Семья и Дети

Сообщение на тему современный благотворитель. Благотворительность в россии на примере купцов морозовых

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели - обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят вглубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из "Поучения Владимира Мономаха": "Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека". В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне.

Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на "помощь бедным" объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати "отличиться" в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров.

Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметьевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж. Кваренги и Е.Н азаровым, Вдовий дом (архитектор И. Жилярди), Голицынская больница (архитектор М. Казаков) и многие другие.

В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза".

Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства - не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - художник, собиратель икон. Родился в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса ушел. В 1867г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского, а с 1868г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался к событиям прошлого, образам былин и русских сказок. Широкую известность получили монументальные росписи, выполненные Васнецовым в православных храмах. Особенно большой успех сопутствовал его работе во Владимирском соборе в Киеве в 1885г. Виктор Михайлович стал не только ценителем, но и собирателем русской старины. В начале XX века коллекция икон В.М. Васнецова была уже столь значительной, что, будучи показанной на выставке Первого съезда русских художников, обратила на себя внимание. После смерти художника его дом и все художественные собрания перешли дочери Татьяне Викторовне Васнецовой. Благодаря ей, в 1953 г. был открыт Мемориальный музей В.М. Васнецова, существующий и поныне. Сегодня в доме-музее Виктора Михайловича Васнецова хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904): художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства, родился в дворянской семье. Окончил Петербургский морской кадетский корпус.

Тогда же проявил наклонности к искусству и стал посещать рисовальную школу художников. Отказавшись от военной карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Собирать он начал довольно рано в шестидесятые годы XIX века.

И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода "трофеев". В его собрание входили предметы, чуть ли, не со всего света. С 1892 г. Жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой.

Московский дом художника напоминал самый настоящий музей. Прямо в мастерской находилась большая библиотека.

В 1895 и 1898гг. В.В. Верещагин принес в дар Императорскому Историческому музею отдельные предметы из своего собрания. В.В. Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт - Артуре.

Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в "мальчиках" за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в истории культуры связывается с издательской деятельностью в России второй половины позапрошлого столетия, с коллекционированием отечественной живописи: издания Солдатёнкова имели в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо с галереей П.М. Третьякова. В его домашней галерее были такие известные вещи, как "Пасечник" И.Н. Крамского, "Весна - большая вода" И.И. Левитана, "Чаепитие в Мытищах" и "Проводы покойника" В.Г. Перова, "Завтрак аристократа" П.А. Федотова, этюд "Явление Христа народу" и первоначальный эскиз знаменитой картины.

Археолог, коллекционер Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной семьи, сын президента Академии наук графа С.С. Уварова. По инициативе Уварова в 1864 году создаётся Московское археологическое Общество, ставившее широкие задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей Сергеевич Уваров участвовал в создании Российского Исторического музея. Лучшие экспонаты, добытые трудами членов Общества, были принесены в дар Императорскому музею для его первой экспозиции. После смерти отца Алексей Сергеевич унаследовал богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе Поречье Московской губернии. Своеобразным продолжением музея служил прекрасный ботанический сад - до тридцати тысяч "отборного вида растений", привезённых в Подмосковье со всех концов света. После смерти Уварова А.С. его вдова, Прасковья Сергеевна Уварова, продолжила работу, начатую мужем.

Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая Щербатова, из знатного княжеского рода. Уварова получила разностороннее домашнее образование: в числе её наставников были профессор Ф.И. Буслаев, занимавшийся с ней русской литературой и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки. А.К. Саврасов, занимался рисунком и живописью. Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин (1799-1876) много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры .

Помимо гравюр в собрание Баснина входили: акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг - это было крупнейшее частное собрание тех лет. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве - в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Одной из самых известных благотворительниц в Москве в XIX веке была Варвара Алексеевна Морозова.

