Деньги

Сандро боттичелли известные картины. Школьная энциклопедия

Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. По своей специальности Мариано был кожевником. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Будучи хозяином мастерской близ моста Санта Тринита ин Ольтрарно он не был обеспечен, так как дело было не особо прибыльным. В мечтах пожилой Филипепи хотел как можно скорее определить сыновей, чтобы можно было оставить столь тяжелое ремесло.

Сандро Боттичелли — это псевдоним художника, его настоящее имя Алессандро Филипепи . А для друзей он был просто Сандро. И в наши дни нет однозначного ответа на вопрос о происхождении прозвища «Боттичелли ». Существует версия, что это образование от клички, данной старшему брату за воспитание младшего из сыновей, чтобы хоть как-то помочь отцу. Или быть может, прозвище появилось на свет в связи с ремеслом его второго брата Антонио.

Как бы то ни было — ювелирное искусство, бес сомнения отразилось на становлении Боттичелли в юности, ведь именно в эту область его и подвигал брат Антонио. Алессандро был отправлен отцом к ювелиру Боттичелли. Будучи способным и одарённым учеником, он был беспокоен.

Примерно в 1464 года Сандро определился в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине. На то время он считался великолепным живописцем . В 20 лет (1467 год) Сандро покинул мастерскую. Он был целиком поглощен живописью и во всём подражал своему учителю, за что тот сильно полюбил юношу и поднял его живописные навыки до небывалых высот.

Хоть первые работы и полностью копировали манеру Фра Филиппо Липпи , в них уже проглядывалась необыкновенная атмосфера духовности, с поэтичностью образов.
В 1467 году учитель Сандро двинулся в Сполето, где его вскоре и настигла смерть. Тянущийся к знаниям Боттичелли встал на поиск нового источника художественных достижений.

Рождество / Боттичелли

Рождество

Некоторый период он посвятил мастерской Андреа Верроккио, который был разносторонним мастером, живописцем , скульптором и ювелиром . Он стоял во главе бригады многогранно талантливых начинающих художников. Общение приносило свои плоды, таким образом, появились картины «Мадонна в розарии » (примерно 1470 год, Флоренция, Уффици), а также «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами » (1468-1469 год), сочетающая в себе уроки Липпи и Верроккио. Вероятно, данные работы и были первыми по-настоящему самостоятельными творениями Боттичелли .

Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро, именуемым «Алтарь Сант-Амброджо ». В кадастре 1469 года Мариано сообщил, что Сандро работает дома из чего можно сделать вывод, что к тому времени Боттичелли был уже полностью самостоятельным художником. Что же касается судьбы остальных сыновей, то старший из них, будучи маклером, был финансовым посредником при правительстве. Его кличка «Botticella », что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.

Так в 1970 году Боттичелли распахнул двери своей собственной мастерской. А примерно между 18 июля и 8 августа 1470 года подвел черту произведению, которое и принесло мастеру общественное признание и популярность. Картина, на которой было изображена аллегория Силы , была адресована для Торгового суда. Данное учреждение было одно из важнейших и занималось рассмотрением правонарушений носящих экономический характер.

1472 год был охарактеризован записью Сандро в объединение художников - гильдию Святого Луки, что позволило узаконить образ независимого стиля жизни художника, обзавестись помощниками на случай заказа не только картин или фресок , а и инкрустаций, гравюр, мозаик, моделей для «штандартов и других тканей», витражей, книжных иллюстраций. На первом году, будучи членом объединения художников Боттичелли был должностным учеником Филиппино Липпи , который являлся сыном бывшего учителя умельца.

Заказы Сандро в основном лились из Флоренции. Так одной из самых великолепных его произведений — картина «Святой Себастьян » была исполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. И 20 января 1474 года (в праздник святого Себастьяна Маджоре) работа, являясь первым подтверждённым произведением Сандро, была празднично размещена на одной из колонн церкви Санта Мария, которая устойчиво закрепилась в художественной панораме Флоренции.

Также в 1474 году, после завершения работ над этим произведением, мастер был приглашён на работу в другой город. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Как раз в этот промежуток времени воцарился близкий контакт между Боттичелли и признанными правителями Флоренции — членами семьи Медичи. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи ) «Поклонение волхвов », заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи).

Поклонение волхвов / Боттичелли

Поклонение волхвов

Особый интерес данная картина вызывает у ряда исследователей, потому что именно на ней можно найти изображение целого пласта важных исторических лиц. Тем не менее, стоит обратить внимание и на примечательное композиционное построение, которое говорит об уровне мастерства художника на тот период.

Пик кульминации развития реализма изображения с увеличением психологической выразительности приходится на промежуток между 1475 и 1482 годами. Самые известные картины Сандро («Примавера » и «Рождение Венеры »), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Единогласно историками вынесены даты данных работ — 1477-1478 года. В данном случае существование Венеры означает не переживания любви в понятии язычества, а символизирует гуманистический идеал любви душевной. Когда душа сознательно или полу осознано, устремляется ввысь и очищает все в своем движении.

Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Зефир, оплодотворяя, объединяется с Флорой, порождая тем самым Примаверу, Весну как символ оживляющих сил Природы. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем.
Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Это достигается с помощью линейных очертаний фигур, драпировок, движений танца, которые постепенно затихают в созерцательном жесте Меркурия. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.

Характерным наполнением работ Сандро является идея Humanitas, что означает сплетение духовных свойств человека, в большинстве случаев она воплощается в образе Венеры или порой Паллады-Минервы. Или иначе трактуясь — эта идея безукоризненной красоты, несущей в себе интеллектуальный и духовный потенциал человека, красоту внешнюю как отражение внутренней красоты, а также крупицу универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме.

Если судить исходя из количества учеников и помощников, которые были зарегистрированы в кадастре, то в 1480 году мастерская Боттичелли была широко признана. Также этот год был отмечен написанием Сандро «Святого Августина», находящегося на алтарной преграде в церкви Всех Святых (Оньисанти). Данный заказ был выполнен для Веспуччи — уважаемая семья города, которая была близка Медичи.

Апокрифические тексты были широко распространены, что привело к почитанию обоих святых в XV веке. Сандро Боттичелли трудился, не покладая рук, чтобы иметь возможность стать лучшим среди всех живописцев того времени, делая акцент на Доменико Гирландайо, который выполнил с иной стороны образ святого Иеронима. Данное творчество было осуществлено безупречно, на лице святого были выражена глубина, тонкость и острота мысли, столь характерные для мудрецов.

Лоренцо Медичи в политических взглядах стремился примириться с папой и способствовал увеличению культурных связей Флоренции. Таким образом Боттичелли , Пьетро Перуджино , Козимо Россели и Доменико Гирландайо — 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно поэтому получила своё название Сикстинской ). По распоряжению Сикста IV Боттичелли был назначен главным по выполнению работ, в настоящее время фрески мастера считаются более ценными по сравнению с произведениями других художников. Готовые фрески были установлены осенью 1482 года на отведённое для них место в капелле неподалеку от открывающих цикл работ Синьорелли и Бартоломео делла Гатта. Боттичелли и остальные мастера возвратился во Флоренцию, в которой вскоре испытал потерю отца.

В период своей наибольшей творческой активности Сандро имел тесные взаимоотношения с двором Лоренцо Медичи , что и послужило написанию большинства из наиболее прославленных произведений мастера в 70-80-х годах по заказу членов данного семейства. Вдохновение остальных произведений было почерпано из стихов Полициано или было подвержено влиянию литературных споров, зарождающихся у ученых-гуманистов, а также приятелей Лоренцо Великолепного.

Если говорить о портретах, выполненных Боттичелли, то, несомненно, они занимают не столь высокую ступень в галерее образов, которые входят в его композиции. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать.
Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано » — сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви.

Клевета / Боттичелли

Клевета

Когда Боттичелли вернулся в Рим, то он написал цикл больших произведений на тему религии, содержащих несколько тондо, в которых чуткость эмоций художника смогла целиком выразиться в порядке форм на плоскости. Предназначение тондо заключалось в декоративной функции — украсить апартаменты флорентийской знати или в качестве коллекционных произведений искусства.

Тондо «Поклонение волхвов », которое было известно нам первым, имеет дату семидесятых годов. Предположительно оно выступало в роли крышки стола в доме Пуччи. Точкой отсчёта служит эта пусть ещё юная работа, в которой искаженные перспективы оправданы при горизонтальном расположении картины. В ней Боттичелли выказывает «софистический», тревожный и трезвый подход.

