Непознанное

Современный танец (начало – середина XX века). Что танцевали в России в XIX–XX веках

Что танцевали в России в XIX-XX веках

Полька родом не из Польши, а из Чехии. Название танца происходит от чешского
«половина», так как ритмический размер польки — 2/4
Кадриль , 1805 год

«К началу XX века сложилась парадоксальная ситуация: танцевать теперь умели многие, но старые танцы уже не радовали и казались скучными. Хореографы старались как могли». bodhij вспоминает традиционные, импровизационные и даже «хулиганские» танцы, которые были популярны в России на рубеже XIX-XX веков.

В середине и почти до самого конца XIX века, бальная программа в России не отличалась большим разнообразием. Вальс, полонез, полька, кадриль, и еще несколько всем известных танцев. В качестве игр — мазурка и котильон, где, конечно, развлекались как могли. Не смотря на то, что к концу века техника танцев упростилась, все равно, бальные танцы оставались уделом высшего общества.

Все начало меняться в середине 1880-х годов, когда в программу учебных заведений стали добавлять обучение танцам, наряду с гимнастикой. Целью было не сколько научить всех десятку стандартных танцев, сколько дать возможность студентам переключиться между занятиями.

В результате, к началу XX века сложилась парадоксальная ситуация: танцевать теперь умели многие, но старые танцы уже не радовали, и казались скучными. Хореографы старались как могли, и составили огромное количество фигур котильона, мазурки, полонеза, а после кадрили стали делать гранрон — фигуры, которые распорядитель объявлял, а остальные исполняли, чаще всего, по-французски. Как следствие, распорядитель стал необходим, а танцорам пришлось вспоминать язык.

С языком было не очень хорошо, и появилось множество руководств, растолковывавших значение тех слов, что выкрикивал распорядитель (его еще называли дирижером). Некоторые, наиболее умелые, умудрялись вести танцы по-русски, но это было еще сложнее.

А танцы при этом становились все популярнее и доступнее, и наконец, вошли в каждый дом. Вместе с граммофонами и грампластинками, конечно. Стоимость граммофона в начале века была около 50 рублей, самая дорогая пластинка стоила 2,50. К 1913 году в Ярославле не было ни одного кафе, ресторана или кабака, где бы не стоял граммофон, что уж говорить о столице? И на пластинках была музыка со всего света. Отныне можно было послушать самые модные композиции просто дома — это была революция!

Музыка диктует танцевальную моду. Длинные танцы, рассчитанные на большие залы стали вытесняться простыми парными, которые можно было танцевать даже в небольшой комнате. Хореографы получили уникальную возможность: они стали составлять несложные танцы «на злобу дня», под популярные мелодии, и в музыкальных магазинах ноты этих мелодий продавались вместе с такими описаниями. Бум таких танцев пришелся как раз на 1900-1905 гг.

Сейчас нам известно более 70 таких танцев. Как и кто их учил?

Несколько таких танцев стали шлягерами, и их знали все. Это падекатр, конькобежцы (падепатинер), шакон, падеспань, помпадур и некоторые другие. В Москве — падеграс, но в столице о нем не слышали. Другие же — разучивались к какому-нибудь мероприятию и тут же забывались публикой. Бывало, что танцмейстер, чтобы «продвинуть» свой танец, подкупал студентов, они шли на какой-нибудь маскарад и там громко требовали, чтобы поставили именно этот танец. Публике становилось интересно, танец входил в моду, а танцмейстер получал учеников.

Разумеется, старые танцы тоже никуда не делись, и на балах довольно мирно сосуществовали с новыми. Вот пример, как могла выглядеть программа бала:

Полонез
Вальс
Падекатр
Вальс
Кадриль (Французская)
Вальс
Помпадур
Вальс
Шакон
Полька
Падекатр
Вальс

Все могло заканчиваться котильоном, но вообще, он уже выходил из моды. Можно закончить вальсом или полонезом. И главное! Главное! Появились «белые» танцы! Правда, их еще не называли «белыми», а просто говорили — «дамы приглашают!»

