал все эти чувства. Прошел, так называемую, школу жизни. Душа Гоголя была ранена по приезду в Петербург в 1829 году. Перед ним открылась картина человеческих противоречий и трагических социальных катастроф. Он ощутил на себе весь трагизм жизни при должности бедного чиновника, среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), а так же переживания бедного человека у которого не хватает денег на покупку шинели. Именно благодаря этим краскам он нарисовал Петербург с его внешним великолепием и убогой душой. Писатель описал Петербург городом с искаженной душой, где гибнут таланты, где торжествует пошлость, где ... кроме фонаря, все дышит обманом. Все события происходившие с его главными героями Акакием Акакиевичем Башмачкином и Аксентием Ивановичем Поприщиным, происходили в этом страшном и лживом городе. . В итоге герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

    В своих «Петербургских историях» он раскрыл истинную сторону столичной жизни и жизни бедного чиновника. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».

    В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь выдвигает свою теорию значимости искусства для общества, схожие в ней элементы, которые являются движущими пружинами. Он рождает новое направление реализма в искусстве. В своем творчестве писатель раскрывает всю многогранность, ее движения, рождения в нем нового. Формирование реалистических взглядов в творчестве Н.В.Гоголя утверждаются во второй половине 30-х годов XIX века.

    Эталоном реалистической литературы являлись «Петербургские повести», особенно «Шинель», которые имели огромное значение для всей последующей литературы, создавая в ней новые направления развития данного жанра.

    Таким образом, «маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя зародился не случайным образом. Появление данного литературного героя является следствием жестокого обращения с самим писателям во времена его первым знакомством с Петербургом. Свой протест, а точнее крик души он выразил в своих произведениях «Записки сумасшедшего» и «Шинель»


    2. «Маленький человек» в «Записках сумашедшего»

    гоголь маленький человек башмачкин

    Записки сумасшедшего, одна из самых печальных повестей Петербургские повести. Расказчиком является - Аксентий Иванович Поприщин - мелкий, обижаемый на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Главный герой - является человеком дворянского происхождения, но бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья его высокопревосходительству. В его характере наблюдается равнодушие ко всему, что его окружает. А его без инициативность убила в корне его дворянское происхождение. Поприщин считает, что создание репутации в основном зависит от должности им занимаемой, своими силами «простому человеку» ничего не достичь. Всем правят деньги. Поприщин имеет свои узаконенные понятия, интересы, привычки и вкусы. Свои представления о жизни. В пределах этого мира он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь -. фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством. Он просто существует в этом мире не замечая того как жестоко и несправедлива с ним судьба.

    Однажды в голове Поприщина встает вопрос: «Почему я титульный советник?» и «И почему именно титульный?». Поприщин безвозвратно теряет здравый рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он задумывается о том, почему он так бесправен, почему все самое лучшее на свете достается не ему, а высшим чиновникам. Его безумная мысль превосходит границы и его убеждение в том, что он испанский король окончательно утвердилась в тогда уже помутненном рассудке. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня? Блок заметил, что в этом вопле слышен крик самого Гоголя.

    Таким образом, записки сумасшедшего - является неким протестом против несправедливых законов устоявшегося мира, где все давно уже распределено, где «маленькому человеку» не обрести в полной мере богатства, счастья. Все решают высшие чины - вплоть до жизненных устоев человека. Поприщин - дитя и жертва этого мира. Гоголь не случайно выбирает главным героем мелкого чиновника, он отел передать не только жалкие коммерческие черты данного персонажа, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.


    3. Акакий Акакиевич Башмачкин - самый яркий представитель гоголевского «маленького человечка»


    Очень часто в жизни случается так, что более сильные оскорбляют слабых. Но в конечном счете именно эти бессердечные и жестокие люди являются еще более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего.

    Как никому другому Акакию Акакиевичу Башмачкину были знакомы эти чувства. Эти чувства непосредственно передаются и читателю повести «Шинель». Достоевский считал, что именно из этой книги вышла вся русская литература.

    Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир маленького человека? Достоевский считал, что гоголь является создателем «маленького человечка». В повести «Шинель» существует только один персонаж, все остальные - лишь фон.

    Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня... Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ маленького человека в своем творчестве.

    Повесть Шинель - одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ маленького человека со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Главный герой «Шинели» стал жертвой города, нищеты и произвола. Его звали Акакий Акакиевич Башмачкин. Он являлся вечным титульным советником, над которым нависли все тяжести и бремя этого жестокого мира. Башмачкин был типичным представителем мелкого чиновничества. В нем все было, типично начиная от внешности и заканчивая духовной принадлежностью. Башмачкин, по сути являлся жертвой жестокой действительности, чувства которой так хотел передать писатель читателю. Писатель подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич ни одного слова не отвечал и вел себя так, как будто бы никого и не было перед ним, когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки. Сущая нищета окружает главного героя, но он не замечает этого, так как занят делом. Башмачкин не грустит о своей нищете, так как он попросту не знает другой жизни.

    Но главный герой «Шинели» за своей непроницаемой душой скрывал и другую сторону. на лице Башмачкина появилась ухмылка, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошел своею дорогою».

    Писатель дает понять, что даже в душе «маленького человека» есть тайная глубина, неведомая и нетронутая петербургским внешним миром.

