Интернет

Страны, где до сих пор люди едят людей. Почему каннибалы едят людей

Каннибализм (или антропофагия) - поедание людьми человеческой плоти. Если в древние времена основной причиной людоедства был голод, то в наши дни это страшное психическое расстройство. По словам психиатров, от встречи с каннибалом никто не застрахован.

Обычная на первый взгляд семейная пара 20 лет ела людей - эта шокирующая новость пришла из Краснодарского края.

Как сотрудники полиции, муж и жена похищали людей, усыпляли их эфиром и корвалолом, потом убивали и по частям съедали. Что не доели - превращали в консервы.

Раскрыть жестокость семейной пары удалось только после того, как муж потерял свой телефон на улице - там нашли многочисленные фотографии обезображенных трупов. А дома у людоедов хранились рецепты по приготовлению человечины и те самые консервы, в которые превратились убитые люди.

Предположительно, на счету семьи людоедов 30 жертв. Правоохранители уже смогли доказать причастность каннибалов к гибели семи человек. Отдельной статьи за каннибализм в российском законодательстве нет, но, вероятно, преступления краснодарских людоедов подходят под статьи "Убийство" и "Надругательство над телами умерших".

Если все 30 эпизодов будут доказаны, то преступления будут квалифицированы как убийства с отягчающими обстоятельствами: предварительный сговор, умышленное убийство, убийство с особой жестокостью и, возможно, что-то ещё, - объясняет юрист Константин Трапаидзе. - Этим людям будет назначена психиатрическая экспертиза. Если она покажет, что они вменяемые, то прокуратура однозначно запросит для них высшую меру наказания - пожизненное заключение. Если экспертиза признает их невменяемыми, то их ждёт пожизненное принудительное лечение в психиатрической больнице.

Сейчас этой историей занимаются в Следственном комитете. Лайф выяснил, можно ли было заранее вычислить каннибалов, скрывающихся под маской счастливой семейной пары.

Обаятельный людоед

Каннибализм бывает разный. Это может быть способом выживания (спасение от голода) или ритуалом (жертвоприношение). Всё это было распространено в древнем мире и в Средние века. В наше время каннибализм чаще всего - форма психического расстройства.

В 2016 году учёные из Алтайского государственного университета выпустили исследование о каннибалах (есть в распоряжении Лайфа). В работе сказано, что у большинства каннибалов было сложное детство, они подвергались психологическому, физическому или сексуальному насилию. Нередко причиной каннибализма становится психическое заболевание, чаще всего - шизофрения.

Шизофреники-людоеды очень агрессивны. "Страдания, которые каннибал перенёс в детстве, позволяют ему причинять страдания другим людям; пытаясь самоутвердиться, он начинает убивать и расчленять людей, питаться человеческой плотью", - пишут авторы исследования.

В качестве примера учёные приводят историю одного из каннибалов, раскрытых уже в современной России, - Игоря Кузикова. Это "типичный представитель homo antropofagus - "человека человекоядного".

Кузиков родился в неблагополучной семье в 1961 году, страдал шизофренией, умственной отсталостью, а кроме того - алкоголизмом. Несмотря на внешнюю безобидность, он был склонен к агрессии с самой молодости. Он лечился, но в начале 1990-х в психиатрии был развал.

В результате Кузиков не получал лечение в больнице и самостоятельно тоже не принимал лекарства. Преступник знакомился на улице с бомжами и бродягами, приводил их в свою однокомнатную квартиру, убивал и съедал. На суде были доказаны факты убийства Кузиковым в 1994–1995 гг. как минимум трёх человек. В материалах дела зафиксированы ужасающие подробности - тело последнего из убитых Кузиков расчленил и сварил из него холодец.

Есть более извращённое "направление" каннибализма - это людоеды, которые хотят съесть свою жертву из-за сексуальных фантазий. Каннибала мучает болезненная страсть и желание обладания другим. Каннибалы утверждают, что, поедая свою жертву, они делают её частью себя, тем самым сохраняя её для себя. Как сказано в исследовании, самым ярким примером сексуального каннибализма стали преступления самого известного российского маньяка Андрея Чикатило.

Каннибализм Чикатило имел сугубо сексуальный смысл и был порождён его жалкими и неудачными попытками обрести биологический мужской статус хотя бы на психологическом уровне. На счету у Андрея Чикатило порядка 65 убийств, из них 36 с применением каннибальных наклонностей. Чикатило признался, что потрошил своих жертв для того, чтобы получить какое-то сексуальное удовольствие. Он делал это не из мести или ненависти, это приносило ему душевный покой, - говорится в исследовании.

В исследовании перечислены некоторые признаки каннибалов:

  1. IQ ниже среднего - 65–80.
  2. Не может иметь университетского образования.
  3. Нестандартные сексуальные увлечения (извращение, фетишизм).
  4. Агрессивен внутри своей семьи, в обществе ведёт себя сдержанно.
  5. Замкнут.
  6. Внешне каннибал может выглядеть счастливым семьянином.
  7. Может соблазнять жертву, играть с ней, легко входит в доверие.
  8. У каннибала заранее сформирован определённый образ жертвы (возрастные ограничения, половая принадлежность и т.д.).
  9. Возвращается на место преступления, чтобы следить за работой полиции.

По мнению психиатра-криминалиста Михаила Виноградова, по такому списку признаков каннибала вычислить невозможно, как и по любым другим.

- Распознать каннибала со стороны крайне сложно. Выделить очевидные признаки не получится - у нас немало пациентов с шизофренией или другими психическими расстройствами, но это не значит, что все они каннибалы, - отметил эксперт.

Психиатр привёл пример из своей практики: в советское время милиция поймала мужчину, который скармливал человечину своим соседям по коммунальной квартире. Он убивал людей, приносил домой мясо и часть добычи отдавал соседям. Говорил, что работает мясником на рынке и это остатки, которые можно съесть. Большую часть он съедал сам. А внешне он был очень отзывчивым, добрым, немного замкнутым человеком. Соседи были в ужасе, когда преступления раскрылись, - каннибала взяли с поличным во время убийства одной из своих жертв. В итоге его расстреляли.

Как видите, по внешним признакам распознать в убийце жестокого человека было крайне сложно, - добавил Виноградов.

По словам психиатра, каннибализм не поддаётся лечению.

Вылечить каннибала невозможно - добровольно он никогда не обратится за помощью, потому что не считает, что делает что-то не так. Состояние больного можно поддерживать успокоительными, содержанием в изоляции, но от тяги к людоедству, если она уже возникла, избавиться не получится. Если такие люди окажутся на свободе после отбывания наказания, то они будут продолжать свои зверства, - объяснил он.

Субкультура каннибалов

В советское время истории про каннибалов старались не освещать, чтобы не сеять панику, рассказал Михаил Виноградов. Сейчас все эти шокирующие истории легко просачиваются в СМИ. За рубежом кто-то даже пытается на этом заработать.

Например, в 2010 году СМИ писали об открытии "ресторана для людоедов" в Берлине. Как утверждают хозяева, пищу в него будут поставлять добровольцы, желающие пожертвовать свои органы.

Есть и те, кто не прочь превратиться в каннибала на время ради шоу. В 2016 году британский телеведущий Грег Фут намеревался в прямом эфире попробовать человеческое мясо (своё собственное). Он обратился к медикам, которые отрезали от него кусок мышцы. Затея провалилась - по британскому законодательству есть человечину запрещено.

В нашей стране известны случаи, когда каннибализм связывали с увлечением той или иной молодёжной субкультурой. В 2009 году в Санкт-Петербурге двое молодых людей убили и съели свою 16-летнюю подругу. Когда преступление было раскрыто, в СМИ просочилась информация, что убийцы причисляли себя к "готам" и "эмо". Это вызвало настоящий взрыв в прессе и Интернете - люди были уверены, что все "готы" и "эмо" пожирают человечину, их нужно изолировать от общества и лечить.

Позднее следствие доказало, что жестокость убийц не имела никакого отношения к указанным субкультурам. Неизвестно, сколько "эмо" и "готов" пострадали от возникшей травли.

С одной стороны, хорошо, что в СМИ стали эту тему освещать. Каннибализм - это очень опасно, люди должны быть защищены. Но с этой темой надо быть осторожнее - это может вызвать нездоровый интерес людей к этой теме и спровоцировать новые преступления, - сказал Михаил Виноградов.

