Государство

Убеждения и деньги. Почему Лев Толстой отказался от Нобелевской премии? Слишком хороши: кто из писателей так и не получил Нобелевскую премию Алданов и компания

МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Нобелевский комитет в четверг присудил премию по литературе за 2016 год Бобу Дилану. В прошлом году премии удостоилась белорусская писательница Светлана Алексиевич, хотя фаворитом считался Харуки Мураками. В этом году букмекеры снова прочили ему победу, но выбор Нобелевского комитета непредсказуем. РИА Новости посмотрело, кто из писателей, безусловно достойных премии, так никогда ее не получил.

Лев Толстой

Лев Толстой номинировался на Нобелевскую премию по литературе несколько лет подряд - с 1902 по 1906 годы. Хотя его идеи и произведения были популярны в мире, премии писатель не получил. Секретарь Шведской академии Карл Вирсен заявил, что Толстой "осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры". Позднее Толстой написал письмо, в котором попросил не присуждать ему Нобелевскую премию.

110 лет назад, 8 октября 1906 года, великий русский писатель Лев Толстой отказался от Нобелевской премии.

Узнав о том, что Российская академия наук выдвинула его кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год, Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту.

В нем Толстой просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Этим русский писатель очень удивил Ярнефельта, как, собственно, и многих других граждан разных стран и народов. Подобного ещё не бывало. Молодая в то время Нобелевская премия (учреждена была согласно завещанию Альфреда Нобеля в 1897 г., литераторам впервые вручалась с 1901 г.) считалась престижной. Её денежный эквивалент составлял тогда 150 млн. шведских крон.

Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи, имя которого сегодня известно разве что итальянским литературоведам.

Толстому в то время исполнилось уже 78 лет. Он мог войти в историю нобелевской премии, как один из её старейших лауреатов. Толстой был доволен тем, что премия ему не присуждена. «Во-первых, - писал он, - это избавило меня от большого затруднения - распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».

Интересно, что автор «Войны и мира» создал прецедент. Появилось даже такое понятие, как «отказники Нобелевки». Среди них был советский поэт и прозаик Борис Пастернак, который от «Нобеля» отказался в 1958 г. Правда, вынужденно, под давлением Кремля. До сих неясно то, что больше всего не понравилось руководителям СССР тех лет — сам его выдвинутый на премию роман «Доктор Живаго» или тот факт, что роман был опубликован «на капиталистическом Западе».

По политическим причинам отказался в 1939 году от награды немецкий микробиолог Герхард Домагк. Из-за Адольфа Гитлера. Тот был разгневан на Нобелевский комитет за то, что в 1936 году присудил премию мира немецкому пацифисту Карлу фон Осецкому, публично осуждавшему Гитлера и нацизм. В 1937 году фюрер издал указ, запрещающий немецким гражданам принимать Нобелевскую премию. В результате химики Рихард Кун, Адольф Бутенандт и физиолог Герхард Домагк, ставшие нобелевскими лауреатами в 1938 и 1939 годах, не смогли присутствовать на награждении. Медали ученым были вручены после окончания Второй мировой войны. Интересно, что в Швеции, в Нобелевском комитете в 1939 году были люди, которые активно выдвигали на очередную премию мира самого Адольфа Гитлера. Гитлер тогда на Западе был одной из самых популярных фигур (если не самой популярной).

В 1964 году от премии отказался известный французский философ, романист и драматург Жан Поль Сартр. Только в отличие Льва Толстого, он не стал деликатничать, а громко заявил, почему отказался от премии. Основной причиной Сартр назвал свою независимость, не хотел, мол, ставить её под сомнение. Кроме того, француз был не согласен с выбором Нобелевского комитета. Он писал: «…В нынешней обстановке… премия на деле представляет собой награду, предназначенную для писателей Запада или «мятежников» с Востока. Не был награждён Неруда, один из величайших поэтов Южной Америки. Никогда серьёзно не обсуждалась кандидатура Арагона. Вызывает сожаление тот факт, что Нобелевская премия была присуждена Пастернаку, а не Шолохову и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещённая в родной стране. Равновесие можно было бы восстановить аналогичным жестом, но с противоположным смыслом».

