Домашний очаг

Свойства восприятия кратко. Восприятие в психологии

Восприятие - более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (например, холода, тепла, жажды, голода, тона, силы и высоты звука, тяжести и т.п.), в результате восприятий складываются образы предметов и явлений, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений.

Одна из задач восприятий состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности, находящейся как вне его, так и в нем самом (телесные восприятия).

В зависимости от количества анализаторов, участвующих в отражении мира, восприятия подразделяют на простые и сложные.

К простым восприятиями относят те, которые возникают на основе работы преимущественно одного анализатора. Например, по звуку работающего двигателя специалист может определить не только тип автомобиля, но и состояние самого двигателя. В зависимости от модальности рецепторов различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия.

Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов. Например восприятие обстановки на рабочем месте, в квартире, в общественном транспорте и т.д. Очевидно, что сложные восприятия более полно отражают действительность по сравнению с простыми и, конечно же, по сравнению с ощущениями.

К числу сложных видов восприятий относят восприятие пространства (величины, объемности, формы, удаленности, расстояния между предметами, рельефа предмета, местности и др.), времени (длительности, последовательности явлений), движения (скорости, направленности).

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно-рефлекторные связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также условно-рефлекторные связи между анализаторами.

Как видим, физиологическую основу восприятий составляют два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора (при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности как одного сложного раздражителя) и межанализаторные связи (при одновременном воздействии на органы чувств комплекса раздражителей разной модальности). Благодаря межанализаторным связям в восприятии отражаются и такие особенности внешнего мира, для которых нет специализированных анализаторов, например величина предмета, его вес, форма, удельный вес и др. И потому в восприятии мир познается полнее и глубже, чем в ощущениях.

Восприятие связано не только с ощущением, но и с процессами мышления: анализом, синтезом, сравнением. Восприятие выступает связующим звеном между простейшим психическим познавательным процессом - ощущением и мышлением - более сложным, высшим познавательным процессом.

Восприятия всегда выступают как субъективные образы объективно существующей действительности, в которых она более или менее точно и полно, правильно отражается и понимается человеком.

Типы и особенности восприятий

В психологии выделяют три типа восприятий: синтетические, аналитические и аналитико-синтетические.

Синтетический тип восприятия присущ людям, которые воспринимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, граней, подчас не замечая при этом деталей.

Аналитический тип восприятия характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого.

Аналитико-синтетический тип восприятия наиболее распространен и характеризуется присутствием в нем в той или иной степени тенденции к восприятию частностей, деталей и общего, целого.

Восприятия классифицируют и по другим признакам: по восприятию речи, поведения, человека человеком (перцепция), образа и т.н.

Восприятие как психический познавательный процесс имеет особенности, учет которых может повысить качество профессиональной деятельности специалиста.

В психологии выделяют следующие особенности восприятий: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, константность, избирательность.

Восприятие имеет осмысленный и обобщенный характер. Восприятие человеком предметов и явлений имеет для него определенный смысл (что это: кирпич, хлеб, металлическая заготовка) и личностный смысл, значимость (полезные - вредные, нужные - ненужные, красивые - уродливые и т.д.).

Восприятие носит предметный характер. В нем отражаются разнообразные объекты, явления, предметы, имеющие конкретное предназначение и смысл.

С предметностью восприятия связана его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств и свойств как целостный объект, находящийся во взаимосвязях с другими объектами.

Следующая особенность восприятия состоит в его структурности. Мы узнаем предметы и явления благодаря устойчивой структуре, системе их признаков. Все это непростая сумма, комплекс отдельных ощущений. В восприятии осуществляется выявление связей и отношений частей, сторон предметов и явлений (например, стул, стол, автомобиль воспринимаются нами как соответствующие предметы вне зависимости от их частных, конкретных признаков).

Объективный источник целостности и структурности восприятий находится в реальной действительности, в ее объектах и их связях. Субъективно целостность и структурность восприятий обеспечивается предметной деятельностью и формированием условно-рефлекторных связей. И. М. Сеченов отмечал, что целостность и структурность восприятий являются результатом рефлекторной деятельности анализаторов.