    С появлением мечты - новой шинели, Башмачкин готов на все: терпеть любые унижения и ругани, лишь бы приблизиться к своей мечте. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?

    И вот когда, наконец, сбылась его мечта злая судьба сыграла злую шутку с героем. Грабители сняли шинель с Башмачкина. Главный герой упал в отчаяние. Это событие побудило в Акакие Акакиевиче протест и он твердо намерен идти с ним к генералу. Но не знал эта попытка, впервые в его жизни, потерпит неудачу. Писатель видит несостоятельность своего героя, но он дает ему возможность показать себя в этом не равном бою. Однаако он ничего не может сделать, ситема бюрократической машины настолько устоявшаяся, что сломать ее просто не возможно. Механизм давно запущен. И в конце концов Башмачкин погибает, так и не добившись справедливости. Он показывает нам финал истории о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти стаскивает шинели не только с титульных, но и с надворных советников.
    Финал данной повести заключается в том, что существование такого человека, как Башмачкина Акакия Акакиевича. в этом жестоком мире, возможно только лишь после его смерти. После своей смерти Акакий Акакиевич становится злостным привидением, который безжалостно срывает шинели с плеч все прохожих. В «Шинели» повествуется о самом ничтожном и незаурядном представителе человеческого общества. О самых рутинных событиях из его жизни. Который прожил много лет, не оставив о себе и следа Повесть оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы: тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

    В данном произведении трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Гоголь сочувствует своему герою и в то же время посмеивается над ним, видя в нем умственную ограниченность. Акакий Акакиевич был абсолютно безынициативным человеком. За все годы своей службы он не продвинулся по служебной лестнице Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствовавшийся убогим жильем, жалким обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеется, но он смеется не только над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.
    У Акакия Акакиевича была собственное жизненное кредо, которое было так же унижено и оскорблено, как и его жизнь в целом. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Но и в нем сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И только один «молодой человек проникся к нему жалостью». Смыслом жизни «маленького человека» является новая шинель. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель для него словно символ новой жизни.

    4. Мнение литературных критиков о образе «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя


    Известный литературный критик Ю.В. Манн в своей статье «Одно из самых глубочайших созданий Гоголя» пишет: «Нам, конечно, смешна ограниченность Акакия Акакиевича, но мы в то же время видим его незлобивость, видим, что он вообще находится вне эгоистических расчетов, корыстных побуждений, волнующих других людей. Словно перед нами существо не от мира сего».

    И на самом деле душа и помыслы главного героя Акакия Акакиевича остаются неразгаданными и неизведанными для читателя. Известна лишь его принадлежность к «маленьким» людям. Каких либо высоких человеческих чувств - не наблюдается. , Не умный, не добрый, не благородный. Он всего лишь биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор.

    В этом и заключалась делема которую поклонники Н.В. Гоголя трактовали по-разному. Одни считали, что Башмачкин был хорошим человеком, просто обиженный судьбой. Сущность, которого состоит из ряда достоинств, за которые его нужно любить. Одним из главных его достоинств, является то что он способен на протест. Перед смертью герой повести «бушует», угрожая в бреду «значительному лицу»: «…даже сквернохульничал, произнося страшные слова, … тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». После смерти Башмачкин является в образе привидения на петербургские улицы и срывает шинели со «значительных лиц», обвиняя государство, весь его чиновничий аппарат в безликости и равнодушии.

    Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в Шинелибезжалостное издевательство над человеком; критик Аполлон Григорьев - любовь общую, мировую, христианскую, а Чернышевский назвал Башмачкина совершенным идиотом.

    В данном произведении Гоголь затрагивает ненавистные ему мир чиновников - людей без морали и принципов. Эта история произвела на читателей колоссальное впечатление. Писатель как истинный гуманист выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

    Повесть «Шинель» произвела сильнейшее впечатление на современников.

    Произведение «Шинель» является одним из лучших работ Н.В. Гоголя и по сегодняшний день. (В.Г. Белинский, Полн. собр. соч., Т.VI. - Стр. 349), это было премьерное открытие «маленького человечка» широкой публике. «Колоссальным произведением» назвал «Шинель» Герцен.

    Сделалась знаменитой фраза: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали «крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

    «Внутренняя судьба личности - истинная тема первых, «чиновничьих» произведений Достоевского», - утверждает молодой критик В.Н. Майков, преемник В.Г. Белинского в критическом отделе «Отечественных записок». Споря с Белинским, он заявлял: «И Гоголь, и г. Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества, для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума» (Майков В.Н. Литературная критика. - Л., 1985. - с. 180).


    Заключение


    В обоих произведениях, нарушены границы. Только в «записках сумасшедшего» - это границы безумия и здравого смысла, а в «Шинели» - жизни и смерти. В конечном счете перед нами появляется не маленький, а вполне реальный человек. Со своими реальными проблемами, страхами и обидами. Поэтому нельзя судить героев данных произведений. Н. В. Гоголь наоборот стремился к тому, чтобы читатель прочувствовал, а где-то и ощутил на себе всю тяжесть и горечь земного мира, которую испытывали герои в данных произведениях.