Современная индустрия кинематографии широко использует тему каннибализма. Насмотревшись блокбастеров, многие имеют весьма сомнительное представление о самом явлении и его проявлениях. По мнению обывателя, каннибал - это монстр человеческого рода, который беззастенчиво убивает и поедает людей. Но понятие каннибализма гораздо шире и многогранней. Попробуем пролить свет на данное явление в биологическом, социальном и мистическом аспектах.

Теория процесса

Толковые словари поясняют, что такое каннибал. Это представитель биологического вида, употребляющий в пищу себе подобных, хищничество внутри вида. Биология знает немало примеров каннибализма среди животных, как примитивных, так и высокоорганизованных.

Значение и примеры каннибализма в животном мире разнообразны и присущи более чем 1300 видам. Биологи выделяют следующие виды данного явления в природе:

  • материнский (некоторые самки скорпионов поедают своих детенышей, которые забираются им на спину, многие грызуны могут прибегать к этому);
  • облигатный или постоянный (муравьи предотвращают заражение продуктами гниения муравейников, поедая умерших товарищей);
  • сексуальный (самки каракуртов или богомолов съедают самцов после спаривания);
  • хищнический (более взрослые особи, например щуки, просто не отличают своих более молодых собратьев);
  • вынужденный каннибализм (самцы саламандр питаются яйцами, охраняя кладку);
  • конкурентный (известный пример смена главы прайда львов и стаи некоторых приматов - новый вожак убьет всех детенышей предыдущего);
  • в условиях нехватки пищевых ресурсов к каннибализму прибегают медведи, волки, рыси, не говоря уже о крысах и других грызунах;
  • и даже внутриматочный (обнаружен у акул, когда эмбрионы поедают друг друга).

Инструмент природного отбора

Биологи объясняют, что в природе явление каннибализма чаще имеет позитивное приспособительное значение. Это один из видов естественного отбора как движущей силы эволюции. Если отбросить внешнюю жестокость, то этиология этого процесса проста и понятна. Из-за длительного срока беременности и готовности к спариванию при уже выросшем детеныше понятны действия нового хозяина прайда львов в желании оставить свое потомство. Да и вообще, при прочих равных, каннибал - это хищник, который борется за существование всеми доступными средствами.

Каннибализм Homo sapiens

Люди, как биологический вид, не исключение. В отношении людей это явление носит название антропофагия или людоедство. И в истории человеческой цивилизации каннибализм далеко не необычное и исключительное событие. Археологические исследования подтверждают, что у древних наших предков данное явление было распространено. Неандертальцы среди каннибалов были, по-видимому, еще не самыми жестокими.

Бытовое людоедство

Социологи, изучающие, что такое каннибал в человеческом обществе, выделяют бытовой (как вариант - вынужденный) и мистический - религиозный - его виды. Бытовыми людоедами были неандертальцы. Аборигены, съевшие славно известного Кука, приверженцы ритуального каннибализма.

Вынужденный каннибализм в более позднее время существования человечества, подтвержденный документально, - это и массовый каннибализм в Египте в период длительной засухи 1200-1201 гг., и случаи при осаде в 1595 году гугенотскими войсками Парижа, и печально известные случаи на Украине и в южной части России в период 1933-1935 годов, и трагические хроники Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Есть примеры крушений авиалайнеров и затерянных экспедиций, которые иллюстрируют необходимость применения каннибализма в целях выживания.

Религиозно-мистический каннибализм

Этот вид людоедства связан с ритуалами и мистикой, сопровождавшей человеческие взаимоотношения с незапамятных времен. Религиозно-мистический каннибал - это человек, использующий в пищу части человеческого тела для достижения определенных целей.

Североамериканские тупинамба, гуроны и ирокезы, африканские мамбила, ангу и бачесу, островные племена Багам и Гаити прибегали к активному воинственно-ритуальному каннибализму, основывавшемуся на вере в то, что сила и достоинство съеденного врага переходит к ним. Но были и не воинственные обычаи. Например, латиноамериканский пассивный каннибал - это безутешный родственник покойного, приготовивший из него ритуальное блюдо, типа чипсов. А в Африке племена батетело молотый пепел покойника добавляли в питье и таким образом поминали добрым словом почившего. Африканское племя кракето аналогично почитали усопших, перед этим обезвоживая труп на медленном огне и на несколько лет подвешивая его к потолку дома родственников.

Отдельного разговора заслуживают мифы Греции, Скандинавии и других стран. К примеру, греческий бог Кронос съел сыновей. Мифология, так или иначе связанная с каннибализмом, - тема отдельной статьи.

Съеденные миссионеры

Бессчетное количество добровольцев, несших свет веры в Новый свет и Океанию, пали жертвами каннибалов.

Всем известный по песне Владимира Высоцкого Джеймс Кук, трижды совершивший кругосветное плавание и не единожды общавшийся с племенами каннибалов на Гавайях. Исторический факт - аборигены съели его и команду уже после того, как прикончили его подарки - свиньи, овцы и козы. Так закончились попытки Кука в 1779 году отучить туземцев от каннибализма.

Чуть раньше, в 1772 году, на островах Новой Зеландии закончил свой жизненный путь прославленный француз, мореплаватель М.Марион-Дюффен. Где-то там же и в то же время погибла и команда пирата Джона Дейвиса-младшего, а сам он чудом спасся.

Малоизвестно, что сын Нельсона Рокфеллера, губернатора Нью-Йорка, Майкл в 1961 году на берегах Новой Гвинеи хотел снять фильм про первобытную войну. Он привез папуасам железные топоры и стравил два соседних племени. Однако фильма не получилось. Есть несколько версий о пропаже 23-летнего Майкла, но, вероятнее всего, что асматы, племя каннибалов, с которыми он сотрудничал, решили получить силу и оружие пришельца привычным для себя способом.

Имена на слуху

Не стоит думать, что времена человеческого каннибализма остались в глубоком прошлом и грешили этим в основном примитивные племена. Самые известные каннибалы мира постоянно пополняются новыми именами.

Во времена Второй мировой войны военный трибунал США казнил несколько высокопоставленных военных Японии за ритуальное поедание печени американских военнопленных.

Диктатор Уганды Иди Амин (1971-1979 годы правления) даже давал интервью о том, что он ест своих подданных. Гостей своих он угощал вырезкой из тела человека.

Печень врага приносит удачу, считал Жан-Бедель Бокасса, император Центральноафриканской республики, свергнутый в 1989 году. Особо любил он мясо студентов. Он умер в тюрьме, жалуясь на отвратительную кухню.

Японский каннибал Иссеи Сагава, автор «Словаря каннибализма», трех книг с жуткими откровениями, сегодня - популярный телеведущий. В 1981 году в Париже он был признан невменяемым и отправлен в психиатрическую лечебницу за то, что съел свою подругу. Тогда ему было 30 лет, и в 1986 году богатая родня сумела инициировать депортацию в Японию, где через 15 месяцев пребывания в психлечебнице он оказался на свободе.

Жуткий случай произошел в Германии в 2003 году. К 8,5 годам (не за каннибализм, а за убийство - в уголовном кодексе нет статьи про каннибализм) лишения свободы был приговорен 40-летний Арвин Майв, который по интернету нашел жертву, готовую быть съеденной. В Роттенберг на собеседование к людоеду приехало минимум пять человек, из которых он выбрал Бернарда-Юргена Брандса.

И это не конец списка. Периодически в разных концах света всплывает информация о преступлениях с элементами каннибализма. Эти факты пугают. Хотя социологи и утверждают, что общество в своем развитии должно пройти стадию каннибализма в той или иной мере, хотелось бы верить, что современное человечество оставило эти жуткие обычаи в прошлом.

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Почему каннибалы едят людей?

Почему каннибалы едят людей?

Для нас каннибализм представляется чем-то таким, о чем невозможно даже думать без отвращения. Однако известно, что до сих пор встречаются люди и даже целые первобытные племена, употребляющиевпищу человеческое мясо. Прежде всего следует помнить, что каннибалы ели его не от того, что оно им очень нравилось. Они делали это, так как людоедство являлось частью священного ритуала, видом религиозной обязанности. Например, среди некоторых народов, давным-давно населявших восточную Индию, было принято съедать собственных родителей в знак уважения и почтительности!

Во многих диких племенах широко распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходит в него самого. Если, например, будешь питаться мясом льва, то станешь обладателем львиного сердца; если съешь оленя, то сможешь бегать так же быстро; если же отведаешь лисьего мяса - будешь таким же хитрым, как это животное. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильней он желал съесть его.

