Непознанное

Структура управления музеем. Тема структура музея организационная структура музея

При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов.

Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность.

Таблица 6

Таблица 7

Обслуживание посетителейФункцияМестоПриемВестибюль, кинолекционный зал, кружковыеПоказЭкспозиционные и выставочные залыИнформацияИнформационные службы, библиотека

Формирование и хранение коллекций . Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев.

Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Архитектурный аспект проблемы включает необходимость иметь специальные помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.

Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 3 - 4%. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ.

Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз: определение и классификация материала, научная обработка в культурно-просветительных целях, размещение поступления в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций.

Проведение научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов обеспечивается доступностью ко всем материалам фондовых коллекций.

План научно-исследовательской работы включает выработку научной концепции развития музея, тематической структуры, тематико-экспозиционных планов и архитектурно-художественных мероприятий по оформлению экспозиций. Головные музеи осуществляют научно-методическую помощь филиалам.

Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, располагаемые поблизости от библиотеки. Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.

Площади помещений для научной работы предусматриваются для руководителей отделов (секторов) - 9 м, для научных сотрудников - 4,5 м. Площади помещений для библиотеки приведены в табл. 8.

Таблица 8

Помещения (зоны)Единица измеренияПлощадь, мПомещения (зоны) обслуживания читателейМеста для чтения при одноместных столах1 место3То же, при двуместных столахто же2,4Фонд открытого доступа1000 единиц хранения4,5Кафедра выдачи и приема литературы1 кафедра5Помещения (зоны) хранения и служебной работыФонд без открытого доступа1000 единиц хранения2,5Места для библиотечно-производственной работы1 место6

Постоянная экспозиция - основное звено деятельности музея. Формируется, главным образом, на подлинных экспонатах, прошедших научную обработку. Основные требования к экспозиции: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей); выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).

Организация архитектурного пространства включает как собственно экспозиционные залы, так и открытую экспозицию.

В состав помещений желательно включать вводной зал, как организующее пространственное начало, где посетители получают первую информацию о музее и проводятся торжественные мероприятия.

Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни. Выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основных формы проведения выставок: внутри музея и передвижные, что определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств.

Основные требования к выставочным залам:

близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения):

нейтральность пространственного и художественного решения;

возможность легкой и быстрой трансформации.

При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря.

Примерные соотношения выставочной и экспозиционной площадей приведены в табл. 9.

Таблица 9

Экспозиционная площадь, м150025005000Выставочная площадь, м200250600

Культурно-просветительная работа включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру здания кинолекционного зала и кружковых. В зависимости от величины музея размерные характеристики помещений варьируют следующим образом:

в музеях с экспозиционной площадью до 200 м выявляется зона универсального использования на этой площади;

в музеях с экспозиционной площадью до 1500 м проектируется кинолекционный зал на 100 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 2500 м проектируется кинолекционный зал на 200 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 5000 м проектируется два зала - кинолекционный зал на 200 мест и малый зал заседаний площадью 45 - 60 м, а также кружковые комнаты.

Характер деятельности отдельных музеев требует внесения корректив в эти показатели.

В практике мемориальных, исторических и краеведческих музеев практикуются вручение правительственных наград, прием в пионеры и комсомол, в художественных - копирование произведений искусств.

Особенностью этнографических музеев является выступление этнографических ансамблей, литературных - систематическое проведение лекций, концертов, выступлений артистов, научных сотрудников.

Кинолекционный зал проектируется в непосредственной близости от вестибюля. Желательно предусматривать его автономное использование.

Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но в основном - в фондах.

Музейный фонд характеризуется количественным и качественным разнообразием экспонатов. Хранение организуется по видам экспонатов.

Основной частью работы является консервация и реставрация экспонатов. В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий.

Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.

Организационная структура музея с 70-х годов значительно видоизменилась, что позволило улучшить работу музеев и вывести ее на новый уровень развития. На протяжении многих лет изменялся вид работы учреждений, и неоднократно проводилась реструктуризация в целях улучшения качества работы музея и каждого сотрудника

В данной сфере деятельности очень важным фактором является поиск и привлечение источников финансирования, для того чтобы была возможность развития и усовершенствования работы музея.

