Все вопросы

Эмоции и здоровье человека. Влияние эмоций на функциональные особенности человеческого организма с точки зрения аюрведы и восточной медицины

Известный ученый А.В. Петровский писал: «… Одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс, он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости). К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроение, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, рассеянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т.д. Предметом специального изучения в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменов и т.д.). В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы психических состояний – навязчивые состояния, в социальной психологии – массовидные психические состояния» .

«Психическое состояние – один из трех видов психических явлений, частнопсихологических категорий: у человека – промежуточное звено между кратковременным психическим процессом и свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут и быстро изменяться» .

«Психические состояния – (англ. –psychic states) – широкая психологическая категория, которая охватывает различные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешний стимулов), без отчетливого осознания их предметного содержания. Примерами психических состояний могут служить: бодрость, усталость, психическое пресыщение, апатия, депрессия, отчуждение, утрата чувства реальности (дереализация), переживание «уже виденного», скука, тревога и др.» .

В свою очередь эмоциональные состояния - это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания .

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты . Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться .

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением . Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение») - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов . Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. В то же время было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями .

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности, изменяют типичное поведение. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии .

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс . Под стрессом (от англ. stress - «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека .

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми .

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек . С.Л. Рубинштейн писал, что страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели .

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration - «обман», «расстройство», «разрушение планов») - состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели .

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции - огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром «эмоционального выгорания ». Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг). Классификация Д. Стюарта отличается от предыдущей тем, что первые две ридовские группы объединены в один класс инстинктивных эмоций. И. Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

Г. Спенсер предлагал разделять чувства по признаку их возникновения и воспроизведения на четыре класса. К первому он отнес презентативные чувства (ощущения), возникающие непосредственно при действии внешних раздражителей. Ко второму классу - презентативно-репрезентативные, или простые, эмоции, например страх. К третьему классу он отнес репрезентативные эмоции, вызываемые поэзией как раздражителем, не имеющим конкретного предметного воплощения. Наконец, к четвертому классу Спенсер отнес высшие, отвлеченные, эмоции, образующиеся без помощи внешнего раздражителя абстрактным путем (например, чувство справедливости).

К примеру, А. Бэн выделял 12 классов эмоций, а основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций (точнее было бы сказать - оттенков эмоционального тона ощущений) настолько велико (значительно больше 50 000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения. Противоположную позицию занимал американский психолог Э. Титченер. Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. По его мнению, Вундт смешивал два различных явления: чувства и чувствование. Чувствование, по представлению Титченера, это сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия или неудовольствия (в современном понимании - эмоционального тона). Видимость существования большого количества эмоций (чувств), по мнению Титченера, создается тем, что эмоциональный тон может сопровождать неисчислимые комбинации ощущений, образуя соответствующее число чувствований. Титченер различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия .

Сложность классификации эмоций состоит и в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога - страх - ужас).

На это обращал внимание еще У. Джемс, который писал: «Затруднения, возникающие в психологии при анализе эмоций, проистекают, мне кажется, от того, что их слишком привыкли рассматривать как абсолютно обособленные друг от друга явления. Пока мы будем рассматривать каждую из них как какую-то вечную, неприкосновенную духовную сущность наподобие видов, считавшихся когда-то в биологии неизменными сущностями, до тех пор мы можем только почтительно составлять каталоги различных особенностей эмоций, их степеней и действий, вызываемых ими. Если же мы станем их рассматривать как продукты более общих причин (например, в биологии различие видов рассматривается как продукт изменчивости под влиянием окружающих условий и передачи приобретенных изменений путем наследственности), то установление различий и классификация приобретут значение простых вспомогательных средств» .

Как отмечает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не стала эффективным инструментом дальнейших поисков и уточнений. Это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе, а именно: на понимании эмоций как силы, непосредственно направляющей поведение. В результате появились эмоции, которые побуждают стремиться к объекту или избегать его, стеничные и астеничные эмоции и т. д.

Деление эмоций по виду контакта живых существ. П.В. Симонов , исходя из характера взаимодействия живых существ с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность (контактного или дистанционного), предложил классификацию эмоций, представленную в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация эмоций человека в зависимости от характера

действия

Величина потребности

Оценка вероятности удовлетворения

Контактное взаимодействие с объектом

Дистанционные действия

овладения, обладания объектом

сохранения

преодоления, борьбы за объект

Нарастает

Превышает

имевшийся прогноз

Наслаждение, удовольствие

Бесстрашие,

смелость, уверенность

Торжество, воодушевление, бодрость

Небольшая

Безразличие

Спокойствие

Расслабление

Невозмутимость

Нарастает

Неудовольствие,

отвращение, страдание

Беспокойство, печаль, горе, отчаяние

Настороженность, тревога, страх, ужас

Нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство

Автор этой классификации считает, что она справедлива и для тех эмоций человека, которые вызваны потребностями высшего социального порядка, поэтому не согласен с С.X. Раппопортом, оценившим ее как отражение биологической теории мотивации.

По мнению Е.П. Ильина, достоинством описанной выше классификации является попытка найти критерий, по которому можно дифференцировать эмоциональный тон ощущений от собственно эмоций (контактные формы взаимодействия - для первых и дистантные -для вторых). Но в целом эта классификация мало способствует прояснению истины, так как в ней почему-то присутствуют не только эмоции, но и волевые качества (смелость, бесстрашие) или эмоционально-личностные особенности (невозмутимость, оптимизм) .

Позже П.В. Симонов , несмотря на заявление о безнадежности построения полной классификации эмоций, снова воспроизводит свою классификацию, правда в укороченном виде. В ее основу он кладет систему из осей двух координат: отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность.

В результате он получил четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие-отвращение, радость-горе, уверенность-страх, торжество-ярость. Каждая из этих эмоций имеет качественные различия в переживаниях (оттенки), которые целиком определяются потребностью, в связи с удовлетворением которой возникает данное эмоциональное состояние. Автор считает, что данная классификация с непреложностью вытекает из развиваемой им «теории эмоций». Так это или нет, судить трудно, но возникает вопрос: почему уверенность - это эмоция, да еще базовая, почему при радости я не могу испытывать удовольствие, а при ярости - отвращение? А если могу, то какая тогда эмоция будет базовой, а какая - нет?

Возможно, ответом на последний вопрос может быть то, что помимо базовых положительных и отрицательных эмоций, проявляющихся в чистом виде, Симонов выделяет еще сложные смешанные эмоции, которые возникают при одновременной актуализации двух или нескольких потребностей. В этом случае, как пишет П.В. Симонов, могут возникать сложнейшие эмоциональные аккорды (таблица 2).

Таблица 2 - Примеры эмоциональных состояний, возникающих на базе двух

сосуществующих потребностей

Вторая потребность

Первая потребность

удовольствие

отвращение

Удовольствие

Суммация

Отвращение

Пороговые состояния, пресыщение

Суммация

Сочетаются нередко

Поверженный негодяй

Суммация

Религиозное

«принять

страдание»

Необходимость что-то делать в горе

разлукой

Суммация

Аттракционы, риск

Желанная встреча с неизвестным исходом

Новая опасность на фоне уже понесенной утраты

Суммация

Презрение

Злорадство, торжество

Возмущение

Разновидность ненависти

Суммация

Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей эмоции делят на первичные (базовые) - радость, страх и вторичные (интеллектуальные) - интерес, волнение (Владиславлев, 1881; Кондаш, 1981; Ольшанникова, 1983). В этом делении непонятно зачисление волнения в интеллектуальные эмоции (если вообще о таких целесообразно говорить), и причисление к эмоциям интереса, - мотивационного, а не эмоционального образования. Если следовать этому принципу, тогда все мотивационные образования (влечения, желания, направленность личности и др.) надо отнести к эмоциям (что, к сожалению, и наблюдается у некоторых авторов) .

Б.И. Додонов выделил следующие виды эмоций: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические эмоции, пугнические эмоции, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмоции. Он отмечает, что создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач. Он предложил свою классификацию эмоций, притом не для всех, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д. По этой причине в его классификацию вошла грусть (так как есть люди, любящие слегка погрустить) и не вошла зависть (так как даже о завистниках нельзя сказать, что им нравится завидовать). Таким образом, предложенная Додоновым классификация касается только «ценных», по его терминологии, эмоций» По существу, основой этой классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат те или иные эмоции. Нельзя не отметить, что в разряд «эмоционального инструментария», т. е. признаков выделения данной группы эмоций, у автора нередко попадают желания и стремления, что создает путаницу .

Более адекватное понимание проведенной Б. И. Додоновым классификации, с точки зрения Е.П. Ильина, имеется у Е. И. Семененко, который рассматривает выделенные Додоновым эмоции как типы эмоциональной направленности. У студентов педагогического института эти типы по яркости проявления расположились следующим образом:

При оценке себя: праксический, коммуникативный, альтруистический, эстетический, гностический, глорический, гедонистический, романтический, пугнический, акизитивный;

При оценке товарищами: праксический, акизитивный, коммуникативный, гедонистический, романтический, глорический, эстетический, гностический, альтруистический, пугнический.

Как видно из этого перечня, совпадение наблюдалось в отношении только праксического и пугнического типов эмоциональной направленности .

Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные характерно для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от двух до десяти. П. Экман с сотрудниками на основе изучения лицевой экспрессии выделяют шесть Таких эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Р. Плутчик выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием: 1) разрушение (гнев) - защита (страх); 2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение); 3) воспроизведение (радость) - лишение (уныние); 4) исследование (ожидание) - ориентация (удивление).

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками: 1) имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком; 4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации .

Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции, присущие только человеку (стыд, вина) к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Близко к этому и деление эмоций Р. Плутчиком на первичные и вторичные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций). Так, к вторичным эмоциям он относит гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие) и т. д. Не трудно заметить, что в эмоции у него попали и чувства, и нравственные качества (скромность) и весьма странная эмоция – принятие .

В.К. Вилюнас делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых). Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Эти переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Они предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют направленность других эмоций, поэтому они и названы автором ведущими .

Ко второй группе относятся ситуативные эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции, т.е. в процессе деятельности (внутренней или внешней), и выражают мотивационную значимость условий, благоприятствующих ее осуществлению или затрудняющих его (страх, гнев), конкретных достижений в ней (радость, огорчение), сложившихся или возможных ситуаций и др. Производные эмоции объединяет их обусловленность ситуацией и деятельностью субъекта, зависимость от ведущих эмоциональных явлений.

Если ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производными эмоциями эта же функция выполняется по отношению к ситуации, условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко - по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

Анализируя ситуативные эмоции у человека, Вилюнас выделяет класс эмоций успеха-неуспеха с тремя подгруппами:

1) констатируемый успех-неуспех;

2) предвосхищающий успех-неуспех;

3) обобщенный успех-неуспех.

Эмоции, констатирующие успех-неуспех, отвечают за смену стратегий поведения; обобщенная эмоция успеха-неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом; предвосхищающие эмоции успеха-неуспеха формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации. При повторном возникновении ситуации эти эмоции позволяют предвосхищать события и побуждают человека действовать в определенном направлении .

Л.В. Куликов делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт, тензионные (эмоции напряжения) - гнев, страх, тревога, и самооценочные - печаль, вина, стыд, растерянность.

Таким образом, эмоции отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые – расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).

Экология познания: У человека есть правая и левая сторона тела. Правая связана с волей, мужское начало, левая связана с эмоциями, женское начало. Любые эмоциональные перегрузки дают нарушения соответственно с левой стороны. Волевые проблемы – неумение расслабиться

У человека есть правая и левая сторона тела.

Правая связана с волей, мужское начало, левая связана с эмоциями, женское начало. Любые эмоциональные перегрузки дают нарушения соответственно с левой стороны. Волевые проблемы – неумение расслабиться, внутреннее напряжение – дают проблемы с правой стороны. Это относится ко всем, независимо от пола.

Каждый орган имеет свой характер, т е он имеет определенное эмоциональное состояние. А так как именно ум контролирует здоровье человека, каждый орган имеет свою связь с характером. Если у человека хромают какие-либо черты характера, будут страдать и соответствующие органы.

Позвоночник связан с такими фундаментальными чертами как бодрость и пассивность, желание и нежелание жить. Если человек занимает активную жизненную позицию, хочет работать над собой, бороться с трудностями и не лениво настроен, то позвоночник у него так или иначе будет здоровым. Есть категория людей, которые очень сильно концентрируются на негативе, постоянно пытаются преодолеть своей психикой плохое, сильно погружаются в отношения с негативом – они получают поражения позвоночника. Позвоночник – это дерево жизни, его ствол. Если человек положительно относится к жизни, умеет прощать, любит труд, то позвоночник будет здоровым. Поэтому любую негативную ситуацию необходимо преодолевать позитивом, а не негативом.

Сердце – максимальная концентрация близких отношений, то что очень близко с нами связано. Родственники, любимый труд. И когда человек очень сильно привязывается к этому, хочет получать постоянное счастье от этой близости, а не давать и помогать, то страдает сердце. Когда мы что-либо хотим от близких людей, а они не дают нам этого, это выражается в виде обиды, какой-либо внутренней травмы, что и влияет на соответствующую часть сердца.

Ритм сердца страдает тогда, когда человек очень сильно сосредоточен на, для него важном, и не может расслабиться. Человек очень сильно погружен в проблему негативным образом, принимает близко к сердцу – будет страдать сердце. Если человек очень сильно погружается в какую-то деятельность, что тоже имеет для него очень сильное значение, будет страдать сердце. Например, гипертрофия сердечной мышцы возникает у спортсменов, которые вымучивают себя. Занимаются спортом не для здоровья, а для результатов.

Печень связана с волевой деятельностью человека. Гневливый человек – это тот, который хочет, чтобы все было по его воле. Насильно заставляет людей жить, так как хочет он. Часто это функция начальников, которые вымучивают подчиненных, заставляя жить по-своему. В результате они могут получить гепатит – печень перегревается и начинаются воспалительные процессы. Наоборот, при безвольном характере, когда человек думает, что все тяжело, трудно, печень теряет силу – прекращается нормальная выработка желчи. Начинаются вяло текущие воспалительные процессы.

Поймите, ум – это то, что мы имеем всегда. Черты характера присутствуют уже с рождения у маленьких детей. Черты характера – это врожденная вещь. Характер есть даже у деревьев, не говоря уже о животных.

Все органы, которые находятся спереди – связаны с сознанием человека, нашей активной жизнью.

Все органы, которые находятся сзади – связаны с нашим подсознанием, с тем, что глубоко сидит в нас.

Так, например, бронхи человека связаны с его желанием прямолинейно добиваться чего-либо в этой жизни. Люди, имеющие бронхит, например, идут в дверь и если она будет закрыта – они будут ломиться в нее. Склонность к тому, чтобы было, как я хочу, даже если так не бывает – дает склонность к бронхиту.

Астма – это уже запущенный случай, люди однонаправленного категоричного мышления.

Гипертония – повышенный тонус сосудов, неумение отдыхать. Чаще всего это связанно с эмоциями. Если человек держится в одной эмоции, у него повышается тонус сосудов. В большинстве случаев это бывают отрицательные эмоции. Если начальник держит коллектив в напряжении одной и той же эмоцией, она у него никак не расслабляется – отсюда инсульты и инфаркты. Чрезвычайная ответственность часто означает отрицательное влияние на коллектив, что держит его в постоянном негативе.

Поджелудочная железа очень сильно реагирует на брезгливость и неприязнь. Обиженное состояние сильной неприязни может довести до панкреатита.

Люди с сахарным диабетом очень восприимчивы к окружающему миру. Они очень избирательны, чувствительны и им очень трудно жить из-за этого.

Кишечник связан с деятельностью и активностью человека. Если человек по своей природе очень напряженно трудится – напряжен и кишечник. Соответственно могут быть проблемы воспалительного характера и запоры. Если же человек работает лениво – у него могут быть запоры из-за гипотонуса кишечника. Если человек трудится с неприязнью, не в той среде, где ему комфортно - могут появляться боли в кишечнике без всяких признаков какой-то болезни.

Если люди во время труда испытывают негативные эмоции, ругаются с окружающими или просто со злобой трудятся – такие люди получают болезни желудка . Так же болезни желудка могут возникать и от простой причины, которую мы все хорошо знаем – обжорство.

Тяга к острой пище возникает из-за неудержимого характера.

Если человек очень эмоционален, ведет себя агрессивно – его тянет к острой пище, в результате чего он получает гастрит .

Каждый вкус связан с определенными чертами характера.

Чрезмерное пристрастие к какому-либо вкусу обусловлено соответствующими чертами характера. Чрезмерная склонность к сладкому связана с ленью и желанием жить за чужой счет. Студенты любят есть сладкое и по этой причине, им просто хочется счастья.

Терпкий вкус - любят те люди, которые склонны упахиваться на работе, т е много и постоянно работать.

Кислый вкус любят те, кто эмоционально не устойчив, обидчив, находится в подавленном настроении. Поэтому зимой так часто хочется поесть квашеной капусты. Квашеное настроение – квашеная капуста. Таким образом, кислый вкус увеличивается при эмоциональной неустойчивости, когда у человека не все так, как бы ему хотелось. Даже просто отсутствие солнца несколько дней может спровоцировать желание поесть кисленького. Нарушение обмена веществ – результат влияния кислого вкуса.

Острый вкус присущ страстным людям. У них летят во все стороны эмоции, они ведут себя очень экспрессивно. Мы знаем много таких наций, например грузины. Поэтому они так и любят острое. Красный перец – это основное блюдо. Индусы – тоже экспрессивные люди, достаточно посмотреть их фильмы. Индийские корни цыган тоже хорошо просматриваются в их поведении. Флегматичные нации меньше используют острого. В основном это связано с солнцем. Но встречаются не темпераментные и южные народы.

Соленый вкус связан с психическим напряжением и не умением отдыхать. Если человеку необходима умственная концентрация – ему необходимо больше соленого. Поэтому если вы не можете расслабиться – возможно вы переели соленого. Гипертония – тоже возможна из-за переизбытка соли. Еще о свойствах соли и ее роли в нашей жизни можно почитать здесь.

Поймите, вкусы – это эмоции ума . Поэтому, если грузина лишить острого, он превратится в чукчу. Но бывают запредельные вкусы, как и эмоции, которые и разрушают здоровье. Поэтому если человек здоровый и ест острое – пускай и ест. Но если у него язва желудка – пора задуматься о количестве острого в пище.

Горький вкус – результат горькой жизни. Вкус, который связан с подавленностью человека и в целом, когда организм заболевает он входит в состояние подавленности. Поэтому большинство лекарств горькие. Горький вкус возбуждает, активирует организм, дает волю к победе. Поэтому кислый и горький вкусы часто очень нужны в жизни.

Человек может иметь несколько эмоциональных состояний – это разные темпераменты ума, это деятельность эмоций.

Холерик - чрезмерная безудержная деятельность чувств.

Сандвиник - чрезмерная и позитивная деятельность чувств.

Флегматик – позитивная заторможенность деятельности чувств.

Меланхолик – негативная заторможенность деятельности чувств.

Интроверты и экстраверты - это уже направленность психики человека во внутрь или наружу. Интроверт – это не внутренняя жизнь человека, это просто обсасывание самого себя, копание в самом себе. А экстраверт – это копание в других.

Легкие связаны со страхом будущего, безисходностью. К примеру, когда началась вторая мировая война, начались вспышки туберкулеза. Люди не знали, что будет дальше, они жили в страхе перед своей судьбой. Состояние легких – отражение желания жить. Дышишь – значит живешь. Болезнь бронхов - чрезмерная принципиальность, прямолинейность.

Почки связаны с возможностью человека принимать условия жизни. Если человек легко адаптируется к тем условиям жизни, которые ему предоставляет жизнь, почки будут сильные и крепкие. В целом человеку со слабыми почками трудно испытывать комфорт в жизни.

Толстый кишечник страдает от упрямства. Если человек очень упрямый, всегда стоит на своем, начинаются перегрузки толстого кишечника.

Органы чувств связаны с врожденной или приобретенной жизненной позицией человека.

Если человеку трудно сосредоточиться, принять этот мир, тогда у него будет слабое зрение и слабые глаза в целом. Люди с сильными глазами легко адаптируются в этом мире. Они все подмечают и живут в очень близком взаимодействии с этой средой. Людям со слабым зрением по барабану, что происходит вокруг, им это по большей части не интересно. Их больше интересует то, что внутри. В целом – не желание познавать этот мир. Зрение связано со светом, а свет – это знание этого мира.

У людей со слабым слухом эгоизм очень сильно погружен в звуки. Они очень плохо переносят различные шумы. Например, человек может не реагировать на шум машин, находясь на улице, но у себя дома шум машин может его просто вывести из себя. Это все означает, что уши будут страдать.

Есть люди, которые постоянно думают о своей коже, о своем лице. Это будет приводить к тому, что кожа будет становиться все более и более чувствительной. Все меньше и меньше кремов и масочек будет подходить к такой коже. Будет увеличиваться число раздражений. Не зря есть поговорка: за что боролся, на то и напоролся. Часто заболевания кожи возникают из-за непереносимости климата или среды обитания. Кожные аллергии – результат непереносимости пыльцы цветов и растений.

Мигрени – отражение непереносимости определенного психического тонуса окружающей среды. Человек входит в тот тонус, который не соответствует комфортному состоянию. В голове копится напряжение, которое и приводит к диким болям. Иногда люди реагируют просто на замкнутое пространство, долго находясь в каком-то помещении. У женщин мигрени бывают чаще просто потому, что у них в шесть раз больше чувствительность к окружающей среде, чем у мужчин. Бывает и на Луну реакция. Вариантов много, уловите суть - не способность адаптироваться к окружающей обстановке.

Гипофиз связан с целями жизни. Это уже связано с разумом человека.

Если человек упирается в негативные цели – он получает болезни гипофиза. Неправильные жизненные цели приводят к гормональным болезням органов головного мозга. Если человек принимает проблему сердцем – страдает сердце, если головой – страдает голова.

Суставы страдают тогда, когда человек работает в отчаянии, с отрицательными эмоциями. То есть существует психическая зона, дома или на работе, где он трудится с отчаянием.

Болезнь сосудов связана с эмоциональным напряжением. И наоборот – полное эмоциональное безразличие приводит к слабости сосудов.

Обоняние связано с концентрацией внимания. Переизбыток концентрации внимания приводит к избыточному напряжению обоняния, что может отразиться в его полной или частичной потере.

Неумение расслабиться после концентрации на одной цели приводит к заложенности носа, к гаймориту. А если проблему принять близко к сердцу – ударит по сердцу.

Если женщина противится своей женской природе – можно получить гормональные болезни придатков.

Щитовидная железа связана с повышенной чувствительностью, эмоциональной реакцией на внешние воздействия окружающей среды.

В целом, нервная система страдает от однонаправленности жизненной цели, обреченности. Не напряжения, а именно обреченности. Если человек не умеет переключаться с одной цели на другую – это приводит к болезням нервной системы. Стахановское движение: долбим шахту, если не долбим, то спим, потом опять долбим.

Часто очень трудно бывает словами объяснить причины болезни, необходимо понять саму эмоцию. Если есть какая-то доля обреченности – страдает нервная система. А уж конкретно, куда ударит, зависит от конкретных причин обреченности.

Если человек берет на себя очень много ответственности, начинают страдать волосы. Женщины более легко относятся к ответственности, что и видно по их волосам. Внешне она может переживать, но внутренне может сказать - да пошлы вы все.

Разные виды агрессии по отношению к этому миру дают разные виды инфекционных и вирусных заболеваний. Если человек считает, что его все достали – он будет страдать простудными заболеваниями.

Онкология возникает от злобы, депрессии, когда эти чувства становятся запредельными. Разные виды обиды будут поражать разные органы с левой стороны. От хамского и безответственного поведения страдают половые органы.

На первый взгляд может показаться, что все изложенное не имеет никакого отношения к здоровью. Но восточная медицина – она именно такая.

Она имеет дело с более тонкими вещами по сравнению с современной медициной, поэтому она не так очевидна на первый взгляд. Вы попробуйте почитать тибетскую медицину – там вообще все аллегорично по сравнению с аюрведой. Сплошные ветра, огни и т. д.

Лечить все перечисленные болезни можно с помощью соответствующих постов, что неизбежно приведет к исправлению и характера.

Хотя можно попытаться исправить характер, что неизбежно приведет к выздоровлению.

Что для вас проще - решать вам, ибо в основе мироздания лежит закон свободной воли.

Бог, который нас создал без нас, не может спасти нас без нас... опубликовано

Эмоции не только делают жизнь ярче, помогают или, наоборот, мешают в делах и отношениях, но и напрямую влияют на наше здоровье и красоту. Как это отражается на коже, волосах твоя злость или радость — читай в статье.

Наша кожа напрямую связана с нервной системой. Причем, если с внешней стороной отражающихся на коже эмоций все более-менее ясно(покраснение при гневе или смущении, бледность при испуге, «гусиная кожа» при страхе), то что же тогда происходит внутри организма?