Сартр был прав. Премия стала инструментом информационной войны Запада против СССР, и других политических противников западного мира (в частности, Китая). 1970 году Нобелевской премии по литературе был удостоен Александр Солженицын «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Автор «Архипелага ГУЛАГ» был настоящим представителем «пятой колонны» запустив миф о «десятках миллионов узников сталинских концлагерей». Не зря он получил большую поддержку на Западе, после высылки из СССР, а затем в «новой, «демократической» России, после 1991 года.

К сожалению, в настоящее время продолжается «демократизация» русского культурного пространства и образования. Так, президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая заявила , что из школьной программы нужно исключить роман Льва Толстого «Война и мир», а также «некоторые произведения» Федора Достоевского. Об этом она рассказала в интервью агентству «Москва»: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать».

Очевидно, что всё время от либеральных «реформ» 1990-х годов до «вставания с колен» 2000-х годов, в образовании идёт настоящая катастрофа. Русское классическое образование является главным барьером на пути окончательного создания в России полуфеодального, сословного общества с разделением на «избранных» и богатых («новых дворян») и бедных и «неудачников». На пути архаизации, когда «Войну и мир» и другие произведения классиков, которые отрицают буржуазную и мещанскую психологию, борются за социальную справедливость, учат критически мыслить, хотят заменить на Библию, Коран и или Тору.

Так, можно вспомнить, что русский писатель Лев Николаевич Толстой, выдающаяся личность мировой величины, в конце своей жизни был отлучён от русской православной церкви и предан анафеме её высшей иерархией. За то, что поднимал неудобные вопросы для церковных иерархов.

По сути, русских хотят загнать в архаику, чтобы навсегда узаконить социальное неравенство - материальное, культурное и образовательное. Когда в средних школах постепенно сокращают часы по математике, русскому языку и литературе, истории, физике и химии. И тут же вводят с младших классов английский язык, чтобы будущие рабы-потребители знали язык «хозяев». Увеличивают «национальный компонент», закладывая «мину» под РФ. Не мытьем, так катаньем пропихивают в школы «Закон Божий». Ведь только так можно оправдать социальную несправедливость и неравенство (сославшись на его божественную природу). Понятно, что рано или поздно такой порядок приведёт к катастрофе, по примеру 1917 года. Однако «реформаторы» этого не понимают или верят, что на их век хватит.

МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Нобелевский комитет в четверг присудил премию по литературе за 2016 год Бобу Дилану. В прошлом году премии удостоилась белорусская писательница Светлана Алексиевич, хотя фаворитом считался Харуки Мураками. В этом году букмекеры снова прочили ему победу, но выбор Нобелевского комитета непредсказуем. РИА Новости посмотрело, кто из писателей, безусловно достойных премии, так никогда ее не получил.

Лев Толстой

Лев Толстой номинировался на Нобелевскую премию по литературе несколько лет подряд - с 1902 по 1906 годы. Хотя его идеи и произведения были популярны в мире, премии писатель не получил. Секретарь Шведской академии Карл Вирсен заявил, что Толстой "осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры". Позднее Толстой написал письмо, в котором попросил не присуждать ему Нобелевскую премию.

Кого из великих русских писателей и поэтов награждали Нобелевской премией? Михаила Шолохова, Ивана Бунина, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского.

Иосиф Бродский - поэт в России практически не известный, вдруг стал лауреатом самой престижной литературной премии в мире. Вот ведь удивительный случай!

Впрочем, почему удивительный? Иосифа Бродского сперва, хотели похоронить в Александро-Невской Лавре в Питере, - рядом с императорами, а после, согласно его же завещанию развеяли прах над каналами в Неаполе. Так что награждение вполне закономерно.