Организационная структура музея: основы

В начале 90-х годов практически все музеи России работали по линейно-функциональной системе управления. Этот вид функционирования заключался в единоначалии, где главным является директор, который контролирует всех своих заместителей. Например, в Третьяковской Галерее заместителей было шесть, а в Государственном Эрмитаже – пять.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Такие музеи находились на полном государственном финансировании, что на тот момент было актуально для правильного функционирования. В 90-е годы все мероприятия и работа были направлены на выполнение , которые в свою очередь вносили дополнительный вклад в государственное финансирование.

Начиная с 1992 года значительно сократилось финансирование, что привело к различным организационным проблемам. Перед сотрудниками стал вопрос о привлечении новых источников и развития дополнительных сфер деятельности, так как музеи не могли покрыть свои расходы.

Так же пришлось почти вдвое сократить количество выставок и различных выездных мероприятий. Поиск новых привело к множественным организационным изменениям.

Преобразование линейно-функциональной структуры управления

Начала свое частичное преобразование линейно-функциональной системы, начиная с 1994 года. Новую структуру можно разделить на два типа:

Пример системы двойного подчинения, оганизованной в Третьяковской Галерее

Создание проектного штаба музея

Так как в преобразовании появилось множество проектных групп, возникла необходимость в организации специального штаба, который должен контролировать их. Главы штаба – руководители проектов, и их количество зависит от масштаба действующих на данный момент проектов.

В состав проектной группы входят различные руководители отделов по строительству, инженерии, механике и так далее.

Данная система позволила российским музеям выйти на новый уровень развития и создать правильную организацию в рабочего процесса. Однако со временем, возникло множество новых проблем, в связи с неточной определенностью должностных обязанностей всего проектного штаба.

Проектный штаб имел очень большую власть, а руководители отделений, директора, группы проектов, не могли договориться между собой. Перепробовав множество вариантов , российские музеи решили ввести новую структуру управления.

Новая структура управления музея

Новая организационная структура была позаимствована у фирмы «МакКинзи», которая специализируется на консультации и разработке нововведений. С помощью данной структуры, выделяют следующую иерархию должностей:

  1. Совет попечителей;
  2. Директор и президент;
  3. Заместители директоров и вице-президенты;
  4. Отделы;
  5. Общество друзей.

С помощью этого списка можно заметить, что в новой структуре появилась дополнительная руководящая должность – президент. По уровню власти они стоят на одном месте, но вот в подчинении у них разное количество служащих.

Например, у директора музея Метрополитен на данный момент три заместителя, а у президента – пять вице-президентов.

Позволила с точностью определить обязанности каждого, поставить рамки занятости и правильно организовать рабочий процесс. Директор и президент несут одинаковую ответственность и принимают решения по всем организационным вопросам вместе.

С использованием новой структуры Метрополитен поднялся на совершенно новый финансовый уровень. Нельзя сказать, что этот российский музей стал единственным использовавшим эту систему, она так же актуальна во многих других странах.

Благодаря этой структуре Британский музей смог расширить свою сферу деятельности в области маркетинга, проектного менеджмента и других. До этого времени Британский музей использовал линейно-функциональную структуру, так же как и в России, столкнулся с организационными проблемами.

Линейно-функциональная структура для малых музеев

Для небольших музеев стала эффективна разработка сотрудника Казначейства А. Эдварда, где он попытался улучшить линейно-функциональную структуру:

Данная система отлично подходит для небольших учреждений.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Организационно - правовая форма музея это: Муниципальное бюджетное учреждение культуры (таблица 1.)

Таблица 1. Характеристика организационно-правовой формы

Организационно-правовая форма

Вид членства ограничение

Документы регистрации

управление

Плюсы и минусы

Муниципальное бюджетное учреждение

Участником учреждения является его Учредитель -- уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления. Данный тип унитарного предприятия основан на праве хозяйственного ведения.

Устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления

Все решения по управлению учреждения принимает руководитель либо иной орган, который назначается собственником его имущества

Условия использования прибыли оговариваются в уставе, утверждаемом учредителем

Предприятие может получать помощь со стороны государства или органа местного самоуправления Однако, руководство и другие работники учреждения не будут в достаточной мере заинтересованы в эффективной работе. МБУ, как правило, не способны конкурировать с частными предприятиями

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» действует в соответствии с основами законодательства РФ о культуре, кодексом законов о труде и другими законодательными актами РФ, регионального и местного значения, и на основании Устава.

Коллектив музея каждый год в правиле внутреннего распорядка ставит личную роспись.

Также строго должна соблюдаться должностная инструкция работника (Приложение 1)

Музей является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и наименованием вышестоящей организации Комитета по культуре и искусству ЗГО, бланки, фирменную символику. Все бухгалтерские дела ведет централизованная бухгалтерия Комитета по культуре и искусству ЗГО.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Златоустовский городской краеведческий музей» является научно-просветительным и научно-исследовательским учреждением культуры, основным хранилищем памятников отечественной истории, материальной и духовной культуры, связанной с историей и природой края.

В области научно-исследовательской работы:

Изучает природу, процессы экономического, политического и культурного развития края с древних времен до наших дней;

Изучает фонды музея, являющиеся одним из первоисточников знаний о крае, устанавливает их научную и художественную ценность;

В целях всестороннего изучения края и создания экспозиции осуществляет научное комплектование фондов.

Итоги научно-исследовательской работы используются в первую очередь для повышения научного качества экспозиции являющейся одной из форм публикации музейных материалов и научных достижений музей, а также для улучшения содержания научно-просветительной работы.

В области научно-просветительной работы: краеведческий музей на базе своих коллекций, экспозиций, выставок ведет массовую научно-просветительную работу содержание и формы, которой определяются профилем музея.

Музей проводит лекции, экскурсии, фольклорные праздники, викторины, классные часы, праздничные вечера, аукционы.

В целях популяризации своей деятельности музей распространяет афиши, листовки, плакаты, тематики лекций и экскурсии.

Деятельность музея финансируется Комитетом по культуре и искусству из бюджета в соответствии с установленными нормативами.

Кроме того, музей имеет право оказывать платные услуги:

Проводить ярмарки и выставки продажи;

Организовывать работу художественного салона;

Вести фотографирование посетителей на фоне экспозиций и с экспонатами;

Оказывать услуги по копированию экспонатов и других материалов;

Устраивать передвижные выставки;

Осуществлять издательскую деятельность;

Организовывать коммерческие выставки на площадях, принадлежащих музею.

Деятельность МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей» включает в себя три основных направления. Фондовая работа заключается в сборе, описании, хранении экспонатов. Научно-исследовательская предполагает научное изучение различного материала. Просветительская работа, в отличие от вышеперечисленных, носит ярко выраженный экстравертный характер.

В МБУК «Златоустовский городской краеведческий музей» на данный момент работают пять отделов:

Отдел фондов;

Научно-просветительный отдел;

Отдел истории;

Отдел природы.

Художественный отдел.

Отдел фондов занимается сбором, хранением, пополнением коллекции экспонатов музея. Отдел истории занимается разработкой экскурсий, лекций, тематико-экспозиционной рабой по истории края. Отдел природы занимается разработкой экскурсий, лекций, тематико-экспозиционной работой по направлениям: география, экология, зоология, геология, и др. Сотрудники художественного отдела разрабатывают лекции, экскурсии художественно-эстетический направленности.

Задачами научно-просветительного отдела являются организация и проведение мероприятий, проведение лекций, экскурсий. А также, написание статей в газеты ЗГО и подготовка материалов для телевизионных репортажей. Кроме того сотрудниками научно-просветительного отдела проводятся рекламные и РR-акции по привлечению посетителей в музей, по проведению мероприятий для образовательных учреждений округа, организация встреч, конференций, круглых столов и др.

Общее количество сотрудников музея на момент прохождения практики составляет 54 человека. Из них 21 - научных сотрудников, 23 - технического персонала, 10 - смотрителей.

На рисунке 2. представлена структура управления предприятием

Рис. 2.

1. 2.2 Система управления музея

финансовый отчетность краеведческий музей

Техническая оснащенность музея

Оснащенность оборудованием

Планирование

Исполнители

Создание условий

для организации

учебно-воспитательной работы

Подготовка кабинетов к новому учебному году.