Она основала и финансировала целую сеть благотворительных учреждений: больницу и родильный приют, аптеку, "санаторию", приют для сирот, колыбельную (так назывались тогда ясли), богадельню, убежище для хроников, дом призрения, училище, школу рукоделия, библиотеку.

Материальное покровительство В.А. Морозова оказывала и городу, ежегодно она ассигновала 760 руб. на пособие Мариинской женской гимназии. Часто обращался к Морозовой с просьбой о пожертвованиях на благотворительные цели Лев Николаевич Толстой. Пятьдесят тысяч рублей В.А. Морозова пожертвовала на строительство в Москве на Миусской площади народного университета, основные средства, на создание которого завещал другой меценат - А.Л. Шанявский.

В Москве В.А. Морозова построила ремесленное училище, начальную школу, была членом "Общества пособий несовершеннолетним, освободившимся из мест заключения". Одним из ее главных благотворительных начинаний было создание так называемых Пречистенских курсов для рабочих, которые сыграли большую роль в просвещении московских рабочих масс. Курсы были открыты в арендованном В.А. Морозовой здании на Пречистенке в 1897 году и пользовались большой популярностью.

Благодаря пожертвованиям В.А. Морозовой (около 50 тыс. руб.) стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, которая была открыта в 1885 году.

Вообще Варвара Алексеевна не была безоглядной филантропкой, она умела считать деньги и оказывала материальные благодеяния с разбором.

Выводы. Этап, начавшийся в 1861 г. и продолжавшийся до начала столетия ХХ, можно охарактеризовать как период общественного, частного призрения, которое восприняло опыт общественного призрения предшествующего этапа. В пореформенный период, в годы активного утверждения капиталистических отношений, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.

К середине XIX в. идеи гуманизма находили отклик среди либерально настроенных и прогрессивно мыслящих россиян, стремившихся своим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенных соотечественников - убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря их инициативам в России создавались новые благотворительные общества, увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались содержание и формы их работы, методы управления. Реформы 60-70-х годов XIX в. оказали значительное влияние на судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их последующему развитию.

Из данной работы можно сделать вывод, частная благотворительность отвечает требованию совести, требованию настоятельному и благодетельному. Она оказывает воздействие, в отличии от общественной, не только на тело, но в первую очередь, на дух человека. Частная благотворительность закрывает собой проблемы общественной, а так же частная благотворительность есть выражение сострадания, порыв сердца. Общественная благотворительность возникла из частной, как более сложная из простой. Она более совершенна, но коренится в частной и из нее вырастает. Общественная благотворительность более формальна в своих действиях, и влияет в основном на тело, а не на дух человека.

Так же хотелось бы отметить тех людей, которые не были ни великими художниками, ни гениальными артистами, но вошли в историю Отечества потому, что способствовали ее развитию, обогащению. Это люди - представители богатейших промышленных и торговых династий страны. Их огромные состояния были нажиты отцами и дедами - в большинстве своем предприимчивыми, смекалистыми русскими мужиками.

В числе их сыновей и внуков было немало тех, кто использовал семейный капитал для благотворительных целей, для развития культуры и науки, кто стал покровителем искусств.

Среди этих людей были яркие, самобытные личности, отдавшие на алтарь искусства не только большие деньги, но и свою энергию и жар души. С их именами связаны многие достопримечательности культурной жизни России, многие добрые дела.

Все в нашей жизни рано или поздно приобретает свое значение и название. Вот и такое явление, как безвозмездная помощь, покровительство и содействие развитию, современный человек называет меценатством, благотворительностью или спонсорством.

Все эти понятия объеденены единым смыслом, но все же есть особенности, которые различают их. В России с давних времен и по сей день присутствует каждое из этих направлений. Спонсор, благотворитель, меценат - это люди, оказывающие помощь, но можно ли назвать её абсолютно безвозмездной? Давайте разбираться вместе...

Терминология - луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель - человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат - это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор - вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела.

