Домашний очаг

Сообщение на тему жан батист мольер. Жан батист поклен

Мольер (настоящее имя - Жан Батист Поклен) - выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии - родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении - иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

В 1643 г. Мольер выступает организатором «Блистательного театра». Первое документальное упоминание его псевдонима относится к январю 1644 г. Дела у труппы, несмотря на название, шли далеко не блестяще, из-за долгов в 1645 г. Мольер даже дважды сидел в тюрьме, и актерам пришлось уехать из столицы, чтобы гастролировать по провинциям на протяжении двенадцати лет. Из-за проблем с репертуаром «Блистательного театра» Жан Батист сам начал сочинять пьесы. Этот период его биографии послужил прекрасной школой жизни, превратив его в отличного режиссера и актера, опытного администратора, и подготовил к будущим громким успехам в амплуа драматурга.

Возвратившаяся в 1656 г. в столицу труппа показала в Королевском театре спектакль «Влюбленный доктор» по пьесе Мольера Людовику XIV, который пришел от нее восторг. После этого труппа играла до 1661 г. в предоставленном монархом придворном театре Пти-Бурбон (впоследствии до смерти комедиографа местом ее работы был театр Пале-Рояль). Комедия «Смешные жеманницы», поставленная в 1659 г., стала первым успехом у широкой общественности.

После того как положение Мольера в Париже утвердилось, начинается период интенсивной драматургической, режиссерской работы, который продлится до самой смерти. В течение полутора десятков лет (1658-1673) Мольер писал пьесы, которые считаются лучшими в его творческом наследии. Поворотным пунктом стали комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), которые демонстрируют уход автора от фарса и его обращение к социально-психологическим комедиям воспитания.

У публики пьесы Мольера пользовались ошеломительным успехом за редкими исключениями - когда произведения становились объектом суровой критики отдельных социальных групп, которые относились к автору враждебно . Связано это было с тем, что Мольер, ранее почти не прибегавший к социальной сатире, в зрелых сочинениях создавал образы представителей высших слоев общества, обрушиваясь на их пороки со всей мощью своего таланта. В частности, после появления в 1663 г. «Тартюфа» в обществе разразился громкий скандал. Влиятельное «Общество святых даров» запретило пьесу. И только в 1669 г., когда между Людовиком XIV и Церковью наступило примирение, комедия увидела свет, при этом за первый год спектакль демонстрировали более 60 раз. Постановка в 1663 г. «Дон Жуана» тоже вызвала огромный резонанс, но стараниями неприятелей творение Мольера больше при его жизни не ставилось.

По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра – комедии-балета.

В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом). Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.

Мольеру принадлежит заслуга создания жанра классицистской комедии. В одном только «Комедии Франсез» по пьесам Жана Батиста Поклена было показано более тридцати тысяч спектаклей. До сих пор его бессмертные комедии - «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и мн. др. - входят в репертуар различных театров мира, не потеряв актуальности и вызывая аплодисменты.

В 1622 году в семье Покленов родился мальчик. Точная дата рождения его неизвестна, но в церковных книгах есть запись от 15 января, сообщающая о его крещении под именем Жан-Батист. Родители ребенка, Жан и Мари, обвенчались в апреле предыдущего года. Они были хорошими католиками, а потому за следующие три года у Жан-Батиста появились два брата – Луи и Жан, а также сестра Мари. Надо сказать, что семья Покленов была не простой – дед Жан-Батиста занимал должность первого придворного обойщика и камердинера короля. Когда в 1626 году дед умер, то его должность и звание наследовал дядя Жана-Батиста, Никола. Но через пять лет Никола продал эту должность отцу будущего комедиографа.

В 1632 году Мари Поклен умерла, и отец Мольера женился вторично – на Катрине Флеретт. От этого брака родилась девочка, и практически одновременно Жана-Батиста определили в Клермонский колледж. В пятнадцать лет мальчик, следуя семейной традиции, становится членом цеха обойщиков, не прерывая занятий в колледже. В течение трех следующих лет он изучает право и в 1640 году становится адвокатом. Но влекло его вовсе не к юриспруденции.

Молодой адвокат с головой погружается в светскую жизнь и превращается в завсегдатая дома советника Люилье. Именно здесь он знакомится с такими выдающимися людьми, как Бернье, Гассенди и Сирано де Бержерак, который станет его верным другом. Молодой Поклен впитывает философию радости Пьера Гассенди и посещает все его лекции. Согласно теории философа, мир сотворен не разумом бога, а самотворящей материей, и обязан служить радостям человека. Такие мысли увлекли Поклена, и под их влиянием он сделал первый свой литературный перевод – это была поэма Лукреция «О природе вещей».

6 января 1643 года Жан-Батист Поклен совершает шаг, удививший всех – категорически отказывается от положенной ему по наследству должности обойщика королевского двора и отдает должность брату – причем абсолютно бесплатно. Кончилась и его карьера адвоката. Первым шагом к новой жизни был переезд в снятую квартиру в квартале Мааре. Неподалеку от этой квартиры проживало актерское семейство Бежар. 30 июня 1643 года Бежары, Жан-Батист и еще пятеро актеров подписывают контракт по поводу основания Блистательного театра. Театр, на который его основатели возлагали массу надежд, открылся 1 января 1644 года – а через год полностью обанкротился. Однако предприятие это дало миру имя, принятое Жан-Батистом Покленом как псевдоним – Мольер. Так как директором театра был именно он, то после банкротства провел несколько дней в долговой тюрьме в Шатле.