У других примитивных племен существовал обычай поедать преступников, осужденных на смерть, но отнюдь не тех, кто умирал естественной смертью. Причина заключалась в том, что они считали, будто преступник своим деянием оскорбил богов, следовательно, чтобы умилостивить этих богов, его следует принести в жертву. Ну а поскольку они съедали или хотя бы пробовали на вкус жертвоприношения, то поступали так и тогда, когда в жертву приносился человек.

Слово «каннибализм» или «каннибал» происходит от названия «Каниба» или «кариб», названия вест-индейского племени, у которого испанцы впервые наблюдали обычай людоедства. Некоторые из ранних индейский племен, обитавших в Северной Америке, практиковали каннибализм в качестве религиозного обряда. Нельзя сказать наверняка, сколько людоедских племен существует на Земле в настоящее время. Некоторые исследователи утверждают, что их нет вовсе, тогда как другие полагают, будто такие племена обитают в глубине острова Новая Гвиненея.

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Почему у людей кожа разного цвета? Людей с самой белой кожей можно увидеть в северной Европе, их относят к нордическому типу. Люди с самой черной кожей живут в западной Африке. Кожа у жителей Юго-Восточной Азии - желтоватого цвета. Однако большинство людей не белые, черные

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему у людей такие разные волосы? Тип наших волос определяется наследственностью. Сама их структура очень мало отличается, чего нельзя сказать о форме, цвете, составе. По некоторым различиям легко определить принадлежность человека к той или иной расе. Другими словами,

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Почему у одних людей есть аллергия, а у других нет? Иметь аллергию означает быть подверженным или чувствительным к влиянию одного или многих веществ. Это могут быть пищевые, химические, растительные и животные продукты и даже домашняя пыль или перхоть кошек, собак,

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Джуан Стивен

Почему у некоторых людей приятные голоса? Знаете ли вы, что, когда вы говорите, вы выступаете в роли музыкального виртуоза? Вы играете на самом трудном и сложном музыкальном инструменте, какой только известен человеку. Этому вы научилисьвраннем детстве.Считается, что

Из книги Запоры: маленькие трагедии и большие проблемы автора Буторова Людмила Ивановна

Почему у людей на теле растут волосы? У птиц есть перья, а у млекопитающих - волосы, а у человека - волосы. Считается, что перья и шерсть дали возможность птицам и млекопитающим уйти так далеко в развитии от своих общих предков - рептилий. На человеческом теле есть всего

Из книги Я познаю мир. Змеи, крокодилы, черепахи автора Семенов Дмитрий

Почему волосыу некоторых людей вьются? Всем нам очень любопытно знать все, что касается волос. Отчего у них такой цвет? Почему волосы седеют? Почему у некоторых людей волосы вьются? Наука не дала еще ответы на все вопросы, касающиеся наших волос, но давайте поговорим о том,

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Почему у некоторых людей голова выглядит деформированной? (Спрашивает Дж. Гарднер, Нью-Рошель, Нью-Йорк, США)Причиной этого может быть травма или врожденный дефект. Искажение формы головы называют плагиоцефалией. Деформация черепа чаще всего бывает вызвана внешними

Из книги автора

Почему от некоторых людей исходит запах гнилой рыбы? Триметиламинурия – это наследственное генетическое заболевание, из-за которого от человека может пахнуть гнилой рыбой. Это заболевание иногда называют синдромом рыбного запаха, синдромом зловонной, или несвежей,

Из книги автора

Почему у некоторых людей имеется дыра в месте соединения ушей с головой? (Спрашивает Эд Швейн, Нью-Йорк, США)Это называется предушной пазухой. Она возникает в результате дефекта формирования ушной раковины до рождения. У эмбриона имеется несколько небольших бугорков,

Из книги автора

Почему у некоторых людей с каждой стороны головы не по одному, а по два уха? (Спрашивает Эд Швейн, Нью-Йорк, США)Этот небольшой врожденный дефект называется преаурикулярным отростком. Данный отросток содержит внутри хрящевой стержень, он обычно расположен прямо перед

Из книги автора

Почему у людей так мало волос на теле? (Спрашивает Барбара Сансом, Госфорд, Новый Южный Уэльс, Австралия)Да, у людей, по сравнению с другими млекопитающими, очень мало волос на теле. Ученые выдвигают множество теорий по поводу

Из книги автора

Почему у некоторых людей ложкообразные ногти? Медицинское название этого заболевания – койлонхия. Это ногтевая дистрофия, при которой ногти становятся тонкими и вогнутыми. Койлонхия связана с нехваткой в организме железа. По мнению доктора Л. Брай22, этот недуг также

Из книги автора

Из книги автора

Каннибалы и людоеды Когда хищники охотятся на животных, близких к ним по происхождению, в конце концов дело может дойти до каннибализма – поедания особей своего вида. У пресмыкающихся каннибализм встречается довольно часто. Обычно он связан с тем, что у них нет

Из книги автора

Едят ли крокодилы людей? На этот вопрос можно, к сожалению, ответить только однозначно. Крокодилы действительно очень опасны, и многие из них нападают на людей. Крокодилы убивают больше людей, чем все остальные животные. Может быть, только кобра может им составить в этом

Название «каннибалы» произошло от «кани́ба» - имени, которым называли до Колумба жители Багамских островов обитателей Гаити , ужасных людоедов . Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу, хотя, по Геррере, canibal значило собственно «храбрый».

Синоним антропофагия происходит от греческого ἄνθρωπος, anthropos - «человек» и φαγειν, phagein - «поглощать».

Обзор

Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века , с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. В частности, нехваткой пищевых ресурсов в суровых условиях жизни объясняют каннибализм неандертальцев . Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тел убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему. У племён, практиковавших каннибализм, вследствие поедания мозга жертвы были распространены болезни, вызывавшиеся прионами , например, болезнь Куру .

О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) каннибализм был найден и описан у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Достоверно известно, что он практиковался до недавнего времени во внутренней Африке , в Папуа - Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних частях Бразилии . Ещё в XIX и в начале XX века каннибализм был распространён и на многих группах островов Полинезии и Меланезии , в Австралии , у некоторых народов северо-западной Америки , в Южной Африке и т. д.

В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, славян и т. д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития - род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена в известный, более или менее отдалённый период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не даёт ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии , Италии , Франции , даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что каннибализм прежде был распространён гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях замечены у многих народов.

Вопрос о причинах, вызывавших людоедство, не разъяснён вполне и по настоящее время; они могли быть различны - то чисто физиологические, именно голод, то психические, соединённые с известными представлениями. С другой стороны, однажды возникнув, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе - вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут были известны народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами в известное время года население (напр., первобытные аборигены Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далёкие поиски за дичью приводили его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могли быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъярённая толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце , лёгкие и т. д. Такие случаи были отмечены в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается, или что его дух переходит в дух его победителя, даёт ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень , мозг , или пьётся кровь и т. д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путём постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Диониса, Афродиты и т. д. Поэтому воплощённый бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвящённого ему животного или хлеба, которому придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих первобытных племён людоедство заключало в себе нечто религиозное, таинственное и совершалось ночью, при участии жрецов или шаманов и т. д. У других подобных народов оно превращалось просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимались набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стояли выше их окружающих, например монбутту тропической Восточной Африки или жители островов Фиджи . Когда путешественник Георг Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением.

Карта распространения каннибализма, изданная в Германии в 1893

К началу ХХ века племенное людоедство существовало только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии. Народ короваи , называемый также колуфо , населяющий юго-восток Папуа - Новой Гвинеи , можно считать последним в мире из сохранившихся людоедских племён. Американский антрополог Марвин Харрис занимался исследованием людоедства и табу на пищу. Он утверждал, что каннибализм бывал в традиции у небольших замкнутых групп, но исчезал при переходе к более крупным поселениям. Народ ацтеков был здесь исключением. Хорошо известен случай поедания покойников в племени фор в Новой Гвинее , приведший к эпидемии куру . Часто то, что, казалось бы, хорошо документировано, не имеет реальных свидетельств. Имеются мнения, что хотя посмертное расчленение практиковалось в погребальных ритуалах, людоедство при этом места не имело. Марвин Харрис заключил, что каннибализм имел-таки место в период голода, совпавший с прибытием европейцев, и был возведён в религиозный ритуал. В средневековой медицине существовало объяснение каннибализма, основной идеей которого было существование чёрной жёлчи , находящейся в оболочках желудочка сердца и ответственной за пристрастие к человеческой плоти .