    Читая произведения Гоголя, перед нами предстает картина, одиноко стоявшего человека в синей замурзанной шинели, с любовью рассматривавшего цветные картинки витрин. Долго рассматривал данный человек великолепие содержимого витрин, с тоскою и тайной завистью. Мечтая, что станет обладателем этих вещей, человек совсем забыл про время и мир в котором он находится. И лишь некоторое время спустя он опомнился и продолжил свой путь.

    Гоголь открывает перед читателем мир «маленьких людей», абсолютно несчастных в своем существовании, и больших чиновников, которые правят миром и судьбой таких как главные герои гоголевских произведений.

    Всех этих героев автор связывает с городом Петербург. Городом по словам Гоголя, с великолепным видом и подлой душой. Именно в этом городе живут все несчастные люди. Центральное место в «Петербургских повестях» занимает произведение «Шинель». Это история про «маленького человечка», который в борьбе за свою мечту, испытал на себе всю несправедливость и жестокость мира.

    Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать. Произведения Н.В. Гоголя в очередной раз доказывают, по сути все мы являемся маленькими людьми - всего лишь болтиками большого механизма.

    Литература


    1.Гоголь Н.В. «Шинель» [текст] / Н.В. Гоголь. - М:.Владос, 2011.

    2.Гоголь Н.В. «Записки сумасшедшего» [текст] / Н.В.Гоголь. - М:.Сфера,2009.

    .Григорьев А.П. Сборник литературных критиков современности [Текст] / А.П. Григорьев, В.Н. Майков, Н.Г. Чернышевский. - М:.Книголюб,2009.-2010.

    .Манин Ю.В. - Путь к открытию характера [текст]/Ю.В.Манин//Сборник литературной критики. - М:.Академия, 2010. - С. 152 -154.

    .Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: Учеб. -4-е изд доп.и перераб.- М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Данная работа направлена на раскрытие идеи «маленького человека» русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Автор реферата построил упорядоченную цепь, через которую попытался дать полную картину жизни людей из народа, подмеченную Александром Сергеевичем Пушкиным и талантливо подхваченную его последователем Гоголем.

    Работа написана с полным знанием творчества Пушкина и Гоголя.

    “ Маленький человек”- представитель

    демократических слоев, человек из народа-

    с благословения Пушкина, Гоголя и Белинского - стал подлинным, действительным

    героем русской литературы…”

    Ю. А. Бельчиков.

    Н. В. Гоголь принадлежит по праву к “ гениям мирового словесного искусства, где его имя стоит в одном ряду с именами Данте и Свифта”. Всю свою жизнь Гоголь писал только о России, надеясь послужить Отчизне высоким слогом своих произведений.

    «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» - говорил Гоголь о России, раздольной, но несчастной; могучей но “ раздирающей душу” каждого русского, для которого нет ничего дороже своей Отчизны. Так и хочется воскликнуть вслед за Пушкиным: “ Боже мой, как грустна наша Россия”.

    К сожалению, причин такой оценке было предостаточно: власть денег и казнокрадство, взяточничество и чинопочитание, бездуховность и глупость, подавление талантов и унижение личности - всё, всё это стало предметом творчества Николая Васильевича.

    Цель моей работы: проследить за тем как развивалась тема “маленького человека” в творчестве Н.В. Гоголя, начатая А.С. Пушкиным. Она заинтересовала меня только потому, что, к сожалению, тема “униженных и оскорблённых” имеет место и в наши дни, в век процветающей цивилизации и прогресса. А стать на защиту таких людей в своё время решился именно Н.В. Гоголь.

    Приезд в Петербург после окончания Нежинской гимназии высших наук разрушил все радужные надежды юного Гоголя, разочаровал будущего писателя.

    Вскоре наблюдения провинциала над петербургской жизнью выльются в повести под условным названием “Петербургские”: «Невский проспект», «Портрет», « Нос», «Шинель». Все они отличают город, весь пропитанный фальшью и во всех бедах Николай Васильевич обвиняет, прежде всего, государственный аппарат, сверху донизу погрязший в безделии, карьеризме, равнодушии к тем, кем призван управлять и обеспечивать достойную жизнь. Здесь органично слились воедино социальная среда и судьба личности, напрямую зависимая от этой среды, от общества в целом.

    Н.В. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека”, задавленного, униженного и оттого - жалкого.

    Правда пальма первенства в этом принадлежит всё - таки Пушкину; его Самсон Вырин из “Станционного смотрителя” открывает галерею “маленьких людей”. Но трагедия Вырина сведена к личной трагедии, её причины лежат во взаимоотношениях семьи станционного смотрителя - отца и дочери - и носят характер нравственности, точнее безнравственности со стороны Дуни, дочери смотрителя. Она была для отца смыслом жизни, “солнышком”, с которым одинокому, пожилому человеку было тепло и уютно. Но Дуня предаёт Отца, уезжает с Минским в Петербург. Отец не выносит предательства дочери, его тревожит её будущее, в котором он видит свою дочь несчастной. Итог печальный: Вырин спивается, опускается до неузнаваемости и умирает. Запоздалый приезд Дуни и слёзы на его могиле - признание своей вины, а нам, читателям, это урок, нравственный урок: дети обязаны заботиться о своих родителях, которые дали им жизнь, воспитывали их.

