Психология

Тематика и художественные особенности «Сказок» М. Основные темы и проблемы сказок М

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки - итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык - аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин в 1869-м, а также в 1880-1886-х годах. Среди огромного наследия Щедрина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью.

В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).

Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.

Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле - это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать). И сам Топтыгин спрашивает: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают! ” Сказка “Дикий помещик” - произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.

Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его “рою” трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. “...Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья”.

Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пискарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека.

Обыватель-“пискарь” считает основным смыслом жизни лозунг: “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Ему всегда казалось, что он живет правильно, по наказу его отца: “Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба”. Но вот пришла смерть. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?” На все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто. “Он жил и дрожал - только и всего”. Смысл щедринской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человека, заключается в словах: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари”. Таким образом, “пискарь” - это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.

Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.

Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. "Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случай-но называют итоговым произведением ав-тора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, кото-рые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России выска-зывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увле-чен «народной» идеей и сетовал на пассив-ность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни об-ратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается». Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность писателя и его ли-тературное творчество.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех - великая сила. Вот и в «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чи-новников, помещиков, либеральную интел-лигенцию. Показывая беспомощность и ник-чемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щед-рин высказывает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.

Так, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух ге-нералов, оказавшихся на необитаемом ост-рове. Несмотря на то, что кругом было в изо-билии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.

Чиновники, которые «родились, воспита-лись и состарились» в какой-то регистрату-ре, ничего не понимали и не знали «даже слов никаких», кроме разве что фразы: «При-мите уверение в совершенном моем почте-нии и преданности», генералы делать-то ни-чего не умели и совершенно искренне вери-ли, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто «где-ни-будь спрятался, от работы отлынивает». И мужик действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.

В этой сказке Салтыков-Щедрин высказы-вает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно под-чиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке «Дикий помещик». Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Ку-чум-Кильдибаев всячески притесняет мужи-ков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Че-рез некоторое время «весь он... оброс воло-сами... а когти у него сделались железными». Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скры-тые силы народа видна в сказке «Коняга». Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью. Все ее существование заключается в беско-нечной тяжелой работе, а тем временем сы-тые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Ско-рее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под пустоплясами интелли-генцию, переливавшую из пустого в порож-нее, рассуждая о судьбах русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен кре-стьянин-труженик.

Героями «Сказок» зачастую становятся звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их основе лежит русский народный фольк-лор. Обращение к нему позволяет Салтыко-ву-Щедрину е лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку «Медведь на воеводстве». Три Топтыгина — это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, «а так, скоти-на», а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их прав-ления здесь ни при чем. Мы видим, что ни-что не изменило общий неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. «Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая те-ория неблагополучного благополучия», — иронизирует автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены са-модержавия ничего не изменится.

Говоря об идейном содержании «Сказок» Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булга-ков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и пока-зали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы раз-вития природы, общества. Мы можем ска-зать, что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полеми-зирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыко-ва-Щедрина. События начала XX века приве-ли мыслящую интеллигенцию к разочарова-нию в народе, в то время как «мысль народ-ная» в XIX веке была определяющей у многих русских писателей. Но тем богаче наше лите-ратурное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.

Тема; Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Цели и задачи урока:

Образовательные: закрепить знания по биографии М. Е. Салтыкова - Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; повторить значение литературных терминов;

Воспитательные: воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напомнить о цене человеческой жизни, о ее смысле;

Развивающие: развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность в наши дни, развивать творческие способности.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

2. Проверка знаний.

1. Что вы помните из биографии писателя?

2. Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И. Н. Крамским в 1887г.).

Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.

А. В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника! «

А вот отзывы Н. К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как - то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски - добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».

3. Какие факты биографии Салтыкова - Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?

Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился Салтыков - Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушил, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», - вспоминал писатель-сатирик об учебе в лицее. Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом - утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.

Уже первые произведения (повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) затронули тему социального неравенства). Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу». По решению Николая I Салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.

Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник». На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…». Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков - Щедрин ушел в отставку. («Я - писатель, в этом мое призвание».)

Знакомство с Некрасовым, работа в «Современнике» и «Отечественных записках» (журнальной деятельности Щедрин отдал все свои силы, знания и талант). Салтыков - Щедрин стал примером для своих товарищей по журналам. (Некрасов: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно… Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли»). Происходило как бы взаимное влияние (Салтыков - Щедрин - товарищи по журналу).

4. Каким человеком представляется Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин - писатель-сатирик, критик и публицист?

