Домашний очаг

Современная живопись. Пейзажи современных художников

Мы знаем, что в мире немало скромных и безызвестных, но страстных фотографов, которые отправляются путешествовать по бесконечным континентам, жертвуя отдыхом, чтобы запечатлеть новые пейзажи. Ниже приводим работы лишь некоторых талантливых мастеров, чьи фотографии вызывают интерес и восхищение.

Вы можете ознакомиться с другой публикацией, в которой также собраны прекрасные вдохновляющие картины разных фотографов:
Прекрасные пейзажи для Вашего вдохновения

Аарон Гроэн (Aaron Groen)

Тропы звезд и галактик сливаются в прекрасное синхронное пение на фотографиях Аарона Гроэна. Этот фотограф из Соединенных Штатов обладает фантастическим талантом, и он достойно открывает нашу подборку.

Алекс Норьега (Alex Noriega)

Его снимки заполнены увлекательным сумеречным светом. Бесконечные пустыни, горы, леса, луга и предметы кажутся непредсказуемыми на фотографиях Алекса Норьеги. У него замечательное портфолио.

Ангус Кляйн (Angus Clyne)

Настроение и чарующая атмосфера это два наиболее важных определения для работ Ангуса Кляйна. Поскольку их сложно отделить из его снимков, Ангус пытается получить как можно больше драмы, захватить смысл и передать ощущения, которые присущи сцене.

Atomic Zen

Имя этого фотографа созвучно с его картинами, которые напоминают дзэн. Так много мистической тишины и яркого состояния транса в кадре. Эти феноменальные пейзажи выводят нас за пределы реальности и вызывают еще больше интереса к красоте нашей планеты.

Атиф Саид (Atif Saeed)

Атиф Саид – это фантастический фотограф из Пакистана. Он показывает нам скрытую красоту его величественной страны. Красивые пейзажи с сюрреалистическими горами, заполненными туманом и снегом, увлекут каждого любителя ландшафтной фотографии.

Даниэль Рерича (Daniel Rericha)

Даниэль Рерича очень скромный фотограф-самоучка из маленького городка в предгорьях Рудных гор. Он любит захватывать красивые чешские горы.

Дэвид Кеохкерян (David Keochkerian)

Через мистический цвет звезд и волн, кажется, Дэвид очень легко передает сущность и истинную историю вселенной. Взгляните сами на его фантастические фотографии.

Дилан Тох (Dylan Toh)

Дилан Тох зовет нас в незабываемое путешествие по удивительным местам. С ним мы можем сэкономить время и через снимки ознакомиться с захватывающими дух водопадами Исландии или исследовать хребты Munros в Шотландии. Мы можем отправиться в виртуальный поход вдоль горного массива Аннапурна или стать свидетелями неописуемых красочных закатов и рассветов в штате Южная Австралия.

Эрик Стенсланд (Erik Stensland)

Эрик Стенсланд часто поднимается задолго до рассвета, чтобы отправиться пешком к удаленным озерам или высоким пикам американского национального парка Роки-Маунтин (Rocky Mountain National Park). Он захватывает невиданную красоту парка в теплом утреннем свете, а также создает фотографическую коллекцию в пустыни юго-запада, в тихоокеанском северо-западе и в Великобритании. Эрик считает своей миссией раскрыть природную красоту, захватив удивительные моменты, от которых захватывает дух.

Григорий Боратин (Gregory Boratyn)

Блестящие динамичные пейзажи и замечательные художественные образы матери-земли принадлежат фотографу Григорию Боратину. На протяжении многих лет он увлекает нас великолепными творениями. Прекрасные картины.

Джей Патель (Jay Patel)

Умение воспринимать и высоко ценить красивые места появилось у Джея Пателя в самом раннем детстве во время многочисленных поездок в самые захватывающие места на индийском субконтиненте. Его страсть к подобному великолепию теперь проявляется в постоянном поиске и стремлении захватить своей камерой величие природы.

