Все вопросы

Площадь революции сколько выходов в город. Станция метро площадь революции

Станция метро "Площадь Революции" или кто все эти люди?

Данный пост не претендует на абсолютную новизну и оригинальность, это скорее попытка собрать все имеющиеся сведения в одном месте. На полноту изложения биографий людей я также не претендую, тем более, что в разных источниках приводятся разные версии. Остановлюсь только на ключевых моментах.

Станция "Площадь Революции" - одна из центральных в Московском метро и тех, которые (как считается) должен обязательно посетить любой гость нашего города. Об этой станции написано очень многое, но первое, что приходит на ум при упоминании названия "Площадь Революции" - это расположенные на ней скульптуры. Их вроде бы много - рабочие, крестьяне, дети, революционные солдаты и матросы, но на самом деле, их всего двадцать. За счёт повторов этих скульптур создаётся впечатление "многолюдности" станции. И однажды мы задались вопросом - кто все эти люди? Каждая из фигур имеет свою индивидуальность, свои характерные черты, вряд ли это какие-то абстрактные люди. (Поясню: "мы" - это в данном случае редакция одного из телеканалов, которая и задала мне такой вопрос при подготовке сюжета. Ну а мне стало интересно поискать ответы на такой нестандартный вопрос).
Поиск в сети и среди публикаций дал пусть и не все ответы, но кое-кого удалось найти. Нашлись даже несколько фотоснимков реальных людей, ставших прообразами скульптур.
Итак, мы идём от западного входа на станцию - того, который объединён с входом на "Театральную".

Во второй арке находятся крестьянин с оружием в руках и матрос с наганом. Матроса зовут Алексей Диомидович Никитенко. Он воспитанник Ленинградского военно-морского училища имени Фрунзе. Дослужился до командира такого корабля, как монитор. До войны увлекался спортом, шлюпочными гонками, брал призы.

Сохранилась фотография Алексея Никитенко:

И, конечно, известная скульптура в метро:

Вот воспоминание его современника :

...Никитенко прошел в каюту, вынул из письменного стола толстую папку с записями... В папке мелькнула фотография. Я полюбопытствовал:
- Покажите, Алексей Диомидович.
- Ах, это! - Никитенко протянул мне вырезку из журнала «Архитектура СССР». - Воспоминание далекой юности...
На снимке было изображение скульптурной фигуры моряка, опоясанного пулеметными лентами, - известная москвичам статуя, установленная на станции метрополитена «Площадь Революции». Лицо, вылепленное скульптором, поразительно походило на лицо Никитенко.
- Да ведь это вы!
- И я, и не я, - рассмеялся Никитенко, - а разве похож?
- Еще бы! Теперь понимаю: мы с вами встречались в Москве, капитан-лейтенант, тысячи раз, иногда по два и по три раза в день! Но что общего между вами и этим героем гражданской войны? Вы так молоды!
Никитенко рассказал, как он «попал в герои гражданской войны». В 1937 году в Военно-морское училище имени Фрунзе обратился скульптор Манизер с просьбой подобрать ему натурщика для работы над фигурой матроса гражданской войны по заказу московского метрополитена. Начальник посоветовал скульптору провести день в вестибюле училища и самому выбрать подходящего курсанта. Он и выбрал Никитенко.
- Я и знать не знал. Вызвали и приказали: отправиться в Академию художеств в распоряжение товарища Манизера.
- И надолго?
- На полгода. Каждый день по четыре часа. Опоясанный пулеметными лентами, с наганом в руке, стоял так, как на этой фотографии. Жаль, не видел скульптуру в метрополитене! Кончил училище, так и не был в Москве.

Матвей Манизер впоследствии тепло вспоминал своего революционного матроса:


В следующей арке снова остановимся около матроса. На его бескозырке написано "Марат", в руках у него сигнальные флажки. Олимпий Иванович Рудаков - человек невероятных взлётов и падений, его биография достойна как минимум книги, а то и художественного фильма.

Вот он в жизни:


А вот в метро:


Олимпий Иванович родился в 1913 году в Казани, в 1930-е годы по комсомольской путёвке его направили в военно-морское училище имени Фрунзе, которое он и закончил в 1937 году. В этом же году, находясь в составе экипажа линкора "Марат", Олимпий Иванович участвовал в заграничном походе в Англию - на коронацию Георга VI. Линкор "Марат" в числе примерно двухсот других кораблей участвовал в параде, посвящённом коронации. В том же году Рудаков был выбран прообразом скульптуры для станции "Площадь Революции".
После возвращения на флот он служил командиром боевой части на разных кораблях, а затем стал помощником командира эсминца "Сокрушительный", где и прослужил почти до конца 1942 года. В ноябре 1942 года "Сокрушительный" потерпел аварию и затонул. В ряде источников написано, что командование покинуло тонущий корабль не в последнюю очередь, как того требует неписаный морской закон. Но и простого факта гибели боевого корабля в военное время не в боевой обстановке хватило для отправления всего его командного состава под трибунал. Рудакову выносят смертный приговор, который заменяют отправкой на фронт в штрафную роту. Затем - ранение, означающее снятие судимости и восстановление в офицерском звании. С 1944 года он снова на флоте, после войны командует кораблями преимущественно иностранного производства, полученными СССР от союзников в счёт репараций вместо кораблей итальянского флота.
В июне 1953 года Рудаков, командуя крейсером "Свердлов", повторяет заграничный поход 1937 года - снова в Англию и снова на коронацию, но теперь на престол вступает Елизавета II. Во время церемонии Рудаков преподнёс королеве подарок от Советского Союза - горностаевую мантию, и был удостоен приглашения на вальс с её стороны. В последующие годы продолжал служить на военно-морском флоте, а затем работал в военно-морской академии.

Идём дальше. Следующим - конечно, пограничник с собакой. Причём мы знаем не только имя пограничника, но и кличку собаки. Знакомьтесь - Никита Федорович Карацупа и собака Индус. Вот они - затаившиеся в дозоре на границе:

И застывшие навечно на станции метро:

Никита Фёдорович родился в 1910 году в Днепропетровской области, вскоре семья перебралась в Казахстан. Ещё в детском возрасте он остался сиротой, беспризорничал. Потом устроился пасти овец, где воспитал свою первую собаку, сделав из неё добросовестного помощника.
В 1932 году поступил на службу в пограничные войска и попал на Дальний Восток. Вскоре начальник заставы заметил умение Никиты Карацупы находить общий язык с животными и направил его на курсы служебного собаководства. К месту учёбы Карацупа опоздал, поэтому собаки ему не досталось. Не беда! Он нашёл двух брошенных кем-то щенков-дворняг, одного из которых взял себе, а второго подарил сослуживцу. Свою собаку он назвал Индусом, а вторую - Иргусом.
Кроме подготовки собаки Карацупа разработал специальные упражнения и для себя - чтобы уверенно успевать за собакой, идущей по следу. Пройдя обучение, он вернулся на Дальний Восток, где продолжил успешную борьбу с нарушителями советской границы. За двадцать лет службы Никита Фёдорович задержал более 330 нарушителей и уничтожил почти 130, был награждён орденом Красного Знамени. За это время у него было пять собак, каждую из которых звали Индусом - все они так или иначе погибли в схватках с нарушителями наших границ. Уже в наше время погранзастава "Полтавка" стала называться "имени Карацупы". Впоследствии Никита Фёдорович стал автором книг по служебному собаководству и по праву считался одним из лучших специалистов в этом деле.
Вот ещё одно его фото:

Идём дальше. В следующей арке - стахановец с отбойным молотком и молодой инженер. Инженера зовут Аркадий Антонович Гидрат и на самом деле он не инженер, а спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту, входивший в десятку сильнейших в этом виде спорта, преподаватель Института Физкультуры. На фото он справа:


А вот скульптура в метро может считаться памятником погибшему герою - всего через несколько лет грянет Великая Отечественная война, которая оборвёт многие жизни, в том числе и жизнь этого молодого парня-спортсмена.


В 1939 году Аркадий ушёл добровольцем на финскую войну, служил в лыжном батальоне. После окончания войны вернулся в институт, начал готовить кандидатскую диссертацию, но закончить её не успел - началась Великая Отечественная война. В августе 1941 года его отправили на офицерские курсы "Выстрел", однако уже в сентябре его рота насмерть встала на Синявинских высотах под Ленинградом, не давая немцам замкнуть кольцо блокады. После этих боев Аркадий Гидрат считался пропавшим без вести. Только в 2000 году его останки нашла и опознала по чудом сохранившемся солдатскому медальону поисковая группа. Неизвестный герой - вот он, рядом с нами, надо лишь просто спуститься в метро.

Следующую арку пропускаем, а за ней фигура девушки-дискоболки. Это Тамара Павловна Курбатова, натурщица Матвея Манизера. Остались её фото, однако, в сети их не нашлось. Сделанные с неё наброски и послужили материалом для скульптуры. Родилась она в 1906 году, работала исключительно в "вольных" профессиях - была тапёром, актрисой, натурщицей. В зрелом возрасте получала пенсию как вдова ветерана-большевика, последние свои годы прожила в Ташкенте. Как говорят, Тамара никогда не пользовалась метро и поэтому скорее всего не знала о том, что московская подземка таит в себе её портрет.

И вот, наконец, мы добрались до конца станции. Со стороны центрального зала скульптур уже нет - их место занял новый выход, построенный в 1947 году, и сопутствующий ему гермозатвор, ведь метро - это не только вид транспорта, но и объект гражданской обороны. Поэтому выходим на платформу и в самом её конце встречаем две пары детей - мальчиков с моделью самолёта и девочек с глобусом. Имена девочек мы знаем - это Нина Павлова и Юня (Юнесса) Полянская (по другому источнику - Лещинская).
По воспоминаниям Нины Павловой, с Матвеем Манизером они не встречались. В газете "Пионерская правда" от 30 января 1940 года была напечатана их фотография с тем самым глобусом, и подпись: "Ученицы 6-го класса “Б” 91-й школы Нина Павлова и Юня Лещинская у глобуса. Фото Е.Тиханова". Интересно, что скульптура Манизера зеркально перевёрнута по сравнению с фото и Нина показывает на глобус левой рукой - это сделано из-за ограниченного пространства в арке, в котором можно было разместить фигуры.
После окончания школы Нина Васильевна Павлова стала специалистом по радиационной химии, работала в закрытых институтах. Вот она - стоит и показывает что-то на глобусе:


Это пока всё, что известно о скульптурах на станции "Площадь Революции". Если у кого-то есть информация о других людях с этой станции или каких-то ещё, или просто какие-то уточнения - комментарии открыты, пишите, буду благодарен.

Станция метро «Площадь Революции» была открыта 13 марта 1938 года в составе второй очереди строительства Московского метро и получила свое имя в честь расположенной около метро площади с таким же названием. В настоящее время «Площадь Революции» является частью пересадочного узла из трех станций метро. А ее характерной и уникальной особенностью является наличие большого количества скульптур (их семьдесят шесть).

История станции метро Площадь Революции

Как упоминалось выше, станцию метро «Площадь Революции» открыли в 1938 году 13 марта. Через три года, в связи с началом Великой Отечественной Войны, все скульптуры станции были вывезены в Среднюю Азию. Но из-за эвакуации они были повреждены настолько, что от них остались только отдельные части. Лишь благодаря тому, что каждая скульптура станции повторялась четыре раза, в 1944 году их смогли восстановить и вернуть обратно.

В 1946 году в средней части главного зала станции «Площадь Революции» был построен переход на «Театральную» Замоскворецкой линии. Позже, в 1947, на станции появился восточный вестибюль.

В 1974 году в западном торце «Площади Революции» был сделан ещё один переход на станцию «Театральная». С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 восточный вестибюль метро «Площадь Революции» был закрыт на реконструкцию и модернизацию, после чего его вновь открыли для пассажиров.

Оформление станции метро Площадь Революции

Станция метро «Площадь Революции» выполнена по типовому проекту для станций глубокого заложения — пилонная трехсводчатая конструкция. В оформлении платформы станции использован светлый и черный гранит. Цокольная часть станции облицована черным с золотыми вкраплениями известняком. Верх путевых стен покрыт серым мрамором. В отделке пилонов и арок между пилонами ставка сделана на сочетание мрамора и мраморовидного известняка.