Исторические факты

Ранняя историческая эпоха

Средние века

Начало Новой истории

… они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это - факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые - больными. Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополчанина, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью.

Служилых людей он бил и мучил напрасно и, пограбя у них хлебные запасы, из острожка их вон выбил, а велел им идти есть убитых иноземцев, и служилые люди, не желая напрасною смертию помереть, съели многих мёртвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли, приели человек с пятьдесят; иных Поярков своими руками прибил до смерти, приговаривая: «Не дороги они, служилые люди! Десятнику цена десять денег, а рядовому два гроша». Когда он плыл по реке Зее, то жители тамошние его к берегу не припускали, называя русских людей погаными людоедами.

Тела братьев де Витт

  • В Нидерландах , в год бедствий - - когда страна подверглась нападению со стороны Франции и Англии в Франко-Голландскую войну (Третья Англо-Голландская Война) , Ян де Витт (влиятельная политическая личность) был убит выстрелом в шею, его обнажённое тело было повешено и обезображено, а сердце было выставлено на всеобщее обозрение. Его брат был также подстрелен, заживо выпотрошен, голова размозжена, его обнажённое тело было повешено и частично съедено.
  • Ховард Зинн описывает каннибализм среди первых поселенцев острова Джеймстаун (Jamestown), штат Виргиния в своей книге «А» - «История народа Соединённых Штатов».
  • Событие, случившееся на территории западного Нью-Йорка («Графство Сенека») в США в 1687 году , было описано в приведённом ниже письме губернатора Канады Маркиза де Денонвиля во Францию:

13-го июля, примерно в четыре часа дня, пройдя два опасных перевала, мы приблизились к третьему, где мы были атакованы 800 сенеками, 200 из которых пытались зайти к нам в тыл, а остальные силы атаковали нас спереди, но оказанное нами сопротивление навеяло такой страх, что они вскоре вынуждены были спасаться бегством. Наши войска были настолько утомлены необычайной жарой и длинным переходом, что мы решили стать лагерем на один день. Нам довелось увидеть обычные зверства дикарей, которые расчленяли тела на четверти, как в мясной лавке, чтобы засунуть их в котёл. Наши мерзавцы отоайи (оттавские индейцы) особенно отличались своим варварством и трусливостью, по тому, как они удирали с поля боя…

«Онорский людоед» Губарь на сахалинской каторге, 1903

Смертный приговор за каннибализм, Конго, до 1905

Современная эпоха

У цивилизованного человека не укладывается в голове организованный каннибализм, до которого скатилась японская армия к концу Тихоокеанской войны. При этом людоедство имело место даже тогда, когда хватало другой пищи. Этот факт подтверждает мысль о том, что японская армия была глубоко поражена дикими предрассудками и поверьями. Согласно одному из них, считалось, что съеденное тело поверженного врага укрепляет дух и прибавляет сил победителю.

По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию, и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом.

William Bueller Seabrook. «Jungle Ways» London, Bombay, Sydney: George G. Harrap and Company, 1931

  • Американский писатель Лоуэлл Томас в книге «Крушение Думару» (1930) пишет о каннибализме среди выживших членов экипажа «Думару» после того, как их пароход был взорван и затонул во время Первой мировой войны.
  • Утверждая, что во всех областях Аппалачей никогда не практиковался каннибализм, Джеймс К. Криссман ссылается на недавние случаи поедания покойников в горах в восточной части штата Кентукки в конце 1930-х годов . Мясо усопшего поедали для выражения усопшему почтения и для утешения родственникам. Криссман размышляет, что этот редкий ритуал вышел из практики по мере развития американского общества и его проникновения в географически изолированный район. На одно из таких происшествий намекает местная газета в графстве Нокс, штат Кентукки , 1904 год . Статья «Погиб под поездом» описывает смерть Дж. Кокса под товарным поездом. В конце статьи указаны число и время посещений и содержится намёк на поедание «останков тех, кто пересёк тёмную реку смерти», что является скрытой метафорой, которую поймут практикующие этот ритуал. Когда говорят о вспышке большого количества заболеваний болезнью Крейтцфельдта - Якоба в Кентукки, возможно, это связано с поеданием мозгов белок; автор Бурхард Билгер полагает, что они могут использоваться в качестве заменителя мяса человеческих трупов при продолжении практикования погребальных ритуалов с каннибальским уклоном; как бы то ни было, этот факт даёт право принимать всерьёз слухи о поедании мяса трупов в Аппалачах в двадцать первом столетии.
  • Упоминание о поедании китайцами своих врагов часто появляется в поэзии Китая тех времён, когда страна находилась под гнётом династии Сун , хотя каннибализм здесь звучит скорее как поэтическая символика с целью выразить ненависть к врагу (см. Man Jiang Hong). Китайский каннибализм, как результат ненависти, отмечен также во время Второй мировой войны.
  • Журналист Нейл Дэвис писал о каннибализме во время войн в Юго-Восточной Азии в 1960-х и 1970-х . Дэвис писал, что камбоджийские партизаны в порядке ритуала поедали части тел убитых врагов, чаще всего печень. При этом он и многие беженцы рассказывают о неритуальном людоедстве, просто из-за голода. Обычно это происходило в городах и деревнях, где у власти оказывались Красные кхмеры , и пища распределялась строго порционно, что вызывало широкое распространение голода. Гражданские лица, уличённые в людоедстве, предавались немедленной казни.
  • Многочисленные случаи каннибализма происходили в регионах Африки - в нескольких недавних конфликтах, как Вторая конголезская война , а также гражданских войн в Либерии и Сьерра-Леоне Вполне очевидно, что такие вспышки происходят во время военных действий - в мирное время случаи каннибализма значительно более редкие. Но даже если так, то это неотъемлемо для районов Центральной Африки - среди Пигмеев в Конго . Также сообщается, что знахари якобы иногда используют части детских тел для приготовления своих снадобий.
  • Диктатор Уганды в 1970-х годах Иди Амин и император Центральноафриканской Империи Бокасса имели репутацию каннибалов.
  • 13 октября 1972 года уругвайская команда регби летела через Анды для участия в матче в Чили . Самолёт потерпел крушение вблизи границы Чили с Аргентиной . После нескольких недель голода и лишений большая группа приняла решение съесть замёрзшие тела умерших с целью выживания. Они были спасены спустя два месяца. (См. Авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . На основе этой истории снят фильм 1993 года режиссёром Фрэнком Маршаллом «Живые »).
  • Беженцы из Северной Кореи сообщают об имевших место случаях каннибализма в период особо сильного голода в 1996 году .
  • Международная неправительственная организация «Врачи без границ » предоставила представителям «Международной амнистии» фотографии и документальные свидетельства о ставших ритуальными каннибальских пирах среди участников междоусобных войн в Либерии в 1980-х . Международная амнистия в то время занималась сбором фактов и материалов в соседней Гвинее и тем не менее отказалась опубликовать этот материал. Генеральный секретарь организации en:Pierre Sané сказал на внутреннем совещании: «То, что они делают с телами людей, при всех нарушениях прав человека, не входит в круг нашей компетенции». Факты существования каннибализма по всей территории Либерии были засняты на видео лондонской компанией Journeyman Pictures .
  • В декабре 2002 года в городе Ротенбург (Германия) был выявлен крайне необычный случай. В марте 2001 года 41-летний системный администратор Армин Майвес поместил в Интернете серию каннибальских объявлений в поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающего умереть и быть съеденным. По крайней мере на один из своих запросов он получил положительный ответ. На объявление откликнулся Бернд Брандес (Jürgen Brandes), другой системный администратор, предложивший свои услуги. Два джентльмена договорились встретиться. Бернд Брандес был, по своему собственному согласию, убит и частично съеден Майвесом. Майвес был позже приговорён к восьми с половиной годам тюремного заключения за непредумышленное убийство (убийство второй степени). В апреле 2005 , немецкий Федеральный Суд потребовал пересмотра дела и в мае 2006 дело Майвеса было квалифицировано как умышленное убийство и он был приговорён к пожизненному заключению. На этот сюжет написана песня «Mein Teil» немецкой рок-группы Rammstein . Это был не первый случай убийства по согласию, предлагаемому через Интернет, как в случае Шарон Рины Лопатки , но это был первый в мире случай предварительно оговорённого каннибализма. Данный случай обыгрывается в английском ситкоме Компьютерщики в 3-ей серии 2-го сезона.
  • В сентябре 2006 года группа австралийского телевидения из передач 60 минут и Сегодня ночью пыталась спасти шестилетнего мальчика из племени Короваи в Папуа - Новая Гвинее , которого, по имевшимся данным, должны были ритуально съесть его сородичи.
  • 13 января 2007 года датский художник Марко Эваристти устроил обед для узкого круга друзей. Главным блюдом были пельмени agnolotti , начинённые фаршем из его собственного жира, извлечённого раннее в том же году при липосакции .
  • В июне 2007 в Катаре , в городе Доха были арестованы четыре выходца из Азии, предположительно убившие своего соотечественника и съевшие его. У этих четверых возникла тяжёлая реакция организма на съеденную человеческую плоть, и они вынуждены были срочно обратиться в больницу. Сделанный рентгеновский снимок показал наличие в желудке одного из них человеческого пальца, и врач вызвал полицию. (Имеются сведения, что это обвинение было впоследствии снято).
  • В -м году японский студент Иссэй Сагава , изучавший английскую литературу в университете Сорбонны в Париже , познакомился с 25-летней голландской студенткой. В ходе общения он убил её и съел, трогательно описав эту процедуру. Его богатый отец, мотивируя тем, что указанный случай не вписывается во французскую юрисдикцию, добился экстрадиции Иссэя в Японию, где он в конечном счёте был выпущен на свободу. Опубликованные описания процедуры сделали его поистине национальной знаменитостью; он выпустил несколько бестселлеров и продолжал публиковаться в газетных колонках. История явилась темой песен «La Folie» рок-группы Stranglers (1981) и «Слишком много крови» рок-группы Rolling Stones .
  • В январе 2009 года в городе Санкт-Петербург (Россия) в одном из домов по проспекту Космонавтов двое молодых людей утопили в ванной ученицу 11 класса, после чего расчленили тело и употребили в пищу части её тела, поджарив их с картофелем; останки сложили в пакеты и выбросили их в контейнеры для мусора и в водоём. Арестованные объяснили своё поведение возникшим чувством голода. Было выяснено, что молодые люди были музыкантами, один из них - лидером группы, поклонницей которой и была убитая девочка. В обвинительном заключении принадлежность каннибалов к молодёжным субкультурам не фигурировала. 5 мая 2010 г. каннибалы были приговорены к длительным срокам заключения.
  • 21 декабря 2010 г. 40-летний Стивен Гриффитс, преподаватель криминологии из Брэдфордского университета, был осуждён в городе Лидс графства Йоркшир , Великобритания, за то, что в 2009-2010 годах зверски убил, расчленил при помощи электроинструмента, а затем съел трёх проституток.
  • В 2011 году в Пакистане судили двоих братьев, выкапывавших на кладбище трупы и поедавших их.
  • В 2011 году во Французской Полинезии, на острове Нуку-Хива были найдены останки немецкого туриста, который, скорее всего, стал жертвой каннибалов.
  • В 2011 года голландские телеведущие в прямом эфире ели части друг друга.
  • 22 марта 2012 года двое жителей острова Русский (территория Владивостока) в процессе распития спиртных напитков убили своего третьего собутыльника. После этого два дня приятели употребляли мясо своего приятеля в пищу, готовя из него различные блюда. В холодильнике каннибалов полицейские обнаружили части тела и голову. Задержанные также рассказали, что успели продать часть мяса на местном рынке. Свой поступок каннибалы объяснили тем, что у них «кончилась закуска»…
  • В августе 2011 в Мурманске Иван Лебедев съел 32-летнего преподавателя истории с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пригласив его к себе домой, перед этим познакомившись на сайте знакомств