Освободившись, Мольер уезжает в провинцию, а вместе с ним едут и несколько актеров разорившегося театра. Все они присоединились к труппе Дюфрена, находившейся под покровительством герцога де Эпернона. Несколько лет Мольер вместе с бродячей труппой переезжал из города в город, а в 1650 году, когда герцог отказался поддерживать артистов, Мольер возглавил труппу. Через два года состоялась премьера комедии «Шалый или Все невпопад» – автором ее был сам Мольер. После просмотра комедии свою благосклонность труппе выказал принц Конти, и позднее комедиограф станет его секретарем.

Французский театр тех времен преимущественно ставил переделки средневековых фарсов, а потому встреча Мольера в Лионе в 1655 году с итальянскими артистами была, можно сказать, знаковой. Итальянский театр масок очень заинтересовал его – и как комедиографа, и как актера, и как режиссера. Главными на сцене были маски, среди которых выделялась четверка главных – Арлекин (плут и глупец), Бригелла (изворотливый и злой крестьянин), Доктор и Панталоне (скупой купец). Собственно, «комедия дель арте» представляла собой театр импровизаций. На гибкий сценарный план нанизывался текст, который актер во время игры создавал практически сам. Мольер с воодушевлением принялся набрасывать роли, сюжеты и приспосабливать «дель арте» к французской жизни. В позднем творчестве великого комедиографа масочные персонажи вполне узнаваемы, и, возможно, именно они сделали его пьесы близкими и понятными народу.

Слава о труппе талантливых актеров растет, и они начинают гастролировать по таким крупным городам, как Гренобль, Лион и Руан. В 1658 году труппа принимает решение выступать в Париже. Мольер отправляется в столицу и буквально добивается покровительства Месье – Филиппа Орлеанского, брата короля. Бережливая Мадлена Бежар, скопившая к тому времени достаточную сумму, на целых полтора года арендует в Париже зал для спектаклей. Осенью того же года труппа Мольера играет в Лувре для придворных и самого короля. Первой была исполнена трагедия «Никомед» Корнеля. Выбор этот оказался неудачен, но зато «Влюбленный доктор» Мольера не просто исправил положение, а вызвал бурю аплодисментов. После просмотра комедии Людовик XIV повелел передать Мольеру для театра зал во дворце Пти-Бурбон.

Вторым успехом среди пьес Мольера стала в Париже премьера «Смешных жеманниц» (18 ноября 1659). Любопытно, что в документах Петра Великого были обнаружены листы, на которых первый российский император собственноручно переводил эту комедию на русский язык.

Мольер не затруднял себя выдумыванием имен для своих персонажей и зачастую использовал или настоящие имена актеров своей труппы, или имена-символы. К примеру, в «Смешных жеманницах» имя одного из героев – Маскариль – образовано от «маска». Но классицизм в мольеровской драматургии достаточно быстро сменился созданием новых жанров. До переезда в Париж Мольер сочинял пьесы скорее развлекающего характера. Однако смена аудитории подвигла автора на более утонченные приемы, а соответственно, изменились и задачи. Пьесы Мольера становятся обличающими и прямо показывают зрителям их самих – без всякого снисхождения. Мольер изрядно рисковал, создавая образы, в которых аристократы узнавали себя. Пьесы начинают бичевать в пародийном стиле ханжество, чванство, глупость, и их автор безусловно достиг в изображении этих пороков немыслимых высот.

Однако Мольеру повезло – его рискованные творения пришлись очень кстати Людовику XIV. Смысл пьес прекрасно резонировал с задачами короля-солнце, который спешил покончить с фрондерством в парламенте и превратить парламентариев в послушных придворных. С 1660 года труппа Мольера получает полный королевский пенсион и работает во дворце Пале-Рояль. Тогда же Мольер решился устроить свою личную жизнь и женился на Арманде Бежар, но двадцать лет разницы сыграли злую шутку – брак вышел не слишком удачным. Зато женитьба Мольера, как, впрочем, и почти любого знаменитого человека, породила массу слухов. Утверждали даже, что Арманда является не сестрой, а дочерью сценической подруги Мольера Мадлены. Заметим, что эту сплетню биографы не могут опровергнуть и по сей день.

Но не только сплетни омрачали в тот период жизнь комедиографа. На него начинаются серьезные нападки, его репутацию стараются очернить самыми разными способами. Мольера обвиняли в нарушении буквально всех нравственных и эстетических законов, но на все обвинения комедиограф блестяще отвечал своими пьесами. Это происходит и в «Критике «Урока женам»», и в великолепном «Версальском экспромте», и во многих других великолепных пьесах. Персонажи Мольера говорят открыто, а в своих суждениях следуют здравому смыслу, а не моральным предрассудкам. Возможно, театр Мольера был бы закрыт, но этому печальному событию не дала свершиться неизменная поддержка молодого короля. Благосклонность Людовика XIV была столь велика, что комедиографа даже пригласили для постановки блистательного майского праздника в Версале в 1664 году.