Косметический ремонт учебных кабинетов

Администрация

Организация воспитательной деятельности

Тарификация кружков на базе МБУК

Сдача отчетов по форме

Развитие платных услуг

Организация экскурсий (инвалиды, сироты)

Проверка посещений выставок школьниками

Проведение инструктажа по технике безопасности

План график экскурсий на первое полугодие

Проведение аттестации экскурсоводов

В теч года

В теч год

В теч год

В теч год

Сентябрь 2013

Август 2013

Администрация

Администрация

администрация

Нормативно - правовое обеспечение

Внесение изменений и дополнений:

Правила внутреннего распорядка.

Положение о премии и надбавках.

Должностные инструкции работников учреждения.

Разработка локальных актов и положений:

Положение о сайте учреждения;

Правила использования сети Интернет;

Июнь - август 2013

Август ноябрь 2013

Администрация

директор

Организация культурно-массовой деятельности

Организация участия обучающихся в муниципальных, краевых, международных конкурсах.

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий с обучающимися

В течении года

Организация деятельности по повышению профессионального мастерства

Формирование списка слушателей курсов повышения квалификации на 2013-2014 учебный год.

Октябрь 2013

Директор

Аттестация работников

Анализ принятых документов на аттестацию 2012-2013 учебный год.

Курсы по ИКТ (информационно-компьютерные технологии).

Подготовка предварительного списка аттестующихся на 2013-2014 учебный год.

Апрель 2014

Административно-тематические совещания.

Совещание при директоре

Об итогах комплектования.

Сентябрь - декабрь 2013

Директор

Организационно-управленческая схема сдаче нормативных, аналитических и статистических материалов

Сдача информационных отчетов.

Сдача статистических отчетов по форме на базе данных по комплектованию.

Аналитическая справка по итогам полугодия

директор

директор

Мероприятия по охране жизни и здоровья, техника безопасности

Санитарно-гигиеническое состояние учреждения, световой, питьевой, воздушный режимы кабинетов и режим занятий;

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию: здоровьесберегающий анализ расписания, предотвращение перегрузки занятиями, профилактика зрения (проведение гимнастики для глаз, физкультминутки).

1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

2. Организация научно-исследовательской работы в музее

1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из

    профильных и

    музееведческих изыс­каний.

Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно­го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке при­мерно тех же проблем, что и сотрудники других родст­венных по профилю научно-исследовательских уч­реждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недо­статочно изученных в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего об ис­следованияхисточниковедческого характера , которые направлены на выявление документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития про­фильных дисциплин. Иными словами, музейные пред­меты в этих исследованиях изучаются с точки зрения того нового знания, которое они могут дать профиль­ной научной дисциплине.

Таким образом, имея единый предмет исследова­ния, музеи и специализированные научные учрежде­ния выполняют при этом разные функции. Первые за­няты сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, обобщением полученных данных, превра­щением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вто­рые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов зани­маться той и другой работой.

Музееведческие исследования призваны форми­ровать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направ­ления исследовательской деятельности музеев:

Разработка научной концепции музея;

Исследования в области комплектования фондов

Изучение музейных предметов и коллекций;

Исследования в области охраны и хранения фондов;

Научное проектирование экспозиций и выставок;

Исследования в области музейной коммуникации;

Изучение истории музейного дела;

Изучение историографии музееведения.

Разработка научной концепции музея представля­ет собой всестороннее обоснование целей и задач со­здания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.

Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной концепции ком­плектования, то есть всестороннего и глубокого обос­нования тем комплектования. Такое обоснование явля­ется составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно са­мостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплек­тования включает в себя следующий комплекс работ:

Оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты;

Обоснование направленности и характера ком­плектования или пополнения коллекций;

Определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;

Определение круга и объема информации, фикси­руемой в документах комплектования;

Разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской

работы в области комплектования фондов - это со­здание или пополнение музейных коллекций. По ре­зультатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются пе­чатные каталоги новых поступлений, публикуются на­учные статьи и монографии.

Изучение музейных предметов и коллекций являет­ся необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музей­ных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимос­тью - исторической, художественной, эстетической, мемориальной, коммуникативной. Изучение музей­ных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них.

