Инф. технологии

Теория смарт. Постановка задач по SMART: примеры

SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.

Specific: Конкретный.

Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:

— Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?

— Кто вовлечен в выполнение цели?

— Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?

Всегда действует правило: одна цель - один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

Measurable: Измеримый

Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

— Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?

— Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

Achievable or Attainable: Достижимый

Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой - вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.

Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.

Relevant: Значимый

Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды - такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.

Иногда Relevant заменяют на Realictic (реалистичный).

Time bound: Ограниченный во времени

Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

Примеры SMART целей

Приведем несколько примеров постановки SMART целей в компании:

Направление задачи Пример цели по SMART Комментарии автора
Увеличение продаж Увеличить продажи бренда А на данной территории к концу года на 25% Конкретность цели определяется указанием % роста, региона продаж и названия бренда. Цель ограничена по времени годовым периодом, может быть измерена с помощью статистики продаж компании. Достижимость цели может быть определена только специалистами компании. Но предположим, что бренд получит необходимый уровень инвестиций для роста продаж. Цель значима, так напрямую связана с эффективностью бизнеса.
Продвижение товара Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок. Цель конкретна, так как указана целевая аудитория и название бренда. Цель ограничена во времени и может быть измерена с помощью опроса. Достижимость может быть определена только специалистами компании, но предположим, что компания выделит необходимый уровень инвестиций для достижения планового показателя. Цель значима, так как знание товара имеет прямую корреляцию с продажами продукта.
Увеличение дистрибуции Завести бренд компании в количестве 3 SKU в ТОП-10 ключевых торговых сетей до июля 2014 года. Конкретность цели подтверждается указанием количества позиций и списка сетей. Цель имеет четкий срок выполнения и может быть явно измерена с помощью проверки отгрузок компании в данные сети. Достижимость цели может оценить только специалист по продажам, но предположим, что компания обеспечит отдел продаж необходимым бюджетом и рекламными материалами для листинга. Цель значима, так как дистрибуция в ключевые сети имеет прямое влияние на рост продаж.

Как правильно ставить цели? И что такое SMART модель?

Большинство людей жаждут, чтобы их цели и желания исполнялись. Поставил цель, и она исполнилась – мечта миллионов. Сотни лет люди спорят о том, как же правильно формулировать свои желания, чтобы они исполнялись. Есть целые учения, которые описывают это.

Мы не будем исключением в этом вопросе и тоже вставим свои пять копеек в этот важный диалог.

В 20-м веке в Гарворде проводили одно исследование, в котором опрашивали выпускников о будущих планах. Результаты были следующими:

Группа 1 — 85% — имели смутное представление о своих плаха.

Группа 2 — 13% — примерно представляли, где хотят жить, кем работать, сколько детей иметь.

Группа 3 — 2% — имели точные цели, записанные на бумаге.

Через 20 лет этих людей нашли и выяснилось, что люди Группы 2 в среднем зарабатывали в 3 раза больше, чем люди группы 1. А люди группы 3 в 10 раз больше, чем люди группы 1.

Получается, что от точности, с которой мы формулируем наши цели, зависит наш будущий материальный достаток.

В психологии (а также в сфере управления проектами и бизнесе) существует SMART (смарт) модель, которая была взята у профессионалов своего дела и отлично позволяет осуществлять постановку целей.

Опишем ее.

Описание модели SMART.

Цели должны быть.

S – Specific – Конкретные.

M –Measurable – Измеримые.

A — Attainable/Assignable – Достижимые, Определенные.

R — Realistic/Rewarding – Реалистичные, Стоящие.

T — Timeable/Tangible – Определенные во времени/Реальные.

Разберем каждый пункт модели SMART по отдельности.

S – Specific – Конкретные.

Стать богатым – не конкретная цель. Заработать 1 000 000 долларов – уже конкретнее. Привяжите свою цель к цифрам. Сколько? чего? Любой человек со стороны посмотрев на вашу цель должен точно понимать, что вы хотите и как вы поймете, что цель реализована.

M – Measurable – Измеримые.