Тогда же Мольер пишет комедию «Докучные» и три первых действия «Тартюфа». Однако «Тартюф» вызвал гнев парижских священников, и по их требованию пьесу все же пришлось запретить. Святоши вообще предлагали отправить Мольера на костер, но до этого дело, к счастью, не дошло. Надо сказать, что за атакой на драматурга стояла исключительно мощная сила – «Общество Святых Даров», находящееся под патронажем королевы-матери. Даже король не смог продавить «Тартюфа» на сцену, и впервые сильно смягченный вариант под названием «Обманщик» был показан в 1667 году – после кончины Анны Австрийской. Хотя главный герой пьесы вместо одеяния монаха носил светский камзол, уже на следующий день парижский суд вынес решение о запрещении постановки. Лишь в 1669 году «Тартюф» был сыгран таким, каким мы его знаем сейчас. Однако попытки наложить запрет на пьесу не прекращались, что как нельзя лучше свидетельствует об остроте и точности, с которыми Мольер диагностировал и бичевал пороки общества. Имя «Тартюф» навеки стало нарицательным для лицемера и обманщика.

Однако постепенно король теряет интерес к работам Мольера, и, к тому же, драматурга изматывают семейные неурядицы. Но он продолжает работать, создавая своего рода трилогию из «Тартюфа», «Дон Жуана» (1665), запрещенного к показу после пятнадцати спектаклей, и «Мизантропа» (1666). Кстати, очень многие литературоведы воспринимают главного героя «Мизантропа» прямым предшественником Чацкого из комедии «Горе от ума».

В это тяжелое время Мольер не только пишет пьесы, но и продолжает работать в театре. Великолепны его комедии, которые не просто развлекают, но и дают пищу для ума – «Скупой» (1668), «Ученые женщины» и «Мещанин во дворянстве» (1672 год), «Мнимый больной» (1673 год). Самое удивительное, что при жизни Мольера случилось лишь одно издание его пьес – напечатанное в 1666 году в типографии Гильома де Люина. В первой книге двухтомника было почти шестьсот страниц.

Карьера великого драматурга имела трагическое завершение. Мольер был давно и тяжело болен (считается, что умер он от туберкулеза). В комедии «Мнимый больной», поставленной в феврале 1673 года, автор играл главную роль. Четвертое представление «Мнимого больного» закончилось тем, что Мольер потерял сознание прямо на сцене. Его унесли, а еще через полчаса у него началось легочное кровотечение.

Однако после смерти возникли непредвиденные, но вполне понятные обстоятельства. Приходской священник своей властью запретил хоронить прах Мольера на кладбище. Лишь обращение вдовы комедиографа к королю позволило получить разрешение на проведение религиозного погребения.

Семь лет спустя, в 1680 году, Людовик XIV подписал указ, который объединил труппу Мольера с артистами Бургундского отеля. Так возник новый театр – прославленный «Комеди Франсез», который также именуют «Дом Мольера». «Комеди Франсез» ставил пьесы Мольера на своей сцене более тридцати тысяч раз.

Жан-Батист Поклен (театральный псевдоним – Мольер) – французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера – родился 15 января 1622 года в Париже.

Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Мать Жана-Батиста, Мария Поклен-Крессé (ум. 11 мая 1632), умерла от туберкулёза, отец, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу - Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании коллежа в 1639 Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre), новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 . Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, «Блистательный театр» проигрывает в 1645 . Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет (1645-1658 ) в годы гражданской войны (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.

С 1645 Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 он возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторских работ. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье» (La jalousie du Barbouillé) и «Летающий лекарь» (Le médécin volant), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена», д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса оказала влияние на основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый, или Всё невпопад» (L’Étourdi ou les Contretemps, 1655 ) и «Любовная досада» (Le dépit amoureux, 1656 ), написанных в манере итальянской литературной комедии.

Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 , по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.

В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661 , пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За 15 лет, с 1658 по 1673, Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

Парижский период деятельности Мольера открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы» (Les précieuses ridicules, 1659). В этой первой, вполне оригинальной, пьесе Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей в аристократических салонах вычурности и манерности речи, тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе и оказывавшей сильное влияние на молодёжь (преимущественно женскую её часть). Комедия больно уязвила виднейших жеманниц. Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии, после отмены которого она шла с удвоенным успехом.

При всей своей крупной литературно-общественной ценности «Жеманницы» - типичный фарс, воспроизводящий все традиционные приёмы этого жанра. Та же фарсовая стихия, придававшая юмору Мольера площадную яркость и сочность, пропитывает также следующую пьесу Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (Sganarelle, ou Le cocu imaginaire, 1660 ).

23 января 1662 Мольер подписал брачный контракт с Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлены. Ему 40 лет, Арманде 20. Против всех тогдашних приличий, на свадьбу пригласили лишь самых близких. Церемония венчания состоялась 20 февраля 1662 в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.

Комедия «Школа мужей» (L’école des maris, 1661 ), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школой жён» (L’école des femmes, 1662 ), знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания.

Столь сатирически заострённые комедии не могли не вызвать ожесточённых нападок со стороны врагов драматурга. Мольер ответил им полемической пьеской «Критика „Школы жён“» (La critique de «L’École des femmes», 1663 ).

Новые удары врагов Мольер отпарировал в пьесе «Версальский экспромт» (L’impromptu de Versailles, 1663 ). Оригинальная по замыслу и построению (действие её происходит на подмостках театра), комедия эта даёт ценнейшие сведения о работе Мольера с актёрами и дальнейшее развитие его взглядов на сущность театра и задачи комедии.