    Гоголь же, оставаясь верным традициям критического реализма, внеся в него свои, гоголевские мотивы, гораздо шире показал трагедию “ маленького человека” в России; писатель “осознал и показал опасность деградации общества, в котором всё более и более увеличивается жестокость, равнодушие людей друг к другу”1

    И вершиной этого злодейства стал гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин из повести “ Шинель”, его имя стало символом “маленького человека”, которому плохо в этом странном мире чиноугодничества, лжи и “вопиющего” равнодушия.

    “Петербургские повести” написанные в 1835 году, резко контрастируют с повестями из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и “Миргород”. От чарующих, сказочных пейзажей с их добрыми, несколько наивными героями - Левко и Галя

    (“Майская ночь …”); Вакула и Оксана (“Ночь перед рождеством”); Хома и красавица - ведьмочка (“Вий”) - веет такой умиротворённостью, такой прелестью, которую испытываешь разве только от прочтения добрых волшебных народных сказок.

    А “Тарас Бульба” Гоголя навсегда останется символом великой любви к родному Отечеству, к русским богатырям, вставшим на защиту родной земли и погибшим за неё.

    В центре « Петербургских повестей» - образ столицы российского государства. Как этот образ не похож на предыдущие! Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин) в своих произведениях показали нам Петербург, как символ могущества Российской империи, блистающий архитектурной красотой и очагом неугасимой славы. Затем эстафету подхватил А.С. Пушкин и его современники. Но тот же Пушкин в поэме «Медный всадник» изобразил Петербург как город социальных контрастов. Его Евгений - тоже «маленький человек» в этом огромном и беспощадном мире». Мечты Евгения о семейном счастье “разбились” не столько о стихийной возмущение природы (случилось страшное наводнение), сколько о социальную несправедливость, воплощенную Пушкиным в образе «Медного всадника»:

    И во всю ночь безумен, бедный,

    Куда стопы не обращал,

    За ним по всюду Всадник Медный …

    С тяжёлым топотом скакал…

    Величие Петра остаётся для Пушкина непоколебимым. “ Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного человека, имеющего право на счастье … Гармонию между человеком, между личностью и государством не могла быть достигнута на почве несправедливого общественного строя”, - пишет В.Г. Белинский в статье « Поэмы А.С.Пушкина».

    Тема Петербурга, появившаяся в произведениях Пушкина, была развита ещё глубже в творчестве Николая Васильевича Гоголя. «Невский проспект» - первая повесть третьего цикла произведений писателя. Начинается она прославлением “всеобщей коммуникации Петербурга”. Невский проспект для петербуржцев - это «место, где показываются люди», где встречаются обитатели столицы “ всех мастей, чинов и званий”, где ценятся “перстни, сюртуки, башмачки”, то есть вещи, по которым людей “ встречают по одёжке”, но провожают, к сожалению “не по уму”, а всё по тем же “пуговицам мундира, по погонам, по замшевым или простым панталонам, по другим внешним, кажущимся смешными и ничтожными, признакам”.

    Уважение человека в этом закоснелом мире зависит не от его душевных качеств, не от его ума и образованности, а от его положения в обществе. Здесь нет подлинной жизни, настоящей красоты: «О, не верьте этому Невскому проспекту! “Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» - восклицает с горечью автор повести.

    Эта мысль стала эпиграфом ко всем « Петербургским новостям». Впервые в истории русской литературы перед читателями представилась жизнь не верхушки столичного общества, дворянской и чиновничьей знати, а внимание Гоголя привлекли мелкие чиновники, мастеровые, выбитые из колеи жизни.

    Из-под пера Николая Васильевича смотрела на нас “ куча набросанных один на другой домов, гремящих улиц, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности”.

    В этом лживом, жестоком и равнодушном мире происходит драма художника Пискарёва, который ищет осуществления своей мечты, ищет идеал красоты, воодушевлявший его творческий труд. Красота, по мнению Пискарева, должна «сливаться с непорочностью и чистотой». Потрясенный внешностью девушки, он создал своём воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания надежды. Но красавица оказывается обольстительницей “отвратительного притона…”

    Во сне художника автор возвращает нас к образу привилегированного Петербурга и отмечает: сюжет повести на том и строится, что на Невском проспекте “ все не то, чем, кажется”. Пискарев - мечтатель, живший вне действительности, противопоставлен Гоголем целой “улице - красавице”, со светской толпой, чванливо выставляющей свои “великолепные сюртуки и бакенбарды”. Где-то здесь затерялся Пирогов, пошлый и самодовольный поручик, составная этой улицы, её, как сказал В.Г. Белинский, дитя. « Пискарев и Пирогов, - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев… Да, господа, скучно на этом свете!... Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоедимых - поручика Пирогова и художника Пискарева». Контраст действительно большой: искренние чувства одного “разбились” о пошлость, о грубую реальность, которую так и не смог понять и принять художник, в результате - самоубийство; а другой, “откушав пирожка в кондитерской”, преспокойненько “завел флирт с другой барышней”, быстро забыв о своей неудаче.

    Тема трагической судьбы художника прослеживается и в другой повести Гоголя - «Портрет». Но если в « Невском проспекте» Пискарева загубила пошлость, обывательщина, дичайшая реальность, то в « Портрете» честный, трудолюбивый, не лишенный таланта художник Чартков губит себя и свой талант, дарованный самой природой «ради денег, ради наживы». То же самое произошло и с героем рассказа А.П. Чехова Дмитрием Ионовичем Стариевым («Ионыч»), врачам, приехавшим в небольшой город с надеждой служить честно, избавляя людей от недугов. Взятки сгубили Ионыча (так стали звать ставшего тучным, ленивым, забросившим практику врача), опошлили его, обывательская среда сделала из него «получеловека».