Карьера Джея в фотографии началась летом 2001 года, когда он купил первую цифровую зеркальную фотокамеру. В последующие годы он много времени провел за чтением фотографических журналов и статей в Интернете, изучая стили великих фотографов-пейзажистов. У него нет формального образования, и не было профессиональной подготовки в области фотографии.

Джозеф Россбах (Joseph Rossbach)

Джозеф Россбах фотографирует пейзажи на протяжении более пятнадцати лет. Его фотографии и статьи были опубликованы в ряде книг, календарей и журналов, включая Outdoor Photographer, The Nature Conservancy, Digital Photo, Photo Techniques, Popular Photography, Blue Ridge Country, Mountain Connections и мн. др. Он до сих пор много путешествует и создает новые и интересные образы мира природы.

Линкольн Харрисон (Lincoln Harrison)

Феноменальные кадры со звездными тропами, морскими пейзажами и ночными сценами характеризуют качественные работы Линкольна Харрисона. Все его величественные фотографии складываются в блестящее портфолио.

Люк Остин (Luke Austin)

Австралийский пейзажный фотограф Люк Остин в настоящее время проживает в Перт, Западная Австралия. Он проводит время в съемках и путешествиях по Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Соединенных Штатах Америки. Постоянный поиск новых композиций, ракурсов и предметов приводит к непрерывному совершенствованию и развитию его фотографического мастерства.

Марцин Собас (Marcin Sobas)

Он также специализируется на пейзажной фотографии. Любимые темы автора это динамичные поля, туманные утра в горах и на озерах. Он делает все возможное, чтобы каждая отдельная фотография рассказывала новую историю, где главными героями выступают свет и обстоятельства. Эти два фактора придают миру экстремальный и нереальный вид в разное время года и в разное время суток. В будущем Марцин Собас планирует испытать себя в съемке птиц и дикой природы, которые находит чрезвычайно увлекательными.

Мартин Рак (Martin Rak)

Глядя на его картины, невольно задаешься вопросом, где на земле существуют такие пейзажи с мерцающими огнями? Кажется, для Мартина Рака совсем не составляет труда захватить эти прекрасные ландшафты, полные жизни и света.

Рафаэль Рохас (Rafael Rojas)

Рафаэль Рохас считает фотографию особой жизненной философией, основанной на наблюдении, понимании и уважении к миру, в котором мы живем. Это его голос и средство передачи собственного видения мира, а также возможность делиться с другими людьми чувствами, которые охватывают его, когда он нажимает на затвор.

Фотография для Рафаэля Рохаса такой же творческий инструмент для перемешивания эмоций, как кисть для художника или ручка для писателя. В своей работе он сочетает личные ощущения с внешним образом, показывая, кто он есть и что он чувствует. В некотором смысле через фотографирование мира он представляет самого себя.

) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Теплая простота Валентина Губарева

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Чувственный реализм Сергея Маршенникова

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника - Наталья.

Близорукий мир Филипа Барлоу

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Солнечные зайчики Лорана Парселье

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) - это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Динамика города в работах Джереми Манна

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен - все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», - говорит художник.

Иллюзорный мир Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг - это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», - говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Любовная драма Жозефа Лорассо

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (Joseph Lorusso) переносит на холст сюжеты, подсмотренные им в повседневной жизни обычных людей. Объятия и поцелуи, страстные порывы, минутки нежности и желания наполняют его эмоциональные картины.

Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Дмитрий Лёвин - признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства - привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает.

Яркий восток Валерия Блохина

На Востоке все иначе: другие краски, другой воздух, другие жизненные ценности и реальность сказочнее вымысла - так считает современный художник

1) Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников. 2) ПЕЙЗА́Ж (франц.- "местность, страна "; лат.- "село, деревня") - жанр , предметом которого является изображение природы , ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде; этот жанр характерен для живописи и графики, реже встречается в скульптуре (рельеф). Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае ещё в VI веке. 3) Разновидности пейзажа (поджанры ): сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж . В особый поджанр выделяется марина – изображение морской стихии.