Каннибализм как результат голода

В истории известны многочисленные случаи вынужденного каннибализма, когда люди, находящиеся перед лицом угрозы голодной смерти, вынуждены были ради выживания употреблять в пищу плоть тех, кто умер прежде них естественной смертью, или, реже, сами их убивали; в такой ситуации инстинкт самосохранения обычно оказывается сильнее морального табу на каннибализм, хотя психологическая травма и чувство вины у вынужденных каннибалов сохраняются долго. Известный случай такого рода - авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . Выжившие в той катастрофе провели 72 дня в зоне вечных снегов и уцелели только потому, что употребляли в пищу тела погибших .

Другими примерами являются описанные выше массовые случаи: массовый голод в 20-е годы (особенно в Поволжье) голод в СССР (1932-1933) , ленинградская блокада в годы Второй мировой войны, в Северной Корее (1996), во времена правления красных кхмеров в Камбодже в 1970-х , многочисленные гражданские войны в странах Африки , а также отдельные случаи при кораблекрушениях и других катастрофах.

Каннибализм как средство пропаганды

«Каннибализм в Московии и Литве», Аугсбург, 1571

Каннибализм в пропаганде : финские солдаты демонстрируют кожу, снятую с советских солдат, которые якобы были съедены своими товарищами на Maaselkä. Подпись: «Солдаты вражеской разведроты, которые оказались отрезанными от продовольственного снабжения, убили нескольких своих товарищей и почти всех съели.»

Существуют необоснованные сообщения о каннибализме в среде групп, которых так или иначе презирают, боятся или плохо знают. Ещё в античное время греки упоминали о людоедстве удалённых не греческих племён варваров , или в мифах о примитивном подземном (хтоническом) мире до появления олимпийских богов : например, явный отказ от человеческого жертвоприношения на пиру, данном в честь Олимпа Танталом и его сыном Пелопом . В Европе с XV по XIX века цыганам и евреям нередко приписывали похищение людей из числа национального большинства стран проживания с целью их поедания; местами это была осознанная клевета, местами - бессознательная, вызванная мистическими ожиданиями населения по отношению к инородцам. В 1994 году распространялась брошюра с сообщениями о югославском концентрационном лагере Маняча (Manjaca), где боснийские беженцы якобы были вынуждены есть тела друг друга. Информация была ложной.

Яркими примерами являются описанные выше случаи с японским студентом Иссэем Сагавой во Франции (1981) и Армином Майвесом в Германии (2002).

Религиозно-мистический каннибализм

Среди многих племён и народов был распространён религиозно-магический каннибализм, выражавшийся в поедании различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей (так называемый эндоканнибализм) и т. д. Такой обычай был основан на убеждении, что сила и др. положительные свойства поедаемого переходили к поедающему.

Каннибализм в фольклоре, мифологии и религии

Фольклор

Оргии каннибалов и элементы каннибализма появляются в фольклоре всего мира. Примерами являются ведьма в сказке «Гензель и Гретель » и Баба-Яга в русских народных сказках; Людоеды и людоедки являются действующими лицами нескольких сказок Шарля Перро («Кот в сапогах» и др.).

Античная мифология

Большое количество историй в древнегреческих мифах так или иначе несёт элементы каннибализма, например в историях о Тезее , Терее и особенно о Кроносе (аналогом которого в римском варианте является Сатурн). Эти мифы вдохновили Шекспира на каннибальскую сцену в драме «Тит Андроник ».

Индуизм

Иудаизм

Христианство

Людоедство, наряду с запретом употребления в пищу крови, согласно Библии , является первым пищевым запретом, данным Богом (Быт. 9:3-6). Несмотря на это, в I-III веках н. э. противники Христианства иногда обвиняли ранних христиан в каннибализме, толкуя «Кровь и Плоть» евхаристии буквально. Опровергая это, Тертуллиан отвечал: «Вы знаете дни наших собраний, почему нас и осаждают, и притесняют, и хватают на самых тайных наших собраниях. Однако наткнулся ли кто когда-нибудь на полуобъеденный труп? Заметил ли кто-нибудь на залитом кровью хлебе следы зубов?» . Некоторые историки , антропологи , этнографы , этологи , фольклористы , философы , представители других наук в христианской традиции причащения хлебом (телом Бога) и вином (кровью Бога) видят пережитки религиозно-магического каннибализма (см. Теофагия). Однако вопрос о непосредственной связи происхождения этой традиции и каннибализмом, даже в символической форме - вопрос дискуссионный . Традиционно в христианстве тема связи теофагии и евхаристии не была предметом специального рассмотрения и полемики, поскольку, как подчёркивает культуролог К. А. Богданов, «прямые аналогии между евхаристией и каннибализмом оказались востребованными - в контексте экспансии соответствующих сюжетов - только в культуре XX века» .

У православных, католиков и древневосточных церквей существует понимание, что при осуществлении таинства Причастия (Евхаристия) хлеб и вино пресуществляются в само Тело и Кровь Иисуса Христа, которое верующие и вкушают (причащаются) для оставления грехов и наследования жизни вечной, тем самым реально соединяясь с Христом Богом. В части протестантских церквей (англикане, лютеране) сохраняется представление о реальном присутствии крови и плоти Иисуса Христа в евхаристических вине и хлебе. В другой части протестантских церквей хлеб и вино только символизируют истинные кровь и плоть Иисуса Христа. Обвинения в каннибализме по адресу ранних христиан основаны на недоразумении, вызванном незнанием существа обряда, при котором христиане «пьют кровь и едят плоть Иисуса». Христиане, в свою очередь, обвиняли в каннибализме своих преследователей - римлян из-за их практики смертной казни путём сожжения , а также своих религиозных оппонентов - например, секту борборитов .

Ислам

В XVI-XVIII веках в Западной Европе использовались «лекарственные средства», изготовленные из частей человеческого тела. Историк медицины Ричард Сагг из университета Дарема (Великобритания) утверждает, что человеческую плоть и препараты, изготовленные из трупов, европейские медики применяли так же часто, как травы, коренья и кору, а части трупа и кровь являлись предметами первой необходимости и имелись в каждой аптеке. На лекарства шли трупы нищих, останки казнённых преступников и даже прокажённых. Самым известным пропагандистом такого лечения был Парацельс .

К примеру, считалось, что человеческий жир якобы помогал при ревматизме и артрите . В XVII веке немецкий фармаколог Иоганн Шрёдер прописывал своим пациентам следующий рецепт (не ясно от чего):

Человеческое мясо следует нарезать на мелкие кусочки, добавить чуточку мирры и алоэ, несколько дней выдержать в винном спирте, а затем провялить в сухом помещении.

Одни из последних рецептов, связанных с каннибализмом в медицинских целях, оставил британский проповедник Джон Кеоф, умерший в 1754 году . Среди каннибальских снадобий от различных болезней рекомендованы порошки из костей человеческого запястья и черепа, толчёное сердце, дистиллят мозга, экстракт жёлчи, свежая и сушёная кровь, а также «мох» (Usnea Cranii Humani), растущий на черепе мертвеца. Последний оставался официальным лекарством в английской фармакопее до 19-го века .

Неканнибальское потребление частей человеческого происхождения

Некоторые люди рассматривают потребность грызть ногти или куски кожи на пальцах как вид каннибализма, но обычно с этим не соглашаются, так как эти субстанции потребляются в виде пищи ненамеренно. Аналогичным образом, намеренное потребление собственной плоти или частей тела, такое как высасывание крови из ран гематофагия обычно не рассматривается как каннибализм; то же относится к глотанию собственной крови при ненамеренных травмах, таких как носовое кровотечение , глотанию жидкостей человеческого происхождения, таких как сперма или моча.

Знаменитости

Известные каннибалы

  • Иди Амин - президент Уганды в 1971-1979 гг., творец одного из самых жестоких авторитарных режимов в Африке.
  • Джеффри Дамер - (1960-1994) - известный американский серийный убийца и каннибал.
  • Александр Спесивцев (р.1970) - российский серийный убийца и каннибал.
  • Владимир Николаев - российский серийный убийца и каннибал.
  • Алексей Суклетин - (1943-1987) - советский серийный убийца и каннибал.
  • Альберт Фиш - (1870-1936) - американский серийный убийца и каннибал.
  • Армин Майвес (нем. Armin Meiwes; р. 1961) - немецкий гомосексуалист и каннибал, который в 2001 году съел своего любовника Бернда Юргена Брандеса.
  • Бокасса, Жан-Бедель - (1921-1996) - президент (позднее - император) Центрально-Африканской Республики (позже - империи), один из самых эксцентричных диктаторов XX века.
  • Филиппо Цаппи - участник экспедиции У. Нобиле , которого обвиняли в съедении другого участника экспедиции, Ф. Мальмгрена.
  • Иссеи Сагава - японец, убийца-каннибал, убивший и съевший свою однокурсницу Рене Хартевельт.
  • Джумагалиев, Николай Есполович (р. 1952, пос. Узунагач, Алма-Атинская область, Казахская ССР) - советский и казахский серийный убийца-каннибал, убил 9 женщин.
  • Александр Пирс - (1790-1824) - ирландский заключённый, дважды сбегавший из тюрьмы. Чтобы не умереть с голоду, Пирс убивал других заключённых, бежавших вместе с ним, и занимался каннибализмом.

Известные жертвы каннибалов

  • Джеймс Кук - (1728-1779) - английский мореплаватель.
  • Педро де Вальдивия - (1500-1554) - испанский конкистадор.

Другие использования термина людоедство

  • В эпитетах, характеризующих жестокость со стороны властей, чиновников, начальства и соответствующих поддерживающих их законов (людоедские законы ).
  • В разных производственных интригах. Например, если кто-то, двигаясь по служебной лестнице, становится начальником своего бывшего начальника, то говорят, что он его съел .
  • Иногда по отношению к банкам, берущим высокий процент под предоставляемые ссуды, говорят, что эти проценты людоедские .

Людоедство в культуре и искусстве

В музыке

Литература

  • Воеводский, «Каннибализм в греческих мифах» (СПб., ).
  • Schaffhausen в «Archiv für Anthropologie» (т. IV).
  • Bergemann, «Die Verbreitung der Anthropophagie» ().
  • Frazer, «The Golden Rough. A study in comparative Religion» (London, ) (Vol. - ).
  • Лев Каневский, «Каннибализм», М., «Крон-пресс», 1998.
  • путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.
  • Богданов К., «Каннибализм: История одного табу» // Пограничное сознание (Альманах «Канун». Вып. 5). СПб., 1999, с. 198-233.
  • Борис Диденко «Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть», М., 1996 г., 1999 г.

Ссылки

  • Алексей Иванов «Языческие боги больше всего любят в человеке сердце и печень»

См. также

  • Самоканнибализм

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. «От голода неандертальцы творили жуткие вещи»
  3. Brief history of cannibal controversies; David F. Salisbury, August 15, 2001
  4. Anthropophagy .
  5. Cannibalistic Celts discovered in South Gloucestershire 7 March 2001
  6. Ibn Ishaq (1955), 380-388, cited in Peters (1994) p. 218
  7. Amin Maalouf, The Crusades through Arab Eyes. Schocken, 1989, ISBN 0-8052-0898-4).
  8. Матфей Парижский «Великая хроника» (ок. 1200-1259)
  9. X. Л. Борхес - Девять эссе о Данте
  10. История Востока В 6 т. / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян, Н. И. Иванов. Т. III. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. М.: Издат. фирма «Восточ. лит-ра» РАН, 2000. С. 101.
  11. «Юкатан до и после Завоевания», перевод с Relación de las cosas de Yucatan, 1566 (New York: Dover Publications, 1978: 4)
  12. (Alanna King, ed., Robert Louis Stevenson in the South Seas, London: Luzac Paragon House, 1987: 45-50)
  13. Е. Боун, 1747: 532.
  14. К. Валишевский. «Смутное время». М., 1993. С. 293-294. ISBN 5-8498-0037-9
  15. Dixon, Never Come to Peace , 111-114.
  16. The Wreck of the Whaleship Essex
  17. The Acadian Recorder , Saturday, May 27, 1826
  18. Beattie, Owen and Geiger, John (2004). Frozen in Time. ISBN 1-55365-060-3 .
  19. ИЗ ИСТОРИИ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ, КАЗНЕЙ И ПЫТОК. (любопытная статистика и факты)
  20. Ukraine marks great famine anniversary (22 ноября 2003). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 27 июля 2007.
  21. «Взял труп мальчика 7 лет, разрубил топором на мелкие части и сварил» Еженедельник «Коммерсантъ», № 3 (957), 23.01.2012
  22. Without a Hangman, Without a Rope: Navy War Crimes Trials After World War II
  23. PT 109 by Donovan (book)
  24. James K. Crissman. Death and Dying in Central Appalachia: Changing Attitudes and Practices University of Illinois Press, 1994, p. 113-6.
  25. The Register of the Kentucky Historical Society Ed. Jennie C. Morton. Kentucky Historical Society, 1947, p. 42.
  26. (Кей Рэй Чонг - «Каннибализм в Китае», )
  27. Tim Bowden. One Crowded Hour . ISBN 0-00-217496-0
  28. Совершенно СЕКРЕТНО - Опять к нам едет Ким Чен Ир
  29. Artist Cooks meal in own Body Fat , January 13, 2007
  30. The Peninsula. (2007). «Four Asians land in jail for cannibalism» . The Peninsula . Retrieved June 23, 2007.