    Гоголевский Чартков тоже подавал большие надежды: “… вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. « Смотри, брат, - говорил ему профессор, - у тебя есть талант: грешно будет, если ты его погубишь… Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец… как раз попадёшь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском…”

    Профессор был отчасти прав. Иногда хотелось, точно, нашему художнику кутнуть, щегольнуть… “Вот - это и погубило молодого Чарткова. А началось все с того, что Художник по случая приобрел за последние гроши портрет старика у продавца лубочных картин… Портрет привлек внимание Чарткова потому, что его опытный глаз “увидел следы работы высокого художника”. Задавленный нищетой, он мечтал о большой куче денег, которая сделает его счастливым. И вдруг, как по мгновению волшебной палочки, случается чудо: в приобретенном портрете оказались 1000 золотых монет. Сначала это было во сне, потом « капитальная рука квартального надзирателя» произвела перелом рамки, и … вот оно избавление от всех бед. Чартков преображается: великолепный внешний вид, богатая квартира; художник желает “показать себя свету”, удивить всех своим чудесным талантом. Мечты уносят его далеко к всеобщей славе.

    И художник принимается за дело. Вскоре появляется статья в газете: “О необыкновенных талантах Чарткова”. Подкупленный журналист потрудился на славу, обрисовав художника и его мастерскую в таких красках, что посыпались заказы.

    Первыми посетили Чарткова дама с дочерью. Гоголь, с присущим ему смехом, так сказал об их лицах: « Увы! На лицах и матушки, и дочери написано было, что они до того исплясались на балах, что обе сделались чуть не восковыми…»

    «Исплясались на балах» - коротко, а сколько мысли! Здесь и традиционное светское безделье, и бездуховность большинства завсегдатаев балов и торжественных вечеров. Здесь меткая оценка и приговор всему высшему обществу.

    А художник, привыкший иметь дело « только с жесткими чертами грубых людей, со строгими антиками и копиями кое-каких классических мастеров» должен был сейчас «вкрапнуть жизнь» в «фарфоровое личико» Лизы, позировавшей ему.

    Но это был только порыв, а далее завертело «бедную головушку», художник быстро научился приспосабливаться к вкусам «безвкусных» заказчиков, становясь все больше и больше ремесленником и губя тем самым свое дарование. Власть денег растлила в нем душу, совратила его с поприща мастера своего дела. Чартков же не мог вернуться к подлинному искусству от «безжизненных модных картин «, его кисть невольно обращалась «к затверженным формам».

    Чарткова погубила не только страсть к наживе, но и та пошлая аристократическая среда, влияние которой всегда пагубно сказывается на того, кто оказывается в ней. Она и искусство Чарткова превратила в «бездушное ремесло». У героя Гоголя не хватило сил сопротивляться её влиянию. « Служение искусству требует мужества, нравственной стойкости, понимания, высокой ответственности перед обществом за свой талант», - писал Н.В. Гоголь, но его герою недоставало ни того, ни другого.

    Совершенно правильно поставив вопрос в «Портрете» о развращенном влиянии на искусство власти денег, враждебной самой природе искусства и поэзии, Гоголь ищет путь к спасению искусства в религиозно-нравственном его назначении. Эту новую мысль он попытался воплотить во II части повести «Портрет», резко раскритикованную Белинским, назвав её «приделкой». Гоголь переработал свою повесть, ослабив ее фантастический элемент. В первой ее редакции гибель Чарткова обусловлена вмешательством таинственных сил.

    Во второй редакции «Портрета» грехопадение Чарткова объясняется уже не столько влиянием таинственных сил, сколько особенностями его душевного склада, возникающими в его помутневшем сознании, прежних воспоминаний, когда он был молод и талантлив. Сейчас же власть денег, тщеславие превратили его в того «страшного демона», которого идеально изобразил Пушкин. «Кроме ядовитого слова и вечного порицания, ничего не произносили его уста…» Так бесславно погиб художник, которому природа уготовила славу великого живописца. Виновата в этой гибели все та же социальная сфера, которая, как коростой, покрыта была пошлостью.

    Проблемами искусства и поэзии в своих «Арабесках» Н.В. Гоголь посвятил несколько статей: «Скульптура, живопись и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «О малороссийских песнях», « Последний день Помпеи». По мысли Гоголя, искусство вносит гармонию в жизнь человека, будит в нем возвышенные чувства, особенно в век « холодно _ ужасного эгоизма». О Пушкине писатель говорил, что «его искусство сумело объять во всей полноте внутреннюю и внешнюю жизнь».

    Сам Гоголь также стремился к высокому искусству слова. Его сатирическая и в то же время фантастическая повесть «Нос» меня удивила. Читая её, я и смеялась, и поражалась удивительной фантазии писателя, и одновременно отметила для себя, что и в этом произведении тема «маленького человека» раскрыта поразительно искусно, хотя подход к этой теме выбран несколько иной, чем в «Портрете». Если там « мерзость жизни» не дала раскрыться таланту Черткова, то в повести «Нос» Гоголь показал нам “уродливую” личность в “уродливом мире”.