Из баталии, последовавшей за «Школой жён», Мольер вышел победителем. Вместе с ростом его славы упрочились и его связи со двором, при котором он всё чаще выступает с пьесами, сочинёнными для придворных празднеств и дававшими повод развернуть блестящее зрелище. Мольер создаёт здесь особый жанр «комедии-балета», сочетая балет (излюбленный вид придворных увеселений, в котором сам король и его приближённые выступали в качестве исполнителей) с комедией, дающей сюжетную мотивировку отдельным танцевальным «выходам» (entrées) и обрамляющей их комическими сценами.

Первая комедия-балет Мольера - «Несносные» (Les fâcheux, 1661 ). Она лишена интриги и представляет ряд разрозненных сценок, нанизанных на примитивный сюжетный стержень.

Успех «Несносных» побудил Мольера к дальнейшей разработке жанра комедии-балета. В «Браке поневоле» (Le mariage forcé, 1664 ) Мольер поднял жанр на большую высоту, добившись органической связи комедийного (фарсового) и балетного элементов. В «Принцессе Элиды» (La princesse d’Elide, 1664 ) Мольер пошёл противоположным путём, вставив шутовские балетные интермедии в псевдоантичную лирико-пасторальную фабулу. Так было положено начало двум типам комедии-балета, которые разрабатывались Мольером и дальше. Первый фарсово-бытовой тип представлен пьесами «Любовь-целительница» (L’amour médécin, 1665 ), «Сицилиец, или Любовь-живописец» (Le Sicilien, ou L’amour peintre, 1666 ), «Господин де Пурсоньяк» (Monsieur de Pourceaugnac, 1669 ), «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme, 1670 ), «Графиня д’Эскарбаньяс» (La comtesse d’Escarbagnas, 1671 ), «Мнимый больной» (Le malade imaginaire, 1673 ). От других его комедий эти пьесы отличаются только наличием балетных номеров, которые вовсе не снижают идеи пьесы: Мольер не делает здесь почти никаких уступок придворным вкусам. Иначе обстоит дело в комедиях-балетах второго, галантно-пасторального типа, к которому относятся: «Мелисерта» (Mélicerte, 1666 ), «Комическая пастораль» (Pastorale comique, 1666 ), «Блистательные любовники» (Les amants magnifiques, 1670 ), «Психея» (Psyché, 1671 - написана в сотрудничестве с Корнелем).

Комедия «Тартюф» (Le Tartuffe, 1664-1669 ), направленная против духовенства, в первой редакции содержала три акта и изображала лицемера-попа. В таком виде она была поставлена в Версале на празднестве «Увеселения волшебного острова» 12 мая 1664 под названием «Тартюф, или Лицемер» (Tartuffe, ou L’hypocrite) и вызвала недовольство со стороны религиозной организации «Общества святых даров» (Société du Saint Sacrement). В новом виде комедия, имевшая 5 актов и озаглавленная «Обманщик» (L’imposteur), была допущена к представлению, но после первого же спектакля 5 августа 1667 снова снята. Только через полтора года «Тартюф» был наконец представлен в 3-й окончательной редакции.

Если в «Тартюфе» Мольер нападал на религию и церковь, то в «Дон-Жуане, или Каменном пире» (Don Juan, ou Le festin de pierre, 1665 ) объектом его сатиры стало феодальное дворянство. В основу пьесы Мольер положил испанскую легенду о Дон Жуане - неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы божеские и человеческие.

Если Мольер внёс в «Тартюфа» и «Дон-Жуана» ряд трагических черт, проступающих сквозь ткань комедийного действия, то в «Мизантропе» (Le Misanthrope, 1666 ) эти черты настолько усилились, что почти совсем оттеснили комический элемент. Типичный образец «высокой» комедии с углублённым психологическим анализом чувств и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетическим и саркастическим тоном речей главного героя, «Мизантроп» стоит особняком в творчестве Мольера.

Чересчур глубокая и серьёзная комедия «Мизантроп» была холодно встречена зрителями, искавшими в театре прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс «Лекарь поневоле» (Le médécin malgré lui, 1666 ). В эти годы Мольером написаны такие шедевры развлекательной комедии-интриги, как «Господин де Пурсоньяк» и «Проделки Скапена» (Les fourberies de Scapin, 1671 ). Мольер вернулся здесь к первичному источнику своего вдохновения - к старинному фарсу.

Основная тема этого периода - осмеяние буржуа, стремящихся подражать аристократии и породниться с нею. Эта тема развита в «Жорже Дандене» (George Dandin, 1668 ) и в «Мещанине во дворянстве».

В знаменитой комедии «Скупой» (L’avare, 1668 ), написанной под влиянием «Кубышки» (Aulularia) Плавта, Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным), у которого страсть к накоплению приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства.

Проблему семьи и брака Мольер ставит также в своей предпоследней комедии «Учёные женщины» (Les femmes savantes, 1672 ), в которой он возвращается к теме «Жеманниц», но разрабатывает её гораздо шире и глубже. Объектом его сатиры являются здесь женщины-педантки, увлекающиеся науками и пренебрегающие семейными обязанностями.

Вопрос о распаде мещанской семьи поставлен также и в последней комедии Мольера «Мнимый больной» (Le malade imaginaire, 1673 ). На этот раз причина распада семьи - мания главы дома Аргана, воображающего себя больным и являющегося игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Презрение Мольера к врачам проходило сквозь всю его драматургию.

Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 года Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ Арле де Шанваллон запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

Произведения :

Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 .

Пьесы, сохранившиеся до наших дней:
Ревность Барбульё, фарс (1653 )
Летающий лекарь, фарс (1653 )
Шалый, или Всё невпопад, комедия в стихах (1655 )
Любовная досада, комедия (1656 )
Смешные жеманницы, комедия (1659 )
Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660 )
Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661 )
Школа мужей, комедия (1661 )
Докучные, комедия (1661 )
Школа жён, комедия (1662 )
Критика «Школы жён», комедия (1663 )
Версальский экспромт (1663 )
Брак поневоле, фарс (1664 )
Принцесса Элиды, галантная комедия (1664 )
Тартюф, или Обманщик, комедия (1664 )
Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665 )
Любовь-целительница, комедия (1665 )
Мизантроп, комедия (1666 )
Лекарь поневоле, комедия (1666 )
Мелисерта, пасторальная комедия (1666 , не окончена)
Комическая пастораль (1667 )
Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667 )
Амфитрион, комедия (1668 )
Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668 )
Скупой, комедия (1668 )
Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (166 9)
Блистательные любовники, комедия (1670 )
Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670 )
Психея, трагедия-балет (1671 , в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
Проделки Скапена, комедия-фарс (1671 )
Графиня д’Эскарбанья, комедия (1671 )
Учёные женщины, комедия (1672 )
Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673 )

Биография Мольера (настоящая фамилия Поклен) окутана множеством легенд и тайн. Самые смелые из них - предположения о том, что он не был автором своих пьес. Но в этом грехе обвиняли многих писателей, начиная от Шекспира и заканчивая Шолоховым. И серьезное литературоведение давно смотрит на подобные необоснованные заявления сквозь пальцы. Зато доподлинно известно, что пьесы драматурга повлияли на развитие театрального искусства всей Европы, включая Россию. Поэтому не будем очернять имя великого мастера и сомневаться в его таланте.

Ж. Б. Мольер: биография. Происхождение и ранние годы

Драматург родился 13 января 1622 года в древней буржуазной парижской семье, которая веками славилась своими ремесленниками-драпировщиками. Отец Жана Батиста служил при дворе Людовика XIII камердинером и обойщиком. Место было очень доходным, поэтому семья не бедствовала.

Маленький Мольер был отдан на воспитание в иезуитскую школу, носившую название Клермонский колледж. Это заведение в те годы было крайне популярным. Здесь Жан Батист в совершенстве освоил латынь и довольно неплохо учился по другим дисциплинам.

В 1639 году юноша окончил колледж и выдержал экзамен в Орлеане на звание лиценциата права. Однако никакого стремления делать юридическую карьеру, как и продолжать семейное дело, у него не было. Тогда Жан Батист решил попробовать себя как актер. На этом поприще ему улыбнулась удача, и в 1643 году он уже возглавлял «Блистательный театр». В это же время он взял себе псевдоним Мольер. Но вскоре труппа распалась, и актер решил попытать счастья с бродячими комедиантами.

Первые пьесы

Биография Мольера в годы скитаний по стране (1645-1658) была наполнена невзгодами и опасностями, так как в это время шла гражданская война. С 1650 года Жан Батист становится главой труппы, с которой путешествовал. Актер быстро понял, что его театру необходимы новые пьесы, это и побудило его взяться за перо. Он начал писать фарсовые пьесы, которые практически не дошли до нас. Однако многие тенденции подобных классических комедий сохранились и в зрелых произведениях Мольера.

С этих небольших работ начала расти популярность драматурга. Широкую известность уже в столице ему принесли две комедии: «Любовная досада» и «Шалый». Основной акцент в них был поставлен на интриги и комические положения, а сами характеры персонажей практически не разрабатывались автором.

Внимание короля

24 октября 1658 года дебютировал на сцене Лувра в присутствии Людовика XIV Мольер. Краткая биография и не обошлась без описания этого судьбоносного события. Драматург представил на суд монарха фарс «Возлюбленный доктор», текст которого, к сожалению, не сохранился. Пьеса имела необычайный успех и во многом предопределила судьбу автора и его труппы - Людовик разрешил актерам выступать в придворном театре Пти-Бурбон. Здесь Мольер проработал до 1661 года, пока не ушел в театр Поле-Рояль, верность которому сохранил до конца своих дней.

После невероятного парижского успеха Мольер начинает усердно и напряженно работать. Страсть к писательству не покидала его до самой смерти. Почти 15 лет он ставил свои новые пьесы, которые вызывали восторг публики и критику со стороны коллег и недоброжелателей. Но завистливые нападки не смогли погасить славу драматурга.

Парижский этап творчества

Биография Мольера этого периода сосредоточена на его театральной деятельности. Открывает новый этап творчества комедия «Смешные жеманницы», которая считается первым самобытным произведением писателя. В этой пьесе автор делает выпад против манерности и вычурности речи, которая была популярна в аристократическом обществе. Комедия имела невероятный успех, но серьезно уязвила жеманниц. У драматурга тут же нашлись враги, которые добились двухнедельного запрета на показ пьесы. Это только усилило интерес к произведению. После отмены запрета количество желающих увидеть комедию утроилось.

Мольер, биография которого представлена в этой статье, как видим, еще не отошел от приемов фарса, что придает его пьесам площадную яркость и сочность. Однако это же делало его произведения популярными среди простого народа.

Воспитательная комедия

Однако недолго простым развлекателем толпы пробыл Мольер. Биография писателя говорит о том, что в 1661 году он резко сменил направленность своих произведений. Теперь Жан Батист стал писать социально-психологические комедии воспитания. Он поднимает вопросы брака, любви, проблемы отношения к женщине. Теперь все его внимание сосредотачивается на характере персонажей, они утрачивают свою односложность и становятся психологичными. Мольер (краткая биография является тому подтверждением) делает огромный шаг от примитивного схематизма фарса к пьесе нового уровня. Примерами таких комедий стали «Школа Жен», «Школа Мужей», «Версальский экспромт».

Семейная жизнь

Решение жениться писатель принял в 1622 году. Жан Батист Мольер (биография, дошедшая до нас, сохранила мало сведений о его личной жизни) выбрал себе в жены Аманду Бежар. Эта девушка была сестрой комедиантки Мадлены, с которой драматург познакомился еще в начале своей карьеры. Именно муж этой женщины помог ему стать руководителем театра.

Разница в возрасте между супругами составляла 20 лет. То есть Мольеру на момент заключения брака было сорок, а его возлюбленной всего двадцать. Торжеству не придали большой огласке, и на свадьбе присутствовали только родственники и самые близкие друзья. Родители девушки вообще были против этого брака и до последнего пытались отговорить дочь. Вскоре после замужества Аманда прекратила с ними всякие отношения.

В браке у Мольера родилось трое детей. Однако существует множество свидетельств о том, что в этом союзе несчастливы были оба супруга. Слишком большая была между ними разница. И здесь сказался не только возраст, но и интересы. Мольер буквально «дышал» театром, в то время как Аманда не могла полностью разделить его страсти.

Комедия-балет

Биография Мольера - это история актера и писателя, для которого не было в жизни ничего важнее профессии. Не удивительно, что слава его росла. Немаловажным был и тот факт, что его все чаще приглашали ко двору на праздники и торжества. Именно для таких случаев Мольер и создал уникальный жанр - комедию-балет.

Балет был придворным видом искусства, и в подобных постановках принимали участие даже члены королевской семьи, но долгое время он не менялся. Поэтому задумка немного преобразить привычное действо имела головокружительный успех. Мольер подчинил танцевальные этюды сюжету, обрамляя их небольшими сатирическими стихами. К таким пьесам относятся:

  • «Несносные»;
  • «Брак поневоле»;
  • «Принцесса Элидская»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Комическая пастораль»;
  • «Психея» и пр.

При этом драматург не боялся избирать объектом своей сатиры верхушку аристократического общества, включая и духовенство.

Последний этап творчества

С возрастом начинает обращаться к все более серьезным темам Жан Батист Мольер. Краткая биография невозможна без упоминания пьесы «Мизантроп». Комедия оказалась слишком серьезной для зрителей, искавших лишь развлечения, поэтому не имела успеха. Чтобы спасти положение, писатель соединил это произведение с фарсом «Лекарь поневоле». Удивительно, но чем сложнее и серьезнее становились комедии Мольера, тем чаще ему приходилось возвращаться к первоначальной простоте, чтобы привлечь публику. Социально-психологические пьесы были слишком сложны для простого народа, который обычно и посещал театр.

За такое возвращение к буффонаде Жан Батист Мольер (биография доподлинно это подтверждает) был осмеян критиками-современниками, в том числе и Буало, который считал, что нельзя потакать толпе во вред искусству. Тем не менее именно эти «низкие» комедии позднее были очень высоко оценены литературоведами и стали классикой жанра.

Своеобразие

Биография Жана Мольера говорит о нем как об удивительном человеке, который никогда не считал театр простой забавой для плебса. Поэтому он с одинаковой страстью писал как серьезные социальные пьесы, так и фарсы. Это говорит о нем как об одном из самых передовых представителей своей эпохи, который видел смысл жизни в одном - максимально познать действительность, чтобы укрепить господство человека на земле. Мольер был классическим материалистом. Он не признавал бога, но считал, что в мире существует некое сознание материальной действительности, которое и формирует человеческое миропонимание и является для людей источником добра и истины. Тех же, кто считал иначе, он нещадно высмеивал в своих пьесах. Все эти педанты, ученые-буквоеды, жеманницы, врачи-шарлатаны, святоши слишком субъективно смотрят на мир и считают, что познали его. В этом и заключается их комичность.

Художественный метод

Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.

Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:

  • Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte. Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
  • Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
  • Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
  • Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.

Смерть актера

Биография Мольера (краткое содержание не может этого не помянуть) обрывается 17 февраля 1673 года. Именно в этот день умер великий комедиант. Незадолго до смерти, уже будучи больным, Жан Батист написал комедию «Мнимый больной». И вот, когда пьесу ставили в четвертый раз, а Мольер играл одну из главных ролей, драматургу стало плохо, и он не смог доиграть спектакль.

Родные перенесли больного домой, где он и скончался через несколько часов. Архиепископ Парижа сначала вовсе запретил хоронить Мольера, так как актер был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Только вмешательство короля позволило исправить ситуацию. И то великого писателя погребли ночью за оградой кладбища, как хоронили только самоубийц. Так окончил свою жизнь Жан Батист Мольер. Краткая биография писателя обязательно должна содержать этот момент его жизненной истории.

Французская литература

Жан-Батист Мольер

Биография

МОЛЬЕР (ПОКЛЕН), ЖАН-БАТИСТ (Molire (Poquelin) Jean-Baptiste) (1622−1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии.

Родился 13 января 1622 в Париже; сын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте потерял мать. В 1631-1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную литературу и древние языки; проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму О природе вещей римского поэта и философа Лукреция. В 1640 изучал юридические науки в Орлеанском университете, в начале 1641 сдал экзамен на звание лиценциата права. В апреле-июне 1642 замещал отца в должности королевского камердинера. 6 января 1643 отказался от звания королевского обойщика. 30 июня 1643 организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. С остатками труппы уехал в провинцию.

В 1645-1658 труппа выступала в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. К 1650 Мольер стал ее признанным главой. Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли комедийные представления. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам: в 1655 создал свою первую пятиактную комедию в стихах Сумасброд, или Все невпопад (L"Etourdi, ou Les Contretemps); за ней в 1656 последовала Любовная размолвка (Le Dpit amoureux).

К 1658 мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, она получила возможность выступить 24 октября 1658 перед королевским двором с трагедией П. Корнеля Никомед и фарсом Мольера Влюбленный доктор; Никомед был встречен холодно, но Влюбленный доктор произвел фурор, что решило судьбу труппы: ей присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра Малый Бурбон. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей.

В 1659 поставил одноактную комедию в прозе Смешные жеманницы (Les Prcieuses ridicules), в которой высмеял неестественность и напыщенность прециозного стиля, культивировавшегося в литературе (группа поэтов во главе Ж. Шапленом) и светских салонах (См. также КЛАССИЦИЗМ). Она имела оглушительный успех, но одновременно породила много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера превратилась в постоянную борьбу с ними. В 1660 с неменьшим успехом была сыграна комедия положений Сганарель, или Мнимый рогоносец (Sganarelle, ou le Cocu imaginaire), трактовавшая традиционную тему супружеской неверности. В том же году король предоставил мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль.

Театральный сезон на новой сцене открылся 4 февраля 1661 пьесой Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц (Dom Garcie de Navarre, ou le Prince jaloux), но ее философский комизм не был воспринят широкой публикой. В июне с успехом прошла Школа мужей (L"Ecole des maris), осмеивавшая отцовский деспотизм и защищавшая принципы естественного воспитания; она ознаменовала поворот автора к жанру комедии нравов; в ней уже угадывались черты высокой комедии. Первой подлинно классицистической комедией стала Школа жен (L"Ecole des femmes), поставленная в декабре 1662; ее отличала глубокая психологическая разработка традиционной темы семьи и брака. На обвинения в плагиате, в слабосте сюжета и дурном вкусе Мольер ответил в 1663 комедиями Критика Школы жен (La Critique de l’Ecole des femmes) и Версальский экспромт (L"Impromptu de Versailles), в которых весело и зло иронизировал над своими недоброжелателями (маркизами, салонными дамами, прециозными поэтами и актерами Бургундского отеля). Те не брезговали никакими средствами и даже обвинили Мольера в кровосмесительстве (браке с якобы собственной дочерью); поддержка Людовика XIV, ставшего крестным отцом его первого сына, положила конец сплетням. С 1664 стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты: в январе 1664 был сыгран Брак по принуждению (Le Mariage forc), в мае - Принцесса Элиды (La Princesse d’Elide) и Тартюф, или Лицемер (Le Tartuffe, ou l’Hypocrite), жестокая пародия на религиозное ханжество. Разразился скандал; король запретил спектакль. Требовали даже отправить автора на костер. Весной 1665 подвергся запрету и Дон Жуан, или Каменный пир (Dom Juan, ou le Festin de pierre), носивший резко антиклерикальный характер. В 1666 Мольер поставил высокую комедию Мизантроп (Le Misanthrope), равнодушно принятую широкой публикой. Продолжал сочинять для придворных празднеств комедии-балеты и пьесы-пасторали. На сцене Пале-Рояля с большим успехом прошли две комедии в стиле народных фарсов, где высмеивались медицинская наука и ее служители, - Любовь-целительница (L"Amour mdecin) и Лекарь поневоле (Le Mdecin malgr lui). В августе 1667 Мольер решился представить в Пале-Рояле смягченный вариант Тартюфа под новым названием Обманщик (L"Imposteur), однако сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. В феврале 1668 была сыграна комедия Амфитрион (Amphitryon). Затем последовали Жорж Данден, или Одураченный муж (George Dandin, ou le Mari confondu), на известный народный сюжет о хитрой жене и легковерном муже (июль 1668), и Скупой (L"Avare), в котором объектом осмеяния оказались ростовщичество и жажда обогащения (сентябрь 1668). В начале 1669 Мольеру добился снятия запрета с Тартюфа. В 1669-1671 он поставил одну за другой несколько комедий-балетов: Господин де Пурсоньяк (Monsieur de Pourceaugnac), Блистательные любовники (Amants magnifiques), Графиня д’Эскарбарья (La Comtesse d’Escarbagnas) и самую лучшую из них - Мещанин во дворянстве (Le Bourgeois gentilhomme), а также трагедию-балет Психея (Psych). Сыгранная в мае 1671 фарсовая комедия Проделки Скапена (Les Fourberies de Scapin) вызвала новый виток полемики - автора упрекали в потакании плебейским вкусам и в отступлении от классицистических правил. В марте 1672 Мольер представил публике высокую комедию Ученые женщины (Les Femmes savantes), высмеяв салонное увлечение науками и философией и пренебрежение женщин к семейным обязанностям. 1672 год оказался тяжелым для Мольера. Ушли из жизни многие его друзья и близкие, охладели его отношения с королем; значительно ухудшилось здоровье. Зимой 1672−1673 написал свою последнюю комедию-балет Мнимый больной (Le Malade imaginaire), где вернулся к теме врачей-шарлатанов и доверчивых больных. 17 февраля 1673 на ее четвертом представлении с ним случился удар, и через несколько часов он скончался. Церковные власти отказались похоронить его по христианскому обряду. Только после вмешательства короля тело Мольера было погребено 21 февраля на кладбище Св.Иосифа. В 1817 его останки перенесли на кладбище Пер-Лашез. Мольер оставил богатое наследие - более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. Его первым опытом как драматурга был дивертисмент, соединивший средневековый фарс с итальянской комедией дель арте. Сумасброд и Любовная размолвка стали первыми крупными (в пяти актах) стихотворными комедиями с развернутой интригой, большим количеством персонажей и разнообразными сюжетными положениями. Тем не менее его связь с народной (фарсовой) традицией никогда не прерывалась: он не только вводил в свои большие комедии отдельные фарсовые элементы (Тартюф, Господин де Пурсоньяк, Мещанин во дворянстве), но и постоянно возвращался к фарсовой форме в одноактных и трехактных комедиях (Смешные жеманницы, Проделки Скапена, Брак по принуждению, Любовь-целительница, Лекарь поневоле). Мольер попытался развить созданный П. Корнелем жанр героической комедии в Доне Гарсии, однако отказался от него после провала этой пьесы. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр - высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи (Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Ученые женщины). Ученых женщин считают образцом классицистического комедийного жанра, тогда как Дон Жуан выходит за рамки классицистических правил - он написан в прозе, в нем нарушены все три единства. Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Важным достижением Мольера стало создание особой формы комедии - комедии-балета, где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы (Несносные, Брак по принуждению, Принцесса Элиды, Тартюф и многие другие). В нем видят провозвестника французской оперы. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т. д. Этот комплекс тем решается на парижском материале, за исключением Графини д’Эскарбанья, действие которой происходит в провинции. Мольер берет сюжеты не только из реальной жизни; он черпает их в античной (Плавт, Теренций) и ренессансной итальянской и испанской драматургии (Н.Барбьери, Н. Секки, Т. де Молина), а также во французской средневековой народной традиции (фаблио, фарсы). Главная черта мольеровских персонажей - самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей - их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Альцест из Мизантропа, Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аньес в Школе жен, Аргон в Тартюфе, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно - нарушение меры. Мера - главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра - через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Однако в Тартюфе, Дон Жуане, Мизантропе (отчасти в Школе жен и Скупом) он отступает от этого принципа. Зло торжествует в Мизантропе; в Тартюфе и Дон Жуане, хотя его носители и наказаны, оно остается по сути непобежденным, ибо слишком сильно укоренилось в жизни людей. В этом - глубинный реализм Мольера. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции (Лесаж, Бомарше), но и на всю мировую драматургию (Шеридан, Гольдони, Лессинг и др.); в России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов.