Этого пункта я уже касался выше. Все важно измерять. В килограммах, метрах, деньгах, количестве. Даже изучение английского языка и занятие спортом нужно измерять. Например, изучение английского языка можно измерить по принципу:

— выучить 10000 слов

— просмотреть 20 фильмов

— пообщаться с 40 носителями языка

A — Attainable/ Assignable – Достижимые, Определенные.

Если я еле могу пробежать 1 км, но замахнулся завтра пробежать марафон, то достижимость этой цели низкая. Один мой знакомый, когда ставил цели всегда спрашивал себя, какова вероятность, что он сможет этой цели достичь. Если вероятность была маленькая, то за цель он не брался. Поступайте также.

R – Realistic/ Rewarding – Реалистичные, Стоящие.

Если я хочу стать балериной, но я мужик, то даже лишившись мужских вторичных половых признаков, балериной мне не быть. Ставьте цели реальные, зависящие от вас. Те цели, на которые вы можете повлиять. Цель – сын должен поступить в университет, от вас мало зависит. Цель, сделать все, чтобы сын поступил в университет от вас уже зависит больше.

T — Timeable/Tangible – Определенные во времени/Реальные.

Там где нету сроков нет движения вперед. Если у вас есть задача, которая давно не реализуется, просто поставьте ей сроки и процесс пойдет. У задачи должен быть финальный срок ее реализации.

Как работать с моделью SMART?

Пример работы с модель SMART?

Разберем постановку цели по модели СМАРТ. Возьмем цель – поездка в путешествие.

Прочитано: 38 241

Без целей мы ничто. Не видя конца пути, по нему невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить структуру дня. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент.

Знакомьтесь! SMART – система постановки целей.

Что такое SMART?

SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как «умный». Планирование по-умному. Отличное название!

Само слово разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать не будет. Или плохо справится со своей функцией.

Почему так?

Потому что каждый элемент в этой системе имеет значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты, нюансы, детали.

Займемся расшифровкой:

S (Specific). Конкретно.

M (Measurable). Измеримо.

A (Achievable). Достижимо.

R (Relevant). Согласовано.

T (Time). Время.

S – Specific. Конкретная цель – половина успеха

Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но что это значит?

Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.

Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а «заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».

Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника, компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам своих форм!

Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли, стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.

Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и правильнее он будет реализован.

Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные плюсы.

М – Measurable. Весы для измерения целей

Второй важный нюанс.

Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута.

Что можно использовать для измерения:

  • деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;
  • доли, проценты, соотношения;
  • отзывы или иные критерии внешней оценки;
  • лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;
  • частоту действий – каждый второй пользователь кликает «заказать»;
  • время – ограниченность периодов;
  • штрафы – ;
  • утверждение, согласование, одобрение – получение положительного мнения специалиста или руководителя.

Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:

  • «крестики» у вышивальщиц;
  • оценки у школьников;
  • конкурсы у преподавателей;
  • количество блюд каждый день у хозяйки;

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.

Цели по системе SMART – примеры:

  • похудеть на 10 кг
  • напечатать 5 статьей за день
  • знакомиться с 1 человеком в день
  • получить согласование договора у юриста

Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в конце статьи.

А – Achievable. А достижима ли мечта?

Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!

Достижимо? Вряд ли…

СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный замок только за правильно сделанную формулировку.

Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Это:

  • материальные и моральные ресурсы;
  • время;
  • умения;
  • знания;
  • финансовые возможности;
  • здоровье…

R – Relevant. Согласуем цель с реальностью!

Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно «согласовывать»?

С реальностью…

С уже существующими планами…

С желаниями…

Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.

Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80% штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».

Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать планы.

T – Time-bound. Когда оценивать результат?

Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.

Принято разделять цели:

  • Краткосрочные – до 100 дней
  • Среднесрочные – от квартала до года
  • Долгосрочные – на период в 1 год и более

Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.

Если проследить данную идею в обратной последовательности, то виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.

SMART система постановки целей: примеры

Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут понять принципы формулирования своих желаний:

  1. Похудеть с 65 до 60 кг за 100 дней
  2. Выйти на доход в 100 000 в месяц к 1 мая 2015 года
  3. Писать по 1 статье каждый день в течение квартала
  4. Отдохнуть две недели в июне 2018 года в Италии и посетить Рим
  5. Поступить на бесплатное отделение инженерного факультета УрФУ в 2020 году
  6. Выучить 500 испанских слов к 1 марта 2016 года
  7. Купить новый автомобиль – синий хэтчбек Chevrolet Aveo – к декабрю текущего года
  8. Пройти повторное обучение по SEO у Шахова – не позднее лета этого года
  9. Прочитать и внедрить все статьи блога сайт – до 1 сентября 2018 г.
  10. Читать раз в неделю по одной развивающей книги на тему коучинга, психологии, тайм-менеджмента в течение полугода.

Шпаргалки SMART в картинках

Вопросы для формулирования целей по SMART

Правильная постановка целей по системе SMART

Случалось ли вам испытывать трудности при постановке целей: вы не знали, с какой стороны подступиться, как правильно сформулировать цель, с чего вообще нужно начинать? Особенно сложным часто бывает первый шаг, когда поставленная цель пугает нас своим «величием». Мы уже почти готовы сдаться и отложить это дело на потом…

Вот тогда и наступает время проверить свои цели по критериям модели SMART! Как работает модель SMART? Что такое SMART+? Как пользоваться этим универсальным и эффективным инструментом максимально и с пользой?

Сегодня мы все это расскажем и покажем на наглядном примере.

Что такое SMART

SMART – это английская аббревиатура от начальных букв параметров заданной цели. Давайте вспомним, из каких «компонентов» она состоит:

S specific – конкретная;

M measurable – измеримая;

A achievable – достижимая;

R relevant – значимая;

T time-bounded – определена во времени.

А теперь на конкретном примере посмотрим, как это работает. Возьмем профессиональную цель – продвижение по карьерной лестнице и будем формулировать нашу цель от первого лица:

Я – бухгалтер с небольшим стажем, и моя цель — стать главным бухгалтером.

Традиционно вооружитесь листом бумаги и ручкой. Приготовьтесь к огранке своего алмаза, чтобы в результате получить прекрасный бриллиант!

S Specific - конкретная

Цель, сформулированная неконкретно, неопределенно, чаще всего остается нереализованной. Если необходимо, измените формулировку, опираясь на вопросы:

  • Является ли цель ясной и конкретной для вас?
  • Какие критерии описывают эту цель?
  • Что она из себя представляет?
  • Понятно ли вам, какого результата вы хотите достичь?
  • Какие есть необходимые требования и что вам может помешать?
  • Кто еще, кроме вас, будет участвовать в достижении результата?
  • Какие задачи вы будете ставить для достижения этой цели?

Наш пример:

Моя цель — стать главным бухгалтером.

Сделаем эту формулировку более конкретной: я хочу стать главным бухгалтером в той компании, где сейчас работаю, и добиться этого ровно через год. Для этого мне нужно получить дополнительные знания на курсах и семинарах. Возможно, потребуется получить несколько сертификатов. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы вникнуть в работу всех участков бухгалтерии в компании. Мне также может понадобиться помощь наставника. Я буду стремиться постоянно улучшать результаты своей работы и анализировать, какая дополнительная информация поможет мне добиться более высоких результатов.

M Measurable - измеримая

Критерии измерения достижения цели помогут контролировать этот процесс. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

  • Как вы поймете, что цель достигнута?
  • Есть ли показатель, который будет свидетельствовать о том, что цель достигнута?
  • Какое значение этого показателя будет говорить о том, вы достигли цели?

Опишите этот результат.

Наш пример:

Результатом моей цели будет оформление документов на должность главного бухгалтера и предоставление полномочий для выполнения работы по этой должности.

A Achievable – достижимая

Мы определяем достижимость цели на основании нашего собственного опыта, с учетом всех имеющихся ограничений и ресурсов (интеллектуальные ресурсы, опыт, время, трудовой потенциал, принятие решений, власть). Когда мы четко осознаем, что наша цель достижима, то наша мотивация получает огромную поддержку на энергетическом уровне.

Учтите и запишите все факторы, в том числе и ваши профессиональные навыки, опыт и знания, имеющиеся у вас временнЫе, финансовые и прочие ресурсы. И попытайтесь оценить реалистичность достижения вашей цели.

Наш пример:

У меня есть информация о том, что человек, который сейчас работает на должности главного бухгалтера, пойдет на повышение. Следовательно, должность главного бухгалтера освободится. Я вижу, что руководство компании доверяет мне как специалисту. Это также делает реальной возможность получения мною этой должности.

Ресурсы:

  • У меня сейчас есть достаточно времени (временной ресурс) для изучения дополнительной информации.
  • Есть возможность посещать курсы и семинары (информационный ресурс).
  • У меня уже достаточно опыта (ресурс знаний и опыта), чтобы вникать и уверенно выполнять работу всех участков бухгалтерии.

R Relevant – значимая

Источником значимости цели служат ваши собственные ценности, приоритеты и потребности. Попробуйте прояснить для себя следующее:

  • Является ли цель важной, значимой лично для вас?
  • Что для вас будет означать результат достижения цели?
  • Зачем вам нужно достижение этой цели?

Наш пример:

Эта цель действительно важна для меня, так как я хочу развиваться и получать подтверждения своей профессиональной востребованности. Когда я достигну цели, это повысит мою уверенность в себе и даст силы для дальнейшего развития.

T Time bounded – определенная во времени

Цель всегда направлена в будущее. Но чтобы начать приближать ее к нашей сегодняшней жизни и пошагово реализовывать, необходимо установить временнЫе рамки:

  • В какой период времени вы планируете начать работать над достижением цели?
  • Сколько времени понадобится для достижения цели?
  • Когда цель должна быть достигнута?

Наш пример:

Я предполагаю, что моя цель будет достигнута уже через год, конечно, при условии, что должность главного бухгалтера освободится к этому времени.

SMART +: проверяем цель на «внутреннее» соответствие

У модели SMART есть несколько дополнений, позволяющих проверить поставленную цель на соответствие факторам, зависящим лично от вас:

+ Утвердительная формулировка

Формулируйте цель положительно. В ней не должно быть отрицательной установки с использованием частицы «не», а также глаголов «избавиться», «отказаться», «уменьшить», «перестать», «искоренить», «не хочу». Делаем упор на то, чего мы хотим, а не на то, что нас не устраивает.

Цель в нашем примере, действительно, сформулирована положительно.

+ Подконтрольность

  • Можете ли вы сами контролировать достижение этой цели?
  • А если цель находится не под вашим контролем, что вы можете изменить, чтобы получить возможность контролировать достижение цели?

Наш пример:

Цель в большей степени подконтрольна, хоть и зависит от некоторых факторов. Могут выбрать не меня. Должность может не освободиться через год. Чтобы стать единственным кандидатом на эту должность, я буду выполнять мою текущую работу качественнее и быстрее моих коллег, применяя при этом только честные правила «игры».

+ Экологичность (гуманность)

  • Какие проблемы и трудности может вызвать достижение ваших целей для других людей? Как это может повлиять на взаимоотношения с ними?
  • Готовы ли вы пойти на эти жертвы? И насколько вообще результат цели стоит этих жертв?
  • Могут ли наступить последствия, о которых придется сожалеть?
  • Не вызывает ли достижение цели какого-то внутреннего конфликта?
  • На какой риск вы готовы (и можете) пойти?

Наш пример:

Возможно, кто-то из моих коллег тоже претендует на эту должность. Я могу пойти на честную конкуренцию и постараюсь в дальнейшем быть справедливым и мудрым руководителем. Поэтому я не буду сожалеть о том, что кто-то другой не получил эту должность.

Да, я чувствую в себе желание и силы для достижения этой цели, а также полностью принимаю на себя ответственность за результат. То есть я понимаю, что меня ждет после достижения цели и готова к этому.

+ Содержит вызов

Ваша профессиональная цель должна быть для вас вызовом – интересной, манящей и будоражащей. Приготовьтесь, что при работе над достижением цели вам будет нужно выйти из вашей зоны комфорта. Но это также будет тем достижением, которым вы будете по праву гордиться, и с радостью пожинать плоды своих усилий. Подумайте:

  • Какая формулировка вашей цели сделает ее такой вызывающей?
  • Почему достижение этой цели важно для вас?

Что ж, ваш Первый Шаг в достижении цели сделан! Вы проделали огромную работу!
Теперь можно приступать к действиям!

Каждая компания, независимо от размера, должна устанавливать бизнес-цели, чтобы увеличивать прибыль, развиваться и двигаться вперед. SMART постановка целей – конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных и своевременных, признается передовой практикой управления. SMART философия в определении целей – это ясность и четкость задачи, основа для обсуждения и сотрудничества между подразделениями предприятия, мощный мотивационный инструмент.

Настройка задач по принципу SMART – один из наиболее эффективных и часто используемых в бизнесе инструментов.

«Трагедия в жизни не в том, что цель не достигнута. Трагедия – если нет цели для достижения», — Бенджамин Мейс .

Зачем нужно ставить SMART задачи

В книжке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье » есть замечательный диалог между Алисой и Чеширским Котом:

– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
­– А куда ты идешь? – вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.

«Пойти туда, не знаю куда » – бывает только в сказках. Вы должны знать куда идете и отчетливо видеть пути, ведущие к цели. Постановка задач по SMART указывает направление для менеджеров и работников; определяет тропинку, по которой нужно двигаться.

Установка целей имеет жизненно важное значение для эффективной работы бизнеса. Так, 50% малых предприятий терпят неудачу в течение первых пяти лет работы – многие владельцы крутятся как «белка в колесе », едва справляясь с текущими проблемами, и не уделяют внимания стратегии, планированию и целям предприятия.

Система постановки задач SMART структурирует информацию, помогает достичь финансовых целей, отследить прогресс и – выжить.

Что такое задачи SMART и как они работают

Термин SMART впервые появился в 1981 году в статье Джорджа Дорана There’s a SMART Way to Write Management’s Goals and Objectives («Это – умный способ написания управленческих целей и задач»). Слово «smart» в переводе на русский означает «умный », а в данном случае – это акроним английских слов. Расшифровка SMART:

  • S pecific
  • M easurable
  • A chievable
  • R elevant
  • T ime-bound

Поскольку ничто не стоит на месте, аббревиатура SMART на данный момент имеет несколько вариантов прочтения. Практическую разбивку классической постановки целей и задач по SMART мы свели в таблицу:

Правила постановки задач по SMART

SMART анализ обеспечивает простую и четкую структуру для определения целей и задач. Удобство использования – еще одна причина популярности системы. Она может быть использована кем угодно, где угодно, и не требует особых навыков постановки задач по SMART.

«Когда схемы продуманы заранее, это удивительно, как часто обстоятельства будут вписываться в них», Уильям Ослер .

Конкретная задача

Чего именно вы хотите достичь?

Чем точнее ваше описание, тем выше вероятность того, что вы получите желаемое. Вы могли бы сказать сотрудникам, что целью компании является «увеличение продаж», и только. Проблема в том, что такая формулировка – расплывчата и никого не подтолкнет к действию.

Чтобы поставить задачу SMART вы должны ответить на шесть вопросов «W »:

W вопросы для SMART целей
Who Кто Кто участвует?
What Что Чего именно я хочу достичь?
Where Где Определить местоположение
When Когда Установить временные рамки
Which Который Определение ограничений
Why Почему
  • Что вы получите, достигнув цель?
  • Это на пользу бизнесу?

Для практического понимания возьмем пример постановки задачи по SMART:

Эта цель достаточно конкретна и поможет вашей команде продаж двигаться в заданном направлении.

Измеримая цель

  • Представьте, что вы сели играть в преферанс с друзьями и решили не писать пулю. Вы не знаете ни кто выигрывает, ни сколько, ни когда это закончится. Нет никакой мотивации, зачем нужна такая игра?

Сформулировать задачу по SMART – значит дать себе и сотрудникам возможность оценить насколько успешно вы продвигаетесь к намеченной цели. Расплывчатая постановка вопроса оставляет место для неверного толкования и закончится только раздражением.