    В центре повести всё тот же Невский проспект. Он является колоритным фоном разворачивающегося фантастического сюжета: коллежский асессор, майор Ковалев, однажды обнаруживает на своем лице отсутствие собственного носа.

    Каково же было удивление, переходящее в ужас, когда он увидел свой нос, который спокойно разгуливал или разъезжал в карете по улицам Петербурга.

    И все это Гоголь преподносит нам, читателям, как совершенно обыкновенный случай, будто бы речь идет о потере сюртука или модной брошки. Удивительно, как сочетаются в повести реальное (описание жизни чиновничьего Петербурга, жизни Ковалева) и фантастическое: нос майора зажил самостоятельной жизни, причем, как оказалось, судя по мундиру, шляпе и коляске, нос был статским советником, то есть чином старше Ковалева. Возмущение коллежского асессора перерастает в подобострастное обращение к собственному носу, он просит его (с почтением!) вернуться назад на свое место, там, «где ему должно находиться». Нелепое состояние героя повести не вытравило в нем ставшее его частью, го состоянием не только поведения, но и души Ковалева, что особенно страшно - это ненавистное Гоголю чинопочитание, так глубоко распространившееся не только в Петербурге, но и в России. Это чиноугодничество, русское по своей сути, растлило весь чиновничий аппарат, оно “заразило” весь народ. Чтобы доказать эту мысль я приведу один пример. Квартальный надзиратель «осчастливил» Ковалева, принеся ему, домой завернутый в бумажку нос. Квартальный понимал, что за это благодеяние он не останется в накладе, и стал на всякий случай жаловаться на дороговизну припасов, большое семейство и недостаток средств, необходимых для существования. Ковалев, отлично знающий натуру этих надзирателей, мигом ухватил намек и сунул гостю в руку красную ассигнацию. Но уже через мгновение он слышит голос квартального на улице, «где он увещевал по зубам одного глупого мужика, наехавшего своей телегой как раз на бульвар». Вот он, «полный истинной трагедии мир, в которым переживания Ковалева и похождения его сбежавшего носа, кажутся вовсе невинными, пустячными» . Весь мир - хаос!

    Получается парадоксальная вещь: нос выходит победителем лишь только потому, что оказался выше чином. Положение человека в этом хаосе совершенно незначительно и унизительно. И страдают от этого все, завися от тех, чей служебный ранг выше.

    Оставшись без носа, Ковалев обеспокоен не своим физическим увечьем, жутким видом, а тем, что рухнули все его виды на выгодную женитьбу и на карьеру. « И никто в Петербурге не хочет помочь пострадавшему Ковалеву!» - восклицает Гоголь, делая акцент на окружающее равнодушие. Но мне грустно стало оттого, что сам Ковалев принимает это как само собой разумеющееся, потому что иного отношения он, к сожалению, не знает; потому что он сам так поступает.

    Гоголь, конечно, смеется над своим героем. Но это «смех сквозь слёзы», потому что за этим стоит национальная трагедия: деградация всего населения России. И это ужасно! Мелкий, убогий человек, жалок в этом мире. Устои господствующего класса сделали из человека страдающее существо, которое должно рассчитывать только на свои силы в борьбе за выживание в этом жестоком мире.

    Трагическая неустойчивость жизни - главная тема всех петербургских повестей. И в каждой из них - отличительная грань этой проблемы.

    Гоголевский Петербург - это город контрастов: рядом с роскошными домами в центре города соседствуют убогие трущобы на окраинах. Петербург - это город бедняков, жертв нищеты и произвола.

    Такой жертвой явился Акакий Акакиевич Башмачкин из известнейшей повести Гоголя «Шинель». Повесть, наряду с комедией «Ревизор», поэмой «Мертвые души», вошла в сокровищницу русской и мировой литературы. Её герой стал символом; Герцен назвал его « колоссальным символом жестокости».

    Читая в первый раз «Шинель», я злилась на Башмачкина: и что он позволяет издеваться над собой! Но потом, когда были прочитаны все повести, статья Белинского, комментарий С. Машинского и Г. Беленького; письма Гоголя к друзьям и их письма к писателю, я поняла, что Башмачкин не мог вести себя иначе: таким его сделало общество от рождения, это его состояние души и тела, это его повседневность. И тогда мне стало жутко. Пронаблюдав за окружающей меня жизнью, я увидела вдруг, что такие же беззащитные, всеми гонимые и осмеянные люди есть и среди нас. В каждом классе есть человек, над которым все потешаются, доходя нередко до жестоких оскорблений.

    Что же означает? Неужели это зло в России никогда не исчезнет? Да разве только в России? Есть эти «униженные и оскорблённые» во всем мире: об этом говорит мировая литература.

    И тревогу за всех, кому неуютно на этом свете, подняли Пушкин и Гоголь. Последний из них развил эту тему, расширил её границы до таких размеров, что не замечать её нельзя было ни тогда, в XIX веке, ни в наше время.

    Итак, сначала о судьбе вечного «титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина; вот его портрет: « низенького роста, несколько робоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным …Что ж делать! виноват петербургский климат». Фамилия Акакия Акакиевича происходит от слова «башмак», но не были ни его родители, ни родители его родителей сапожниками. А находились они под башмаком у всех кто правил ими, и пинали тем башмаком и предков, и Акакия Акакиевича все кому не лень. И имя у него странное: при рождении не смогли выбрать ему другого, и нарекли его, как отца, Акакием. Но, по словам Белинского, оно о многом говорит: как имя, так и его хозяин появились на свет для насмешек и унижений. А если заглянуть в этимологию, то Акакий по-гречески «незлобивый».