4) В 60-70е годы XIX в. возникает и утверждается русский национальный пейзаж , опирающийся на завоевание художников предшествующих эпох. 5) Основоположником его по праву является Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897 гг.). 6) Продолжали и развивали его традиции замечательные русские пейзажисты Федор Александрович Васильев (1850-1873гг.), Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.), Архип Иванович Куинджи (1842-1910 гг.). 7) Вершиной русского пейзажного искусства в 60-90-х годах 19 в. признано творчество Исаака Ильича Левитана (1850-1900).

В 60-х годах девятнадцатого века в России начался период формирования реалистической пейзажной живописи. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья. В это время отдельные произведения пейзажистов уже смело могли встать в ряд с картинами жанровой живописи, являвшейся в то время самым передовым искусством. Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

9) Одной из самых прославленных в истории русского пейзажа по праву считается скромная по размеру и незамысловатая по мотиву картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели” 1872 г. А) Незатейливый пейзаж обычного русского села. Старая церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов, несколько тонких, неказистых, искривленных берез на первом плане, на которых прилетевшие грачи вьют свои гнезда – все на полотне кажется необыкновенно простым и знакомым. И как в тоже время все это чудесно! По-весеннему чист и прозрачен воздух, он как будто бы напоен влагой. Снег стал уже рыхлым, появляются проталины. В одной из них (справа) отражаются голубое небо, белые облака, кусты, тонкие деревья. Пейзаж написан нежнейшими перламутровыми сочетаниями красок, светлых, легких, прозрачных. (возможно написание эпитетов на доске). А если долго внимательно смотреть на картину, она покажется звучащей: можно услышать негромкий перезвон колоколов, весенний гомон суетливых птиц. Б) Художник И.Н.Крамской назвал пейзаж “лучшим и действительно прекрасным”, так как в нем есть “душа” русской природы, ее лиричность и задушевность. (Возможно использование плаката с написанными словами Крамского И.Н.) В) Пейзаж небольшого селения превратился в образ Родины, в образ всей России.

***В 1871 году молодым художником Федором Александровичем Васильевым после поездки по Волге была написана картина “Оттепель” . Чувство, вызываемое пейзажем, неоднозначно, сложно. Это пронизывающая душу тоска, одиночество: открытая ветрам равнина, жутким выглядит лес на фоне низкой свинцовой тучи; заброшенной, сиротливой кажется заснеженная крестьянская изба, стоящая в стороне от дороги; грустным представляется положение путника с ребенком среди безмолвной равнины, на талой дороге, по которой ни пройти, ни проехать. ***Но к чувству бесприютности присоединяется и надежда на скорое весеннее пробуждение жизни. Все же потеплело, оттаяло в природе, мороз сдался – “оттепель”. И эти, казалось бы, противоположные чувства объединяются ощущением красоты и гармонии изображенного.

Красота и гармония достигаются композицией пейзажа, в которой выдержана внутренняя соразмерность, уравновешенность всех ее частей, где центром является группа высоких деревьев, и его живописью (теплые коричневые и холодные серые тона, составляющие