Восприятия отличаются константностью - независимостью отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета, содержания и др.) от условий восприятия. Одни и те же предметы могут восприниматься нами в разных условиях (время суток, расстояние, степень освещенности, на разном фоне и т.п.), которые не могут не оказывать влияния на качество восприятия, однако объективные параметры предметов воспринимаются в неизменном виде (что это: количество, объем и т.п.).

Одной из особенностей восприятия человека является его избирательная направленность. В восприятии обычно из множества окружающих нас предметов, объектов выделяются лишь несколько или один, а все остальные составляют фон восприятия. Выделение объектов может проходить либо непроизвольно, без волевых усилий, либо произвольно, на основе воли.

Выделение тех или иных объектов зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей, интересов, установок, от состояния его психики, физического здоровья. На особенности восприятия человеком объективной реальности оказывают влияние поставленные перед ним задачи, его цели, мотивы поведения и деятельности. Избирательность в восприятии предметов и явлений действительности, других людей может иметь полоролевые, возрастные, этнические, профессиональные, религиозные и другие особенности.

Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от содержания психики человека, от его опыта. Эта зависимость называется апперцепцией и может быть как устойчивой, так и неустойчивой, временной. Устойчивость апперцепции обусловлена жизненным опытом человека, его установками, стилем поведения, деятельности, мышления, уровнем и характером самооценки, системой смыслов и ценностей. Временная апперцепция возникает под влиянием психического состояния и характера деятельности человека, проявляющихся чувств, настроений.

Особенно отрицательно влияют на восприятия страх, состояния психической напряженности, тревожности, неуверенности, беспокойства, чрезмерной усталости, аффективные, фрустрационные и эйфорические состояния человека.

Как видим, восприятие является активным психическим познавательным процессом, которым можно управлять.

В процессе восприятия могут возникнуть ошибки. Неправильное, искаженное, поверхностное восприятие называют иллюзией. Наиболее распространены иллюзии зрительного восприятия (рис. 7.3-7.7). Известен факт, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что человек длительное время после ампутации руки или ноги продолжает "чувствовать" отсутствующую часть конечности и даже пытается двигать ею и пользоваться для захвата или перемещения предметов, ощущает в ней боль. Фантом конечности обычно наблюдается после ампутации у взрослых людей и в отношении тех частей тела, которыми они активно пользовались.

Причины иллюзий самые разные. Иллюзию может вызвать временная апперцепция. Иллюзии возникают, когда нет достаточной контрастности между воспринимаемыми предметами и окружающим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Одной из причин иллюзий является эффект иррадиации, когда светлые предметы кажутся большими, чем такие же по размеру, но темные. Общеизвестны иллюзии стрелы, железнодорожных путей, концентрических окружностей, контраста, иллюзия веера и др.

Рис. 7.3.

Рис. 7.4. Избирательность восприятия. На этом рисунке попеременно воспринимается то ваза на черном фоне, то два профиля на белом фоне. Но если тот или иной объект

становится предметом деятельности, то он доминирует в поле восприятия (например, при выявлении соотношений элементов вазы)

Рис. 7.5.

Рис. 7.6. Иллюзия контраста. Внутренний кружок слева кажется больше внутреннего кружка справа, хотя в действительности они равны

Рис. 7.7.

Виды восприятий

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятия подразделяют на непреднамеренные и преднамеренные.

Непреднамеренное восприятие не связано с волевым напряжением и заранее поставленной целью. Оно происходит в результате непосредственного взаимодействия органов чувств и действительности, запечатления ее образов в памяти человека помимо его желания, непреднамеренно, непроизвольно. Вполне очевидно, что при таком восприятии образы реальной действительности не только не осознаются человеком (отражение происходит на подсознательном уровне), но и обладают недостаточной четкостью, определенностью. Вместе с тем такие восприятия играют исключительно большую роль в жизнедеятельности человека: они создают мощный информационный фон в его психике и при определенных обстоятельствах могут оказывать влияние как на восприятие им действительности, так и на ориентации и поведение в ней.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе находится задача, решение которой связано с известным усилием воли. Такое восприятие осуществляется как система целенаправленных перцептивных действий и требует специального научения, опыта человека. В процессе преднамеренного восприятия происходит обнаружение, различение, идентификация и опознание искомых предметов, явлений, из связей.

Одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение - преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя. Наблюдение более эффективно, если наблюдатель обладает развитым мышлением, памятью, вниманием, достаточными знаниями и опытом в наблюдаемой области.

Наблюдение более успешно у людей с развитой наблюдательностью, состоящей в способности и умении подмечать те или иные грани, свойства действительности, понимать их природу, взаимосвязи, зависимости. Наблюдательность несет в себе и профессиональные аспекты, особенности жизненного опыта. В этом смысле наблюдательность у людей содержательно различна в зависимости от характера профессиональной деятельности, специальности и социального (нравственного, политического, семейного и др.) опыта. И поэтому подготовка специалиста предполагает формирование у него профессиональной наблюдательности как качества личности.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем, являясь результатом синтеза изолированных ощущений в пределах одной или нескольких модальностей.

Целостное отражение образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций.

Этот синтез может протекать как в пре­делах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения).

Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, целостное отображение предмета.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ор­ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действи­ем раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные цент­ры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекцион­ные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сен­сорная информация.

описанный выше механизм является механизмом воз­никновения ощущений.

Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как струк­турный элемент процесса восприятия.Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа па последую­щих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, за­вершающие процесс восприятия,часто называют перцептивными зонами. Их фун­кция существенно отличается от функций проекционных зон.

при нарушении деятельности интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь

или не понимает, что он видит – короче, агнозии наступают.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тес­но связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в орга­нах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, пере­ходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбужде­ний, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов . Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре боль­ших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплекс­ных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.

Помимо ощущений в процессе вос­приятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспри­нимается, т. Е. В процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений, с отнесением их к определенной категории. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим вовлечения процессов мышления и памяти. А именно: аналитико-синтетическая работа (выделение из всего комплекса воздействующих признаков основных ведущих признаков (анализ); объедине­ние группы основных существенных признаков и их сопоставление с прежними знаниями о предмете (синтез и память)). В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при воспри­ятии речи).

Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых пред­метов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро, при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической ра­боты, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся дру­гие, несущественные. Затем воспринимаемые признаки объединяются в одно осмыс­ленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. Е. Насколько активно идет отражение этого объекта.

Огромную роль в восприятии играет наше желание восприни­мать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя­тии предмета реального мира задействованы внимание и направленность. Интересный предмет будет восприниматься нами более активно.

С практической точки зрения главная функ­ция восприятия заключается в обеспечении рас­познавания объектов, т. Е. Их отнесении к той или иной категории.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но существуют общие закономерности восприятия, которые проявляются в его свойствах: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность (или избирательность).

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия, она развивается и совершенствуется в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным, когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков, его примет. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материальных объектов существенное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий.

Целостность восприятия - характеристика восприятия, которая заключается в том, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта.

Структурность восприятия – это способность узнавать различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. Е. Воспринимает ее структуру в целом.

Константность восприятия - независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Константность восприятия - не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как маленькие, а не как удаленные. В некоторых непривычных условиях константность восприятия может быть нарушена – возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты

Избирательность в (активность) восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как «фигура», а все остальные объекты воспринимаются как ее «фон». Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно различить. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта.

Восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, но тем не менее мы узнаем предмет.

Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией . особенности восприятия определяются всем практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности.

Воспринимая ряд незнакомых фигур, мы уже на первых фазах восприятия стараемся найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия . Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зритель­ного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. П., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. Е. Отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Основные виды восприятия

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой орган чувств (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются

Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

По степени преднамеренности принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произ­вольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуем­ся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Вос­приятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной пред­мет или явление, ознакомиться с ним.

Наши знания, инте­ресы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам и целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Целостный, или синтетический, тип восприятия: у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и подроб­ности.

Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план.

Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат. Они не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Лица, относящиеся к объяснительно­му типу

Всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается.

Виды восприятия (Столяренко «Основы психологии»): восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

При описании процесса построения образа воспринимаемого объекта различают стимулъную и деятелъностную парадигму (С. Д. Смирнов). Стимульная парадигма рассматривает процесс построения образа как реактивный (рефлекторный) процесс, в котором можно выделить три этапа:

1. Получение и селекция чувственных ощущений различной модальности от воздействующих на организм раздражителей.

2. Складывание из полученных таким образом ощущений целостного образа предмета в результате присоединения к этим ощущениям образов памяти о прошлых воздействиях данного предмета на органы чувств той же модальности, что и актуальное воздействие.

3. Применение к полученному таким образом чувственному образу различных приемов смысловой обработки (обобщение, категоризация, абстрагирование и т. п.).

Таким образом, подчеркивается, что воздействующие раздражители являются главным фактором в возникновении психических образов. Но в любой момент мы испытываем огромное количество воздействий, но не все воздействия «перерабатываем». Стимульной парадигме противостоит деятелъностная парадигма, согласно которой любой психический образ, кроме ощущения, имеет подлинно активную, а не реактивную природу. Стимуляция органов чувств служит не толчком к началу построения образа, в лишь средством для проверки, подтверждения, и, если необходимо, коррекции перцептивных гипотез, которые строятся субъектом. Пока гипотезы (пусть даже ошибочной) нет, процесс построения образа даже не может начаться. образ, который мы видим, есть не что иное, как наша собственная перцептивная гипотеза, апробированная сенсорными данными. Согласно деятелъностной парадигме познавательное действие возникает в ответ на рассогласование прогнозируемых событий на «сенсорном входе» с тем, что реально имеет место или в ответ на совершение самим субъектом действия, которое должно привести к прогнозируемому изменению чувственных впечатлений.

Дополнительно : развитие в онтогенезе . По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он опери­рует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, толь­ко начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со ста­новлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд

Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

  • III.6 Определение расчетных сил нажатия тормозных колодок на ось подвижного состава, учетного веса локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава
  • IV. Определение победителей и призеров мероприятий фестиваля
  • VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки. 1. Опишите основные патологические свойства возбудителя столбняка

  • перцепция) - психический познавательный процесс отражения в сознании военнослужащих непосредственно воздействующих на их органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении. В. - одно из важных звеньев процесса овладения знаниями.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ВОСПРИЯТИЕ

    система приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. В процессе познания В. опосредуется мышлением и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов В. относятся обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков объекта; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа В.

    В процессе В. человек познает предметы и явления в целом, а не их отд. свойства. В основе В. лежат ощущения, но В. не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт.

    Спец. органов В. нет. Материалы для В. дают анализаторы. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на разл. анализаторы (зрит., обонят., вкусовой и т. д.), т.е. любой предмет выступает как комплексный раздражитель. В. обеспечивается сложной системой нервных связей между разл. анализаторами.

    Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет и на основании показаний лишь одного анализатора.

    Согласно совр. представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т.е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. п. - во всех этих случаях создается копия, сопоставимая с оригиналом. В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.

    наиб. важные особенности В. - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность В. выражается в т. н. акте объективации, т.е. в отнесении к внеш. миру получаемых от него сведений. Предметность В. - не врожденное качество. Формирование предметности В. в онтогенезе связано с первыми практич. действиями ребенка, к-рые направлены на внеш. объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем В. выделяется в относительно самостоят. систему перцептивных действий. Целостность В. состоит в создании на основе данных ощущений целостного образа предмета или пространств. предметной ситуации, даже если нек-рые части целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. С целостностью В. связана его структурность. В. в Значит. мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, к-рая формируется в течение нек-рого времени (напр., при В. музыки отд. звук не обеспечивает понимания мелодии, в сознании слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов). Источники целостности и структурности В. лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека - с другой. Константность В. - способность перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих данный акт В.) компенсировать пространственные и пр. изменения объектов. Благодаря константности человек способен воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. В. человека тесно связано с его мышлением, в этом заключается осмысленность В.

    Осмысленно воспринять предмет - это значит. мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к нек-рой категории. В. представляет динамич. поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.

    В основе классификации В., так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в В. В соответствии с тем, какой анализатор играет в В. преобладающую роль, раличают зрит., слуховое, осязат., кинестезич., обонят. и вкусовое В. Обычно процесс В. осуществляется рядом анализаторов. Двигат. ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах В. Разл. виды В. редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды В. Напр., В. учеником текста включает такие его виды, как зрит., слуховое и кинестези-ческое. Основой др. типа классификации В. являются формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяются В. пространства, В. времени и В. движения.

    Развитие восприятия и пути его воспитания. В. формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающего мира. Элементарные формы В. начинают развиваться очень рано. Первоначально у младенца возникают малодифференцированные ощущения отд. свойств раздражителей (света, тепла, холода и т. д.). На 2-м мес жизни появляются отчетливые ориентировочные реакции, выражающиеся в определенной установке воспринимающих органов и полном или частичном торможении движений. Ребенок прислушивается к звукам и задерживает взор на предметах. В результате многократного сочетания разл. раздражителей и их подкрепления у ребенка начинают вырабатываться реакции на комплексные раздражители и на отношения раздражителей, на основе чего и возникает В. и узнавание ребенком окружающих предметов. Так, в момент кормления ребенок останавливает свой взгляд на лице матери, прислушивается к ее голосу, чувствует теплоту ее рук. Эти раздражители связываются друг с другом в единый образ матери, и ребенок вскоре начинает узнавать ее не только по виду, но и по голосу и даже по звукам ее шагов. В. у детей первоначально неразрывно связано с их предметными действиями и движениями. Видя к.-н. предмет, ребенок тянется к нему, ощупывает и передвигает его и, манипулируя таким образом, прослеживает взором контуры предмета и его отд. частей. В дальнейшем зрит. раздражения постепенно начинают вычленяться из предметного действия в самостоят. зрит. образы, в к-рых ощущения от движения рук заменяются ощущениями движения глаз по контурам и др. характерным точкам предметов. Т. о., действия ребенка с предметами лежат в основе развития В.

    Характерной особенностью В. детей в дошк. возрасте является его эмоциональная обусловленность и вместе с тем объективная ограниченность и неполнота. Ребенок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т.е. все то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребенок еще не может выделять в своем В. главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. предметов без связного описания и объяснения их значения; последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Однако вопреки мнению впервые отметивших этот факт исследователей (А. Бине, В. Штерн) сколько-нибудь строгих возрастных ос бен-ностей в этом отношении не наблюдается. Все зависит от того, насколько близки и знакомы детям воспринимаемые предметы. Большие затруднения у детей вызывает В. пространств. свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удаленности предметов, и особенно В. изображенных на картинах перспективы и движений. Очень неточным в этом возрасте является также В. времени, связанное у детей гл. обр. с их субъективными органич. ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6-7 лет.

    Большое влияние на формирование образов В. у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб. важные их особенности, в связи с чем В. у детей делается все более точным и полным и вместе с тем целенаправленным. Совершенствование действий В. (перцептивных действий) и овладение новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение В. с возрастом - приобретение им большей точности, расчлененности и т. п. Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. н. сенсорного воспитания. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. п. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и все более тонкой дифференциации разл. свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребенок уже к началу шк. возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. в соответствии со своими потреоностями и интересами.

    Дальнейшее развитие В. происходит у детей прежде всего в связи с обучением в школе. Начиная с мл. классов, проводится систематич. работа по развитию В., цель к-рой - не только расширение и уточнение наглядных знаний детей о предметах и явлениях действительности, но и воспитание определенных умений и навыков правильного В., развития наблюдательности. Этому особенно содействуют наглядность обучения, разл. лабораторные работы, экскурсии, наблюдения над явлениями природы и особенно непосредств. участие в посильной трудовой деятельности, к-рое в сочетании с уч. занятиями делает В. активным познават. процессом. Вместе с тем школа формирует эстетич. оценки худож. лит ры, живописи, скульптуры, музыки, развивая тем самым худож. вкус учащихся. Значит. влияние на развитие В. социальной действительности (взаимоотношений людей, политич. событий и т. п.) оказывают морально-нравств. позиции и мировоззрение лиц, чье мнение представляется ребенку авторитетным и значимым. Развитие В. (особенно в мл. классах) требует руководства со стороны учителей и воспитателей.

    В пед. деятельности по развитию В. необходима макс, активизация В., с тем чтобы в нем участвовали не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус и особенно двигательные ощущения, возникающие при оперировании предметами. Большое значение имеют моделирование предметов, их зарисовки и схематич. изображения, позволяющие наглядно фиксировать особенности данных предметов. Для развития точности и обобщенности В. необходимы сопоставление предметов, установление сходства и различия между ними. Спец. задача политехн. обучения заключается в развитии В. точных пространств. отношений (расстояния, величины, формы предметов).

    В наиб. полной мере развитие В. достигается при правильной организации наблюдения в процессе уч. и производств. работы учащихся. Определение задач, предварит. изучение объектов наблюдения по книгам, рисункам, фотографиям, разработка плана и, наконец, последующее описание и обсуждение результатов наблюдения - все это приводит к орга-нич. связи В. с практич. действиями и мышлением учащихся и тем самым является важнейшим средством развития их познават. деятельности.

    Неполное определение ↓

    Восприятие (перцептивный процесс) - это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

    В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

    Виды восприятия.

    В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое . Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

    Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное .

    Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Восприятие пространства - необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват-ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис-ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии .

    Восприятие времени - отражение объектив-ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос-приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель-ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея-тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо-ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек-тивно несколько растягивают временные промежутки.

    Восприятие движения - отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

    4. Свойства восприятия.

    Наиболее важные особенности восприятия - предмет-ность, целостность, структурность, константность и осмыс-ленность.

    Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре-ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден-ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се-ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю-щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.


    Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет-ного предмета.

    С целостностью восприятия связана и его структурность . Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима-ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко-торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу-шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву-чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото-рым мы столкнулись в реальном мире.

    Следующим свойством восприятия является константность . Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме-нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо-биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо-бражение, когда мы стоим возле него.

    Благодаря свойству константности , проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни-маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

    Восприятие зависит не только от характера раздраже-ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело-века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией .

    Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

    Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри-ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде-ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна-комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз-действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч-шего толкования имеющихся данных.

    Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

    Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

    Восприятие является базовой категорией психологии. Человек в процессе познавательной деятельности имеет дело не с отдельными элементами явлений или их характеристиками, а с комплексным представлением предмета. Свойства и части объекта, их габарит, вкус и запах позволяют воссоздать единую картину происходящего. Процесс слияния подобных пазлов и называется в психологической науке восприятием.

    Что такое процесс восприятия?

    Перед тем как раскрыть тему "Основные свойства восприятия", следует особое внимание уделить физиологическим механизмам данного процесса. Восприятие — это сложный процесс отражения явлений и предметов в подсознании человека, который протекает при непосредственном воздействии на органы чувств.

    Механизм отображения объектов в сознании человека достаточно сложен, так как имеет непосредственную взаимосвязь с иными процессами — мышлением, речью, вниманием и памятью. Личность вполне объективно оценивает видимый предмет, может использовать определенную дефиницию для его обозначения. Можно сделать вывод о том, что восприятие — это осмысленный акт, протекающий в сознании человека.

    Процесс восприятия имеет эмоциональную окраску, колоссально мотивирован. Из-за этого может возникнуть нарушение восприятия, когнитивный диссонанс. Исправить возникшие противоречия можно, лишь прибегнув к профессиональной психологической помощи. В ином случае подобные отклонения чреваты развитием серьезных заболеваний.

    Отличия восприятия и ощущений

    Неопытные исследователи очень часто путают свойства ощущения и восприятия, сводя их к единому процессу. Это является грубейшей ошибкой, так как две указанные дефиниции имеют существенные различия.

    Любой предмет, воздействуя на органы чувств человека, вызывает определенный эффект, который несет лишь субъективный оттенок, так как ощущается внутри. При этом реакция от субъекта, на который оказывается подобное воздействие, не следует. В отличие от ощущений при восприятии человеком предмета происходит процесс объективизации, иными словами, объект отражается в пространстве.

    Другое важное отличие ощущения и восприятия заключается в окончательных формах, которые складываются после завершения процесса. При ощущении предмета человек испытывает определенное чувство: сладкий вкус, громкий звук и др. При восприятии объекта в сознании человека всплывает образ, который имеет уникальную конструкцию. Иными словами, существуют определенные свойства образа восприятия.

    Подобные факты позволяют говорить о том, что восприятие и ощущение — это два совершенно разных процесса, несмотря на их взаимодействие в процессе социализации человека.

    Основные свойства восприятия

    Говоря о восприятии, необходимо знать, что в его структуре ученые выделяют два взаимосвязанных элемента: виды и свойства. Основной упор сделан на свойства восприятия в психологии, так как именно данная дефиниция позволяет понять суть указанного процесса.

    Итак, основными свойствами восприятия являются:

    • историчность;
    • активность;
    • предметность;
    • целостность;
    • осмысленность;
    • константность.

    Окружающий мир состоит из множества предметов, однако человек воспринимает лишь некоторые. Понять избирательность подсознания личности поможет детальное изучение каждого свойства восприятия в психологии.

    Историчность восприятия

    В научной литературе по психологии восприятие обозначается как перцептивное действие, формирование которого требует определенного количества времени. Говоря о данном свойстве, следует отметить, что перцептивное действие не является статичным, наоборот, образ формируется со временем с учетом самой человеческой деятельности и опыта. Адекватное выстраивание представления о предмете возможно лишь при последовательном изучении субъекта, а значит, историчность — это ключевое свойство восприятия.

    Активность восприятия

    Восприятие объектов невозможно без эффекторных компонентов. Каждый человек познает окружающий мир в соответствии с собственным мировоззрением, способностями, потребностями и нуждами. Иными словами, восприятие напрямую зависит от прошлого личности, его настоящего. Подобная зависимость жизненного опыта и познавательной деятельности получила научное название апперцепции, что является основой важнейшего свойства восприятия в психологии — активности.

    Предметность восприятия

    Каждый человек, воспринимая информацию с помощью органов чувств, соотносит сведения с тем или иным предметом. Данное свойство позволяет структурировать информацию, изучать ее в виде полноценного образа, а не как разнообразный набор характеристик или ощущений. Таким образом, предметность является первоосновой для нормального восприятия человеком окружающего мира.

    Целостность восприятия

    Важность данного свойства восприятия в психологии состоит в том, что благодаря целостности у человека появляется возможность воспринимать раздражители как совокупность определенных характеристик или особенностей, а не как разрозненные отрывки и элементы единой картины. Выстраивание целостного образа происходит во время мыслительной деятельности, когда в подсознании достраивается конструкция из отдельных элементов.

    Осмысленность восприятия

    Человек в отличие от животных обладает разумом, поэтому восприятие у личности - это не просто биологический процесс. Познание предмета осмысленно, иными словами, человек в полной мере осознает функции того или иного объекта, его предназначение. Благодаря осмыслению информации удается достичь максимального объективного перцептивного действия во время познания окружающего мира. Образ предмета становится объективным, что не нарушает психическое здоровье личности.

    Константность восприятия

    Константность тесно взаимосвязана с иными свойствами восприятия. Благодаря этому человек осознает не только целостный образ предмета, но и его постоянство. Объект обладает постоянными формами, размерами, цветом и весом. Примером константности восприятия является машина. Человек воспринимает автомобиль как предмет одинаково, несмотря на то, движется он или нет.

    Восприятие является одной из главнейших категорий современной психологической науки. Всестороннее изучение данного процесса позволяет понять сущность человеческого подсознания, а также избежать многочисленных психических заболеваний.