    Сколько директоров сменилось в департаменте, где служил Башмачкин, а он, как был титулярным советником, так им и остался дот сих пор; как переписывал он ненужные бумаги, выводя каждую букву, так и продолжал « не делать ни одной ошибки в письме». А товарищи по службе изощрялись в своих издевательствах над ним. Он же не обращал на них никакого внимания - свыкся! И только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, он произносил: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Все над ним потешались в это время, и лишь один молодой чиновник, поступивший недавно на службу, вскоре « вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор все… показалось ему в другом виде». И потом, закрыв себя рукой « бедный молодой человек много раз содрогался, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…» Блестящая гоголевская ирония! Я научилась тонко её улавливать.

    Конечно же, гоголевский герой очень ограниченный человек; вся его жизнь сводится к одному: сшить себе новую шинель и боьше никаких интересов ни в каких идеалов. Но в нем много и положительного: он блестящий профессионал с любовью выводит каждую букву: « Наслаждение выражалось на его лице, когда он добирался до букв - фаворитов, он погружался весь в работу, забывая и обиды, причиняемые сослуживцами, и нужду, и даже заботу о личном уюте и от пище». Не его вина, что работа его была бесполезной. Акакий Акакиевич по-доброму относится к окружающим людям. И, наконец, он просто мужественный человек: как он перенес то время, когда экономил на всем, чтобы скопить на новую шинель. Ведь не каждый человек на это способен.

    Гоголь не смеется над своим героем, напротив, он вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. Эту роль выполняет в повести тот самый молодой чиновник, о котором говорилось выше.

    И вот желанная шинель готова. Сколько радости, гордости в глазах её хозяина. Изменился даже его внешний вид, а повеление стало более решительным и целеустремленным. « Он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею» той, которой стал обладать, словно любимой женщиной, которая также его любит. Шинель для Башмачкина стала таким живым существом, которое принимает и понимает его таким, какой он есть. Акакий Акакиевич почувствовал себя человеком! Человеком, а не изгоем, а потому он на равных общался с сослуживцами: принимает приглашение на вечеринку, в честь его обновы, впервые в жизни в кругу друзей выпивает шампанского. Словом, живет как все.

    Но случается трагедия: шинель украли! « Акакий Акакиевич почувствовал, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал…» Поднявшись, он почувствовал, что в поле холодно и шинели нет…» Нет, не шинель взяли воры, они отняли у Башмачкина его жизнь! С тех пор жизнь потеряла для него смысл: он лишился любимого существа. Счастье было недолгим!

    Были, правда, попытки вернуть шинель, но где там: Бюрократическая машина буквально «проглотила» этого маленького, беззащитного человечишка.

    По совету друзей пошел Башмачкин к «значительному лицу», без имени, без звания, но лицо «значительное» (Гоголь придает обобщенный характер этому «лицу», давая знать нам, что все, к кому приходят за помощью, одинаково без - различны, спесивы и высокомерны, все они на одно лицо; напускают на себя маску строгости и деловитости, а за ней все то же равнодушие и безразличие) повел себя так, что у бедного Акакия Акакиевича все внутри задрожало от страха. И вновь я отдаю должное его мужеству - он попытался изложить просьбу, назвав « значительное лицо “его в чине… Вынесли беднягу из присутственного места едва живым, а через день к вечеру Акакия Акакиевича не стало.

    Но появилось в городе привидение в образе умершего, которое стало снимать с прохожих шинели; попалось ему и « значительное лицо».

    А! так вот ты, наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал о моей, да еще и распек, - отдавай же теперь свою!

    «Бедное значительное лицо чуть не умер. Это происшествие оказало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами…»

    Так заканчивается грустная история маленького человека, безобидного и беззащитного.

    Итак, откуда такое фантастическое окончание? Оно, вероятно, призвано показать такие стороны героя повести, которые не могли проявиться раньше, потому что для этого не было, говоря историческим языком, никаких предпосылок. Забитость и страх, как уже говорилось выше, люди “впитывали с молоком матери”, что называется. И лишь после смерти, физической смерти, душа Акакия Акакиевича « осмелела» и стала мстить, прежде всего «значительному лицу». Почему? Потому, наверное, что заведомо знал, что все его беды при жизни исходили именно то него, от этого «сильного мира сего». Ведь были вокруг Акакия Акакиевича человечные люди. Это и Петрович, и молодой чиновник, и директор, повысивший сумму наградных, и чиновники, искренне порадовшиеся обнове Башмачника. Даже « значительное лицо» проявляет некую «человечность», сожалея о том, что прогнал беднягу.

    Герой Гоголя выражает протест хотя и в образе привидения, но это протест, который поздно или рано воспримется людьми, должен восприняться!