В 1903 году в Россию приходит американский танец Кекуок. Неприличный и скандальный, он тут же становится безумно популярным. Конечно, на балу вы бы его не увидели, но в салонах, или маскарадах… Его можно было отвергать, над ним можно смеяться, но ничего с его популярностью сделать было нельзя — ведь его можно танцевать одной парой, под любую польку или марш. Попробуй, запрети!


Расцвет популярности как раз приходится на 1905, и уже в этом году звезда кекуока стала закатываться — в конце этого года в моду входит Матчиш! Еще более хулиганский, полностью импровизационный, да еще и можно обнимать даму как хочется! Вы выучили все движения кекуока? Используйте их в матчише!


http://www.livejournal.com/magazine/986849.html

В течение 1830-х и 1840-х годов Романтичное движение привело к тому, что балетная сцена оказалась буквально переполнена духами природы, феями и сильфами. Культ балерины заменил культ танцора, последний и самый великий представитель которого был французским танцором итальянского происхождения Гаетэном Вестрисом (1729–1808). Методы женского танца были значительно улучшены. Длина юбки была сокращена еще более, а также были введены балетные туфли, которые позволили танцевать на пальцах ног. Балетмейстеры продолжали бороться за более выразительные движения и подчеркивание отдельных качеств своих танцоров.

Балет «Сильфида» (1836) как нельзя лучше продемонстрировал основной предмет романтического балета - борьбы между реальным миром и духовным миром. Эта тема была расширена в «Жизели» (1841) и «Ундине» (1843). На то время Париж и Лондон были законодателями вкуса, и именно в Лондоне в 1845 году прошла премьера «Pas de quatre» - бадетной постановки, для выступления в 4 актах которой французский балетмейстер Жюль Перро пригласил четырех самых великих балерин того времени: Мари Тальони (1804–84), Карлотту Гризи (1819–99), Фанни Черрито (1817–1909) и Люсиль Гран (1819–1907).

После этого Романтический балет быстро пошел на спад, по крайней мере в этих городах. Однако, в Копенгагене он продолжал процветать в начале 1860-х благодаря балетмейстеру Огюсту Бурнонвилю, репертуар которого был перенят Королевским датским Балетом во второй половине 20-го века. Россия в то время, благодаря хореографу французского происхождения Мариусу Петипа (1819–1910) и его российскому помощнику Льву Иванову (1834–1901) сумела создать всемирно известную собственную культуру балета. Изначально русские театральные традиции были тесно связаны с Парижем, но постепенно развивалась своя собственная балетная культура. Звездный час классического балета в царской России был достигнут в санкт-петербургских постановках, как «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895), музыку к которым сочинил Петр Ильич Чайковский, а также «Раймонда» (1898) Александра Глазунова (1865–1936). В то время как балет процветал в Санкт-Петербурге и Москве, он пошел на спад в Париже. Балерины начали появляться даже в мужских ролях, к примеру в «Коппелии» (1870).
19-й век также ознаменовался беспрецедентным увеличением путешествий и межкультурных влияний. На западной сцене благодаря этому появились много «экзотических» стилей танца. На выставки в Париже приезжали труппы из Индии и Японии, что вызвало живой интерес к народным и этническим танцам. Балерины Романтического балета гастролировали по всем европейским городам: от Милана и Лондона до Москвы. Австрийская танцовщица Фанни Элсслер в начале 1840-х совершила двухгодичную поездку по Северной и Южной Америкам. Великие балетмейстеры также ездили по всем городам. Язык танца стал настоящим способом международной коммуникации, ведь он не зависел ни от страны, ни от языка, на котором говорили в ней.

Танцы в США в 19 веке

В течение 19 века в Европе огромную популярность получили также другие танцевальные развлечения, которые были более «легкими», по сравнению с классическим балетом. В Париже на пик моды вышел женский канкан. Его безумная энергетика, задорность и флирт на грани фола стали настоящим откровением для публики. После 1844 года этот танец стал «фишкой» мюзик-холлов, ревю и оперетты. Этот жанр был развит композитором оперетты Жаком Оффенбахом (1819–80) и ярко изображен живописцем Анри де Тулуз-Лотреком (1864–1901).