Просто задуматься- съесть человека... нееее, мне даже в страшном сне не привидится.. смотрела как-то кино про таких, но они "в кино" .. а что, были на самом деле? или есть, не да Бог???

Каннибализм практиковался людьми еще со времен каменного века. Ведь пищи было не так много, вот и питались неандертальцы себе подобными. Позже это явление стало носить религиозный или сексуальный характер. С развитием цивилизации каннибализм практически исчез, хотя в истории порой всплывают факты поедания тел или их частей другими людьми.

Сегодня такое явление ассоциируется или с маньяками, или же с дикарями, которые так и остались на зачаточном культурном уровне. Каннибалы же становятся презираемыми всем цивилизованным обществом, их боятся, а на основе таких историй впору снимать фильмы ужасов. Расскажем ниже о самых известных поедателей людской плоти.

Иссеи Сагава. Сегодня этот почтенный японец является ресторанным критиком, чьи очерки часто появляются в токийских газетах и журналах. А ведь прошлое этого человека несет страшный отпечаток каннибализма. Сагава обучался в Сорбонне, его отметки были прекрасными. Только вот японца не покидала странная тяга к высоким женщинам. 1 июня 1981 года изучавший английскую литературу Сагава пригласил к себе сокурсницу, голландку Рене Хартвельт. Дома японец убил девушку, а затем поедал ее в течение двух последующих дней. Сагава рассчитывал поглотить энергию красивого и здорового человека. При попытке избавиться от изуродованного тела каннибал был замечен. Через пять дней его арестовала французская полиция. Медэксперты вынесли решение о невменяемости японца и того экстрадировали на Родину. Всего через полтора года пребывания в психической лечебнице каннибал вышел на свободу. Возможно, повлиял на это его богатый и влиятельный отец. Сейчас Сагава живет в Токио, являясь местной знаменитостью. Его часто приглашают на ток-шоу и консультации. Сам каннибал утверждает, что его все еще посещают подобные дикие фантазии, однако он уже никогда не захочет их воплотить.

Армин Майвес. Детство этого человека тяжело назвать счастливым - в 8 лет развелись его родители, а мать чрезмерно опекала своего сына. После ее смерти Армин жил уединенно, занимаясь системным администрированием и встречаясь с мужчинами. В 2001 41-летний мужчина дал в Интернете объявление, в котором было сказано о поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающим быть съеденным. Как ни странно, такой запрос получил положительный ответ. На объявление откликнулся 43-летний гомосексуалист Бернд Брандес, также системный администратор. Любовники стали снимать на видео свою встречу. После очередного занятия сексом Майвес отрезал Брандесу половой орган, который они затем вместе и съели. Жертва была вынуждена принять большую дозу обезболивающих средств вместе с алкоголем. Затем Майвес убил своего любовника, положив его мясо в морозильную камеру. Несколько последующих месяцев немец питался своим бывшим возлюбленным. Когда каннибала арестовали в декабре 2002 года, он успел съесть около 20 килограмм человечины. В частности, ребра поджаривались на барбекю. Суд сперва приговорил Майвеса к 8,5 годам лишения свободы, так как убийство было признано непредумышленным. Но в мае 2006 года дело было пересмотрено, новый приговор означал пожизненное заключение. Интересно, что в тюрьме Майвес стал вегетарианцем и возглавил отделение партии «зеленых».

Джеффри Дамер. Этот американец прославился тем, что в период между 1978 и 1991 годам убил 17 юношей и мужчин. При этом преступления отличались жестокостью, а трупы своих жертв Дамер насиловал и ел. Детство будущего каннибала было тяжелым. Друзей у Джеффри практически не было, а семья постоянно переезжала с места на место. С 13 лет Дамер осознал, что является гомосексуалистом. В школе подросток проявил тягу к мертвым животным, он начинает представлять себя участником сцен некрофилии и расчленения тел. Первое убийство состоялось в 1978 году, когда маньяку было всего 18 лет. Со временем у Дамера развилась целая тактика поиска жертв. Это были обычно сексуальные меньшинства, которым парень предлагал продолжить знакомство вне стен бара. Дамер хотел, чтобы его жертвы стали послушными зомби, с этой целью он делал им отверстия в голове с помощью дрели и кислоты. Некоторые несчастные проживали после этого до двух дней. Маньяк практиковал некрофилию и ел тела своих жертв. В 1988 году от Дамера сбежала его очередная жертва - 13-летний лаосский мальчик. Полиция арестовала маньяка, однако суд приговорил его только к году исправительных работ. Даже находясь под следствием, убийца продолжал убивать людей. Летом 1991 года Дамер стал убивать раз в неделю. В итоге очередной его любовник сумел сбежать, а в квартиру маньяка нагрянула полиция. В холодильнике каннибала были найдены три головы, сердце и внутренности. В туалете Дамер хранил кастрюлю с кистями рук и пенисами, части тела были повсюду. Всего в квартире обнаружили останки 11 человек. Слушание дела стало весьма резонансным - маньяка держали за пуленепробиваемым стеклом, дежурили овчарки, в зале суда были установлены металлоискатели. Кара настигла каннибала уже в тюрьме - другие заключенные в 1994 году убили его металлической трубой. Тело маньяка пролежало в холодильнике около года, а затем было кремировано.

Альберт Фиш. Этот американский убийца, маньяк и каннибал известен под многими прозвищами - «Серый человек», «Бруклинский вампир», «Буги-мен», «Лунный маньяк». Альберт родился в 1870 году и был самым младшим в непростой семье. Многие родные имели психологические проблемы, страдая от религиозной мании. В 5 лет оставшийся без отца Фиш попал в приют, где стал объектом частых побоев. Неожиданно Альберт выяснил, что физическая боль приносит ему удовольствие. Пребывание в приюте и пережитое там оставило неизгладимый след в психике Фиша. В 12 лет он вступил в гомосексуальную связь с мальчиком-почтальоном. С 1890 году Фиш живет в Нью-Йорке, где занимается проституцией и изнасилованием маленьких мальчиков. В 1898 году маньяк женился на особе, старше его на 9 лет. У пары родилось шесть детей. В 1903 году за хищения Фиш попал в тюрьму, где регулярно занимался сексом с мужчинами. Первые убийства маньяк начал совершать по достижению 40-летнего возраста. Жертвами стали несовершеннолетние дети. Выдала каннибала история с девочкой Грейс Бадд. Фиш проник в ее семью, представившись фермером, и увел девочку якобы на день рождения родственницы. Больше Грейс никто не видел. Через 6 лет семья получила анонимное письмо, которое и привело в итоге полицию к Альберту Фишу. Текст рассказывал, как происходило становление каннибала, а также историю гибели бедной девочки. Маньяк в подробностях рассказал, как съел свою жертву. Полиция схватила Фиша. На суде он заявил, что имел сексуальные отношения с 400 детьми, хотя официально было заявлено о ста случаях. Неизвестно и точное количество жертв каннибала, их было от 7 до 15. 16 января 1936 года маньяк был казнен на электрическом стуле.

Андрей Чикатило. Трудно поверить, что этот маньяк и каннибал был школьным учителем. Чикатило считался образцовым мужем, у него было двое детей, он состоял в КПСС. Тем не менее на счету самого известного российского маньяка, садиста, потрошителя и каннибала 53 только доказанных убийства. Большинство своих преступлений Чикатило совершил в лесополосах, прилегающих к городам Шахты, Новочеркасск, Новошахтинск. Наведываясь в командировки в Ростов-на-Дону, в Ленинград, Москву и Ташкент, Чикатило убивал людей и там. Только в июле-августе 1984 года его жертвами стало 8 женщин и детей. Обычно маньяк выбирал тех, кто казался ему обиженным судьбой и несчастными. Это были и женщины-алкоголички, и просто умственно отсталые. Предлог при этом выдвигался довольно просто - разделить выпивку. Детей же в лес Чикатило заманивал компьютерами, видеомагнитофонами, щенками и редкими марками. Убив свою жертву, маньяк уродовал тела - отрезал или откусывал языки, половые органы, соски, носы, пальцы. Каннибал вскрывал брюшную полость, грыз и ел внутренние органы. Самое страшное, что многие жертвы при этом все еще были живы. Практически у всех убитых были выколоты глаза, сам маньяк рассказывал, что суеверно боялся остатков своего образа на их сетчатках. Скорее всего Чикатило просто боялся взгляда своих жертв. Отрезанные части тела маньяк уносил с собой, съедая потом. На это указывало и то, что в «поездки» по словам жены он брал с собой кастрюльку. В прямой половой контакт со своими жертвами Чикатило вступал нечасто, так как был импотентом. Его сексуальное удовлетворение достигалось убийством. Поимка маньяка заняла долгое время. Сам Чикатило в качестве дружинника даже помогал милиции. В итоге убийца все же был схвачен, на суде он пытался изображать сумасшедшего. В 1994 году маньяк был казнен.