    Завершая разговор о теме « маленького человека» в русской литературе и в творчестве И.В. Гоголя, в частности, обращусь к словам Г.А. Жуковского, книгу которого (“Реализм Гоголя”) я тоже прочитала по совету моего преподавателя литературы. Он сказал следующее: “Идеал Гоголя скрыт в глубине душ маленьких, обыденнейших «людишек», жертв жизни. Изображая низменное, он рисовал его, питая в себе и в читателе семена глубокой веры в человека. Таким образом, Гоголь преодолел, отменил представление о противостоянии идеала, поэзии, с одной стороны, - и быта, обыденного обычных людей, «маленьких людишек», - с другой. Это и значило, что он открыл поэзию в действительности».

    «Шинель» и все остальные повести Гоголя стали крупной вехой в творческом пути писателя. Раскрыв трагическую судьбу « маленького человека», он указал дорогу последующим писателям, а изображении униженных и оскобленных.

    В.Г. Белинский, который больше всего своих статей посвятил именно творчеству Гоголя, писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, приобретшие известность, пошли по этому пути, оставив свой прежний…»

    Некрасов, следя за творчеством своего современника Ф.Н. Достоевского, в чьем творчестве преобладает тема «маленького человека», воскликнул: « Новый Гоголь явился!»

    Какие же можно сделать выводы из всего сказанного?

    Во-первых, творчество Гоголя - значительная веха в истории развития отечественной литературы. Его творчество настолько реалистично, настолько демократично, гуманно, что вряд ли его можно сравнить еще с чьим - либо. Да и не стоит этого делать.

    Во-вторых, тема « маленького человека, подхваченная Гоголем после Пушкина и доведенная Николаем Васильевичем до государственных масштабов, есть не что иное, как новаторство в нашей литературе. Она как говорилось выше, находит отражение и в наши дни, она всегда будет современна, пока будет существовать на земле Зло.

    И, в-третьих, Гоголь в своих повестях проявился как писатель - сатирик ярко, оригинально. Он сделал « смех главным героем всех своих произведений». Он научил нас « смеяться сквозь слезы».

    Гоголь научил меня конкретно быть сострадательной к тем, кто слабее меня.

    Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С. Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.

    В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.

    Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь. По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий. «Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.

    Отнюдь не удивительно, что в характерной для этого города атмосфере жестокости и безумия ломается жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина или происходят «удивительные происшествия» с чиновником Поприщиным. «Маленькие люди» не справляются с угнетающей их нищетой и социальным бесправием.

    Конфликт человека и общества — вот основная идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. Герой повести «Записки сумасшедшего» Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник. Всеми унижаемый и бесправный, он с полным правом может быть отнесён к «маленьким людям». Неважно, что Поприщин — дворянин: практически он нищий, и потому его место в социальных отношениях заранее определено. Достоинство человеку, как глубоко убеждён герой, придаёт его чин. Кто имеет деньги, чин, положение в высшем обществе, тот и есть достойный и порядочный человек — таково мнение Поприщина. Вовсе не случайно, что его любимое занятие заключается в том, чтобы сидеть в кабинете директора и «очинивать перья его высокопревосходительству». «Всё учёность, такая учёность... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета! » — говорит сам Поприщин о директоре, но эти слова он точь-в-точь сможет повторить и про любого другого человека выше его чином.

    Да, дух Поприщева скуден, все его притязания мелочны, однако не на него направлена сатира Гоголя. В расстроенное сознание героя вдруг приходит неведомая ему ранее мысль: «Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ». С этими вопросами в его душе пробуждается ущемлённое достоинство. Мы уже можем предугадать, чем всё закончится: в том, что в финале повести Поприщин совсем теряет разум, как раз и заключается та ужасающая закономерность, на которую и направлена сатира Гоголя.

    В конце повествования Поприщин, уже прозревший нравственно, говорит: «За что они мучают меня?» — в этом крике души Поприщина — крике задушенного жизнью «маленького человека» — выражен, на мой взгляд, протест самого Гоголя против антигуманного устройства петербургского общества, где всё лучшее в человеке тотчас же исчезает и где не остаётся места для проявления разума и справедливости. Главный герой «Записок сумасшедшего» порождён этим жестоким обществом, и он же становится его жертвой.

    Другой жертвой нравственной нищеты и бюрократического произвола, царящих в Петербурге, предстаёт Акакий Акакиевич Башмачкин ив повести «Шинель». Как и Поприщин, Башмачкин — это «вечный титулярный советник». Гоголь с присущей ему иронией подчёркивает убожество и духовное оскудение своего героя.

    Впрочем, «блажь» Акакия Акакиевича — страстное желание непременно обзавестись новой шинелью — объясняется, как мне кажется, не ограниченностью его запросов, а тем, что его всё больше угнетает всепожирающая нищета. Мечтая о новой шинели, Башмачкин уверяет самого себя в своей социальной значимости, в своих возможностях перед лицом окружающей его бедности.

    Осуществивший свою мечту, но вскоре ограбленный, Акакий Акакиевич в отчаянии обращается к «значительному лицу», в образе которого угадывается вообще любой представитель власти. И далее, уже в предсмертном бреду, ранее бессловесный и робкий, Башмачкин начнёт «сквернохульничать, произнося самые страшные слова».

    Итак, в «Записках сумасшедшего» и в «Шинели» показан, по сути дела, один и тот же «маленький человек», кричащий со страниц повестей Гоголя о своей потребности в доброте, понимании и сочувствии. В этом, на мой взгляд, и заключается великий гуманный смысл существования этого образа в русской литературе.