10) Художник-пейзажист И.И.Шишкин – непревзойденны1 мастер в написании соснового леса . А) На картине “Сосны, освещенные солнцем” - солнце золотит прямые стволы сосен, развертывается лесная жизнь со всеми ее приметами и подробностями. Срезая рамой верхушки стволов, этот прием мы заметили и в других его работах, художник усиливает впечатление огромных деревьев, которым, кажется, не хватает места на полотне. Мощные вековые сосны даны во всей своей красоте. Каждая сосна красива по-своему, но в целом, это единый мир природы, полный жизненных сил. Чудится терпкий запах сосен, кажется, что хрустнет под ногами сосновая шишка. Очень много солнца и света исходит от этой картины. Б) Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены (медведей). В) «Рожь». Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашёл на родине , во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью. Шишкина называют “певцом русского леса”; большинство его полотен посвящено изображению лесных чащ, бора, полян. Г) Картины И.Шишкина воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет. Не задушевную тонкость, легкость и хрупкость, – то, что близко было в пейзажах средней полосы России Саврасову и Васильеву, – а ее мощь, размах, величие ценил выше всего Шишкин. Д) Именно в этих качествах русской природы он видел красоту, чувствовал ее активное положительное воздействие на человека, способное вдохновить на большие дела, на творческое созидание ради будущего родины.

11) А.И.Куинджи - великий русский художник-пейзажист, преподаватель, - было очень много общего с Шишкиным. А) Ему тоже было свойственно эпическое восприятие природы, изображение широты и спокойной мощи ее бескрайних просторов, высокого неба, плавного течения рек, его картины также несли положительный заряд оптимизма, они наполнены мажорным звучанием, здоровой силой, Б) но в то же время пейзажи Куинджи разительно отличаются от шишкинских, да и от произведений других живописцев . В) Куинджи увлекали эффекты освещения, цветовые контрасты, контрасты света и глубоких теней , и именно эта особенность, прежде всего, определяет своеобразие его творчества. Г) Особенно ярко его колористические искания проявились в ночных пейзажах : “Украинская ночь ”, 1876 г. и Лунная ночь на Днепре” ,1880 г. Они-то и принесли громкую славу художнику, которого стали называть певцом лунной ночи. Д) Наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень - так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Е)Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Архип Куинджи выработал особую, только ему присущую манеру письма, построенную на контрастах света и тени.

12) Особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу, обладал И.Левитан – русский художник-передвижник, мастер пейзажной живописи. А) Художник очень остро ощущал любовь к скромной русской природе. Б) Всмотритесь в картину “Март” . Радость весны, начала пробуждения, воскрешения природы от зимнего снега и холода. ***Художник замечательно написал высокое синее небо, играющее на пожухлом снегу сугробов, голубые, сиреневые и лиловые тени, помолодевшую сочную хвою елей и зеленовато-темные стволы осин, тянущихся к мартовским небесам и солнцу своими ветвями. От желтизны тесаных досок, которыми обиты стены домика, веет солнечной теплотой. И хотя о присутствии в нем человека говорит лишь открытая дверь и стоящая у крыльца каурая лошадка, запряженная в легкие дровни, вся картина наполнена той особой человеческой радостью, которая приходит весной. В) “С природой одною он жизнью дышал”, - эту строчку из стихотворения Баратынского Левитан привел в одном из писем, объясняя, что в слиянии человека и природы он видел смысл работы пейзажиста. ****Торжественна, празднична красота “пышного природы увяданья” (Пушкин А.С.) на полотне “Золотая осень” .Это пейзаж – настроение , в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, так знакомого всем. Еще не облетели листья на деревьях, но они уже пожелтели, порыжели, усыпают зеленую траву золотым ковром. Г) И.И.Левитан написал один из самых проникновенных пейзажей “Вечерний звон” , воплощающий мечту художника о счастье, о мире, где нет зла и торжествуют благие начала . Красиво вечернее освещение, которое румянит и золотит легкие облака и белые стены монастырских зданий.Течение реки уводит взгляд вдаль. В центре композиции окруженный осенним лесом монастырь и высокое предзакатное небо. Кажется, что на картине отдыхает и природа, и солнце, и люди под красивый звон колоколов. Д) Так, вглядываясь в картину «Владимирка» И. Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. Недаром этот пейзаж был назван «историческим». Как знамение века, он несет потомкам живую боль современника, поднявшего голос в защиту угнетенных, в защиту справедливости . С жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и звучным. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Ощущение непосредственности, естественности композиции усиливает реалистическую жизненность произведения и обостряет выразительность той главной мысли, которая с такой искренностью вылилась из души художника. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы. Е) «У омута» - одна из трех больших картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов, и входящих в так называемую "мрачную трилогию" (наряду с Владимиркой и Вечным покоем). Картина была слишком личной для художника, а потому встретила непонимание у многих. В частности, Репин сказал о ней: "Надо же, какая большая картина, и все для какого-то пейзажа!". Михаил Нестеров же, близкий друг художника, верно заметил, что Омут отражает некий глубокий личный метафизический опыт художника, которому приходилось немало бродить над пропастями нашей жизни. И.Левитан, как истинный мастер лирического пейзажа, любил писать натуру в переходный период, когда одно состояние природы сменяет другое. Вывод-обобщение. Пейзажи, созданные творцами русской художественной культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей. Каждый из художников-пейзажистов был самобытным живописцем, создавшим свой уникальный образ русской природы. Таким образом, пейзажная живопись, вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись . В условиях русской общественной жизни этого периода лучшие художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений. И это в большой мере способствовало расцвету русской пейзажной живописи конца 19-начала 20 века. В России жанр пейзажа возник гораздо позже, чем в Европе, но, несмотря на это, его развитие было стремительным. Понадобилось лишь столетие, чтобы к началу XIX века он стал самым популярным, а во второй половине XIX в. достиг своего расцвета.

И.Левитан

И.Шишкин

А.Куинджи

И.Левитан. У омута.

И. Левитан. Владимирка.

И.Левитан. Март.

И.Левитан. Золотая осень.

И.Шишкин. Рожь.

И.Шишкин. Утро в сосновом лесу.

И.Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

А.Куинджи. Березовая роща.

А.Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

А.Куинджи. Украинская ночь.

Пейза?ж- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный), индустриальный пейзаж, по временам года.

Особую область составляет изображение морской стихии - марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

Земная поверхность

Растительность

Перспектива вида

Картина также может включать:

водоёмы (озера, моря, реки)

метеорологические образования (облака, дождь).

Пейзажи по пространственному принципу подразделяются на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые.

Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности: в изображениях сцен охоты, рыбной ловли, битв. Однако вплоть до эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства. Исключительно важное место занимает пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни. В эпоху классицизма повышается содержательность пейзажа; наряду с топографическим видовым появляются эмоционально насыщенные героический и идиллический варианты пейзажа. Ведущим жанром становится пейзаж в творчестве французских импрессионистов, работавших на рубеже XIX и XX вв.; важнейшим компонентом их произведений стала вибрирующая световоздушная среда, словно оживляющая изображенные на полотнах уголки природы.

В России пейзаж как самостоятельный жанр складывается в начале XVIII в., поначалу это чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике.

Позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и др. Значительный вклад в развитие пейзажного жанра внесли художники-передвижники (И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.), в их полотнах реалистическое изображение природы сочетается с драматическими или лирическими настроениями, с возвышенно-философским толкованием пейзажа.

В первой половине XIX в. в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, своеобразию национального пейзажа, проблемам пленэра. Романтические традиции играют важную роль в русском пейзаже середины XIX в.

У художников-романтиков пейзаж становится важным средст­вом восприятия чувства любви к родине и формирования демокра­тических умонастроений. Эта роль пейзажа характерна и для русской живописи. Наиболее ясно она выступает в искусстве И. И. Шишкина, А. Куинджи, И. И. Левитана и других. В их произ­ведениях пейзаж становится средством для выражения очень глу­бокого гражданского содержания.

