Работа

Тайна иранской принцессы. Фото и биография иранской принцессы анис аль-долях повергли всех в шок


Недавно невероятная «красота» поразила интернет. В Сети появились фото иранской принцессы, которую звали Анис аль Долях. Известно, что четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Шах Каджар фотографировал своих жен с открытым лицом и благодаря этому до наших дней дошла информация о красоте того времени.

В последнее время по социальным сетям прокатилось много фотографий иранских принцесс, которые сопровождаются поясняющим текстом, в котором говорится, что это символ красоты Ирана тех лет.
И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему, сообщает comandir.com.
Но неужели восточные красавицы выглядели именно так?

Что известно о биографии принцессы
Анис аль-Долях была любимой женой четвертого шаха Ирана Насера ад-Дина Шаха Каджара, правившего в период с 1848 по 1896 годы. У Насера был огромный гарем жен, которых он, вопреки законам Ирана той поры, фотографировал с открытыми лицами. Именно благодаря увлечению Насера ад-Дина фотоделом и его легкому отношению к строгим правилам современный мир узнал о том, какими были идеалы красоты в Передней Азии в XIX веке.

Анис аль-Долях считалась самой красивой и сексуальной женщиной той эпохи. У тучной дамы со сросшимися бровями, густыми усами и уставшим взглядом исподлобья было почти 150 поклонников. Однако Анис принадлежала только шаху. Почитателям неземной красоты аль-Долях оставалось лишь мечтать о ней, стало известно comandir.com. Некоторые мужчины, кстати, не смогли смириться со злой судьбой и наложили на себя руки из-за безответной любви, терзавшей их сердца.
В Иране XIX века женщина считалась красивой в том случае, если у нее была обильная растительность на лице и она была очень толстой. Девушек из гарема специально много кормили и практически не разрешали двигаться, чтобы те набирали вес. Анис аль-Долях отвечала всем стандартам привлекательности того времени.

Любопытный факт. Однажды Насер ад-Дин Шах Каджар во время визита в Санкт-Петербург побывал на русском балете. Шах был настолько впечатлен балеринами, что по приезду домой приказал сшить всем своим многочисленным женам юбки, напоминающие пачки. С тех пор супруги Насера ходили исключительно в коротких пышных юбчонках, круглосуточно открывающих взору их мужа аппетитные ножки в складочки.

В чем подвох?
почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра.

На Западе мечтают о «демократической, либеральной, проевропейской» России. Это мы постоянно слышим в последнее время из уст кремленологов Америки и Европы. Правда, если разобрать, что стоит за этими определениями, то суть сводится к подконтрольной, лишенной самостоятельной политики и расчлененной стране. Некоторые признают это открыто.

Ведется много разговоров о том, как же Запад допустил возрождение России в нулевые годы и как вернуть ее в лоно послушных партнеров. Утихнуть страстям не дает и бывший посол США в России Майкл Макфол - в свет вышли его мемуары.

При активном участии Макфола в Нью-Йорке состоялась дискуссия на тему «Кто виноват?». Бывший посол, конечно же, не считает себя ответственным за ухудшение российско-американских отношений и постоянно винит президента России.

Он полагает, что стал случайно избранной «жертвой новой холодной войны», заявляя: «Путин нуждался в американском враге. И он выбрал меня».

Посредством жеребьевки, надо полагать.

Почему так говорит бывший дипломат, которому запретили въезд в Россию, понятно: чего не сделаешь для продвижения своей книги . Тем более что дорожка эта проторенная: небезызвестный бизнесмен Билл Браудер, заочно осужденный в России за финансовые махинации, в свое время уже написал книгу «Как я стал врагом Путина № 1». Так что претендентов на эту «должность» на Западе достаточно.

Однако за вопросом «Кто виноват?» неизменно следует «Что делать?». Судя по большинству дискуссий с участием основных кремленологов, их ответ - «ждать». Разумеется, «смены режима в Москве».

Мол, уйдет Путин - и мы получим «прозападную» страну, следующую единственно правильным, с точки зрения американского истеблишмента, курсу. Правда, «на это потребуется смена поколений», - считают некоторые «специалисты по России».