Кто сейчас вспомнит имя первого лауреата нобелевской премии области литературы, получившего её в декабре 1901 года, - французского поэта Рене Франсуа Армана Сюлли-Прюдома. Его не знают, и толком никогда не знали даже в его родной Франции.

И таких, мягко говоря, сомнительных лауреатов в рядах «нобелевцев» предостаточно! А ведь в то же самое время жили и творили Марк Твен, Эмиль Золя, Ибсен, Чехов Оскар Уайльд и, конечно же Лев Толстой!

Когда ознакомишься с длинным перечнем литераторов, в разное время отмеченных Нобелевским комитетом, невольно ловишь себя на мысли, что никогда не слышал четыре фамилии из каждых десяти. Да и пятеро из оставшихся шести тоже не представляют из себя ничего особенного. «Звёздные» труды их давно и прочно забыты. Сама собою в голову приходит мысль: выходит, что Нобелевскую премию в области литературы присуждали за какие-то другие заслуги? Если судить по жизни и творчеству того же Иосифа Бродского, то да!

Уже после первого же сомнительного награждения общественное мнение Швеции и других стран было шокировано решением Академии Нобеля. Уже через месяц после скандального награждения, в январе 1902 года, Лев Толстой получил адрес-протест группы шведских писателей и художников:

«Ввиду впервые состоявшегося присуждения Нобелевской премии мы, нижеподписавшиеся писатели, художники и критики Швеции, хотим выразить Вам наше преклонение. Мы видим в Вас не только глубокочтимого патриарха современной литературы, но также одного из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего, хотя Вы, по своему личному суждению никогда не стремились к такого рода награде. Мы тем живее чувствуем потребность обратиться к Вам с этим приветствием, что, по нашему мнению, учреждение, на которое было возложено присуждение литературной премии, не представляет в настоящем своём составе ни мнения писателей-художников, ни общественного мнения. Пусть знают за границей, что даже в наше отдалённой стране основным и наиболее сильным искусством считается то, которое покоится на свободе мысли и творчества». Письмо это подписали более сорока видных деятелей шведской литературы и искусства.

Все знали: в мире есть только один писатель, достойный быть первым отмеченным самой высокой в мире наградой. И это писатель Лев Толстой. К тому же, именно на рубеже веков вышло в свет новое гениальное творение писателя – роман «Воскресение», который Александр Блок впоследствии назовёт «завещанием уходящего столетия новому».

24 января 1902 года в шведской газете «Свенска Дагбладет» появилась статья писателя Августа Стриндберга, утверждавшего в ней, что большинство членов Академии – «это недобросовестные ремесленники и дилетанты в литературе, которые почему-то призваны вершить суд, но понятия этих господ об искусстве так по детски наивны, что они называют поэзией только то, что написано стихами, предпочтительно рифмованными. И если, например, Толстой навсегда прославился, как изобразитель человеческих судеб, если он создатель исторических фресок, то он ими не считается поэтом на том основании, что не писал стихов!»

Ещё одно суждение по этому поводу принадлежит известному датскому литературному критику Георгу Брандесу: «Льву Толстому принадлежит первое место среди современных писателей. Никто не внушает такого чувства почитания, как он! Можно сказать: никто, кроме него, не внушает чувства почитания. Когда при первом присуждении Нобелевской премии она была дана благородному и тонкому, но второразрядному поэту, все лучшие шведские авторы послали за своими подписями Льву Толстому адрес, в котором протестовали против такого присуждения этого отличия. Само собой чувствовалось, что оно должно было принадлежать только одному – великому писателю России, за которым они единогласно признавали право на эту премию».

Многочисленны обращения и требования восстановления поруганной справедливости заставили и самого Толстого взяться за перо: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».

Казалось бы, на этом вопрос мог бы быть и исчерпан?! Ан нет! Вся история получила неожиданное продолжение.

В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех». Эта, ныне почти забытая остро публицистическая книга рассказывала о тяжкой доле русского крестьянства. Сейчас о ней не вспоминают ещё и потому, что в этом труде Толстой в самой категорической форме, аргументировано и чрезвычайно убедительно высказывался против частной собственности на землю.

В Академии наук России возникла вполне понятная идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. В записке, составленной с этой целью выдающимися русскими учёными, академиками А.Ф. Кони, К.К. Арсеньевым и Н.П. Кондаковым давалась самая высокая оценка «Войне и миру», «Воскресению». А в заключение, от имени Российской Императорской академии наук высказывалось пожелание о присуждении Толстому Нобелевской премии.

Записку эту одобрил и Разряд изящной словесности Академии наук, - была в то время в Академии такая организационная структура. 19 января 1906 года, вместе с экземпляром толстовского «Великого греха» записка была отослана в Швецию.

Едва услышав о столь великой чести, Толстой пишет финскому писателю Арвиду Ернефельду: «Если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться, а потому я очень прошу Вас, если у Вас есть – как я думаю – какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение – отказываться от неё».

На самом деле, истинные заслуги перед человечеством того или иного писателя, учёного или политика Нобелевская премия отражает лишь отчасти. Девять из десяти Нобелевских лауреатов в области литературы были рядовыми ремесленниками от литературы и не оставили в ней хоть сколько-нибудь заметного следа. И лишь, примерно, один-два из этих десяти были по-настоящему гениальными.

Так за что же тогда остальным давали премии, почести?

Присутствие среди награжденных гения - придавало награждению всей прочей весьма и весьма сомнительной компании иллюзию достоверности и заслуженности. Видимо, таким изощрённейшим способом Нобелевский комитет пытался и пытается повлиять на литературные и политические пристрастия общества, на формирование его вкусов, привязанностей и, в конечном счёте, ни много, ни мало, на мировоззрение всего человечества, на его будущее.

Припомните, с каким восторженным придыханием большинство говорит: «Такой-то Нобелевский лауреат!!!». А ведь Нобелевскими лауреатами были не только гении, творившие во благо людей, но и деструктивные личности.

Так денежные мешки, посредством премии банкира Нобеля, пытаются купить саму душу Мира. Видимо, великий Толстой раньше всех понял это, - понял, и не пожелал, чтобы его имя использовалось для утверждения такой страшной идеи.

Почему же Нобелевскую премию так и не вручили Льву Толстому? Вероятнее всего - брезговал ею старик!

110 лет назад, 8 октября 1906 года первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, мог стать публицист и философ Лев Николаевич Толстой.

Но 78-летний писатель стал первым, кто со времени основания Нобелевской премии в 1901 году отказался от неё.

сайт рассказывает, как и почему это произошло.

Российская академия наук выдвинула Льва Толстого на Нобелевскую премию в 1906 году, за четыре гора до его смерти. К тому времени у писателя были изданы почти все произведения, включая «Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресение», «Крейцерову соната», а также множество рассказов, пьес и статей.

Лев Толстой узнал об инициативе академии и решил не напрямую отказываться от премии, а написать письмо своему другу, писателю, переводчику его работ на финский язык Арвиду Ярнефельту.

Лев Николаевич просил своего приятеля с помощью коллег из Швеции сделать так, чтобы ему не присудили Нобелевскую премию, поскольку ему было бы очень неприятно от неё отказываться.

«Во-первых, это избавило меня от большого затруднения распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мне глубоко уважаемых», - писал Лев Толстой.

Вероятно, причиной решения писателя стали его убеждения, ведь одним из принципов религиозно-этического движения - толстовства - является опрощение - жизнь, не обременённая материальными ценностями.

Арвид Ярнефельт выполнил поручение своего друга.

В 1906 году премию по литературе получил итальянский поэт Джозуэ Кардуччи.