В Лондоне в это время расцвели балетами Альгамбры и Имперский балет, которые главным образом ставили классические балеты на разнообразные тематики. Но самое широкое разнообразие танцев обеспечила Америка, в которой после войны на фоне патриотической волны после войны за независимость начали массово появляться разнообразные танцы на тематику свободы, а также возрождаться танцы эпохи колонизации Америки.
Отдельно нужно отметить ставшие популярными в Америке в 19-20 веках шоу менестрелей, феерии, бурлески и водевили. Они представляли слияние широкого ассортимента танца и театральных влияний, особенно почерпнутой от культуры чернокожих. Белые люди начали танцевать «черные танцы», при этом крася лица в черный цвет, а темнокожие мужчины отбеливали себе лица и танцевали танцы белых. В театральных постановках начали появляться всевозможные виды танца от завезенных из Европы балетов до совершенно аутентичных женских танцев местных индейцев, которые находились на грани стриптиза. Американские танцоры начали пользоваться хорошей репутацией как в Америке, так и в Европе. Балерина Огаста Мейвуд (1825–1876) была первой американский танцовщицей, которая начала выступать в Парижской Опере.

В течение 19-го века также наблюдалось огромное увеличение количества общественных танцевальных залов и других учреждений, связанных с танцами в быстро растущих городах Запада США. Здесь начали возрождаться исконно американские сельские танцы, очень быстрый тустеп, исполняемый под марши, и кекуок. Впервые Европа нашла в Новом Мире что-то новое, что можно было бы почерпнуть для своей танцевальной сцены. Также на то время существенно ускорился темп танцев, отразив, возможно, ускоряющийся темп жизни и большие социальные изменения века.

Танцы начала 20 века

В первые годы 20 - го века, до начала Первой мировой войны наблюдались две очевидные тенденции развития танцев. Как будто каким-то образом им стало известно о надвигающейся катастрофе, богатые общества Европы и Америки предавались развлечениям, одним из основных которых были такие быстрые танцы, как вальсы и галопы. В то же время, проводились попытки возродить такие средневековые танцы, как менуэт, гавот и павана, хотя получалось это довольно плохо. Тем не менее, почти никогда не наблюдалось такого неистовый поиска новых форм, такой радикальной смены значений, которые ранее принимались как что-то само собой разумеющееся, такого увлечения среди молодежи всех стран в индивидуальном выражении и более динамичном образе жизни. Все искусства находились глубоко под влиянием быстрого накопления открытий в физических и социальных науках, а также растущего осознания социальных проблем.

В целом, это было невероятно оживленное время для развития танца: никогда ранее не генерировалось столько новых идей и не привлекалось так много людей к танцам. Балет был полностью обновлен под руководством российского импресарио Сергея Дягилева (1872-1929). Балет вдохновил некоторых из самых выдающихся композиторов и художников того времени, став основной базой для большинства работ в танцевальном искусстве. Сторонники другого движения «за реформы современного танца» на базе танцев американской балерины Айседоры Дункан начали пытаться отойти от условностей, которые стали обязательными во время Романтического балета.

Особенно энергично это новое течение развивалось в Германии, где его экспрессионистские формы получили название Ausdruckstanz («экспрессионистический танец»). Бальные танцы были довольно сильно изменены посредством добавления в них свежих веяний из южноамериканских, креольских и африканских культур. После сильного роста популярности афро-американского джаза, весь дух и стиль социальных танцев изменился коренным образом и в последующие десятилетия они стали гораздо более свободными, спокойными и «интимными».

Наблюдалось также возобновление интереса к народным танцам, которые были самовыражением простых людей в прошлые века. Этому частично способствовали специальные общества фольклорных танцев, а также различные молодежные движения, которые видели, что эти танцы могут помочь в формировании новых общественных чувств. Новых высот популярности достигли театрализованные танцы всех видов, которые были образованы из стилизованных многовековых танцев Востока.

На русских в XIX веке программа танцевального вечера - количество и последовательность танцев - варьировалась в зависимости от : на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись - как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения.