В примере выше указана цель увеличить продажи. Если менеджеры продадут одну дополнительную единицу товара за квартал, значит ли это, что задача выполнена? Формат постановки SMART задач предполагает использование точных цифр: Х% или Y тысяч рублей.

Достижимая цель

Цель должна находиться в пределах имеющихся ресурсов, знаний и времени. Если вы ставите какую-то личную задачу, она должна быть разумной и безопасной. К примеру, «похудеть на 10 кг за 3 дня» практически невозможно, даже используя радикальные методы.

Если вы решите «спустить» в отдел продаж цифру 100% на будущий квартал, а рост оборота в текущем периоде только 5%, то вряд ли такая цель достижима. Нереалистичная задача не только не мотивирует сотрудников, но имеет обратный эффект – «если догнать невозможно, то и нечего бежать ».

Релевантная цель

Релевантная цель – значит соответствующая, уместная, адекватная. На этом шаге необходимо убедиться, что цель имеет значение для вас и соответствует другим целям. Вопросы, которые необходимо задать:

  • Стоит ли эта задача ресурсов и усилий, которые потребуются?
  • Удачное ли время для реализации цели?
  • Вписывается в общую стратегию компании?

Вы, конечно, можете установить цель «сократить расходы» и уволить сотрудников отдела продаж, но как эти действия соотнесутся с задачей увеличения оборота?

Еще один пример из розничной торговли: в январе традиционно наблюдается спад активности покупателей, утвердить план увеличения продаж одежды на 20% относительно декабря – и нереально, и неуместно.

Ограниченная по времени

Бизнес-цель без определения границ обречена на провал с самого начала. Создание точных временных рамок мотивирует, служит напоминанием сотрудникам, и способствует сохранению заданных темпов.

Увеличить продажи на 50% можно в следующем квартале, году или пятилетке, так ведь? Конечный срок выполнения цели помогает выработать команде план действий, чтобы добиться искомого результата.

Итак, соберем наш пример постановки SMART задач:

Каскадирование SMART задач

Ежегодное выравнивание стратегических и глобальных целей SMART начинается с создания плана с использованием каскадных коммуникаций между подразделениями компании. Такой подход гарантирует, что все заинтересованные стороны (инвесторы, владельцы, сотрудники ) понимают потребности клиентов, возможности организации, и могут сделать выводы о необходимых действиях, чтобы двигаться вперед и развиваться.

Как написать каскадные цели SMART

  1. На уровне совета директоров принять решение о 4 – 6 стратегических целях на год.
  2. Сделать их SMART видимыми для уровня ниже.
  3. Подразделения компании разрабатывают свои SMART задачи в соответствии с планом развития.
  4. Сотрудникам компании ставятся индивидуальные цели.

Каскадирование SMART задач – процесс, который вовлекает всех работников организации. Его предпосылка заключается в расширении прав и возможностей сотрудников. Каждый человек в компании устанавливает собственные смарт-цели, видит, как его достижения влияют на общий успех. Тем самым кристаллизуются вертикальные и горизонтальные связи между отделами компании и сотрудниками.

Управление по SMART целям

Разработать и установить задачи – полдела, важно регулярно отслеживать показатели и, при необходимости, корректировать цели. Здесь мы немного отступаем от темы SMART задач и затрагиваем MBO систему управления по целям . Четкому вектору, обозначенному с помощью SMART целеполагания, необходимы контрольные точки.

Заключительный этап – вознаграждение . Так как цели были определены в конкретной, измеримой и временной форме, система оценки относительно проста. Когда вы поощряете персонал за выполнение задач, вы даете четкий сигнал о том, что приложенные сотрудниками усилия ценятся.

  1. Установить план мониторинга производительности – раз в месяц или в квартал.
  2. Оценить и вознаградить усилия и эффективность деятельности команды. Поощрение успеха – сильнейший мотиватор для сотрудников.

Итоговая схема SMART задач выглядит так:

SMART задачи в примерах

«Постановка целей является первым шагом к превращению невидимого в видимое», — Энтони Роббинс.

Исследование Университета Dominican штата Иллинойс обнаружило, что люди, которые только «думали» о своих целях, успешны на 43% в достижении желаемого. Другая группа испытуемых устанавливала и записывала цели, используя формулировку SMART, успех сопутствовал 78% участников.

Пример №1: решения проблемы постановкой SMART задачи

Цель : увеличение объемов продаж. Этот пример мы подробно рассматривали выше и вывели подходящую SMART установку:

«Отдел сбыта должен увеличить продажи линейки продукта Х в этом году в центральном регионе на 50%».

Детализированная задача SMART будет звучать примерно так: «Для увеличения продаж продукта Х на 50% в этом году будут дополнительно наняты два менеджера. Запланированный рост продаж: 10% в первом квартале, 15% во втором, 5% в третьем и 20% в четвертом».

Цель в формате SMART – предельно конкретная, измеримая и реалистичная. Учтены сезонные колебания спроса на продукт Х и названы меры, которые необходимо предпринять для завершения задачи.

Пример №2 решения проблемы постановкой SMART задачи

Если с финансовыми показателями все более или менее ясно, то цель «обеспечить хорошее обслуживание клиентов » ставит в тупик многих руководителей. Первое, что нужно признать: «обеспечить обслуживание» – не цель, а действие. Цель – это результат и достижение, а не процесс, который к ней ведет. Что вам действительно нужно?

Взаимоотношения с клиентами сводятся к двум ключевым моментам:

  • клиент должен быть доволен;
  • необходимо удерживать постоянных клиентов.

Можно было бы установить задачу «увеличить клиентскую базу на 10% в этом году». Это уже лучше, но не всегда компания имеет достаточно влияния на потенциальных клиентов.

В таком случае, переформулируйте в SMART: «повысить уровень удовлетворенности клиентов до 90% в текущем году».

  • Конкретная: повышение лояльности и удержание клиентов.
  • Измеримая: анкетирование людей, воспользовавшихся продуктом или услугами компании.
  • Достижимая: предыдущий период показал цифру 70%, повышение удовлетворенности на 20% – реальная задача.
  • Соответствующая: постоянная клиентура приносит очевидные выгоды бизнесу.
  • Ограниченная по времени: задан временной порог.

Формулировка SMART совмещена с первоначальной задачей обеспечения хорошего обслуживания клиентов, дает конкретный и измеримый результат, который достижим. Обозначенная целевая дата держит персонал мотивированным, и раз в определенный период можно контролировать промежуточные итоги.

Каскадирование SMART задач углубит и детализирует конкретные цели непосредственно для сотрудников. Это может быть работа отдела HR с персоналом по повышению мотивации, тестирование и обучающие программы, разработка анкеты для обратной связи с клиентами и т.д.

10 шагов к постановке задач SMART

  1. Определите цели. Чего вы хотите достичь, на чем нужно сосредоточиться, что улучшить?
  2. Запишите, используя принцип SMART. Ручкой на бумаге или в текстовом редакторе – написание слов отделяет желания от целей.
  3. Проанализируйте, что нужно сделать для достижения записанных задач.
  4. Составьте список выгод, которые несет вам успешное выполнение целей. Отдельно выпишите возможные препятствия, которые могут встретиться на пути.
  5. Если вы устанавливаете цели личностного роста, разбейте их на более мелкие задачи. В бизнесе – прибегните к методу каскадирования SMART.
  6. Разработайте план действий, как в приведенных выше примерах: наем сотрудников, повышение продаж на 10% в квартал, и так далее. Установите сроки.
  7. Периодически контролируйте этапы выполнения задач.
  8. Пересмотрите или обновите краткосрочные задачи, если возникла необходимость.
  9. Вознаградите сотрудников (и себя) за успешное продвижение.
  10. Проведите переоценку целей – это не высеченные в камне скульптуры. С течением жизни под влиянием внешних и внутренних обстоятельств они могут меняться.

Применение SMART-подхода для концентрации усилий в области развития бизнеса может стать тем катализатором, который необходим вашей команде. После того, как цели установлены, создан план действий, нужно продолжать искать точки улучшения и возможности для обратной связи. SMART-подход тесно связан с мотивационными целями сотрудников, которые привносят свой вклад в компанию, способствуя успеху и процветанию дела.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!