Мольер (Поклен) Жан-Батист (1622-1673 гг.) – всемирно известный поэт, автор классицистической комедии. Родина Мольера - Франция, Париж. 13 января 1622 года у Жана Поклена королевского камердинера и Марии, дочери частного обойщика, родился сын Жан-Батист. Мать умерла, когда ему исполнилось десять лет.

До 1639 года мальчик был слушателем Клермонского колледжа. Там изучал богословие, античную литературу, языки древности. Жан-Батист был прилежным учеником. После колледжа изучал азы юриспруденции в Орлеанском университете. Летом 1642 года работал вместо отца камердинером при дворе. В январе следующего года отказывается от должности обойщика, а в июне, совместно с семьей Бежар, открывает «Бистательный театр». Репертуар состоял из трагедий, трагикомедий и пасторалей. Принимает решение сменить имя на псевдоним Мольер. Театр оказался провальным, в скором времени труппа разбежалась. С оставшимися участниками Мольер уехал в глушь.

В период гастролей (1645-1658) путешествовал по городам Нормандии, Пуату, Гаскони, Лангедока. Со временем Мольер стал директором театра.

Со временем комедийные постановки занимают основное место в репертуаре. В 1658 году театральная труппа Мольера была у всех на устах. Герцог Орлеанский поспособствовал постановке трагедии Никомед и фарса Влюбленный доктор, при дворе. Чем, собственно, обеспечил будущее актеров. Их называют «Труппа Брата короля», и дают в распоряжение сцену Малый Бурбон. В это время Мольер навсегда отказывается от трагических ролей. Успех не был безоблачным, придворные донимали Мольера интригами и сплетнями.

Жизнь при дворе была яркой, постоянные организации празднеств, новые и новые пьесы. Всего мировому наследию Мольер после себя оставил больше 32 драматических произведений.

1672 год подкосил Мольера, отношения с королем не складывались, не стало многих друзей. В то время, он пишет комедию Мнимый больной, которая оказывается роковой для автора. На четвертой ее постановке 17 февраля 1673 Мольеру становится плохо. Его не спасли. Церковь отказалась хоронить по христианским обрядам, но король настоял, и 21 февраля он был похоронен на кладбище Святого Иосифа.