В качестве примера выступают работы: «Мадонна Магнификат » (1485 год) и «Мадонна с гранатом » (1487 год). Первое произведение, с помощью особого изгиба кривых линий, а также коллективному круговому ритму создаёт иллюзию картины, созданной на выпуклой поверхности. Второе же произведение предназначавшееся для Зала заседаний суда палаццо Синьории, характеризуется применением обратного приема, формирующий эффект вогнутой поверхности.

Иное настроение создаётся во внушительной работе Сандро «Венчание Богоматери », датируемое 1490 годом. Так, если 1484-1489 года отмечены довольством Боттичелли своими произведениями и собой, то «Венчание » несёт уже совершенно иной посыл — взволнованность чувств, неизведанные тревоги и надежды. Ангелы переданы с большим волнением, а клятвенный святого Иеронима полон уверенности и достоинства.

Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным.
Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая ». Сюжет данной работы был, бесспорно, уходит корнями в Библию — Фамарь, которая была изгнана Аммоном. Но этого единичного исторического факта преображённого в художественное воплощение становится достаточным, чтобы приобрести вечный статус: здесь и хрупкие чувства женщины, и сочувствие её одиночеству и даже дремучая преграда в качестве закрытых ворот, а также плотной стены, которая символизирует стены средневекового замка.

Весна / Боттичелли

Весна

В 1493 году Флоренция ошеломляется смертью Лоренцо Великолепного. А в семье Боттичелли происходят ещё более значимые события важные события — умирает брат Джованни, которого хоронят рядом с отцом на кладбище. Из Неаполя приезжает Симоне (другой брат), совместно с которым мастер покупает «господский дом» в Сан Сеполькро а Беллозгуардо.

Последние произведения Сандро дышат усилением религиозного нравственного расположением духа. Боттичелли всегда относился к религии и нравственности со всей серьёзностью, это было видно в превращении незамысловатого и традиционного напева Липпи в мистическую созерцательность «Мадонны Евхаристии ».

Сандро Боттичелли, произведения которого являют собой бесценное наследие, воплотившее в себя отблески ушедших времен, - выдающийся живописец эпохи Возрождения, яркая фигура на фоне живописцев периода Лоренцо Великолепного.

Биография итальянского художника

Настоящее имя Ботичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».

Флорентиец Сандро Боттичелли, произведения которого вызывают восхищение всего мира, появился на свет в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном. Отец Мариано Филипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, поэтому кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло. В 1458 году Сандро подрабатывал подмастерьем в принадлежавшей его брату ювелирной мастерской. Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра Филиппо Липпи, у которого проучился до 22-летнего возраста.

Первые уроки Боттичелли

Ценные уроки ювелирного мастерства пригодились художнику в дальнейшем: знаменитые произведения Сандро Боттичелли характеризуются четкостью контурных линий и профессиональным применением золота, использовавшегося в чистом виде для изображения фона либо в качестве примеси к краскам. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Последний, отвечая взаимностью на столь искреннюю преданность и стремление максимально впитать получаемые знания, постарался дать Боттичелли все, что было в его силах. Стиль первого учителя оказал огромное влияние на стилистику написания картин Боттичелли, в особенности на орнаментальные детали, колорит и типаж лиц.

Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио - итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской.

Основные произведения Сандро Боттичелли: "Аллегория Силы"

Первый заказ художник выполнил в 1470 году для зала Торгового суда - городского учреждения, рассматривавшего дела об экономических правонарушениях. Это была картина «Аллегория Силы», изображавшая восседающую на глубоком троне фигуру. Являя в себе воплощение убежденности и нравственной силы, «Сила» Боттичелли своей позой выражает неустойчивость и внутреннюю хрупкость.

1472 год для Сандро ознаменовался зачислением в объединение художников - гильдию Святого Луки, что дало живописцу возможность содержать мастерскую на законном основании, окружив себя помощниками. Одним из учеников Боттичелли был сын бывшего преподавателя - Филиппино Липпи.