Исследования в области хранения и охраны музей­ных фондов направлены прежде всего на выработку оп­тимальных условий обеспечения физической сохран­ности музейных предметов и могут непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответст­вующее оборудование и специалисты - реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не распола­гающие необходимыми техническими и кадровыми возможностями, могут и должны изучать условия хра­нения своих фондов, чтобы ставить определенные зада­чи перед специалистами в той или иной области.

В последние десятилетия консервация , то есть дея­тельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведе­ния, как иреставрация, ставящая своей целью не только сохранение музейных предметов, но и устране­ние имеющихся на них повреждений и восстановле­ние их первоначального вида.

Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных ра­бот. Иконы обязательно подвергаются рентгенографи­ческим исследованиям, которые показывают слои со­хранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются грани­цы записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное со­стояние памятника.

Исследования в области музейной коммуникации ведутся в музееведческом, педагогическом, социологи­ческом и психологическом аспектах, которые дополня­ют друг друга и требуют междисциплинарного подхода.

Музейно-психологические исследования , направлены на повышение эффективности коммуникации. Посетитель восприни­мает экспозицию как некую целостность, поэтому ее со­держание и форма должны находиться в единстве, поэтому важны отбор предме­тов для экспонирования; и наиболее целе­сообразные формы размещения экспонатов в отдельных комплексах. Эстетическое оформление экспозиции, ее цветовое, световое и пространственное решение, отбор и графическое оформление текстов, применение аудио­визуальных средств - все это важно осуществлять с уче­том данных, полученных в результате психологических исследований. Физиологические особенности человека следует принимать во внимание и при разработке экспо­зиционного оборудования, например, витрин, техничес­кие характеристики которых должны соотноситься с ростом, уровнем глаз и полем зрения посетителя.

Исследования, посвященные проблемам эффек­тивности построения экспозиций, основываются на обобщении прежнего экспозиционного опыта, а так­же используют экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко применяется макетирование, а в последние годы - компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения.

Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образова­тельная деятельность в условиях музея. Она изучает музей­ную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и особен­ности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание самой экспо­зиции, создает и апробирует новые методики и про­граммы работы с разными категориями посетителей.

Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изуча­ет также особая отрасль социологии - музейная социо­логия. Первые социологические исследования в музеях стали проводиться в середине 1920-х гг. и были направ­лены на изучение социально-демографического соста­ва посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощью методов наблюдения и хронометри­рования определяли продолжительность осмотра посе­тителями экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность и поведенческую реак­цию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения разрабатывалась типо­логия музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов по­сетителей и выявление эффективности музейной дея­тельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей. В российских музеях социологические исследова­ния стали приобретать размах в 1970-1980-е гг.; по­явились социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а в ряде крупных музеев - Третьяковской галерее, Музее изобрази­тельных искусств им. А.С. Пушкина - в штат ввели социологов. В 1970-е гг. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников Научно-исследовательский институт культуры осуществил крупномасштабное и репрезентативное исследование «Музей и посети­тель»; в 1982 г. провел исследование социально-демографического состава аудитории художественного музея, что дало возможность смоделировать ее «портрет».

Главная задача музейной социологии - определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, атграктивность и эмо­циональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные реко­мендации по подготовке экспозиции и определяются наи­более эффективные формы выражения ее содержания.

В последние десятилетия стали проводиться и соци­ально-психологические исследования , направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприя­тия в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологами установлено, что зри­тельное восприятие намного эффективнее, чем слухо­вое, при этом уровень восприятия значительно повыша­ется, если деятельность оптических и акустических «ре­цепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными. И это открытие уже активно исполь­зуется музейной педагогикой. Изучается восприятие и других аспектов музейной экспозиции, в частности ее архитектурно-художественного решения.

Исследования в области истории, теории и мето­дики музейного дела могут вестись в каждом музее, но на практике ими занимаются главным образом крупные музеи, имеющие для этого необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих про­блем музееведения занимаются специализированные научные учреждения - научно-исследовательские институты и кафедры высших учебных заведений.