Очень активно эту тему развивает немецкий политолог Андреас Умланд, базирующийся последние годы в Киеве. На днях в газете Die Welt он опубликовал статью, призвав уже сейчас готовиться к уходу Владимира Путина для создания затем «демократической и прозападной России».

По его мнению, «дни Путина сочтены» (ну да, «всего-то» шесть лет осталось), и этим надо воспользоваться. «Россия слишком слаба, чтобы сформировать самостоятельный полюс в многополярном мире», - уверен Умланд.

На этом основании он считает, что после «смены режима» неминуемо возвращение страны на «прозападный» путь, чему Запад должен активно способствовать уже сейчас.

Видимо, немецкий кремленолог не готов доверить российскому народу право выбора собственного курса. Ведущую роль в «вестернизации послепутинской России» он отводит Германии.

Статью Умланда обсуждают эксперты. Жаль, не все из них знают, что немецкий политолог уже высказывался об этом в украинской прессе, причем более конкретно и откровенно.

В киевской газете «Зеркало недели» Умланд подробно описал, «как сделать Россию постимперской». Он считает, что «будущую неимпериалистическую Россию» необходимо включить в «евро-атлантическую систему экономического сотрудничества и военной безопасности».

Москве следует предложить членство в «Восточном партнерстве», план по достижению безвизового режима с Евросоюзом и даже с США, соглашение об ассоциации с ЕС, а в дальнейшем - план действий по членству в НАТО.

Вот такие «пряники», по мнению Умланда, надо посулить Кремлю.

Взамен Россия должна совершить «пустяковые» шаги. Например, отдать некоторые свои территории (само собой, речь о Крыме) и фактически полностью отказаться от самостоятельной внешней политики.

Умланд даже снисходительно разрешает оставить базу в Севастополе при условии, если Украина согласится на это. Но Москва обязана полностью отказаться от поддержки Донбасса, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Сирии. Да, и еще «покаяться за зверства» на Украине и в Сирии. И вот после всего этого Запад может постепенно предоставить России упомянутые выше «пряники».

Читая все эти прожекты, невольно задаешься вопросом, в какой реальности живут западные кремленологи? Ведь все, что перечислил Умланд, - это путь, неблагоразумно выбранный Украиной. Едва ли он не понимает, что у нас перед глазами украинский пример.

Мы уже знаем, к чему привел данный эксперимент: все условные «пряники» на деле оказались «морковкой», за которой безропотно последовал послушный украинский осел.

В итоге украинцы получили распад государственности как таковой, кровавую бойню, развал экономики, массовое бегство обнищавшего населения из страны, утрату любых намеков на демократию.

Умланд выражает надежду на то, что Запад окажется «лучше подготовленным» к третьей попытке «вестернизации» России. Под первыми двумя он подразумевает февраль 1917 года и август 1991-го.

Возможно, на Западе и позабыли уже, чем закончились две предыдущие попытки, - все тем же развалом, гражданской войной, обнищанием населения, разгулом бандитизма.

Нет уж, херр Умланд и мистер Макфол, если вспомнить, во что превращалась Россия тогда и во что превратилась нынешняя Украина, последовавшая вашим сценариям, остается вежливо ответить: «Спасибо, не надо».

Владимир Корнилов

Недавно невероятная «красота» поразила интернет. В Сети появились фото иранской принцессы, которую звали Анис аль Долях. Известно, что четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Шах Каджар фотографировал своих жен с открытым лицом и благодаря этому до наших дней дошла информация о красоте того времени.

В последнее время по социальным сетям прокатилось много фотографий иранских принцесс, которые сопровождаются поясняющим текстом, в котором говорится, что это символ красоты Ирана тех лет.
И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему.
Но неужели восточные красавицы выглядели именно так?


Что известно о биографии принцессы
Анис аль-Долях была любимой женой четвертого шаха Ирана Насера ад-Дина Шаха Каджара, правившего в период с 1848 по 1896 годы. У Насера был огромный гарем жен, которых он, вопреки законам Ирана той поры, фотографировал с открытыми лицами. Именно благодаря увлечению Насера ад-Дина фотоделом и его легкому отношению к строгим правилам современный мир узнал о том, какими были идеалы красоты в Передней Азии в XIX веке.


