Здоровье

Создание модельных публичных библиотек на селе. Публикации о модельных библиотеках в местной печати (2004 г.)

В последние годы в библиотечной практике появилось новое понятие - модельная библиотека, под которым понимается библиотека, отвечающая нормам и требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки».

Модельный стандарт охватывает практически все основные аспекты работы библиотек:

  • - размещение библиотек и организацию библиотечной сети;
  • - ресурсное обеспечение (фонды и оборудование, помещения, персонал, финансирование).

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях .

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.

В результате каждая из модельных библиотек получает возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Условия открытия модельной сельской библиотеки:

Количество читателей в селе не менее 500 человек. Наличие действующего сельскохозяйственного, перерабатывающего производства. Наличие развернутой инфраструктуры средней школы, почты, детского сада и т. д., хорошей дороги.

Библиотека должна иметь хорошее помещение не менее 70 - 100 кв. м, отдельный телефон, книжный фонд не менее 6 - 10 тыс. экз. Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной сельской библиотеки должны быть:

  • - привлекательное внутреннее и внешнее оформление;
  • - поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность, охрана);
  • - обеспечение различных сфер библиотечной деятельности (поступления и движения документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала) .

Необходима поддержка, как жителей села, так и главы сельского населения.

Итак, модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения .

Главная цель создания модельных библиотек - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда.

Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные .

Таким образом, модельная библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям Модельного стандарта публичной библиотеки, принятого Российской библиотечной ассоциацией. По сути, модельная библиотека - это эталон деятельности для других библиотек. Ее цель - качественное повышение уровня информационной обеспеченности всех слоев населения, обеспечение жителям равного доступа к знаниям, информации, мировым интеллектуальным ресурсам.

Практика показывает, что сегодня сельская библиотека зачастую является для населения единственным окном в мировое информационное пространство. Наличие в библиотеке выхода в Интернет добавляет к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения межличностного и профессионального общения .

Превращение имеющихся в России библиотек в современные (в полном смысле этого слова) библиотеки является не только, а может быть и не столько организационным, сколько инвестиционным проектом.

Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.

На первом этапе он кардинально меняет материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти - появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники требует модернизации библиотечного пространства: приобретение новой мебели, ремонт, создаются условия для сохранности полученного оборудования. Преображается интерьер библиотеки, благоустроены территории библиотеки.

Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки для населения и власти является важным и самым заметным результатом.

Проект преображает фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состоят из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой книги актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекает в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составляет 5,6 раза .

Техническое и ресурсное обеспечение становится основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, меняет саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.

Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека становится востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.

Кроме того, библиотека становится полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.

Итак, модельная библиотека становится центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.

Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной сельской библиотеки, являются:

  • - предоставление всем гражданам равного доступа к информации;
  • - доступность различного вида услуг;
  • - обеспечение свободы чтения;
  • - предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями;
  • - доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства .

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:

  • - организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
  • - благоустройство прилегающей территории;
  • - обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки»;
  • - текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
  • - подписка на периодические издания;
  • - автоматизация библиотечных процессов;
  • - доступ к информационным ресурсам Интернета и региональных библиотек;
  • - обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей .

Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».

Высокая эффективность проекта во многом определялась активным участием местных и региональных органов власти. Их силами осуществлен ремонт помещений библиотек, оснащение их дополнительным библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования и другой техники и информационных ресурсов от хищений и воздействия, неблагоприятных погодно-климатических и техногенных факторов .

Участие местных властей в работах по проекту было инициировано в процессе активных действий отдела библиотек Министерства культуры РФ, предпринятых в ходе поездок по регионам, охваченным работами по проекту, выступлений на конференциях и совещаниях, индивидуальной работы с представителями местной администрации и руководителями региональных управлений культуры.

Чрезвычайно важно, что процесс модернизации сельских библиотек вызвал очень бурную ответную реакцию местного предпринимательского сообщества, принявшего самое активное участие в работах, необходимых для успешного функционирования обновленных сельских библиотек.

Итак, для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.

Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.

Ведущую роль в осуществлении проекта сыграли те регионы, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских библиотек, но самостоятельно разрабатывали и осуществляли региональные программы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республике.

В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003 - 2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» .

В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек - 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» .

Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» .

Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2010 годы)» реализовался в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.

В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.

На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек - модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28) .

В рамках федеральной целевой программы «Культура России 2006 - 2010 гг.» в 2006 г. Челябинской области при софинансировании фонда «Пушкинская библиотека» и районных бюджетов были открыты 5 первых модельных сельских библиотек (первая в УРФО - Селезянская модельная Павленковская библиотека Еткульского муниципального района). Следующие библиотеки открывались при софинансировании из областного и районных бюджетов. Сегодня в Челябинской области открыто 38 модельных библиотек (в России в 40 регионах всего 184) (Приложение 1). Проект, к сожалению, не удалось реализовать полностью. К 2010 г. должно было быть открыто 52 модельные библиотеки .

Было бы очень правильно возобновление проекта по открытию модельных библиотек. Работа в этом направлении не прекращается: за счет муниципальных средств готовятся к открытию модельные библиотеки в Троицком МР (Н.-Санарская), Сосновском МР (Мирненская и Кременкульская), В.-Уральском МР (Межозерная).

Проект «Модельная городская библиотека» реализуется в г. Златоусте. В Объединении городских библиотек Магнитогорска из 12 библиотек - 5 имеют статус «эталонной библиотеки» .

Таким образом, в понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций.

В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Итак, модельная библиотека организуется с целью создания условий для реализации информационных, культурных и досуговых потребностей населения обслуживаемого поселения, обеспечения свободного, оперативного и наиболее полного доступа к информации путем модернизации ресурсного обеспечения и библиотечной деятельности.

Основными задачами модельной сельской библиотеки являются:

  • - организация библиотечного обслуживания населения на основе использования новейших информационных технологий, предоставления пользователям доступа в корпоративные и глобальные информационные сети, обслуживание пользователей в режимах локального и удаленного доступа.
  • - сохранение, систематизация и пополнение фондов;
  • - изучение потребностей пользователей в целях обеспечения прав населения на приобщение к ценностям культуры и науки;
  • - широкая пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности, воспитание культуры чтения;
  • - организация содержательного досуга пользователей;
  • - выполнение социально-профилактических, социально-реабилитационных и других социальных задач .

С первых дней создания модельных сельских библиотек, важной особенностью является выбор основного направления деятельности, специализация каждой библиотеки. На сегодняшний день среди них есть специализированные краеведческие, экологические, информационно-образовательные центры, библиотеки-музеи, юношеские и детские библиотеки, центры поддержки малого предпринимательства и органов местного самоуправления, семейного чтения и пр. Так, Усень-Ивановская модельная библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан является информационным центром по творческому наследию Марины Цветаевой. Основная цель деятельности центра - создание оптимальной модели информирования и просвещения жителей села, гостей Цветаевских праздников, туристов по вопросам краеведения, местного самоуправления, экологии, литературы и культуры . Янаульская модельная сельская библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан позиционирует себя как информационно-культурный и эстетический центр. В нём находится единственный в республике музей кукол .

Модельная сельская библиотека Красноярского района Астраханской области первые в области, опередив читательский спрос, создали систему экологического просвещения, стали авторами первой региональной программы «Экологическое просвещение и библиотека» .

То, что модельная сельская библиотека - основной информационный центр села, бесспорно. С приобретением набора технических средств - компьютерной и множительной техники - услуги сельских библиотек расширились. Поиск необходимой сельчанам информации в электронных справочно-поисковых системах намного оперативнее и выполнение запросов полнее. Так, наличие в модельной библиотеке справочно-правовой системы типа «Консультант Плюс» позволяет оперативно по различным параметрам найти необходимый пользователю документ и получить его электронную копию или распечатать его (или его фрагмент) для дальнейшего использования . Например, с 2002 года при Модельная сельской библиотеки с. Щельяюр Ижемского района республики Коми действует Центр правовой информации, который предоставляет правовую информацию всему населению. С помощью справочно - поисковой системы «Консультант Плюс» Центр проводит Дни информации «ЦПИ в библиотеке: цели, возможности, перспективы», «Все о пенсиях, льготах, пособиях», вечера вопросов и ответов «Защити себя сам», цикл бесед и обзоров по местному радио «Новинки правовой литературы» и т.д. .

Население должно постепенно понять, что библиотека содержит или способна произвести поиск информации по любому запросу, касающемуся жизнедеятельности жителей села: работа, учеба, быт, досуг и т.п. Библиотекарь найдет информацию из различных источников, документов всех типов и видов, баз и банков данных.

Неоценимую информационную помощь библиотека может оказать работникам всех сфер: образования, бизнеса, сельского хозяйства и т.п.

Учителя получат в библиотеке информацию в помощь преподаванию различных учебных предметов, руководители хозяйств - в помощь реализации сельскохозяйственной продукции, приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования, семян и новых пород сельскохозяйственных животных.

Большую помощь в этом окажет наличие в модельной сельской библиотеке входа в Интернет. Руководитель хозяйства, выгодно реализовавший продукцию своего предприятия на столичных рынках с помощью информации, предоставленной ему сельским библиотекарем, несомненно, поддержит модельную библиотеку и поможет ей финансами или другим способом.

Сотрудники органов местного самоуправления - та категория пользователей, от которой зачастую зависит деятельность библиотеки. Библиотекари должны уметь работать с представителями органов местного самоуправления, выявлять их информационные потребности и оперативно и полно удовлетворять их запросы.

Библиотека может стать посредником между органами местного самоуправления и населением: транслировать решения органов местного самоуправления жителям села, а также собирать и передавать наказы и пожелания от жителей села в адрес органов местного самоуправления .

Форм и методов работы модельных сельских библиотек в данном направлении множество:

  • - создание информационных центров и уголков информации в библиотеке; оформление специальных стендов, на которых помещается информация по жизнедеятельности села (газификация, коммунальные платежи, налоги, решения органов местного самоуправления, …),
  • - организация встреч представителей органов местного самоуправления с жителями села и т.п.

Набор форм и методов информационной работы разнообразен. С применением технических средств он значительно расширяется, так как библиотека может использовать не только собственные информационные ресурсы, но и ресурсы других библиотек и информационных центров и систем. Например, в модельной сельской библиотеке Чебоксарского района Республики Чувашии создаются информационные стенды «Местная власть день за днем». Библиотека работают с представителями органов местного самоуправления, выявляют их информационные потребности и оперативно удовлетворяют их запросы: Постановления, принятые органами местного самоуправления собираются по папкам - накопителям: Здравоохранение. Экология; Военная служба. Гражданская оборона; Транспорт; Сельское хозяйство; Дела земельные; Строительство; Благоустройство. ЖКХ; Образование; Культура и т.д. Библиотека стремится к удовлетворению всех информационных потребностей своих пользователей, а также преобразованию библиотеки в центр чтения и информации, к освоению мирового информационного пространства через Интернет, а также предоставлению дополнительных сервисных услуг на базе компьютерных технологий

Электронная доставка документов (ЭДД) для читателей публичной библиотеки на селе должна быть такой же реальностью, как и для читателей столичных библиотек. Для библиотеки на селе ЭДД - зачастую единственный способ доставить необходимый читателю документ из библиотеки федерального уровня. Если жители столицы могут получить необходимые документы непосредственно в библиотеках, то для сельского жителя поездка в Москву - проблема. А ЭДД - это оперативно и относительно просто. Необходимо для этого иметь выход в Интернет и возможность получить документ по электронному адресу библиотеки.

Для школьников библиотека - не менее важна, чем школа. В библиотеке можно подготовиться к занятиям, получив полную информацию для написания рефератов, сочинений, докладов и т.п.

Библиотека может предоставить информацию для будущих абитуриентов, помочь в выборе учебного заведения, предоставить «репетитора» (на CD-ROM) для подготовки к сдаче экзаменов.

Таким образом, в работе модельной библиотеки имеется оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения.

Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются :

  • - Предоставление всем гражданам равного доступа к информации.
  • - Доступность различного вида услуг.
  • - Обеспечение защиты свободы чтения и информации.
  • - Предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями.
  • - Доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства.
  • - Бесплатность обслуживания.

Основные требования и характеристики к ресурсному обеспечению, организации библиотечного обслуживания должны интерпретироваться в контексте функций и целей конкретной модельной публичной библиотеки и корректироваться с учетом изменений, происходящих в процессе развития библиотечной деятельности.

модельный сельский библиотека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

    реферат , добавлен 17.11.2003

    Задачи и миссия библиотек, занимающихся обслуживанием детей. Подготовка специалистов-организаторов культурно-досуговой деятельности для них. Статус детских библиотек на рынке услуг по организации досуга. Проблема их конкуренции с другими учреждениями КДД.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Цели, задачи, функции, направления работы, нормативная база сельской библиотеки. Перспективы развития библиотечного обслуживания на селе. Социально-психологическая характеристика группы пользователей. Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2015

    Основные задачи современных библиотек и развитие информационных технологий. Агрессивные способы рекламы и продаж, манипулятивные стратегии отдельных участников рынка. Комплектование библиотек как стабильная и перспективная сфера книжного бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете

  1. Список учебников

    социокультурной ситуации новых социокультурных ситуа­ций

  2. Учебник нового века педагогика

    Список учебников

    На­значение каждого из них в современной социокультурной ситуации . 6. Что является результатом воспитания? ... образования; сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения...

  3. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии I «Системное движение» как момент современной социокультурной ситуации

    Документ

    Искать для себя какие-то новые социокультурные организованности. И тогда нередко их взгляды... . Основные «напряжения» современной социокультурной ситуации и системное движение 1. Характеристика социокультурной ситуации будет по необходимости очень...

  4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    Документ

    Предоставила уникальную возможность непосредственно рассмотреть социокультурную ситуацию в различных социальных “системах координат”: ... значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского...

Модельная библиотека – это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным, многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии .

В 2002 году Министерством культуры России и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек на средства Региональной общественной организации «Открытая Россия», а также региональных и местных органов власти и спонсоров начал реализовываться проект «Создание модельных публичных библиотек на селе». С 2006 года проект вошел в Федеральную целевую программу «Культура России».

С 2009 года при поддержке ФЦП «Культура России (2006–2011 годы)» Национальная библиотека Удмуртской Республики реализует проект «Создание модельных библиотек в Удмуртской Республике». В рамках проекта в 2009 году 2 сельские библиотеки получили статус модельных. Министерство Культуры Российской Федерации предоставило для каждой из библиотек компьютерное оборудование и оргтехнику на сумму 140 тыс. руб., оплатило обучения сотрудников библиотек работе с информационными технологиями, укомплектовало фонды новыми печатными и электронными изданиями на сумму 250 тыс. руб. Ремонт помещений библиотек и обеспечение пожарной и охранной безопасности осуществлялось за счет средств муниципальных бюджетов.

В 2011 году при поддержке республиканской целевой программы «Культура Удмуртии (2010–2014 годы)» в рамках реализации проекта «Создание модельных сельских библиотек в Удмуртской Республике» на базе сельских библиотек была открыта 1 модельная библиотека. Библиотека получила компьютерное оборудование стоимостью 75 тыс. руб. и пополнила фонд печатными и электронными изданиями на 225 тыс. руб.

В 2012 году открылось еще 2 модельных библиотеки. Каждая получила компьютерное оборудование и оргтехнику на сумму 75 тыс. руб. и пополнила фонд печатными и электронными изданиями на 100 тыс. руб.

В 2013 году были открыты 2 модельные библиотеки – в Киясовском и Ярском районах. Каждая библиотека получила из средств РЦП 175 тыс. руб., в том числе 61 тыс. руб. на оснащение библиотеки оргтехникой и 114 тыс. руб. на пополнение фонда печатными и электронными изданиями.