В искусстве XX в. признанными мастерами пейзажа стали художники прогрессивных направлений, опирающиеся на реалистическую традицию мирового искусства. В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

Для советского пейзажа, проникнутого духом социалистического реализма, свойственны жизнеутверждающие образы, воспевающие красоту родной природы и красоту преобразованной трудом советских людей земли. Уже в 1920-е гг. зародился советский индустриальный пейзаж (Б. Н. Яковлев «Транспорт налаживается».,

Известные российские пейзажисты

Васильев, Фёдор Александрович

Куинджи, Архип Иванович

Исаак Ильич

Поленов, Василий Дмитриевич

Рерих, Николай Константинович

Саврасов, Алексей Кондратьевич

Иван Иванович

Юон, Константин Фёдорович

Пейзажная фотография - один из самых популярных жанров у фотографов, с бесчисленными конкурсами и наградами.

С помощью одноименной книги и мастеров своего дела рассмотрим 15 составляющих этого жанра.

Мастер минимализма

Камера Nikon D3X, диафрагма F/16, выдержка 30 секунд, ISO 100, ND-фильтр. (Фото Jonathan Chritchley | Masters of Landscape Photography):

Лесной Мастер

Это танцующие деревья в лесу Спилурда в Нидерландах. Камера Sony a7R II, диафрагма F/8, выдержка 1/10, ISO 100. (Фото Lars Van De Goor | Masters of Landscape Photography):

Мастер по диким местам

Государственный парк Эль-Капитан, штат Калифорния. Камера Nikon D800, диафрагма F/18, выдержка 1/20, ISO 100. (Фото Marc Adamus | Masters of Landscape Photography):

Заповедный Мастер

Фотограф специализируется на снимках заповедных мест, его работы появились в сотнях журналов и книг, выставлялись в музеях и галереях по всему миру.

Татшеншини - река, протекающая в юго-западной части территории Юкон и в северо-западной Британской Колумбии. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Камера Nikon F4, диафрагма F/11, выдержка 1/60, ISO 50. (Фото Art Wolfe | Masters of Landscape Photography):

Мастер креатива

Буковый лес на севере Германии. Камера Nikon D700, диафрагма F/5.6, выдержка 0.8 cек, ISO 200. (Фото Sandra Bartocha | Masters of Landscape Photography):

Горный Мастер

Фотограф с 35-летним стажем, побывавший в 40 странах и выпустивший 7 книг.

Горы Каракорум, Пакистан. Камера Canon 5D Mark III, диафрагма F/10, выдержка 1/100, ISO 100. (Фото Colin Prior | Masters of Landscape Photography):

Мастер по свету

Фотограф с 32-летним опытом и лауреат многочисленных премий, участник конкурсов дикой природы от BBC. Камера Canon EOS-1D X, диафрагма F/7.1, выдержка 1/200, ISO 100. (Фото David Noton | Masters of Landscape Photography):

Мастер уединенных мест

Фотограф - обладатель премий Hasselblad Master Award и изместный нам Photographer of the Wildlife Photographer of the Year.

Камера Canon D800E, диафрагма F/14, выдержка 2 сек, ISO 100. (Фото Hans Strand | Masters of Landscape Photography):

Мастер баланса

Разносторонний фотограф, черпавший вдохновение как из работ военных, документальных фотографов, так и из работ мастеров пейзажей.

Камера Sony a7R, диафрагма F/10, выдержка 1/25, ISO 100. (Фото Joe Cornish | Masters of Landscape Photography):

Мастер настроения

Фотограф с 14-летним стажем, победитель многочисленных конкурсов.

Камера Canon EOS 5D Mark II, диафрагма F/16, выдержка 4 сек, ISO 200. (Фото Mark Bauer | Masters of Landscape Photography):

Мастер ночных снимков

Камера Nikon D810, диафрагма F/2.8, выдержка 30 сек, ISO 800. (Фото Mikko Lagerstedt | Masters of Landscape Photography):

Мастер простых снимков

Графство Корнуолл. Камера Nikon D810, диафрагма F/11, выдержка 5 сек, ISO 100. (Фото Ross Hoddinott | Masters of Landscape Photography):