Анис аль-Долях считалась самой красивой и сексуальной женщиной той эпохи. У тучной дамы со сросшимися бровями, густыми усами и уставшим взглядом исподлобья было почти 150 поклонников. Однако Анис принадлежала только шаху. Почитателям неземной красоты аль-Долях оставалось лишь мечтать о ней, стало известно comandir.com. Некоторые мужчины, кстати, не смогли смириться со злой судьбой и наложили на себя руки из-за безответной любви, терзавшей их сердца.
В Иране XIX века женщина считалась красивой в том случае, если у нее была обильная растительность на лице и она была очень толстой. Девушек из гарема специально много кормили и практически не разрешали двигаться, чтобы те набирали вес. Анис аль-Долях отвечала всем стандартам привлекательности того времени.


Любопытный факт. Однажды Насер ад-Дин Шах Каджар во время визита в Санкт-Петербург побывал на русском балете. Шах был настолько впечатлен балеринами, что по приезду домой приказал сшить всем своим многочисленным женам юбки, напоминающие пачки. С тех пор супруги Насера ходили исключительно в коротких пышных юбчонках, круглосуточно открывающих взору их мужа аппетитные ножки в складочки.


В чем подвох?
почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра.


В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.


Все- таки, что ни говори, а за век представления о красоте, тем более - восточной красоте, страшно изменились Те же наложницы шахов сто и чуть больше лет назад и сейчас - просто небо и земля. Впрочем, никто не утверждает, что одно красиво, а другое - нет. У всех определенно свои вкусы. Быть может, раньше и вправду усы у дамы были не рудиментом, а изюминкой...
АРД предлагает своим читателям лишь взглянуть и почувствовать разницу... Как сказал по этому поводу известный поэт, а один известный блогер российского ЖЖ его процитировал: "Ночной зефир струит эфир..."

Перед вами уникальные снимки гарема шаха Насер ад-Дин Шах Каджар, властвовавшего в Иране с 1848 по 1895 год.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

Полнота — главный критерий красоты. Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

Несравненная Анис аль-Долех — любимая жена шаха (справа).

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

Анис аль-Долех или Задушевный Друг Державы.

Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.

Несравненная Анис аль-Долех (сидит).

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме — шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.

Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха — все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Дамы из гарема в балетных пачках.

А это уже некоторые современные восточные принцессы и иконы стиля.

Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед (Sheikha Mozah Bint Nasser Al - Missned )

Шейха Моза бинт Насер аль-Миснед. Фото: instagram.com/mozahbintnasseralmissned

Вторая жена бывшего эмира Катара Хамада бин Халифа аль-Тани и мать нынешнего правителя, шейха Моза бинт Насер аль-Миснед получила блестящее образование, не прекратив его даже после замужества. Став первой леди Катара, Моза продолжает заниматься благотворительностью и продвигать идеи демократии. Помимо масштабной общественной работы, она также является специальным посланником ЮНЕСКО, имеет ряд государственных и международных должностей и даже звание дамы-командора Ордена Британской империи.

Моза считается иконой стиля. Фото: instagram.com/mozahbintnasseralmissned

Моза с завидной регулярностью попадает в списки самых стильно одетых женщин мира. Она - настоящая икона стиля! Ее коллекция нарядов поистине великолепна, и именно поэтому ее часто критикуют сторонники консервативного ислама, мол, не пристало женщине наряжаться в провокационную одежду и носить на голове тюрбан вместо традиционного платка. Недавно отметившая свой 55-й день рождения мать семерых (!) детей, шейха Моза может похвастаться поистине идеальной фигурой, все прелести которой она подчеркивает грамотно подобранной одеждой . Строгие приталенные пиджаки, закрытые платья, свободные брюки с высокой талией.

Шейха отдает предпочтение черному цвету. Фото: instagram.com/mozahbintnasseralmissned

Моза уделяет повышенное внимание fashion-тенденциям. Являясь совладелицей Модного дома Valentino , она посещает многочисленные показы, но стиль шейхи своеобразен и неповторим: даже одежду из линеек ведущих европейских домов моды она переделывает в соответствии с традиционными мусульманскими представлениями о женской одежде.

