Все вопросы

УТС? Утеря товарной стоимости при ДТП, как она оценивается? Кто ее оценивает? И кто ее выплачивает? Что надо знать об аренде транспортного средства

Утеря товарной стоимости - вред, причиненный Вашему имуществу. Взыскать можно с причинителя вреда или c иного ответственного лица.Страховая компания возмещает только те расходы, которые необходимо будет понести для ремонта автомобиля. Утрату товарной стоимости вы вправе взыскать непосредственно с причинителя вреда. Если речь идет о ДТП, то взыскивается стоимость восстановительного ремонта.
Как правило же, утерю товарного вида возмещают в частном порядке, путём подачи отдельного искового заявления.
Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путём выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.
УТС по ОСАГО выплачивается СК виновника в судебном порядке, добровольно СК не выплачивает, так как есть разъяснения РСА (организация, контролирующая страховщиков ОСАГО), что УТС не относится к реальному ущербу и возмещению в рамках ОСАГО не подлежит. Судебная практика однозначна для судов общей юрисдикции:

У Т В Е Р Ж Д Е Н Ы
постановлением Президиума
Верховного Суда
Российской Федерации
от 10 августа 2005 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Следует отметить, что договор автотранспортного средства - это специфический договор аренды, поэтому к нему применяются общие положения об аренде (разумеется, с поправкой на особенности данного договора).

Основная особенность данного договора аренды - это его предмет, т. е. транспортное средство. Следует максимально чётко определять, какой именно объект передаётся по данному договору и может ли он считаться транспортным средством.

Нормативно-правовые акты дают различные определения транспортного средства. Так, транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём (ст. 2 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 1 Федерального закона от 25.04.02 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства от 23.10.93 № 1090).

Относительно строительной техники

Как правило, если предметом договора является автотранспорт, то проблем с квалификацией не возникает. Если же в пользование предоставляются самоходные машины или строительная техника, то могут возникнуть вопросы о том, относятся ли они к транспортным средствам.

Чётких критериев, по которым можно отграничить самоходные машины от прочих транспортных средств, нормативно-правовые акты не устанавливают. Суды в некоторых случаях, в зависимости от ситуации, считают правомерным заключение договора аренды транспортного средства в отношении самоходных машин, прежде всего строительной техники (например, определение ВАС РФ от 16.10.09 № ВАС-13577/09, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.11 № А79-9077/2010). В других ситуациях, напротив, суды усматривают признаки договора возмездного оказания услуг (определение ВАС России от 19.05.11 № ВАС-6007/11, постановление ФАС Уральского округа от 11.05.10 № Ф09-3190/10-С3).

С экипажем или без?

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель осуществляет:

  • управление и техническую эксплуатацию арендованного транспортного средства (ст. 632 ГК РФ);
  • содержание транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт (ст. 634 ГК РФ);
  • расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией (оплата топлива и др.) (ст. 636 ГК РФ);
  • расходы на страхование (ст. 637 ГК РФ);
  • оплату услуг членов экипажа и расходы на их содержание (ст. 635 ГК РФ), -

а также несёт ответственность за причинённый вред (ст. 639 и 640 ГК РФ).

По договору аренды транспортного средства без экипажа:

  • управление и техническую эксплуатацию арендованного транспортного средства;
  • содержание транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт;
  • расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией (оплата топлива и др.), и на страхование;
  • оплату услуг членов экипажа и расходы на их содержание -

осуществляет арендатор. Он же несёт ответственность за причинённый вред.

Предмет договора должен быть индивидуализирован

Транспортное средство - это индивидуально определённый вид имущества. У такого имущества имеются присущие исключительно ему уникальные характеристики, которые необходимо указать при заключении договора.

Это правило установлено пунктом 3 статьи 607 ГК РФ: «В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключённым».

Нормативно-правовые акты не дают чёткого перечня элементов, которые должны быть указаны в договоре и при отсутствии которых договор считается незаключённым. Как правило, эту задачу решают суды, анализируя конкретные дела. Как правило, суды соглашаются с тем, что в договорах должны быть:

  • вид (тип) транспортного средства;
  • марка транспортного средства;
  • его регистрационный номер;
  • год выпуска;
  • номер шасси и кузова;
  • цвет.