Александр Пирс. Ирландец появился на свет в 1790 году, а в 1819 году его за кражу нескольких пар обуви приговорили к 7 годам ссылки. Свой срок Пирс стал отбывать на Тасмании. Там он проявил мятежный характер - за ним числились два побега, воровства тележки, пьянство. 20 сентября 1822 года Пирс и 7 других заключенных снова бежали. Они углубились в густые труднопроходимые леса Тасмании. Через 8 дней чувство голода стало настолько сильным, что беглецы убили Александра Долтона. Пирс рассказывал, что того и так не любили, за его добровольное участие в порках. После этого двое беглецов покинули группу, опасаясь подобной участи. Путешествие беглецов заняло пять недель, за это время еще двое ослабевших товарища было съедено. В итоге в живых остался бывший моряк и проводник Гринхилл, его друг Трэверс и сам Пирс. Казалось бы, судьба ирландца предрешена. Однако Трэверса укусила змея, началась гангрена. Оголодавшие беглецы съели и этого своего товарища. Так как Пирс и Гринхилл не достигли еще населенных мест, было ясно, что один из них станет жертвой другого. Восемь дней мужчины не спали, опасаясь друг друга. В итоге заснул Гринхилл, и Пирс тут же убил его топором. Добравшись до заселенных земель, каннибал прожил на свободе всего несколько месяцев. Судьи не поверили истории Пирса, посчитав, что так он выгораживает своих скрывающихся товарищей. В ноябре 1823 года ирландец вновь бежал, в этот раз с одним молодым спутником, уговорившим взять его с собой. Когда Пирса поймали через несколько дней, у него в карманах нашли человеческое мясо, хотя другой еды было достаточно. Каннибал рассказал, что убил и этого своего товарища, расчленив его тело. За свои преступления маньяк был приговорен к казни через повешение. Последние его слова были о том, что человеческое мясо гораздо вкуснее рыбы или свинины.

Иди Амин. Молодые годы будущий диктатор провел в армии, где проявил себя жестоким и беспощадным по отношению ко врагам. С обретением Угандой независимости карьера Амина стремительно развивается. После государственного переворота он становится главнокомандующим вооруженными силами, а в 1971 году вообще захватил власть в стране. Первые шаги диктаторы оказались весьма демократичными, они были призваны расположить населения и иностранные государства. Амин обещал отдать власть гражданским после выборов, отпустил политзаключенных. Но уже в 1976 году диктатор объявил себя пожизненным президентом государства. В стране начался массовый террор. Голову одного из своих главных противников, Сулеймана Хуссейна, диктатор хранил в своем сейфе. В итоге убийств стало столько, что тела не успевали хоронить, попросту сбрасывая их в Нил крокодилам. Кровавое правление окончилось в 1979 году, когда Амин бежал из страны. Скончался он в 2003 году в Саудовской Аравии. После окончания правления выяснилось, что жестокий правитель был ко всему прочему еще и каннибалом. Да он и сам не отрицал этого. Амин рассказывал, что съедал своих убитых противников. В резиденции диктатора обнаружился холодильник с частями тел людей. А ведь рядом принимались делегации иностранных государств, послы и не подозревали о дикой сущности Амина.

Алексей Суклетин. Этот мужчина работал сторожем в садоводческом обществе под Казанью. Вместе со своими подельниками, Мадиной Шариповой и Анатолием Никитиным, Суклетин создал банду, которая занималась вымогательствами. Именно это часть их незаконной деятельности и повлекла в 1985 году арест и обыск дома маньяка. При раскопках сада Суклетина было найдено множество человеческих костей, следователи собрали целых 4 мешка. В сторожке нашли вещи убитых жертв и неопровержимые доказательства каннибализма, в частности, полведра топленого человеческого сала. Оказалось, что преступники даже продавали соседям человеческое мясо под видом парной вырезки. Людоеды Суклетин угощал своих не подозревавших ни о чем друзей и гостей человеческой печенью. Всего жертвами маньяка в период с 1979 по 1985 год стало 7 женщин. Самой младшей жертве было всего 11 лет. Тела убитых Суклетин разделывал кухонным ножом, кровь сливал в таз, заставляя пить свою сожительницу. Выбирая потенциальных жертв, маньяк приценивался, сколько будет мяса или печени. Экспертиза в итоге доказала вменяемость Суклетина, он был расстрелян в 1987 году по приговору суда.

Николай Джумагалиев. Маньяк появился на свет в 1952 году. С молодости он относился к женщинам, как ко второсортным существам. Путешествие по стране только укрепили ненависть к слабому полу за распущенные нравы. В итоге именно таких женщин маньяк потом и убивал. К своему первому убийству Джумагалиев подошел весьма ответственно. Это была женщина-сектант. Маньяк перерезал ей горло ножом и начал пить ее кровь. Замерзшие руки убийца отогрел о тело женины, затем разделал тело и дома съел. Джумагалиев рассказывает, что человечина была жесткой, но затем он привык питаться такой пищей. В 1979 году маньяк убил еще 5 человек, каждый раз сценарий с расчленением и поеданием трупного мяса повторялся. За пьяное убийство своего коллегу Джумагалиев был арестован, однако его с диагнозом шизофрения отпустили на свободу. Вернувшись домой, каннибал совершил еще три убийства. Роковым стало девятое по счету. Пригласив к себе друзей и подруг в гости, одну из них убийца стал расчленять прямо в соседней комнате. Увидев это, люди в ужасе сбежали, заявив обо всем в милицию. Шок у всех был настолько велик, что арестовали бежавшего убийцу только на следующий день. Однако вместо тюрьмы маньяка ждала психбольница, откуда он и сбежал в 1989 году. Говорят, что он совершил еще несколько убийств в Москве и Казахстане. Сейчас каннибал-убийца содержится вновь в строгой психиатрической больнице. Медики утверждают, что теперь Джумагалиев излечился и опасности не предоставляет. Отпуская его временно на свободу, в окрестностях вновь находили расчлененные тела.

Экипаж Медузы. Этот случай каннибализма вошел в историю в том числе и живописи. Теодор Жерико создал полотно «Плот Медузы», которое запечатлело скандальные события. 5 июля 1816 года фрегат «Медуза», направлявшийся в Сенегал с целью утверждения французского господства потерпел крушение. Гибель корабля сопровождалась ужасными сценами. Дисциплины изначально на судне не было, все это проявилось в критический момент. Часть команды во главе с командиром уплыли на шести лодках, а 150 человек расположились на плоту, созданном в спешке. В море оказалось, что тот был настолько плохо сделан, что не защищал от волн, к тому же не было ни парусов, ни весел. А самое главное - провизии в виде сухарей хватало всего на один день, несколько бочек вина не могли исправить ситуацию. 13 дней плот боролся с волнами. Люди начали ссориться и драться, озлобившись от несчастий. Кто-то сам выпрыгивал в море с плота, желая погибнуть так, нежели умереть в поножовщине и быть съеденным товарищами. На пятый день на плоту осталось только тридцать человек, трех тут же выбросили за борт за попытку воровства. Оставшиеся же стали думать о том, как продлить свое существование. Двенадцать из них были объявлены слишком слабыми, чтобы жить в мучениях дальше. Их решили сбросить за борт, чтобы сохранить оставшуюся провизию из человеческого мяча и случайно запрыгнувшей на лот рыбы. В итоге судно «Аргус» подобрало плот, представшая картина шокировала всех - на веревках сушились куски человеческой плоти, а оставшиеся люди буквально обезумели.