Но, все-таки, самая заметная часть оформления станции метро «Площадь Революции» это скульптуры, размещенные с каждой стороны прохода между центральной и боковыми частями платформы. Всего на станции семьдесят шесть скульптур (первоначально восемьдесят), но тематических образов всего двадцать. Восемнадцать повторяются по четыре раза, два — по два. Все скульптуры характеризуют собой период времени с октября 1917 по декабрь 1937 года, период создания, становления и будущего СССР.

Техническая информация о станции метро Площадь Революции

На станции метро «Площадь Революции» два вестибюля, восточный и западный. Восточный вестибюль ведет к Богоявленскому переулку и Никольской улице. Западный ведет к Площади Революции, и в нем же находится односторонний переход со станции «Театральная» на станцию «Площадь Революции». В обратном направлении можно пройти по переходу, расположенному в центральной части платформы метро «Площадь Революции». Попасть на станцию «Охотный ряд» Сокольнической линии можно только через «Театральную», так как прямого перехода со станции «Площадь Революции» не предусмотрено.

Достопримечательности рядом с метро Площадь Революции

Станция «Площадь Революции» находится практически в центре Москвы, так что самой известной достопримечательностью около метро будет Красная площадь. На Красной площади, а значит и рядом с метро «Площадь Революции», находятся Собор Казанской иконы Божией Матери, храм Василия Блаженного (или Покровский собор), Исторический музей, Кремль. Кроме того, недалеко от станции можно найти Политехнический музей, Музей истории Москвы, Музей международного союза книголюбов, несколько театров и выставочных галерей. Перечислять все не стоит, каждый найдет для себя подходящее место для посещения. А начать как раз стоит со станции метро «Площадь Революции», так как она уже сама по себе достопримечательность.

Интересные факты о станции метро Площадь Революции

Представляющие интерес факты о станции метро «Площадь Революции» связаны с ее скульптурами. У студентов существует традиция, связанная с посещением станции перед сессией и зачетами. Считается, что если коснуться носа бронзовой собаки пограничника, то это принесет удачу на экзамене. Если же дотронуться до ее лапы, получишь зачет. Поэтому у всех четырех статуй собак на станции метро лапы и носы затерты до блеска.

Еще одна примета относится к скульптуре студентки с книгой. Прикосновение к ее ножке излечит раны, появившиеся от несчастной любви.

А вот бронзовому революционному матросу с наганом, также находящемуся на станции метро «Площадь Революции» не везет. Кто-то постоянно ворует у него наган…

За последние годы одна из самых харизматичных станций метро обросла поверьями и превратилась в святилище эпохи лайков и мемов. «Афиша Daily» разобралась, что и как там теперь, а также поговорила с антропологом Никитой Петровым, который изучал «Площадь Революции» со своими студентами.

От городской легенды к тотальному обтиранию

В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, - своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Краткая история станции

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор - Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

© ИТАР–ТАСС 1 / 5

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС 2 / 5

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

© Кинохроника/pastvu.com 3 / 5

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году - возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

© Б.Кудояров / pastvu.com 4 / 5

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два - дважды). Фотография 1983 года

© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС 5 / 5

Трем все

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное - петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Таблица примет



Флажки матроса

Удачный день или исполнение желаний

Петух

Гребень петуха

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Клюв петуха

Сильное несчастье

Нос собаки

Успешная сдача экзамена

Лапа собаки

Успешная сдача зачета

Туфля студентки

Удачное свидание, удачный брак

Маузер чекиста/наган матроса

Удачный в деловом и финансовом отношении день

Загадка петуха

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» - у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа - только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.



В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров - копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки - наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые - но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания - непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».



Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект - могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой - ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака - верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера - к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами - здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

- А время возникновения этой практики можно установить?

Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память - интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера .



Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки - успех на экзамене (4), петух - к деньгам (1), петух - к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

- А что дали данные гугл-опроса?

Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше - опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся - 22,6% - вспомнили о собаке. Самый популярный объект - пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).



- Откуда взялась история про несчастливого петуха?

Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок - чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию - ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой - от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух - предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х - программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.