С большой степенью вероятности можно утверждать, что отсутствие в договоре одного из этих признаков может повлечь за собой признание договора аренды транспортного средства незаключённым.

Разумеется, произвольное, основанное на формальных основаниях признание договора незаключённым нарушает волю сторон на совершение и исполнение сделки, не противоречащей закону. То есть если стороны докажут, что между ними нет и не было спора относительно объекта аренды, то нет оснований для признания договора незаключённым (постановление ФАС Московского округа от 20.09.11 № А40-19705/ 11-53-167).

О форме договора

Закон требует, чтобы договор аренды транспортных средств был заключён в письменной форме, но не оговаривает, что договор должен быть составлен в форме единого документа (ст. 633, 643 ГК РФ).

Таким образом, индивидуализирующие признаки транспортного средства могут быть указаны не только непосредственно в договоре, но и в приложениях к договору. Это могут быть приложения, акты, заявки - главное, чтобы из содержания данных документов с очевидностью следовало, что они относятся к данному договору.

Кто должен осуществлять содержание транспортного средства? Этот вопрос часто становится камнем преткновения в спорах по договорам аренды.

Общие правила таковы:

  • если заключён договор аренды с экипажем, то обязанность по содержанию транспортного средства - обязанность арендодателя (ст. 634 ГК РФ);
  • если заключён договор аренды без экипажа, то обязанность по содержанию - обязанность арендатора.

Несоблюдение указанных правил может повлечь за собой признание ничтожным спорного условия договора аренды транспортного средства.

По срокам

Сразу оговоримся: в отличие от стандартных договоров аренды договор аренды автотранспорта не пролонгируется на неопределённый срок (ст. 621, абз. 2 ст. 632, абз. 2 ст. 642 ГК РФ).

Поэтому вряд ли стоит рисковать и включать в договор аренды транспортного средства условие об автоматическом продлении договора.

Я не говорю, что это условие запрещено включать в договор. Можно, но если возникнет судебный спор, то суд может признать неправомерным установление в договоре условия о его автоматическом возобновлении на новый срок.

Какие документы должен передать арендодатель

Арендодатель обязан при осуществлении передачи транспортного средства передать имущество вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. д.) (ст. 611 ГК РФ).

Если такие принадлежности и документы переданы не были, то арендатор не сможет пользоваться имуществом в соответствии с его назначением. И на этом основании он вправе:


расторжения договора и возмещения убытков.

Особенно этот вопрос актуален для договоров аренды транспортного средства без экипажа: в данном случае управление транспортным средством осуществляет арендатор, который не является собственником данного имущества. Понятно, что использование транспортного средства без необходимых документов или просто затруднительно, или вообще невозможно.

Так, водитель обязан иметь при себе регистрационные документы, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (п. 2.1.1 Правил дорожного движения), и за отсутствие у водителя транспортного средства документов, предусмотренных ПДД, установлена административная ответственность (ст. 12.3 КоАП РФ).

Таким образом, непередача арендатору необходимых документов на транспортное средство может повлечь для него наступление неблагоприятных последствий.

К регистрационным документам относятся свидетельство о государственной регистрации транспортного средства и технический паспорт (технический талон) - это установлено пунктом 7 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001).

Таким образом, есть основания полагать, что это и есть минимальный перечень документов, которые арендодатель обязан передать арендатору вместе с транспортным средством.

Что до паспорта транспортного средства (ПТС), то он не является документом, подлежащим передаче вместе с арендованным транспортным средством, так как он не является регистрационным документом.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 611 ГК РФ если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может:

пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо
в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, -

то он вправе:

  • потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или
  • расторжения договора;
  • возмещения убытков;

приостановить исполнение своей обязанности по внесению арендной платы (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.02 № 66).

Произвольное, основанное на формальных основаниях признание договора незаключённым нарушает волю сторон на совершение и исполнение сделки, не противоречащей закону.

Вряд ли стоит рисковать и включать в договор аренды транспортного средства условие об автоматическом продлении договора.