Полонез
Перешедший с XVIII века в XIX, полонез - или польский, всегда открывал придворные . В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен показать себя в выгодном свете. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетнейшей гостьей (хозяйка бала в этом случае шла во второй паре с наиболее почетнейшим гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, а в более ранее время в первой паре шествовал император со старшей дамой или с той, которой он решает оказать честь, во второй - императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала - во второй паре.
Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу. Последовательность исполнения элементов танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара - она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур. Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.
Исполнение танца не ограничивалось одной залой - вереница польского могла следовать и в другие комнаты. Во время полонеза был в ходу и обычай «отбивания дамы», особенно популярный на московских балах - кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй - к третьей и т. д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.
Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.


Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Считают, что вальс зародился в конце XVIII века, и на протяжении всего XIX века, да и сейчас, этот танец любим многими.

Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки - можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па - более спокойный, и французский, более живой - в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт...

Французская кадриль
В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на бале, и. достигнув широкого распространения в 1830-х годах, его могли танцевать несколько раз за вечер.

В начале девятнадцатого столетия кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (где построение пар по сторонам квадрата), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом и полькой.

Полька
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец - полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца - полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка
Успех этого танца пришелся на 1810-е годы - стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру - он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

«Бравурный», или краковский, стиль - характерный для провинциальных балов - отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.
Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца, для утоления жажды или обсуждения какой-либо темы. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.
Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка.

Котильон
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.
На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.
Начинался котильон туром вальса по кругу - за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца - чаще от более легких к более сложным.

Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т. п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги...).
Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.
Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Полонез, вальс, французская кадриль, полька, мазурка - эти танцы были основными на русских балах, при §том, ими не ограничивалась танцевальная программа. Существовал галоп - игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, которым могли оканчивать кадриль или сам вечер. В первой трети XIX века распространены были: матредур, гросфатер, англезы и экосезы, тампет, краковяк, a la Greque, русская кадриль, английская кадриль, кадрили на темы балетов, опер и романсов. В середине XIX века появляется лансье - танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно. Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон, аликаз, помпадур и пр. - танцы конца XIX и начала XX вв.

Танцы-соло
Существовали соловые, или блистательные, танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.
В первой трети XIX века были распространены: тирольский вальс, казачок, матлот, менуэт, гавот, тамбурино, фанданго, весталка...
На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца: русская пляска и па де шаль. Па де шаль - возникший в период увлечения античной культурой, танец исполняется с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц - они под музыку из известного балета создавали красивые балетные группы, принимали изящные танцевальные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т. п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.

Напоследок, из афоризмов 19-го века. «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».

Бальный танец обязательно выполняется в паре. Такими танцами сегодня обычно называют стандартизированные спортивные танцы, исполняемые на танцевальных конкурсах и торжественных мероприятиях. Сегодня в мире танцев существуют две основные классификации, в совокупности состоящие из десяти танцевальных стилей: европейская и латиноамериканская программы. Подробнее о танцах читайте далее.

История бального танца

Происхождение понятия «бальный танец» идет от латинского слова «ballare», означающего «танцевать». В прошлые времена такие танцы были светскими и предназначались только для высших особ, а для бедных слоев населения оставались народные танцы. С тех пор такого классового разделения в танцах, конечно, больше не существует, да и множество бальных танцев на самом деле являются облагороженными народными. В частности, на современные бальные танцы большое влияние оказала культура африканского и латиноамериканского народов.

Что называть бальным танцем, зависит и от эпохи. На балах в разное время были представлены различные танцы, такие как полонез, мазурка, менуэт, полька, кадриль и другие, которые сейчас считаются историческими.

В 20-х годах прошлого века в Великобритании был основан Совет по бальным танцам. Благодаря его деятельности бальный танец тогда приобрел формат соревнования и стал делиться на две группы - на танцы спортивные и так называемые социальные. В программу вошли: вальс, танго, а также медленный и быстрый типы фокстрота.

За период 30-х - 50-х годов число танцев возросло: в программу попали такие парные латиноамериканские танцы, как румба, самба, ча-ча-ча, пасодобль и джайв. Однако в 60-е годы бальный танец перестал быть обыденным развлечением, поскольку требовал от танцующих определенной технической подготовки, и был вытеснен новым танцем под названием твист, который не нужно было танцевать в паре.