История меценатства в России

В Риме при правлении Октавиана Августа помощником и доверенным лицом императора был Гай Меценат. Ему было многое дозволено, Август прислушивался к его мнению. Гай всячески помогал творческим людям, попавшим в немилость политической власти. Имя Мецената вошло в историю как нарицательное, обозначающее помощь, покровительство, финансовую поддержку деятелей науки и искусства.

Меценатство в России зарождалось еще в XIII веке как направление благотворительности. Меценаты России - богатые люди, достигшие успеха в разных областях. Но известность они получили в основном благодаря меценатству.

Дата публикации или обновления 01.05.2017


Общественное призрение как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему стало развиваться в европейских странах в XVI веке. До этого времени помощь бедным считалась обязанностью церкви. Следуя заповедям христианской религии, она щедро раздавала милостыню, побуждая к тому же и свою паству. В России помощь бедным оказывалась путём также церковной благотворительности. Однако церковь не преследовала цель искоренить нищенство и главной задачей считала спасение душ и подготовку верующих к загробной жизни, видя в милостыне средство, обеспечивающее добрым людям вечное блаженство; точно так же на милостыню смотрела и паства.

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Древнерусский благотворитель, «христолюбец» менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель». Под влиянием подобных воззрений помощь бедным оказывалась в широких размерах, но, вместе с тем, без всякого разбора.

Массовое нищенство и бродяжничество, возникшее в Московии в XVI - XVII вв. как результат войн, голодных лет и внутренних усобиц, побудило правительство подумать об организации государственного призрения бедных.

Впервые об этом заговорил Иван Грозный : на Стоглавом соборе 1551 года он призывал в каждом городе строить богадельни и больницы. Спустя столетие, в царствование Алексея Михайловича , было принято «Соборное уложение» (1649 г.), куда вошли статьи об общественном призрении. Его сын, Фёдор Алексеевич, своим указом предписал «разобрать» в Москве увечных людей от притворных нищих, причём, первых - поместить в «двух шпитальных», а здоровым лентяям - дать работу. На церковном соборе 1681 года царь предложил патриарху и архиереям по примеру Москвы устроить убежище для нищих и в провинциальных городах. К этой же цели стремился и Пётр I , который в 1705 году указал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, чтобы ловить бродячих нищих («ленивых прошаков») и наказывать: деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать очень высокому штрафу - пять и десять рублей. Благотворители же должны были доставлять свои подаяния в богадельни, приюты для принятия «зазорных детей», существовавшие при церквах.

Более систематической (и успешной) оказалась филантропическая деятельность Екатерины II . Уже в 1763 году она учредила воспитательный дом.

Позднее императрица предписала принять меры к «пристройству безумных» и открытию в каждой из 26 епархий по одной богадельне. Всё предпринятое Екатериной II в начале правления явилось подготовительными шагами для организации в России общественного призрения, основание которому положил высочайший указ 7 ноября 1775 года. Согласно ему, во всех губерниях были учреждены приказы общественного призрения, которым поручалось устройство всевозможного рода благотворительных заведений, а именно: народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для умалишённых, богаделен, работных и смирительных домов.

Эти приказы функционировали до введения в 1864 году земских учреждений, а во внеземских губерниях - до советского времени. Организованы они были на основе самостоятельности местных благотворительных учреждений, управления представителями местного населения (избранных обществом), обеспечения достаточными денежными средствами. Но именно последнее оказалось проблематичным, поскольку Приказам были отпущены ничтожные средства. Поэтому, кроме государственного финансирования, подведомственные Приказам учреждения разрешалось содержать на штрафные деньги с купцов, мещан, а также на частные пожертвования. Последнее прописывалось особо в 392 статье: «Частным людям, обществам и селениям не возбраняется учреждать от себя благотворительные заведения или к учреждённым уже что-либо прибавлять».