Марина ДАШЕВСКАЯ, юрист

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам для работы в условиях от тундры до пустынь, способным перемещаться как по суше, твердому грунту, так и по болотам, снегу, а также по воде, и может быть реализовано, например, в качестве товара массового спроса для рыбаков, в спортивных целях, а также для служб лесоохраны, МЧС, пограничников, таможенников и т.д. Транспортное средство содержит несущую раму с осью под разнесенные по обе ее стороны передние колеса и осью под задние колеса, сопряженные между собой и установленные за креслом водителя, двигатель, взаимодействующий с задними колесами, и рулевой механизм. Межосевое расстояние несущей рамы выполнено в пределах 1,7-2,1 по отношению к диаметру заднего колеса. Задние колеса сопряжены между собой и могут быть выполнены с кольцевой выемкой между собой, или с кольцевой выемкой, в которой размещены по форме ее поперечного сечения лопасти, или как единое целое со сплошной опорной поверхностью. Ширина передней части несущей рамы выполнена меньше ширины задней части. Задние и передние колеса могут быть выполнены с шинами низкого давления. Диаметр заднего колеса превышает диаметр передних колес. Передние колеса могут быть при необходимости заменены лыжами. Технический результат - повышение эксплуатационных свойств транспортного средства при упрощении конструкции, снижении массы и стоимости. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам для работы в условиях от тундры до пустынь, способным перемещаться как по суше, твердому грунту, так и по болотам, по снегу, а также и по воде, и может быть реализовано, например, в качестве товара массового спроса для рыбаков, в спортивных целях, а также для спецслужб (лесоохраны, МЧС, пограничники, таможенники и т.д.).

Традиционно используемый транспорт гусеничного или колесного типов легко повреждает нежный растительный покров зон тундры, степей и пустынь, что приводит к появлению промоин, оврагов, сохраняющихся затем много лет. В этих условиях основным требованием к транспортным средствам является ограничение удельной нагрузки на грунт. Экспериментально установлено, что эта величина не должна превышать 200 г/см 2 .

Известно транспортное средство, содержащее корпус из соединенных крыльями боковых понтонов-поплавков и снабжено силовым приводом с двигателем, силовой передачей на движитель с вращающимся внешним ободом, колесной ходовой частью и органами управления. Внутренний неподвижный обод силового привода установлен на переднем крыле с возможностью разворота влево и вправо относительно его плоскости на вертикальной оси от П-образной ручки, с выведенными на нее органами дистанционного управления силовым приводом с двигателем, при этом боковые понтоны-поплавки корпуса выполнены в виде вертикально поставленных крыльев, размах которых меньше хорды, а сиденья размещены в кузове (см. патент России № 2048993, кл. В 60 F 3/00, 1992 г.).

Известное транспортное средство хорошо перемещается как по суше в условиях бездорожья, так и по воде.

Однако это транспортное средство характеризуется сложностью конструкции, имеет повышенную массу, низкую маневренность и, кроме того, для него необходим дополнительный транспорт для доставки его к месту назначения.

Известно транспортное средство, относящиеся к классу мотовездеходов (ATU) Polaris SPORTSMAN 500 H.О., содержащее несущую раму с осями под разнесенные по обе их стороны передними и задними колесами с высоким центром тяжести, кресло пилота, смещенное к задним колесам, двигатель, взаимодействующий с передними и задними колесами и рулевой механизм (см. прилагаемый рекламный лист).

Известное транспортное средство обеспечивает возможность передвижения в условиях бездорожья и значительных неровностях грунта со значительной скоростью и надежностью, а также легко преодолевает неглубокие водоемы.

Однако это техническое устройство имеет большую массу, становится опасным для перемещения по тонкому льду, у него отсутствует плавучесть, для перемещения в глубокой воде требуются дополнительные механизмы, его невозможно использовать по преодолению сильно заболоченных, нетвердых грунтов без повреждения растительного покрова, для него необходимо дополнительное транспортное средство для доставки к месту назначения. Кроме того, это транспортное средство имеет очень высокую стоимость.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышение эксплуатационных свойств транспортного средства при упрощении конструкции, снижении массы и стоимости.