Известность флорентийского живописца

К 1475 году Сандро Боттичелли, произведения которого в большинстве своем написаны на библейские и мифологические темы, стал широко известным и востребованным мастером. Художник писал картины для церквей, создавал фрески, постепенно сменяя перенятую от Филиппо грацию и плоскостную линеарность новым осмыслением объемов и более мощной трактовкой фигур. В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна живописец обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность. Также Сандро Боттичелли, картины которого воплощают в себе дух эпохи Возрождения, для передачи телесного цвета стал использовать охристые тени - прием, ставший чертой его стиля написания полотен.

Известные произведения Сандро Боттичелли

Фото полотен итальянского художника передают огромнейший талант флорентийца, оставившего яркий след в творческом наследии своей страны. Многие работы Сандро Боттичелли относятся к 1470-м годам, хотя не все они имеют точную датировку. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.

К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Ориентировочно в 1476 году был нарисован портрет брата Лоренцо Великолепного - Джулиано Медичи, убитого во время заговора 1478 года. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи - бесспорными правителями Флоренции. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года.

Индивидуальность стиля Боттичелли

В произведениях периода 1470-х годов можно проследить постепенный рост художественного умения флорентийского автора: в его полотнах исчезли заимствованные стили других художников и стилистические колебания. У Боттичелли появился собственный стиль написания: персонажи его картин характеризуются крепким строением, контурам свойственна энергичность, элегантность и ясность, а драматическая образность достигается сочетанием сильного внутреннего настроя и активного действия.

Эти составляющие присутствуют во фреске «Св.Августин» (1480). Художник был силен в написании натюрморта. Предметы, присутствующие в его картинах, изображены точно и ясно, выражая умение автора правильно улавливать сущность формы. При этом они не выходят на первый план, сосредотачивая внимание зрителя на ключевых персонажах. В качестве фона Сандро Боттичелли, картины которого представлены в самых знаменитых мировых галереях, использовал готические церкви, стены замков, достигая таким образом живописный романтический эффект.

Фрески для Сикстинской капеллы

Свои заказы Сандро Боттичелли, произведения которого приводят зрительскую аудиторию в полный восторг, в основном получал во Флоренции. Одна из самых известных картин - «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Полотно, торжественно помещенное на одной из церковных колонн в январе 1474 года, прочно утвердилось в художественной панораме Флоренции. В 1481 году Сандро Боттичелли вместе с Доменико Гирландайо и Козимо Росселли получил приглашение от папы Сикста IV в Рим для написания фресок на боковых стенах только что возведенной Сикстинской капеллы.

В выполненных работах «Исцеление прокаженного и искушение Христа», «Наказание Корея» и «Сцены из жизни Моисея» автор виртуозно решил проблему трактования сложной богословной программы: в полной мере используя композиционные эффекты, истолковал ее живыми, ясными, легкими драматическими сценами.

Мифологическое веяние в полотнах Боттичелли

Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Это время было пиком славы Боттичелли: клиенты толпами шли в его мастерскую, поэтому часть заказов исполняли ученики мастера, в то время как сам он брался за сложные и престижные заказы.

В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Сюжеты этих полотен, в которых ясно чувствуется воздействие античного искусства и отличное знание классической скульптуры, навеяны мифологией.

"Рождение Венеры"

«Рождение Венеры» символизирует миф о соединении материи и животворного духа, вдыхающего в нее жизнь. Совершенствование человеческого рода воплощено в фигуре Оры, протягивающей богине плащ скромности - исторический момент, который очень четко и проникновенно запечатлел итальянский мастер Сандро Боттичелли.

Картины, список которых достаточно обширен, на поздних этапах стали характеризоваться признаками некоторой манерности, так сказать, самолюбованием собственного мастерства. Для нарастания психологической выразительности идет на нарушение пропорций фигур. Известно, что Боттичелли часто заказывали эскизы для гравюр и тканей, но до нашего времени дошла лишь малая часть этих рисунков.

Знаменитые полотна итальянца

Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. В произведении чувствуется определенный отход от совершенства пропорций, нарастание напряженности, усиление резкости цвета - некоторое изменение стиля, присущего Сандро Боттичелли.

Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Художественное олицетворение этого исторического факта несет в себе общечеловеческий смысл: понимание слабости женщины, сочувствие к одиночеству и сдерживаемому ею отчаянию, глухой барьер в виде толстой стены и запертых ворот.