В развитие действовавшего указа Екатерины при её внуке Александре 4 января 1816 года был издан закон «О не принятии от порочных людей пожертвований и не награждении их за оные». Он ограничивал приём пожертвований только от «лиц благонадёжных» и предусматривал проверку личности жертвователя Министерством внутренних дел: какого он поведения, не был ли под судом или следствием.

Однако не только слабая финансовая база, но и плохая организация деятельности этих учреждений привели к тому, что в России призрение бедных продолжало, в большей степени, оставаться сферой частной благотворительности. Её корни уходили в давнее прошлое нашей страны. Перелистывая страницы истории, можно обнаружить яркие образы людей, для которых «делать добро» являлось девизом всей жизни. Например, в XVI веке известно имя Ульяны Осорьиной - вдовы зажиточного нижегородского дворянина. Она прославилась в веках своим «нищелюбием», опекая сирых и убогих, которые обращались к ней за помощью: кормила, обшивала, подавала милостыню.

В голодные годы она раздавала свои запасы, а в случае их нехватки продавала имущество и на вырученные деньги покупала хлеб голодающим. Бездонной кружкой, куда Осорьина прятала свои сбережения, стали для неё бедные, в числе которых оказалась и она в конце жизни. Но она не роптала на судьбу и, как отмечали современники, всегда была весела, оставаясь верной своему личному христианскому призванию служения миру и деятельной христианской любви. Достойным последователем Ульяны Осорьиной в XVII веке стал дворецкий царя Алексея Михайловича Ф.М. Ртищев, который в своей частной жизни главной задачей поставил служение страждущему. На личные средства он выкупал из крымского плена христиан, основал амбулаторный приют, богадельню , первую больницу в Москве для престарелых, слепых и калек.

Перед смертью Ртищев завещал дочери и зятю: «В память по мне будьте добры к моим мужикам, владейте ими льготно, не требуйте от них работ свыше силы и возможности потому, что они нам братья».

Как один из виднейших благотворителей известен Прокопий Акинфиевич Демидов (1710 - 1786 гг.) - представитель династии уральских горнозаводчиков. Получив громадные богатства по семейному разделу (четыре завода, десять тысяч душ крестьян, более десяти сёл и деревень, несколько домов), он в 1771 году передал 200 тыс. рублей на устройство «Родильного института» при Воспитательном доме.

Спустя год П.А. Демидов подарил этому учреждению собственный большой каменный дом на Донской улице, в приходе церкви Ризоположения. На его деньги в Москве были также возведены Коммерческое училище - первое в Европе, первый публичный ботанический сад (Нескучный сад с дворцом), в котором находилось около 2 тыс. сортов редких ботанических растений, собранных дарителем. По данным исследователей, П.А. Демидов за свою жизнь пожертвовал около полутора миллиона рублей на разные благотворительные цели.

Но, пожалуй, самым продуктивным, в плане благотворительности, был XIX век. И в этом немалая заслуга русского купечества, его лучших представителей: Морозовых, Третьяковых, Солдатенковых, Щукиных, Найдёновых, Хлудовых, чьи благие дела общеизвестны. Историк М.П. Погодин в 1856 году в Москве, на торжественном обеде, посвященном героическим защитникам Севастополя, сказал в адрес московских купцов слова, которые можно отнести ко всему российскому купечеству: «Московское купечество служит верно Отечеству своими трудами и приносит на алтарь его беспрерывные жертвы. Но наши купцы не охотники ещё до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

Столь же щедры на добрые дела были провинциальные купцы. Свою лепту в развитие благосостояния земляков внесло и коломенское купечество, представители его знаменитых фамилий: Кисловых, Шераповых, Шевлягиных, Щукиных, Ротиных, Тулиновых, Тупицыных, Рыжиковых и многих других. Именно о них и пойдёт наше повествование. О тех, кто, не помышляя о наградах, прославлял делами себя и свой край, заслужив тем почётное имя «благотворитель» (от исконно русского - «творящий благо»), слова полузабытого, к сожалению, в современном обществе. Наш сегодняшний интерес к ним - запоздалое признание потомками материальной и нравственной значимости их благих деяний.