Технический результат при осуществлении изобретения - повышение проходимости по суше, воде и нетвердом грунте, исключение переналадки перед преодолением водных преград, максимальное снижение нагрузки на грунт, упрощение управления транспортным средством.

Поставленная задача достигается тем, что транспортное средство содержит несущую раму с осью под разнесенные по обе ее стороны передними колесами и осью под задние колеса, кресло пилота, размещенное между передними и задними колесами, двигатель, взаимодействующий с задними колесами, и рулевой механизм, причем межосевое расстояние несущей рамы выполнено в пределах 1,7-2,1 от диаметра задних колес, а задние колеса установлены за креслом пилота и соединены друг с другом боковыми поверхностями с образованием между их периферийными частями кольцевой выемки по периметру колес, или с упомянутой кольцевой выемкой, в которой размещены лопасти, или задние колеса имеют прямоугольную в поперечном сечении форму и соединены друг с другом боковыми поверхностями без зазоров по их высоте.

Диаметр заднего колеса превышает диаметр передних колес. Ширина передней части несущей рамы выполнена меньше ширины задней части. Задние и передние колеса выполнены с шинами низкого давления. Задние и передние колеса выполнены с шинами обычного давления. Лопасти выполнены по форме поперечного сечения кольцевой выемки. Лопасти расположены равномерно по диаметру кольцевой выемки. Лопасти расположены неравномерно по диаметру кольцевой выемки.

От прототипа заявляемое изобретение отличается тем, что межосевое расстояние несущей рамы выполнено в пределах 1,7-2,1 от диаметра задних колес, а задние колеса установлены за креслом пилота и соединены друг с другом боковыми поверхностями с образованием между их периферийными частями кольцевой выемки по периметру колес, или с упомянутой кольцевой выемкой, в которой размещены лопасти, или задние колеса имеют прямоугольную в поперечном сечении форму и соединены друг с другом боковыми поверхностями без зазоров по их высоте.

Каждый из этих признаков является существенным и в совокупности достаточными для решения поставленной задачи.

Выполнение диаметра заднего колеса больше диаметра передних колес, выполнение ширины передней части несущей рамы меньше ширины задней части, выполнение лопастей по форме поперечного сечения кольцевой выемки, равномерное или неравномерное расположение лопастей в кольцевой выемке, выполнение передних и задних колес с шинами низкого давления или с шинами обычного давления являются признаками частного исполнения.

Выполнение межосевого расстояния несущей рамы в пределах 1,7-2,1 от диаметру задних колес способствует высокой проходимости, маневренности при эксплуатации в тяжелых дорожных условиях (по бездорожью, заболоченной местности, снеговой целине и по воде) транспортного средства.

Установка соединенных задних колес за креслом пилота обеспечивает максимальное смещение низкого центра тяжести транспортного средства в их сторону, что делает это его положение практически постоянным при любом положении разнесенных по оси передних колес. В любом положении передних ведомых колес, при преодолении неровностей почвы, низкий центр тяжести повышает поперечную устойчивость транспортного средства и предохраняет его от перевертывания, повышает его проходимость и надежность.

Выполнение задних колес, соединенных между собой, увеличивают опорную поверхность заднего колеса, способствующую сохранению нежного растительного покрова тундры, степи или пустыни. Размещение такого заднего колеса за креслом пилота в совокупности с разнесенными по оси передними колесами способствует сохранению равновесия и устойчивости всей конструкции транспортного средства при преодолении препятствий (кочки, барханы, торосы).

Вариантов исполнения соединения задних колес три. Каждое из них используется для определенного состояния почвы. Выполнение заднего колеса с кольцевой выемкой или как единое целое со сплошной опорной протекторной поверхностью применяются при передвижении по твердому грунту.

Размещение в кольцевой выемке между соединенными задними колесами лопастей, расположенных на расстоянии друг от друга, способствует созданию движителя по воде, позволяющего развивать значительную скорость. Тяга, развиваемая в воде, достаточна для выхода на берег с довольно большим уклоном. Лопасти не препятствует движению по твердой поверхности или почвам, обладающим небольшой несущей способностью, не требует устройства для переключения с режима движения по твердой поверхности на режим движения на плаву.

Все вышеописанные признаки в отдельности, в принципе, известны, но в предлагаемой совокупности и размещении их между собой позволяют создать транспортное средство, вездеход-амфибия, отличающееся высокой проходимостью, маневренностью, простотой конструкции, малым весом, надежностью в работе, долговечностью и дешевизной.

На фиг.1 представлено транспортное средство, общий вид транспортного средства с задним колесом, выполненным с единой опорной протекторной поверхностью; на фиг.2 - заднее колесо выполнено с кольцевой выемкой между соединенными колесами, в которой размещены лопасти; на фиг.3 - заднее колесо с кольцевой выемкой.

Транспортное средство содержит несущую раму 1 с осями 2 и 3, соответственно под передние колеса 4 и задние колеса 5. Ширина передней части несущей рамы 1 выполнена меньше ширины задней части. Передние колеса 4 разнесены по обе стороны на оси 2. Задние колеса 5 соединены между собой и размещены на оси 3 за креслом пилота 6. Кресло пилота 6 размещено на несущей раме 1 и смещено к задним колесам 5. На несущей раме 1 установлен двигатель 7, взаимодействующий с задними колесами 5, и рулевой механизм 8. По одному варианту - соединенные друг с другом боковыми поверхностями без зазоров по их высоте задние колеса 5 выполнены как единое целое со сплошной опорной протекторной поверхностью 9 (см. фиг.1), при этом задние колеса имеют прямоугольную в поперечном сечении форму. По другому варианту - задние колеса 5 соединены друг с другом боковыми поверхностями с образованием между их периферийными частями кольцевой выемки 10 по периметру колес (см. фиг.3). Еще по одному варианту - соединенные задние колеса 5 выполнены с кольцевой выемкой 10, в которой размещены на расстояние друг от друга лопасти 11. Форма лопастей 11 соответствует форме поперечного сечения кольцевой выемки 10 и не выходит за пределы опорных протекторных поверхностей 9 каждого из колес (фиг.2). Лопасти 11 в кольцевой выемке 10 могут быть размещены как равномерно, так и неравномерно по ее диаметру. Заднее колесо 5 - ведущее, а передние 4 колеса - ведомые выполнены с шинами низкого давления при использовании их в условиях тундры, лесотундры или болот. Диаметр передних колес 4 выполнен меньше диаметра заднего колеса 5. При необходимости (при движении в условиях снежного грунта) передние колеса 4 можно заменить сменными лыжами (не показано). Кресло пилота 6, при необходимости, можно разместить на рессорах, укрепленных на несущей раме 1. Рулевой механизм 8 выполнен в виде механизма реечного типа. Такая конструкция реечного механизма обеспечивает возможность синхронного поворота передних колес 4. Расстояние между осями 2 и 3 на несущей раме 1 выполнено в пределах 1,7-2,1 от диаметра задних колес 5, способствует повышению проходимости и маневренности. Несущая рама 1 выполнена с гладким днищем 12, которое выполняет роль лыжи при преодолении препятствий и не позволяет "зависать" транспортному средству на неровностях почвы (кочки, торосы, барханы и др.).

Предлагаемое транспортное средство работает следующим образом.

Пилот занимает место в кресле 6. Включением двигателя 7 пилот приводит в движение транспортное средство. Транспортное средство свободно передвигается по дорогам общего пользования, ему не требуется дополнительный транспорт для доставки его к месту назначения. Размещение сдвоенного заднего колеса 5 за креслом пилота 6 смещает центр тяжести максимально к ведущему заднему колесу 5 для большей его загрузки, в результате чего все время сохраняется контакт с неровностями почвы, что значительно повышает проходимость по пересеченной местности со значительной скоростью в условиях бездорожья. При использовании транспортного средства в пустынях, степях, т.е. лишенных водных преград, применяют соединенные задние колеса, выполненные как единое целое со сплошной опорной протекторной поверхностью или с кольцевой выемкой. При наличии водных пространств, рыхлого снега или в тундре применяют сопряженные задние колеса с кольцевой выемкой с размещенными в ней лопастями. В этих условиях применяют колеса с шинами низкого давления. Тяга, развиваемая в воде, достаточна для выхода из воды на лед или берег с довольно большим уклоном. При передвижении по тундре, степи и пустыне не нарушается растительный покров, так как удельная нагрузка на грунт получается меньше допустимой нормы. В зимних условиях или при наличии снега передние ведомые колеса заменяются сменными лыжами. Предлагаемое транспортное средство с достаточной скоростью передвигается по дорогам общего пользования и легко в управлении. Кроме того, транспортное средство характеризуется низким расходом топлива. Экспериментальный образец был испытан на побережье Таймыра, на дрейфующих льдах и в пустынях Казахстана. На водной поверхности он развивает скорость до 10 км в час. Испытания подтвердили его надежность, проходимость по бездорожью и маневренность.

Конструкция транспортного средства компактна, проста в изготовлении и обладает малым весом и стоимостью. Предлагаемое транспортное средство мобильно, маневренно, обладает большой проходимостью, надежно в работе, легкоуправляемо и может быть использовано в любое время года для передвижения в условиях бездорожья на любой сильнопересеченной местности и при любом состоянии почвы, а также в воде.

1. Транспортное средство, содержащее несущую раму с осью под разнесенные по обе ее стороны передние колеса и осью под задние колеса, кресло пилота, размещенное между передними и задними колесами, двигатель, взаимодействующий с задними колесами, и рулевой механизм, отличающееся тем, что межосевое расстояние несущей рамы выполнено в пределах 1,7-2,1 от диаметра задних колес, а задние колеса установлены за креслом пилота и соединены друг с другом боковыми поверхностями с образованием между их периферийными частями кольцевой выемки по периметру колес.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что диаметр задних колес превышает диаметр передних колес.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что ширина передней части несущей рамы выполнена меньше ширины задней части.

4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что задние и передние колеса выполнены с шинами низкого давления.

5. Транспортное средство, содержащее несущую раму с осью под разнесенные по обе ее стороны передние колеса и осью под задние колеса, кресло пилота, размещенное между передними и задними колесами, двигатель, взаимодействующий с задними колесами, и рулевой механизм, отличающееся тем, что межосевое расстояние несущей рамы выполнено в пределах 1,7-2,1 от диаметра задних колес, задние колеса установлены за креслом пилота и соединены друг с другом боковыми поверхностями с образованием между их периферийными частями кольцевой выемки по периметру колес, а в упомянутой выемке между задними колесами размещены лопасти.

6. Транспортное средство по п.5, отличающееся тем, что лопасти выполнены по форме поперечного сечения кольцевой выемки.

7. Транспортное средство по п.6, отличающееся тем, что лопасти расположены равномерно по диаметру кольцевой выемки.

8. Транспортное средство по п.6, отличающееся тем, что лопасти расположены неравномерно по диаметру кольцевой выемки.

9. Транспортное средство по п.5, отличающееся тем, что диаметр задних колес превышает диаметр передних колес.

10. Транспортное средство по п.5, отличающееся тем, что ширина передней части несущей рамы выполнена меньше ширины задней части.

11. Транспортное средство по п.5, отличающееся тем, что задние и передние колеса выполнены с шинами низкого давления.

12. Транспортное средство, содержащее несущую раму с осью под разнесенные по обе стороны передние колеса и осью под задние колеса, кресло пилота, размещенное между передними и задними колесами, двигатель, взаимодействующий с задними колесами, и рулевой механизм, отличающееся тем, что межосевое расстояние несущей рамы выполнено в пределах 1,7-2,1 от диаметра задних колес, а задние колеса имеют прямоугольную в поперечном сечении форму, соединены друг с другом боковыми поверхностями без зазоров по высоте и установлены за креслом пилота.

13. Транспортное средство по п.12, отличающееся тем, что диаметр задних колес превышает диаметр передних колес.

14. Транспортное средство, по п.12, отличающееся тем, что ширина передней части несущей рамы выполнена меньше ширины задней части.

15. Транспортное средство по п.12, отличающееся тем, что задние и передние колеса выполнены с шинами низкого давления.