Салтыков - Щедрин - человек необычайной работоспособности. Работа для него - непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку – другую», сколько мог»(С. Н. Кривенко).

Салтыков - Щедрин представляется прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице – Робеспьером». Щедрин - создатель сатирических произведений.

5. Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира - обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально - классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих - характерах и отношениях.) Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова - Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».

3. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя .

У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию. Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше.

Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.

2. История создания сказок.

В 80-е годы XIX века Салтыков - Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик. 80-е годы – «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.

Запись в тетрадях:

«Сказки (для детей изрядного возраста)» - итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова - Щедрина, своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

3. Проблематика и поэтика сказок.

Основные темы сказок.(Записи на доске.)

1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел – меценат», «Сказка о ретивом начальнике»)

2. Народ и господствующие классы: отношения мужика и барина. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

3. Положение народа («Коняга», «Кисель»)

4. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась – идеалист», «Вяленая вобла»).

5. Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

4. Работа над литературными терминами.

Сатирические приёмы:

Ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

Сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

Гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

Гипербола - чрезмерное преувеличение.

Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

Салтыков - Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно - тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова - Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально - исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно - исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы - гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.

5. Анализ сказок Салтыкова - Щедрина.

«Премудрый пискарь» (1882-1883)

Время написания и публикации сказки - трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков - Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

1. Какое впечатление произвела сказка?

2. Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним - умный, рассудительный. Антоним - глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный).

3. Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…)

4. А какие заветы оставляют своим детям другие отцы - герои классических произведений русской литературы?

Чичиков: «Копи копейку, копейка не выдаст».

Молчалин: «Угождать всем людям без изъятья…»

Петр Гринев: «Береги платье снову, а честь смолоду».

5. К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)

6. Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.)

7. Итог жизни пискаря?

8.Что за мысли «посещают» его перед смертью?

9. Почему сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу наделенную обывательскими чертами?

Выводы (записать в тетради):

М. Е. Салтыков - Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Не друзей у него не родных ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!». Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков - Щедрин приписал мелкой и жалко рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

«Дикий помещик»

2. Каково отношение к мужику? (жалость - после отмены крепостного права жизнь не стала лучше, горечью проникнуты слова, обращение к народу. Терпит притеснения помещиков, к богу обращается с молитвой. В сказке звучит призыв - вопрос Некрасова «Ты проснешься ли исполненный сил?»).

3. Какой вывод можно сделать? (Народ - создатель материальных и духовных ценностей. Без него наступает голод и одичание.

4.К какой теме относится сказка? (Отношения мужика и барина).

6. Значение сказок Салтыкова-Щедрина.

Значение сказок велико:

«… то, что господин Салтыков называет сказками вовсе не отвечает своему назначению: его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…» (Из доклада цензора Лебедева).

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок сказок Салтыкова - Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения и народу и гражданских чувств в русских людях.

7. Письменная самостоятельная работа

Вопросы.

1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?

2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?

3. Как Салтыкову-Щедрину удалось ему избежать каторги?

4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»?

5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?

8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?

9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную... и звание... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?

1. Царскосельский лицей.

2. Кружка М. В. Петрашевского.

3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.

4. «Вятский плен» - почти 8 лет (1848-1855).

5. «История одного города» - Глупова, с 1731 по 1826 г.

6. «Современник» и «Отечественные записки».

7. Пенкосниматели.

8. Смех сквозь негодование.

9. «...литературу», «...литератора».

10. 32 сказки.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.

8. Викторина по сказкам.

Назвать сказки, написанные С-Щедриным.

Перечислить героев сказок: медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла.

В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»? («Орёл-меценат»).

Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.)

Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки).

Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы.)

Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок? (Ответы учеников.)

9. Подведение итогов

Назовите основные темы сказок Салтыкова – Щедрина

Какими средствами художественной выразительности пользуется автор?

В чем актуальность сказок в наши дни?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание

Написать мини - сочинение «О существовании героев Салтыкова - Щедрина в наше время».

Текст практической работы№7.

Между тем заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро чуть-чуть поменьше, причудливой формы и цвета: вода в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а какая-то бурая. Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожилы здешних мест. К юго-востоку от озёр простираются широкие водяные глади и топи. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий и превратившиеся впоследствии в гигантские болота.

В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием – Поганому озеру. По совету сторожа, приютившего нас, мы прихватили с собой непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

Два часа пробирались мы к озеру, обходя трясины и пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то колючего растения, затем чащобу, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландышей. Их правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, искусно придавшим им геометрически правильную форму, зашелестели у наших лиц.