С использованием материалов из книги «Коломенские благотворители», Л.Н. Рябкова, Издательский дом «Лига» , Коломна, 2009.

Милосердие, благотворение, добрые дела на протяжении столетий были свойственны русскому народу и составляли коренную черту его быта, характера, жизни.

Милосердие, благотворение, добрые дела на протяжении столетий были свойственны русскому народу и составляли коренную черту его быта, характера, жизни. Один из самых проникновенных русских историков Василий Осипович Ключевский даже написал целую монографию на эту тему, назвав ее "Добрые люди Древней Руси", в которой утверждал, что благотворительность есть как "вспомогательное средство общественного благоустройства", так и "необходимое условие личного нравственного здоровья".

Благотворительность или призрение, как говорили раньше, вызывалась разными мотивами. Здесь и простое человеческое сострадание к ближнему, и сознание гражданской солидарности между членами общества, и нравственными воззрениями, и патриотизмом, и желанием получить признание со стороны общества и государства. Нищелюбию учили еще великие киевские князья, русские цари приветствовали и поощряли благотворительность. С незапамятных пор существовала церковная благотворительность в создании при храмах и монастырях "убогих домов", "божьих домов", богаделен и "скудельниц", приютов для "зазорных" (незаконнорожденных) детей. С 1775 года с созданием в губерниях приказов общественного призрения складывается государственная система благотворительности. С введением в стране земских учреждений в 1860-1870-е гг. развивается земская и городская благотворительность.

Но особенно большой размах в России получила частная благотворительность. Зародившись во второй половине восемнадцатого столетия, в следующем веке, особенно в конце XIX-начале XX в., она развилась в мощное общественное движение, на небосклоне которого блистали самобытные личности, снискавшие уважение современников и вошедшие в историю России.

Среди этих незабываемых имен много москвичей. Благотворительность в Москве приобрела особенно яркий характер, так как в городе были сосредоточены огромные промышленные и финансовые капиталы и их владельцы имели возможность щедро жертвовать на общественные нужды. Они строили больницы, родильные дома, дома призрения, сиротские приюты, детские сады, вдовьи дома, учебные заведения, библиотеки; учреждали стипендии гимназистам и студентам; заводили бесплатные столовые и бани; выдавали приданое бедным невестам.

В городе насчитывались сотни различных благотворительных заведений и обществ. Выходили десятки специальных журналов, посвященных этой теме. В 1885-1894 гг., например, протоиерей Г.П.Смирнов-Платонов издавал журнал "Детская помощь: журнал для всех, интересующихся общественной благотворительностью". Ведомство учреждений императрицы Марии в 1897-1902 гг. имело свой "Вестник благотворительности: Журнал, посвященный всем вопросам, относящимся до благотворительности и общественного призрения". Попечительство о домах трудолюбия и работ в 1897-1917 гг. содержало журнал "Трудовая помощь". В 1914 г. Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению учредило журнал "Призрение и благотворительность в России".

В 1909 году открылся Всероссийский союз учредителей обществ и деятелей по общественному и частному призрению, поставивший задачу упорядочить и объединить благотворительную деятельность в России. В 1910 и 1914 годах прошли его съезды.

Благотворительность как форма общественного служения стала государственным, т.е. общенародным делом после 1917 года. Теперь Россия возвращается к глубинным традициям народной жизни. Благотворительность должна стать нормой жизни для современных предпринимателей. Из глубины забвения возвращаются имена благотворителей старой Москвы. Наша память воздает им заслуги за добрые дела, а заодно может и поучить: не грех перенять все полезное из прошлого опыта.

Русская Цивилизация

Все поколения семьи, начиная с внуков основателя династии, Прокофия, Григория и Никиты Демидовых, активно занимались благотворительностью. Братья многое сделали для становления основанного в 1755 году Московского университета. Помимо денежных пожертвований они передали университету минералогический кабинет из 6 тысяч предметов, знаменитую коллекцию минералов, огромный гербарий, естественнонаучные коллекции, библиотеки. На средства Прокофия Демидова в университете были учреждены первые именные стипендии, так называемый Демидовский пансион. На средства Демидовых в университете были открыты первые в России кафедра и кабинет натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ) и музей естественной истории (ныне Государственный геологический музей имени Вернадского). На строительство и нужды Московского Воспитательного дома Прокофий Демидов пожертвовал свыше миллиона рублей серебром. На его же средства при Воспитательном доме было открыто родовспомогательное отделение, дом для подкидышей и больница для бедных рожениц в Петербурге. Брат Прокофия Никита Акинфиевич открывает в Нижнем Тагиле заводскую школу, поощряет развитие художественных промыслов. Его сын Николай (1773-1828) продолжил начинания отца: построил в Нижнем Тагиле школу, больницу, приют, преобразовал горнозаводскую школу в Выйское училище. В 1806 году Николай создал художественную школу, наиболее одаренных учеников которой отправлял в Москву, Петербург, во Францию и Италию. В первой половине XIX века в Нижнетагильском горном округе Демидовых на «господский кошт» содержались горнозаводское Выйское училище, приходские и ремесленная школа, «практические классы» для детей рабочих, основанная Николаем Никитичем Демидовым художественная школа, две библиотеки, краеведческий музей и театр. После гибели при пожаре коллекций Московского университета Николай подарил университету кабинет естественной истории из 6000 предметов стоимостью в 50 тысяч рублей. Он пожертвовал Москве 100 тысяч рублей для устройства в подаренном им ранее «Слободском дворце» дома трудолюбия и каменный дом в Гатчине, где разместился благотворительный приют. Он жертвовал средства в Комитет инвалидов, пострадавшим от наводнения в Петербурге. Общая сумма его пожертвований на благотворительные цели по неполным данным превысила 720 тысяч рублей. Кроме того, он построил школу во Флоренции (она существует до сих пор и носит имя Демидовых), больницу, дом трудолюбия для престарелых и детей-сирот. После его смерти Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне украшает площадь его имени (Piazza Niccola Demidoff). Двоюродный брат Николая Павел Демидов (1738-1821) инициировал и финансировал открытие в Ярославле Демидовского высших наук училища для подготовки гражданских чиновников. Он также традиционно для Демидовых был крупным жертвователем Московскому университету. Павел Демидов передал ему в дар помимо денег приобретенные за границей редчайшие естественнонаучные, нумизматические, художественные коллекции и огромную библиотеку. По 50 тысяч рублей он выделил на открытие университетов в Киеве и Тобольске. Сыновья Николая Демидова Павел (1798 - 1840) и Анатолий (1812 - 1870) продолжили благотворительные традиции семьи. Основными направлениями их деятельности в этой сфере были строительство больниц, помощь вдовам и сиротам офицеров и солдат, погибших в ходе войн, поддержка художников и развитие образования в России. Здесь следует отметить учреждение в 1830 году в Императорской академии наук Демидовских премий, призванных содействовать «преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве». Демидовские премии присуждались за достижения в науке, технике, искусстве и считались наиболее почетной общественной наградой России. На средства Анатолия Демидова в Петербурге раздавались бесплатные обеды беднякам, причем только в 1839-1851 годах было выдано более трех миллионов порций. Братья жертвовали средства на благотворительные цели и за границей: на поддержку дома трудолюбия для детей-сирот во Флоренции, основанного их отцом, на финансирование деятельности ассоциации «Донателло» и работы по завершению строительства фасадов базилики Санта-Кроче и собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, монастырю Святой Елизаветы в Австрии, беднякам Берлина и Парижа, парижскому Всемирному статистическому обществу, а также вдовам и сиротам воинов-французов, погибших в Африке. Демидовы финансировали открытие первого в России женского коммерческого училища для подготовки счетчиц, кассирш и делопроизводительниц.