В период сильного эмоционального стресса приток крови направлен в основном к тем органам, которые организм считает наиболее важными для выживания, а от всех остальных происходит отток крови. К последней группе относится и кожа, которая сразу же ощущает острую нехватку кислорода, отчего приобретает нездоровый желтоватый оттенок. Поэтому длительный стресс может сильно нарушить механизм работы всего организма, и особенно сильно это будет заметно на коже лица. Дерматологи считают, что стресс провоцирует экзему, псориаз, приводит к появлению бородавок и папиллом. Однако самыми распространенными реакциями кожи на отрицательные эмоции являются сыпь, раздражения и угри. Из-за сильных переживаний и волнений сальные железы человека начинают работать гораздо усерднее обычного, и продукты этой активности скапливаются и забивают поры, что и приводит ко всему перечисленному.

  • Здоровье

    «Донором можно становиться пять раз, так что я продолжаю»: история Таи

  • Здоровье

    Ешь попкорн и худей: 10 обработанных продуктов, которые полезны для здоровья

Врачи, занимающиеся причинами старения клеток кожи, вообще считают, что прыщики — это гнев и злость, которые выходят наружу. Это, конечно, не значит, что твой прыщавый однокурсник — дьявол во плоти, может быть, он просто очень неуверенный в себе человек, так как это тоже влияет на появление проблем с кожей.

Получается, что, заботясь о нервной системе, мы помогаем коже избавиться от различных проблем, и наоборот — приводя в порядок лицо и тело, мы положительно влияем на нервную систему. То есть избавиться от стресса можно с помощью различных косметических процедур для кожи, например, при помощи обертывания(шоколадного, с эфирными маслами, с водорослями) или массажа, успокаивающих и питательных масок для лица, да и вообще любых процедур, которые поднимают настроение и положительно влияют на состояние кожи.

Психологи выявили несколько способов выражения эмоций, которые позволят избавиться от проблем с кожей.

Во-первых, научись выражать свои эмоции вслух. Конечно, твоему боссу совершенно необязательно знать, что ты на самом деле о нем думаешь, поэтому лучше просто проговорить накопившееся вслух, но так, чтобы никто не слышал.

Во-вторых, можно завести дневник, куда ты будешь все записывать, но в таком случае следи, чтобы его никто не прочитал. Как вариант, можно вести онлайн-дневник или, вступив в какое-либо сообщество по интересам, обсудить накопившееся с незнакомыми людьми — этакий модернизированный« синдром попутчика».

В-третьих, используй опыт царя Соломона. Он всегда носил кольцо, на внутренней стороне которого была гравировка. В самые тяжелые периоды царь переворачивал кольцо и читал: «И это тоже пройдет».

Лишний стресс — лишний вес

Считается, что при длительной депрессии или стрессе человек сильно худеет. Связано это с потерей аппетита. Однако с возрастом все происходит с точностью до наоборот: метаболизм замедляется, гормоны радости при депрессии не вырабатываются, поэтому когда ты начинаешь« заедать стресс», то потом шоколадки и миндальные круассаны передают привет с округлившихся бедер. Конечно, это еще больше усугубляет ситуацию и портит настроение, поэтому диетологи рекомендуют не накидываться на еду даже в самом ужасном расположении духа, чтобы не выработалась привычка« заедать стресс». Вместо этого сходи, например, в бассейн или спортзал. Физические нагрузки хорошо справляются с подавленным состоянием, позволяют выплеснуть отрицательную энергию, расслабляют и тонизируют, а также, конечно, положительно влияют на фигуру, что само по себе поднимает настроение.

ОПТИМИЗМ И ЛЕГКОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕПРИЯТНОСТЯМ — ЗАЛОГ ЗДОРОВОЙ И СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

Оптимизм против гриппа

Специалисты проводили исследование и обнаружили, что уравновешенные и жизнерадостные люди намного меньше подвержены вирусным инфекциям и гриппу. Если же они все-таки заражаются, то болезнь протекает значительно легче и без последствий. Поэтому постарайся в любой, даже очень неприятной ситуации увидеть что-нибудь положительное. Сломался каблук у любимых туфель? Это повод наконец-то набраться смелости и познакомиться с симпатичным парнем из обувной мастерской напротив твоего офиса или просто купить те симпатичные синенькие босоножки, которые ты приметила в любимом магазине еще на прошлой неделе. Тогда и радости в жизни будет больше, и иммунитет станет крепче.

Расплата за грехи

Отрицательные эмоции оказывают негативное влияние на все органы твоего организма. Австрийские ученые в течение пяти лет изучали влияние зависти на здоровье и выяснили, что, например, завистливые люди в два с половиной раза чаще других становятся жертвами инфаркта миокарда и сердечно-сосудистых заболеваний. Даже если ты не говоришь вслух, что завидуешь Катиной карьере или Машиной квартире на Столешниковом, то это не значит, что Маша, Катя и все окружающие этого не чувствуют. Ведь ты же чувствуешь, когда тебе кто-то завидует. Если не можешь справиться с завистью сама, психологи советуют действовать от противного — дай себе установку, что предметы зависти никогда не станут твоими, если ты будешь желать зла тому, у кого они есть. Жестко, но действенно.

А вот ревность особенно опасна для мужчин, так как запросто может вызвать импотенцию, о чем стоит ненавязчиво сообщить своему молодому человеку, когда он в очередной раз будет высказывать недовольство по поводу того, что ты идешь на давно запланированный девичник.

Чувство вины съедает человека в самом буквальном смысле, так как провоцирует развитие онкологических заболеваний, а привычка жалеть себя может привести к циррозу печени, гастриту или язве. Жадинам-говядинам тоже нужно пристально следить за здоровьем — они часто страдают запорами и другими заболеваниями пищеварительного тракта.

Если ты подавляешь чувство гнева, то у тебя повышен риск заработать сердечно-сосудистые заболевания. Беспомощность, отчаяние и депрессия могут всерьез ослабить иммунную систему.

Образ мышления

На организм влияют не cтолько эмоции, сколько образ мышления человека в целом. Конструктивное, то есть положительное мышление и легкое отношение к жизни приводят к тому, что человек не зацикливается на своем здоровье. По статистике, такие люди гораздо реже ходят в больницу и меньше страдают от инфекций, избыточного веса, болей в желудке и спине, мигрени. Диетологи заметили, что они контролируют свое питание и лучше справляются с привычкой к перееданию, если таковая имеется.

Поэтому важно учиться мыслить по‑другому, игнорировать плохое и впускать в себя больше хорошего, начать заботиться о себе не только внешне, но и внутренне.

Анна Голенко
Фото Michael Omm /ACP

Существует множество факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека: свет, цвет, погода и многое другое. В последнее время все чаще к их числу относят и вкусовые ощущения. Это и неудивительно, ведь купив кофеварки рожковые , можно каждое утро наслаждаться ароматом кофе и заряжаться бодростью на весь день. Не менее сильное влияние на нас имеют и сладости, поэтому неудивительно, что ученые решили более подробно разобраться в этом вопросе, чтобы иметь возможность вывести человека из тяжелой депрессии без медикаментозного вмешательства.

Связь вкуса и эмоций

Факт влияния вкуса на психическое состояние человека уже давно замечен ведической медициной, которая глубоко и ответственно подходит к вопросу питания. Именно она и выявила наличие как прямой, так и обратной связи между вкусом и настроением. То есть не только вкус пищи воздействуют на эмоции человека, но и особенности характера или настроение человека влияют на его предпочтения в еде. Это объясняется тем, что пища дает силу как телу, так и чувствам.

Читайте также: 10 вопросов, ответы на которые помогут избежать скандала с ребенком

Аюрведа выделяет 6 вкусов:

  • горький;
  • кислый;
  • соленый;
  • терпкий;
  • сладкий;
  • вяжущий.

Человек должен регулярно чувствовать все эти вкусы, поскольку это является залогом хорошего самочувствия. При нарушении баланса могут происходить негативные изменения в организме и нарушение его функций.

Зависимость предпочтений в еде от характера

Замечена следующая связь между настроением и выбором пищи:

Лень. Вызывает желание съесть побольше сладостей, неумеренное потребление которых приводит к снижению иммунитета, нарушению метаболизма, проблемам с печенью, поджелудочной, кровообращением.

Горе. Даже по сходному звучанию понятно, что в горестном состоянии духа человек стремится добавить в свой рацион больше горечи. Поэтому предпочтение отдается горчице, ржаному хлебу и т.д. Однако от переизбытка такой пищи в меню увеличивается вероятность возникновения инфекционных заболеваний, болезней крови и костей.

Склонность к пессимизму и необоснованным обидам. Такой человек неизменно дополняет свое меню большим количеством кислого. А результат - большое количество проблем с важными внутренними органами: сердцем, легкими, желудком и кишечником.

Внутренняя напряженность. Вызывает желание потребления соленой пищи, причем в любых сочетаниях. При этом большое количество соли наносит непоправимый вред сосудам, суставам, почкам.

Читайте также: Психология моды

Упрямство. Упрямые люди жить не могут без терпкого привкуса. А терпкая пища ведет к гормональным нарушениям и проблемам с костями и суставами.

Вспыльчивость. Вызывает пристрастие к продуктам, обладающим острым вкусом. Такая еда может вызвать воспаления печени, панкреатит, сердечные и желудочные заболевания, нарушение функций половых органов.

Грубость или усталость. Оба варианта заставляют нас все чаще включать в меню жареные блюда, что, как давно известно, ведет к проблемам с работой ЖКТ, а также нарушениям гормональных и защитных функций человека.

Жадность. Люди, страдающие накопительством, любят жирную пищу, а ее чрезмерное потребление может вызвать сбой обмена веществ, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, расстройство функций печени.

Современная пища

Отдавая предпочтение той или иной еде, человек не только перенасыщает определенными веществами свой организм, но и недополучает необходимые элементы, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность. Например, при недостатке кальция возникает остеопороз, нехватка аминокислот ведет к депрессии, а антиоксидантов - к шизофрении.