Танцы европейской программы

В программу европейских танцев, или Стандарт входят: медленный вальс, танго, фокстрот, квикстеп и венский вальс.

Медленный вальс

В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение.

Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту). Освоить его основные фигуры можно и дома самостоятельно .

Танго - бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века. Сначала танго входило в латиноамериканскую программу танцев, однако потом его перевели в стандартную европейскую программу.

Пожалуй, увидев танго хотя бы раз, впоследствии каждый сможет распознать этот танец - эту напористую, страстную манеру не спутать ни с чем. Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок.

Медленный фокстрот

Фокстрот - относительно простой бальный танец, дающий новичкам замечательную основу для дальнейшего развития. Фокстрот можно танцевать и в медленном, и в среднем, и в быстром темпе, что позволяет грациозно двигаться по паркету даже новичкам без особых навыков. Танец довольно легко выучить с нуля .

Главная особенность фокстрота - это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

Квикстеп

Квикстеп появился в 20-х годах XX столетия как комбинация фокстрота и чарльстона. Музыкальные коллективы того времени играли музыку, которая была слишком быстрой для движений фокстрота, поэтому в квикстепе они были видоизменены. С тех пор, по мере своего развития, этот бальный танец стал еще динамичнее, позволяя танцорам показывать свою технику и атлетизм.

Квикстеп сочетает в себе множество разных элементов, таких как шасси, прогрессивные повороты и шаги, и многие другие.

Венский вальс - один из старейших бальных танцев, который исполняется в скором темпе, характеризующем первые вальсы. Золотой век венского вальса в Европе пришелся на начало XIX века, когда еще жил и работал известный композитор Иоганн Штраус. Популярность этого вальса то поднималась, то утихала, но он никогда не выходил из моды.

Размер венского вальса такой же, как и у медленного, составляет три четверти, а количество тактов в секунду больше в два раза - шестьдесят.

Танцы латиноамериканской программы

Латиноамериканскую программу танцев обычно представляют следующие спортивные бальные танцы: ча-ча-ча, самба, румба, джайв и пасодобль.

Самба

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года, но сенсацией в США этот бальный танец стал только в 40-х годах благодаря певице и звезде кино Кармен Миранде. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием - это не одно и то же.

Многие движения, которыми отличаются другие латиноамериканские бальные танцы, самба сочетает в себе: здесь есть и круговые движения бедрами, и «пружинистые» ноги, и размеренные вращения. Однако она не слишком популярна для изучения: быстрый темп исполнения и необходимость физической подготовки часто лишают начинающих танцоров энтузиазма.

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее - так и родился танец ча-ча-ча.

Особенностью ча-ча-ча является так называемый тройной шаг на два счета. Эта черта и выделила ча-ча-ча в отдельный танец, отличая его от мамбо, хотя остальные движения довольно схожи с этим стилем. Для ча-ча-ча также свойственны минимальные перемещения по залу, в основном, этот бальный танец исполняется почти на одном месте.

Румба имеет довольно богатую историю - она возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба - очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу.

Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного. Стиль исполнения напоминает стили мамбо и ча-ча-ча. Основные такты румбы - это QQS или SQQ (от английского S - «slow» - «медленно» и Q - «quick» - «быстро»).

«Paso doble» с испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы. Среди многих других латиноамериканских танцев пасодобль примечателен тем, что в его происхождении вы не найдете африканских корней.

Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. Однако во время исполнения пасодобля на танцевальных соревнованиях партнерша никогда не изображает быка - только плащ. Из-за своей стилизации и большого количества правил этот бальный танец практически не исполняется вне танцевальных конкурсов.

Джайв

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово «jive» означает «вводящую в заблуждение болтовню» - популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Там джайв был адаптирован к британской поп-музыке и принял ту форму, которую имеет сейчас.

Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми. Еще одна особенность джайва - прямые ноги. Танцевать этот спортивный бальный танец можно и на шеститактовый счет, и на восьмитактовый.


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми



Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта



Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей


Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема - это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго



Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла



Италия
Тарантелла - очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой - с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.

В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.

6. Танец Морриса



Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина



Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями



Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле


Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго



Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

По материалам: listverse.com