Последние годы жизни итальянского художника

В 1493 году Боттичелли похоронил своего любимого брата Джованни, Флоренция в это время прощалась с Лоренцо Великолепным. В городе - бывшей колыбели гуманистической мысли - звучали революционные речи Савонароды. наступил в жизни Сандро Боттичелли. Картины, описание которых характеризуется глубокой печалью и тоской, выражают полный упадок в настроении автора. Проповеди Савонароды о грядущем конце света привели к тому, что народ в феврале 1497 года на центральной площади устроил огромный костер, в котором сжигал ценные произведения искусства. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. В языках пламени он сжег несколько своих эскизов, хотя точных свидетельств этого поступка не имеется. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен.

К концу своей жизни Боттичелли был очень одинок, стал немощен и сильно болел. По словам современников, художник был способен передвигаться только при помощи костылей. Его былая слава осталась в прошлом, перестали поступать заказы: менялись времена, на смену пришла новая эра искусства. Художник никогда не был женат и не имел детей. Умер Сандро Боттичелли в полном одиночестве в 1510 году.

Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый живописец Италии, творивший в эпоху Возрождения, является одним из основных представителей флорентийской художественной школы.

Рождение и семья

Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.

Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.

Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.

Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.

Происхождение фамилии «Боттичелли»

Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий. Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок». По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.

Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.

Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).

Обучение живописи

В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.

Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи. Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью. Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.

Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.

После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.

У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.

На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:

  • «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
  • «Мадонна в розовом саду»;
  • «Мадонна Евхаристии».

Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.

Творчество

С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».

Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:

  • «Аллегория силы»;
  • «Возвращение Юдифи»;
  • «Нахождение тела Олоферна»;
  • «Святой Себастьян».

В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.

В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.

В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.

Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:

  • «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
  • «Портрет Джулиано Медичи»;
  • «Портрет молодой женщины»;
  • «Портрет Данте»;
  • портреты флорентийских дам.

Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV. Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино. Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.

В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:

  • «Искушение Христа»;
  • «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
  • «Призвание Моисея».

В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:

  • «Паллада и Кентавр»;
  • «Венера и Марс»;
  • «Мадонна делла Мелаграна»;
  • «Благовещение»;
  • «Оплакивание Христа».

Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».

В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:

  • «Мадонна Магнификат»;
  • «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с книгой»;
  • «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
  • «Мадонна с гранатом».

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

  • «Мистическое Рождество»;
  • «Покинутая»;
  • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
  • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Личная жизнь

Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

Боттичелли Сандро (Botticelli, Sandro)

Боттичелли Сандро (Botticelli, Sandro) (1445–1510), один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения . Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее «бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему брату). После первоначального обучения у ювелира ок. 1462 Боттичелли поступил в мастерскую одного из ведущих живописцев Флоренции, Фра Филиппо Липпи. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите. В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов. Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные охристые тени для передачи телесного цвета – прием, который стал характерной чертой его стиля живописи . Эти изменения проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине Боттичелли Аллегория силы (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).

Картины Ботичелли:

Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки; многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици). Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост художественного мастерства Боттичелли. Он использовал приемы и принципы, изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435–1436), и экспериментировал с перспективой. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям. К этому времени он уже уверенно владел совершенно индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение, а их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность с энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества присутствуют во фреске Св. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Иероним.

Предметы, окружающие св. Августина, – пюпитр, книги, научные инструменты, – демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в. Конечно, нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли. Леонардо да Винчи писал, что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «…он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж». Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.

В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил три из этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона. Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).

Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433–1499). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годов. К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери с младенцем и св. Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло (1484–1490, Уффици). Но в Благовещении Честелло уже появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной манеры. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев. Две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452–1498), – Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная галерея), – представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи.

Сохранилось мало рисунков самого Боттичелли, хотя известно, что ему часто заказывали эскизы для тканей и гравюр. Исключительный интерес представляет его серия иллюстраций к Божественной комедии Данте. Глубоко продуманные графические комментарии к великой поэме во многом остались незавершенными.

Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Он был главой процветавшей мастерской, работавшей в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция разного качества. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Почти для всех характерна ярко выраженная плоскостность и линеарность в трактовке формы, соединенные с откровенным маньеризмом. Умер Боттичелли во Флоренции 17 мая 1510.