Особые нарекания за качество предлагаемой пищи получил фаст-фуд. Выведена закономерность между ежедневным потреблением подобной пищи и отсутствием инициативности и активности. К тому же было замечено, что поклонники фаст-фуда предпочитают быстрый сомнительный заработок стабильной работе, и также быстро и бездумно расходуют заработанные средства.

Эмоция – это одно из нескольких психологических состояний человека. Эмоционально-психическое состояние человека зависит от окружающей обстановки и выглядит как душевное переживание.

Эмоции

Чувства – это последствия переживаний от эмоций человека. К примеру, если человеку нравится другой человек – это эмоции, когда он его полюбил – это уже чувства.

Эмоции делятся на несколько состояний:

  • настроение;
  • аффекты;
  • стресс;
  • фрустрация;
  • страсть.

Настроение – основное самое сильное эмоциональное состояние, человек испытывает его определенный отрезок времени. Эмоция настроения возникает внезапно, неожиданно, резко или медленно, постепенно. Настроение бывает хорошее или плохое, длительное или кратковременное.

Хорошее настроение создает положительный энергетический баланс для человека. Он с готовностью приступает к работе, домашним заботам или другим обязанностям. В итоге все получается, и процесс активно выполняется с высоким процентом качества. Плохое настроение имеет противоположный результат. Энергетический тонус понижен, желание действовать отсутствует, качество выполненной работы плохое.

Настроение имеет индивидуальный показатель. Кто то испытывает хорошее настроение постоянно, у кого-то оно меняется с хорошего на плохое очень часто.

Смена настроения зависит от темперамента, который подразделяется на несколько видов:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик.

Оказывается, что сангвиники более позитивные личности и их настроение всегда находится в положительном тонусе.

Холерики подвержены частым переменам и эмоциональным скачкам своего настроения. В течение дня его настроение может поменяться несколько раз.

К хладнокровным и спокойным людям можно отнести флегматиков. Их уверенность в себе позволяет контролировать смену эмоций, все время держать себя в руках и практически никогда не выходить из себя.

И самые отрицательные эмоции испытывает меланхолик. Смена жизненных ситуаций и обстановки плохо сказывается на их настроении. Это выбивает их из равновесия и нарушает покой.

От чего зависит настроение? Факторов влияющих на это может быть очень много. Основными могут быть успехи на работе, достижение целей, сюрпризы, подарки, известия, состояние здоровья.

Испытывая положительные или отрицательные эмоции человек, может передать их и другому человеку.

Аффект

Следующее эмоциональное состояние – это аффек (резко возникающая эмоция). Она оказывает сильную реакцию на психику человека. Это состояние имеет отрицательный характер, при котором поведение человека меняется в худшую сторону, делает его нервным и неуправляемым. Это приводит к разрушению психики и нарушает душевное состояние индивидуума.

Выполнять разумные действия человек в таком состоянии неспособен и потом может сожалеть о своих поступках. Остановить аффект невозможно, но можно попробовать контролировать свои действия и поступки, чтобы это состояние не наступило. Для этого нужно переключить свое внимание с ситуации, из-за которой возник аффект, на нейтральные действия. Психологи рекомендуют отвлечь себя счетом чисел. Этот процесс помогает направить умственную активность в другое русло и забыть возникшие проблемы.

Чаще всего аффекту подвержены холерики и люди с низким уровнем интеллекта, неспособные справиться с эмоциями.

Дальше идет стресс. Это состояние возникающие при опасных факторах, во время которых появляется вероятность потерять жизнь или получить травму и увечья. Стресс эмоция похожая на аффект. Он оказывает высокое психическое воздействие на нервную систему человека. Но стресс имеет много отличий от аффекта. Если аффект возникает неожиданно, стресс появляется во время экстремальной ситуации. Аффект выключает мозговую деятельность организма, а стресс наоборот может помочь принять правильное решение в ответственный момент.

Стресс влияет положительно и отрицательно на организм человека. Плохое воздействие обусловлено нагрузкой на нервную систему, что приводит к понижению иммунитета и угрозе заболевания. Хорошее воздействие обусловлено повышением активности всего организма.

Поведение человека под стрессом может быть различное. Человек может быть потерянным и не способным бороться с возникшей проблемой, кто-то же, наоборот, становиться более активным, готовым действовать.

Фрустрация

Еще одна эмоция это фрустрация. Это очень эмоциональное переживание, возникающие на фоне плохих успехов. Выражается в виде злобы, отчаяния, апатии. Вывести из этого состояния помогут активные действия, которые принесут успех.

Страсть

Что такое страсть? Оказывается, это состояние, которое полностью поглощает и начинает управлять всеми желаниями и потребностями человека. Страсть требует постоянного удовлетворения своих потребностей. Бывают материальными и духовными, положительными и отрицательными.

Если человек охвачен страстью создать и выразить свои желания, то это считается нормальным проявлением эмоций. Но если индивидуум не с кем не хочет считаться и делает поступки выгодные только для него. Кроме того, все желания человека связаны со стремлением удовлетворить свои потребности, т, в этом случае, говорят об отрицательном действии страсти.

Переживая, люди испытывают чувства. Чувства бывают:

  • моральные;
  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • познавательные;
  • эстетические.

Человек испытывает моральные чувства, когда переживает за мнение, которое складывается у людей о нем.