Рания аль-Абдулла (Rania Al-Abdullah)

Королева Иордании Рания аль-Абдулла. Фото: queenrania.jo

Рания - одна из самых популярных женщин арабского мира. Жена короля Иордании Абдуллы ибн аль-Хусейна аль-Хашими и мать наследника престола, она стала королевой в 1999 году. Помимо принца Хуссейна , у Рании и Абдуллы есть еще трое детей - принцХашим и две дочери - принцессы Иман и Сальма .

Одним из основных направлений деятельности королевы Рании является борьба за права женщин и детей, а также курирование Иорданского фонда - неправительственной организации, которая помогает женщинам принимать участие в экономической жизни страны и создавать новые компании.

Рания умело сочетает классический стиль с этническими мотивами. Фото: facebook.com/QueenRania

О прозападных ценностях королевы можно судить по ее нарядам. Любимая одежда Рании - джинсы, рубашки и туфли на каблуках, а на светских раутах королева появляется не иначе, как в самых элегантных нарядах от лучших европейских кутюрье. Любимые дизайнеры Рании - Джорджио Армани и Эли Сааб. И эта любовь взаимна: Армани недавно назвал ее главной музой своей жизни.

Лалла Сальма (Lalla Salma )

Принцесса Марокко Лалла Сальма. Фото: instagram.com/lalla_salmafp

Со своим будущим мужем - ныне действующим монархом МароккоМухаммедом VI бен аль-Хассаном - Сальма познакомилась, когда он был еще наследным принцем. В 2002 году, после королевского бракосочетания, Сальма получила титул Ее Королевское Высочество принцесса Лалла Сальма . «Лалла» означает высокий статус женщины, созвучно британскому «леди». К сожалению, по законам Марокко Лалла Сальма никогда не сможет стать королевой. Не влияет на это даже то, что она - единственная жена действующего правителя и мать наследника престола.

Гардероб первой леди насчитывает невероятное количество нарядов. Фото: instagram.com/lalla_salmafp

Как и положено первой леди, Лалла Сальма, помимо посещения различных светских мероприятий, занимается благотворительностью, курируя фонды борьбы с такими заболеваниями, как рак, СПИД и ВИЧ не только в Марокко, но и во всей Африке.

Свадебная фотография принцессы Лаллы Сальмы и шейха Мухаммеда VI бен аль-Хассана. Фото: instagram.com/yalwahkw

Лалла Сальма славится на весь мусульманский мир своими нарядами: по слухам, гардероб жены марокканского правителя насчитывает несколько сотен платьев, расшитых золотом и настоящими драгоценными камнями, стоимость которых может быть сопоставима со стоимостью качественного автомобиля. Для стиля Лаллы характерно сочетание европейской классики иафриканской этники , но с соблюдением многочисленных предписаний. Ее платья отличает свободный крой, длинный подол, свободные рукава, полностью закрывающие руки, и отсутствие глубокого декольте. Благодаря своему необычному стилю одежды, принцесса Лалла Сальма неоднократно попадала в различные рейтинги самых стильно одетых женщин исламского мира.

4. Амира аль-Тавил (Ameera al-Taweel )

Принцесса Амира аль-Тавил. Фото: instagram.com/ameerahaltaweel

Принцесса Амира аль-Тавил - еще одна Золушка: девушка из простой семьи среднего класса, ставшая женой принца, как и Илинка в сериале «Мои восточные ночи» .

И Амира, и ее супруг отличаются очень либеральными взглядами. Она выступает за права женщин: за право управлять автомобилем, получать образование и трудоустраиваться без необходимого разрешения на это родственника-мужчины - так называемого «опекуна».

Также Амира отказывается носить абайю - длинное традиционное арабское женское платье с рукавами, предпочитая ему чуть более закрытые версии классических европейских вечерних нарядов.

Амира умеет быть элегантной и не боится ярких оттенков в одежде. Фото: instagram.com/ameerahaltaweel

В отличие от многих арабских знатных особ, она выходит в свет в платьях средней длины. Она обладает непревзойденным чувством стиля, в котором европейский шик сочетается с исламской традиционностью. Именно поэтому Амиру уже называют иконой стиля: ее наряд на свадьбе принца Уильяма иКейт Миддлтон попал в список лучших образов мероприятия.

Фатима Кульсум Зоар Годабари (Fathima Kulsum Zohar Godabari)

Королева Саудовской Аравии Фатима Кульсум Зоар Годабари. Фото: facebook.com/fathima.zohargodabari

В отличие от Амиры аль-Тавил, Фатима - жена действующего короля Саудовской Аравии Абдуллаха ибн Абдул-Азиза аль-Сауда , поэтому ее внешний вид строго регламентирован мусульманскими нормами. Информации о Фатиме очень мало, известно лишь то, что она - одна из четырех жен главы Саудовской Аравии, которых он держит в собственном доме. Чтобы понять, насколько это высокая привилегия, надо иметь в виду, что Абдуллах вступал в брак более тридцати раз, но большинство жен монарха проживают вдали от его личных покоев .

Арабские медиа называют Фатиму красивейшей женщиной мусульманского мира - ее огромные зеленые глаза и кожа молочного цвета снискали ей славу первой красавицы. Фатима стала популярной совсем недавно, первые фотографии ее лица появились в Интернете на ее личной страничке в Facebook и Twitter в январе 2012 года. Именно тогда, по слухам, она стала женой короля Абдуллаха. После этого никаких новых снимков Фатимы журналистам раздобыть не удалось.

Стиль Фатимы можно угадать даже по немногочисленным фотографиям: королева Саудовской Аравии, безусловно, носит традиционную национальную одежду и ходит с покрытой головой. Но это не мешает ее нарядам быть интересными! В коллекции жены короля Абдуллаха насчитывается не один десяток разноцветных шелковых вариантов паранджи, украшенных причудливой вышивкой с разнообразными камнями.

Разоблачаем! Так выглядел гарем шаха? March 4th, 2017

Сейчас на главной странице в Живом Журнале висит пост , в котором утверждается, что Шах Каджар лично фотографировал свой гарем. Это как бы еще ничего, но вот там же утверждается, что среднестатистическая жена в гареме выглядела примерно так как на первом фото. Ужас какой!

А мы же привыкли, что в фильмах нам показывают гарем состоящий из восточных прелестниц, с черными, как смоль волосами и горящими глазами, которые так и манят своей красотой. А что же оказывается, что в эпоху правления Насреддина-шаха в его гареме были такие жёны, глядя на которых так и хочется сказать «Гюльчатай, закрой личико!»

Давайте все же разберемся в этой странной ситуации. Вот смотрите сами остальные фото...

Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъёмкой

Итак, нам сообщают, что одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

Полнота — главный критерий красоты

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

Несравненная Анис аль-Долех — любимая жена шаха (справа)

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

Худобой обитательницы гарема не страдали

Просмотрев эти фотографии можно было бы сделать вывод о вкусах иранского монарха — все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

Как же так! Но даже в то время все же были друге эталоны красоты!

Кстати, а вам никого не напомнила вот эта фотография?

А мне напомнила вот этого деятеля:-)

Давайте все же перейдем в разоблачению!

Эти фото ходят по интернету с подписью "Гарем". На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

В 1861 Мирза Мальком-хан в Стамбуле издал три сатирич. пьесы на социально-политич. текст: "Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана", "Методы управления Заман-хана из Боруджерда" и "Шахкулимирза отправляется в паломничество в Кербелу". Мирза Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его пьесы предназначались больше для чтения (в т-рах никогда не ставились). Во 2-й пол. 19 в. появилась пьеса на местную тему неизв. автора "Скандал в присутствии его величества", близкая сатирич. пьесам Мирзы Мальком-хана. В конце 19 в. в Иране пользовались популярностью пьесы азерб. драматурга М. Ф. Ахундова (пьесы его были переведены на перс. яз. и изд. в Тебризе отдельным сборником в 1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого зрителя в Тебризе и Тегеране в 1906.

источники