В продолжение получаса мы предавались покою. Поднимаешь голову, а над тобой шумят сосны, величественные, стройные, верхушками упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы.

Кругом никого и ничего. Только темно-желтые сухие листья кружатся в воздухе. Позвать кого-нибудь? Попробуйте, крикните! Никто не услышит. Если вы крикнете громче, эхо отзовется вдалеке. Не рассчитывайте встретить здесь одинокого человека.

Сказка - один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.

К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.

а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.

б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами

современности.

Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков- Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

Сказка «Дикий помещик» (1869) начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» - газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:

«Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть - все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».

Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: «Куда девался мужик - никто того не заметил». Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.

Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: «...хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Ирония звучит в этих словах. Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с «актерками», приглашенный

в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!»; и, наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость

помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». А глупый помещик

стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».

Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. «Думает, какие он машины из Англии выпишет», чтоб холопского духу нисколько не было. «Думает, каких коров разведет». Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?..» В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала «оброс волосами... ногти у него сделались, как железные... ходил все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще неприобрел». Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: «словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: «...только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

А почему так?

А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элементб использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь». Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.

Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:

И откуда вы, шельмы, берете!!!» Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.

Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи - проблему судьбы русского народа.

Изначально жанровое своеобразие фольклорной сказки — это:

  • одушевление сил природы,
  • фантастический элемент,
  • счастливый конец,
  • постановка вечных проблем,
  • положительные и отрицательные герои,
  • оптимизм,
  • образность,

а также поэтика фольклора:

  • повтор, устойчивые обороты,
  • стандартные зачин и концовка,
  • сравнения, образы-символы,
  • параллелизм, постоянные эпитеты,
  • юмористический элемент.

Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые, анекдотические, сказки о животных.

Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Обращение к жанру сказку не только отвечало самому таланту Салтыкова-Щедрина, не только позволяла проходить рогатки царской цензуры, но и наиболее органично соответствовало задачам автора — открыто высказаться о тех социальных вопросах и проблемах, которые волновали самого писателя и его современников.

» …неизменный предметом литературной деятельности всегда был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.»(Салтыков-Щедрин)

Герои и адресаты

По жанровой природе «Сказки» этого писателя представляют собой сплав сказки и басни. Свободная форма изложения, волшебные превращения, время и место действия («в некотором царстве», «некогда»), поэтика фольклора взяты писателем из жанра народной сказки. Из басни пришли образы животных, за которыми скрывается характер определенного человека, его герои — самоотверженный заяц, орел-меценат, медведь на воеводстве, коняга, а также люди, которые тоже представлены обобщенно — дикий помещик, два генерала, мужик.

«дети изрядного возраста»,

то есть те, кто сохранил наивные иллюзии прекрасного юношества. Щедрин высмеивает таких людей, показывает им жестокую действительность.

Язык сказок Салтыкова-Щедрина — художественные приемы

Своеобразие его сказок — в тех приемах, которые использовал автор. Прежде всего, это прием эзопова языка — прием полунамеков, иносказания. Так, например, в сказке «Дикий помещик», которая начинается со слов

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…»,

далее говорится, что этот помещик любил читать газету «Весть», саму реакционную газету того времени, что сразу определяет мировоззрение героя. Использует автор и приемы иронии сарказма (едкой, злой иронии). Так в той же сказке крестьяне говорят о помещике:

«…хоть и глупый у нас помещик, а разум ему дан большой».

Использует писатель и (изображения в преувеличенно или преуменьшенно уродливо-комическое виде): портрет дикого помещика, оставшегося без крестьян:

«…оброс волосами…ногти у него сделались, как железные…ходил все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе особенный победный крик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем».

Изображая человеческие типы под масками животных, Щедрин в то же время использует и стереотипы читательского восприятия (орел как царь птиц), вкладывая в них новое содержание. Так в сказке «Орел-меценат» писатель выступает против романтизации сильных мира сего, которые называют орлами. Восхищение хищниками опасно в любом человеческом обществе.

Темы сказок

Сказки в основном посвящены не вечным, а злободневным для писателя темам. В частности, писатель выступает против рабской покорности русского народа

(«Как один мужик двух генералов накормил», «Коняга»),

против прекраснодушных интеллигентов

(«Карась-идеалист»),

против хамства, грубости, невежества власть имущих

(«Медведь на воеводстве»)

Сказки Салтыкова-Щедрина — вершина русской второй половины ХIХ века. Эта сатира должна была призывать к действию против рабства и угнетения, против покорности рабов и деспотизма угнетателей, должна была формировать борцов с социальным устройством России.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь